Анализ данных из системы RetailBud и оптимизации транспортного обслуживания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОЦИЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 8
1.1 Роль транспортных предприятий в современном мире 8
1.2 Различные методы формирования транспортной системы в современном
мире 15
1.3 Теоретические основы повышения эффективности управления
городским пассажирским транспортом на примере города Каменск- Уральский 25
1.4 Анализ современных способов приема безналичных платежей на
транспорте 29
1.5 Сравнение оплаты проезда на общественном транспорте больших и малых
городов 38
1.6. Результаты первой главы 42
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДЕ КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ 44
2.1 Общая характеристика транспортных предприятий города Каменска-
Уральского, организация и управление производством 44
2.2 Характеристика и анализ существующей организации перевозок 50
2.3. Результаты второй главы 54
3 ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ МАРШРУТА №14
ГОРОДА КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ 56
3.1 Предложения по усовершенствованию существующей организации
перевозок пассажиров на маршруте 56
3.2 Расчет производственной программы (ИИ) технико-эксплуатационных
показателей (ТЭП) работы автобусов на маршруте №14 60
3.3 Расписание движения автобусов на маршруте № 14 71
3.4 Выбор подвижного состава на маршруте № 14 73
3.5. Результаты первой главы 77
4. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятии 78
4.1. Определение затрат на эксплуатацию автобусов и себестоимость перевозок пассажиров 78
4.2. Расчет технико-экономических показателей проекта 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1 ИСЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОЦИЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 8
1.1 Роль транспортных предприятий в современном мире 8
1.2 Различные методы формирования транспортной системы в современном
мире 15
1.3 Теоретические основы повышения эффективности управления
городским пассажирским транспортом на примере города Каменск- Уральский 25
1.4 Анализ современных способов приема безналичных платежей на
транспорте 29
1.5 Сравнение оплаты проезда на общественном транспорте больших и малых
городов 38
1.6. Результаты первой главы 42
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДЕ КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ 44
2.1 Общая характеристика транспортных предприятий города Каменска-
Уральского, организация и управление производством 44
2.2 Характеристика и анализ существующей организации перевозок 50
2.3. Результаты второй главы 54
3 ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ МАРШРУТА №14
ГОРОДА КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ 56
3.1 Предложения по усовершенствованию существующей организации
перевозок пассажиров на маршруте 56
3.2 Расчет производственной программы (ИИ) технико-эксплуатационных
показателей (ТЭП) работы автобусов на маршруте №14 60
3.3 Расписание движения автобусов на маршруте № 14 71
3.4 Выбор подвижного состава на маршруте № 14 73
3.5. Результаты первой главы 77
4. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятии 78
4.1. Определение затрат на эксплуатацию автобусов и себестоимость перевозок пассажиров 78
4.2. Расчет технико-экономических показателей проекта 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Как сказал на съезде транспортников России Президент Российской Федерации Владимир Путин - «Нет никаких сомнений в том, что развитие транспортной системы, развитие инфраструктуры - одна из наших главных задач на ближайшие шесть, десять и пятнадцать лет. Это, без всяких сомнений, то, над чем вся страна напряжённо должна будет работать в ближайшей перспективе. Потому что именно от этого будет зависеть общая конкурентоспособность нашей экономики» [1].
Тема общественного транспорта очень популярна в интернет- публикациях и на телеканалах - запланированные реформы транспортной сети, жалобы на работу перевозчиков, завышение стоимости проезда и многое другое.
В этом процессе участвуют три стороны: жители города, администрация города и бизнес. У каждого есть свои предложения и решения, которые зачастую непостижимы для других, и поэтому другие стороны воспринимают их негативно. Чтобы добиться достижения конкурентоспособности в современном мире важно иметь сбалансированность экономического развития в регионах и городах, которые являются центрами экономического роста в современной городской структуре. Одним из важных направлений является развитие инфраструктуры транспортной сети, как внутригородских, так и междугородних. Для повышения эффективности и качества транспортной системы, в частности для обеспечения населения общественным транспортом, необходимо построить четкую работу для всех транспортных компаний.
