Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание чувства патриотизма средствами литературы в начальной школе (Теория и методика начального образования, Воронежский Государственный Университет (борисоглебский филиал))

Работа №100999

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: 3 класс гимназии №1 (г. Борисоглебск).
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Воспитание патриотизма средствами литературы в начальной школе……6
1.1 Сущность понятия «патриотизм».….6
1.2 Особенности воспитания патриотизма у младших школьников…….…...11
1.3 Роль уроков литературного чтения в процессе формирования патриотизма у младших школьников……18
Выводы……………………………………………………………………….…..29
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию патриотизма у младших школьников………………………………………………………………..……..30
2.1 Выявление уровня сформированности чувства патриотизма у младших школьников………………………………………………………………………30
2.2 Реализация педагогических условий воспитания патриотизма у младших школьников средствами детской литературы…………………………………34
2.3 Обработка и анализ результатов экспериментальной работы по воспитанию патриотизма у младших школьников средствами детской литературы…………38
Выводы…………………………………………………………………………...44
Заключение………………………………………………...………………….…46
Список литературы…….48
Приложения 55


Готовые работы я могу оперативно проверить на оригинальность по Antiplagiat .ru и сообщить Вам результат.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях потребности российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению, патриотическое воспитание сегодня является одной из актуальных задач государства, общества, школы. Младший школьный возраст является сенситивным для патриотического воспитания, поскольку в этом возрасте дети активно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о различных способах поведения. Именно поэтому на данный момент такое нравственное чувство как патриотизм является одним из личностных результатов начального образования.
Под патриотизмом в целом подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей. Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются только основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине.
Для наилучшего воспитательного эффекта учителю необходимо организовать работу в подходящей форме. Наиболее эффективными методами патриотического воспитания на уроке считаются такие методы как беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций, пример.
Предмет «Литературное чтение» обладает большими возможностями для формирования основ патриотизма младших школьников. Материал, изучаемый на литературном чтении, оказывает сильное воспитательное воздействие на учеников.
При построении уроков учитель опирается как на программу, в которой определены объем и логика изучаемого материала, содержание, планируемые результаты, так и на учебники, в которых конкретизируется концепция авторов. В результате анализа двух комплектов учебников-хрестоматий по литературному чтению было выявлено, что помимо материала, способствующего патриотическому воспитанию младших школьников, в хрестоматиях предложены вопросы и задания, обращающиеся к личному опыту учеников, что помогает им не только лучше усваивать полученные знания, но и переносить их на своё поведение.
На основе анализа научно-педагогической литературы и учебников-хрестоматий по литературному чтению была проведена экспериментальная работа, которая состояла из трёх этапов (констатирующий этап, формирующий эксперимент, контрольный этап). Работа показала, что методы воспитания, применяемые на данных уроках в сочетании с методами обучения, повышают эффективность формирования основ патриотизма. Логика и структура урока при этом не нарушается.
Работа над воспитанием у младших школьников любви к Родине как основы патриотизма на уроке литературного чтения – это лишь одна из важных составляющих патриотического воспитания в целом. Если подходить к решению этой проблемы комплексно и заниматься ей и на других предметах, а также на внеурочной деятельности, то результаты будут значительно выше.



1. Абломова О. А. Методические приемы работы над литературными произведениями русский писателей в конктексте патриотического воспитания младших школьников / О. А. Абломова, Г. Б. Мардиросова. // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники : материалы междунар. науч.-практ. конференции, Самара, 21 мая 2018 г. – Самара : Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2018. – С. 181-183.
2. Аронов А. А. Растить патриотов / А. А. Аронов. – М. : Педагогика, 2018. – 144 с.
3. Бабаскина Е. П. Методы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения / Е. П. Бабаскина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : материалы 1-й науч.-практ. конференции, Евпатория, 18-19 октября 2018 г. – Евпатория : Изд-во Типография «Ариал», 2018. – С. 214-220.
4. Бабаскина Е. П. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения / Е. П. Бабаскина, Г. Р. Шпиталевская // Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского : материалы 4-й науч.-практ. конференции, Симферополь, 10-17 октября 2018 г.  Симферополь : Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 115-121.
5. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 349-352.
6. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2006. –192 с.
7. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд.,  Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
8. Богатенкова Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / Я. А. Богатенкова // Образование и воспитание. – 2020. – № 2(28). – С. 20-22.
9. Богданова И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Богданова, М. А. Давыдова. – М. : «Вако». – 2019. – 210 с.
10. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 76-80.
11. Бочарова Л. И. Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе / Л. И. Бочарова, Е. С. Добротина, Е. В. Игумнова // Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях : материалы междунар. науч.-практ. конференции, Челябинск, 05 февраля 2022 года. – Уфа : «Аэтерна», 2022. – С. 180-183.
12. Бушуева Л. С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра / Л. С. Бушуева, Н. И. Комаха // Начальная школа. – 2013. – № 6. – С. 39-41.
13. Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны / А. К. Быков // Воспитание школьников. – 2020. – №3. – С. 17-19.
14. Быков А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. – 2021. – №1. – С. 14-24.
15. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи / А. К. Быков // Педагогика. – 2020. – № 9. – С. 10-21.
16. Галкина О. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / О. А. Галкина, Е. А. Жесткова // Педагогическая деятельность как творческий процесс : материалы всероссийской науч.-практ. конференции, Грозный, 28–29 окт. 2019 г. – Грозный : «АЛЕФ», 2019. – С. 155-159.
17. Гебекова А. Н. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения как одно из требований ФГОС НОО / А. Н. Гебекова // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – № 15. – С. 86-88.
18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Российская газета. – 2016. – №2. – С. 3-4.
19. Гречаная Е. М. Педагогическое сопровождение как условие развития патриотизма младших школьников на уроках литературного чтения / Е. М. Гречаная // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : материалы 2-й науч.-практ. конференции, Евпатория, 26–27 окт. 2017 г. – Евпатория : Изд. «Ариал», 2018.
20. Григорьева Д. В. «Отечество моё - Россия» (анкета) // Воспитание школьника.  URL : https://multiurok.ru/files/ankieta-grighor-ieva-d-v-otiechiestvo-moio-rossiia.html (дата обращения: 07.05.2022).
21. Григорьева Д. В. Гражданское образование – путь к демократическому обществу / Д. В. Григорьева // материалы междунар. конференции. – 2019. – №1. – 79 с.
22. Данилюк А. Л. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Л. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2019. – 23 с.
23. Дельмамбетова С. К. Теоретические аспекты к вопросу о развитии патриотических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения / С. К. Дельмамбетова // материалы трудов молодых учёных Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, 1 янв. 2020 г. – Сургут : Изд. РИО БУ «СГПУ», 2020. – С. 148-149.
24. Жесткова Е. А. Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у младших школьников / Е. А. Жесткова, М. Д. Зимина, М. Г. Сурков // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. – С. 105.
25. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений: Мастера психологии / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2019. – 576 с.
26. Калинина Л. В. Формирование нравственных ценностных ориентации младших школьников / Л. В. Калинина, М. И. Скоромохова // 2-е издание – Иркутск. : Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2014. – 217 с.
27. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айриспресс. 2015. – 63 с.
28. Колесова О. В. Уроки литературного чтения – основа гражданско-патриотического воспитания младших школьников / О. В. Колесова, Е. А. Привалова // Дошкольное и начальное образование : материалы всероссийской науч.- практ. конференции, Нижний Новгород, 10 апр. 2018 г.  НГПУ им. Козьмы Минина. – Нижний Новгород : ФГ БОУ ВПО «НГПУ» им. Козьмы Минина, 2018. – С. 94-97.
29. Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания в школьной системе воспитания / Л. И. Котруца. – Майкоп : Пед. университет, 2019. – 208 с.
30. Куденко Н. И. Формирование патриотизма у младших школьников: исследование, размышления / Н. И. Куденко, С. А. Минаева // Культура. Духовность. Общество : сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 18 января – 03 2017 года. – Новосибирск : Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2017. – С. 27-34.
31. Кузьминов Н. Н. Использование активных методов обучения (АМО) в духовно-нравственном и патриотическом воспитании младших школьников как условие для социального взросления / Н. Н. Кузьминов, А. Н. Кузьминова, К. Г. Архипова // Человек. Наука. Социум. – 2020. – № 1(3). – С. 86-98.
