ВВЕДЕНИЕ 6
1. КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ В КАЧЕСТВЕ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ 10
1.1 КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО УРОВНЯ 10
1.2 БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ: ОБЗОР ОПЫТА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 12
1.3 ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ВЛИЯНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОРОЖАН НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ 15
2. РАЗВИТИЕ ДЕВЕЛОПЕРСКОГО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА
ХРАМА В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГ 22
2.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН 22
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ДЕВЕЛОПЕРСКОГО
ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА 25
2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА 39
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА 46
3.1 ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА 46
3.2 РАСЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХРАМА.... 56
3.3 РАСЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Актуальность темы исследования. Качественная городская среда является стратегически важной задачей любого города России. Это отражено и в ключевых Национальных проектах, например, проект «Жилье и городская среда». Помимо благоустройства территорий, стоит вопрос обратной связи от жителей городов и по поводу строительства новых значимых объектов: где они будут располагаться, какими будут, необходимость строительства и многие другие вопросы. Актуальность исследования диссертационной работы обусловлена дефицитом земли в черте города и необходимостью повышения эффективности ее использования путем редевелопмента. Многие промышленные предприятия, расположенные в центре городов, фактически уже не функционируют и занимают место других современных и востребованных городским сообществом конкурентоспособных объектов. Культовые объекты являются значимыми, и содержат в себе косвенные положительные потоки и социальный эффект для территории. В мировой и частной практике можно наблюдать множество примеров, когда они становятся брендом территории. Понятия «прибыль» и «рентабельность» в настоящем проекте не применимы, однако, следует говорить о других косвенных положительных эффектах. Комплекс, оборудованный по всем правилам и в котором будут соблюдены все нормы, привлечет потоки верующих людей, выполнит свое социальное предназначение, также привлечет туристические потоки. Крайне важно выбрать подходящее место для строительства и организовать территорию так, чтобы вписаться в существующий городской ландшафт. Успех проектов редевелопмента таких объектов отражается самим населением в виде индикатора «социальное настроение». В вышеперечисленном заключается актуальность исследования.
В данной магистерской работе представлена разработанная автором концепция проекта культового объекта и ее обоснование.
Целью настоящей магистерской работы является разработка этапов создания культового объекта - Храма, с учетом различных социальных аспектов.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения в работе следующих задач:
- изучить теоретические и практические аспекты разработки проектов культовых объектов;
- выявить предпосылки формирования качественной городской среды;
- определить принципы развития городских территорий;
- ознакомится с мировыми принципами формирования культовых объектов;
- провести анализ внешнего окружения города Екатеринбурга;
- провести маркетинговый анализ выбранного земельного участка;
- выполнить технико-экономического обоснование проекта;
- рассчитать социальную эффективность инвестиций проекта.
Объектом исследования является строительная сфера города Екатеринбурга, предметом - социальные и финансово-экономические процессы, возникающие при строительстве культового объекта на примере проектируемого Храма Святой Екатерины в городе Екатеринбург.
Научный результат:
1. Выявлены социально-экономические проблемы выбранной территории.
2. На основе анализа вариантов развития территории разработан девелоперский проект, включающий в себя храм на месте бывшего промышленного предприятия (Храм Святой Екатерины на месте бывшего Приборостроительного завода по ул. Горького 17 в г. Екатеринбург), отличающийся грамотным расположением, что повышает условия комфортности проживания жителей города;
3. Разработаны мероприятия по формированию социальных эффектов.
Методологическую и информационную основу диссертационного исследования составляют материалы научных исследований, периодических изданий, нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, интернет-ресурсы и другие электронные ресурсы, методы сбора информации, сравнительный анализ, группировка и сопоставление.
Теоретической и методической основой диссертационного исследования составили монографии, научные публикации в специализированных журналах, диссертации, материалы семинаров и научно-практических конференции и другие работы отечественных и зарубежных ученых, таких как: Платонов, А.М., Ларионова, В.А., Быстрова, Т.Ю., Висмет, Х.М., Караваева, Н.М., Степанова, Н. Р., Шалина, Д.С., Федосеев, И. В., Кузовлева, И. А., Опарин, С. Г., Юденко, М. Н., Голикова, Ю. А., Коршунова, Е. М., 2019., Певная., М. В. Андреева Л.В., Гульков А.Н., Блинкин М.Я., Гейл Я., Толкачева К., Асаула А.Н., Гиффорда Р. и др.