Ошибки в транспортном планировании обходятся очень дорого, и транспортные системы городов в современной России и во всем мире стали настоящей площадкой для испытаний различных подходов и решений. Системы общественного транспорта предназначены для обеспечения населения управляемой городской мобильностью, которая будет доступна всем людям на всех уровнях с минимальным ущербом для окружающей среды. Чем выше скорость движения, тем меньше затрачиваемое время на дорогу, чем выше комфорт, тем лучше мнение горожан о поездке, чем ниже стоимость, тем больше пассажиров, все это приводит к развитию транспортной компании, и увеличению их прибыли. Основные критерии, по которым оценивается качество системы управления маршрутами - это время, комфорт и безопасность, и именно их нужно учитывать при проектировании или оптимизации маршрутной сети.
Персональные и государственные услуги на рынке автотранспортных услуг регулируются муниципалитетами, нормативно-правовые актами, администрацией города и объединениями частных перевозчиков.
В современном мире быстрое развитие городов требует обеспечения мобильности всех слоёв населения, а для этого необходимо иметь устойчивое развитие транспортных комплексов по всему городу. Если в городах середины прошлого века проживало около 35% населения мира, то в начале XXI века эта цифра достигла 47% [2]. По мнению мировых экспертов, это число может достигать около 65% к 2030 году.
Город Каменск-Уральский, как третий по величине в Свердловской области, участвуют в развитии транспортной сети городского типа и поэтому современный транспортный комплекс играет важную роль в достижении поставленной цели. Но возникает ряд важных проблем: "Обеспечение безопасности дорожного движения, оптимизации транспортных потоков в городе, повышения благополучия всех горожан" и для их решения администрации города и перевозчиком необходимо объединиться и на долгосрочную перспективу разработать план оптимизации транспортной сети города.
Последняя реформа была проведена без надлежащего участия и регулирования со стороны компетентных органов и организаций. Поэтому город Каменск-Уральский еще не полностью преодолел состояние кризиса и нуждается в модернизации транспортной сферы.
Целью данной работы является изучение теоретических и методологических подходов по эффективному управлению процессами пассажирских перевозок, рассмотрение различных решений по развитию и улучшению общественного транспорта и разработка научно - практических рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты эффективности управления городским пассажирским транспортом и предпосылки оптимизации транспортных систем;
- проанализировать экономико - организационные подходы к развитию городских пассажирских перевозок в крупных городах Свердловской области;
- исследовать современные методы управления движением городского пассажирского транспорта;
- обосновать приоритетные направления повышения эффективности управления городским пассажирским транспортом;
- провести анализ данных из транспортно-карточной платформы КеЩПВиС:
- исследовать возможности по улучшению качества оказываемой услуги транспортными предприятиями;
- исследовать современные способы приема платежей и способы их внедрения;
- проанализировать современные системы, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы в транспортных предприятиях.
Теоретической методологической основой исследования служат научные труды, освещающие достижения отечественной и мировой экономической науки по теории стратегического управления эффективностью городского общественного транспорта, зарубежными учеными и практиками.
В качестве правового и информационного обеспечения исследования послужили законодательные акты Мэрии города Каменска-Уральского и Правительства Свердловской области, инструктивные и другие нормативные документы, данные собранные системой Ке!ш1ВиС, которая на протяжении двух лет функционирует в пассажирском транспортном предприятии (ПТП) города Каменск-Уральский, публикации в периодической печати и научно - практические работы.
В диссертационной работе отражено дальнейшее развитие научных исследований других организаций по основным проблемам управления пассажирскими перевозками на городском общественном транспорте, в том числе анализ, планирование, отчетность, контроль эксплуатационных расходов и доходов в транспортной компании; организация экономической деятельности перевозчиков, оптимизация городского пассажирского комплекса.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- дополнены и систематизированы научно - теоретические подходы и организационные основы развития городского пассажирского транспорта как важнейшего субъекта экономики региона;
- раскрыта природа и сущность городского пассажирского транспорта, обоснованы факторы и показатели оценки его конкурентоспособности;
- выработаны рекомендации по совершенствованию методов управления городским пассажирским транспортом;
- обоснованы приоритетные направления повышения эффективности управления городским пассажирским транспортом;
Целью дипломной работы является оптимизация транспортного обслуживания на примере маршрута №14 транспортного предприятия города Каменск-Уральский Свердловской области, путем улучшения существующей организации перевозки пассажиров на городском транспорте, улучшения качества транспортного обслуживания населения, увеличения спроса пассажиров на общественный транспорт, увеличения технико-экономических показателей эксплуатации транспортного предприятия и эффективной эксплуатации подвижного состава.
