Введение 5
1 Теоретические подходы к бренду и способам управления им
1.1 Подходы к сущности и характеристикам бренда 8
1.2 Коммуникационная деятельность в маркетинге 23
1.3 Разработка инструментария управления брендом 31
2 Анализ маркетинговых характеристик бренда
2.1 Характеристика ООО «Гесс? СиАйЭс» 53
2.2 Анализ конкурентной позиции бренда 82
2.3 Исследование потребителей 94
2.4 Анализ результативности управления брендом 101
3 Разработка проекта совершенствования маркетингового инструментария управления брендом
3.1 Обоснование разработки инструментария управления брендом 106
3.2 Календарное планирование проекта 118
3.3 Управление рисками и оценка результативности проекта 122
Заключение 128
Список используемой литературы 130
Данный факт обусловлен рядом внешних факторов, таких как появление глобального количества схожих товаров, ожесточающаяся, в условиях мирового экономического кризиса, конкуренция, перенасыщение потребителями стандартизированными товарами.
Развитие массового производства и расширение продаж, заставляет производителей искать способы идентификации своей продукции для выделения ее из множества аналогичных товаров. Поэтому в условиях интенсивной конкуренции актуальным становится использование инструментария управления брендом как конкурентного преимущества выпускаемой продукции. На сегодняшний день вопрос управления брендом является основным вопросом успешного развития любого бизнеса.
Вышеизложенное обусловило актуальность магистерской диссертации.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в научном обосновании теоретических положений и разработке рекомендаций относительно маркетингового инструментария управления брендом.
Цель магистерской диссертации определяет следующие задачи:
1) Исследовать теоретические подходы к бренду и способам управления им,
2) Проанализировать маркетинговую деятельность ООО«Гесс? СиАйЭс»,
3) Разработать проект улучшения показателей эффективности управления брендом.
Объектом выпускной квалификационной работы является маркетинговый инструментарий бренд-менеджмента.
Предмет работы — процессы управления брендом в рамках маркетинговой деятельности на рынке модной одежды бридж-брендов.
В магистерской диссертации были применены следующие практические инструменты и методы анализа: анализ миссии по факторам Ф. Котлера, анализ стратегической цели по критериям технологии целеполагания SMART, SWOT- анализ, анализ конкурентоспособности с использованием методики отбора конкурентов И. В. Котляревской, лист оценки конкурентоспособности компании, многоугольник конкурентоспособности, сегментирование методом вложенной иерархии, анализ эффективности бренда по методике Л. Чернатони, анализ стоимости бренда методом относительной добавочной стоимости.
Для разработки рекомендаций в выпускной квалификационной работе использованы теоретические и практические инструменты в области проектного управления. Разработан проект, содержащий следующие элементы: структурная декомпозиция (дерево проблем, дерево целей), факторы внешнего и внутреннего окружения, способствующие и мешающие осуществлению проекта, календарное планирование проекта (диаграмма Ганта с обозначением работ проекта, критического пути). Произведено управление рисками проекта, описаны основные риски проекта с указаниями источников возникновения рисков, вероятностью наступления рискового события и мероприятий по снижению рисков, оценена эффективность проекта.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы составили научные и учебные издания, посвященные маркетингу Г. Л Багиева, Васильева Г. А., Нагапетьянца Н. А., Котлера Ф., Котляревской И. В., Панкрухина А. П.
Следующую группу источников составили работы, исследующие особенности коммуникационной деятельности Дж. Бернета и С. Мориарти, Ульяновского А. В., Кеннеди Д., Нарциссовой С. Ю.
Научную базу особенностей бренда и управления брендом сконструировали труды Д. Аакера, Л. Де Чернатони, Черенкова В. И.,
Практической значимостью работы является разработка проекта повышения эффективности управления брендом GUESS.
Целью выпускной квалификационной работы заключалась в научном обосновании теоретических положений и разработке рекомендаций относительно маркетингового инструментария управления брендом.
Цель достигнута в связи с решением задач работы.
В главе 1 были изучены теоретические основы управления брендом, а именно: трактовки, сущность и характеристики бренда, коммуникационная деятельность в маркетинге. Разработан инструментарий управления брендом, учитывающий особенности жизненного цикла бренда и специфических цели и задачи, решаемые на каждом конкретном этапе жизненного цикла.
Глава 2 содержит в себе анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Гесс? СиАйЭс». В главе 2 были применены практические инструменты и методики анализа, такие как SWOT-анализ, анализ целей по технологии целеполагания SMART, анализ миссии компании по факторам, предложенным Ф. Котлером, многоугольник конкурентоспособности, лист оценки конкурентоспособности, отбор конкурентов с использованием методики И. В. Котляревской, сегментированием методом вложенной иерархии с выбором целевых сегментов и обоснованием отказа от нецелевых по критериям, предложенным И. В. Котляревской. Определена организационная структура, маркетинговая концепция, в которой находится предприятие ООО «Гесс? СиАйЭс». Диагностирована эффективность управления брендом методами относительной добавочной стоимости и оценкой атрибутов и силы бренда по Л. Де Чернатони.
