ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАЛЯЛЬ-ИНДУСТРИИ И ХАЛЯЛЬ-ТУРИЗМА. СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ХАЛЯЛЬ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ 8
1.1. Туристический сектор халяль и его развитие в странах мира 8
1.2. Кейсы Малайзии и Турецкой Республики в системе индустрии халяль-отелей 11
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХАЛЯЛЬ-ИНДУСТРИИ В РОССИИ. ПРИНЦИПЫ ОТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА ХАЛЯЛЬ В РФ И РТ17
2.1. Становление халяль-туризма в Российской Федерации 17
2.2. Развитие отелей с концепцией халяль в контексте Республики Татарстан 20
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23
1.1. Методы исследования 23
1.2. Результаты исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей организации деятельности халяль-отелей Республики Татарстан.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие халяль-туризма;
2. Изучить основополагающие данные по развитию отелей с концепцией хяляль в Малайзии и Турции;
3. Рассмотреть историю зарождения халяль-туризма и появление халяль-френдли отелей в России и Республике Татарстан;
4. Провести исследование о состоянии халяль-отелей Татарстана;
5. Провести анализ проведённого исследования.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы:
– метод анализа – для рассмотрения отрасли туризма в системе халяль-индустрии, статистики по туристам в мировом масштабе и принципов программы Halal Friendly;
– метод классификации – для дифференциации понятий халяль-отеля;
– метод сравнения – для выявления закономерностей и тенценции развития халяль-туризма в Турции и Малайзии;
– хронологический метод – при описании исторического развития халяль-индустрии в России и в Республике Татарстан;
– метод измерения – при подсчёте халяль-френдли отелей в пределах Татарстана;
– метод интервью – для проведения опроса при практическом исследовании в рамках выявления закономерностей развития халяль-отелей в РТ;
– метод абстрагирования – при рассмотрении перспектив развития отелей с концепцией халяль в Татарстане.
Обзор источников и литературы. Среди источников, использованных при написании данной работы, были полезны перевод Корана И.Ю. Крачковского и Сахих Аль-Бухари, давшие информацию о дозволенном и запрещенном в исламе. Также научная статья О.Е. Афанасьева и А.В. Афанасьевой позволили разобраться в квалификации видов туризма. Исследования в сфере халяль-туризма А.С. Шнырковой, М.Д. Предводителевой и К.В. Решетниковой стали основными источниками для выявления основ халяль-туризма и сферы гостеприимства данного сектора. Официальный сайт сервиса по подбору халяль-отелей HalalBooking также использовался для обозначения основных моментов, связанных с поиском туристических мест и гостиниц.
Что касается литературы, то основными работами для данного исследования являются труды А.Г. Газизова, Ж.Х. Азизбаева и Р.Д. Зарипова, позволившие осветить исторический аспект развития халяль-индустрии в Российской Федерации. Особую важность представляет исследование Л.Л. Духовной, которая в своей работе осветила принципы программы по сертификации объектов туристской индустрии. Нельзя обойти стороной научные статьи Г.Ф. Габдрахмановой, в которых автор описал особенности развития рынка халяль-продукции в современной России.
Основательные труды, посвящённые развитию халяль-туризма и отелей в странах мира, в основном, написаны зарубежными авторами. Наиболее детальную характеристику особенностей развития гостиничного бизнеса дали Э. Боган и Х. Эль-Асрадж.
Наконец, при написании работы были использованы многочисленные статьи из таких новостных сайтов, как EnterMedia, InKazan и IslamToday, а также официальный сайт правительства Республики Татарстан, Малайзии и Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в ранее не проводившемся комплексном анализе состояния халяль-френдли отелей Республики Татарстан. В контексте данного дискурса впервые были изучены условия, при которых отели республики предлагают услуги халяль своим постояльцам. До этого данный феномен не был всесторонне изучен как с практической, так и с теоретической точки зрения.
Теоретическая и практическая значимость научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части работы могут быть использованы в научных разработках как по туризму, так и по халяль-индустрии и для оценки состояния гостиничного дела в России и Республике Татарстан. Эти знания могут быть необходимы для расширения научной базы профильного обучения.
На данный момент во всём мире развивается халяль-индустрия, в частности получает продвижение и туризм, основанный по нормам шариата.
