Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Работа №100768

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы184
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 10
1.1. Теоретические подходы к изучению волонтёрского движения 10
1.2. Динамика развития волонтёрского движения и его нормативно-правовое
обеспечение в России 22
1.3. Современные подходы к определению содержания
«конкурентоспособный специалист» 29
1.4. Динамика развития волонтёрского движения в Свердловской области ... 38
1.5. Динамика развития волонтёрского движения в Уральском федеральном
университете 42
2. РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 54
2.1. Анализ волонтёрских центров ВУЗов России 54
2.2. Результаты исследования влияния волонтёрского движения на
подготовку конкурентоспособного специалиста 63
2.3. Организационно-педагогические условия развития волонтёрского
движения. Модель волонтёрского центра 85
2.4. Программа формирования общекультурных компетенций волонтёрского
движения в ВУЗе 91
Заключение 98
Глоссарий 104
Список использованных источников и литературы 107
Приложение 3 Проект концепции волонтёрской деятельности в Уральском
федеральном университете 143
Приложение 4 Проект положения о волонтёрском центре 153
Приложение 5 Анкета исследования общекультурных компетенций 165
Приложение 6 Результаты распределения участников исследования по
ВУЗам 170
Приложение 7 Проект программы деятельности волонтёрского центра на период с 2015 по 2016гг 172
Приложение 8 Проект образовательной программы подготовки волонтёров 182

АННОТАЦИЯ
На квалификационную выпускную работу: «Потенциал волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста».
В современном информационном пространстве все чаще мы слышим о значимости такого феномена как волонтёрство для развития городов, отдельных регионов, стран и мирового сообщества в целом. Все больше говорят, пишут о тех масштабах, которые охватывают это явление, о той пользе, которую несет данное общественное движение человеческому обществу.
Магистерская диссертация изучает уровень влияния потенциала волонтёрского движения на подготовку конкурентоспособного специалиста. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что потенциал волонтёрского движения оказывает влияние на подготовку конкурентоспособного специалиста путем формирования компетенций и качеств личности. Для подтверждения данной гипотезы было проведено социологическое исследование, проведен анализ динамики развития волонтёрского движения в Свердловской области и Уральском федеральном университете.
В практической части диссертации произведен анализ результатов проведенного исследования, предложены организационная структура волонтёрского центра в Уральском федеральном университете, предложены нормативно-правовые и методические рекомендации для создания системы волонтёрского движения в ВУЗе, представлена программа по формированию общекультурных компетенций участников волонтёрского движения.
В заключении подведены итоги в соответствии с поставленными задачами.
Большинство исследований посвящены изучению стимулов и мотивов добровольческой деятельности с разных точек зрения (экономической, психологической, организационной, социально-демографической,
культурной, институциональной, индивидуальной) и разных уровней (макро , мезо-, микроуровней). Среди авторов исследований - Т. Шлезингер, С. Найджел, А. Джил-Лакруз, К. Марчелло, Ю. Вей, Н. Донти, К. Бернгардт, Д. Байди, Т. Вантилборг, Р. Пеперманс, Г. Хайбректс, Дж. Виллемс, М. Джегерс, Дж. Хофманс, П. К. Дуайер, Дж. Боно, М. Снайдер, О. Нов, Ю. Берсон [100-103].
Среди отечественных авторов необходимо отметить работы Л. А. Кудринской, Н. Г. Бодренковой, Е. Е. Строковой, И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, И. В. Самаркиной, А. Е. Шадрина, П. В. Шевченко и др., представляющие экономический, социологический, социально - психологический, правовой подходы к рассмотрению феномена волонтёрства.
В ряду социологических работ можно отметить разработки Я. В. Дидковской (исследование мотивации социальных работников к участию в добровольческой деятельности), А. А. Клепиковой, Л. А. Кудринской (добровольческий труд), И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, Е. Л. Шековой [1 - 6] (кросс-культурные особенности добровольчества), Л. И. Якобсона (филантропия и добровольчество) [7], а также социологические исследования, проводимые организаторами работы добровольческих центров - В. С. Лукьяновым и С. В. Михайловой [8].
В последние годы добровольчество достаточно масштабно изучалось в рамках всероссийских социологических исследований ВЦИОМ («Добровольчество в России: потенциал участия молодёжи»), [9] ФОМ («Законопроект о добровольчестве: должно ли государство вмешиваться в добровольческую деятельность?» [10], «О волонтёрах: о помогающем поведении и добровольческой деятельности») [11], однако добровольческое движение в Свердловской области не стало объектом их внимания.
