ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ 10
1.1 Медицинская информатика: основные понятия и термины 10
1.2 Современные подходы к маркетингу услуг 14
1.3 Особенности применения маркетинга в медицине 20
1.4 Результаты и выводы по первой главе 27
2 АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА 29
2.1 Анализ потребностей потенциальных пользователей сервиса 29
2.2 Обоснование потребности в разработке электронного сервиса 35
2.3 Описание процесса разработки электронного сервиса 56
2.4 Результаты и выводы по второй главе 69
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА 71
3.1 Построение полной модели компании 71
3.2 Показатель эффективности на примере моделей «as-is» и «to-be» 83
3.3 Техническое задание на разработку электронного сервиса 90
3.4 Экономическое обоснование проектного решения 101
3.5 Результаты и выводы по третьей главе 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 121
В настоящее время активно пропагандируются здоровые идеи материнства и родительства в целом. В последние годы заметно растет количество различных электронных ресурсов для родителей: образовательные курсы, приложения-помощники, статьи. Родители считают себя ответственными за все, что происходит с их ребенком. Они уверены, что их действия оказывают решающее влияние на развитие ребенка. Родителям очень важно, чтобы все, чем пользуется их ребенок и что он ест, было качественным, безопасным и полезным.
На сегодняшний день одной из самых актуальных трудностей молодых родителей является кормление детей. С первых дней жизни этот процесс необходимо контролировать, так как качество и количество потребляемой пищи растущим организмом напрямую связаны со здоровьем и развитием ребенка в будущем. В связи с этим, с огромной скоростью растет количество информации как полезной, так и наоборот.
Каждый родитель хочет дать только самое лучшее своему ребенку, поэтому они стараются найти наиболее достоверную и полезную информацию. Но в связи с быстрым ритмом жизни, у родителей образуется нехватка времени, и многим его не хватает, чтобы ежедневно тратить определенное количество на поиск и фильтрацию необходимой информации о питании детей. Им существенно бы упростило повседневную жизнь мобильное приложение, которое автоматически будет показывать допустимые продукты, высчитывать норму потребления пищи, составлять рацион питания и показывать возможные аллергические реакции, исходя из указанного возраста ребенка.
В настоящее время мобильные технологии развиваются очень стремительно, появляется и совершенствуется разнообразная мобильная техника, активно развивается разработка мобильных приложений. Чаще всего приложения носят не только развлекательный характер, но и становятся мощным маркетинговым инструментом, помогают вести бизнес, осуществлять покупки в интернете, следить за своим состоянием здоровья. Одним из таких приложений является приложение по здоровому питанию.
С помощью таких приложений пользователь может составить рацион питания, следить за весом, подсчитывать килокалории. В таких приложениях можно составить меню на несколько дней. Это значительно упрощает повседневную жизнь. Но, к сожалению, достаточно мало таких приложений, которые направлены на детское питание и содержат большое количество вариантов рецептов для детей до пяти лет, а также просты в использовании для каждого пользователя.
В данный момент такие приложения являются востребованными, поскольку современные молодые родители все время очень заняты и они предпочитают максимально быстро искать и находить информацию. Чаще всего у них нет помощников, и им приходится искать информацию о том, что приготовить ребенку на Интернет-ресурсах, а это занимает довольно много времени, прежде чем найдется нужная информация.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что из-за быстрого темпа жизни в современном обществе, а также из-за отсутствия единого и удобного для использования источника достоверной информации о детском питании, у молодых родителей не хватает времени на поиск и обработку необходимой информации по детскому питанию, и в то же время родители хотят восполнить потребности ребенка в еде таким образом, чтобы рецепты блюд были качественными, полезными, вкусными и разнообразными.
Целью магистерской диссертации является исследование маркетинговых подходов для проектирования электронного сервиса в сфере здравоохранения.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы в исследуемой предметной области;
- провести анализ потребностей потенциальных пользователей для создания электронного сервиса;
- обосновать потребность в разработке электронного сервиса;
- построить полную модель электронного сервиса;
- спроектировать электронный сервис;
- выполнить моделирование процессов до и после запуска электронного сервиса;
- рассчитать экономическую эффективность проектного решения.
