Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТАДИЯМИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Работа №100923

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Компьютерная зависимость у подростков 3
1.1. Компьютерная зависимость как вид девиантного поведения 6
1.2. Особенности подросткового возраста 18
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей и отношений с родителями у подростков с разными стадиями сформированности
компьютерной зависимости 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение


В современном обществе компьютер - незаменимая составляющая жизни человека. Несмотря на то, что компьютер значительно облегчил жизнь, человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование компьютерной зависимости. А. Ю. Егоров указывает, что «Первыми с компьютерной зависимостью столкнулись врачи- психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети онлайн» [9]. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В России проблема компьютерной зависимости появилась позже, нежели в США, это связанно с отставанием России в компьютеризации населения от тех же Соединенных Штатов Америки. Все же главным производителем компьютеров, мобильных телефонов, гаджетов и игровых приставок были и остаются Соединенные Штаты. В 1994 году в К. Янг было проведены исследования компьютерной зависимости, в то время как в России мало кто слышал о персональных компьютерах, а о сети интернет тем более. Несмотря на это, сегодня про российских подростков можно сказать, что они родились с «мышью в руках». Современные подростки росли в мире видеоигр, социальных сетей, торрентов, что без сомнения способствовало формированию компьютерной зависимости. Американский психиатр Гэри Смолл называет таких детей «цифровые аборигены», по его мнению «у младшего поколения мозг претерпевает цифровую перепрошивку с пеленок» [21].
Подростковый возраст - это переходный период между детством и взрослостью. На первый план выходит потребность в общении, точнее, потребность в общении со сверстниками, которых нельзя заменить родителями. У современных подростков появились и стремительно набирают популярность новые формы общения - через Интернет. В отношении родителей происходит эмансипация, целью которой является достижение подростком автономии. Эти процессы сегодня также связаны с ограничением времени общения с родителями и все возрастающей «Интернет- активностью» подростков.
Актуальность и новизна данного исследования заключается в том, что акцент в нем делается на изучение личностных особенностей подростков на разных стадиях компьютерной зависимости. Подростки, принявшие участие в исследовании не являются аддиктами, но потенциально могут ими стать.
Объектом нашего исследования является компьютерная зависимость у подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков с разными стадиями сформированности компьютерной зависимости.
Цель: исследовать личностные особенности и отношения с родителями у подростков с разными стадиями сформированности компьютерной зависимости.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по проблеме компьютерной зависимости у подростков.
2) Провести диагностику личностных особенностей испытуемых.
3) Выявить стадии сформированности компьютерной зависимости у подростков.
4) Выявить особенности отношений подростков с их родителями.
5) Провести корреляционный анализ с целью установления наличия корреляционных связей между личностными особенностями подростков и стадиями сформированности у них компьютерной зависимости.
Основная гипотеза исследования: существует связь между стадиями сформированности компьютерной зависимости, личностными особенностями подростков и их взаимоотношениями с родителями.
Основная гипотеза была конкретизирована в следующих частных гипотезах:
1) Существуют различия в отношениях с родителями у подростков с разными стадиями компьютерной зависимости.
2) Существуют различия в личностных особенностях подростков с разными стадиями сформированности компьютерной зависимости.
3) Существует обратная связь между стадиями сформированности
компьютерной зависимости и коммуникативными умениями.
4) Существует обратная связь между стадиями сформированности
компьютерной зависимости и самооценкой подростков.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и интерпретация научных данных, анализ материалов исследований других авторов) и эмпирические:
1) «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот [39]
2) Опросник «подростки о родителях» Вассермана Л. И., Горьковой И. А., Ромициной Е. Е.) [5]
3) «Тест коммуникативных умений Михельсона» [28]
4) «Тест акцентуаций свойств темперамента» В. В. Плотникова, Л. А. Северьяновой, Д. В Плотникова, Д. В. Бердникова [27]
5) «Диагностика самооценки» Т. Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [37]

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами в теоретической части работы был проведён анализ научной литературы, посвященной особенностям подросткового возраста и феномену компьютерной зависимости. В подростковом возрасте происходит становление личности подростка, сопровождающееся процессами эмансипации. При этом ребенок стремится освободиться от родительского контроля. Это необходимая составляющая процесса взросления. Однако данные изменения могут принимать различные формы, в том числе и девиантные. Для подростков нередкими являются склонность к риску, нарушение социальных норм, акцентуации характера, неадекватность самооценки. Известно, что все эти факторы, особенно на фоне сложностей в отношениях с родителями, предрасполагают подростков к различным нарушениям социальных норм, в том числе, способствуют формированию зависимостей. Для современных подростков одной из наиболее распространенных форм зависимостей стала компьютерная.
В эмпирической части работы представлены результаты практического исследования. Проведен анализ личностных особенностей подростков с разными стадиями компьютерной зависимости и их отношений с родителями.
Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что существуют определенные различия в личностных особенностях подростков, находящихся на разных стадиях компьютерной зависимости. В процессе анализа полученных результатов выяснилось, что подростки, находящиеся на первой стадии компьютерной зависимости, пассивны, они не склонны к мобилизации усилий, вялы, инертны, более агрессивны, по сравнению с подростками, находящимися на стадии увлеченности. По шкалам «внешность» и «уверенность» самооценка у них ниже, чем у подростков, находящихся на стадии увлеченности, они более склонны к зависимому стилю общения.
Были выделены различия в отношениях родителей к подросткам. Согласно оценкам подростков с первой стадией зависимости, они воспринимают мать как мало интересующуюся ими, нетребовательную, снисходительную, не проявляющую заботу о них, не занимающуюся их воспитанием. Подростки, находящиеся на стадии увлеченности, выше оценивают мать по этим показателям.
Таким образом, предположение о том, что существует связь между стадиями сформированности компьютерной зависимости, личностными особенностями подростков и их взаимоотношениями с родителями, нашло свое подтверждение в данном исследовании.
Однако полученные результаты показывают наличие определенных связей, но не объясняют причинно-следственную связь. Вопрос о том, компьютерная зависимость ли влияет на личностные особенности подростков, или личностные особенности и обстановка в семье влияют на формирование компьютерной зависимости остается открытым. Поэтому данная тема нуждается в дальнейшем более глубоком изучении.



1. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 212-242.
2. Битенскнй B.C., Аймедов К.В., Пахмурный В.А. Клинико¬
психопатологические аспекты трансформации аддиктивного поведения в условиях «информационного взрыва»
URL:http://psyplanet.com/publik/vestnik_9_2_2006.pdf (дата обращения: 04.05.2015).
3. Бухановский А. О., Солдаткин В. А. Патологический гемблинг: предиспозиция // Вторая научно-практическая конференция психиатров и наркологов ЮФО (с международным и всероссийским участием). 2006.
4. Буянова С.М. Исследование представлений о себе посредством самоописаний в юношеском возрасте // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-1. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie- predstavleniy-o-sebe-posredstvom-samoopisaniy-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 09.06.2015).
5. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. - М.; СПб.: Фолиум, 1995.
6. Википедия - сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org.
7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 90-100.
8. Выготский Л. С. Педология подростка // Там же. С. 238
9. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. // СПб.: 2007. - 190с.
10. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) А.Ю.
URL: http:ZZwww.narcom.ru/cabinet/online/88.html (дата обращения:
09.06.2015).
11. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель ский центр «Академия», 2003. - 288 с.
12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
13. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. - 336 с. (Серия «Высшее профессиональное образование»).
14. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. - 256с .
15. Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск: Издательство «Наука», 1979.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