Методическое, а также нормативно-правовое сопровождение добро-вольческая деятельность получает благодаря работам Н. В. Авдеевой, С. М. Васильевой, В. С. Лукьянова, С. В. Михайловой [8], А. Г. Синеглазовой [12], в которых показывается социальная значимость добровольчества, а также актуальность взаимодействия государственного и общественного секторов в развитии добровольческих движений.
Вопросы социально-экономической значимости добровольческого труда, добровольческой занятости рассматриваются в работах Р. П. Колосовой [13], Л. А. Кудринской [3]. Кросс-культурные особенности участия населения в добровольческой деятельности анализировались в трудах М. А. Аларичевой, Т. А. Лисовской, И. А. Медведевым [14 - 16]. Менеджмент добровольческой деятельности и вопросы координации работы добровольцев в некоммерческой организации становятся предметом рассмотрения в трудах К. Бидермана, П. Джордана [17 - 18]. Последнее десятилетие ознаменовано появлением трудов специалистов социальной сферы, работы которых посвящены проблемам социального добровольчества в России. Взаимосвязь добровольческого движения и социальной сферы, социальной работы, социально-помогающей деятельности отражена в трудах И. Ф. Албеговой, Н. А. Антиповой, Е. Н. Глубоковой, А. А. Клепиковой,
А. Н. Кошелевой [19 - 20].
Объектом работ А. Э. Алейниковой, О. Р. Галиевой [21] становится рассмотрение волонтёрских лагерей; прикладные аспекты организации волонтёрских социальных служб отражены у Р. Р. Латыпова [22]; технологии работы с добровольцами представлены в трудах А. Б. Бархаева, А. Г. Вангаева, П. В. Васильевой, В. Ю. Ермолаева, К. А. Спиридоновой, А. М. Цурикова [23 - 25]. Институционализация добровольческих движений в России становится предметом научного интереса Н. А. Антиповой, Л. А. Кудринской, В. А. Лукьянова [26 - 28]. Определённый вклад в развитие в России философии добровольчества, в изучение его ценностного содержания внесли специалисты «третьего» (некоммерческого) сектора: А. С. Автономов, Г. П. Бодренкова, В. А. Лукьянов, В. В. Митрофаненко и др. [29 - 32], в изучении корпоративного волонтёрства - Т. Я. Бачинская,
A. В. Трохина [33].
Добровольческому движению посвящено небольшое количество диссертационных работ: В. Р. Каримова (вопросы вовлечения студентов педагогических вузов в добровольческое движение), Л. П. Конвисаревой (волонтёрское движение как детерминанта развития активности молодёжи), Т. В. Мамонтовой (историко-ретроспективный анализ молодёжных общественных объединений), Г. В. Олениной (оптимизация добровольческой деятельности в сфере досуга молодёжи), Л. Е. Сикорской (социализация студенческой молодёжи посредством участия в добровольческой деятельности), Л. А. Шибанковой (рассмотрение добровольческого движения в качестве формы включения школьников в социально-педагогическую деятельность) [34 - 39].
Технологии организации добровольческой деятельности рассматриваются как представителями органов государственной власти (М. П. Комова, Б. И. Дроботов, О. М. Казакова, Н. В. Лобжанидзе,
B. П. Селин) [40], так и представителями некоммерческих организаций, работающими в области организации добровольческих движений (И. Г. Абрамян, О. П. Анисимова, В. В. Митрофаненко, И. А. Скиперский,
C. А. Р. Фарах-манд, С. Ш. Шакирова) [41 - 42]. Эмпирические исследования социально-педагогического потенциала добровольчества как основы добровольческих движений представлены в рамках работ О. П. Анисимовой, Л. С. Кирилловой [43 - 44].
Проблема исследования заключается в недостаточном уровне изученности влияния потенциала волонтёрского движения на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Цель исследования - изучить влияние потенциала волонтёрского движения на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Объект исследования - волонтёрское движение.
Предмет исследования - потенциал волонтёрского движения в подготовке современных специалистов.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что потенциал волонтёрского движения оказывает влияние на подготовку конкурентоспособного специалиста путем формирования компетенций и качеств личности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению
волонтёрского движения, определению содержания уровня
сформированности общекультурных компетенций и навыков, динамики развития, передового опыта организации волонтёрского движения в РФ.
2. Провести исследование по определению составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
3. Провести исследование по оценке влияния волонтёрского движения на уровень формирования общекультурных компетенций и качеств личности у участников движения.
4. Разработать, с учетом проведенных исследований, организационно-педагогические условия развития волонтёрского движения в ВУЗе.
5. Разработать программу, научно-методические и практические рекомендации формирования общекультурных компетенций участников волонтёрского движения.
Практическая значимость исследования:
1. На основе исследований сформирована модель
конкурентоспособного специалиста, востребованного на современном рынке труда.
Раскрыт потенциал волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста.
3. Разработаны нормативные документы для развития
волонтёрского движения в ВУЗе.