Для решения задачи в качестве основы были взяты данные с транспортно-карточной платформы Ке1айВиВ, которая была внедрена в пассажирские транспортные предприятия: ПАП-1, ПАП-2, Экспресс-1, а также данные, предоставленные для анализа транспортными предприятиями города Каменск- Уральский.
Тема общественного транспорта очень популярна в интернет- публикациях и на телеканалах - запланированные реформы транспортной сети, жалобы на работу перевозчиков, завышение стоимости проезда и многое другое.
В этом процессе участвуют три стороны: жители города, администрация города и бизнес. У каждого есть свои предложения и решения, которые зачастую непостижимы для других, и поэтому другие стороны воспринимают их негативно. Чтобы добиться достижения конкурентоспособности в современном мире важно иметь сбалансированность экономического развития в регионах и городах, которые являются центрами экономического роста в современной городской структуре. Одним из важных направлений является развитие инфраструктуры транспортной сети, как внутригородских, так и междугородних. Для повышения эффективности и качества транспортной системы, в частности для обеспечения населения общественным транспортом, необходимо построить четкую работу для всех транспортных компаний.
Ошибки в транспортном планировании обходятся очень дорого, и транспортные системы городов в современной России и во всем мире стали настоящей площадкой для испытаний различных подходов и решений. Системы общественного транспорта предназначены для обеспечения населения управляемой городской мобильностью, которая будет доступна всем людям на всех уровнях с минимальным ущербом для окружающей среды. Чем выше скорость движения, тем меньше затрачиваемое время на дорогу, чем выше комфорт, тем лучше мнение горожан о поездке, чем ниже стоимость, тем больше пассажиров, все это приводит к развитию транспортной компании, и увеличению их прибыли. Основные критерии, по которым оценивается качество системы управления маршрутами - это время, комфорт и безопасность, и именно их нужно учитывать при проектировании или оптимизации маршрутной сети.
Персональные и государственные услуги на рынке автотранспортных услуг регулируются муниципалитетами, нормативно-правовые актами, администрацией города и объединениями частных перевозчиков.
В современном мире быстрое развитие городов требует обеспечения мобильности всех слоёв населения, а для этого необходимо иметь устойчивое развитие транспортных комплексов по всему городу. Если в городах середины прошлого века проживало около 35% населения мира, то в начале XXI века эта цифра достигла 47% [2]. По мнению мировых экспертов, это число может достигать около 65% к 2030 году.
Город Каменск-Уральский, как третий по величине в Свердловской области, участвуют в развитии транспортной сети городского типа и поэтому современный транспортный комплекс играет важную роль в достижении поставленной цели. Но возникает ряд важных проблем: "Обеспечение безопасности дорожного движения, оптимизации транспортных потоков в городе, повышения благополучия всех горожан" и для их решения администрации города и перевозчиком необходимо объединиться и на долгосрочную перспективу разработать план оптимизации транспортной сети города.
Последняя реформа была проведена без надлежащего участия и регулирования со стороны компетентных органов и организаций. Поэтому город Каменск-Уральский еще не полностью преодолел состояние кризиса и нуждается в модернизации транспортной сферы.
Целью данной работы является изучение теоретических и методологических подходов по эффективному управлению процессами пассажирских перевозок, рассмотрение различных решений по развитию и улучшению общественного транспорта и разработка научно - практических рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты эффективности управления городским пассажирским транспортом и предпосылки оптимизации транспортных систем;
- проанализировать экономико - организационные подходы к развитию городских пассажирских перевозок в крупных городах Свердловской области;
- исследовать современные методы управления движением городского пассажирского транспорта;
- обосновать приоритетные направления повышения эффективности управления городским пассажирским транспортом;
- провести анализ данных из транспортно-карточной платформы КеЩПВиС:
- исследовать возможности по улучшению качества оказываемой услуги транспортными предприятиями;
- исследовать современные способы приема платежей и способы их внедрения;
- проанализировать современные системы, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы в транспортных предприятиях.
Теоретической методологической основой исследования служат научные труды, освещающие достижения отечественной и мировой экономической науки по теории стратегического управления эффективностью городского общественного транспорта, зарубежными учеными и практиками.
