Актуальность темы исследования обусловлена тем, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - это финансовая основа системы обязательного социального страхования Российской Федерации. Именно за счет аккумулированных во внебюджетных фондах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется выплата пенсий, пособий и иных социальных платежей. В связи с этим, эффективное администрирование страховых взносов позволит повысить уровень состояния бюджетов, а следовательно, и благосостояние страны. При низкой результативности администрирования нельзя рассчитывать на то, что плательщики будут уплачивать страховые взносы своевременно и в полном объеме.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы Федеральной налоговой службе. До 01.01.2017 года данными функциями был наделен Пенсионный фонд России и Фонд обязательного социального страхования.
Проблемы повышения эффективности налогового администрирования на современном этапе развития приобретают все большую актуальность, поскольку все более значимыми становятся проблемы наполнения бюджетов, взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками, выявления и устранения налоговых правонарушений, приводящих к потерям бюджетных поступлений. Если на сегодняшний день у современных ученых и практиков для оценки налогового администрирования существует большое количество методических инструментов, хотя некоторые критерии в методиках необходимо уточнить, то администрирование страховых взносов в научной и практической литературе не выделено отдельной методикой и не определена её специфика, что подтверждает необходимость в её разработки.
Таим образом, задача развития эффективного администрирования имеет большое значение для экономического роста страны и требует дальнейшего теоретического осмысления, разработки соответствующего методологического обеспечения, методических и практических рекомендаций по ее решению.
Цель магистерской диссертации - развитие теории и методологии налогового администрирования, в частности администрирования страховых взносов, осуществляемого ФНС России, а также разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Поставленная в выпускной квалификационной работе цель потребовала решения следующих задач исследования:
1) Изучить теоретические аспекты налогового администрирования;
2) рассмотреть статистику показателей собираемости страховых взносов «до» и «после» смены администраторов;
3) изучить методические подходы к оценке налогового администрирования и предложить отдельную методику администрирования страховых взносов;
4) определить пути совершенствования администрирования страховых взносов в контексте повышения его эффективности.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе развития администрирования страховых взносов.
Объектом исследования выступает ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Методологическим инструментарием являются аналитические и экономико-математические методы обработки информации.
Степень разработанности темы определяется следующим обстоятельством. В настоящее время в отечественной экономической литературе категория «налоговое администрирование является одной из дискуссионных. Основная причина состоит в том, что данный термин был заимствован из зарубежной практики и иностранных исследований, перевод которых не всегда был точен. Изучению налогового администрирования посвятили свои работы такие российские экономисты, как Б. Х. Алиев, Т. Е. Гварлиани, В. А. Красницкий, И. А. Майбуров, М. В. Мишустин, М. А. Назаров, Д. Г. Черник и другие.
Особое место в современной научной литературе отводится оценке эффективности налогового администрирования. Среди отечественных ученых значительный вклад в разработку методик оценки эффективности налогового администрирования внесли Г. Х. Алиев, Т. Г. Амбросьева, М. К. Басиев, А. Т. Щербинин, Г. Н. Карташова и другие.
Однако, несмотря на то, что различным аспектам осуществления налогового администрирования в экономической науке уделено достаточно много внимания, приходится констатировать, что в настоящее время существует мало работ, посвященных администрированию страховых взносов, а также в научной и практической литературе не выделено отдельной методики и не определена специфика к оценке её эффективности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методических основ администрирования платежей , осуществляемых органами государственной власти, в частности амнистирования страховых взносов, осуществляемого ФНС России.
