1. ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 10
1.1. Теоретические подходы к изучению волонтёрского движения 10
1.2. Динамика развития волонтёрского движения и его нормативно-правовое
обеспечение в России 22
1.3. Современные подходы к определению содержания
«конкурентоспособный специалист» 29
1.4. Динамика развития волонтёрского движения в Свердловской области ... 38
1.5. Динамика развития волонтёрского движения в Уральском федеральном
университете 42
2. РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 54
2.1. Анализ волонтёрских центров ВУЗов России 54
2.2. Результаты исследования влияния волонтёрского движения на
подготовку конкурентоспособного специалиста 63
2.3. Организационно-педагогические условия развития волонтёрского
движения. Модель волонтёрского центра 85
2.4. Программа формирования общекультурных компетенций волонтёрского
движения в ВУЗе 91
Заключение 98
Глоссарий 104
Список использованных источников и литературы 107
Приложение 3 Проект концепции волонтёрской деятельности в Уральском
федеральном университете 143
Приложение 4 Проект положения о волонтёрском центре 153
Приложение 5 Анкета исследования общекультурных компетенций 165
Приложение 6 Результаты распределения участников исследования по
ВУЗам 170
Приложение 7 Проект программы деятельности волонтёрского центра на период с 2015 по 2016гг 172
Приложение 8 Проект образовательной программы подготовки волонтёров 182
АННОТАЦИЯ
На квалификационную выпускную работу: «Потенциал волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста».
В современном информационном пространстве все чаще мы слышим о значимости такого феномена как волонтёрство для развития городов, отдельных регионов, стран и мирового сообщества в целом. Все больше говорят, пишут о тех масштабах, которые охватывают это явление, о той пользе, которую несет данное общественное движение человеческому обществу.
Магистерская диссертация изучает уровень влияния потенциала волонтёрского движения на подготовку конкурентоспособного специалиста. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что потенциал волонтёрского движения оказывает влияние на подготовку конкурентоспособного специалиста путем формирования компетенций и качеств личности. Для подтверждения данной гипотезы было проведено социологическое исследование, проведен анализ динамики развития волонтёрского движения в Свердловской области и Уральском федеральном университете.
В практической части диссертации произведен анализ результатов проведенного исследования, предложены организационная структура волонтёрского центра в Уральском федеральном университете, предложены нормативно-правовые и методические рекомендации для создания системы волонтёрского движения в ВУЗе, представлена программа по формированию общекультурных компетенций участников волонтёрского движения.
В заключении подведены итоги в соответствии с поставленными задачами.
Большинство исследований посвящены изучению стимулов и мотивов добровольческой деятельности с разных точек зрения (экономической, психологической, организационной, социально-демографической,
культурной, институциональной, индивидуальной) и разных уровней (макро , мезо-, микроуровней). Среди авторов исследований - Т. Шлезингер, С. Найджел, А. Джил-Лакруз, К. Марчелло, Ю. Вей, Н. Донти, К. Бернгардт, Д. Байди, Т. Вантилборг, Р. Пеперманс, Г. Хайбректс, Дж. Виллемс, М. Джегерс, Дж. Хофманс, П. К. Дуайер, Дж. Боно, М. Снайдер, О. Нов, Ю. Берсон [100-103].
Среди отечественных авторов необходимо отметить работы Л. А. Кудринской, Н. Г. Бодренковой, Е. Е. Строковой, И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, И. В. Самаркиной, А. Е. Шадрина, П. В. Шевченко и др., представляющие экономический, социологический, социально - психологический, правовой подходы к рассмотрению феномена волонтёрства.
В ряду социологических работ можно отметить разработки Я. В. Дидковской (исследование мотивации социальных работников к участию в добровольческой деятельности), А. А. Клепиковой, Л. А. Кудринской (добровольческий труд), И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, Е. Л. Шековой [1 - 6] (кросс-культурные особенности добровольчества), Л. И. Якобсона (филантропия и добровольчество) [7], а также социологические исследования, проводимые организаторами работы добровольческих центров - В. С. Лукьяновым и С. В. Михайловой [8].
В последние годы добровольчество достаточно масштабно изучалось в рамках всероссийских социологических исследований ВЦИОМ («Добровольчество в России: потенциал участия молодёжи»), [9] ФОМ («Законопроект о добровольчестве: должно ли государство вмешиваться в добровольческую деятельность?» [10], «О волонтёрах: о помогающем поведении и добровольческой деятельности») [11], однако добровольческое движение в Свердловской области не стало объектом их внимания.
Методическое, а также нормативно-правовое сопровождение добро-вольческая деятельность получает благодаря работам Н. В. Авдеевой, С. М. Васильевой, В. С. Лукьянова, С. В. Михайловой [8], А. Г. Синеглазовой [12], в которых показывается социальная значимость добровольчества, а также актуальность взаимодействия государственного и общественного секторов в развитии добровольческих движений.
