Введение 16
1. Обзор литературы 19
1.1 Назначение процесса депарафинизации дизельных топлив 19
1.2 Описание технологического процесса и технологической схемы 20 производственного объекта
1.3 Проблема коррозии и влияние наличия сероводорода в 23
технологических потоках на коррозию в трубопроводах и аппаратах процессов нефтепереработки
1.4 Обзор систем моделирования, применяемых в нефтегазовой 25
отрасли
1.4.1 Aspen HYSYS 27
1.4.2 ChemCAD 29
1.4.3 PRO II 30
1.4.4 Сравнение моделирующих программ 32
1.5 Постановка цели и задач исследования 32
2. Объект и методы исследования 35
2.1 Характеристика колонны стабилизации, составы потоков, 35
технологические параметры
2.2 Методика моделирования колонны стабилизации в HYSYS 36
3. Расчеты и аналитика 40
3.1 Мониторинг работы колонны стабилизации на установке 40
3.2 Исследование влияния факторов, влияющих на степень отделения 42
3.2.1 Исследование влияния расхода орошения в колонну на 43
степень отделения сероводорода
3.2.2 Исследование влияния расхода рециркулирующего 44
стабильного бензина в колонну на степень отделения сероводорода
3.2.3 Исследование влияния расхода водородсодержащего газа 46
в колонну на степень отделения сероводорода
4. Результаты проведенного исследования 48
4.1 Опытный пробег по исследованию работы колонны стабилизации 48 на установке каталитической депарафинизации
4.2 Оптимизация схемы направления потоков в колонну 49
стабилизации
5. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 51
5.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения 51 научных исследований с позиции ресурсоэффективности
5.2 Планирование научно-исследовательских работ 53
5.3 Бюджет научно-технического исследования 55
5.4 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, 60
бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования
6. Социальная ответственность 63
6.1 Анализ выявленных опасных и вредных факторов в рабочей зоне 63
6.1.1 Микроклимат производственных помещений 64
6.1.2 Освещение 66
6.1.3 Уровень акустического шума и вибрации 66
6.1.4 Содержание вредных химических веществ 67
6.1.5 Электробезопасность 69
6.2 Коллективные и индивидуальные средства защиты 70
6.2.1 Средства коллективной защиты 71
6.2.2 Средства индивидуальной защиты 71
6.3 Охрана окружающей среды 72
6.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 73
6.5 Правовые и организационные вопросы безопасности 74
Заключение 76
Список публикаций 79
Список использованных источников 80
Приложение А Схема процесса каталитической депарафинизации 84
Приложение Б Сравнение моделирующих программ 85
Приложение В Фракционный и покомпонентный составы потоков 86
Приложение Г Карта сегментирования рынка 90
Приложение Д Оценочная карта конкурентных технических решений 91
Приложение Е SWOT-анализ 92
Приложение Ж Этапы научно-исследовательской работы 93
Приложение И Временные показатели проведения научного исследования 95 Приложение К Календарный план-график проведения НИОКР 98
Приложение Л Оценка ресурсной, финансовой и экономической 99
В связи с суровыми климатическими условиями большей части территории России, проблема выпуска низкозастывающих нефтепродуктов, которые будут соответствовать современным экологическим стандартам является актуальной. Доказательством этого является постоянно растущий спрос на высококачественные низкозастывающие и малосернистые дизельные и авиационные топлива, и масла. Однако ресурсы сырья, используемого для получения низко застывающих нефтепродуктов (малопарафинистые нефти нафтенового основания), практически исчерпаны. Поэтому возникла необходимость в переработке и получении нефтепродуктов из парафинистых нефтей [1]. В связи с этим на нефтеперерабатывающие заводы внедряется процесс депарафинизации [2].
В настоящее время нефтегазовая отрасль несет серьёзные убытки с коррозией трубопроводов и аппаратов. Сероводородная коррозия является одной из главных причин коррозионного разрушения при эксплуатации оборудования в широком диапазоне сред и условий [3]. Сероводород может вызывать повреждения в результате химической, электрохимической коррозии и водородного охрупчивания. Сероводород - присутствует не только в продуктах месторождений, но и образуется в результате каталитического и термического превращений сероорганических соединений (тиолов, сульфидов, дисульфидов, тиофенов), углерода, сероуглерода, в частности, в процессе депарафинизации значительная доля сероводорода образуется на стадии гидроочистки. С повышением рабочих температур степень образования сероводорода возрастает вследствие уменьшения его растворимости, так же из- за усиления распада серосодержащих соединений [4]. Коррозия - это сложная проблема, так как нужно учитывать большое количество влияющих на неё переменных величин. Борьба с коррозией - это не только продление срока службы нефтеперерабатывающего оборудования, снижение эксплуатационных
затрат на его ремонт, но и улучшение технико-экономических показателей переработки нефти.