32. Кухаренко Г. Ф. Воспитываем патриотов / Г. Ф. Кухаренко, Е. Н. Черноусова, Ю. С. Казакова // Академия профессионального образования. – 2019. – № 11-12(90-91). – С. 55-57.
33. Луговинов В. И. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков / В. И. Луговинов. – М. : Изд-во РАГС, 2011. – 172 с.
34. Лукьянова В. П. Педагогические условия патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. П. Лукьянова. – М. : МГУ, 2003. – 165 c.
35. Максимова Л. Ю. Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве / Л. Ю. Максимова // материалы Всероссийской науч.- практ. конференции, Москва, 19 апр. 2018 г. – М. : Изд. «Физматкнига», 2018. – С. 608.
36. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов - 28-е изд., перераб. – М. : Мир и Образование «ОНИКС», 2012. – 1375 с.
37. Ореховская З. В. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / З. В. Ореховская // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : материалы междунар. науч.- практ. конференции, Уфа, 28 июл. 2016 г.  Уфа : «ОМЕГА САЙНС», 2016. – С. 220-222.
38. Путин В. В. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Российского оргкомитета «Победа» / В. В. Путин // Заседание Российского оргкомитета «Победа»  URL : https://www.рцпв.рф/news/vystuplenie-prezidenta-rossijskoj-federatsii-v-v-putina-na-zasedanii-rossijskogo-orgkomiteta-pobeda/ (дата обращения: 11.05.2022).
39. Размахова И. А. Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения / И. А. Размахова // Современные проблемы и перспективные направления инновационного материалы междунар. науч -практ. конференции, Оренбург, 24 дек. 2017 г. – Оренбург : «Агентство международных исследований», 2017. – С. 145-150.
40. Савватеева Ю. С. Возможности УМК «Перспектива» в патриотическом воспитании младших школьников / Ю. С. Савватеева // материалы 4-й всероссийской науч.-метод. Конференции, Иркутск, 12 нояб. 2021 г. – Иркутск: Изд. Аспринт, 2021. – С. 231-239.
41. Селезнева А. В. Особенности формирования чувства патриотизма у младших школьников на произведениях литературного чтения / А. В. Селезнева, А. Ю. Королева // Современные тенденции развития науки и образования : материалы междунар. науч.-практ. конференции, Прага, 24 дек. 2018 г. – Прага : Изд. «Мир науки», 2018. – С. 561-564.
42. Слонь О. В. Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения у учащихся вторых классов (на примере программы «Гармония») / О. В. Слонь, И. В. Солнышкина, С. О. Лопина // Обучение и воспитание : методики и практика. – 2013. – № 10. – С. 159-163.
43. Танцурова Н. В. Воспитание любви к Родине на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / Н. В. Танцурова, Т. И. Калинина // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования : материалы всероссийской науч.-практ. конференции, Уфа, 15–16 апр. 2021 г. – Уфа : ГАУ ДПО «ИРО РБ», 2021. – С. 72-74.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 45 с.
45. Халяпина Е. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / Е. А. Халяпина // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2016. – № 5(9). – С. 53-57.
46. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд. - М. : Высшая школа, 1990. – 576 с.
47. Чумакова Т. В. Метапредметный подход к изучению эпической поэзии А.С. Пушкина в начальной школе / Т. В. Чумакова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения : материалы всероссийской науч.-практ. конференции, Арзамас, 17 апр. 2015 г. – Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 402-407.
48. Шабаркина А. С. Воспитание чувства патриотизма у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / А. С. Шабаркина // Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе : материалы республиканской науч.-практ. конференции, Чебоксары, 31 окт. 2016 г.  Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2017. – С. 143-146.
49. Швагер А. В. Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников на уроках литературного чтения / А. В. Швагер // Роль инноваций в трансформации современной науки : материалы междунар. науч.-практ. конференции, Казань, 20 нояб. 2015 г. – Казань : «Аэтерна», 2015. – С. 205-207.
50. Щуркова Н. Е. Размышляем о жизненном опыте / Н. Е. Щуркова  URL : https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/05/22/razmyshlyaem-o-zhiznennom-opyte (Дата обращения 09.05.22)
51. Эльконин Д. Б. Психология развития: учебное пособие для студентов Высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – М. : «Академия», 2001. – 208 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