Вопросы социально-экономической значимости добровольческого труда, добровольческой занятости рассматриваются в работах Р. П. Колосовой [13], Л. А. Кудринской [3]. Кросс-культурные особенности участия населения в добровольческой деятельности анализировались в трудах М. А. Аларичевой, Т. А. Лисовской, И. А. Медведевым [14 - 16]. Менеджмент добровольческой деятельности и вопросы координации работы добровольцев в некоммерческой организации становятся предметом рассмотрения в трудах К. Бидермана, П. Джордана [17 - 18]. Последнее десятилетие ознаменовано появлением трудов специалистов социальной сферы, работы которых посвящены проблемам социального добровольчества в России. Взаимосвязь добровольческого движения и социальной сферы, социальной работы, социально-помогающей деятельности отражена в трудах И. Ф. Албеговой, Н. А. Антиповой, Е. Н. Глубоковой, А. А. Клепиковой,
А. Н. Кошелевой [19 - 20].
Объектом работ А. Э. Алейниковой, О. Р. Галиевой [21] становится рассмотрение волонтёрских лагерей; прикладные аспекты организации волонтёрских социальных служб отражены у Р. Р. Латыпова [22]; технологии работы с добровольцами представлены в трудах А. Б. Бархаева, А. Г. Вангаева, П. В. Васильевой, В. Ю. Ермолаева, К. А. Спиридоновой, А. М. Цурикова [23 - 25]. Институционализация добровольческих движений в России становится предметом научного интереса Н. А. Антиповой, Л. А. Кудринской, В. А. Лукьянова [26 - 28]. Определённый вклад в развитие в России философии добровольчества, в изучение его ценностного содержания внесли специалисты «третьего» (некоммерческого) сектора: А. С. Автономов, Г. П. Бодренкова, В. А. Лукьянов, В. В. Митрофаненко и др. [29 - 32], в изучении корпоративного волонтёрства - Т. Я. Бачинская,
A. В. Трохина [33].
Добровольческому движению посвящено небольшое количество диссертационных работ: В. Р. Каримова (вопросы вовлечения студентов педагогических вузов в добровольческое движение), Л. П. Конвисаревой (волонтёрское движение как детерминанта развития активности молодёжи), Т. В. Мамонтовой (историко-ретроспективный анализ молодёжных общественных объединений), Г. В. Олениной (оптимизация добровольческой деятельности в сфере досуга молодёжи), Л. Е. Сикорской (социализация студенческой молодёжи посредством участия в добровольческой деятельности), Л. А. Шибанковой (рассмотрение добровольческого движения в качестве формы включения школьников в социально-педагогическую деятельность) [34 - 39].
Технологии организации добровольческой деятельности рассматриваются как представителями органов государственной власти (М. П. Комова, Б. И. Дроботов, О. М. Казакова, Н. В. Лобжанидзе,
B. П. Селин) [40], так и представителями некоммерческих организаций, работающими в области организации добровольческих движений (И. Г. Абрамян, О. П. Анисимова, В. В. Митрофаненко, И. А. Скиперский,
C. А. Р. Фарах-манд, С. Ш. Шакирова) [41 - 42]. Эмпирические исследования социально-педагогического потенциала добровольчества как основы добровольческих движений представлены в рамках работ О. П. Анисимовой, Л. С. Кирилловой [43 - 44].
Проблема исследования заключается в недостаточном уровне изученности влияния потенциала волонтёрского движения на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Цель исследования - изучить влияние потенциала волонтёрского движения на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Объект исследования - волонтёрское движение.
Предмет исследования - потенциал волонтёрского движения в подготовке современных специалистов.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что потенциал волонтёрского движения оказывает влияние на подготовку конкурентоспособного специалиста путем формирования компетенций и качеств личности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению
волонтёрского движения, определению содержания уровня
сформированности общекультурных компетенций и навыков, динамики развития, передового опыта организации волонтёрского движения в РФ.
2. Провести исследование по определению составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
3. Провести исследование по оценке влияния волонтёрского движения на уровень формирования общекультурных компетенций и качеств личности у участников движения.
4. Разработать, с учетом проведенных исследований, организационно-педагогические условия развития волонтёрского движения в ВУЗе.
5. Разработать программу, научно-методические и практические рекомендации формирования общекультурных компетенций участников волонтёрского движения.
Практическая значимость исследования:
1. На основе исследований сформирована модель
конкурентоспособного специалиста, востребованного на современном рынке труда.
Раскрыт потенциал волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста.
3. Разработаны нормативные документы для развития
волонтёрского движения в ВУЗе.