Отельный бизнес по нормам ислама является относительно новым явлением как для мирового сообщества, так и для России и Республики Татарстан в совокупности. Сектор гостиничного бизнеса данного типа развивается шаг за шагом, постоянно привнося новые услуги для постояльцев. Программа Halal Friendly, берущая своё начало ещё в 2015 году, дала мощный толчок для развития отельного бизнеса и халяль-туризма в целом, а создание HalalBooking – сервиса по подбору халяль-номеров отелей – позволило с удобством находить апартаменты по запросу потенциального клиента с учётом его запросов.
На основании данного курсового проекта и исследования, включённого в работу, можно сделать вывод о том, что отели и гостиницы Республики Татарстан обладают довольно хорошей базой для того, чтобы обеспечить гостю тёплый приём и оставить хорошее впечатление об отдыхе. Тем не менее, есть проблемы с обеспечением постояльцев ковриками для намаза, а также остаются открытыми вопросы об алкоголе в мини-барах и о кибле.
Что касается перспектив развития, то предполагается дальнейшее совершенствование системы отельного бизнеса в рамках норм шариата. Халяль-индустрия и её регламенты постоянно обновляются, а это может означать, что, возможно, в скором времени будут новые порядки и правила ведения гостиничного хозяйства.
Данный курсовой проект и исследование, проведённое в ходе написания работы, могут быть полезны для написания последующих научных трудов и дипломной работы. Также данное исследование может быть использовано в качестве памятки-гида для туристов-мусульман, прибывающих в Республику Татарстан.
На сегодняшний день вопрос о решении проблем халяль-туризма в Республике Татарстан всё так же остаётся открытым, так как эта сфера находится в стадии развития и не до конца изучена. Многие настоящие, а так же будущие вопросы и проблемы, связанные с халяль-индустрией отельного бизнеса в Татарстане еще предстоит изучить и решить.
1. Крачковский И.Ю. Коран / И.Ю. Крачковский. — М.: МНПП «Буква», 1991. — 165 с.
2. Сахих Аль-Бухари. Ясное изложение хадисов «Достоверного свода» / пер. с араб. В. Нирша. — М.: Умма, 2017. — 93 с.
3. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Религиозный туризм как тренд мировой и российской индустрии: концептуальная сущность и модели развития // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2019. — №3. — С. 283-294.
4. Шныркова А.С., Предводителева М.Д., Решетникова К.В. Исследования в сфере халяль-туризма и гостеприимства: библиометрический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2020. — С. 256-282.
5. Халяль-френдли отели по всему миру. URL: https://ru.halalbooking.com/ (дата обращения: 30.03.2022).
II. Литература:
6. Габдрахманова Г.Ф. Особенности становления и развития рынка халяль-продуктов в современной России // Ислам в мультикультурном мире. —2011. – С. 374-390.
7. Габдрахманова Г.Ф. Формирование рынка халяль-продуктов в современной России на примере Татарстана // Россия и мусульманский мир. — 2011. — № 7. – С. 36-46.
8. Газизов А.Г., Азизбаев Ж.Х. Индустрия «Халяль» в России: прошлое, настоящее, будущее // Всё о мясе. — 2011. — №1. ¬— С. 27.
9. Гараева А.М. Тенденции развития халяль-индустрии в современной Республике Татарстан // Евразия и глобальные социально-экономические изменения. VII Международный конгресс социологов тюркского мира: сборник научных трудов. — 2020. — С. 129.
10. Зарипов Р.Д. Индустрия халяль: опыт и перспективы // Всё о мясе. — 2012. — №1. ¬— С. 46.
11. Ибадов Э.С., Шмырева А.И. Некоторые аспекты деятельности исламских банков // Идеи и идеалы: Журнал. — 2013. — № 3. — С. 73-78.
12. Ахунов А.М., Ахмадуллин В.А., Беккин Р.И. Ислам в мировой политике в начале XXI века: учебное пособие // Вестник МГИМО-Университета. — 2016. — С. 345.
13. Boğan E. Halal Tourism: The Practices of Halal Hotels in Alanya, Turkey // Journal of Tourism and Gastronomy Studies. — 2020. — С. 29-42.
14. Elasrag H. Halal Industry: Key Challenges and Opportunities // SSRN Electronic Journal. —2016. — С. 7.
15. Духовная Л.Л. Сертификация объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly»: современный аспект // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — №6. — С. 76.
III. Справочные издания:
16. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь / А.А. Али-заде — М.: Ансар, 2007. — с. 400.
17. Прозоров С.М. Ислам: энциклопедический словарь / С.М. Прозоров — М.: Наука, 1991. – с. 315.