Научная новизна магистерской диссертации подтверждается результатами, полученными автором в ходе исследования и соответствующими критериям методологической новизны:
1) Систематизированы и уточнены теоретические аспекты налогового администрирования, в частности, уточнено определение администрирования страховых взносов, а именно то, что это процесс управления налоговым контролем, направленным на выявление налоговых правонарушений, обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства, а также проведение профилактических мероприятий по соблюдению законодательства о налогах и сборах в целях своевременного и полного поступления денежных средств в бюджеты всех уровней;
2) уточнен методический подход к оценке эффективности администрирования страховых взносов, заключаемый в разграничении количественных и качественных показателей, и в создании системы показателей, учитывающих специфику объекта исследования. Методика представлена системой из 10 показателей, из которых 3 показателя характеризуют экономичность деятельности налоговых органов, 5 - результативность, 2 - качество, а также определена направленность каждого из них;
3) предложены рекомендации по повышению эффективности администрирования страховых взносов, включающие внедрение автоматизированного процесса контроля плательщиков по междокументным контрольным соотношениям, совершенствование системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), повышение правовой квалификации работников налоговых органов, а также внедрение проекта «Скорая налоговая помощь».
Практическая значимость исследования заключается в общих и частных выводах, сформированных на основе оценки эффективности администрирования страховых взносов.
Информационно-эмпирическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития налогового администрирования, а также прикладные исследования в области проблем обеспечения его эффективности. В диссертации использованы материалы публикаций в периодических изданиях, монографий, научных конференций и семинаров по исследуемой проблеме. Информационной базой исследования является статистическая налоговая отчетность по форме 1-НМ, 2-НК, ВП и 8-СВ Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга за 2017-2019 гг.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определяется актуальность темы исследования, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, методологический инструментарий, степень разработанности темы, основные пункты научной новизны диссертации, практическая значимость исследования, информационно-эмпирическая база исследования.
Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов: понятие и сущность налогового администрирования, законодательные основы и структура налоговых органов, налоговое администрирование страховых взносов в России.
Во второй главе изучается методический инструментарий администрирования страховых взносов: анализируется статистика показателей собираемости страховых взносов «до» и «после» смены администраторов, сравниваются существующие методические подходы к оценке налогового администрирования, а также рассматривается контрольно-аналитическая функция администрирования страховых взносов.
В третьей главе приводится собственная методика к оценке эффективности администрирования страховых взносов, на основании которой проводится анализ деятельности налоговых органов на примере ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, и предлагаются конкретные мероприятия по совершенствованию администрирования страховых взносов в рамках повышения его эффективности.
В заключении делаются общие выводы по проведенному научному исследованию.
С 01.01.2017 г на ФНС возложены полномочия по администрированию страховых взносов, смена администраторов связана с тем, что ФНС обладает более полной информацией о ФОТ (т. к. администрируют НДФЛ, собирают отчетность о соответствующем налоге) и имеют возможность проведения проверок предоставленной отчетности в более оперативном порядке, чем предыдущие администраторы.
В рамках расширения теоретико-методологического подхода к вопросам налогового администрирования, были выделены различные подходы к определению термина «налоговое администрирование», а также сформулировано собственное определение, рассматривающее налоговое администрирование как процесс управления налоговым контролем, направленным на выявление налоговых правонарушений, обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства, а также проведение профилактических мероприятий по соблюдению законодательства о налогах и сборах в целях своевременного и полного поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Проведенное исследование позволило сформировать вывод о том, что в существующих методиках по администрированию платежей, осуществляемых ФНС, в настоящее время не выделена специфика для оценки эффективности администрирования страховых взносов, отсутствием в научной и практической литературе отдельно выделенной методики к оценке администрирования страховых взносов.
Таким образом, автором разработана система из 10 показателей, из которых 3 показателя характеризуют экономичность деятельности налоговых органов, 5 - результативность, 2 - качество, а также определена направленность каждого из них.
На основании данных ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, произведен расчет по предложенной методике, согласно которому сделан вывод о достаточно низком уровне показателей эффективности налогового администрирования страховых взносов, в частности, показателей, отражающих суммы доначисленных платежей, как в расчете на одного инспектора, так и приходящихся на одну результативную проверку.
