ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА 6
1.1 РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.2 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ ИНТЕРНЕТ-
МАРКЕТИНГА 10
1.3 ОСОБЕННОСТИ В2В-МАРКЕТИНГА В РОССИИ 17
1.4 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-
ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ КОНКУРЕНТАМИ МЕТОДОВ И
ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ РЕКЛАМНЫХ КАМПАНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ 21
2.2 МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.3 МОДЕЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.4 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
3 ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 36
3.1 ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
3.2 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РЕКЛАМНЫХ
КАМПАНИЙ 46
3.3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 60
3.4 СБОР И ОБРАБОТКА АНАЛИТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, СРАВНЕНИЕ
ФАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ПЛАНОВЫМИ 68
3.5 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Для успешной реализации маркетинговой стратегии современные компании, в условиях рыночной конкуренции, стремятся следовать существующим на текущий момент тенденциям интернет-продвижения. Ведь грамотное управление рекламными кампаниями положительно сказывается на экономических результатах деятельности предприятия в целом.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена потребностями бизнеса в своевременном освоении новых рынков сбыта и внедрении эффективных маркетинговых технологий.
Одним из таких активно развивающихся каналов продаж является интернет. Для организации системы маркетинга в нем, компании, зачастую, прибегают к привлечению специалистов в этой сфере. Они, в свою очередь, подбирают подходящие для конкретного предприятия инструменты интернет- маркетинга, выстраивают комплекс мероприятий по планированию, разработке и внедрению системы продаж.
Целью данной работы является проектирование и создание системы маркетинга в интернет-среде для предприятия ООО «Техпром». В качестве объекта исследования выступает маркетинговая деятельность предприятий в интернет-среде. Данная компания является производителем и поставщиком различного грузоподъемного оборудования (стальных канатов, текстильных, канатных, цепных строп, комплектующих, стяжных ремней, буксировочных тросов). Использование системы предполагается в собственных целях предприятия.
В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения работы, необходимо решить следующие задачи:
• определить роль интернет-маркетинга в экономической деятельности предприятий, его функции и назначение;
• составить обзор наиболее эффективных инструментов интернет- маркетинга;
• выделить особенности В2В-маркетинга в России;
• дать общую характеристику предприятия и построить его полную модель;
• выявить необходимость в разработке и внедрении системы интернет- маркетинга для охвата нового рынка;
• провести исследование используемых конкурентами методов и инструментов реализации рекламных кампаний в интернете;
• определить маркетинговую стратегию предприятия;
• составить модель маркетинговой деятельности предприятия;
• осуществить комплекс мероприятий по проектированию, разработке и внедрению системы маркетинга;
• оценить экономическую целесообразность разработки системы интернет-маркетинга;
• провести сравнение плановых экономических показателей с фактическими.
Предметом исследования являются бизнес-процессы предприятия ООО «Техпром».
При написании работы, были использованы следующие методы исследования:
• анализ;
• моделирование;
• наблюдение;
• сравнение;
• измерение.
Степень разработанности темы, составляющей предмет исследования достаточно невысока. Описание профильных направлений интернет-маркетинга можно встретить в работах О. Блейхман, Р. Арчаки, К. Протекстора, Г. Барриоса, Н. Беллфондса. Фундаментальные же понятия, использовавшиеся в диссертации сформулированы Ф. Котлером, К. Келлером, Ж. Ж. Ламбеном.
Основными пунктами методологической новизны являются применение известных маркетинговых методов к новому объекту исследования. Для реализации этого были изучены и применены наиболее эффективные современные и фундаментальные практики маркетинга и интернет-маркетинга, в частности. Предложен подход к разработке системы интернет-маркетинга для компаний, работающих в Б2Б-сегменте, отличительными особенностями которого является применение собственного набора критериев, учитывающих текущую специфику рынка, узкую сегментацию по видам детальности клиентов и персонализацию отношений с покупателями и партнерами.
Практическая значимость данной работы заключается в подготовке теоретической базы для создания полноценной системы интернет-маркетинга, а также начале ее реализации в виде разработки корпоративного сайта и рекламных материалов для действующего предприятия.
При написании выпускной квалификационной работы был использован следующий методологический инструментарий: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Visual Studio, Microsoft Project, Яндекс.Директ, Google Ads, myTarget, Adobe Photoshop CC 2018.
В качестве информационно-эмпирической базы будут выступать данные, полученные от сотрудничества с предприятием ООО «Техпром», в частности, с разными функциональными подразделениями.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованной литературы.
Первый раздел содержит основной теоретический материал, касающийся описания особенностей современного интернет-маркетинга.
Второй раздел посвящен исследованию практического использования интернет-технологий в маркетинговой деятельности.
В третьем разделе приведена полная модель предприятия, реализован и описан комплекс мероприятий по разработке и внедрению системы маркетинга. Осуществлена оценка экономической целесообразности.
