ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 6
1.2 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 21
2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИС 32
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА 32
2.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 32
2.3 ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.4 АРХИТЕКТУРА ПРИЛОЖЕНИЙ 37
2.5 ИТ-ИНФРАСТРУКТУРА 39
2.6 ПОЛНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
2.7 КРИТЕРИЙ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ 42
2.8 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГОТОВЫХ РЕШЕНИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИС 43
2.9 ПЛАН РАЗРАБОТКИ 51
2.10 ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СРЕДИ
УЧАЩИХСЯ 64
2.11 ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СРЕДИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 67
2.12 ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОМ 69
2.13 АНАЛИЗ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ С ПИРАМИДОЙ ОБУЧЕНИЯ 70
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ 73
3.1 СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППЫ ПРИ РОСТЕ
УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА 73
3.2 ПОВЫШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ ЭФФЕКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 75
3.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ В ИС 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А 111
ПРИЛОЖЕНИЕ B 114
В современном мире повсеместно происходит автоматизация процессов работы - от координирования сложнейших производств до осуществления приобретений в супермаркетах. Направленность и масштабы компаний не принципиальны. Автоматизация ускоряет работу, повышает
производительность и увеличивает точность процессов. Такая отрасль как образование также не является исключением. Успешная работа предусматривает учет множества важнейших нюансов, без которых очень легко запутаться или пропустить особенно важный момент. Чтобы этого не случилось, и шло постоянное наращивание качественных показателей работы, необходимо всю информацию хранить и обрабатывать в сложной технической системе. Именно для этого и предназначается система управления образовательным процессом.
В настоящее время образование меняется, в дополнение к передаче знаний, которая определила навыки и умения для самостоятельной работы, образование должно готовить учеников к реальной жизни.
Успешная работа предусматривает учет множества важнейших нюансов, без которых очень легко запутаться или пропустить особенно важный момент. Чтобы этого не случилось, и шло постоянное наращивание качественных показателей в подготовке, необходимо внедрять новые прогрессивные методики обучения.
Также необходимо отметить изменение характера взаимодействия учителя и ученика. Ученик становится не основной целью обучения, а предметом этого процесса, а учитель становится инициатором этого процесса.
Существует переход от изучения реальных знаний к пониманию событий, приобретению навыков и применению в жизни того, что накопилось в процессе обучения.
Задачи ориентированы на переход от массового образования к индивидуальному подходу, на развитие способностей учащихся, на улучшение навыков самостоятельной работы, прежде всего на основе эффективных методов обучения. Это приводит к необходимости учитывать процессы взаимодействия, которые происходят в системе образования.
Основой этих процессов является формирование высокой культуры для учителя, развитие его способности к общению со учениками, создание открытого образовательного пространства, способного гарантировать творческий рост каждого ученика.
Способность учителя раскрывать внутренние ресурсы ученика с помощью эффективных методов обучения может привести к конструктивным изменениям в образовательном процессе, помочь учащимся оценить свои навыки, правильно определить место в жизни и проложить путь к полной профессиональной карьере.
Анализ традиционных форм, методов и средств организации и проведения уроков в школах показывает, что в педагогическом процессе преобладает воспроизводство в восприятии и усвоении информации. В то же время активная позиция в жизни учеников должна формироваться с использованием эффективных методов обучения.
Современные научные исследования в этой области образования предлагают широкий спектр теоретических и практических возможностей для учителей.
Новизна исследования заключается в обосновании целесообразности применения эффективных методов обучения с использованием информационной системы Extranet.
Практическая значимость: разработка рекомендаций по использованию активных методов обучения как средства повышения познавательного интереса учащихся.
Гипотеза исследования: при внедрении в процесс различных эффективных методов обучения создаются дополнительные условия для формирования познавательных интересов учащихся.
Объект исследования - методики обучения и их влияние на процесс обучения.
Предмет исследования - сравнительный анализ методик обучения и анализ эффективности применимых методик.
Целью исследования является повышение уровня подготовки с помощью внедрения эффективных методов обучения.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты методик обучения;
• исследовать влияние эффективных методик на качество обучения;
• рассмотреть существующие образовательные системы;
• разработать образовательную систему, отвечающая всем критериям для проведения обучения;
• провести анализ эффективности результатов от процесса внедрения методик обучения.
Магистерская диссертация включает в себя Введение, Список использованных источников, Заключение и следующие главы:
• теоретические аспекты методик обучения;
• исследование методик обучения;
• анализ эффективности методик обучения.
В первой главе раскрыто понятие методик обучения, рассмотрены преимущества и недостатки их внедрения в учебный процесс и их классификация.
Во второй главе поэтапно разработана и описана полная модель предприятия, проведено сравнение информационных систем обучения, выявлены наиболее эффективные методики обучения.
В третьей главе представлены результаты работы, заключающие в оценке эффективности примененных методик в рамках учебного образовательного процесса.
В рамках магистерской работы произведена оценка методик обучения и на основании этой оценки был разработан программный модуль для образовательной организации с целью повышения эффективности обучения учащихся.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
• выполнен обзор методологий обучения, выявлены преимущества;
• рассмотрены перспективы внедрения методов обучения в рамках программного модуля;
• разработан и внедрен программный модуль;
• проанализированы результаты внедрения.