На основании показателей результативности выявлено, что общая величина поступлений страховых взносов в 2019 году превысила индикативные показатели на 1,8 %, что характеризует точность плановых показателей поступлений во внебюджетные фонды, являясь основой эффективного государственного управления с целью достижения поставленных социальных задач. При этом, результативность налоговых проверок страховых взносов не высокая и составляет в 2019 году чуть более 4 %, что свидетельствует о потребности применения мер, позволяющих повысить качество налоговых проверок.
Посчитана доля плательщиков, представивших РСВ с «нулевыми» начислениями, которая показала положительную тенденцию к сокращению и в 2019 году составила 36,5 % против 46,6 % в 2017 году.
Доля РСВ, переданных плательщиками через интернет по телекоммуникационным каналам связи, с каждым годом растет и в 2019 году данный показатель составил 87,9 %.
В целях повышения эффективности администрирования страховых взносов, в работе предлагается автоматизировать процесс контроля плательщиков по междокументным контрольным соотношениям, который позволил бы отобрать плательщиков для углубленной проверки с максимальными доначислениями в бюджет при минимальных затратах рабочего времени. На сегодняшний день, междокументные контрольные соотношения между отчетностями сверяются работниками налоговых органов в ручном режиме, что занимает большое количество времени и не гарантирует максимальной точности в их сверке. В связи с этим, предлагается данный процесс автоматизировать на основе программного продукта, что высвободит дополнительное рабочее время и позволит на основании полученных результатов осуществлять углубленный контроль по выявленным плательщикам.
Также предлагается создать единую межведомственную информационную базу данных органов, участвующих в процессе налогового администрирования, в связи с тем, что основная форма взаимодействия налоговых органов с внебюджетными фондами, банками, прокуратурой и другими органами - информационная.
На основе интегрированных информационных ресурсов всех органов, могут быть успешно решены вопросы автоматизированного осуществления анализа и планирования поступлений страховых взносов, актуализации данных налоговых органов с Пенсионным фондом в рамках ведения индивидуального персонифицированного учета, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Так же информационный ресурс упростит процесс создания сложных аналитических отчетов и позволит налоговым инспекторам более результативно проводить проверки расчетов по страховым взносам.
Предлагается ввести обучение сотрудников в целях повышения квалификации работников налоговых органов, что связано с переходом инспекций на новое программное обеспечение «АИС Налог-3». В связи с этим, специалистам Управления информационных технологий необходимо максимально незаметно и оперативно решать проблемы технического характера, а также проводить обучения работников налоговых инспекций новому продукту.
Также предлагается внедрить во все инспекции проект «Скорая налоговая помощь». Он заключается в предоставлении студентами вузов (в период прохождения практики) налогоплательщикам помощи по заполнению деклараций и расчетов по страховым взносам. Студенты не только будут оказывать "скорую налоговую помощь", но и совершенствовать свои знания в области налогового законодательства и программ продуктов ФНС России.
Актуальность данной услуги для многих граждан будет связана со сложностью заполнения отчетности самостоятельно и достаточно высокой стоимостью услуг аудиторских фирм, а для налоговых инспекторов данная услуга позволит повысить количество представленных расчетов в установленный срок, снизит вероятность совершения в них допущенных ошибок и поспособствует благоприятному формированию партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов).
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 15.10.2019).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 09.01.2020).
3. Федеральный закон «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 09.01.2020).
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 № 506 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 09.01.2020).
5. Письмо ФНС России «О направлении дополнительных Контрольных соотношений показателей формы расчета по страховым взносам, утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@» от 17.10.2019 № БС-4-11/21382 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 09.01.2020).
6. Письмо ФНС России «О проекте дорожной карты» от 02.02.2016 № БС-4- 11/1539@ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 09.01.2020).
7. Письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 09.01.2020).
8. Балихина Н. В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н. В. Балихина, М. Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 с.
