Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование взаимосвязи коммуникативных стратегий и игровой результативности хоккеистов

Работа №101021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Понятие коммуникативных стратегий в психологии 9
1.2. Психологические особенности спортивной деятельности и личности в
спорте 15
1.3. Специфика коммуникации спортсменов-игровиков в спортивных
командах 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИГР 29
2.1. Значение игры в развитии и социализации личности 29
2.2. Структура, значение и психодиагностические возможности сюжетно-ролевой игры 35
2.3. Диагностика и коррекция коммуникативных стратегий взрослых с
помощью сюжетно-ролевой игры 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И
ИГРОВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ХОККЕИСТОВ 53
3.1. Организация исследования 53
3.2. Методы и методики 57
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97
ПРИЛОЖЕНИЕ В 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Психология спорта - наука о психологических закономерностях спортивной деятельности; особенностях психических процессов, психических свойств, психических состояний у спортсменов, проблемах личности и коллектива в спорте [44]. Объектом психологии спорта является спортсмен. Предмет данной отрасли психологической науки - закономерности психики, психологические особенности личности и деятельности спортсменов в различных условиях тренировки и соревнований. В настоящее время психология спорта активно развивается, и в ее контексте особое внимание уделяется результативности спортсменов, в том числе в командных видах спорта.
Результативность - это отношение фактического результата к запланированному. Под результативностью спортивной деятельности понимается влияние спорта на развитие человека и общества (биологический, педагогический, психологический, социальный эффекты). Например, командные виды спорта, в том числе хоккей, повышают социальную значимость и усиливают идеологический фактор. Под результативностью спортсмена понимаются спортивные достижения, выраженные в единицах измерения, характерных для данного вида спорта, местах, полученных баллах, достигнутых рекордах, квалификации и титулах спортсмена.
Присущие спортсменам в жизни коммуникативные стратегии могут помогать или мешать достижению результатов. Зная о присущей спортсмену коммуникативной стратегии, мы можем использовать эти данные для распределения амплуа между игроками и прогнозирования результативности спортивной деятельности.
Коммуникативная стратегия - это обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения цели субъекта коммуникации» [20, с. 21] Понятие коммуникативной стратегии является относительно новым для различных прикладных исследований.
Большинство изученных нами научных трудов по психологии спорта направлены на изучение особенностей технико-тактической деятельности хоккеистов различного амплуа, на исследование саморегуляции психического состояния спортсменов, индивидуально-личностные показатели и др. [32, 33]. Сфера коммуникативных стратегий, влияющих на результативность спортсменов в их деятельности, мало изучена.
В спортивной деятельности нет традиции уделять внимание коммуникативным стратегиям, но зачастую доли секунды, ведущие к высоким результатам в спорте высших достижений, зависят от коммуникативной стратегии, присущей тому или иному спортсмену, и от ее соответствия амплуа игрока в спортивной деятельности. Актуальность темы определяется необходимостью исследования новых способов диагностики и коррекции игровых стратегий спортсменов, ведущих к повышению результативности игроков.
Понятие коммуникативных стратегий было разработано в менеджменте для сплочения команд и не было применено в спортивной сфере ранее, что приводит нас к проблеме адаптации этого понятия к психологии спорта. Таким образом, наше исследование носит поисковый характер.
В 2015 году нами было проведено исследование, направленное на выяснение диагностических и коррекционных возможностей сюжетно - ролевых игр. Результатом исследования стала формулировка теоретического конструкта: выявление конкретных биполярных пар коммуникативных стратегий и подтверждение широких диагностических и коррекционных возможностей сюжетно-ролевой игры.
Д. Б. Эльконин дает следующее определение игре человека: «Игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [73]. В общем смысле игра - это форма деятельности в условных ситуациях.
Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим.
