ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1.ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИП ХОМУТИННИКОВ А.Н 6
1.1. Характеристика деятельности ИП Хомутинников А.Н 6
1.2. Анализ системы управления персоналом в ИП Хомутинников А.Н 10
1.3. Оценка действующей системы обучения персонала
ИП Хомутинников А.Н 30
Вывод по 1 главе 37
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
ИП ХОМУТИННИКОВ А.Н 39
2.1. Разработка мероприятий по организации системы обучения
персонала ИП Хомутинников А.Н 39
2.2. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по организации
системы обучения персонала 48
2.3. Социально-экономическая эффективность от внедрения мероприятий
по организации системы обучения персонала ИП Хомутинников А.Н 55
Вывод по 2 главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ГЛОССАРИЙ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность: Современные условия рыночной экономики выдвигают принципиально новые требования к персоналу, организации и содержанию их обучения. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений. В настоящее время встают вопросы: как в этих условиях организовать обучение, по каким профессиям вести подготовку и переподготовку, каким должно быть учебно¬методическое обеспечение, где найти источники финансирования, какова роль государства в поддержке обучения и его регулировании. Необходимость решения этих вопросов ощущается все острее и предприятиями и службами занятости.
Вопросам организации развития и системы обучения персонала посвящены труды таких известных авторов как Аширова Д. А., Батышева С. Я., Бизюковой И. В., Веснина В. Р., Горелова Н. А., Горемыкина В. А., Перачева В. В., Сидорова В. А., Сенченко И. Т., Степашкова В. А., Травина В. В., Щетина В. П.
Тема «Организация системы обучения персонала торговой организации» актуальна для организации ИП Хомутинников А.Н., так как обучение персонала практически не ведется, отсутствует современная система организации обучения торгового персонала, что влечет за собой возникновение серьезных проблем, сказывающихся на функционировании всей организации.
Проблема исследования заключается в том, что в современных рыночных отношениях нарождается новое значение сферы образования и подготовки кадров. В широком плане она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических и научно-технических преобразований. В личностном плане профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристиками того или иного человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.
Цель изучить систему обучение персонала в торговой организации на примере ИП Хомутинников А.Н и предложить мероприятия по системе обучения персонала в организации.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по вопросам системы обучения персонала.
2. Провести анализ системы управления персоналом в организации.
3. Проанализировать систему обучения персонала в организации
4. Разработать мероприятия по организации системы обучения персонала ИП Хомутинников А.Н., опираясь на изученный материал и анализ системы управления персоналом организации.
5. Определить нормативно-правовое обеспечение мероприятий по организации системы обучения персонала и рассчитать их социально-экономическую эффективность.
Объект-обучение персонала
Предмет-система обучения персонала торговой организации
Методы исследования:
- теоретические: сравнительный анализ, синтез, системный анализ;
- практические: наблюдение, анкетирование, анализ документов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.
Изучена литература по вопросу обучения персонала. Таких известных авторов как Аширова Д. А., Батышева С. Я., Бизюковой И. В., Веснина В.Р., Горелова Н. А., Горемыкина В. А., Перачева В. В., Сидорова В. А., Сенченко И. Т., Степашкова В. А., Травина В. В., Щетина В. П. Обучение — основной путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т. д
В системе обучения персонала магазина “ТехноАктив” является то, что в организации существует формально-технический подход к работе, отсутствует работник кадровой службы, следовательно некому отвечать за организацию процесса обучения, выделить приоритеты в его содержании и направлении. Кроме этого не разработана методика объективной оценки эффективности обучения, которая строилась бы на анализе качественных изменений и улучшений в работе обученного персонала.
Проанализировав систему обучение персонала в организации обучение осуществляется по следующим направлениям:
- повышение квалификации сотрудника в рамках его прежней профессиональной специализации. Данную форму обучения организация использует при появлении новых технологий в работе. Была повышена квалификация в рамках прежней профессиональной специализации;
- повышение профессиональной квалификации сотрудника путем освоения им знаний и практических навыков работы в смежных с его базовой специализацией областях деятельности. В 2016 году повысили квалификацию в рамках работы в смежных специализациях - 5 чел.
Для организации системы обучения персонала ИП Хомутинников А.Н. предлагаем следующие мероприятия:
- в организации существует формально-технический подход к работе: отсутствует работник кадровой службы, следовательно, некому отвечать за организацию процесса обучения, выделить приоритеты в его содержании и направлении;
- процесс обучения персонала в организации носит ситуативный и несистематизированный характер, что не может быть гарантом стабильного профессионального роста для молодого поколения сотрудников
- Не разработана методика объективной оценки эффективности обучения
Неoбхoдимo пpизнать, что еиетема управления пеpcoналoм в организации находится в состоянии формирования. Многие кадровые процедуры не проводятся. Отсутствует специалист по кадровой работе, а, следовательно, в работе не прослеживается стратегическое видение развития системы управления кадрами.
Полностью отсутствуют такие этапы работы с персоналом как аттестация, оценка трудовой деятельности, управление карьерой сотрудников, работа с кадровым резервом, программа повышения квалификации сотрудников. Отсутствие такого вида деятельности как система оценивание персонала может напрямую повлиять на оценку правильности организации труда и расстановки кадров.
Одной из основных проблем в кадровой работе организации является отбор и последующий прием на работу новых сотрудников. На сегодняшний день в организации не наблюдается использования современных методов отбора и найма персонала.
Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс обучения персонала, состоит только из двух документов, закрепляющих перечень документов, требуемых для сопровождения процесса обучения кадров.