Объект исследования - электронные медицинские информационные ресурсы.
Предметом исследования - проектирование электронного сервиса в сфере медицины с применением маркетинговых знаний.
Во время изучения современных маркетинговых подходов в сфере здравоохранения, а также при проектировании электронного сервиса в качестве методов исследования были использованы следующие:
- метод определения понятий - способ познания посредством раскрытия содержания понятий;
- метод классификации - в процессе классификации мы идем от общего к единичному;
- метод анкетирования - письменная форма опроса, осуществляющаяся посредством самостоятельного заполнения анкеты респондентом (т. е. опрашиваемым) по указанным правилам, включая как закрытые, так и открытые вопросы;
- метод моделирования - это метод исследования различных свойств объекта с помощью изучения свойств другого объекта. В качестве моделей использует знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов, прототипы и т.д.
Научная методологическая новизна данной работы заключается не только в моделировании электронного сервиса по подбору детского питания по возрасту с применением знаний о современных маркетинговых подходах, но и в уникальности самой идеи: использование удобного и простого интерфейса сервиса, автоматическое обновление новых рецептов, отображение всегда актуального допустимого списка продуктов для данного возраста, указание реакций на продукты и допустимых норм к потреблению, наличие готовых сбалансированных рационов питания на 7 дней является доказательством того, что при разработке этого сервиса помимо команды разработчиков будут участвовать и эксперты в медицине, что немаловажно для родителей. Ко всему прочему, приложение, по сравнению с аналогичными сервисами, является бюджетным, что позволит любой маме с минимальными затратами пользоваться данным сервисом.
Практическая значимость данного исследования заключается в описании электронного сервиса, цель которого - значительно упростить ежедневный процесс поиска информации по теме детского питания для молодых родителей, поскольку в настоящее время общество насыщено различной информацией, которую необходимо правильно упорядочивать.
Поскольку большинство родителей в наше время достаточно много работают, экономия времени для них очень важна. Электронный сервис позволит сократить время на поиск нужной информации и перенаправить силы на ребенка или другое интересное и полезное занятие. Наряду со всем изложенным, в приложении будут собраны полезные и вкусные рецепты, которые удовлетворят не только родителей, но и не оставят равнодушным ребенка.
За эмпирическую базу исследования взяты результаты собственного анкетирования при тестировании гипотез для электронного сервиса, а также анализ продуктов конкурентов с точки зрения практической значимости данного сервиса.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы, цели, задачи, объект, предмет и методы исследования. Описывается степень разработанности темы, ее научно-методологическая новизна и практическая значимость.
Первая глава посвящена исследованию предметной области, в ходе которого были раскрыты такие понятия, как медицинская информатика, современный маркетинг, изучены особенности применения его в медицине. Вторая глава посвящена маркетинговому исследованию, а также применению знаний о маркетинге в медицине на практике при проектировании электронного сервиса. Это заключается в анализе потребностей потенциальных пользователей приложения, в обосновании потребности в разработке электронного сервиса и его проектировании. В третьей главе показана полная модель электронного сервиса, составлено техническое задание на его разработку, с помощью моделей «as-is» и «to-be» изображено, как сервис упрощает поиск информации по детскому питанию для молодых родителей и есть экономическое обоснование проектного решения.
В заключении кратко формулируются основные этапы и итоги проделанной работы, заключаются выводы и приводятся рекомендации по применению полученных результатов. Список литературы включает в себя все источники, использованные в процессе написания работы.
В результате выполнения исследования цель работы, а именно: исследование маркетинговых подходов для проектирования электронного сервиса в сфере здравоохранения была достигнута. Решены следующие задачи: изучены теоретические подходы в исследуемой предметной области, проведен анализ потребностей пользователей для создания электронного сервиса, обоснована потребность в разработке электронного сервиса, построена полная модель электронного сервиса, спроектирован сам электронный сервис, выполнено моделирование процессов до и после проектирования электронного сервиса, рассчитана экономическая эффективность проектного решения.
