Состояние и перспективы ВПВ российской молодежи в проектных технологиях
|
РЕФЕРАТ 4
1. Теоретические основы военно - патриотического воспитания в современной России 12
1.1 Концептуализация военно-патриотического воспитания в
современном российском обществе 12
1.2 Система военно-патриотического воспитания: проблемы и
перспективы 256
1.3 Проектные технологии в военно-патриотическом воспитании.
Потенциал проектной деятельности молодежных организаций 435
2. Молодежные патриотические проекты состояние и перспективы .... 54
2.1 Организация проектной деятельности ФАДМ 54
2.2 Анализ проектных инициатив молодежи по военно-патриотическому
воспитанию 7173
2.3 Проект патриотического воспитания «Бал Героев Отечества» 869
Предпроектный анализ 869
Устав (паспорт проекта) 9093
Команда проекта: 9293
Ресурсы 96
Целевая декомпозиция 9599
Управление временем
Управление финансами 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 120
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диаграмма Ганта 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Смета проекта
1. Теоретические основы военно - патриотического воспитания в современной России 12
1.1 Концептуализация военно-патриотического воспитания в
современном российском обществе 12
1.2 Система военно-патриотического воспитания: проблемы и
перспективы 256
1.3 Проектные технологии в военно-патриотическом воспитании.
Потенциал проектной деятельности молодежных организаций 435
2. Молодежные патриотические проекты состояние и перспективы .... 54
2.1 Организация проектной деятельности ФАДМ 54
2.2 Анализ проектных инициатив молодежи по военно-патриотическому
воспитанию 7173
2.3 Проект патриотического воспитания «Бал Героев Отечества» 869
Предпроектный анализ 869
Устав (паспорт проекта) 9093
Команда проекта: 9293
Ресурсы 96
Целевая декомпозиция 9599
Управление временем
Управление финансами 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 120
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диаграмма Ганта 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Смета проекта
Актуальность воено-патриотического воспитания детерминирована необходимостью решения на государственном уровне проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства в неоднозначных условиях глобализационных изменений. Информационное противостояние в современных геополитических процессах проявляется в виде фальсификации исторических событий, экспансии элементов чуждых культур, интерпретации системообразующих символов российской культуры не в традиционном варианте. Истоки русофобии коренятся в позиционировании России как мощного военного, экономического и культурно-цивилизационного соперника. Основным объектом такого влияния является молодое поколение, представляющее стратегический ресурс любого общества. Деидеологизация, искажение и подмена чуждыми идеалами, фальсификация истории, формирование комплекса неполноценности и разрушение системы традиционно-нравственных ценностей представляют угрозу существованию общества. Мировоззренческие установки и ценностные ориентации молодежи непосредственно влияют и на решение тактических задач общества. Общие системы смыслов, общие ценности и вытекающие из них нормы поведения, символы, объединяющие граждан страны и ее образ являются необходимым условием консолидации общества. Достижение данной цели предполагает решение задач совершенствования общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите, продолжают оставаться приоритетными направлениями в ходе реализации государственной молодежной политики, которая ставит своей целью создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. С целью актуализации потенциала молодого поколения необходимо, определяя оптимальные социальные технологии и обеспечивая необходимыми ресурсами, осуществлять поддержку молодежных инициатив, представленных в виде проектов. Проектирование на современном этапе стало своеобразным трендом социально активной молодежи. Именно проектирование дает возможность реализации социального потенциала молодежи и позволяет решать актуальные вопросы общества, моделируя социальную реальность. Развитие социально-проектной деятельности остается актуальной задачей молодежной политики в России, позволяющей развивать критическое мышление и активную социальную позицию. Проектный подход в государственной молодежной политике рассматривается и как образовательная технология и как инструмент воспитательной деятельности. В процессе проектирования молодежь не только определяет проблемы общества, объединяясь в организации по интересам в разных сферах, но и решая эти проблемы, воплощая свои инициативы, берет на себя ответственность за других людей и общество в целом. Проектирование дает возможность консолидации на уровне определения личностно - значимых целей и методов их достижения, т.е. ценностных ориентаций.
