ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ 8
1.1 Фотостудия как бизнес 8
1.2 Анализ бизнес-среды 13
1.3 Особенности работы фотостудии с клиентами 21
1.4 Результаты и выводы первой главы 34
2 РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ CRM-СИСТЕМЫ 36
2.1 Жизненный цикл информационной системы 36
2.2 Жизненный цикл архитектуры предприятия 40
2.3 Внедрение CRM для работы с клиентами в фотостудии 55
2.4 Результаты и выводы второй главы 62
3 АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ CRM-СИСТЕМЫ 63
3.1 Модель информационных процессов AS-IS 63
3.2 Выявление проблемы 73
3.3 Модель информационных процессов TO-BE 73
3.4 Разработка проекта 83
3.5 Экономическое обоснование внедрения информационной системы 96
3.6 Результаты и выводы третьей главы 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
Фотографические сессии, выполненные в профессиональной студии, пользуются у клиентов большой популярностью. Установленные CRM для фотостудии, помогают комплексно, эффективно и качественно обслуживать клиентов.
Систематизирующая система CRM - комплексное решение автоматизации бизнеса.
Во время высоких сезонов фотографирования, например, различных торжественных мероприятий и праздников, сезона свадеб, среди клиентов фотостудии создается настоящий ажиотаж. Для оптимизации управления взаимоотношения с клиентами фотостудий, разработано ряд специальных программных обеспечений, которые полностью соответствуют потребностям и спросу данного вида бизнеса. Благодаря автоматизации всех процессов деятельности, упрощается работа маркетолога, администратора и фотографа. Преимущественные позиции, доказывающие злободневность таких систем:
- понятный интерфейс;
- упорядочивают процесс записи и ведение клиентской базы;
- дают возможность проектировать для потенциальных заказчиков интересные коммерческие предложения;
- увеличивают число клиентов.
Владельцы данного бизнеса, благодаря онлайн программе, могут обеспечить контроль студий, находящихся в разных местах. Можно отследить работу каждой штатной единицы и проанализировать реальное положение дел. Внедрение современного инструмента управления позволяет формировать и развивать коммерческую стратегию с учетом возможных перспектив, как начинающим, так и успешным бизнесменам. В каждой созданной CRM для фотостудии разработаны специфичные нюансы, которые будут актуальны конкретному пользователю.
Исходя из актуальности использования CRM-системы, целью выпускной квалификационной работы является автоматизация бизнес-процесса по работе с клиентами с применением CRM-системы.
В соответствии с целью и темой работы, были поставлены следующие задачи:
- провести анализ возможности организации фотостудии как бизнеса;
- проанализировать бизнес-среду фотостудии;
- сравнить CRM-систем для фотостудии;
- выявить ошибки планирования внедрения CRM-системы для работы с клиентами в фотостудии;
- провести экономическое обоснование проекта внедрения CRM- системы.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является информационная система фотостудии.
Предметом исследования является процесс работы с клиентами.
В процессе выполнения работы был использован следующий инструментарий:
- в MS Visio созданы модели предприятия;
- в Project Expert создан план проекта;
- в ArisExpress созданы модели информационных процессов AS-IS и TO-BE;
- в MS Excel рассчитана экономическая эффективность проекта.
Выпускная квалификационная работа включает в себя Введение, Заключение, Список использованных источников и следующие главы:
- анализ систем автоматизации работы с клиентами;
- разработка методологии внедрения CRM-системы;
- автоматизация бизнес-процесса по работе с клиентами с применением CRM-системы.
В первой главе рассмотрена фотостудия как бизнес, проведен анализ возможности организации данного бизнеса, проведен анализ бизнес-среды, выявлены недостатки конкурентов, раскрыты конкурентные преимущества и особенности работы фотостудии с клиентами. Рассмотрена польза от внедрения для фотостудии, проведено сравнение CRM-систем для фотостудии и выбрана наиболее подходящая. Рассмотрены такие CRM-системы, как:
- RUBITIME;
- CLICKBONUS;
- AppEvent;
- YCLIENTS.
Далее была подробно рассмотрена выбранная CRM-система для компании.
Во втором главе рассмотрена полная модель жизненного цикла информационной системы и архитектуры предприятия. Выписаны проблемы при планировании внедрения CRM-системы и даны рекомендации по их предотвращению.