Усвоено, что главное в маркетинге здравоохранения - это, с одной стороны, тщательное изучение рынка, спроса, потребностей, адресность услуг, а с другой - активное воздействие на рынок общественного здоровья и существующий спрос, на формирование потребностей населения в услугах здравоохранения.
В ходе выполнения работы изучены теоретические подходы в исследуемой области, рассмотрены 2 направления целевой аудитории: те, кому будет интересна информация в приложении и те, кто готов давать рекламу в приложении. Определен целевой рынок, проведен анализ конкурентов. Чтобы подтвердить или опровергнуть потребность в разработке электронного сервиса по детскому питанию, были выдвинуты гипотезы, которые удалось протестировать посредством одного из методов исследования - анкетирования. По результатам опроса сформулирована и обоснована потребность в разработке сервиса, которая заключается, во-первых, в том, что у молодых родителей не хватает времени на поиск и обработку необходимой информации по детскому питанию, во-вторых, отсутствует единый и удобный для использования источник достоверной информации о детском питании, в-третьих, на сегодняшний день наблюдается недостаток мобильных приложений по детскому питанию в быстро развивающейся индустрии мобильных приложений. Данный сервис не просто сэкономит время родителям детей всех возрастов, но и поможет им воспитывать новое поколение в здоровых традициях в отношении к еде и воспитывать правильные пищевые привычки.
Также рассмотрен проект по разработке электронного сервиса по подбору питания для детей по возрасту. Длительность всего проекта составляет 74 рабочих дня. Общая плановая стоимость проекта - 485 638,8 руб. В качестве метода управления проектом по разработке мобильного приложения по детскому питанию задействована методология «Водопад» (каскадная модель),
В моделях бизнес-процессов «as-is» и «to-be» рассматривался процесс по поиску родителем допустимых для ребенка продуктов и рецептов блюд «как есть» и «как должно быть» после автоматизации процесса отображения допустимых продуктов и рецептов блюд, которую позволит сделать электронный сервис подбора питания для детей по возрасту «Yummy Kiddy».
Составлено техническое задание на разработку электронного сервиса, в котором описана общая структура работы сервиса, готовы прототипы, описаны все функции и возможности сервиса, прописаны требования к графическому дизайну, к лингвистическому, к техническому и к программному обеспечениям. Также указано несколько вариантов для реализации проекта.
Срок окупаемости вложений для запуска приложения составит чуть больше 5 месяцев. На 6 месяце после запуска приложения получится выйти в положительную прибыль. Можно сделать вывод, что проект является экономически эффективным. Также для проекта составлены мероприятия по повышению эффективности, куда можно двигаться далее.
1. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Михеев А.Е. Место МИС медицинской организации в методологии информатизации здравоохранения // Врач и информационные технологии. - 2017. - № 4. - С. 26-39.
2. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Михеев А.Е. Развитие медицинских информационных систем на современном этапе - как объединить многолетний опыт и новые технологии? // Врач и информационные технологии. - 2017. - № 4. - С. 40-51.
3. Березной А.В., Сайгитов Р.Т. «Цифровая революция» и инновационные бизнес-модели в здравоохранении: глобальные тренды и российские реалии // Вестник РАМН. - 2016. - № 71 (3). - С. 200-213.
4. Гнездова Ю. В. Модернизация здравоохранения путем цифровизации отрасли // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2018. - № 13-2. - С. 656-657.
5. Годин В. Управление информационными ресурсами [Текст]: Учебник / В. Годин, Корнеев И.К. - М.: Высшая школа, 2013. - 352 с.
6. Гришаева О. А., Ширшова Е. О. Исследование рынка мобильных приложений для оценки двигательной активности человека // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 12 (29). - С. 35-42.
7. Гулиев Я.И. Основные аспекты разработки медицинских информационных систем // Врач и информационные технологии. - 2014. - № 5. - С. 10-19.