Игра в детском возрасте способствует возникновению новообразований психики и социализации детей, однако с выходом человека из детского возраста игра не теряет своей значимости. Когда ребенок оканчивает школу и выходит во взрослую жизнь, игровая деятельность реализуется и далее - в различных качествах, например, в качестве спортивных, деловых ролевых игр. Игра, являясь важным фактором развития психических процессов и социализации ребенка, становится не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию навыков взрослого человека.
Так, взрослые, продолжая принимать участие в играх, особенно сюжетно-ролевых и коммуникативных, могут осознать собственные эффективные и неэффективные паттерны поведения в обществе, посмотреть иначе на социальные отношения, повысить уровень творческой активности и скорректировать стратегии действий в той или иной жизненной ситуации.
На наш взгляд, сюжетно-ролевые игры являются одним из перспективных методов изучения коммуникативных стратегий людей, в том числе спортсменов, так как в игре моделируются коммуникативные ситуации, аналогичные тем, что характерны для реальной деятельности участников. Осознание игроками эффективности собственных стратегий, своевременная их коррекция и соответствие амплуа игрока его коммуникативным стратегиям позволяют прогнозировать результативность спортсменов в спортивной деятельности.
Гипотеза исследования: соответствие реального коммуникативного профиля игрока желательному коммуникативному профилю амплуа в спорте повышает результативность игрока.
Подгипотеза: в условиях реальной игры на поле хоккеисты проявляют те же коммуникативные стратегии, что и в искусственной ситуации сюжетно-ролевой игры.
Объект - коммуникативная стратегия в связи с результативностью.
Предмет - коммуникативная сфера.
Цель работы: выявить взаимосвязь коммуникативных стратегий хоккеистов с их результативностью.
Задачи:
1) по данным литературы обобщить классические и современные представления о спортивной деятельности, личности спортсмена, возможностях сюжетно-ролевых игр и коммуникативные стратегии;
2) обосновать сюжетно-ролевую игру как инструмент для диагностики и коррекции коммуникативных стратегий хоккеистов;
3) на основании наблюдения за сюжетно-ролевой игрой выявить коммуникативные стратегии хоккеистов;
4) на основании тестов-опросников выявить индивидуальные особенности коммуникативной сферы хоккеистов;
5) на основании видеозаписей хоккейных игр прояснить игровое поведение хоккеистов и выявить их коммуникативные стратегии на поле;
6) выявить взаимосвязи результатов тестов и коммуникативных стратегий хоккеистов в игре на поле и в сюжетно-ролевой игре;
7) выявить взаимосвязи коммуникативных стратегий хоккеистов, увиденных в процессе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой с амплуа и результативностью игроков на поле.
8) разработать реальный и желательный коммуникативные профили хоккеистов.
Исследование проводилось в 2018-2020 годах на базе Хоккейного Клуба «Автомобилист». Выборку составили 35 игроков молодежной сборной в возрасте от 14 до 22 лет.
На первом этапе исследования было проведено две сюжетно-ролевые игры на базе группы компаний «Арамильский привоз» и ООО «СУ-22» и две сюжетно-ролевые игры на базе 11-х классов МАОУ СОШ №200 и НОУ СОШ «Гелиос». Выборку составили 97 человек. Результат первого этапа исследования отражен в статье ВАК «Исследование коммуникативных стратегии” персонала в ситуации ролевой игры».
Общую выборку составили 132 человека.
В качестве основного метода исследования использовано наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Три богатыря» и наблюдение за хоккейными играми посредством видеозаписей. Дополнительным методом стали тесты- опросники: «Уровень субъективного контроля», «Диагностика помех в установлении эмоциональных контактов» Бойко, «Диагностика типа коммуникативной установки» Бойко, «Диагностика коммуникативной толерантности» Бойко.
В качестве методов статистической обработки данных были использованы критерий Шапира-Уилка и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. обработка данных произведена в лицензионных программах «Statistica» 6.0 (УрФУ) и Microsoft Excel 2013.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы было подтверждено, что проблема необходимости исследования новых способов диагностики и коррекции игровых стратегий спортсменов, ведущих к повышению результативности игроков, является актуальной. Изученные теоретические положения о спортивной деятельности и личности спортсменов позволили сделать вывод, что коммуникативные стратегии в сфере психологии спорта не исследуются или исследуются недостаточно.