В третьей главе создана модель информационных процессов AS-IS, в которой выделена проблема, заключающаяся в отсутствие автоматизированной системы, разработана модель информационных процессов TO-BE, проведена разработка проекта, проведено экономическое обоснование внедрения CRM- системы для фотостудии.
Результаты выпускной квалификационной работы будут использованы в фотостудии при внедрении CRM-системы AppEvent.
В качестве теоретической базы выпускной квалификационной работы были использованы работы отечественных авторов, электронные ресурсы, устав, ГОСТы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы ее цель была достигнута, а задачи решены.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в автоматизации бизнес-процесса по работе с клиентами на с применением СИМ-системы.
В первой главе рассмотрена фотостудия как бизнес, проведен анализ возможности организации данного бизнеса, проведен анализ бизнес-среды, выявлены недостатки конкурентов, раскрыты конкурентные преимущества и особенности работы фотостудии с клиентами. Рассмотрена польза от внедрения для фотостудии, проведено сравнение CRM-систем для фотостудии и выбрана наиболее подходящая. Рассмотрены такие CRM-системы, как:
- ИиВ1Т1МЕ;
- СиСКВОПИЗ;
- АррЕуеп!:;
- УСЫЕКТБ.
Во второй главе рассмотрена полная модель жизненного цикла информационной системы и архитектуры предприятия, а именно, такие этапы, как: инициация, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, завершение. Представлены следующие модели деятельности фотостудии:
- миссия, цели и задачи;
- стратегические цели и задачи;
- бизнес-стратегия;
- бизнес-процессы;
- связь бизнес-процессов и бизнес-функций;
- связь стратегических целей и бизнес-процессов;
- продукты и услуги;
- организационная структура;
- ИТ-инфраструктура;
- связь функций и приложений;
- связь бизнес-процессов и приложений.
На основе данных моделей разработана полная модель деятельности фотостудии.
Выписаны проблемы при планировании внедрения CRM-системы и даны рекомендации по их предотвращению. Найдены такие ошибки при внедрении системы, как: выбор неправильной CRM по правильной цене, самостоятельная настройка CRM и пренебрежение услугами интеграторов, установка нереальных сроков внедрения. И, наконец, были выписаны рекомендации по предотвращению данных рисков и ошибок.
В третьей главе магистерской диссертации была создана модель AS-IS, в которой выделены проблемы: долгий процесс заказа услуги, нет автоматического сбора данных о клиентах в единую базу и автоматического расчета стоимости и приема оплаты.
На основе методологии PMBoK был разработан проект по внедрению CRM-системы в фотостудию, а также составление списка необходимых компетенций для реализации проекта —ресурсное планирование, стратегия внедрения, календарное планирование. Этапы методологии PMBoK, которые позволят реализовать проект наиболее эффективным образом:
- инициация;
- планирование;
- исполнение;
- мониторинг и контроль;
- завершение.
Для экономической части выпускной квалификационной работы были произведены расчеты стоимости проекта с учетом не только расходов заработной платы, но и с учетом накладных расходов на этапе реализации и этапе эксплуатации, также добавлены нематериальные вложения. В результате проведения расчетов выявлены общие затраты на проект - 18 119 рублей. По результатам исследования, проект считается эффективным, срок окупаемости с учетом дисконтирования (DPP) составляет 3 месяца.
В ходе исследования процесса использовался следующий методологический инструментарий:
- в MS Visio созданы модели предприятия;
- в Project Expert создан план проекта;
- в ArisExpress созданы модели информационных процессов AS-IS и TO-BE;
- в MS Excel рассчитана экономическая эффективность проекта.
1. ГОСТ 19.701-90 «Схема алгоритмов программ, данных и систем».
2. ГОСТ 20886-85 «Организация данных в системах обработки данных. Термины и определения» от 30.06.1986.
3. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».
4. ГОСТ Р 7.07.97.2016 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов от 08.12.2016.
5. Документированная процедура «Разработка, экспертиза и использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов» СМК-ДП-7.5-03-09-2013. Версия 2 от 13.06.2013. Екатеринбург: УрФУ, 2013.
6. Обязательные требования к содержанию магистерской диссертации на 2020 год.
7. Положение о магистерской диссертации по направлениям
подготовки от 21.12.2018 г.
8. Устав федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина».
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 (принят 29.12.2012, действующая редакция).
10. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: Учебно-методическое пособие / М.М. Алексеева - М.: Финансы и статистика, 1997.
