1 Теоретические основы финансирования скорой медицинской помощи
1.1 Сущность и способы финансирования медицинской помощи 9
1.2 Характеристики действующей системы обязательного медицинского
страхования 14
1.3 Экономические аспекты деятельности службы скорой медицинской
помощи 20
2 Модель финансирования скорой медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования
2.1 Анализ работы скорой медицинской помощи в Свердловской
области 27
2.2 Модель финансирования скорой медицинской помощи через
систему обязательного медицинского страхования 33
3 Новая методика для расчета объема финансирования станций и отделений скорой медицинской помощи
3.1 Необходимость разработки новой методики распределения
финансовых средств 45
3.2 Новая методика распределения финансовых средств на
обеспечение деятельности скорой медицинской помощи 49
3.3 Результаты использования новой методики и рекомендации по ее
внедрению 56
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 74
Актуальность темы исследования.
Здоровье населения является одной из основных характеристик социально-экономического развития страны и трудовым потенциалом общества. Показатели здоровья населения напрямую зависят от состояния системы здравоохранения на территории, функционирования системы в значительной степени определяется системой финансового обеспечения.
Отечественная система здравоохранения и обязательного медицинского страхования претерпела за последнее десятилетие ощутимые изменения. Модернизации подверглась нормативно-правовая база, существенно поменялась идеология подхода к системе оказания медицинской помощи, все большее значение уделяется интересам гражданина, пациента, изменился механизм финансирования лечебной сети. Реформе сопутствовал постоянный дефицит финансирования учреждений здравоохранения, имеющиеся скудные средства не всегда расходовались эффективно, долгие годы система здравоохранения была нацелена не на развитие, а на выживание, сохранение имеющейся материально - технической базы, коечного фонда, диагностических и лечебных технологий: особенно остро это проявилось в региональном и сельском здравоохранении, которое в 1990-х и начале 2000-х годов немногочисленные финансовые и структурные инновации обходили стороной.
Сейчас, в 2015 году, после периода значительных финансовых вливаний в систему здравоохранения, в связи со сложившимися непростыми геополитическими условиями, здравоохранение снова сталкивается с сокращением бюджетов. С учетом установившегося тренда развития
показателей демографии, современная экономическая ситуация не позволяет органам власти выполнять заявленные обязательства по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью. Обязательное медицинское страхование становится основным источником обеспечения прав граждан, прописанных в конституции, на получение бесплатной медицинской помощи.
Региональный опыт развития и управления здравоохранением и обязательным медицинским страхованием может быть эффективно экстраполирован на федеральный уровень, может объективно повысить качество и доступность оказываемой населению медицинской помощи. Этот тезис выглядит вполне жизнеспособным при оценке реализации социальной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области - регионе, который благодаря своему экономическому и геополитическому положению в течение многих лет остается территорией, определяющей вектор развития отрасли здравоохранения в Российской Федерации.
Цель исследования.
Целью исследования является систематизация опыта Свердловской области в области организации финансового обеспечения станций и
отделений скорой медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования и разработка практических рекомендаций по внедрению модели финансирования служб скорой медицинской помощи через систему ОМС.
Задачи исследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- обобщить научные взгляды на способы финансирования скорой медицинской помощи;
- проанализировать нормативно-правовую базу и обобщить опыт
Свердловской области в части построения модели финансового обеспечения работы скорой медицинской помощи через систему ОМС;
- рассмотреть особенности финансового обеспечения работы скорой медицинской помощи через систему ОМС в Свердловской области;
- представить условия деятельности, влияющие на финансирование отделений и станций скорой медицинской помощи;
- представить методику распределения средств обязательного медицинского страхования в зависимости от особенностей работы скорой медицинской помощи;
- рассчитать коэффициенты, определяющие уровень финансирования, для станций и отделений скорой медицинской помощи Свердловской области с использованием предложенной методики.
Область исследования.
Исследование проведено в рамках магистерской программы «Финансовые риски и страхование».
Объект исследования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования.
Предметом является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения через систему обязательного медицинского страхования работы станций и отделений скорой медицинской помощи в Свердловской области.
Теоретико-методологическая основа.
Теоретико-методологической основой работы являются материалы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теории экономики и финансов, оплате медицинской помощи, организации медицинского страхования, особенностям работы скорой медицинской помощи, законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
В ходе проведения исследования применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовались статистические методы обработки и представления информации.
Информационная база.
Информационную базу исследования составили отчетные документы Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения Свердловской области, монографические материалы, публикации др.
Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях и результатах:
- автором выделяется ряд основных принципов обязательного медицинского страхования:
- обобщен и проанализирован региональный опыт в области финансирования станций и отделений скорой медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования;
- выявлены и описаны особенности финансового обеспечения работы скорой медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования в Свердловской области;
- произведен аналитический блок расчетов размера финансового обеспечения отделений и станций скорой медицинской помощи в зависимости от особенностей работы организаций в соответствии с представленной методикой;
- рассчитаны коэффициенты, определяющие уровень финансирования станций и отделений скорой медицинской помощи Свердловской области, с использованием предложенной методики
- сформулированы рекомендации по внедрению новой модели финансирования в субъекте Российской Федерации.
Практическая значимость.