Целью работы является совершенствование технологий военно - патриотического воспитания.
Задачи:
1. Проанализировать концепции военно-патриотического воспитания в современном обществе.
2. Проанализировать проблемы и перспективы системы военно-патриотического воспитания.
3. Выявить потенциал проектной деятельности молодежных организаций в военно-патриотическом воспитании.
4. Осуществить количественно-качественный анализ проектной деятельности «Росмолодежи».
5. Разработать социальный проект патриотического воспитания
Объект исследования военно-патриотическое воспитание «Росмолодежи»
Предметом исследования являются проектные технологии ВПВ.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме патриотического исследования. Количественно-качественный анализ проектных инициатив молодежи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система военно-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей защиты Отечества на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного, историко-патриотического, культурно-патриотического. Данная цель определяет содержание военно-патриотического воспитания, в котором выделены два основных компонента: социально-педагогический и специфический
Социально-педагогический компонент является доминирующим и характеризуется более широкой направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также важнейшие духовно-нравственные качества. Второй - более узкий подход, в большей степени нацеленный на подготовку к конкретной деятельности, определяемой спецификой военной службы. Специфический компонент обеспечивает «инструментальную готовность» к выполнению воинского долга.
2. Реализация военно - патриотического воспитания в государственной молодежной политике осуществляется как в традиционных, так и инновационных формах работы по развитию патриотизма у разных категорий молодежи. К инновационным формам патриотического воспитания молодежи следует отнести проектную деятельность. Однако необходимо отметить, что в форумных компаний Росмолодежи принимают участие студенты различных направлений подготовки - естественнонаучного, технического, гуманитарного и социально-экономического. С профессиональной точки зрения проектирование является нормой в управленческих специальностях. Поскольку проектные технологии не включены в образовательные программы студентов других направлений, то отмечается разный уровень подготовки в проектировании, что сокращает количество социально-значимых проектов, высоко оцениваемых по содержанию, но не по форме.
3. Сложившиеся ситуация в проектных технологиях с учетом специфики подготовки студентов предполагает либо унификацию подхода либо путем упрощения технологии проектирования, либо формирование групп из студентов разных направлений подготовки рамках проектов для вузов и молодежных НКО, а для физических лиц консультационное сопровождение экспертного сообщества в процессе проектирования.
Новизной диссертационного исследования является выделение в военно-патриотическом воспитании широкого, социально-педагогического компонента, обеспечивающего глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, и специфического, в большей степени нацеленного на подготовку к конкретной деятельности, определяемой спецификой военной службы. Актуализация потенциала современной российской молодежи осуществляется в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов и Всероссийской молодежной форумной кампании.
Традиционный метод анализа, выявляющий суть проекта, иллюстрирует превалирование проектов военно-патриотического воспитания, разработанных на основе специфического компонента.
Более широкий социально-педагогический компонент представлен минимально в выигравших проектах. Представляется перспективным и необходимым разработку проектов более широкой направленности в рамках военно-патриотического воспитания.
Практическая значимость работы: Теоретические разработки могут быть использованы для научного обоснования программ военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки проектных заявок на грантовые конкурсы социально значимых инициатив. Разработанный проект может быть использован для организации культурно-досуговой деятельности как технологии формирования ценностных ориентаций в военно-патриотическом воспитании в разных молодежных группах.
Апробация работы: Основные положения магистерской диссертации отражены в статьях:
1. Narkhov Dmitry Yu., Narkhova Elena N. & Repin Vlas P. (2019) Trends of Patriotic Education in Modern Russian Higher Education. In: The 2nd International Conference on Contemporary Education and Economic Development (CEED 2019) October 26-27, 2019 in Beijing, China. Lecture Notes in Economics, Management and Social Sciences (LNEMSS), Vol. 17 - 2019, p1-335. ISSN: 2617-1031. ISBN: 978-1-989348-26-0 Publication Date: November, 2019. DOI: 10.23977/ceed.2019.020 (WoS).