Установлена особая роль коммуникации для результативности спортсменов, играющих в команде. Большинство авторов указывают, что налаженное общение играет значительную роль в достижении побед командой. Общение в спортивной деятельности - это связь спортсменов между собой и тренером с целью взаимного обмена информацией и эмоциями. Результаты ряда исследований дают основания полагать, что положительный эмоциональный климат, сплоченность спортивного коллектива и результативность его работы напрямую зависят друг от друга, приводя спортсменов к победам или поражениям.
При написании работы была изучена специальная литература, включающая научные статьи о психологических особенностях спортсменов, в том числе хоккеистов, выступающих в разных амплуа, о спортивной деятельности, в том числе были изучены исследования, посвященные сплоченности хоккейных команд, а также учебники по психологии спорта. Вместе с тем были изучены научные труды об общении и коммуникативных стратегиях, а также о феномене игры, структуре сюжетно-ролевой игры и ее возможностях для диагностики и коррекции коммуникативных стратегий взрослых.
В ходе работы были рассмотрены задачи, связанные с обоснованием возможности использования сюжетно-ролевых игр в изучении коммуникативных стратегий хоккеистов, выявлением используемых спортсменами стратегий в игре и на поле, определением взаимосвязи присущих игрокам стратегий и их результативности в спортивной деятельности. Также были рассмотрены задачи, связанные с выявлением желательных коммуникативных стратегий для игроков каждого хоккейного амплуа с целью более эффективного распределения амплуа между спортсменами для повышения личной результативности и результативности команды.
Нами была проведена серия сюжетно-ролевых игр в корпоративной среде и на группах старших школьников. Данный этап исследования позволил выделить и уточнить пять пар коммуникативных стратегий. Стратегии были представлены нами в виде биполярных шкал, где каждый полюс отражает одну стратегию из выбранной пары.
В процессе изучения проблемы, связанной с возможностью адаптации сюжетно-ролевых игр из сферы менеджмента к спортивной деятельности, нами было проведено исследование с использованием сюжетно-ролевой игры «Три богатыря». Проведенное исследование позволило выявить коммуникативные стратегии спортсменов, которые были подтверждены на следующем этапе исследования при просмотре записей хоккейных игр, что позволяет сделать вывод о возможности эффективного использования сюжетно-ролевых игр для диагностики коммуникативных стратегий спортсменов.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что в условиях реальной игры на поле хоккеисты проявляют те же коммуникативные стратегии, что и в искусственной ситуации сюжетно-ролевой игры. Наблюдение за спортсменами в процессе игры «Три богатыря» и за видеозаписями игр, а также результаты корреляционного анализа стратегий спортсменов в коммуникативной и хоккейных играх позволили заключить, что в ситуации хоккейного матча игроки ведут себя так же, как и в ситуации сюжетно-ролевой игры.
Результаты корреляционного анализа присущих хоккеистам на поле и в сюжетно-ролевой игре с результативностью игроков, представленной в виде коэффициента надежности (для вратарей) и коэффициента полезности (для защитников и нападающих) позволили сделать вывод, что существует взаимосвязь между результативностью спортсменов и коммуникативными стратегиями, которые они используют в спортивной деятельности.
По параметрам, выделенным в процессе просмотра видеозаписей хоккейных игр, по данным о необходимых для каждого хоккейного амплуа психологических характеристиках, а также в связи с корреляционным анализом результативности игроков и их стратегий в сюжетно-ролевой игре и на поле, мы разработали желательный коммуникативный профиль для каждого амплуа: нападающего, защитника и вратаря. Также нами был составлен реальный индивидуальный коммуникативный профиль для каждого игрока команды. Желательный и реальный профили было соотнесены друг с другом с учетом коэффициента полезности (надежности) каждого хоккеиста.