IV. Интернет-ресурсы:
18. Международный центр стандартизации и сертификации "Халяль" при совете муфтиев России. URL: https://halalcenter.ru (дата обращения: 29.04.2022).
19. О республике. Население. URL: https://tatarstan.ru/about/population.htm (дата обращения: 26.04.2022).
20. О развитии производства продукции халяль в мире. URL: https://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/halal-trends (дата обращения: 19.04.2022).
21. ДУМ РТ возьмётся за разработку татарстанского халяль-lifestyle. URL: https://inkazan.ru/news/economy/10-05-2018/dum-rt-vozmetsya-za- razrabotku-tatarstanskogo-halyal-lifestyle (дата обращения: 25.03.2022).
22. Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. О Татарстане. URL: https://tourism.tatarstan.ru/aboutrt.htm (дата обращения: 25.03.2022).
23. Сертификат халяль. URL: https://medinaschool.org/library/creed/halyal/sertifikat-halal (дата обращения: 25.03.2022).
24. Уполномочивание органов по сертификации. URL: http://www.test-tatarstan.ru/catalog/5/certification_centers_authorization (дата обращения: 20.04.2022).
25. Международный сертификат, признаваемый ILAC, от 30000 руб. за 7 дней. URL: https://www.isokazan.ru/centr-sertifikacii-halyal-centr-kachestva8051 (дата обращения: 20.04.2022).
26. Буркини, пляжи и хадж: Что такое халяль-туризм? URL: https://entermedia.io/city/burkini-plyazhi-i-hadzh-chto-takoe-halyal-turizm/ (дата обращения: 09.03.2022).
27. ТОП-10 значимых событий в Татарстане за прошедшее 10-летие. URL: https://sntat.ru/news/top-10-znachimyh-sobytiy-v-tatarstane-za-proshedshee-10-letie-5713658 (дата обращения: 19.04.2022).
28. Гид по халяль-френдли отдыху в России. URL: https://ru.halalbooking.com/%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BB%D1%8C-%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/l/25 (дата обращения: 19.04.2022).
29. Молельная комната. URL: https://mynamaz.ru/halal_mesta/place/moskva/524901/227 (дата обращения: 23.04.2022).
30. Бизнес-отель «Аэростар». URL: https://ru.halalbooking.com/бизнес-отель-аэростар/p/12794 (дата обращения: 08.04.2022).
31. Татары – шииты или сунниты? URL: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/tatary-sunnity-ili-shiity (дата обращения: 08.04.2022).
32. Как и зачем привлекать мусульманских туристов в Россию. URL: https://www.dp.ru/a/2015/12/10/Druzheljubnij_haljal (дата обращения: 27.04.2022).
33. Tourism in Malaysia Goes All out to Promote Halal Tourism in Abu Dhabi. URL: https://www.tourism.gov.my/media/view/tourism-malaysia-goes-all-out-to-promote-halal-tourism-in-abu-dhabi (дата обращения: 07.03.2022).
34. Muslim-Friendly Tourism. URL: https://www.malaysia.gov.my/portal/content/30466 (дата обращения: 07.03.2022).
35. Portal Rasmi JAKIM. URL: https://www.islam.gov.my/en/ (дата обращения: 07.03.2022).
36. The Sun. Only 20pc of Malaysian hotels halal-certified. URL: https://halalmedia.net/only-20pc-malaysian-hotels-halal-certified/ (дата обращения: 07.03.2022).
37. Какие морепродукты дозволены, а какие запрещены для мусульманина? URL: https://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/kakie-moreprodukty-dozvoleny-a-kakie-zapreseny-dla-musulmanina (дата обращения: 27.03.2022).
38. Share of Malaysian population in 2020, by religion. URL: https://www.statista.com/statistics/594657/religious-affiliation-in-malaysia (дата обращения: 07.03.2022).
39. UNWTO: международный туризм в январе вырос вдвое. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/86360/ (дата обращения: 28.04.2022).
40. Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ принял участие в деловом форуме «Татарстан – Сенегал» в г. Дакар. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_27347.html (дата обращения: 29.04.2022).
41. Global Halal Market – Statistics & Facts. URL: https://www.statista.com/topics/4428/global-halal-market/#dossierContents__outerWrapper (дата обращения: 09.03.2022).
42. Religion by Country 2022. URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/religion-by-country (дата обращения: 09.03.2022).