В качестве правового и информационного обеспечения исследования послужили законодательные акты Мэрии города Каменска-Уральского и Правительства Свердловской области, инструктивные и другие нормативные документы, данные собранные системой Ке!ш1ВиС, которая на протяжении двух лет функционирует в пассажирском транспортном предприятии (ПТП) города Каменск-Уральский, публикации в периодической печати и научно - практические работы.
В диссертационной работе отражено дальнейшее развитие научных исследований других организаций по основным проблемам управления пассажирскими перевозками на городском общественном транспорте, в том числе анализ, планирование, отчетность, контроль эксплуатационных расходов и доходов в транспортной компании; организация экономической деятельности перевозчиков, оптимизация городского пассажирского комплекса.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- дополнены и систематизированы научно - теоретические подходы и организационные основы развития городского пассажирского транспорта как важнейшего субъекта экономики региона;
- раскрыта природа и сущность городского пассажирского транспорта, обоснованы факторы и показатели оценки его конкурентоспособности;
- выработаны рекомендации по совершенствованию методов управления городским пассажирским транспортом;
- обоснованы приоритетные направления повышения эффективности управления городским пассажирским транспортом;
Целью дипломной работы является оптимизация транспортного обслуживания на примере маршрута №14 транспортного предприятия города Каменск-Уральский Свердловской области, путем улучшения существующей организации перевозки пассажиров на городском транспорте, улучшения качества транспортного обслуживания населения, увеличения спроса пассажиров на общественный транспорт, увеличения технико-экономических показателей эксплуатации транспортного предприятия и эффективной эксплуатации подвижного состава.
Для решения задачи в качестве основы были взяты данные с транспортно-карточной платформы Ке1айВиВ, которая была внедрена в пассажирские транспортные предприятия: ПАП-1, ПАП-2, Экспресс-1, а также данные, предоставленные для анализа транспортными предприятиями города Каменск- Уральский.
Целью данной магистерской работы являлась разработка организационно-технических мероприятий по оптимизации городских автобусных перевозок и исследование различных методов по управлению городским общественным транспортом. Оптимизация осуществлялась путем совершенствования существующей организации перевозок пассажиров на городском транспортном маршруте №14 ПТП города Каменск-Уральский, повышения качества транспортного обслуживания населения, повышения спроса пассажиров на общественные пассажирские перевозки, увеличение технико-экономических показателей работы ПТП и эффективной эксплуатации транспортных средств. Для решения поставленной задачи за основу были взяты данные из системы Ке1айВиП о маршрутах городского пассажирского транспорта и по результатам проведенной научно-исследовательской работы по изучению объемов пассажирских перевозок и расчета затрат перевозчиков города Каменск-Уральский в 2018 - 2020 г.
В соответствии с этим были достигнуты все поставленные задачи:
- исследованы теоретические аспекты эффективности управления городским пассажирским транспортом и предпосылки оптимизации транспортных систем;
- проанализированы экономико - организационные подходы к развитию городских пассажирских перевозок в крупных городах Свердловской области;
- исследованы современные методы управления движением городского пассажирского транспорта;
- обоснованы приоритетные направления повышения эффективности управления городским пассажирским транспортом;
- проведен анализ данных из транспортно-карточной платформы Ке1айВиВ;
- исследованы возможности по улучшению качества оказываемой услуги транспортными предприятиями;
- исследованы современные способы приема платежей и способы их внедрения;
- проанализированы современные системы, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы на транспортных предприятиях.
Объектом исследования является финансовые, сопутствующие им информационные и непосредственно транспортные потоки городских пассажирских перевозок на базе городского автобусного маршрута №14 ПТП города Каменск-Уральский в условиях современных рыночных отношений, с использованием логистических принципов. Предмет исследования включал в себя организацию и планирование работы городского общественного транспорта на основе различных методов и решений организации пассажирского транспорта на городских маршрутах [61].
Методологической основой диссертации являлось исследование по существующим проблемам в организации и планирование работы пассажирского транспортного предприятия, его экономические показатели по маршруту №14. В ходе работы было выявлено, что маршрут №14 проложен через центр города и связывает два основных района: Красногорский и Синарский. На протяжении всего маршрута интенсивность движения транспортных средств высокая. Заполняемость автобуса в различные интервалы времени на данном маршруте большая, что показывает его актуальность для города. Автобусная сеть в городе Каменск-Уральский формируется из маршрутов, которые имеют длинные перегоны из одного конца города в другой. Это связано с тем, что город по размеру является не большим.
