ВВЕДЕНИЕ8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЮ 1
1.1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ 11
1.2 СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ15
2 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГО ВЕРХНЯЯ ПЫШМА 25
2.1 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО -
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГО ВЕРХНЯЯ ПЫШМА 25
2.2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ГО ВЕРХНЯЯ ПЫШМА 29
2.3 ПРОГНОЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГО ВЕРХНЯЯ ПЫШМА 41
3 ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ТЕХНОПАРКА 45
3.1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ТЕХНОПАРКА В ГО ВЕРХНЯЯ ПЫШМА 45
3.2 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ТЕХНОПАРКА48
3.3 ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ПРОЕКТА. 52
3.4 РАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации региональные проблемы становятся все более актуальными. Россия состоит из 88 субъектов, каждый из которых, в свою очередь, включает множество больших и малых городов, сельских административных районов, сотен поселений. Каждое из них характеризуется уникальной структурой экономики, специфичными воспроизводственными циклами, собственной социальной сферой. Для достижения целей устойчивого роста экономики Российской Федерации необходимо обеспечить совокупное развитие регионов.
Актуальность исследования. Диссертационного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в России сложилось такая ситуация, которая сопровождается существованием противоречий и постоянным обострением проблем в политической, экономической, и социальной сферах общественной жизни. Значимым аспектом современных социально-экономических проблем является то, что органы местного самоуправления приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости и экономического развития. Стратегия развития территорий нацелена на лучшее использование имеющихся возможностей и на постоянное развитие регионов.
Степень изученности проблемы исследования. Проведенные исследования опирались на фундаментальные научные работы в области инвестиционно-строительной деятельности и девелопмента авторов: Бугуловой Э. Р., Бузыревой В. В., Власовой М. Ф., Гамза Ю. Ю., Горемыкина В. А., Городновой Н. В., Грязновой А. Г., Загидуллиной Г. М., Зубарева А. А., Власовой М. Ф., Коростелева С. П., Ларионовой В. А., Люлина П. Б., Ольдерогге Н. Г., Платонова А. М., Максимова С. Н., и др.
Целью диссертационного исследования является разработка стратегии развития территории ГО Верхняя Пышма на примере реализации проекта технопарка.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- Рассмотрение стратегий территорий, в том числе, анализ зарубежного опыта реализации проектов.
- Проведение анализа района расположения объекта.
- Рассмотрение стратегии развития территории.
- Изучение сущности и специфики уже существующей стратегии.
- Разработка проекта для улучшения реализации стратегии.
- Расчет стоимости проекта.
- Расчет показателей эффективности проекта.
- Выявление основных результирующих показателей.
Объект диссертационного исследования: сфера деятельности муниципальных образований Свердловской области.
Предмет диссертационного исследования: социально - экономические отношения участников реализации создания технопарка.
Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках направления 38.04.02 «Менеджмент».
Основные научные результаты:
- Предложено на основе анализа обоснование выбора стратегии развития территорий в условиях инновационно - технологического прорыва. Осуществлен прогноз формирования стратегии создания технопарка в рамках развития ГО Верхняя Пышма.
- Разработано финансово-экономическое и организационное обоснование инвестиционно-строительного проекта создания технопарка в ГО Верхняя Пышма.
Научная новизна заключается в таких элементах, как:
- Предложенное на основе анализа обоснование выбора стратегии развития территорий включает в себя анализ текущего состояния их социально - экономического развития, отличается учетом существующей территориальной стратегии развития, что позволяет обеспечить инновационно - технологический прорыв за счет укрепления связи между образованием и бизнесом.
- Осуществляемый в процессе исследований прогноз формирования стратегии создания технопарка в рамках развития ГО Верхняя Пышма, включает в себя SWOT - анализ факторов внутренней и внешней среды, отличается теоретично - прикладным подходом и ее реализацией, что позволяет инновационным образом диверсифицировать экономику ГО и создать новые рабочие места.
- Разработанное финансово - экономическое и организационное обоснование инвестиционно - строительного проекта создания технопарка в ГО Верхняя Пышма включает в себя этапы создания и развития его отдельных объектов, отличается финансово - экономическими расчетами и показателями эффективности проекта, что позволяет повысить уровень качества НИОКР.