11. Алиев В. С., Чистов Д. В. Бизнес планирование с использованием программы Project Expert (полный курс) [Текст]: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 432 с. - (Высшее образование).
12. Беркун, Скотт. Искусство управления IT-проектами [Текст]: Учебное пособие / Скотт Беркун; [пер. с англ. Н. Вильчинского]. - 2-е изд. - Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород [и др.]: Питер, 2010.
13. Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта [Текст]: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.: 60x90 1/16.
- (Технологический сервис).
14. Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический
систематизированный словарь-справочник: введение в современные
информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. [Текст]: Учебное пособие / Ф.С. Воройский - М.: Физматлит, 2006. - 965 с.
15. Гарнов, А.П. Экономика предприятия: современное бизнес- планирование [Текст]: Учебное пособие / А.П. Гарнов. - М.: ДиС, 2018. - 272 с.
16. Гладкий, А.А. Бизнес-план: Делаем сами на компьютере [Текст]: Учебное пособие / А.А. Гладкий. - М.: Рид Групп, 2017. - 240 с.
17. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов [Текст]: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов.
- М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 248 с.
18. Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет [Текст]: Учебное пособие / П. Гринберг. - М.: Символ-Плюс, 2006. - 530 с.
19. Джакубова, Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам [Текст]: Учебное пособие / Т.Н. Джакубова. — М.: Финансы и статистика, 2017. - 96 с.
20. Ильина М. «Правильная» автоматизация для России [Текст]: Учебное пособие / М. Ильина. - М.: Открытые системы, Computerworld, 2001.
21. Карлзон Ян. Моменты истины. В сервисе нет мелочей [Текст]: Учебное пособие / Ян Карлзон. - М.: Альпина Паблишер - Москва, 2011. - 168 с.
22. Клебанов Б.И., Чернышев Е.Н. Методические указания к лабораторным работам к CASE-пакету ARIS Toolset [Текст]: Учебное пособие / Б.И. Клебанов, Е.Н. Чернышев. - Екатеринбург, УрФУ, 2002 г.
23. Лапшина С.Н., Тебайкина Н.И. Информационные технологии в менеджменте [Текст]: Учебное пособие / С. Н. Лапшина, Н. И. Тебайкина. - М.: Издательство Урал. университета, - Екатеринбург, 2014.
24. Лапшина С.Н. Модель деятельности организации [Текст]: Учебное пособие / С.Н. Лапшина - Екатеринбург, 2017.
25. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение [Текст]: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, О.Н. Громова - М.: СПб: «Питер», 2004.
26. Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. [Текст]: Учебное пособие / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2018. — 208 с.
27. Любанова, Т.П. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры: предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектировании, диссертационных работах [Текст]: Учебное и научно-практическое пособие / Т.П. Любанова. — М.: ИКЦ МарТ, МарТ, 2017. — 408 с.
28. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю., Фиськов Д.А., Щипанов Е.Ф. Управление проектами [Текст]: Учебное пособие / Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева, Д. А. Фиськов, Е. Ф. Щипанов. - М.:. Феникс - Ростов-на-Дону, 2009.
29. Манас, Джерри. Принцип Наполеона. Наука побеждать и управление проектами [Текст]: Учебное пособие / Джерри Манас; [пер. с англ. В. И. Кузина; под ред. В. Н. Михеева] - М.: Эксмо - Москва, 2009.
30. Орлова П. И. Бизнес-планирование [Текст]: Учебник / П.И. Орлова - М.: Дашков и К, 2012 - 284 24 с.
31. Павлов А. Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK. Изложение методологии и опят применения [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Павлов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний - Москва, 2014.
32. Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект [Текст]: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2017. - 171 с.
33. Савицкая Г. В. Экономический анализ [Текст]: Учебное Пособие. / Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2011. - 432 с. - (Высшее образование).
34. Тебайкина Н.И. Методическое пособие «Моделирование процессов в ВКР: Методология ARIS» [Презентация] / Н.И. Тебайкина - УрФУ, 2019.
35. Тебайкина Н.И. Управление проектами в MS PROJECT [Текст]: учебник для студентов вузов / Н.И. Тебайкина; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; науч. ред. А.В. Луценко. - 2-е изд. - Екатеринбург: УрФУ, 2010.
36. Толмачев А.В. Оценка экономической эффективности ИТ проектов [Текст]: Учебное пособие. / А.В. Толмачев. - Екатеринбург: УрФУ, ВШЭМ, 2020.