Объект исследования - колонна стабилизации продукта процесса каталитической депарафинизации средних дистиллятов, реализованного на установке Л-24-10/2000 ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»
Предмет исследования - закономерности влияния технологических параметров на эффективность работы колонны стабилизации продукта процесса каталитической депарафинизации средних дистиллятов.
Рассматриваемый аппарат - колонна стабилизации - работает не эффективно. Это выражается низкой степенью разделения легких компонентов и сероводорода, вследствие чего в выходном потоке колонны стабилизации наблюдается повышенное содержание сероводорода [5]. Данный поток проходит стадию ректификации, где одним из продуктов выделяется стабильный бензин с большим содержанием сероводорода, что в значительной степени увеличивает риск коррозии верха ректификационной колонны и оборудования, следующего за стадией ректификации.
Целью данной работы является повышение эффективности стадии стабилизации продукта процесса каталитической депарафинизации средних дистиллятов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить проблему коррозии в трубопроводах и аппаратах процессов нефтепереработки;
2. Изучить сырьё, технологическую схему и продукты процесса;
3. Провести обзор и анализ систем для моделирования технологических процессов;
4. Исследовать влияние расхода орошения в колонну на степень отделения сероводорода;
5. Исследовать влияние расхода рециркулирующеего стабильного бензина в колонну на степень отделения сероводорода;
6. Исследовать влияние расхода водородсодержащего газа в колонну;
7. Подобрать оптимальную схему направления потоков и оптимальных параметров эксплуатации колонны.
Научная и практическая новизна заключается в том, что на модели колонны стабилизации, разработанной в среде моделирования HYSYS, были проведены расчеты колонны стабилизации, на основе которых выявлена наиболее эффективная схема направления потоков в колонну стабилизации в зависимости от состава перерабатываемого сырья. При оптимальном варианте содержание сероводорода в стабильном гидрогенизате снижается до следовых количеств, и, как следствие, повышается коррозионная безопасность продукта, повышается ресурсоэффективность установки каталитической депарафинизации за счет продления срока службы оборудования и трубопроводов, а также снижается вероятность возникновения нештатных ситуаций вследствие коррозийного разрушения оборудования.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения ресурсоэффективности стадии стабилизации продукта реакторного блока установки каталитической гидродепарафинизации.
Результаты исследований используются на промышленном предприятии для регулирования технологических параметров в колонне стабилизации, результаты представлены на следующих конференциях и симпозиумах: XVII Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых имени Л.П. Кулёва «Химия и химическая технология в XXI веке» (г. Томск, 2016 г.); XX Международный научный симпозиум имени академика М.А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр» (г. Томск, 2016 г.); Международная молодежная научная конференция «Нефть и газ - 2016» (г. Москва, 2016 г.); V Всероссийская научная молодежная школа-конференция «Химия под знаком СИГМА: исследования, инновации, технологии» (г. Омск, 2016 г.); XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспективы развития фундаментальных наук» (г. Томск, 2016 г.).
В результате выполнения исследования был изучено назначение, суть процесса, схема процесса каталитической депарафинизации дизельных топлив, которая включает следующие основные элементы: реакторы гидроочистки; реактор депарафинизации; сепараторы высокого и низкого давления; стабилизационная колонна; ректификационная колонна; отпарные колонны (стрипинги) и рефлюксные ёмкости. При изучении потоков и материального баланса по сероводороду выявлено, что присутствие сероводорода может вызывать процессы коррозии в верней части ректификационной колонны.
Кроме того, исследована проблема коррозии в трубопроводах и аппаратах процессов нефтепереработки вследствие наличия сероводорода в технологических потоках.
Основными методами борьбы с коррозией являются применение ингибиторов коррозии, бактерицидов, неметаллических материалов, лаков и красок; оборудование установок и трубопроводов катодной и протекторной защитой.
