ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ 7 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В МБОУ ООШ № 13 АГО
1.1. Характеристика деятельности МБОУ ООШ № 13 АГО 7
1.2. Анализ системы управления персоналом в МБОУ ООШ № 13 16
АГО
1.3. Анализ мотивации трудовой деятельности персонала в МБОУ ООШ 36
№ 13 АГО
Выводы по главе 1 60
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 64 СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В МБОУ ООШ № 13 АГО
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации 64
трудовой деятельности
2.2. Нормативно - правовое обеспечение мероприятий по 75
совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности
2.3. Обоснование социально-экономической эффективности 80
предложенных мероприятий
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ГЛОССАРИЙ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает мотивациютрудовой деятельности персонала особенно актуальным.
При признании определяющей роли мотивационного механизма следует учитывать, что современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и политических условий.
Мотивация трудовой деятельности персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Каждый работодатель самостоятельно определяет методы, которые побуждают весь коллектив к активной деятельности с целью удовлетворения собственных потребностей и для достижения общей поставленной задачи. Мотивированный сотрудник получает удовольствие от работы, к которой привязан душой и телом, и испытывает радость. Насильственным образом этого достичь нельзя. Признание достижений и поощрение работников - непростой процесс, требующий учета количества и качества труда, и все обстоятельства возникновения и развития мотивов поведения. Поэтому для руководителя крайне важно выбрать правильную систему мотивации в отношении подчинённых.
Сотрудники должны работать так, как будто они добровольно выполняют важную для них общественную работу (то есть не по необходимости, а из интереса). А для этого необходимо совершенствовать систему мотивации на каждом этапе развития организации.
Большой вклад в развитие науки об управлении персоналом внесли работы Н.Г. Абрамовой, В.В. Виханского, Г.И.Петрова, Б.М. Генкина. Работы этих авторов посвящены определению понятия управления, как с общетеоретических так и с практических аспектов. В них анализируется понятийный аппарат, применяемый при описании процесса управления. Определяются основные закономерности процесса управления. В своих работах оно определили мотивацию как ведущий фактор активности человека. Рассматривая потребности человека, они определили мотив как внутреннее побуждение человека к действию, связанному с удовлетворением потребностей.
В работах Е.В. Маслова, ИП. Белецкого, В.Ю. Дергунова рассматриваются теоретические, методологические и практические вопросы управления процессом формирования, развития и использования потенциала работника и коллектива предприятия. Так же широко освещаются вопросы кадрового планирования и пути перестройки кадровых служб в условиях рынка. Рассматриваются проблемы мотивации, отбора персонала, особенности кадрового менеджмента.
Объект исследования: мотивация трудовой деятельности персонала в организации.
Предмет исследования:совершенствование системы мотивации трудовой деятельности персонала вМуниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 13» Асбестовского городского округа (далеев МБОУ ООШ № 13 АГО).
Цель исследования: разработать мероприятияпо
совершенствованиюсистемы мотивации трудовой деятельности персонала в МБОУ ООШ № 13 АГО.
Задачи:
1. Проанализировать научные источники по проблеме мотивации трудовой деятельности персонала в организации.
2. Анализ системы управления в МБОУ ООШ № 13 АГО.
3. Анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала.
4. Разработать мероприятия по совершенствования системы мотивации трудовой деятельности персонала в МБОУ ООШ № 13 АГО.
5. Определить социально-экономическую эффективность мероприятий по совершенствования системы мотивации трудовой деятельности персонала в МБОУ ООШ № 13» АГО.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, сравнение, классификация информации по теме мотивации трудовой деятельности;
- практические: анализ документов организации, анкетирование, математические методы.
База исследования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 13» Асбестовского городского округа.
Особенностью управления персоналом в данное время развития экономики России является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Всё это требует совершенствования системы мотивации трудовой деятельности в организации.