4. Разработаны научно-методические и практические рекомендации формирования общекультурных компетенций участников волонтёрского движения.
5. Получили дальнейшее развитие организационно-педагогические условия развития системы волонтёрского движения в ВУЗе
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью используемых подходов, комплексной методикой исследования, репрезентативностью выборок, а также сопоставлением полученных результатов с аналогичными исследованиями, проведенными ранее в УрФУ.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы, включающего 103 источника, 8 приложений. Основной текст магистерской диссертации изложен на 118 страницах.
Результаты проведенного исследования были представлены на секции «Управление человеческим капиталом в информационном обществе: возможности и риска», состоявшейся в рамках международной научно-практической конференции «Региональное развитие: стратегии и
человеческий капитал» в 2014 году и второй Международной молодежной научной конференции: «ФТИ. Технологии. Инновации. ФТИ -2015».
Результаты работы получили положительную оценку научной и педагогической общественности. К печати готовиться итоговый материал для публикации в издании Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина».
На основе проделанной теоретико-эмпирической работы нами был изучен потенциал волонтёрского движения, проведен ряд исследований, подтверждающих гипотезу исследования. Итоги работы кратко можно сформулировать следующим образом:
1. Анализ теоретических подходов к изучению волонтёрского движения и его потенциала позволил сделать ряд выводов:
- Волонтёрское движение следует рассматривать как составляющую часть государственной молодежной политики, студенческого самоуправления и воспитательной среды ВУЗов оказывающую значительное влияние на формирование качеств личности и компетенций, у студентов участвующих в волонтёрском движении, в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов;
- Потенциал волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе деятельности, обеспечивающий формирование и развитие у студента набора личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающего высоким уровнем конкурентоспособности.
2. Изучение динамики развития волонтёрского движения позволяет утверждать, что после 90-х годов движение начинает возрождаться и имеет тенденцию к увеличению общего числа участников. Руководство страны признает волонтёрскую деятельность как эффективную форму трудового и гражданского воспитания студенческой молодежи, развития его общественной активности и приступало к формированию курса на создание системы поддержки волонтёрского движения.
3. Анализ современных подходов к определению содержания понятия «конкурентоспособный специалист» показал востребованность изучения данной темы широким кругом авторов. На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ и центром воспитательной работы УрФУ, определен исходный набор компетенций для определения составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
4. Изучение динамики развития волонтёрского движения в Свердловской области позволяет утверждать, что оно имеет серьезную государственную поддержку. Число участников волонтёрского движения ежегодно увеличивается. Появляются волонтёрские центры различного профиля.
5. Изучение динамики развития волонтёрского движения в Уральском федеральном университете позволяет утверждать, что за последние несколько лет приняты организационные и методические меры для привлечения в волонтёрское движение все большего количество студентов и учеников 10-11 классов общеобразовательных учреждения. Развивается мотивационная и образовательная программа для волонтёров.
6. Анализ волонтёрских центров ВУЗов России показал осознание участниками и руководством университетов важность и значимость проектной волонтёрской деятельности в различных сферах и направлениях. На наш взгляд, представленные волонтёрские центры имеют большой потенциал для развития. Наиболее приемлемой организационной формой для волонтёрского центра УрФУ стало структутрное подраздление, взаимодействующее с РОО «Волонтёрский центр Свердловской области».
7. На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ и центром воспитательной работы УрФУ по определению компетенций, содержащихся в ФГОС реализуемых Университетом, опроса работодателей на предмет определения компетенций, востребованных на современном рынке труда, сформирована модель конкурентоспособного выпускника, включающая 16 компетенций и 14 качеств личности.
В модель вошли такие компетенции, как: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; способность работать в условиях неопределенности, под влиянием внешних раздражителей, управлять собой, своими эмоциями, выдерживать высокие эмоциональные нагрузки, готовность принимать решение в стрессовых ситуациях; способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность поддерживать и развивать ценности, принципы и традиции Альма-матер; способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии в глобальном пространстве, владению высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии в глобальном пространстве, владению высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность быть лидером, «заразить» других людей идеей и повести их за собой к общей цели; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нестандартные пути решения поставленных задач, готовность брать на себя принятие важных решение и нести за них ответственность; способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; способность налаживать эффективные коммуникации и проявлять инициативу в выстраивании коммуникаций с незнакомыми людьми, вне зависимости от их социального статуса и положения в обществе; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; Способность планировать и координировать свои и чужие действия, одновременно готовность работать по графику и четко выполнять задачи для достижения цели; способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Модель содержит следующие качества личности: креативность, способность к творчеству; организованность; ответственность; проактивность, инициативность; самостоятельность; способность повести за собой людей; способность к непрерывному саморазвитию; способность к риску; способность работать в команде; стрессоустойчивость; толерантность; трудолюбие; уверенность в себе; целеустремленность.