8. Дудников В.В. Основы маркетинга услуг [Текст]. - Самара: ПГСГА, 2009. - 220 с.
9. Ивасенко А.Г. Управление проектами [Текст]: Учебное пособие для студентов / А.Г. Ивасенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 330 с.
10. Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Замятин М.Н. Цифровое здравоохранение. Необходимость и предпосылки // Врач и информационные технологии. - 2017. - № 3. - С. 6-22.
11. Клименко Г.С., Лебедев Г.С. Первоочередные проекты развития Российского интернета в здравоохранении // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. - № 51 (5). - С. 1-16.
12. Ковалев С.П., Сороколетов П.В., Яшина Е.Р., Гулиев Я.И. Информационный агрегатор для управленческого учета в цифровом здравоохранении // Врач и информационные технологии. - 2017. - № 4. - С. 83¬94.
13. Козадой Ю.В., Фохт О.А., Хаткевич М.И. Взаимодействие компонент информационной системы управления ЛПУ. Медицинская информационная система и система административно-хозяйственной деятельности // Врач и информационные технологии. - 2014. - № 5. - С. 60-68.
14. Кознов Д. В. Визуальное моделирование информационных е- сервисов в публичной сфере. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. — 4-8 с.
15. Котлер, Филип. Основы маркетинга Краткий курс — Издательский дом «Вильяме», 2007 — 21 с.
16. Крецу С.И., Фомин Р.В. Цифровые технологии как элемент реализации социальной функции в управлении экономикой современного региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 2 (100). - С. 59-67.
17. Кривенко Н.В. Особенности применения маркетинга в медицинской деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3.
- С. 12-19.
18. Куделина О.В., Хлынин С.М. Медицинская информатика [Текст].
- Томск: СГМУ, 2009. - 83 с.
19. Лапшина С.Н. Архитектура предприятия [Текст]: Учебное
электронное текстовое издание / С.Н. Лапшина. - М.: УрФУ, 2012. - 48 с.
20. Лебедев Г.С., Фомина И.В., Шадеркин И.А. Основные
направления развития интернет технологий в здравоохранении (систематический обзор) // Социальные аспекты здоровья населения. - 2017. - № 57 (5). - С. 1-26.
21. Мамсуров А.В. Маркетинговое управление в области здравоохранения // Молодой ученый. - 2017. - № 22 (156). - с. 280-282.
22. Муслимов М.И. Цифровое здравоохранение - как фактор революционных преобразований в отрасли // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2018. - № 3. - С. 63-74.
23. Полынская Г.А., Месропян М.Г. Выявление моделей и трендов поведения пациентов при использовании электронных приложений и Интернет - ресурсов для самодиагностики // Бизнес-информатика. - 2018. - № 1 (43). - С. 28-38.
24. Семенова Е.А., Лейни Т.А., Шилина С.А. «Бренд-менеджмент. Учебно-практическое пособие». [Текст]: Учебное пособие. - Дашков и К, 2008.
- 130 с.
25. Стефанова Н.А., Андронова И.В. Проблемы цифровизации сферы здравоохранения: Российский и зарубежный опыт // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2018. - № 9 (3). - С. 31-35.
26. Тебайкина Н.И. Управление проектами в MS PROJECT [Текст]: Учебник / А.В. Луценко. - Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 92 с.
27. Тебайкина Н.И. CASE-средства [Текст]: Электронное учебно-методическое пособие / Тебайкина Н.И. - Екатеринбург: УГТУ, 2007. - 88 с.
28. Ходорович П.В. Разработка мультиплатформенного приложения для виртуальных медицинских консультаций // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2016. - №1 (2). - С. 18-23.
29. Хрустицкая Л.Б., Телешева Т.Ю. XXI век - глобальная информатизация и «Мобилизация» медицины и здравоохранения // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. - 2015. - № 4 (16).
- С. 54.
30. Цветкова А.Б., Шишкин А.В. Оценка восприятия цифровой медицины молодежным сегментом потребителей // Статистика и экономика. - 2018. - № 6. - С. 46-57.