В ходе написания работы, был проведен ряд мероприятий по разработке системы интернет-маркетинга для предприятия ООО «Техпром». Для обеспечения их успешного исполнения, была подготовлена теоретическая и прикладная базы, которые, в совокупности, позволили добиться первых шагов в реализации проекта, а именно: был создан сайт и рекламные материалы для предприятия, началось его продвижение в сети интернет. Для достижения данных результатов были осуществлены следующие работы:
• определена роль интернет-маркетинга в экономической деятельности предприятий, его функции и назначение;
• составлен обзор наиболее эффективных инструментов интернет- маркетинга;
• выделены особенности В2В-маркетинга в России;
• дана общая характеристика предприятия и построена его полная модель;
• выявлена необходимость в разработке и внедрении системы интернет-маркетинга для охвата нового рынка;
• проведено исследование используемых конкурентами методов и инструментов реализации рекламных кампаний в интернете;
• определена маркетинговую стратегию предприятия;
• составлена модель маркетинговой деятельности предприятия;
• осуществлен комплекс мероприятий по проектированию, разработке и внедрению системы маркетинга;
• оценена экономическая целесообразность разработки системы интернет-маркетинга;
• проведено сравнение плановых экономических показателей с фактическими.
С помощью теоретической части выпускной квалификационной работы можно сформировать общее представление о назначении и функциях интернет-маркетинга, а также ознакомиться с его современными технологиями. Также, были выделены особенности В2В-рынка и проведен конкурентный анализ.
В качестве основных выводов этой работы хотелось бы заострить внимание на том, что мир современных интернет-технологий постоянно меняется. Это, пожалуй, самая быстроразвивающаяся сфера человеческой жизни, и научно-технический прогресс с ней неостановим. Для того, чтобы соответствовать требованиям аудитории, потребляющей контент через этот канал, необходимо перерабатывать большие объемы информации на постоянной основе и следить за состоянием рынка каждый день, чтобы хотя бы не потерять свои позиции на нем. Однако, при всей сложности, развитие этого канала - наиболее логичная инвестиция, ведь количество клиентов, приобретающих там товары или услуги растет год от года. Это касается и В2В- сферы, ведь цифровизация торговых отношений в первую очередь коснется ее. В связи с этим необходимо более тонкое понимание основных потребностей потребителей этого сегмента и их наиболее полное удовлетворение. На текущий момент на рынке сложилась несколько архаичная ситуация, когда компании-производители не успевают за изменившимся демографическим составом лиц, принимающих решения. Они все еще поддерживают информационные ресурсы с устаревшим дизайном и пользовательскими сценариями.
Для того, чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию в интернет-среде, необходимо:
• провести исследование рынка;
• провести исследование конкурентов, их сайтов и рекламных материалов;
• определить маркетинговую стратегию компании;
• разработать модель маркетинговой деятельности;
• подготовить уникальный дизайн сайта и рекламных материалов с ориентацией на потребности пользователя;
• постоянно тестировать разные решения и их улучшать;
• сегментировать предложение под разные пользовательские запросы;
• работать с клиентской базой на разных этапах развития отношений с компанией по-разному;
• выстраивать долгосрочные персонализированные отношения с клиентами и поставщиками на фоне все увеличивающегося количества конкурентов и унификации предлагаемых продуктов и услуг.
1. ГОСТ 20886-85 «Организация данных в системах обработки данных. Термины и определения» от 30.06.1986.
2. ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем» от 01.01.92.
3. Агальцов, Виктор Петрович. Базы данных: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 230100 "Информатика и вычисл. техника": [в 2 кн.]. Кн. 2. Распределенные и удаленные базы данных / В. П. Агальцов. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. — 272 с.
4. Архитектура информационных систем: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 230400 "Информационные системы и технологии" / Б. Я. Советов, А. И. Водяхо, В. А. Дубенецкий, В. В. Цехановский. - Москва: Академия, 2012. - 288 с.
5. Белов В. В. Проектирование информационных систем: учебник для студентов, обучающихся по направлению "Прикладная информатика" и другим экономическим специальностям / В. В. Белов, В. И. Чистякова; под ред. В. В. Белова. - Москва: Академия, 2013. - 352 с.
6. Бодров О. А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Прикладная информатика" / О. А Бодров, Р. Е. Медведев. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2013. - 244 с.
7. Гвоздева В. А. Базовые и прикладные информационные технологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по техническим специальностям. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 383 с.
8. Голицына О. Л. Информационные системы и технологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 230700 "Прикладная информатика" / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
9. Грекул В. И. Методические основы управления ИТ-проектами: учеб. для студентов вузов направления подгот. "Бизнес-информатика" / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Ю. В. Куприянов. - Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 391 с.
10. Гудсон Д. Практическое руководство по доступу к данным / Д. Гудсон, Р. Стюард; [пер. с англ. С. Таранушенко]. — Санкт-Петербург: БХВ- Петербург, 2013. — 304 с.
11. Гулин В. Н. Информационный менеджмент: учеб. комплекс / В. Н. Гулин. — Минск: Современная школа, 2009. — 320 с.
12. Дейт К. Д. Введение в системы баз данных / К. Д. Дейт; [пер. с англ. К. А. Птицына]. - 8-е изд. - Москва; Санкт-Петербург; Киев: Вильямс, 2008. - 1328 с.
13. Заботина Н. Н. Проектирование информационных систем: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080801 "Прикладная информатика (по областям.)" и другим экономическим специальностям / Н. Н. Заботина. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 331 с.
14. Забуга А. А. Теоретические основы информатики. Для бакалавров и специалистов: учебное пособие по дисциплине "Информатика" для студентов вузов / А. А. Забуга. - Санкт-Петербург [и др.] Питер, 2014. - 208 с.
15. Илюшечкин В. М. Основы использования и проектирования баз
данных: учебник для академического бакалавриата по направлению
"Информатика и вычислительная техника" / В. М. Илюшечкин; Нац. исслед. ун-т "МИЭТ". - Москва: Юрайт, 2015. - 214 с...