Warning: filesize(): stat failed for files/screen/101/100712/2022-12-23_10-28-14.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
Warning: filesize(): stat failed for files/screen/101/100712/2022-12-23_10-28-14.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
Использование средств гидрокинезотерапии в коррекции двигательной дисфункции при ДЦП, - выпускная квалификационная работа
1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ 6
ДИСФУНКЦИИ ПРИ ДЦП
1.1. Коррекция двигательной дисфункции при ДЦП как актуальная 6
проблема
1.2. Сущность и содержание средств коррекции двигательной
дисфункции при ДЦП на современном этапе 15
1.3. Условия совершенствования процесса коррекции двигательной
дисфункции при ДЦП 23
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация и порядок проведения исследования 30
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
Теоретические и методические основы применения средств
3.1 гидрокинезотерапии в абилитации детей с ДЦП 35
3.2. Исследование эффективности использования средств
гидрокинезотерапии в абилитации детей с ДЦП 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
Проблема абилитации детей с детским церебральным параличом (далее - ДЦП) обусловлена значительным количеством больных детей (2,5-5,9 на 1000 новорожденных); несвоевременностью лечения ДЦП в связи с поздним диагностированием инвалидности; отставанием моторного развития и отсутствием социальной реабилитации. Подавляющее большинство таких больных становятся инвалидами уже с детства [5].
Организация двигательной активности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА) в результате поражения центральной нервной системы представляет определенные трудности. Это связано, прежде всего, с отсутствием или ограничением способности к волевому управлению процессом движения, что подтверждается проявлением патологии развития ребенка через некоторое время после рождения, с началом формирования произвольных движений. [11]
Физическая реабилитация детей с ДЦП должна проводиться в как можно более раннем возрасте, комплексно и непрерывно. Считается, что она наиболее эффективна в период становления двигательных, речевых и психических функций, т.е. до 3 лет, когда обучение движениям происходит параллельно приобретению сенсорного опыта. [6] Вместе с тем, работу по развитию двигательных функций ребенка необходимо начинать сразу после установления диагноза, а не после развития признаков нарушения этих функций [1].
Большое значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде - гидрокинезьотерапия. [5] Лечебная гимнастика в воде особенно полезна в период начального формирования движений. Кроме упражнений в воде важное место в реабилитации занимает водолечение, которое благоприятно влияет на состояние нервной системы ребенка. [4]
С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения иторможения, улучшается сон, уменьшаются насильственные движения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей [3].
Водолечение благодаря своей эффективности и доступности считается одним из наиболее часто используемых больными ДЦП методов физиотерапии. Вода является естественным биологическим раздражителем, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни. Ее высокая теплопроводность и теплоемкость, способность растворять важнейшие для организма органические и неорганические вещества и газы, а также некоторые другие физические свойства делают воду уникальной средой, через которую могут осуществляться разнонаправленные воздействия на организм [2].
В практике водолечения больных ДЦП наиболее часто используются ванны индиферентной температуры (35-37°С), существенно не отличающейся от внутренней температуры тела. При действии таких ванн на организм больного уменьшается количество импульсов, поступающих в центральную нервную систему. В результате тормозится активность коры головного мозга, что ведет к снижению мышечного тонуса, болевых ощущений и гиперкинезов. [5].
В связи с тем что в настоящее время очень распространен диагноз ДЦП у детей, становится актуальным поиск наиболее рациональных путей абилитации детей с ДЦП.
Объект исследования: процесс абилитации детей с ДЦП
Предмет исследования: гидрокинезотерапия как средство абилитации детей с ДЦП.
Цель исследования: разработка эффективной методики по
гидрокинезотерапии для выработки необходимых двигательных навыков у детей с ДЦП.
Гипотеза исследования. Процесс абилитации детей с ДЦП исключительно сложен, в силу сложности диагноза. В связи с этим процесс абилитации детей с ДЦП будет более эффективен, если абилитация детей будет проводиться с использованием средств гидрокинезотерапии.