2. Вестник Тюменского государственного университета.
Трансформация технологий патриотического воспитания в современном российском высшем образовании / Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, Ю. Р. Вишневский, В. П. Репин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 1. С. 60-73. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-1-60-73 (ВАК)
3. Нархова Е. Н. Типологизация субъектов коммуникативных технологий в государственной молодежной политике / Е. Н. Нархова, В. П. Репин // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С. В., д. с. н., Ростовской Т. К., д. с. н., Зубок Ю. А. - М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. С. 285-290. (РИНЦ)
4. Репин В. П. К вопросу о государственной безопасности: от security к safety / В. П. Репин, Е. Н. Нархова. - Текст: электронный // Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т ; [отв. ред. A. А. Русанова]. - Чита: ЗабГУ, 2018. - С. 123-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37115258(дата обращения 18.03.2020). (РИНЦ)
5. Репин В. П. Экономическая компетентность студентов как фактор
качества проектирования / В. П. Репин. - Текст: электронный // Весенние дни науки ВШЭМ: Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. - С. 413-414. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41498463 (дата обращения 18.03.2020). (РИНЦ)
6. Санников М. Н. Историко-культурный проект как инструмент национально-этнической идентификации молодежи / М. Н. Санников,
B. П. Репин, А. А. Зернов, Е. Н. Нархова. - Текст: непосредственный //
Инновационный потенциал молодежи : культура, духовность, нравственность : Материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции, Екатеринбург, 2 декабря 2019 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - принята в печати (РИНЦ) .
7. Нархова Е. Н. Концептуализация военно-патриотического воспитания в государственной молодежной политике / Е. Н. Нархова, В. П. Репин // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития» г. Чита, апрель 2020 г. 0,22 п. л. / 0,1 п. л. (РИНЦ - принята).
Структура работы продиктована логикой диссертационного исследования: состоит из введения, теоретической главы, включающей операционализацию понятий и определяющей методологию исследования; практической главы, содержащей анализ и заключения. Исходной методологической базой магистерской диссертации являлись научные разработки отечественных и зарубежных ученых, исследующих вопросы военно - патриотического воспитания молодежи, гражданско - патриотического воспитания и проектного регулирования.
Объем работы составил 144 страницы. В работе содержится 2 приложения, 5 таблиц и 1 рисунок. В библиографическом списке представлен 71 источник литературы.
Целью работы является совершенствование технологий военно - патриотического воспитания.
Задачи:
1. Проанализировать концепции военно-патриотического воспитания в современном обществе.
2. Проанализировать проблемы и перспективы системы военно-патриотического воспитания.
3. Выявить потенциал проектной деятельности молодежных организаций в военно-патриотическом воспитании.
4. Осуществить количественно-качественный анализ проектной деятельности «Росмолодежи».
5. Разработать социальный проект патриотического воспитания
Объект исследования военно-патриотическое воспитание «Росмолодежи»
Предметом исследования являются проектные технологии ВПВ.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме патриотического исследования. Количественно-качественный анализ проектных инициатив молодежи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система военно-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей защиты Отечества на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного, историко-патриотического, культурно-патриотического. Данная цель определяет содержание военно-патриотического воспитания, в котором выделены два основных компонента: социально-педагогический и специфический
Социально-педагогический компонент является доминирующим и характеризуется более широкой направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также важнейшие духовно-нравственные качества. Второй - более узкий подход, в большей степени нацеленный на подготовку к конкретной деятельности, определяемой спецификой военной службы. Специфический компонент обеспечивает «инструментальную готовность» к выполнению воинского долга.