В ходе исследования в теоретической главе было выявлено, что в настоящее время одной из главных задач для современного общества является поддержание науки и образования. Системно проработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась. Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфер-технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, поддержку статуса науки и ученых, концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы:
престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической политики, создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы — технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.
Технопарки являются важным элементом современной экономики.
Во-первых, технопарк можно рассматривать как особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике .
Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.
В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.
Таким образом, процесс зарождения и развития технопарков играет одну из важнейших ролей в экономическом процессе.
В третьей главе выпускной квалификационной работы была проведена разработка проекта Технопарка для города Верхняя Пышма. Основной функцией Технопарка стало обеспечение сопровождения инновационных проектов от момента их возникновения до момента внедрения. Проведение научных конференций с участием всемирно известных специалистов, а также программ обучения предпринимателей, позволит руководителям технологичных компаний получать необходимые навыки управления проектами, что будет способствовать привлечению широкого круга профессионалов, являющихся катализаторами научно-образовательного развития субъектов технопарка, а так же позволять значительно расширить границы существующей сети контактов, что в дальнейшем может стать предпосылкой обретения инвестора или взаимовыгодного партнерства с другими компаниями.
Расчёт стоимости показал, что проект окупаем, а так же при расчёте показателей эффективности проекта было выявлено, что проект принесёт доход и его следует принять. Чистый дисконтированный доход проекта равен 216 785 949 рубле й, что является положительным фактором.
Таким образом, реализация данного проекта позволит городу Верхняя Пышма повысить финансовые ресурсы, увеличить количество рабочих мест, а так же повысить уровень образования и науки в городе, что и являлось основной целью для решения социально-экономических проблем в данном городе .
СПИСОК
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
2. Артемова О.В. Стабилизация и экономический рост в условиях цикличности (макроэкономический подход). М.: 2016 с. 344.
3. Балабанов В.С., Булочникова Л.А., Демидова Л.А. Государственное стимулирование экономического роста. М.: 2010 с. 400.
4. Балацкий О.Ф., Белышев Д.В., Гурман В.И. Моделирование социо- эколого-экономической системы региона. М., 2007 с. 280.
5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М., 2006. с. 388.
6. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики, 2005.
7. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание. 2006. №4. - с. 37-42.
8. Ларионова В.А.,Платонов А.М.,Караваева Н.М. Управлениеинвестиционной привлекательностью девелоперских проектов : учебноепособие.
9. Производственный менеджмент в строительстве: учебное пособие. Платонов, А.М., Власова М.Ф., Королева, М. А., Караваева Н.М. и др. , 2016, Екатеринбург: ФГАОУ ВП «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина». 700 стр.
10. Иванченко Н.М. Об организационных основах создания и
управления де яте явностью Парка высоких технологий // Постоянно действующий семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов «Инновационная политика государства и пути её реализации», 10-11 июня 2004г., г. Новосибирск / Мн.: Академия управления при Президенте Российской Федерации, 2010. с. 156.
11. Ковалевич И. Па рк высоких технологий - уникальный шанс для России или неиспользованные возможности? // Налоговый вестник. 2005. №19. с.64-74.
12. Козырев А. Виртуальный технопарк на основе вычислительной сети как проект регионального и национального масштаба // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. №8. с.12-20.
13. Лукьянин П.П. Парк высоких технологий как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики // Российский экономический журнал. 2006. №1. с.45-52.
14. Нехорошева Л.Н. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры // Международная научно-практическая конференция «Инновационные центры России: общие подходы, текущая ситуация и перспективы развития», 5-6 июня 2014 г., г. Москва / Москва , 2013. с. 267.
15. Никитина М. Модели инновационного развития // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №6. с.100-103.
16. Прохоров А. Виртуальный технопарк как стратегия прорыва // КомпьютерПресс. 2005. №3. с.170-171
17. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева М.: Инфра-М, 2001.
18. Татьяненко Т.С. Финансово-экономические условия работы,
актуальные проблемы и перспективы развития инновационных предприятий // Республиканская научно-практическая конференция «Научно-инновационная политика в регионах России», 19-20 октября 2010г., г.Москва / Мн.: ГУ «МосТК», 2006. - 100с.
19. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 17 октября 2007 года .
20. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1256 «О
Федеральной программе государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы»
21. «Технопарки как инструмент интенсификации развития
производства », статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Комитетом энергетической безопасности и информационной записки рейтингового агентства «Эксперт - РА», 2010 год.