Работая над выбранной темой, мы пришли к следующим выводам:
Мотивация- процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации теории управления,
Мотивациярассматривается как процесс формирования у работников стимулов к деятельности для достижения личных целей или целей предприятия. Главные рычаги мотивации - потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Стимулирование трудовой деятельности - это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации.
Виды мотивации персонала: прямая, косвенная, социальная, психологическая, трудовая, карьерная, гендерная, образовательная.
Уровни мотивации: индивидуальная, командная и организационная мотивация.
Основные методы мотивирования эффективного трудового поведения: материальное поощрение, организационные методы, морально-психологические. Перед тем как применять их на практике, необходимо подумать, какие методы стимулирования подойдут именно для организации.
Оптимальный путь стимулирования - это сочетание методов, когда материальное стимулирование происходит на базе прочной корпоративной культуры.
Совершенствуя систему мотивации персонала, следует учитывать, что она должна опираться на стратегию компании, быть понятной для сотрудников, объективной и прозрачной. Направленность системы мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления, а стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации.Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики позволит усовершенствовать систему мотивации.При совершенствовании системы мотивации надо учитывать структуру системы мотивации труда. Это:индивидный аспект, субъектный аспект и личностный аспект.
Мы провели анализ документов МБОУ ООШ № 13 АГО по мотивации персонала. Было отмечено недостаточное применение социально¬психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Группы профессионального общениякомплектуются без учета психологической совместимости. Нематериальные стимулы мотивации сотрудников применяются не в полном объеме. Корпоративная культура развита на недостаточном уровне, так как имеет ряд отрицательных моментов: не все сотрудники МБОУ ООШ № 13 АГО имеют четкое представление о миссии, целях и стратегии. Не все ознакомлены с правилами поведения в МБОУ ООШ № 13 АГО. Присутствует недостаточная удовлетворенность сотрудников школы МБОУ ООШ № 13 АГО микроклиматом в коллективе. Нет традиций.
Нет наставников у молодых специалистов, что приводит к тяжёлой адаптации.
На основе вышеперечисленных выводов была составлена программа мероприятий по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности сотрудниковМБОУ ООШ № 13 АГО, которая была доведена до администрации.
Проанализировав существующую систему мотивации вМБОУ ООШ № 13 АГО, и выявив проблемные места, мы получили подтверждение тому, что отсутствие или недостаточное применение средств нематериального стимулирования приводит к проявлениям негативных тенденций в поведении сотрудников МБОУ ООШ № 13 АГО - низкой активности, снижению энтузиазма в работе, увольнениям по собственному желанию, минимизации усилий.
Мы пришли к выводу о том, что для совершенствования системы мотивации трудовой деятельности персонала в организации совокупность средств материального стимулирования необходимо дополнять нематериальным стимулированием, нашла свое подтверждение.
1. Абрамова, Н.Г. Персонал-технологии менеджмента[Текст] /Н.Г.Абрамова. — М: Знание, 2006. — 490 с.
2. Аверченко, Л.К. Психология и стратегия управления персоналом [Текст]/Л.К.Аверченко. Москва-Новосибирск, 2007. — 561 с.
3. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст]/В.В.Адамчук, О.Б.Ромашов, М.Е.Сорокина. — М.: Ново-Пресс, 2009. — 720 с.
4. Алехина, О.Н. Служба персонала [Текст]/О.Н. Алехина, А.П. Павлуцкий //Управление персоналом. — 2006. — №11.
— C. 56-59.
5. Алехина, О.Е. Стимулирование развития работников организации [Текст]/ О.Е. Алехина // Управление персоналом. - 2002. - № 1.
- С. 50-52.
6. Андреев, С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям [Текст] /С.В. Андреев. — М.: ЭКО-Пресс, 2007. — 320 с.
7. Аширова, Д.А. Управление персоналом [Текст]/Д.А.Аширова.
— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 432 с.