Глава 3 содержит в себе разработку проекта повышения эффективности управления брендом GUESS. Описана проблематика и замысел проекта, определены негативные эффекты существующего положения компания, на этом основании применен метод структурной декомпозиции и построено дерево проблем и дерево целей. Определены факторы внешнего и внутреннего окружения, которые способствуют и мешают выполнению проекта, составлено календарное планирование проекта по фазам проекта, построена диаграмма Ганта. Проведено управление рисками проекта, описаны рисковые события, источники возникновения рисков, вероятность наступления рискового события, а также мероприятия, способствующие снижению риска, проведена оценка эффективности проекта.
Практической значимостью выпускной квалификационной работы является разработка проекта повышения эффективности бренда GUESS внедрение предложенной программы рекомендаций в деятельность компании ООО «Гесс? СиАйЭс».
1. Аакер Дэвид. Аакер о брендинге. 20 принципов достижения успеха, М.: Эксмо, 2016. — 256 с.
2. Акулич М. Эмоциональный брендинг и нейромаркетинг, Издательские решения, 2017. — 130 с.
3. Арндт Трайндл. Мастерство ритейл-брендинга, М.: Альпина Паблишер, 2013. - 155 стр.
4. Багиев Г. Л., В. М. Тарасевич, X. Анн. - Под общ. ред. Г. Л. Багиева. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2001. — 718 с.
5. Басова С.Н., Митрофанова О.Ю. Маркетинговые коммуникации. Стимулирование сбыта, Учебное пособие. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2005. - 44 с.
6. Башмаков Д.В., Брендинг и механизм его реализации, Монография. — М.: Издательство МГОУ, 2011. — 143 с.
7. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход, Перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2001. — 864 с.
8. Бондарская О.В., Бондарская Т.А., Гучетль Р.Г., Попова Г.Л. Формирование бренда предприятия, Учебное пособие. — Тамбов: ТГТУ, 2017. — 212 с.
9. Броско Ю. Legend brand: 7 эффективных моделей для описания бренда, Издательские решения, 2017. — 35 с.
10. Васильев Г.А., Н.Д. Эриашвили Н.Д., Нагапетьянц Н.А. и др. Основы маркетинга, Юнити-Дана, 2012. — 543 с.
11. Васильев Г.Л., Полякова В.А. Рекламный маркетинг, Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 276 с.
12. Вос Елена. Культ личности. Стратегия создания мощного персонального бренда, М.: Комсомольская правда, 2020. — 288 с.
13. Годин А.М. Брендинг, Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 184 с.
14. Голубков Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 474 с.
15. Гэд Томас. 4D Брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики, Пер. с англ. — СПб.: Aveline Finland Oy, 2000. — 133 с.
16. Денисова Е.С. Методы стимулирования сбыта, Учебно-практическое пособие. - М.: ЕАОИ, 2009. - 200 с.
17. Дил Грегори. Революция бренда, Selfpub, 2017. — 116 с.
18. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология, СПб.: Питер, 2010. — 560 с.
19. Зотов В.В. Бренд-решения, Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2008.
20. Иванов А.А. Бренды, Учебное пособие. — Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2013. — 74 с.
21. Ивашкова Н.И. Управление маркетингом, М.: ИНФРА-М, 2010. — 176 с.
22. Иващенко Н.С., Исааков Г.С. Маркетинговые коммуникации, Учебное пособие. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2010. — 123 с.
23. Казанцев К.Ю., Ягольницер М.А. Бренд как составная часть интеллектуального капитала компании: оценка и управление стоимостью, Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2018. — 108 с.
24. Капферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда, Москва: Вершина, 2007. — 448 с.: ил., табл. — ISBN 5-9626-0015-0.
25. Карпова С.В. Современный брендинг, Монография. — Москва: Палеотип,
2011. — 188 с.
26. Катаев А.В., Гольдштейн Г.Я. Маркетинг, Учебное пособие. — Таганрог: ТРТУ, 2003. — 106 с.
27. Кеннеди Д. Секретное оружие маркетолога, М.: Гиппо, 2012. — 196 с.
28. Кметь Е.Б. Маркетинговые коммуникации: теория, практика, управление, Учебник для магистрантов. — Владивосток: Дальневост. федерал.ун-т, 2016. — 170 с.
29. Котлер Ф., Рейн И., Хэмлин М., Столлер М. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности, М.: Издательский дом Гребенникова, 2009, 392с.
30. Котлер Ф. Основы маркетинга, Москва: Прогресс, 1991. — 654 с.
31. Котляревская И.В., Романова С.А. Маркетинг: учебное пособие -
Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 163 с.
32. Котляревская И.В., Одинцова Н.Ф. Маркетинг: учебное пособие -
Екатеринбург: ФГАО ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2010. 300 с.
33. Котляревская И. В., Костылева Н. В., Мальцева Ю. А. Управление коммуникациями в менеджменте: учебное пособие - Екатеринубург, Издательство Уральского университета, 2017. 125с.
34. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью, СПб.: Питер, 2009. — 240 с.
35. Кузнецова И.А. Управление маркетингом, Практикум. — Пинск: Полес ГУ, 2013. — 186 с.
36. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии, Учебник для студентов вузов. - 2-е изд., доп. и перер. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 302 с.
37. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива, Пер. с французского. -СПб. : Наука, 2017. - 589 с.
38. Лашкова Е.Г. Планирование рекламной кампании, Учебное пособие. — Сибирский государственный индустриальный университет. — Новокузнецк,
2010. — 319 с.
39. Макашева З.М., Макашев М.О. Брендинг, Учебное пособие. — СПб.: Питер,
2011. — 288 с.: ил. — (Учебное пособие).
40. Марахина И.В. Основы маркетинга, Пособие. — Минск: БГУИР, 2013. — 74 с.
41. Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации, Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 72 с.
42. Нарциссова С.Ю., Шеркунов С.А. Брендинг, Учебное пособие. — Москва: Академия МНЭПУ, 2018. — 222 с.
43. Нарциссова С.Ю., Куликова С.В. Маркетинговые коммуникации: традиции и современность, М.: Академия МНЭПУ, 2018. — 133 с.
44. Николаева Г.Н. Технология создания и управления брендом организации, Учебно-методическое пособие. — М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2019. — 75 с.
45. Ньюман М. 22 непреложных закона рекламы, Пер. с англ. О.О.Азаренковой. — М.: АСТ, 2008. — 312 с.
46. Овчинникова О.Г. Ребрендинг, М.: Альфа-пресс, 2007. — 168 с.
47. Огилви Д. Тайны рекламного двора, М.: Эксмо, 2007
48. Огилви Д. Откровения рекламного агента, М.: Эксмо, 2007. — 157 с.
49. Панкрухин А.П. Маркетинг, Учебник. 6-е изд., стер. — М. : Омега-Л, 2009.
— 656 с.
50. Петрик Е.А. Интернет-маркетинг, М.: Московская финансово¬
промышленная академия, 2018 - 299 с.
51. Перция Валентин, Мамлеева Лилия. Анатомия бренда, М., СПб.: Вершина, 2017. - 222 с.
52. Помаз И.В., Шингирей С.А. Брендинг, Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2014. — 52 с.
53. Портер М. Конкуренция, Москва: Вильямс, 2005. — 608 с.
54. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Брендинг, Учебник для бакалавров. — М. : Юрайт, 2013. — 331 с. — (Бакалавр. Углубленный курс).
55. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации, М.: Эксмо, 2006.
— 432 с.
56. Сабурова М. Маркетинговые коммуникации (теория, управление, практика), Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 166 с.
57. Савруцкая Е.П. Связи с общественностью. Вводный курс, Учебник для высших учебных заведений. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. — 203 с.
58. Смит Брайан. Рождение бренда. Как выносить плод вашей страсти к предпринимательству, Минск: Попурри, 2019. — 296 с.
59. Суздалева Г.Р., Дробышева Е.А. Инструменты продвижения товаров и услуг, Учеб.пособие. — Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та,
2012. — 216 с.
60. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации, М.: Дашков и К, 2055. - 304 с.
61. Траут Д. Большие проблемы больших брендов. Учитесь на чужих ошибках!, СПб.: Питер, 2009. - 256 с. - (Деловой бестселлер).
62. Траут Джек, Райс Эл. Позиционирование: битва за умы, БГД, 2015. — (Главная мысль.Книги о бизнесе и власти в кратком изложении).М.: Эксмо, 2010. - 380 с.
63. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных, М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 235 с.
64. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов миллениума, Изд.: Э.; 2018. — 432 с.
65. Харрисон Ширли. Связи с общественностью: Вводный курс, СПб.: Нева,
2013. — 368 с.
66. Хорн Сэм. Как выделить свой бренд из толпы, Минск: Попурри, 2014. — 230 с.
67. Чернатони Л., МакДональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд, Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 559 с.
68. Чернышева А.М., Якубова Т.Н. Брендинг, Учебник для бакалавров. — Москва: Юрайт, 2014. — 504 с.
69. Шевченко Е.В. Брендинг: основы формирования и управления образом предприятия, Учебное пособие. — 2-е изд. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. — 188 с.
70. Режим доступа: электронная библиотека научных статей «Киберленинка» https: //cyberleninka.ru/
71. Режим доступа: https://cpm-moscow.com/wp-
content/uploads/sites/5/2019/03/FCG_Anna-Lebsak-Kleimans_02.19.pdf
72. Режим доступа: электронный бизнес журнал «Жажда» https://zhazhda.biz/
73. Режим доступа: интернет-блог «Записки маркетолога»
http: //www.marketch.ru/
74. Режим доступа: электронная библиотека https://www.twirpx.com/
75. Режим доступа: https://yandex.ru/blog/company/algoritm-palekh-kak-
neyronnye-seti-pomogayut-poisku-yandeksa