22. «Технопарки в России: трудный старт», статья, CRN/RE, Ольга Мельник, 2006.
23. «Технопаркам нехватает инвестиций», ИА «Альянс Медиа » по материалам «Газеты. ру», 2009.
24. «Цель создания технопарков», статья, Татьяна Гусева, заместитель директора ФПЗИ, 2006.
25. Пресс-служба администрации города Верхняя Пышма. Анализ перспектив развития района Языком цифр // Вечерний Вестник. 31.07. 2016. С. 2.
26. Цапенко И. «Перспективы научных парков в России» // «Мировая экономика и международные отношения» - 2006 - №9.
27. Брагина Е. «Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации» // «Мировая экономика и международные отношения» - 1998 - №6.
28. «Инновационный процесс в странах развитого капитализма » //под редакцией д.э.н. Рудаковой И.Е.; М.: издательство МГУ, 1991 .
29. Ракитов А. «Концепция программы «Наука и технология в России: состояние и перспективы» // «Поиск» - 1997 - №17 .
30. Стратегия территории [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.bibliote ka r.ru/bizne s-8/4.htm (дата обращения 12.03.2020).
31. Стратегия территории [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.strategy48.ru/(дата обращения 12.03.2020).
32. Зона доступа [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.mos.ru/mka /function/dlia -spe tcia listov/te rminy-i-opre de le niia/ (дата обращения 12.03.2020).
33. Экономика [Электронный ресурс]. - URL:
http://smartloc.ru/list/blog/a rticle s/ge oma rke tin/ (дата обращения 12.03.2020).
34. Стратегия города [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.stratmir.ru/uslugi/construction(дата обращения 12.03.2020).
35. Население города Верхняя Пышма [Электронный ресурс]. - URL: https://www.domofond.ru/city-ratings/vp0 (дата обращения 12.03.2020).
36. Виды услуг в технопарках [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.usvopros.ru/pa ge _11896.htm#cha pte r6 (дата обращения 12.03.2020).
37. Проблемы формирования управленческих инноваций в
организации инвестиционно-строительной сферы. Платонов А.М., Двоянов С.В. Вестник факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета , №3, 2018 г., С. 28-32
38. Мониторинг социально-экономического развития Екатеринбурга
[Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--
p1a i/file/4fc5bcb6e6e fa df8d62bd8ffa a8fc7a4 (дата обращения 12.03.2020).
39. Стратегия г. Верхняя Пышма URL: http://economic-
definition.com/Construction/Strat_Push eto^mE^ та обращения 12.03.2020).
40. Электронный ресурс СВИВ: Тенденции технопарков в регионах
России/Аналитика 1ЖЕ: http://russrealty.ru/news/retail/6912/ (дата обращения: 12.03.2020).
41. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономики и
территориального развития Свердловской области ПРЕ:
Ы1р://е со11О111у.11нс1ига 1.ги/ (дата обращения: 12.03.2020).
42. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 821 с
43. Ива нова Н. Е., Приступа М. Э. Особенности бюджетирования в строительной отрасли // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 360-363.
44. Сосненко Л.С., Свиридова Е.Н., Кивелиус И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.: М.: КноРус, 2017. - С. 6.
45. Официальный портал та 11s.ru: Данные о технопарках ПРЕ: http://www.malls.ru/city/ekaterinburg.shtml (дата обращения: 12.03.2020).
46. Информационный порта л sma rt1oc.ru: Доклад Имангалина А.Ф. Услуги технопарков ПРЕ:http://smartloc.ru/list/blog/articles/geoteh/.(дата обращения: 12.03.2020).
47. Официальный сайт города Верхняя Пышма ПРЕ: http://movp.ru/. (дата обращения: 12.03.2020).
48. Официальный сайт Свердловской области ПРЕ:
http://www.midura1.ru/(дата обращения: 12.03.2020).
49. Официальный сайт Российский налоговый курье р; статья от 27.04.2018 ПРЕ:https://www.rnk.ru/article/215553-stavka-refinansirovaniya-tsb-rf-na-segodnya-v-2017-godu/ (дата обращения 12.03.2020).
50. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономики и
территориального развития Свердловской области ПРЕ:
^1^:/^ conomy.midura 1.ги/ (дата обращения: 12.03.2020).