Практическая значимость заключается в возможности использования описанной методики в других субъектах Российской Федерации, что позволит обоснованно производить распределение финансовых средств, стимулировать лечебные учреждения к мобилизации внутренних резервов,
совершенствованию организации и управления лечебным учреждением и повышению качества медицинских услуг.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Описанная методика применяется при распределении финансовых средств между станциями и отделениями скорой медицинской помощи в Свердловской области. В рамках подготовки исследования автором опубликованы статьи в рецензируемых журналах и сборниках.
Кроме того, автором подготовлены тезисы, доклад и презентации к совещаниям главных врачей в Северном управленческом округе Свердловской области на тему: «Особенности финансирования скорой медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования». Соответствующие совещания проведены для руководителей медицинских организаций Северного управленческого округа.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 89 страницах машинописного текста, библиография включает 64 наименования.
В ведении акцентируется внимание на актуальности темы, определяется цель и задачи работы, представляются объект и предмет исследования, формулируются научная новизна и практическая значимости.
В первой главе описаны механизмы и методы оплаты медицинской помощи, их влияние на деятельность медицинских организаций; описаны основы системы обязательного медицинского страхования, перечислены её особенности; раскрыта специфика деятельности службы скорой медицинской помощи, её характеристики;
Во второй главе представлена информация о работе скорой медицинской помощи в Свердловской области, представлено обоснование выбора подушевой модели финансирования скорой медицинской помощи; описаны изменения, которым подверглась модель в Свердловской области в 2013 году, приведены причины их внесения; приведен расчет индивидуальных подушевых нормативов для медицинских организаций области;
В третьей главе представлена необходимость разработки новой методики распределения финансовых средств; представлены условия деятельности скорой медицинской помощи, влияющие на финансирование скорой медицинской помощи; описана новая модель для расчета объема финансирования станций и отделений скорой медицинской помощи; приведены особенности её внедрения в конце 2014 года; приведен расчет дополнительных нивелирующих коэффициентов, необходимых на этапе внедрения методики; приведена итоговая методика, используемая в 2015 году; произведен расчет итоговых поправочных коэффициентов финансирования скорой медицинской помощи в 2015 году (на 01.01.2015 и на 01.04.2015); даны рекомендации по внедрению предложенной методики в субъекте РФ.
В заключении сформулированы основные выводы.
В результате проведенной работы цель исследования была достигнута.
В работе систематизированы и описаны существующие механизмы и методы оплаты медицинской помощи, рассмотрено их влияние на деятельность медицинских организаций, рассмотрены основы системы обязательного медицинского страхования и специфика деятельности службы скорой медицинской помощи, таким образом, решена задача обобщения научных взглядов на способов финансирования скорой медицинской помощи.
Далее представлена информация о работе скорой медицинской помощи в Свердловской области, обоснован выбор подушевой модели финансирования скорой медицинской помощи, а также описаны изменения, которым подверглась рассматриваемая модель, начиная с 2013 года, приведены причины этих изменений. Таким образом, решена задача по рассмотрению особенностей финансового обеспечения работы скорой медицинской помощи через систему ОМС в Свердловской области
С целью решения задачи по расчету коэффициентов, определяющих уровень финансирования через систему обязательного медицинского страхования, предложены условия деятельности, влияющие на финансирование отделений и станций скорой медицинской помощи, описана методика распределения средств обязательного медицинского страхования в зависимости от особенностей работы скорой медицинской помощи, приведены особенности её внедрения в конце 2014 года, приведен расчет дополнительных нивелирующих коэффициентов, необходимых на этапе внедрения методики, приведена итоговая методика, используемая в 2015 год. В итоге произведен расчет итоговых поправочных коэффициентов финансирования скорой медицинской помощи в 2015 году (на 01.01.2015г и на 01.04.2015г).
В качестве обобщения полученного опыта разработаны и приведены практические рекомендации по внедрению предложенной модели финансирования служб скорой медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования. Для формирования комплексной модели финансирования службы скорой медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования предлагается использоваться различные варианты оплаты: подушевой принцип финансирования, оплата за вызов, оплата за услугу. Модель подушевого финансирования предлагается использовать в сочетании с методикой распределения финансовых средств между медицинскими организациями, оказывающими скорую медицинскую помощь, учитывающей различия в затратах медицинских организаций по ряду направлений. Оплату за вызов предлагается использовать для оплаты вызовов лицам, застрахованным в других субъектах РФ, а также для оплаты работы бригад медицинских организаций, не имеющих обслуживаемого населения. Оплату за услугу предлагается использоваться для оплаты оказанной фибринолитической терапии на этапе скорой медицинской помощи.
Таким образом, все поставленные задачи - решены, цели - достигнуты.
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.].
2. Федеральный Закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 г. № 321-ФЗ.
3. Федеральный Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1 : [ред. от 24.07.2009 г.].
4. Федеральный Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ.
5. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» от 28.02.2011 №158н.
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» от 1 ноября 2004 г. № 179.
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» от 26.03.1999 № 100.
9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от 20 июня 2013 г. № 388н.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 15.04.2014 г. № 294.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от
22.10.2012 г. № 1074.
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» от 21.10.2011 г. № 856 : [ред. от 04.09.2012 г.].
13. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от
18.10.2013 г. № 932.
14. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области «О деятельности службы скорой медицинской помощи свердловской области. Основные итоги и перспективы развития» от 26 июля 2012 г. № 830-п.
15. Постановление Правительства Свердловской области «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на
2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» от 21.12.2012 г. № 1485- ПП.
16. Постановление Правительства Свердловской области «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на
2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» от 24.12.2013 г. № 1604- ПП.
...