8. Проведено исследование по оценке уровня сформированности компетенций и качеств личности. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что волонтёрское движение играет значительную роль в подготовке конкурентоспособных выпускников. В наибольшей степени формируя следующие общекультурные компетенции: способность к самоорганизации и самообразованию; способность работать в условиях неопределенности, под влиянием внешних раздражителей, управлять собой, своими эмоциями, выдерживать высокие эмоциональные нагрузки, готовность принимать решение в стрессовых ситуациях; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нестандартные пути решения поставленных задач, готовность брать на себя принятие важных решение и нести за них ответственность; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность планировать и координировать свои и чужие действия, одновременно готовность работать по графику и четко выполнять задачи для достижения цели.
Среди качеств личности, формируемых на высоком уровне: способность работать в команде; ответственность; организованность; стрессоустойчивость; проактивность, инициативность.
Результаты исследования позволяют утверждать, что волонтёрское движение обладает значительным потенциалом в подготовке конкурентоспособных специалистов.
9. Проанализирован опыт и модели волонтёрских центров других
ВУЗов. Разработано нормативно-правовое обеспечение деятельности волонтёрского центра: положение о центре, структура центра,
документированная процедура о привлечении волонтёров.
10. Разработана и внедряется обновленная структура волонтёрского центра УрФУ состоящая из: директора центра, его заместителя по внутренним вопросам и заместителя по внешним мероприятиям, администратора, специалиста организационно-методического обеспечения, команды тим-лидеров, фотооператора, коориданатора образовательных программ, тренеров и рекрутеров, команды продвижения.
11. На основе исследования среди экспертов в области волонтёрского движения сформирована образовательная программа формирования общекультурных компетенций волонтёрского движения в ВУЗе. Программа включает в себя мероприятия и проекты, которые формируют компетенции модели конкурентоспособного специалиста, а также компетенции предусмотренные ФГОС.
Программа призвана оптимизировать и сделать более эффективной работу волонтёрского движения в подготовке конкурентоспособного специалиста. В основу программы положен принцип формирования у студентов компетенций, необходимых конкурентоспособному специалисту.
1. Певная М. В., Дидковская Я. В. Социальная работа: представление о профессии // Социологические исследования. - 2011. - №7. - с. 92-96.
2. Клепикова А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтёрства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 3. - с. 391-416.
3. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. [Текст]: автореф. дисс. д-р. социол. наук: 22.00.03. - М., 2006. - 30 с.
4. Мерсиянова И. В. Третий сектор: определение, терминология, границы, данные исследований и тенденции развития. - Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 42 с.
5. Певная М. В. Волонтёрство как социологическая проблема // Социологические исследования. - 2013. - №2. - с. 110-119.
6. Шекова Е. Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России // Социологические исследования. - 2002г. - №3. - с. 97-99.
7. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения. Москва: Изд. дом Гос. ун-та - ВШЭ, 2009. - 200 с.
8. Авдеева Н. В., Лукьянов В. А., Михайлова С. Р., Шекова Е. Л. Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Кадровый и образовательный потенциал Санкт-Петербурга в области социального добровольчества / под редакцией В. А. Лукьянова, С. Р. Михайловой. - Санкт-Петербург: ООО «Мульти Проджект Систем Сервис», 2009. - 48 с.
9. Результаты социологического исследования отношения молодёжи к добровольчеству в Выборге // Методическое пособие по созданию и организации работы студенческого добровольческого агентства в учебном заведении: опыт, которым можно воспользоваться. - Санкт- Петербург: ООО «Мульти Проджект Систем Сервис», 2011. - с. 12-21.
10. Исследование «Добровольчество в России: потенциал участия
молодёжи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713 (дата обращения 03.04.2015)
11. Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации. - М.: Фонд «Общественное мнение», 2012. - 280 с.
12. Синеглазова А. Г. Сборник законодательных и нормативно-правовых актов в сфере добровольчества (по состоянию на 1 января 2013 года). - Казань: Издательство «Скрипта», 2012. - 80 с.
13. Колосова Р. П., Красновид (Трохина) А. В. Занятость волонтёров: возможности и ограничения. - М.: Экон. ф-т МГУ имени М.В. Ломоносова; ТЕИС, 2010. - 117 с.
14. Аларичева М. А. Добровольчество в России и Польше. // DVD- диск - электронная книга СПб ОО БО «Невский Ангел» «Всё о добровольчестве». - Санкт-Петербург: ООО «Мульти Проджект Систем Сервис» - 2010.
15. Лисовская Т. А. Концепт volunteering в сознании американцев // Вестник ВГГУ. 2010. Т. 4. № 2. - с. 73-75.
...