Выполнен аналитический обзор современных пакетов моделирующих программ для компьютерного моделирования технологических процессов нефтепереработки. Их сравнение показало не значительное отличие - набор расчетных модулей практически одинаковый. Выбрана моделирующая программа HYSYS как наиболее удобная для расчётно-технологического проектирования, так как позволяет наиболее эффективно решить задачи моделирования и оптимизации химико-технологических систем нефтепереработки
Исследовано влияние технологических параметров при различных схемах направления потоков в колонну стабилизации на отделение сероводорода. Установлено, что достичь отсутствия сероводорода в стабильном гидрогенизате и вывода его в составе углеводородного газа и легкого бензина из верхней части колонны возможно, если в колоне стабилизации получится создать сильный паровой поток. Проведенные исследования подтверждают, что этого можно достигнуть повышением расхода острого орошения, совершенствованием схемы направления потоков в колонну путем возврата части стабильного бензина с блока ректификации в низ колонны и добавления ВСГ во входной поток в колонну в смеси с нестабильным гидрогенизатом и бензином-отгоном гидроочисток.
При варьировании расхода орошения в колонну стабилизации в диапазоне 70-100 м /ч видно, что с увеличением расхода острого орошения содержание сероводорода в стабильном бензине с установки снижается с 0,0022 до 0,0005 % мас. В среднем фиксируется уменьшение содержания сероводорода приблизительно в 4 раза. Увеличение расхода острого орошения в колонну стабилизации не приводит к полному отделению сероводорода.
Повышение расхода рециркулирующего стабильного бензина в низ колонны 0 до 20 м /ч способствует снижению содержания сероводорода в стабильном бензине с 0,0010 до 0,0001 % мас. в зависимости от содержания сероводорода в сырье колонны. При добавлении стабильного бензина в количестве 10 м /ч фиксируется максимальная степень отделения сероводорода, но наблюдается присутствие H2S в стабильном бензине в особенности для нестабильного гидрогенизата с более высоким содержанием сероводорода (0,0028 % мас.).
При увеличении расхода ВСГ в колонну с 100 до 300 м /ч содержание сероводорода в стабильном бензине с установки в зависимости от содержания сероводорода в сырье колонны снижается с 0,0008 % мас. до показателя «отсутствие». Для сырья с более низким содержанием сероводорода (0,0012 % мас.) отсутствия H2S достигается при добавлении во входной поток
100 м/ч ВСГ. Для достижения аналогичного результата с сырьём, которое содержит большее количество сероводорода (0,0028 % мас.) необходимо увеличить расход ВСГ до 300 м /ч.
По итогам исследования подобрана оптимальная схема потоков в колонну. Оптимальный расход орошения принимается равным 100 м /ч, расход стабильного бензина - 10 м /ч. Расход ВСГ выбирается по количественному содержанию сероводорода в нестабильном гидрогенизате: для сырья с более низким содержанием сероводорода (0,0012 % мас.) отсутствие H2S достигается при добавлении в низ колонны 100 м /ч; для сырья, которое содержит большее количество сероводорода (0,0028 % мас.) необходимо увеличивать расход ВСГ до 300 м3/ч.
При оптимальном варианте содержание сероводорода в стабильном гидрогенизате снижается до следовых количеств, и, как следствие, повышается коррозионная безопасность продукта, повышается ресурсоэффективность установки каталитической депарафинизации за счет продления срока службы оборудования и трубопроводов, а также снижается возникновения нештатных ситуаций вследствие коррозийного разрушения оборудования.
Рекомендации, сделанные по результатам расчета влияния расхода орошения и расхода стабильного бензина в низ колонны, подтверждены опытным пробегом на установке. Рекомендуется проведение дальнейшей модернизации колонны стабилизации - добавление потока водородсодержащего газа в куб колонны - для обеспечения удаления сероводорода в колонне стабилизации до следовых количеств.
1. Агаев С.Г. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив: монография / Агаев С.Г., Глазунов А.М. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 145 с.
2. Современное состояние производства низкозастывающих дизельных топлив на заводах России / Митусова Т.Н., Хавкин В.А. и др. //Мир нефтепродуктов - 2012. - №2. - с.28-31.
3. P. Roffey, E.H. Davies, The generation of corrosion under insulation and stress corrosion cracking due to sulphide stress cracking in an austenitic stainless steel hydrocarbon gas pipeline // Engineering Failure Analysis. - 2014. - Vol. 44. - P. 148-157.
4. Медведева М.Л. Коррозия и защита оборудования при переработке нефти и газа М.: ФГУП Изд-во Нефть и газ РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2005. - 312 с.