Научная новизна диссертационной работы:
1 Выявлены проблемы развития выбранной территории включающие в себя
проблемы отличающиеся для города миллионника острым дефицитом свободных для строительства земельных участков и необходимости включения механизма редевелопмента, что позволяет успешно реализовывать новый девелоперский проект и сформулировать новый бренд территории.
2 Разработана концепция девелоперского проекта культового объекта -
Храма. Девелоперский проект культового объекта, включающий в себя здание Храма с необходимыми пристройками и земельный участок бывшего промышленного предприятия, подвергающийся эффективному редевелопменту, отличающийся благоприятными изменениям городской среды с учетом общественного мнения горожан, что позволяет реализовать потенциал взаимодействия власти общества и бизнеса для формирования социальных городских эффектов.
3 Сформирована социальная нацеленность проекта, включающая в себя социальные эффекты, отличающаяся учетом особенностей выбранного земельного участка и территории района г. Екатеринбурга, что позволяет решать социальные задачи развития городской среды.
Практическая значимость и степень изученности темы:
В целом, можно отметить, что вопросы, касающиеся развития городской среды, в том числе редевелопмент промышленных территорий и строительство культовых объектов имеют фрагментарное освещение и, не смотря на достаточное количество статей и работ, существует круг недостаточно исследованных вопросов. Вопрос развития культовых объектов в качестве редевелопмента промышленной территории не освещен в литературе. Возникает необходимость дальнейших исследований по заявленной проблематике в целях системного понимания формирования комфортной городской среды, направлений и форм ее реализации.
Объем и структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 79 источников. Основная часть диссертационной работы изложена на 88 страницах, содержит 21 таблицу, 18 рисунков, 5 приложений.
В первой главе рассмотрены культовые объекты в качестве бренда территории; во второй проводится развитие девелоперского проекта строительства храма в городе Екатеринбург; в третьей производится оценка эффективности проекта по строительству храма.
Таким образом, проект строительства храма имеет высокую перспективную значимость для всего Екатеринбурга, то вопрос развития и реализации проекта осуществляется при непосредственном участии руководителей и специалистов правительства Свердловской области, администрации города Екатеринбург, бизнес-сообщества и общественных организаций.
Строительство храма - вложение не выгодное с точки зрения возврата средств и не несет коммерческой выгоды, однако, следует говорить о других косвенных положительных эффектах. Крайне важно выбрать подходящее место для строительства и организовать территорию так, чтобы помимо строительства основного здания, появилось и пространство для отдыха, чтобы это место стало центром притяжения, чтобы просто отдохнуть и насладиться красотами. Объект должен украшать город в эстетическом, культурном, туристическом и духовном смысле.
Культовые объекты являются центрами притяжения для территории, значимыми символами, и содержат в себе косвенные положительные потоки и социальный эффект для территории. В данном случае речь идет о культовом объекте, связанным с историей города, имеет неразрывную связь с культом города. Такие объекты необходимы и как в мировой, так и в частной практике можно наблюдать множество примеров, когда они становятся брендом территории. Комплекс, оборудованный по всем правилам и в котором будут соблюдены все нормы, привлечет потоки верующих людей, выполнит свое социальное предназначение, также привлечет туристические потоки. Несмотря на крупные стартовые вложения, нельзя в данном случае применять термин окупаемость, уместно говорить о положительных эффектах и идентичности территории.
Отметим, что финансирование строительства храма происходит посредством внебюджетных источников. Когда объект переходит в стадию эксплуатации, необходимо, чтобы операционная деятельность и рентабельность деятельности были равны нулю, как у некоммерческого предприятия. Текущая деятельность храма должна быть самоокупаемой, поэтому поток пожертвований направлен прежде всего на окупаемость собственной деятельности, а если остается что-то выше это отметки, то эти средства идут на уставную деятельность как у любой организации, осуществляющей деятельность как некоммерческое лицо. Понятие "выручка" в данном случае не применимо.