4. Разработаны научно-методические и практические рекомендации формирования общекультурных компетенций участников волонтёрского движения.
5. Получили дальнейшее развитие организационно-педагогические условия развития системы волонтёрского движения в ВУЗе
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью используемых подходов, комплексной методикой исследования, репрезентативностью выборок, а также сопоставлением полученных результатов с аналогичными исследованиями, проведенными ранее в УрФУ.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы, включающего 103 источника, 8 приложений. Основной текст магистерской диссертации изложен на 118 страницах.
Результаты проведенного исследования были представлены на секции «Управление человеческим капиталом в информационном обществе: возможности и риска», состоявшейся в рамках международной научно-практической конференции «Региональное развитие: стратегии и
человеческий капитал» в 2014 году и второй Международной молодежной научной конференции: «ФТИ. Технологии. Инновации. ФТИ -2015».
Результаты работы получили положительную оценку научной и педагогической общественности. К печати готовиться итоговый материал для публикации в издании Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанной теоретико-эмпирической работы нами был изучен потенциал волонтёрского движения, проведен ряд исследований, подтверждающих гипотезу исследования. Итоги работы кратко можно сформулировать следующим образом:
1. Анализ теоретических подходов к изучению волонтёрского движения и его потенциала позволил сделать ряд выводов:
- Волонтёрское движение следует рассматривать как составляющую часть государственной молодежной политики, студенческого самоуправления и воспитательной среды ВУЗов оказывающую значительное влияние на формирование качеств личности и компетенций, у студентов участвующих в волонтёрском движении, в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов;
- Потенциал волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе деятельности, обеспечивающий формирование и развитие у студента набора личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающего высоким уровнем конкурентоспособности.
2. Изучение динамики развития волонтёрского движения позволяет утверждать, что после 90-х годов движение начинает возрождаться и имеет тенденцию к увеличению общего числа участников. Руководство страны признает волонтёрскую деятельность как эффективную форму трудового и гражданского воспитания студенческой молодежи, развития его общественной активности и приступало к формированию курса на создание системы поддержки волонтёрского движения.
3. Анализ современных подходов к определению содержания понятия «конкурентоспособный специалист» показал востребованность изучения данной темы широким кругом авторов. На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ и центром воспитательной работы УрФУ, определен исходный набор компетенций для определения составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
4. Изучение динамики развития волонтёрского движения в Свердловской области позволяет утверждать, что оно имеет серьезную государственную поддержку. Число участников волонтёрского движения ежегодно увеличивается. Появляются волонтёрские центры различного профиля.
5. Изучение динамики развития волонтёрского движения в Уральском федеральном университете позволяет утверждать, что за последние несколько лет приняты организационные и методические меры для привлечения в волонтёрское движение все большего количество студентов и учеников 10-11 классов общеобразовательных учреждения. Развивается мотивационная и образовательная программа для волонтёров.
6. Анализ волонтёрских центров ВУЗов России показал осознание участниками и руководством университетов важность и значимость проектной волонтёрской деятельности в различных сферах и направлениях. На наш взгляд, представленные волонтёрские центры имеют большой потенциал для развития. Наиболее приемлемой организационной формой для волонтёрского центра УрФУ стало структутрное подраздление, взаимодействующее с РОО «Волонтёрский центр Свердловской области».
7. На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ и центром воспитательной работы УрФУ по определению компетенций, содержащихся в ФГОС реализуемых Университетом, опроса работодателей на предмет определения компетенций, востребованных на современном рынке труда, сформирована модель конкурентоспособного выпускника, включающая 16 компетенций и 14 качеств личности.
В модель вошли такие компетенции, как: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; способность работать в условиях неопределенности, под влиянием внешних раздражителей, управлять собой, своими эмоциями, выдерживать высокие эмоциональные нагрузки, готовность принимать решение в стрессовых ситуациях; способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность поддерживать и развивать ценности, принципы и традиции Альма-матер; способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии в глобальном пространстве, владению высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии в глобальном пространстве, владению высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность быть лидером, «заразить» других людей идеей и повести их за собой к общей цели; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нестандартные пути решения поставленных задач, готовность брать на себя принятие важных решение и нести за них ответственность; способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; способность налаживать эффективные коммуникации и проявлять инициативу в выстраивании коммуникаций с незнакомыми людьми, вне зависимости от их социального статуса и положения в обществе; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; Способность планировать и координировать свои и чужие действия, одновременно готовность работать по графику и четко выполнять задачи для достижения цели; способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Модель содержит следующие качества личности: креативность, способность к творчеству; организованность; ответственность; проактивность, инициативность; самостоятельность; способность повести за собой людей; способность к непрерывному саморазвитию; способность к риску; способность работать в команде; стрессоустойчивость; толерантность; трудолюбие; уверенность в себе; целеустремленность.