31. Анализ конкурентов: идем по следам соперника. [Электронный
ресурс] - URL: https://medianation.ru/blog/issledovaniya/kak-provesti-analiz-
konkurentov-podrobnyy-plan/ (дата обращения 15.03.2020).
32. Архитектура мобильного клиент-серверного приложения. [Электронный ресурс] - URL: https://habr.com/ru/post/246877/(дата обращения 30.05.2020).
33. Берг Д. Б. Бизнес-процессы предприятия. [Электронный ресурс] - URL : https : //www. youtube.com/watch?v=SlfyIp0DLJg&feature=youtu.be(дата обращения 18.03.2019).
34. Бизнес-стратегия. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.humantime.ru/slovar-terminov/biznes-strate (дата обращения
31.08.2019).
35. Виды и особенности медицинской информации // Студопедия. [Электронный ресурс] - URL: https://studopedia.su/16_1286_vidi-meditsinskoy- informatsii.html(дата обращения: 03.05.2020).
36. Виды информации и её свойства. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikibooks.org/wiki/Виды информации и её свойства#:~:text=Свойства информации,Объективность информации (дата обращения 02.05.2020).
37. Информация о ВОЗ. [Электронный ресурс] - URL: https://www.who.int/about/licensing/linking/ru/(дата обращения 18.05.2020).
38. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации. [Электронный ресурс] - URL: http://minzdravrb.ru/polezno/etika.php(дата обращения 02.05.2020).
39. Компоненты сетевого приложения. Клиент-серверное
взаимодействие и роли серверов. [Электронный ресурс] - URL: http://www.4stud.info/networking/lecture5.html(дата обращения 16.05.2020).
40. Методы разработки веб-приложений и сайтов - каскадные, agile,
scrum. [Электронный ресурс] - URL:
https://depix.ru/articles/metody_razrabotki_veb_prilozheniy_i_saytovkaskadnye__a gile_scrum (дата обращения 18.05.2020).
41. Модель AS-IS, Модель TO-BE - информационная. [Электронный ресурс] - URL: http://studbooks.net/ 1173398/informatika/model (дата обращения 04.04.2020).
42. Модель бизнес-процессов AS-IS. [Электронный ресурс] - URL: http://studbooks.net/1173398/informatika/model(дата обращения 04.04.2020).
43. Модель бизнес-процессов TO-BE. [Электронный ресурс] - URL: http://piter-soft.ru/automation/more/glossary/process(дата обращения 04.04.2020).
44. Нотация IDEF3. [Электронный ресурс] - URL:
https://pcoding.ru/gost/idef3.pdf(дата обращения 04.04.2020).
45. Обзор последних тенденций в разработке мобильных приложений. [Электронный ресурс] - URL: https://woxapp.com/ru/our-blog/the-latest-trends-in- the-development-of-mobile-applications/(дата обращения 15.05.2020).
46. О компании «Фрутоняня». [Электронный ресурс] - URL:
https://frutonyanya.ru/company/(дата обращения 19.05.2020).
47. О компании «Heinz-Baby». [Электронный ресурс] - URL:
http://heinz-baby.ru/about(дата обращения 19.05.2020).
48. Организационная структура и структура управления организацией. [Электронный ресурс] - URL: доступа https://studfiles.net/preview/5251941/(дата обращения 31.08.2019).
49. Организационная структура управления. [Электронный ресурс] - URL: http://heref.ru/stud_polrnaatyaty.html(дата обращения 31.08.2019).
50. Основные понятия и термины медицинской информатики.
[Электронный ресурс] - URL: https://www.bsmu.by/
downloads/kafedri/k_fiziki/aspirant/m12.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
51. Основы законодательства Российской федерации об охране
здоровья граждан. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2413/ (дата обращения 02.05.2020).
52. Построение модели AS-IS. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.managcel.ru/dicems-489-1.html(дата обращения 04.04.2020).