Целью в финансовом отношении является перекрытие текущей деятельности и пересечение рубежа доходов и расходов в нулевой точке. Это необходимо, чтобы не было обременения иных субъектов в содержании культового объекта, снять нагрузку с бюджета на содержание храма.
Безвозвратность инвестиций для инвестора. Сложно измеримые эффекты для территории в перспективе, так как недостаточно данных посчитать ввиду того, что требуются открытые данные с точки зрения средств и прогноза на будущее, проект перспективен с точки зрения потоков привлечения инвестиций в область.
Проектом строительства культового объекта предполагается использование твердой договорной цены.
Твердая договорная цена с учетом нормы на непредвиденные расходы и учетом показателей индексов дефляторов и учетом конструктивных особенностей культового объекта составляет 3,5 млрд.руб. Индекс-дефлятор представляет собой инструмент, с помощью которого можно реально оценить будущие затраты с учетом инфляции, что, в свою очередь, дает реальную возможность определить реальные размеры будущих затрат и, как следствие, согласовать твердую договорную цену, уложиться в нее в процессе проектирования и строительства.
Стоимость в проекте описана с момента определения сметной стоимости, согласно договору, в котором предусмотрена твердая договорная цена, необходимо за 6 лет все объекты запроектировать и построить.
Рассчитаны суммарные инвестиции и твердая договорная цена с учетом роста цен на строительную продукцию. Любые дополнительные работы рассматриваются сквозь призму недоговорной цены. Для определения цены контракта используются ежеквартальные индексы пересчета, сообщаемые Минстроем России на текущий квартал и индексы-дефляторы Минэкономразвития России.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, а именно разработаны этапы создания Храма в г. Екатеринбург, проведено исследование трактовок термина редевелопмент, произведена оценка социального эффекта для территории.
1. МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО¬
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 февраля 2019 года N 73/пр Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных центров компетенций по вопросам городской среды (с изменениями на 8 мая 2020 года) - ИВЕ: Ййцз://ш1пз1гоуг£.gov.ru/docs/63193/(дата обращения 20.05.2020)
2. Постановление об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные расположенные на территории Свердловской области МЕТОДИКА определения стоимости проектирования объектов религиозного назначения (Храмы) МРР-3.2.87-16
3. СТАНДАРТ ВОВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Подготовлен Центром городских компетенций Агентства Стратегических Инициатив совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ - ПРЕ:http://gorodsreda.ru/upload/iblock/a63/Standart vovlecheniya chast-1.pdf(дата обращения 20.05.2020)
4. СБЦП 81-2001-03, СБЦП 2001-03, СБЦП 81-02-03-2001 Объекты жилищно-гражданского строительства. Справочник базовых цен на проектные работы для строительства, табл. 23
5. АНАНЬЕВ Э.В.СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ОТВЕТ ЦЕРКВИ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Ч1 1 РАГС при Президенте Российской Федерации Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский Том: 28Номер: 4 Год: 2010 Страницы: 53 -74
6. ЖУРНАЛ: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Издательство: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва) 1^М: 2073-7203е^Ы: 2073-7211
7. Визгалов Д. В. В42 Брендинг города. Москва: Фонд "Институт экономики города", 2011.
8. Важенина И.С. Бренд территории: сущность и проблемы формирования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №2. - С. 92.
9. Визгалов Д.В. Что такое бренд города? // Муниципальная власть. - 2011. - №3. - С. 112.
10. Гончаренко У. Н. Современные тенденции реновации промышленных территорий//Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. 2017. №2. С. 74-80
11. Журбей Е.В., Давыборец Е.Н., Еленева Е.В. Редевелопмент как перспективный механизм развития муниципальных территорий: зарубежный и отечественный опыт //Журнал Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 4. С. 90-118.
12. Ивушкина Н. В. Социальный эффект инвестиционных процессов / Ивушкина Н. В. // Автореферат, канд. экон. наук. г. Москва, 2001.
13. КРАПИВИН М.Ю .ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И
ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский Номер: 3-4 (47-48) Год: 2017 С 355¬364 ЖУРНАЛ: ВЕСТНИК ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ Издательство:
Православная религиозная организация Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" (Москва) 188Ы: 1818-6858
14. Ларионова, В. А., Платонов, А.М., Караваева, Н.М. Управлениеинвестиционной привлекательностью девелоперских проектов: учебноепособие. 2017, Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 200 С.