1 Адова И.Б. Обеспечение эффективности обучения персонала в процессе внедрения систем качества в организации // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. №5. С. 103-107.
2 Анисимова И. Аудит эффективности использования трудовых ресурсов // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - 3. - С. 14-19.
3 Архангородская Н.А. Подготовка и переподготовка кадров: новые методы и формы // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. - 2011. - №5. - С. 6-9.
4 Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учебник. - Мн.: Современная школа, 2013. - 412 с.
5 Веснин В.Р. Управление персоналом. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 688 с.
6 Вотякова И.В., Брендаков В.Н. Оценка эффективности инвестиций в кадровый потенциал при формировании стратегии инновационного развития кадрового потенциала организации // Управление персоналом. - 2014. - №16. - С. 46-47.
7 Гавриков Ф.К. Организация и планирование обучения. Изучение уставов. Выпуск 1. - М.: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, 2014. - 216 с.
8 Глухов В.В. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2012. - 608 с.
9 Городнова А.А. Особенности изучения потребностей в обучении на предприятии // Проблемы развития информационного общества и социально-инновационного благополучия современной России: Всерос. науч.- практ. конф. (2011 г.; Волгоград). - Волгоград: Центр прикладных научных исследований, 2011. С. 24-35.
10 ГОСТ Р ИСО 10015-2007 “Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению” // [Электронный ресурс] http:/docs.ru/document/1200062244
11 Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
12 Желнина Е.В. Профессиональная подготовка персонала современной крупной организации // Кадровик. Кадровый менеджмент. -
2010. - №3. - С. 22-26.
13 Желнина Е.В. Социально-экономические проблемы развития общества влияние экономического кризиса на профессиональную подготовку персонала крупной промышленной компании // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - №3. - С. 110-114.
14 Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом. - М.: ИД «ФОРУМ», 2014. - 336 с.
15 Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 236 с.
16 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 447 с.
17 Колесникова К. Как создать эффективную систему корпоративного обучения // [Электронный ресурс]: www.hrm.ru/kak-sozdat- ehffektivnuju-sistemu-korporativnogo-obuchenija
18 Колосова Р.П. Экономика персонала. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 896 с.
19 Колпаков В.М. Управление развитием персонала: учеб. пособие для студентов вузов. - К.: МАУП, 2012. - 531 с.
20 Коргова М.А. Кадровый менеджмент: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 456 с.
21 Кузьмина Ю.А. Особенности развития персонала в исследовательском университете // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. 2010. №2 (12). С. 41-44.
22 Кязимов К.Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала. - М.: МИК, 2015. - 240 с.
23 Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: Омега-Л, 2011. - 264 с.
24 Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации. - М.: Гуманитарный центр, 2015. - 176 c.
25 Митрофанова Е.А. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование / Е.А. Митрофанова, В.М. Свистунов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 802 c.
26 Митрофанова Е.А. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала. Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова, В.М. Свистунов, Е.А. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 503 c.
27 Непогода А.П. Делопроизводство организации. Подготовка, оформление и ведение документации / А.П. Непогода, П.А. Семченко. - М.: Омега-Л, 2014. - 480 c.
28 Обучение персонала организаций: учеб.пособие / Под ред. А.Л. Слободского. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 124 с.
29 Осипова Е. Оценка персонала мотивирует к работе // Образование и бизнес. - 2010. - №16. - С. 3.
30 Петров А.И. Повышение квалификации работников // Кадровик. Трудовое право для кадровиков. - 2010. - №7. - С. 25-27.
31 Петрова В. Оптимизировать работу с персоналом - значит повысить производительность труда // Кадровик. Кадровый менеджмент. -
2010. - №9. - С. 52-61.
32 Пименов А. Виды и методы обучения сотрудников: выбираем оптимальный // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. -
2011. - №11. - С. 66-72.
33 Примерные тексты локальных нормативных актов, содержащих описание системы обучения персонала организации. Раздел «Обучение. Образцы документов по обучению персонала» // [Электронный ресурс]: http://www.hr-portal.ru/
34 Раздорожный А.А. Управление организацией. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 637 с.
35 Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга / Кобзева В., Баранова Г. - М.: Добрая книга, 2010. - 239 с.
36 Семенихин В.В. Кадровый вопрос. Обучение и повышение квалификации персонала. - М.: РОСБУХ, 2016. - 160 с.
37 Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 464 с.
38 Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. - М.: Форум, 2015. - 336 с.
39 Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2011. - 408 с.
40 Трудовой Кодекс Российской Федерации. Официальный текст.-М.: “Дашков и К”, 2012. - 180 с.
41 Торкал А. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников // Человек и труд. - 2013. - №2. - С. 106.
42 Тренинг персонала: учеб. пособие / А.О. Блинов, О.В. Василевская, В.П. Невежин, Н.В. Смоляков. - М.: КНОРУС, 2012. - 411 с.
43 Уиллер Э., Джанетто К. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / пер. с англ. Е.М. Пестеревой. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 171 с.
44 Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 716 с.
45 Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 463 с.
46 Управление персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 270 с.
47 Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. - М.: КНОРУС, 2011. - 416 с.
48 Щенников С.А. Управление знаниями: инструмент и зеркало трансформации бизнес-образования // Бизнес-образование. - 2010. - №1(24). - С. 112-134.
49 Экономика трудовых ресурсов / Под ред. В.Д. Арещенко. - Мн.: Выш. шк., 2011. - 124 с.
50 Юрасова Ю.В. Обучение торгового персонала. Курс тренингов эффективных продаж. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 136 с.