53. Разработка сервера мобильных клиентов. [Электронный ресурс] - ПРЕ: https://habr.com/ru/post/158157/(дата обращения 11.05.2020).
54. Реклама в мобильных приложениях. [Электронный ресурс] - ПРЕ: https://www.ashmanov.com/education/articles/reklama-mobilnyh-prilozheniyah/(дата обращения 30.03.2020).
55. Сколько стоит разработать мобильное приложение? [Электронный ресурс] - ПРЕ: https://livetyping.com/ru/blog/skolko-stoit-razrabotat-mobilnoe- prilojenie (дата обращения 29.03.2020).
56. Современные подходы к маркетингу услуг. [Электронный ресурс] - ЕРЕ: https://studfile.net/preview/2896051/раде: 11/ (дата обращения 11.05.2020).
57. Стандарты idef0 - idef3. Методология описания бизнес процессов ккС. [Электронный ресурс] - ПРЕ: https://pcoding.ru/gost/idef3.pdf(дата обращения 04.04.2020).
58. Стоимость разработки мобильного приложения, этапы разработки. [Электронный ресурс] - ПРЕ: https://gravitec.net/ru/blog/stoimost-razrabotki- mobil-nogo-prilozheniya-e-tapy-razrabotki/ (дата обращения 29.03.2020).
59. Сущность современной концепции маркетинга. [Электронный ресурс] - ЕРЕ: https://trade.bobrodobro.ru/60854(дата обращения 02.05.2020).
60. Техническое задание на разработку интернет-сайта «СП». [Электронный ресурс] - ПРЕ: https://drupal.ru/files/tech_zd_www.pdf(дата обращения 12.05.2020).
61. Техническое задание на разработку мобильного приложения. [Электронный ресурс] - ПРЕ: https://wellsoft.pro/blog/shkola-zakazchika-tz-na- razrabotku-mobilnogo-prilozheniya (дата обращения 15.05.2020).
62. Техническое задание на разработку мобильного приложения.
[Электронный ресурс] - ПРЕ: https://businessarchitecture.ru/техническое-
задание-на-разработку-мо/ (дата обращения 12.05.2020).
63. Техническое задание на разработку мобильного приложения для
ЗАО «Петроэлектросбыт». [Электронный ресурс] - ПРЕ:
https://www.pes.spb.ru/files/zakupki/ei/mobpril_cont.pdf (дата обращения
12.05.2020).
64. Техническое задание на разработку мобильного приложения ТК
«ПЭК». [Электронный ресурс] - URL: https://docplayer.ru/56037954-
T ehnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-mobilnogo-prilozheniya-tk-pek.html (дата
обращения 15.05.2020).
65. «Фрутоняня» и DDB Russia запустили мобильное приложение, позволяющее контролировать продолжительность и качество детского сна. [Электронный ресурс] - URL: http://progressfood.ru/press/news/frutonyanya-i-ddb- russia-zapustili-mobilnoe-prilozhenie-pozvolyayushchee-kontrolirovat-prodolzhiteln(дата обращения 19.05.2020).
66. Что такое маркетинг: определение, виды, цели и функции. [Электронный ресурс] - URL: https://www.calltouch.ru/ glossary/marketing/ (дата обращения: 05.05.2020).
67. Что такое iOS? [Электронный ресурс] - URL:
https://androidnik.ru/chto-takoe-ios/(дата обращения 20.05.2020).
68. Agile или Waterfall - какой вариант соответствует вашему бизнесу? [Электронный ресурс] - URL: https://worksection.com/blog/waterfall-vs- agile.html(дата обращения 18.05.2020).
69. Android. [Электронный ресурс] - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Android(дата обращения 20.05.2020).
70. Babytask - мобильное приложение для составления схемы питания ребенка. [Электронный ресурс] - URL: https://vc.ru/tribuna/7931-babytask(дата обращения 19.05.2020).
71. CHECKROI.ru- расчет показателей ROI, CTR, CPM, CPC, CPA, CPS. [Электронный ресурс] - URL: https://checkroi.ru/(дата обращения: 31.03.2020).