37. Толмачев А.В. Расчет показателей оценки экономической эффективности проекта и юнит экономики по шагам [Текст]: Учебное пособие. / А.В. Толмачев - Екатеринбург: УрФУ, ВШЭМ, 2020.
38. Фридеманн В. Нердингер. Ориентация на клиента [Текст]: Учебное пособие / - М.: Гуманитарный центр - Москва, 2004. - 180 с.
39. Фрост Л. Фото на продажу: Пособие для фотографов-фрилансеров [Текст]: Учебное пособие / Л. Фрост - М.: «Омега», 2004. - 192 с.
40. Хершген Х. маркетинг. Основы профессионального успеха [Текст]: Учебник для вузов / Х. Хершген - М.: инфра-М, 2005. - 267 с.
41. Черкашин Павел. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) [Текст]: Учебное пособие / П. Черкашин - М.: Бином. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - Москва, 2007. - 376 с.
42. Архитектура интегрированных информационных систем. [Сайт] - URL:https: //en.wikipedia. org/wiki/Architecture_of_Integrated_Information_Systems(дата обращения 20.03.2020).
43. Бизнес-план фотостудии. [Сайт] - 1Ж1/
https://www.beboss.ru/bplans/51-photo-studio (дата обращения 15.03.2020).
44. Все фотостудии Екатеринбурга. [Сайт] - ЦКЕ:
https://vk.com/club77433034 (дата обращения 15.02.2020).
45. Как открыть фотостудию и сделать ее прибыльным предприятием.
[Сайт] - 1Ж1/ https://dezhur.com/db/start-business/niches/ideas/kak-otkryt-
fotostudiyu-i-sdelat-ee-pribyl-nym-predpriyatiem.html (дата обращения 16.03.2020).
46. Лапшина С.Н. Содержание 1Т-проектов в различных методологиях. [Сайт] - ЕВЕ: https://learn.urfu.ru(дата обращения 22.03.2020).
47. Моделирование в среде ARIS EXPRESS. [Сайт] - URL: https://www.bazt.ru/publications/MogeHupoBaHue-aris-express (дата обращения 20.03.2020).
48. Организационные структуры управления. [Сайт] - URL: https://www.intuit.rU/studies/courses/639/495/lecture/11209 (дата обращения 22.03.2020).
49. Основы управления проектами. [Сайт] - URL:
http://www.intuit.ru/studies/courses/2194/272/lecture/27345/ (дата обращения 22.03.2020).
50. Основные функциональные возможности CRM. [Сайт] - URL: http://iteranet.ru/sys/konsalting/sis/crm/(дата обращения 08.04.2020).
51. Процессы управления информационными технологиями:
Традиционные ИТ-стандарты. [Сайт] - URL:
https://www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/4424/courses/598/lect ure/12850?page=2 (дата обращения 20.03.2020).
52. Риски проекта. [Сайт] - URL: http://center-yf.ru/data/ip/riski-
proekta.php/ (дата обращения 24.03.2020).
53. Статистика ключевых слов на яндексе. [Сайт] - URL:
https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения 07.02.2020).
54. Управление внедрением информационных систем: Содержание проектов внедрения ИС в различных методологиях [Сайт] - URL:
https://www.intuit.ru/studies/courses/2196/267/lecture/6794?page=7 (дата
обращения 19.03.2020).
55. Управление проектами в соответствии со стандартом PMI PMBOK. [Сайт] - URL: https://www.intuit.ru/studies/courses/3511/753/info (дата обращения 24.03.2020).
56. AS-IS модель. [Сайт] - URL: https://piter-
soft.ru/knowledge/glossary/process/as-is-model.html (дата обращения 20.03.2020).
57. CRM для фотостудий и фотографов RUBITIME. [Сайт] - URL: https://rubitime.ru/photostudio?yclid=1546248972265348390 (дата обращения 24.02.2020).
58. CRM- система CICKBONUS. [Сайт] - URL: https://clickbonus.ru/(дата обращения 24.02.2020).
59. CRM для фотостудии AppEvent. [Сайт] - URL: https://appevent.ru/studio (дата обращения 24.02.2020).
60. CRM для фотостудии и фотографа YCLIENTS. [Сайт] - URL: https://www.yclients.com/photographer (дата обращения 24.02.2020).
61. TO-BE модель. [Сайт] - URL: https://piter-
soft.ru/knowledge/glossary/process/to-be-model.html (дата обращения 21.03.2020).