Введение 13
1. Обзор литературы
16
1.1. Настольные СУБД 16
1.2. Серверные СУБД 17
2.Описание предметной области и выбор концептуальной модели данных 20
2.1. Проведение анализа предметной области 20
2.2. Выбор концептуальной модели данных 24
2.3. IDEF1x модель базы данных 28
3. Обоснование выбора сервера базы данных и инструментальной среды
разработки 29
3.1. Обоснование выбора СУБД 29
3.2. Обзор основных характеристик разных СУБД 30
3.3. Сравнительные характеристики СУБД 35
3.4. Обоснование выбора инструментальной среды разработки 36
3.5. Сравнение и выбор средства разработки 39
4. Реализация системы 41
4.1. Выбор типа сетевой архитектуры 41
4.2.Описание ограничений целостности БД 42
4.3. Администрирование баз данных 44
4.3.1. Защита от несанкционированного доступа 44
4.3.2. Администрирование пользователей и организация прав доступа
клиентов к данным Oracle 48
4.4. Требования к составу и параметрам технических средств 52
5. Описание приложения 53
5.1. Описание приложения администрирования пользователей 53
5.2. Описание клиентской части приложения 55
6. Финансовый менеджмент, ресурсо-эффективность и
ресурсосбережение 58
6.1. Выбор аналога сравнения и необходимость замены на
разрабатываемый продукт 59
6.2.Организация и планирование работы 59
6.2.1. Продолжительность этапов работ 60
6.2.2. Расчет накопления готовности проекта 64
6.3.Расчет сметы затрат на выполнение проекта 65
6.3.1. Расчет заработной платы 66
6.3.2. Расчет затрат на социальный налог 67
6.3.3. Расчет затрат на электроэнергию 67
6.3.4. Расчет амортизационных расходов 68
6.3.5. Расчет прочих расходов 70
6.3.6. Расчет общей себестоимости разработки 70
6.3.7. Расчет прибыли 71
6.3.8. Расчет НДС 71
6.3.9. Цена разработки НИР 71
6.4.Оценка экономической эффективности проекта 71
6.5.Оценка научно-технического уровня НИР 72
7. Социальная ответственность
75
7.1. Производственная безопасность 76
7.1.1. Описание рабочего места 76
7.1.2. Микроклимат 76
7.1.3. Шум 77
7.1.4. Электромагнитные излучения 78
7.1.5.Освещение 79
7.2. Анализ опасных факторов 80
7.2.1. Пожарная безопасность 81
7.2.2. Электробезопасность 81
7.3. Рекомендации по минимизации влияния 82
7.3.1. Рекомендации по улучшению микроклимата 82
7.3.2. Рекомендации по минимизации влияния шума 83
7.3.3. Рекомендации по минимизации влияния электромагнитных
излучений 83
7.3.4. Рекомендации по минимизации влияния освещения 83
7.3.5. Меры по обеспечению пожарной безопасности 83
7.3.6. Рекомендации по защите от электрического тока 84
7.4 Экологическая безопасность 86
7.4.1. Анализ воздействия на окружающую среду 86
7.4.2. Рекомендации по минимизации влияния на окружающую среду .. 86
7.5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 87
7.5.1. Перечень возможных чрезвычайных ситуаций на объекте 87
7.5.2. Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий 88
7.6. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности . 90
7.6.1. Психофизиологические факторы 90
7.6.2. Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны .... 90
7.6.3. Обеспечение гарантий защиты конфиденциальных данных граждан
91
Заключение 93
Список публикаций 95
Список использованных источников 96
Приложение А 99
Приложение Б 110
Приложение В 112
Приложение Г 114
Приложение Д 116
Приложение Е 117
Приложение Ж 120
В наше время происходит стремительное развитие информационных технологий. На протяжении последних лет производится переход от кропотливого ручного труда к автоматизированному или частично автоматизированному труду.
На предприятиях, организациях повсеместно используются персональные ЭВМ, поэтому многие организации и частные лица используют электронные базы данных для поддержки своих рабочих процессов. В основном раньше это были системы на одного - двух пользователей. Обычно такой ряд БД используется независимо друг от друга, если данная, хранимая информация в таких БД предоставляет заинтересованность не только для непосредственных пользователей, то для дальнейшего её распространения использовались бумажные отчеты или справки, которые были созданы в БД.