2. Реализация военно - патриотического воспитания в государственной молодежной политике осуществляется как в традиционных, так и инновационных формах работы по развитию патриотизма у разных категорий молодежи. К инновационным формам патриотического воспитания молодежи следует отнести проектную деятельность. Однако необходимо отметить, что в форумных компаний Росмолодежи принимают участие студенты различных направлений подготовки - естественнонаучного, технического, гуманитарного и социально-экономического. С профессиональной точки зрения проектирование является нормой в управленческих специальностях. Поскольку проектные технологии не включены в образовательные программы студентов других направлений, то отмечается разный уровень подготовки в проектировании, что сокращает количество социально-значимых проектов, высоко оцениваемых по содержанию, но не по форме.
3. Сложившиеся ситуация в проектных технологиях с учетом специфики подготовки студентов предполагает либо унификацию подхода либо путем упрощения технологии проектирования, либо формирование групп из студентов разных направлений подготовки рамках проектов для вузов и молодежных НКО, а для физических лиц консультационное сопровождение экспертного сообщества в процессе проектирования.
Новизной диссертационного исследования является выделение в военно-патриотическом воспитании широкого, социально-педагогического компонента, обеспечивающего глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, и специфического, в большей степени нацеленного на подготовку к конкретной деятельности, определяемой спецификой военной службы. Актуализация потенциала современной российской молодежи осуществляется в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов и Всероссийской молодежной форумной кампании.
Традиционный метод анализа, выявляющий суть проекта, иллюстрирует превалирование проектов военно-патриотического воспитания, разработанных на основе специфического компонента.
Более широкий социально-педагогический компонент представлен минимально в выигравших проектах. Представляется перспективным и необходимым разработку проектов более широкой направленности в рамках военно-патриотического воспитания.
Практическая значимость работы: Теоретические разработки могут быть использованы для научного обоснования программ военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки проектных заявок на грантовые конкурсы социально значимых инициатив. Разработанный проект может быть использован для организации культурно-досуговой деятельности как технологии формирования ценностных ориентаций в военно-патриотическом воспитании в разных молодежных группах.
Апробация работы: Основные положения магистерской диссертации отражены в статьях:
1. Narkhov Dmitry Yu., Narkhova Elena N. & Repin Vlas P. (2019) Trends of Patriotic Education in Modern Russian Higher Education. In: The 2nd International Conference on Contemporary Education and Economic Development (CEED 2019) October 26-27, 2019 in Beijing, China. Lecture Notes in Economics, Management and Social Sciences (LNEMSS), Vol. 17 - 2019, p1-335. ISSN: 2617-1031. ISBN: 978-1-989348-26-0 Publication Date: November, 2019. DOI: 10.23977/ceed.2019.020 (WoS).
2. Вестник Тюменского государственного университета.
Трансформация технологий патриотического воспитания в современном российском высшем образовании / Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, Ю. Р. Вишневский, В. П. Репин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 1. С. 60-73. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-1-60-73 (ВАК)
3. Нархова Е. Н. Типологизация субъектов коммуникативных технологий в государственной молодежной политике / Е. Н. Нархова, В. П. Репин // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С. В., д. с. н., Ростовской Т. К., д. с. н., Зубок Ю. А. - М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. С. 285-290. (РИНЦ)
4. Репин В. П. К вопросу о государственной безопасности: от security к safety / В. П. Репин, Е. Н. Нархова. - Текст: электронный // Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т ; [отв. ред. A. А. Русанова]. - Чита: ЗабГУ, 2018. - С. 123-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37115258(дата обращения 18.03.2020). (РИНЦ)
5. Репин В. П. Экономическая компетентность студентов как фактор
качества проектирования / В. П. Репин. - Текст: электронный // Весенние дни науки ВШЭМ: Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. - С. 413-414. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41498463 (дата обращения 18.03.2020). (РИНЦ)
6. Санников М. Н. Историко-культурный проект как инструмент национально-этнической идентификации молодежи / М. Н. Санников,
B. П. Репин, А. А. Зернов, Е. Н. Нархова. - Текст: непосредственный //
Инновационный потенциал молодежи : культура, духовность, нравственность : Материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции, Екатеринбург, 2 декабря 2019 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - принята в печати (РИНЦ) .