Сравнение коммуникативных профилей с ориентацией на результативность игроков в спортивной деятельности позволило подтвердить гипотезу о том, что соответствие реального коммуникативного профиля игрока желательному коммуникативному профилю амплуа в спорте повышает результативность игрока.



1. Агаркова О. А. Коммуникативные стратегии и тактики комплиментарных высказываний/ О. А. Агаркова// Филологические науки в России и за рубежо: материалы Международной научной конференции. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1231/(дата обращения: 12.03.2020).
2. Андреева Г. М. Социальная психология / М. Г. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
3. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право /
М. С. Андрианов. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. — 256 с.
4. Базаров Т. Ю. Игра как средство командообразования / Т. Ю. Базаров // Психология сегодня: Ежегодник Российского психологического общества. — 1996. — № 2. — С. 21-26.
5. Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский // Известия АН. Серия: Литература и язык. — 1997. — № 1. — С. 11-21.
6. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. — Кемерово: АЛЕФ, 1992. — 93 с.
7. Блудов Ю. М. Методики психодиагностики в спорте / Ю. М. Блудов,
В. Л. Марищук. — М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
8. Блудов Ю. М. Надежность в спорте / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. — М.: ФиС, 1983. — 176 с.
9. Бодалева А. А. Основы социально-психологической теории / А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 412 с.
10. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1976. — №6.— С. 45-53.
11. Болотова А. К. Социальные коммуникации: учеб. пособие / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — М.: Гардарики, 2008. — 279 с.
12. Бориснев С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие / С. В. Бориснев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.
13. Быков А. В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: учеб. пособие / А. В. Быков, Т. Н. Шульга. — М.: УРАО, 1999. — 168 с.
14. Ван Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация / Т. А. Ван Дейк. — Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 308 с.
15. Волков И. П. Практикум по спортивной психологии / И. П. Волков. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
16. Волков И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И. П. Волков. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с.
17. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
18. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткина. — М.: ФиС, 1978. — 413 с.
19. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткина. — М.: ФиС, 1981. — 349 с.
20. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации / Д. П. Гавра. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.
21. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. — М.: ФиС, 1971. — 245 с.
22. Германова Н. Н. Коммуникативная стратегия комплимента и проблемы типологии речевых этикетов / Н. Н. Германова // Язык и модель мира: сборник научных трудов. — 1993. — Вып. 416. — С. 27-39.
23. Геселевич В. А. Предстартовое состояние спортсмена / В. А. Геселевич. — М.: ФиС, 1969. — 85 с.
24. Гиссен Л. Д. Психология и психогигиена в спорте / Л. Д. Гиссен. — М.: ФиС, 1973. — 149 с.
25. Гогунов Е. Н.Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М.: ACADEMIA, 2000. — 288 с.
26. Горбунов, Д. Г. Психопедагогика спорта / Д. Г. Горбунов. — М.: Советский спорт, 2006. — 296 с.
27. Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. — Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1916. — 242 с.
28. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр / Л. В. Ежова. — Новосибирск: Наука, 2005. — 124 с.
29. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. — СПб: Ленинградский Государственный Университет, 1985. — 162 с.
30. Зинченко В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 4-е изд., расш. — М.: АСТ, 2009. — 811 с.
31. Ильин Е. П. Психология воли: учеб пособие / Е. П. Ильин — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 310 с.
32. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012.
—352 с.
33. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. — СПб., 2000. — 486 с.
34. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. — 382 с.
35. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния: учеб. пособие / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
36. Иссерс О. С. Речевое воздействие : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О. С. Иссерс.
— 2-е изд. — М.: Флинта, 2011. — 224 с.
37. Калугина Н.Р., Оконечникова Л.В., Сыманюк Э.Э., Чаликова О.С. Исследование коммуникативных стратегий персонала в ситуации ролевой игры // Педагогическое образование в России, 2018 - №12 - С.147-154
38. Келлер В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. — М.: ФиС, 1977. — 184 с.