Большие объёмы информации невозможно проработать без специальных средств машинной обработки. В последнее время широкое распространение получили автоматизированные информационные системы: информационно-справочные, информационно-поисковые. Слабая система учета порождает массу ошибок обработки обращений. Поэтому данная проблема влечет за собой создание задержек выполнения работ по устранению причин обращений, т.е. если сказать другими словами, то потенциальную возможность утери информации, невозможность своевременного поиска и фильтрации данных и, как следствие, дополнительные расходы человеческих и денежных ресурсов.
В настоящее время все автоматизированные информационные системы предназначены для регистрации, хранения и обработки данных с целью поиска и выдачи ответов на запросы пользователей.
БД и интерфейсы к ним становятся наиболее актуальной и динамически развивающейся областью в сфере информационных технологий, что в принципе и неудивительно. В связи с быстрым развитием общества требуется большое количество хранимых структурированных данных во всех областях современной жизни. База данных - это хранилище структурированных данных, причем данные необходимо, чтобы были непротиворечивыми, минимально избыточными и целостными.
База данных создается для необходимости хранения данных, которые содержат в себе необходимые сведения об изучаемой предметной области, т.е. некоторой области человеческой деятельности или области реального мира. База данных, которая относится к одной и той же предметной области, в различных случаях может содержать в себе разную детализированную информацию о предметной области. Потому что степень детализации определяется множеством факторов, прежде всего это цель использования информации из БД и сложностью функционально производственных (деловых) процессов, существующих в пределах рассматриваемой предметной области в конкретных условиях.
Цель работы - провести теоретические и практические исследования современных приложений ИТ-поддержки и разработать базу данных предварительной диспетчеризации обращений пользователей ООО «ИТ- СЕРВИС».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать в современных условиях предметную область и указать на проблемы в деятельности работников службы;
2. Определить основные требования в необходимости автоматизации к проектируемой системе и на основе анализа предметной области сформулировать перечень задач, подлежащих к автоматизации;
3. Разработать способы корректировки норм времени, согласно SLA между предприятиями;
Объектом исследования и проектирования» является система предварительной диспетчеризации обращений от пользователей, формирование корректировки норм времени согласно SLA между предприятиями на техническое обслуживание пользователей различного типа.
Предметом исследования в данной работе является область исследования, которая является объектом некоторой деятельности, а именно деятельность компании ООО «ИТ-СЕРВИС», отдел «Единая диспетчерская корпоративная служба» (далее именуемый ЕКДС).
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
1. Определены критерии выбора способа настройки функциональных интерфейсов в зависимости от сложности реализуемых преобразований;
2. Произведены усовершенствование модели сущность-связь, которая отличается от используемой ранее в компании, тем, что данная модель позволяет однозначно идентифицировать сущности и атрибуты сущностей на основе необходимых функциональных требований;
3. Реализация данного проекта позволит организовать «Единую точку входа», которая в дальнейшем отразится на сокращении ручного труда специалистов 1 линии компании ООО «ИТ-СЕРВИС» и позволит собрать полную статистику трудозатрат всех смежных функциональных групп для расчета показателя FTE.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты в данной работе вносят вклад в развитие и создание новой автоматизированной информационной системы для сокращения ручного труда сотрудников компании ООО «ИТ-СЕРВИС».
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в диссертационной работе результаты и предоставленная версия системы будут применены в работе специалистами технической поддержки для обслуживания пользователей предприятий ПАО «СИБУР Холдинг».
В любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Небольшие организации используют для этого шкафы с папками, однако крупные корпоративные предприятия используют компьютеризированные системы автоматизации, позволяющие эффективно хранить, извлекать информацию и управлять большими объемами данных.
Темпы внедрения новых технологий в компьютерной отрасли вызывают изумление. Компании, конкурирующие за рынки и прибыли, стремятся моментально реализовать технические новшества в аппаратных средствах, программном обеспечении и парадигмах вычислений, стимулирующих развитие всей технологии управления информацией. Однако для успешной реализации крупных систем управления требуется применить нестандартный подход, творческое решение. Использование основ эргономики при проектировании, реализации и внедрении системы управления позволит решить многие «психологические» и «технологические» проблемы предприятий.
В процессе разработки программы основная проблема состояла в организации дружественного пользовательского интерфейса и организации стабильной работы всех функций программы, связанных как непосредственно с функциями управления данными, хранящимися в базе данных, так и связанных с сервисными функциями программы.
Программа предназначена для автоматизации процесса регистрации обращений пользователей, а так же для обработки этой информации.
В процессе проектирования были выявлены наиболее существенные характеристики объекта, разработана концептуальная модель предметной области.