7. Нархова Е. Н. Концептуализация военно-патриотического воспитания в государственной молодежной политике / Е. Н. Нархова, В. П. Репин // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития» г. Чита, апрель 2020 г. 0,22 п. л. / 0,1 п. л. (РИНЦ - принята).
Структура работы продиктована логикой диссертационного исследования: состоит из введения, теоретической главы, включающей операционализацию понятий и определяющей методологию исследования; практической главы, содержащей анализ и заключения. Исходной методологической базой магистерской диссертации являлись научные разработки отечественных и зарубежных ученых, исследующих вопросы военно - патриотического воспитания молодежи, гражданско - патриотического воспитания и проектного регулирования.
Объем работы составил 144 страницы. В работе содержится 2 приложения, 5 таблиц и 1 рисунок. В библиографическом списке представлен 71 источник литературы.
Система военно-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем военно-патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
В данном случае можно выделить широкий подход, который базируется на включении социально-педагогического компонента. Он является доминирующим и характеризуется более широкой направленностью, поскольку основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также важнейшие духовно-нравственные качества (любовь к Родине, уважение законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и др.) в итоге - глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству Второе - более узкий подход, в большей степени нацеленный на подготовку к конкретной деятельности, определяемой спецификой военной службы. Специфический компонент обеспечивает «инструментальную готовность» к выполнению воинского долга. В соответствии с государственной политикой, молодежная политика в своих программных документах разрабатывает механизмы и технологии решения проблем современного российского общества.
В форумных компаниях федерального агентства по делам молодежи внедряются проектные технологии патриотической направленности. Анализ позволяет сделать вывод об их распространении. В 2019 году в рамках конкурса на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям, на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию поступило 418 заявок на участие. По итогам рассмотрения заявок на предмет соответствия нормативной базе к экспертной оценке было допущено 375 заявок. На основании проведенной экспертизы победителями были определены 42 организации на общую сумму 43,5 млн рублей. Подведение итогов осуществлялось по заявленным направлениям. В направлении «Подготовка и проведение военно- исторических реконструкций» победителями стал 21 проект на сумму 20 млн рублей. 7 победителей на сумму 8 млн рублей в «Поддержке молодежных поисковых отрядов и объединений». Самое широкое по тематике направление «Реализация проектов патриотической направленности, реализуемых волонтерскими организациями» получило 15,5 млн на 14 победителей. Данное направление объединяет проекты, предполагающие организацию и проведение мероприятий, развивающих добровольчество и наставничество, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, проекты противодействия идеологии терроризма. Анализ карточек проектов позволил выделить всего 5 проектов в рамках данного направления военно-патриотической тематики: «Развитие юнармейского движения в регионе»; «Военно-патриотический слет молодежи»; «Военно¬патриотический трюковый спектакль «Русский форсаж. Родина Героев»; «Организация культурной программы в рамках патриотического молодежного фестиваля уличных театров «Крымартфест».
Традиционный метод анализа, выявляющий суть проекта, доказывает, что основой значительного количества проектов является специфический компонент военно-патриотического воспитания, акцентирующий значимость 112
физической подготовки, знания носят операциональный характер. Более широкий социально-педагогический компонент проявился в минимальной степени. Отметим, что он направлен на формирование мировоззренческих взглядов и позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также важнейшие духовно - нравственные качества. Данный компонент дополняется идеологией, соединяя духовно-нравственное направление патриотики на основе познания истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, героического прошлого разных поколений, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за его историю, ответственности за происходящее в обществе и государстве. Представляется перспективным и необходимым разработку проектов более широкой направленности в рамках военно-патриотического воспитания.