5. Belinskaya N.S., Ivanchina E.D., Ivashkina E.N., Chuzlov V.A., Faleev S.A. Mathematical modeling of the process of catalytic hydrodewaxing of atmospheric gasoil considering the interconnection of the technological scheme devices // Procedia Engineering. - Vol. 113 - 2015 - pp. 68-72.
6. Гидродепарафинизация. Каталитическая депарафинизаци.
[Электронный ресурс]. URL: http://nefthim.ru/node/191 (дата
обращения 17.03.16).
7. Богданов Н. Ф., Переверзев А. Н. Депарафинизация нефтяных продуктов. М., Гостоптехиздат, 2006 - 248 с.
8. Гайнуллин Р. Р., Гизятуллин Э. Т., Солодова Н. Л., Абдуллин А. И. Получение низкозастывающих нефтепродуктов методами депарафинизации // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №10 С.257-265.
9. Белинская Н.С. Совершенствование работы сопряженной системы «реактор - колонна стабилизации» процесса каталитической
депарафинизации дизельных фракций нефти методом математического моделирования: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: спец. 05.17.08 / Национальный исследовательский Томский политехнический университет; науч. рук. Э.Д. Иванчина. - Защищена 22.12.2015 г. - Томск: 2015. - 170 с.
10. Березняк И.Е.Влияние вредных примесей на трубопроводы нефти и газа. - Материалы конференции «Проблемы, перспективыи нормативно-правовоеобеспечение энерго-, ресурсосбереження в жилищено-коммунальном хозяйстве». Харьковская национальная академия городского Хозяйства. - 2012. - 3 с.
11. Получение оптимальных проектных решений и их анализ с использованием математических моделей / Ю.В.Литовка - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 161 с.
12. Гартман Т.Н., Советин Ф.С. Аналитический обзор современных пакетов моделирующих программ для компьютерного моделирования химико-технологических систем // Успехи в химии и химической технологии. - 2012. - № 11. - 4 с.
13. Обзор систем моделирования и инженерных расчетов, применяемых в нефтегазовой отрасли. [Электронный ресурс] / URL: http://sstu.syzran.ru/epa/docs/ITiOvNGO/4.2.pdf (дата обращения 20.04.16).
14. Технологический регламент установки Л-24-10/2000 «Установка гидродепарафинизации смеси атмосферного газойля с бензином висбрекинга». - 2013.
15. Новиков А. А., Самборская М. А. Моделирование процессов однократного испарения и однократной конденсации непрерывных смесей. Томск, 2008. - 20-33с.
16. Зырянова И.В. Повышение эффективности отделения сероводорода в колонне стабилизации на установке каталитической депарафинизации дизельных фракций / Международная молодежная научная конференции «Нефть и газ - 2016». Сборник тезисов «Нефть и газ», том 2. Москва 18-20 апреля 2016 г. - 2016-Москва: Изд-во РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2016. - Т.2 - с. 171.
17. Белинская Н.С., Зырянова И.В., Попова Н.В. Повышение
эффективности процесса стабилизации на установке каталитической депарафинизации средних дистиллятов / ХШ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сборник научных трудов ХШ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Том 2. Химия (Томск, 26 - 29 апреля 2016 г.). - Томск: Издательство Томский политехнический
университет, 2016. - Т.2. Химия - с.62-63.
18. Белинская Н.С., Иванчина Э.Д., Попова Н.В., Зырянова И.В. Модернизация колонны стабилизации на установке гидродепарафинизации дизельных топлив / 6-й международной научно-технической конференции «Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства». Материалы 6-й международной научно-технической конференции (Омск, 25-30 апреля 2016 г.). - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016 - с. 5-6.
19. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение: учебно-методическое пособие / Н.А. Гаврикова, И.Г.Видяев, Г.Н. Серикова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета. - 2014. - 73
20. СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
21. СНиП 23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».
22. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий
и на территории жилой застройки: санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 утверждены Постановлением
Госкомсанэпиднадзора России 31 октября 1996 г. № 36. Москва.
23. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий: санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.566-96: утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. № 40. Москва.
24. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
25. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
26. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.12.2008) // СПС Консультант.
27. ГОСТ 12.4.041-2001 ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования.
28. ГОСТ 12.4.016-83.Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная. Номенклатура показателей качества.
29. Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003г.№13 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».
30. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».