Использование средств гидрокинезотерапии в коррекции двигательной дисфункции при ДЦП будет оказывать положительное влияние на процесс восстановления функций, на физическое и функциональное состояние детей, а так же повышению резервных сил организма.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что мы предложили более эффективную систему абилитации детей с ДЦП с использованием таких современных средств как гидрокинезотерапия. Что позволило оказывать положительное влияние на процесс восстановления функций.
Практическая значимость. Разработана система абилитации детей с ДЦП, позволяющая более эффективно кооректировать признаки двигательной дисфункции у детей с ДЦП. Сформулированы практические рекомендации, врачам - реабилитологам центров реабилитации, лечебно - профилактических учреждений, которые будут полезны в их работе. Полученные в результате исследования положительные результаты позволяют рекомендовать разработанную нами систему абилитации детей с ДЦП широкому кругу специалистов в области реабилитации (методистам и врачам лечебной физической культуры, врачам - реабилитологам).
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение и анализ специальной литературы о нарушениях физического развития детей с ДЦП;
2. Анализ средств физической реабилитации для детей с ДЦП
3. Определение коррекционного значения средств гидрокинезотерапии в системе лечения детей с ДЦП;
Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном эффекте. Это группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. В зависимости от повреждения определенных структур мозга возникают различные двигательные нарушения, что и определяет форму ДЦП.
Для детей с ДЦП характерно отставание в развитии двигательных функций. Например, здоровый ребенок к 2- 3 месяцам уже уверенно держит голову в вертикальном положении. Дети с ДЦП овладевают этой функцией много позже - в среднем к 3 - 5 годам. Существенно задерживается становление таких двигательных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
Лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, конечностей, тугоподвижности в суставах, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки.
Одним из самых эффективных средств абилитации детей с ДЦП является гидрокинезотерапия. Основными задачами занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений. Каждое занятие является комплексным, включающим все виды упражнений.
Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.
1. Анализ литературы показал что применение средств гидрокинезотерапии при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений ;
2. Методика физической абилитации по гидрокинезотерапии включала в
себя: (погружения, всплывание, ходьба, «поплавок», «звездочка»,
скольжение на груди и на спине), плавание с участием ног и рук на груди и на спине, занятия с элементами аквааэробики (аквасайклинг, занятия со специальным оборудованием).
3. В результате применения методики гидрокинезотерапии прослеживается положительная динамика, увеличение показателей объема активных движений в суставах нижних конечностей и показателей длины и ширины шага детей экспериментальной группы свидетельствует об улучшении функции ходьбы у исследуемых пациентов с ДЦП и доказывает эффективность применения лечебного плавания.
1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика // под ред. Назаровой Н.М. М., 2001 .-245с.
2. Ахутина Т.В., Кричевец А.Н. Использование виртуальных сред для развития пространственных функций у детей с церебральным параличом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2002. № 4. с. 77 - 85.
3. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом кондуктивная педагогика / Пер. с англ. - М.: Улисс. - 1994. - С. 36 - 42.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение. - 1989. - С. 40 - 47.
5. Бабенкова Р. Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. М.: Просвещение. - 1977. -С. 28 - 36.
6. Бадалян Л. О. Детская неврология. М.: Медицина. - 1984. - 426 с.
7. Бадалян Л. О. Невропатология: Учеб. Для ст-тов дефектол. ф-тов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. - 1986. - с. 39 - 47.
8. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. -Киев: Здоровья. 1988. - С. 320 -327.
9. Бальнеотерапия при заболеваниях в детском возрасте / Под ред. Т. В. Карачевцевой. М.: Медицина. - 1980. - 328 с.
10. Барашнев Ю. И. Болезни нервной системы новорожденных детей. М.: Медицина. .- 1971.- 199 с.
11. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу, 2-е изд. М.: Медицина,- 1983. -288 с.
12. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина. - 1966. - 345 с.
13. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. М.: Медицина. - 1987. - с. 18 -33.
14. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для
детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение. - 1990. - С. 14-20
15. Боровик О. В. Использование заданий на воображение как метода коррекционнойработы. //Дефектология. Школа - Пресс. - 1999. - Вып.
2. - С. 26 - 29.
16. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. Л.: Медицина. -1971.-С. 244 - 248.
...