Стоит обратить внимание на самостоятельную учебно-познавательную деятельность. овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, учащийся приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы образования.
Содержательно такая динамика у учащегося связана с развитием умений восприятия и воспроизведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргументации выводов. целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, особенно творчество с элементами эксперимента, исследования. все это достаточно сложно и требует особо четкого программирования и планирования общего и профессионального образования [4].
Помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. в работе с учащимися велика роль организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов.
Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой линии научного познания, практические задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление и т.д. Проблема зачастую кроется в том, что преподаватели часто практически не включают самостоятельную работу в систему обучения учащихся. Преподаватели не предпринимают усилий для того, чтобы учащийся овладели элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности.
Они оценивают уровень познавательной активности студентов как недостаточный, и, исходя из этого, не пытаются ввести эффективные, современные методы обучения посредством самостоятельной работы. используя при формировании знаний и умений учащихся традиционный, стереотипный, в основном вербальный, способ обучения, они, в свою очередь, детерминируют дальнейшее снижение познавательной инициативности учащихся. таким образом педагогическое взаимодействие «преподаватель-ученик» становится малоэффективным.
Условия преобразования познавательной деятельности во внутреннюю потребность в образовании проходят следующую цепочку:
• постоянная организация условий;
• привычная познавательная активность;
• внутренняя потребность в образовании.
Главным фактором повышения качества образования будущих специалистов становится развитие самостоятельности, инициативности, информационной грамотности учащихся в процессе обучения, которые помогут получить глубокие фундаментальные знаний и ориентироваться в научной информации в условиях научно-технического прогресса.
Одной из задач образовательной системы в условиях методик обучения является проблема комплексного подхода к процессу образования.
Всё это объективно снижает социальные функции всей общеобразовательной системы, а равно и его неотъемлемого звена - школы, которая формирует ресурсы, активизирует роль человеческого фактора, совершенствует общественные отношения [10].
В результате исследования были выявлены методики, которые показали высокий результат - это практические методики, метод коучинга, использование информационных систем в обучении, дистанционное обучение. После внедрения выбранных методик получили прирост уровня успеваемости и среднего балла. В рамках одной группы рост успеваемости повысился на 61,3%.
Средний рост успеваемости при внедрении новых методик обучения составил 46,4%.
По итогам проделанных работ можно сделать вывод, что разработка и обоснование необходимости внедрения программного модуля проведена успешно.
Полученный опыт будет применен в дальнейшем в работах по разработке дополнительных компонентов информационной инфраструктуры.
Данный проект можно считать успешным так как он принес много положительных результатов.
1. Абдикеев Н. М. Корпоративные информационные системы [Текст] : учеб. / под науч. ред. Н. М. Абдикеева, О. В. Китовой. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 464 с.
2. Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст] : учеб. / В. В. Брага, Н. Г. Бубнова, Л. А. Вдовенко и др. ; под ред. Г. А. Титоренко. - М. : Компьютер : ЮНИТП, 2014 - 400 с.
3. Акопов А. С. Имитационное моделирование [Текст] : учеб. и практикум /
А. С. Акопов. - М. : Юрайт, 2015. - 390 с.
4. Андрейчиков А. В. Системный анализ и синтез стратегических решений [Текст] / А. В. Андрейчиков. - М. : Гостехиздат, 2013. - 419 с.
5. Антопольский А. Б., Шлыкова О. В. Информационные ресурсы России
[Текст] : учеб. пособие. Вып. 1. Информационные ресурсы
инновационного развития / А. Б. Антопольский, О. В. Шлыкова. - М. : Наука, 2006. - 902 с.
6. Афанасьева Л. В. Особенности образовательного процесса в средних классах [Текст] / авт.-сост. Л. В. Афанасьева, Т. Н. Гордеюк. - М. : Учитель, 2015. - 160 с.
7. Барский А. Б. Логические нейронные сети [Текст] : учеб. пособие /
A. Б. Барский. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 404 с.
8. Букатов В. М. Обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения [Текст] / В. М. Букатов, А. П. Ершова. - М. : Школьная лига, 2014. - 256 с.
9. Вдовин В. М. Информационные технологии в образовании [Текст] /
B. М. Вдовин, Л. Е. Суркова. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 248 с.
10. Вдовин В. М. Предметно-ориентированные информационные системы [Текст] / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова, А. А. Шурупов. - М. : Дашков и Ко,
2013. - 386 с.
11. Воробьева Е. В. Формирование творчества и воображения в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Воробьева. - М. : Физическая культура, 2014. - 495 с.
12. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы данных : учеб. пособие [Текст] / Н. А. Гайдамакин. - М : Гелиос АРВ, 2002.
• 367 с.
13. Галкина Т. И. Организация и содержание методической работы в современной школе. Книга современного учителя [Текст] / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. - М. : Феникс, 2018. - 320 с.
14. Гарькавая Т. С. Как научить школьников учиться самостоятельно [Текст] / Т. С. Гарькавая. - М. : Дикта, 2017. - 160 с.
15. Евдокимов В. В. Экономическая информатика : учеб. для вузов [Текст] / под ред. В. В. Евдокимова. - СПб. : Питер паблишинг, 2007. - 592 с...