39. Киселева Д. О. Проблема диагностики воли в психологии / Д. О. Киселева, О. С. Чаликова // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 30. —
С. 71-73.
40. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия / Е. В. Клюев. — М.: Рипол классик, 2002. — 187 с.
41. Кравец М. А. Коммуникативная стратегия: систематизация определении, подходы к разработке // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2013. — № 1 — С. 149-153.
42. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. — М.: ФиС, 1988. — 321 с.
43. Лесной Д. С. Игра. Большая энциклопедия / Д. С. Лесной. — М.: 2000. — 254 с.
44. Марищук, Л. В. Психология спорта: учеб. пособие / Л. В. Марищук. — Минск: БГУФК, 2006. — 147 с.
45. Мартенс Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенс. — М.: ФиС, 1979. — 176 с.
46. Мелибурда Е. Л. Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Л. Мелибурда. — М.: Прогресс, 1986. — 265 с.
47. Мельник, Е. В. Психология физической культуры и спорта в вопросах и ответах: пособие для студентов, учащихся училищ олимпийского резерва / Е. В. Мельник, Ж. К. Шемет. — Минск: БГУФК, 2008. — 100 с.
48. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Р. М. Найдиффер. — М.: ФиС, 1979. — 224 с.
49. Огородова Т. В. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 120 с.
50. Оуэн М. Теория игр / М. Оуэн. - М.: МИР, 1996. — 230 с.
51. Петровская Л. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ,1989. — 216с.
52. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. —М.: ФиС, 1984. — 104 с.
53. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированного спортсмена / В. Н. Платонов. — М.: ФиС, 1986. — 186 с.
54. Попов А. Л. Спортивная психология: учеб. пособие для спортивных вузов. — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 152 с.
55. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
56. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта / А. Ц. Пуни. — М.: ФиС, 1959. — 309 с.
57. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А. Ц. Пуни. — М.: ФиС, 1969. — 286 с.
58. Родионов А. В. Психология спорта высших достижений: учеб. пособие / А. В. Родионов. — М.: Физкультура и спорт, 1979 — 144 с.
59. Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. — М.: ФиС, 1983. — 179 с.
60. Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей / А. В. Родионов. — М.: ФиС, 1973. — 216 с.
61. Сафонов В. К. Агрессия в спорте / В. К. Сафонов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — 159 с.
62. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие / Л. К. Серова. — М. : Советский спорт, 2007. — 116 с.
63. Синглер Р. Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р. Н. Синглер. — М.: ФиС, 1980. — 152 с.
64. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте / Е. Н. Сурков. — М.: ФиС, 1982. — 144 с.
65. Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков. — М.: ФиС, 1984. — 126 с.
66. Толочек В. А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности / В. А. Толочек. — М.: Институт психологии РАН, 1992. — 318 с.
67. Флэйк-Хобсон К. Мир входящему / К. Флэйк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 511 с.
68. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 209 с.
69. Хейзинга Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. — М.: Наука, 1995. — 416 с.
70. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. — М.: ФиС, 1980. — 104 с.
71. Шайхтдинов Р. 3. Личность и волевая готовность в спорте / Р. З. Шайхтдинов. — М.: ФиС, 1987. — 112 с.
72. Штерн В. Психология раннего детства / В. Штерн. — Петроград: 26-я государственная типография, 1922. — 280 с.
73. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
74. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: ВЛАДОС,
1999. — 360 с.
75. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2004. — 384 с.
76. Kelly George A. A Theory of Personality: Psychology of Personal Constructs / George A. Kelly. — W. W. Norton & Company, Inc., 2013. — 206 р.
77. Osgood C. E. The Measurement of Meaning / C. E. Osgood, G. Suci, P.
Tannenbaum. — University of Illinois Press, 1957. — 342 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