Значительное внимание уделено детальной разработке архитектуры информационной системы в целом, а так же проектных решений по отдельным ее объектам и элементам, их анализу, и внедрению. На этапе рабочего проектирования созданы таблицы базы данных и приложения, реализующие все поставленные задачи и обеспечивающие пользователю удобную работу с информацией.
При разработке данного программного продукта была использована среда разработки Delphi 2009 компании CodeGear. Приложение, разработанное в данном дипломном проекте, полностью совместимо с операционной системой Windows. Компоненты, применяемые в разработке, имеют аналогичный вид и наделены теми же свойствами, что и стандартные компоненты Windows.
1. Мишель Е. Дэвис. Изучаем PHP и MySQL / Мишель Е. Дэвис, Джон А. Филлипс.; - М.:Изд-во «Символ-Плюс» - 422с,2008г.
2. Различные архитектурные решения, используемые при реализации многопользовательских CУБД [Электронный ресурс] / ИНТУИТ Национальный открытый университет. URL: http://www.intuit.ru/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ. Дата обращения 25.05.2016
3. Прохоров А.А. «Проектирование баз данных и информационых систем» [Электронный ресурс]/Прохоров А.А.. «Пермская ГСХА имени академика Д.Н. Прянишникова» URL: http://any-book.org/download/2152.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ. Дата обращения 25.05.2016
4. Сибилев В.Д. Модели и проектирование баз данных Часть 2, Томск, ТМИЛО -144 с, 2002 г.
5. Фараонов В.В., Delphi 2009, учебный курс, 1-ое издание, 2010г. -
672с.
6. Компьютерные технологии в высшем образовании / А.Н. Тихонов [и др.]. - М.: Изд-во Моск. Ун-та.-370 с
7. Архангельский А.Я., Программирование в Delphi. — М.: ООО «Бином-Пресс», 2009 г. — 1152 с
8. Диго С.М. Учебное пособие по курсу “Базы данных” / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2008. - 177 с
9. Справочник - «Основы Delphi» [Электронный ресурс] / Под ред. П.В. Шумакова . URL: http://www.delphibasics.ru/, свободный Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ. Дата обращения 12.12.2015
10. Основы современных баз данных [Электронный ресурс] / Под ред. С. Кузнецова - Иентр Информационных Технологий. URL: http://www.citforum.ru/database/osbd/contents.shtml, свободный Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ. Дата обращения 18.12.2015
11. Основы проектирования реляционных баз данных [Электронный
ресурс] / Под ред. В.В. Кириллов - Санкт-Петербургский Государственный институт точной механики и оптики.
URL: http: //www.citforum.ru/database/dbguide/index. shtml, свободный Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ. Дата обращения 28.08.2015
12. Системные требования Oracle [Электронный ресурс]/ ELMA|База знаний. URL: http://www.elma-bpm.ru/kb/article-259.html, свободный Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ. Дата обращения 28.11.2015
13. Справочник трудового кодекса [Электронный ресурс]. URL:http://tomsk■hh■щ/.свободный Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ. Дата обращения 08.01.2016
14. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд, обязательного медицинского страхования»
15. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
16. ГОСТ 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
17. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. - М.: Информационно-издательский центр Минздрав России, 2003.
18. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - М.: Информационно-издательский центр Минздрав России, 1997.
19. ГОСТ 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. - М.: Издательство стандартов, 1998.
20. СанПиН 2.2.4.1294-03. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. - М.: Информационно-издательский центр Минздрав России, 2003.
21. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. - М.: Минстрой России, 1995.
22. СНиП 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. - М.: Информационно-издательский центр Минздрав России, 1996.
23. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. - М.: Минстрой России, 1997.
24. ГОСТ 22.0.07-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров. - М.: Госстандарт России, 1995.
25. ГОСТ Р 55090-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Рекомендации по утилизации отходов бумаги
26. Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне». Федеральный закон «О защите персональных данных» ФЗ-152.
27. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
28. Бочаров В. В. Инвестиции: учебник для вузов / В. В. Бочаров. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 381 с. - Учебник для вузов.
29. Староверова Г. С. Экономическая оценка инвестиций : учебное пособие / Г. С. Староверова, А. Ю. Медведев, И. В. Сорокина. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2009. — 312 с
30. Голосовский С. И. Эффективность научных исследований в промышленности / С. И. Голосовский. - Москва: Экономика, 1986. - 159 с.
31. Мигуренко Р. А. Научно-исследовательская работа: учебнометодическое пособие / Р. А. Мигуренко; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Институт дистанционного образования (ИДО). - 2-е изд., стер. - Томск: Изд-во ТПУ, 2010. - 184 с.