15. Певная, М. В. & Ларионова, В. А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ
НАСЛЕДИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ: АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ., 2017, ВЕСТНИК СУРГУТСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 5 (50), стр. 126-134
16. Синдяшкина Е. Н. Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов / Синдяшкина Е. Н. // Проблемы прогнозирования, 2010.
17. Федосеев, И. В. (ред.), Кузовлева, И. А. (ред.), Платонов, А. М. (ред.),
Опарин, С. Г. (ред.), Юденко, М. Н. (ред.), Голикова, Ю. А., Коршунова, Е. М., СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ,
ИНВЕСТИЦИИ: сборник статей. 2019, Санкт-Петербург: Санкт-
Петербургский государственный экономический университет. 114 стр. 2018
18. Чижов Д. Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения // Publicity. №1. 2006. С. 15-18.
19. Шалина, Д. С. , Степанова, Н. Р., 2019 РЕНОВАЦИЯ,РЕДЕВЕЛОПМЕНТ, РЕВИТАЛИЗАЦИЯ И ДЖЕНТРИФИКАЦИЯГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА. В : Фундаментальные исследования. 12¬2, стр. 285-289
20. Шалина, Д.С., Степанова, Н. Р.УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГОНАСТРОЕНИЯ В ПРОЕКТАХ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА ДЛЯ ЕГОУСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ., 2019, В : Современные наукоемкие технологии. 12-2, стр. 395-400 6 стр.
21. Шапиро М. Г. Классификация методов опроса в социологии // Социальные исследования. 2017. №2. - С. 51-59.
22. Шаракин В. С. Актуальные проблемы управления проектами редевелопмента промышленных территорий в России // Вестник ГУУ. 2016. №5. С. 12-15.
23. Явинской. - Вып. 9. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2011. - С. 86-87.
24. Anholr S. Why brand? Some Practical Considerations for Nation Branding //Journal of Place Branding. 2006. № 2.
25. Jones Robert A. Michigan Brownfield Redevelopment Innovation: Two Decades of Success / Robert A. Jones, William F. Welsh. Department of Geography and Geology Eastern Michigan University. 2010. 57 p. MICHU-10- 201.
26. Правда УрФО - URL: https://pravdaurfo.ru/news/176821-stroiteli-hrama- svyatoy-ekateriny-demontiruyut(gaTaобращения 20.05.2020)
27. Сушненкова И. А. Основные принципы и инструменты формирования регионального бренда. // Симпозиум «имидж государства» - URL: http://www.brand-way.ru/publications/morina/brand-promotion/(дата обращения 20.05.2020)
28. Словарный запас: редевелопмент // STRELKA MAG - URL: https://strelkamag.com/ru/article/vocabulary-redevelopment(дата обращения 20.05.2020).
29. tursputnik тематические новости - URL:
https://tursputnik.com/2015/03/unikalnye-mirovye-hramy.html(дата обращения 20.05.2020)
30. restbee.ru. 10 главных храмов России. - URL:
http ://www.restbee.ru/ guides/ekskursii/10- ghlavnykh-khramov-rossii.html (дата обращения 20.05.2020)
31. nytimes - URL:
https://www.nytimes.com/aponline/2019/05/13/world/europe/ap-eu-russia-cathedral-protest.html(дата обращения 20.05.2020)
32. apnews - URL:
https://www.apnews.com/0d398ca0a0b346a0b3d4b53cf622c7c9(дата обращения 20.05.2020)
33. Электронное периодическое издание «Правда УрФО» - URL: http://pravdaurfo.ru/news/176783-vysokinskiy-povtorno-vstretilsya-s-protivnikami(дата обращения 20.05.2020)