Сложившиеся ситуация в проектных технологиях с учетом специфики подготовки студентов предполагает унификацию подхода либо путем упрощения проектирования, либо формирование команды проекта из студентов различных направлений подготовки для молодежных НКО и вузов, либо консультационное сопровождение экспертов в процессе подготовки проекта для физических лиц. Предложенные методы позволяют несомненно усилить качество планирования, обеспечения и контроля реализации проекта.
В качестве заключения приведем мнение федеральных экспертов, опираясь на которое, можно разработать и успешно реализовать собственный социальный проект. Его составляющими выступают:
- «Целенаправленное изучение теоретического материала под руководством наставника, с обязательным применением на практике каждого из проектных инструментов.
- Инициация собственного проекта, оформление конкурсной документации на получение этим проектом государственной поддержки в виде материального финансирования.
- Знакомство с деятельностью эксперта, освоение основ этой деятельности путем изучения критериев оценки проектов.
- Защита собственного проекта перед экспертной комиссией в условиях, моделирующих систему работы реальной экспертной конкурсной комиссии» .
Безусловно, несмотря на некоторые проблемы систем патриотического воспитания, существуют перспективы развития: необходимо продолжить работу по включению проблематики патриотизма в учебно-методические комплексы для всех преподаваемых дисциплин в образовательных учреждениях. Пропагандировать и широко распространять информацию патриотического содержания в практике системы образования России. Государственным структурам всех уровней оказывать постоянную и целенаправленную помощь образовательным и общественным организациям в развитии и воспитании патриотизма, содействовать институциональному обеспечению взаимодействия всех социальных институтов страны в реализации патриотического воспитания молодежи. Управлениям образования субъектов РФ (министерства (областные краевые, республиканские), городские, районные и др. управления и отделы) оказывать поддержку разрабатываемым инновационным проектам, системам, моделям и педагогическим технологиям по реализации патриотического воспитания молодежи. В программах воспитательной работы высшего образования считать определяющей и организующей все направления деятельности, работу по патриотическому воспитанию студенческой молодежи.
Таким образом развитие гражданско-патриотического образования, формирование ценности патриотизма в контексте разработки творческих проектов имеет серьезные перспективы, поскольку патриотический взгляд на мир утвердился в отечественной науке столь широко и основательно и его можно считать едва ли не ли доминирующим в тематике творческих проектов гуманитарных наук. Подытоживая, еще раз подчеркиваем сохраняющую необходимость решения задач патриотического воспитания молодежи и студентов, подрастающего поколения, выступающих главной силой дальнейшего укрепления России, ее развития в настоящем и будущем.
В данном случае можно выделить широкий подход, который базируется на включении социально-педагогического компонента. Он является доминирующим и характеризуется более широкой направленностью, поскольку основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также важнейшие духовно-нравственные качества (любовь к Родине, уважение законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и др.) в итоге - глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству Второе - более узкий подход, в большей степени нацеленный на подготовку к конкретной деятельности, определяемой спецификой военной службы. Специфический компонент обеспечивает «инструментальную готовность» к выполнению воинского долга. В соответствии с государственной политикой, молодежная политика в своих программных документах разрабатывает механизмы и технологии решения проблем современного российского общества.
В форумных компаниях федерального агентства по делам молодежи внедряются проектные технологии патриотической направленности. Анализ позволяет сделать вывод об их распространении. В 2019 году в рамках конкурса на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям, на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию поступило 418 заявок на участие. По итогам рассмотрения заявок на предмет соответствия нормативной базе к экспертной оценке было допущено 375 заявок. На основании проведенной экспертизы победителями были определены 42 организации на общую сумму 43,5 млн рублей. Подведение итогов осуществлялось по заявленным направлениям. В направлении «Подготовка и проведение военно- исторических реконструкций» победителями стал 21 проект на сумму 20 млн рублей. 7 победителей на сумму 8 млн рублей в «Поддержке молодежных поисковых отрядов и объединений». Самое широкое по тематике направление «Реализация проектов патриотической направленности, реализуемых волонтерскими организациями» получило 15,5 млн на 14 победителей. Данное направление объединяет проекты, предполагающие организацию и проведение мероприятий, развивающих добровольчество и наставничество, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, проекты противодействия идеологии терроризма. Анализ карточек проектов позволил выделить всего 5 проектов в рамках данного направления военно-патриотической тематики: «Развитие юнармейского движения в регионе»; «Военно-патриотический слет молодежи»; «Военно¬патриотический трюковый спектакль «Русский форсаж. Родина Героев»; «Организация культурной программы в рамках патриотического молодежного фестиваля уличных театров «Крымартфест».