8. Белецкий, И.П. Кадровый потенциал организатора производства [Текст]/И.П.Белецкий. — Мн.: Новое знание, 2007. — 392 с.
9. Блинов, А. Мотивация персонала корпоративных структур[Текст] / А. Блинов // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.
10. Большаков, А.С.Экспресс-курс по созданию и организации
деятельности фирмы [Текст]/ А.С. Большаков, А.А. Радин- СПб.: Питер, 2000. - 496 с.
11. Борисова, Е.А. Оценка и аттестация персонала [Текст] / Е.А. Борисова.
- СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
12. Бреслав, Л.С. Кадровый потенциал и пути его повышения[Текст]/ Л.С. Бреслав, Б.К. Лисовик, И.Н. Ломова //Человек и труд. — 2008. — №4. — С.19-21.
13. Бурмистров, А.К. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными?[Текст]/ А.К. Бурмистров// Управление персоналом.- 2002.- № 7. - С. 48-49.
14. Васильев, Ю.П. Управление персоналом производства: Опыт США [Текст]/Ю.П.Васильев. — М.: Экономика, 2008. — 203 с.
15. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала[Текст]/
В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 1998.- С.78 - 83.
16. Веснин, В.Р. Основы менеджмента[Текст]/ В.Р. Веснин. - М.: Триада- ЛТД, 1996. - 384 с.
17. Вейл, П. Искусство менеджмента [Текст]/П.Вейл. — М.: Вадим-Пресс, 2009. — 575 с.
18. Визюкова, И.В. Кадры. Подбор и оценка [Текст]/И.В.Визюкова. — М.: Свет, 2007. 398 с.
19. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]/О.С.Виханский, А.И.Наумов. — М.: БЕК, 2007. — 390 с.
20. Виханский, О.С. Стратегическое управление[Текст]/ О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.
21. Волкова, Н.В. Кадровая политика для закрепления на предприятии молодых специалистов (на примере выпускников экономических специальностей высших учебных заведений) // Дис. ... канд. эконом. наук : 06.08.00. - Бийск, 2005. - 169 с.
22. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]/Б.М.Генкин. — М.: Дело, 2008.- 311 с.
23. Герчикова, И.И. Менеджмент [Текст]: учебник/ И.И. Герчикова . - М.: Банки и биржи, Юнити, 1995. - 521 с.
24. Глухов, В.В. Основы менеджмента[Текст]: учебник для вузов [Текст]/ В.В. Глухов. - С. Петербург: «Спец.литература», 1995.
25. Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия[Текст]/ Р.Д. Гутгарц// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №5.- 89с.
26. Гущина, И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда[Текст]/ И. Гущина// Общество и экономика.- 2000.- № 1. - С. 169¬174.
27. Дергунов, В.Ю. Развитие системы управления персоналом организации [Текст]/В. Ю. Дергунов //Бизнес. — 2006. — №10. — C.24-25.
28. Добролюбов, Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала[Текст]/ Е.А. Добролюбов// Банковские технологии.- 2002.- № 3. - С. 41-44.
29. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ.[Текст] / П.Ф. Друкер. - М.: Вильямс, 2000. - 272 с.
30. Дряхлов, Н.И. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе[Текст]/ Н.И. Дряхлов, Е.А. Куприянов// СОЦИС: Социологические исследования.- 2002.- № 12. - С. 87-92.
31. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст]/В.А. Дятлов, А.Л. Кибанов. — М.: Олбис, 2008. — 467 с.
32. Железцов, А.С. Маркетинг персонала. Оценка трудовой деятельности [Текст] / А.С. Железцов // Маркетинг. - 2002. - №2. - С. 53-64.
33. Иванов, В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание[Текст]/ В.Ю. Иванов// Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 5.- 45с.
34. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы[Текст]: учеб. пособие для вузов/ Е.П. Ильин. - СПб. и др.: Питер, 2000.- 508 с.
35. Кацай, М. Разрабатываем систему управления мотивацией персоналом [Текст]/М.Кацай //Управление персоналом. — 2007. — №21. — С.40-43.
36. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом[Текст]/ Е.И. Комаров// Управление персоналом.- 2002.- № 1. - С. 38-41.
37. Кузнецов, К.С. Мотивация персонала и стратегии фирмы [Текст]/ К.С. Кузнецов. — СПб.: Питер, 2008. — 482 с.
38. Кулинцев, И.М. Экономика и социология труда [Текст]/
И.М.Кулинцев. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 782 с.
39. Мазманова, Б.Г. Управление оплатой труда [Текст]/Б.Г.Мазманова. — М.: Деловая книга, 2008. — 568 с.
40. Маренков, Н.А. Управление персоналом организаций[Текст]: учеб . пос. для студ. высш. уч. завед. /Н.А.Маренков, Н.Н.Косаренко. — М.: Академ. Проект, Трикста, 2007. — 464 с.
41. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия[Текст]: учебное пособие /Под ред. П.В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 312 с.
42. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности[Текст]/ Н. Махорт// Управление персоналом.- 2002.- № 7.
43. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст]/Е.Б.Моргунов. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2006. — 264 с.
44. Мескон, М.Х. Основы менеджмента[Текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.:Дело, 1999. - 472 с.
45. Миляева, Л.Г. Оценка персонала и усиление стимулирующей функции оплаты труда[Текст]/ Л.Г.Миляева, Н.П. Подольная // Ползуновский альманах. - 2001. - №1-2. - С.173 - 180.
46. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции[Текст]: учеб. для студентов высш. уч. заведений /В.В.Музыченко. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 528 с.
47.Омаров, А.М. Управление и человек [Текст]/А.М.Омаров. — М.: Экономика, 2007. 515 с.
48. Петров Г.И. Политика доходов и заработной платы [Текст] / Г.И. Петров. - М.: Юнити-ДАНА, 2006. — 217 с.
49. Промыслов Б.Г. Стимулирование труда и тарифная система[Текст]/Б.Г. Промыслов, С. Ю. Дроздова // Человек и труд. - 2004. - №2. - С.77-79.
50. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст] / В.П. Пугачёв. — М.: Аспект Пресс, 2008. - 278 с.
51. Согдан, Ю.П. Экономика труда [Текст]/Ю.П.Согдан, Р.А.Яковлев. М.: Экономика, 2007. — 475 с.
52. Старобинский, Э.И. Как управлять персоналом [Текст]
/Э.И. Старобинский. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008.
— 368 с.
53. Темницкий, А.Л. Мотивация труда наемных работников[Текст] / А.Л. Темницкий // Экономический субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / под ред Р.М. Нуреева. - М.: МОНФ. - С. 343-351.
54. Управление персоналом организации [Текст]/под ред. А.Я. Кибанова.
— М.: ИНФРА-М, 2008. — 512 с.
55. Управление персоналом[Текст]: учеб. пособ. для студ. вузов /под ред. проф. П.Э.Шлендера. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 320 с.
56. Управление персоналом [Текст]/Под ред. проф. Ю.М.Легкова.
— М.: ЭКО-пресс, 2008. — 683 с.
57. Управление персоналом организации. Практикум[Текст]: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 296 с.
58. Удальцова М.В. Теории мотивации[Текст]: учеб. пособие/
М.В. Удальцова. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. - 56с.
59. Цветаев, В.М. Управление персоналом[Текст]/ В.М. Цветаев. - СПб: Питер, 2002 - 563 с.
60. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент[Текст]: учебник/ Р.А. Фатхутдинов. — М.: Дело, 2007. — 448 с.
61. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / пер. с англ. [Текст] / Г. Форд.- М.: Харвест, 2003. - 448 с.
62.Экономика труда [Текст]: учеб. пос. /Под ред. Н.С. Новоселова.
— М.: Бизнес-пресс, 2009.- С. 343-351.