34. Портал rbc.ru - URL:
https ://www.rbc.ru/society/16/05/2019/5cdd41899a79477f7e641d6d (дата
обращения 20.05.2020)
35. Платформа 100 городов - URL:Ьйр8://100дого^оу.ги/КраудеорсиНговая (дата обращения 20.05.2020)
36. Google форма для опроса - URL:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdptrvlVyeNP- Qgf3zqGqpWWCFIBkrXpg9Z1fDUWq7XkM08A/viewform?usp=sf_link(дата обращения 20.05.2020)
37. Демо-версия обзора Концепции редевелопмента территорий в
Российской Федерации// Размах. - URL: http://raz-
max.com/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE.pdf (дата обращения
08.11.2017) (дата обращения 20.05.2020)
38. РИА РЕЙТИНГ - URL:
https://riarating.ru/infografika/20190604/630126280.html(дата обращения 20.05.2020)
39. ADNE. INFO [Электронный ресурс] - URL:https ://adne. info/ekonomika-i-promyshlennost-ekaterinburga/ (дата обращения 20.05.2020)
40. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономики и
территориального развития Свердловской области - URL: http://economy.midural.ru/content/osnovnye-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-2020-goda (дата обращения
20.05.2020)
41. Население-URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%95%D0%B A%D0%B0%D 1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B 1 %D1%83 %D1%80%D0%B3%D0%B0(дата обращения 20.05.2020)
42. Администрация города Екатеринбурга Департамент экономики Екатеринбург: мониторинг социально - экономического развития города в
январе - июне 2019 года - URL:
https://www.cbr.ru/hd base/KeyRate/?UniDbOuery.Posted=True&UniDbQuery.FromDate=12.02.2020&UniDbQuery.ToDate=19.02.2020 (дата обращения 20.05.2020)
43. ostrovrusa.ru- URL: https://ostrovrusa.ru/prognoz-inflyatsii(дата
обращения 20.05.2020)
44. Динамика курса доллара - URL:https://yandex.ru/news/quotes/Lhtml(дата обращения 20.05.2020)
45. expert.ru- URL:https://expert.ru/ratings/table 241526/(дата обращения 20.05.2020)
46. ГРОШ ЖУРНАЛ - URL:https://grosh-blog.ru/pravoslavie-v-cifrah-skolko-v-hramov-i-duhovnyh-organizacij-u-rpc/(дата обращения 20.05.2020)
47. Яндекс.Дзен - URL:
https://zen.yandex.ru/media/id/5da2261b74f1bc00b03e544e/skolko-cerkvei-v-rossii-5dd2d4762538e85f0fa84191(дата обращения 20.05.2020)
48. sorokovs.livejournal - URL:https://sorokovs.livejournal.com/819085.html(дата обращения 20.05.2020)
49. Яндекс.Дзен - URL: https://zen.yandex.ru/media/trickster/reiting-
religioznosti-stran-evropy-na-kakom-meste-rossiia-5e2a60dffc69ab00aea219e1(дата обращения 20.05.2020)
50. pewresearch.org - URL: https://www.pewresearch.org/fact-
tank/2018/12/05/how-do-european-countries-differ-in-religious-commitment(дата обращения 20.05.2020)
51. foma.ru- URL: https://foma.ru/mif-vmesto-bolnicz-v-rossii-stroyat-
czerkvi.html(дата обращения 20.05.2020)
52. pikabu.ru- URL: https ://pikabu.ru/story/shkolakhram 6799147 (дата
обращения 20.05.2020)
53. Минстрой России - URL: https://www.minstroyrf.ru/press/v-
ankudinovskom-parke-nachalos-stroitelstvo-shkoly-po-programme-stimul/?sphrase id=940036 (дата обращения 20.05.2020)
54. Минстрой России - URL:https://www.minstroyrf.ru/press/nikita-stasishin-otsenil-kachestvo-stroitelstva-sotsobektov-v-voronezhskoy-oblasti-stroyashchikhsya-/?sphrase id=940037 (дата обращения 20.05.2020)