8. Проведено исследование по оценке уровня сформированности компетенций и качеств личности. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что волонтёрское движение играет значительную роль в подготовке конкурентоспособных выпускников. В наибольшей степени формируя следующие общекультурные компетенции: способность к самоорганизации и самообразованию; способность работать в условиях неопределенности, под влиянием внешних раздражителей, управлять собой, своими эмоциями, выдерживать высокие эмоциональные нагрузки, готовность принимать решение в стрессовых ситуациях; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нестандартные пути решения поставленных задач, готовность брать на себя принятие важных решение и нести за них ответственность; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность планировать и координировать свои и чужие действия, одновременно готовность работать по графику и четко выполнять задачи для достижения цели.
Среди качеств личности, формируемых на высоком уровне: способность работать в команде; ответственность; организованность; стрессоустойчивость; проактивность, инициативность.
Результаты исследования позволяют утверждать, что волонтёрское движение обладает значительным потенциалом в подготовке конкурентоспособных специалистов.
9. Проанализирован опыт и модели волонтёрских центров других
ВУЗов. Разработано нормативно-правовое обеспечение деятельности волонтёрского центра: положение о центре, структура центра,
документированная процедура о привлечении волонтёров.
10. Разработана и внедряется обновленная структура волонтёрского центра УрФУ состоящая из: директора центра, его заместителя по внутренним вопросам и заместителя по внешним мероприятиям, администратора, специалиста организационно-методического обеспечения, команды тим-лидеров, фотооператора, коориданатора образовательных программ, тренеров и рекрутеров, команды продвижения.
11. На основе исследования среди экспертов в области волонтёрского движения сформирована образовательная программа формирования общекультурных компетенций волонтёрского движения в ВУЗе. Программа включает в себя мероприятия и проекты, которые формируют компетенции модели конкурентоспособного специалиста, а также компетенции предусмотренные ФГОС.
Программа призвана оптимизировать и сделать более эффективной работу волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста. В основу программы положен принцип формирования у студентов компетенций, необходимых конкурентоспособному специалисту.



1. Певная М. В., Дидковская Я. В. Социальная работа: представление о профессии // Социологические исследования. - 2011. - №7. - с. 92-96.
2. Клепикова А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтёрства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 3. - с. 391-416.
3. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. [Текст]: автореф. дисс. д-р. социол. наук: 22.00.03. - М., 2006. - 30 с.
4. Мерсиянова И. В. Третий сектор: определение, терминология, границы, данные исследований и тенденции развития. - Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 42 с.
5. Певная М. В. Волонтёрство как социологическая проблема // Социологические исследования. - 2013. - №2. - с. 110-119.
6. Шекова Е. Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России // Социологические исследования. - 2002г. - №3. - с. 97-99.
7. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения. Москва: Изд. дом Гос. ун-та - ВШЭ, 2009. - 200 с.
8. Авдеева Н. В., Лукьянов В. А., Михайлова С. Р., Шекова Е. Л. Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Кадровый и образовательный потенциал Санкт-Петербурга в области социального добровольчества / под редакцией В. А. Лукьянова, С. Р. Михайловой. - Санкт-Петербург: ООО «Мульти Проджект Систем Сервис», 2009. - 48 с.
9. Результаты социологического исследования отношения молодёжи к добровольчеству в Выборге // Методическое пособие по созданию и организации работы студенческого добровольческого агентства в учебном заведении: опыт, которым можно воспользоваться. - Санкт- Петербург: ООО «Мульти Проджект Систем Сервис», 2011. - с. 12-21.
10. Исследование «Добровольчество в России: потенциал участия
молодёжи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713 (дата обращения 03.04.2015)
11. Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации. - М.: Фонд «Общественное мнение», 2012. - 280 с.
12. Синеглазова А. Г. Сборник законодательных и нормативно-правовых актов в сфере добровольчества (по состоянию на 1 января 2013 года). - Казань: Издательство «Скрипта», 2012. - 80 с.
13. Колосова Р. П., Красновид (Трохина) А. В. Занятость волонтёров: возможности и ограничения. - М.: Экон. ф-т МГУ имени М.В. Ломоносова; ТЕИС, 2010. - 117 с.
14. Аларичева М. А. Добровольчество в России и Польше. // DVD- диск - электронная книга СПб ОО БО «Невский Ангел» «Всё о добровольчестве». - Санкт-Петербург: ООО «Мульти Проджект Систем Сервис» - 2010.
15. Лисовская Т. А. Концепт volunteering в сознании американцев // Вестник ВГГУ. 2010. Т. 4. № 2. - с. 73-75.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