В результате расчетов производственной программы по технико-эксплуатационным показателям, с целью увеличения экономических показателей транспортного предприятия было сокращено время, затрачиваемое транспортным средством на один оборот. Следовательно, за счет этого можно увеличить количество автобусов, выпускаемых на линию, что приведет к росту прибыли. Также были выявлены слабые места в экономической части ПТП, например, в расходах на обязательное техническое обслуживание подвижной состав и предложены способы решения, за счет сокращения издержек.
В данной магистерской работе также были рассмотрены различные системы по оптимизации бизнес-процессов в транспортных предприятиях, например, транспортно-карточная платформа Ке1айВиП. Эти системы позволят перевозчикам улучшать экономические показатели за счет возможности отслеживания всех важных показателей, которые участвуют в организации работы транспортных компаний и пассажирских перевозок. С помощью данной системы и удалось выявить убыточные места одного из перевозчиков города Каменск-Уральский. А при проведении анализ собранных данных, предложены способы решения проблем.
За счет предложенных мероприятий и проведенных расчетов, доход транспортной компании ПТП можно повысить от 15%.
В соответствии с этим были достигнуты все поставленные задачи:
- исследованы теоретические аспекты эффективности управления городским пассажирским транспортом и предпосылки оптимизации транспортных систем;
- проанализированы экономико - организационные подходы к развитию городских пассажирских перевозок в крупных городах Свердловской области;
- исследованы современные методы управления движением городского пассажирского транспорта;
- обоснованы приоритетные направления повышения эффективности управления городским пассажирским транспортом;
- проведен анализ данных из транспортно-карточной платформы Ке1айВиВ;
- исследованы возможности по улучшению качества оказываемой услуги транспортными предприятиями;
- исследованы современные способы приема платежей и способы их внедрения;
- проанализированы современные системы, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы на транспортных предприятиях.
Объектом исследования является финансовые, сопутствующие им информационные и непосредственно транспортные потоки городских пассажирских перевозок на базе городского автобусного маршрута №14 ПТП города Каменск-Уральский в условиях современных рыночных отношений, с использованием логистических принципов. Предмет исследования включал в себя организацию и планирование работы городского общественного транспорта на основе различных методов и решений организации пассажирского транспорта на городских маршрутах [61].
Методологической основой диссертации являлось исследование по существующим проблемам в организации и планирование работы пассажирского транспортного предприятия, его экономические показатели по маршруту №14. В ходе работы было выявлено, что маршрут №14 проложен через центр города и связывает два основных района: Красногорский и Синарский. На протяжении всего маршрута интенсивность движения транспортных средств высокая. Заполняемость автобуса в различные интервалы времени на данном маршруте большая, что показывает его актуальность для города. Автобусная сеть в городе Каменск-Уральский формируется из маршрутов, которые имеют длинные перегоны из одного конца города в другой. Это связано с тем, что город по размеру является не большим.
В результате расчетов производственной программы по технико-эксплуатационным показателям, с целью увеличения экономических показателей транспортного предприятия было сокращено время, затрачиваемое транспортным средством на один оборот. Следовательно, за счет этого можно увеличить количество автобусов, выпускаемых на линию, что приведет к росту прибыли. Также были выявлены слабые места в экономической части ПТП, например, в расходах на обязательное техническое обслуживание подвижной состав и предложены способы решения, за счет сокращения издержек.
В данной магистерской работе также были рассмотрены различные системы по оптимизации бизнес-процессов в транспортных предприятиях, например, транспортно-карточная платформа Ке1айВиП. Эти системы позволят перевозчикам улучшать экономические показатели за счет возможности отслеживания всех важных показателей, которые участвуют в организации работы транспортных компаний и пассажирских перевозок. С помощью данной системы и удалось выявить убыточные места одного из перевозчиков города Каменск-Уральский. А при проведении анализ собранных данных, предложены способы решения проблем.
За счет предложенных мероприятий и проведенных расчетов, доход транспортной компании ПТП можно повысить от 15%.