55. Минстрой России - URL:https://www.minstroyrf.ru/press/v-programmu-po-stimulirovaniyu-zhilishchnogo-stroitelstva-mogut-vklyuchit-kommunalnuyu-infrastruktur/?sphrase id=940186(дата обращения 20.05.2020)
56. Публичная кадастровая карта - URL:
https://pkk5.rosreestr.ru/#x=6746131.182026092&y=7727768.357367539&z=16&text=56%2C840687%2060%2C605790&type=1&app=search&opened=1(дата обращения 20.05.2020)
57. Деловой квартал - URL:https://ekb.dk.ru/news/skver-u-dramy-tretiy-v-spiske-meriya-sostavila-reyting-ploschadok-pod-hram-svvatoy-ekateriny-237122223(дата обращения 20.05.2020)
58. E1.ru- URL:https://www.e1.ru/news/spool/news id-65947861.html(дата обращения 20.05.2020)
59. E1.ru- URL:https://www.e1.ru/news/spool/news id-406505.html(дата обращения 20.05.2020)
60. E1.ru- URL:https://www.e1.ru/news/spool/news id-50988631.html(дата обращения 20.05.2020)
61. E1.ru- URL:https://www.e1.ru/news/spool/news id-65718451.html(дата обращения 20.05.2020)
62. ЭТАЖИ - URL:https://j.etagi.com/ps/stroitelniy-obyom/(дата обращения 20.05.2020)
63. Новая Газета - URL:https://novayagazeta.ru/articles/2019/05/16/80539-chto-bogu-izvestno-o-zhilie-premium-klassa(дата обращения 20.05.2020)
64. Между Строк - URL: https:// mstrok. ru/news/sverdlovskiy-minstroy-
prezentoval-proekt-hrama-svyatoy-ekateriny(дата обращения 20.05.2020)
65. ZNAK - URL: https://www.znak.com/2018-08-
15/sverdlovskiy minstroy pokazal okonchatelnyy proekt hrama svyatoy ekateriny v ekaterinburge(дата обращения 20.05.2020)
66. Публичная кадастровая карт - URL:
https://pkk.rosreestr.ru/#/search/56.843422657583986,60.59020257152603/15/@470200?text=56.842014%2060.597359&type=1&inPoint=true&opened=66%3A41%3A301901%3A245(дата обращения 20.05.2020)
67. Политсовет - URL: http://politsovet.ru/59944-hram-ofis-ili-podarok-
gorodu-ekaterinburg-snova-sporit-o-hrame-svyatoy-ekateriny.html
68. justmedia.ru- URL: http://www.justmedia.ru/news/society/opublikovan-
finalnyy-proyekt-khrama-svyatoy-yekateriny-foto(дата обращения 20.05.2020)
69. ТЕХЭКСПЕРТ - URL:http://docs.cntd.ru/document/550270067(дата обращения 20.05.2020)
70. ФСГС - URL:
https://www.gks.ru/bgd/free/b00 24/IssWWW.exe/Stg/d000/000720.HTM(дата обращения 20.05.2020)
71. Минстрой - URL:https://minstroy.midural.ru/article/show/id/1299(дата обращения 20.05.2020)
72. Росреестр - URL:https://rosreestr.ru/site/press/news/gosudarstvennaya-registratsiya-prava-na-sozdannyy-obekt-nezhilogo-naznacheniya/?contrast=N(дата обращения 20.05.2020)
73. Яндекс.Кью - URL:
https://yandex.ru/q/question/business/kakie nalogi platit tserkov c34b6951/?utm
source=yandex&utm medium=wizard&answer id=18f07ff6-0e9b-413d-ada5-9fcb9434eb79(дата обращения 20.05.2020)
74. Справочник - 1Ж1.:
https://spravochnick.ru/sociologiva/socialnava еТТекрупсЖ 1 ее ше1оду/8ос1а1пауа ейек1гупо^1 ргоек1а/ (дата обращения 20.05.2020)
75. пЬ-Ьогиш - 1Ж1.:http://nb-Тoruш.ru/useТu1/advices/kak-izшerit-eТТekt(дата обращения 20.05.2020)
76. b-soc.ru- 1Ж1.:https://www.b-soc.ru/wp-content/up1oads/2019/08/LBG-
1.pdf(дата обращения 20.05.2020)
77. еп.рр1-оп1те.огд - 1Жк: https://en.ppt-on1ine.org/186072 (дата
обращения 20.05.2020)
78. 26-2.ru- 1Ж1.:https://www.26-2.ru/art/351684-stavka-esn-2020 (дата
обращения 20.05.2020)
79. ppt-on1ine.org- 1Жк:https://ppt-on1ine.org/216367(дата обращения 20.05.2020)