Традиционный метод анализа, выявляющий суть проекта, доказывает, что основой значительного количества проектов является специфический компонент военно-патриотического воспитания, акцентирующий значимость 112
физической подготовки, знания носят операциональный характер. Более широкий социально-педагогический компонент проявился в минимальной степени. Отметим, что он направлен на формирование мировоззренческих взглядов и позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также важнейшие духовно - нравственные качества. Данный компонент дополняется идеологией, соединяя духовно-нравственное направление патриотики на основе познания истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, героического прошлого разных поколений, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за его историю, ответственности за происходящее в обществе и государстве. Представляется перспективным и необходимым разработку проектов более широкой направленности в рамках военно-патриотического воспитания.
Сложившиеся ситуация в проектных технологиях с учетом специфики подготовки студентов предполагает унификацию подхода либо путем упрощения проектирования, либо формирование команды проекта из студентов различных направлений подготовки для молодежных НКО и вузов, либо консультационное сопровождение экспертов в процессе подготовки проекта для физических лиц. Предложенные методы позволяют несомненно усилить качество планирования, обеспечения и контроля реализации проекта.
В качестве заключения приведем мнение федеральных экспертов, опираясь на которое, можно разработать и успешно реализовать собственный социальный проект. Его составляющими выступают:
- «Целенаправленное изучение теоретического материала под руководством наставника, с обязательным применением на практике каждого из проектных инструментов.
- Инициация собственного проекта, оформление конкурсной документации на получение этим проектом государственной поддержки в виде материального финансирования.
- Знакомство с деятельностью эксперта, освоение основ этой деятельности путем изучения критериев оценки проектов.
- Защита собственного проекта перед экспертной комиссией в условиях, моделирующих систему работы реальной экспертной конкурсной комиссии» .
Безусловно, несмотря на некоторые проблемы систем патриотического воспитания, существуют перспективы развития: необходимо продолжить работу по включению проблематики патриотизма в учебно-методические комплексы для всех преподаваемых дисциплин в образовательных учреждениях. Пропагандировать и широко распространять информацию патриотического содержания в практике системы образования России. Государственным структурам всех уровней оказывать постоянную и целенаправленную помощь образовательным и общественным организациям в развитии и воспитании патриотизма, содействовать институциональному обеспечению взаимодействия всех социальных институтов страны в реализации патриотического воспитания молодежи. Управлениям образования субъектов РФ (министерства (областные краевые, республиканские), городские, районные и др. управления и отделы) оказывать поддержку разрабатываемым инновационным проектам, системам, моделям и педагогическим технологиям по реализации патриотического воспитания молодежи. В программах воспитательной работы высшего образования считать определяющей и организующей все направления деятельности, работу по патриотическому воспитанию студенческой молодежи.
Таким образом развитие гражданско-патриотического образования, формирование ценности патриотизма в контексте разработки творческих проектов имеет серьезные перспективы, поскольку патриотический взгляд на мир утвердился в отечественной науке столь широко и основательно и его можно считать едва ли не ли доминирующим в тематике творческих проектов гуманитарных наук. Подытоживая, еще раз подчеркиваем сохраняющую необходимость решения задач патриотического воспитания молодежи и студентов, подрастающего поколения, выступающих главной силой дальнейшего укрепления России, ее развития в настоящем и будущем.