9. Баумштейн С. Н. Налоговая система России: проблемы, анализ, решение : учеб. пособие / С. Н. Баумштейн. - Москва. Электрон, 2015. - 388 с.
10. Безруков, Г. Г. Налоговое администрирование в системе федерального государственного устройства / Г. Г. Безруков. - Екатеринбург: АМБ, 2015. 170 с.
11. Березина Е. Новшества в налоговом администрировании: ищем позитив / Е. Березина // Новая бухгалтерия. - 2016. - № 7. - С. 10-27.
12. Вещунова Н. Л. Налоги. Интенсивный курс. Учебное пособие. - М.: Рид Групп, 2015. - 432 с.
13. Гварлиани Т. Е. Концепция развития налогового администрирования и ее региональный аспект: коллективная монография / Т. Е. Гварлиани, Е. А. Швецова, Е. В. Гнат [и др.], под ред. Т. Е. Гварлиани. - Сочи, ИП Кривлякин С. П., 2011. - 192 с.
14. Горина Г. А. Налогообложение торговых организаций: Учебное пособие / Г. А. Горина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 207 с.
15. Дадашев, А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А. З. Дадашев, Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 с.
16. Евстигнеева Е. Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство : учебник для бакалавров всех форм обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. Е. Н. Евстигнеевой - Санкт-Петербург : Мысль,
2014. - 399 с.
17. Ефремова Т. А. Повышение качества и результативности налогового администрирования: вопросы теории и практики / Т. А. Ефремова - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - 160 с.
18. Зозуля В. В. Налогообложение природопользования : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М. : Издательство Юрайт,
2015. - 257 с.
19. Ильин, А. Ю. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов / А. Ю. Ильин // Финансовое право. - 2015. - № 1. - С. 18-22.
20. Карогод В. С. Налоги и налогообложение : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Аудит и налоговый учет» / под ред. В. С. Карагод, В. В. Худолеева. - Москва : ФОРУМ, 2014. - 169 с.
21. Клейменова, М. О. Налоговое право: учеб. пособие / М. О. Клейменова. - М.: МФПУ «Синергия», 2015. - 368 с.
22. Коростелев М. И. Налоговый аудит : учебник для бакалавров всех форм обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. М. И. Коростелева. - Москва : Бухгалтерская книга, 2013. - 414 с.
23. Косов, М. Е. Налогообложение доходов и имущества физических лиц: Учебник. / М. Е. Косов, Р. Г. Ахмадеев. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 359 с.
24. Куницын Д. В. Налоговое администрирование: учеб. пособие / Д. В. Куницын, Д. А. Черненко. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2017. - 224 с.
25. Лахов В. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации: учебник / под ред. В. В. Лахова. - Москва : Книжный мир, 2015. - 258 с.
26. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 с.
27. Малис Н. И. Налоговая политика государства : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред.. — М.: Издательство Юрайт, 2015. - 388 с.
28. Овчаров Е. В. Ответственность налогоплательщиков по результатам налоговых проверок : учеб. пособие / Е. В. Овчаров. - Москва : Бухгалтерский учет, 2016. - 290 с.
29. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / под ред. Л. П. Окуневой. - Москва : Финансы и статистика, 2012. - 257 с.
30. Ордынская Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для СПО / Е. В. Ордынская ; под ред. Л. С. Кириной. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 406 с.
31. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 382 с.
32. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов / В. Г. Пансков. - М.: Издательство «Юрайт», 2015. - 680 с.
33. Пепеляев, С. Г. Налоги: реформы и практика : учеб. пособие / С. Г. Пепеляев. - Москва : Стеле, 2015. - 157 с.
34. Пономарев, А. И. Налоговое администрирование : учеб. пособие / А. И. Пономарев. Т. В. Игнатова. - М.: Финансы и статистика, 2016.-286 с.
35. Романов А. Н. Организация и методы налоговых проверок: учеб. пособие / под ред.. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 294 с.
36. Романовский М. В. Налоги и налогообложение : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. М. В. Романовского. - Санкт-Петербург : Юрист, 2013. - 344 с.
37. Сысоева Г. Ф. Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности: Учебник для магистров / Г. Ф. Сысоева, И. П. Малецкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 с.
38. Титов А. С. Налоговое администрирование и контроль : проблемы законодательного закрепления и правоприменения / А. С. Титов. - Москва : ВК, 2007.
39. Фадеев Р. В. Государственный финансовый контроль : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / под ред. Р. В. Фадеева. - Москва : Юнити, 2014. - 594 с.
40. Худяков А. И. Налоговое право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. А. И. Худякова. - Уфа : Алтын, 2013. - 487 с.
41. Шлейников В. И. Финансовый контроль: учебник / под ред. В. И. Шлемникова. - Москва : ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. - 320 с
42. Анисимов А. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации/ А. Анисимов// Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 1. - С. 24-31.
43. Ефремова Т. А. Оценка эффективности налогового администрирования на основе эконометрического моделирования / Т. А. Ефремова, И. А. Иванова // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 4. - С. 317-324.
44. Коростелев М. И. Когда налоговики пришли с проверкой / М. И. Коростелев // Налоги и финансовое право. - 2016. - № 88. - С. 95-100.
45. Куклина Т. В. Теоретические основы и классификация налогового администрирования /Т. В. Куклина// Вестник Томского гос. университета. Экономика. - 2015. - №4 (24). - С. 136--142.
46. Литвин Д. О. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения / Д. О. Литвин // Главбух. - 2014 - № 166. - С. 131--144.
47. Лобанов А. В. О содержании и формах налогового контроля / А. В. Лобанов // Налоговый курьер. - 2014. - № 202 - С. 205-219
48. Мусаева Х. М. К вопросу о сущности дефиниций «Налоговый контроль» и оценке резервов роста налоговых доходов / Х. М. Мусаева, С. И. Сиражудинова // Финансы и кредит. - 2013. - № 8(536). - С. 72-78
49. Надточий Е. В. Повышение качества предоставления услуг налоговыми органами как способ минимизации издержек налогового контроля / Е. В. Надточий, Н. С. Зайцева // Налоги и налогообложение. - 2010. - № 3. - С. 12¬15.
50. Оводов А. А. Структура налоговых органов в Российской Федерации / А. А. Оводов // Налоги. - 2012. - № 6. - С. 18-21.
51. Перонко И. А. Методы и формы налогового администрирования / И. А. Перонко, С. И. Межерицкий //Налоговый вестник. - 2015. - № 10. - С. 19-20.
52. Пономаренко А. С. Проблемы применения налоговой терминологии / А. С. Пономаренко / Деловое право. - 2014. - № 4. - С. 32-41.
53. Решетняк А. В. Налоговый контроль как правовая категория // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1338-1341.
54. Саркисов К. К. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности / К. К. Саркисов // Юриспруденция - 2012. - № 54 - С. 72-78.
55. Содномова, С. К. Развитие налогового администрирования на современном этапе / С. К. Содномова, Е. В. Грошева // Известия иркутской государственной экономической академии. - 2016. - № 2 . - С.258-265.
56. Интернет-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/(дата обращения: 15.11.2019).
57. Официальный сайт Министерства Финансов: http://www.minfin.ru/(дата обращения: 15.11.2019).
58. Официальный сайт Федерального казначейства: http://www.roskazna.ru/(дата обращения: 15.11.2019).
59. Официальный сайт ФНС России: http://www.nalog.ru/(дата обращения: 27.04.2017)
60. Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/(дата обращения: 20.05.2019).
61. Электронный ресурс «Клерк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/(дата обращения: 15.11.2019).
62. Электронный ресурс «Российский налоговый портал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.taxpravo.ru/(дата обращения: 15.11.2019).