СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РЕГИОНА 12
1.1. Сущность и понятие стратегического развития в сфере жилищно -
коммунального хозяйства 12
1.2. Правовое регулирование стратегического развития жилищно -
коммунального хозяйства Свердловской области 22
1.3. Зарубежный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством 34
2. АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.1. Понятие и классификация инструментов стратегического развития
системы жилищно-коммунального хозяйства 42
2.2. Анализ комплексного использования программных и финансовых
инструментов реализации стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 54
2.3. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 68
2.4. Анализ использования некоммерческого партнерства в реализации стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 81
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 93
3.1. Рекомендации по совершенствованию инструментов реализации
стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 93
3.2. Развитие некоммерческого партнерства в сфере жилищно-коммунального
хозяйства на территории Свердловской области 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 122
ПРИЛОЖЕНИЕ А 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 138
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РЕГИОНА 12
1.1. Сущность и понятие стратегического развития в сфере жилищно -
коммунального хозяйства 12
1.2. Правовое регулирование стратегического развития жилищно -
коммунального хозяйства Свердловской области 22
1.3. Зарубежный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством 34
2. АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.1. Понятие и классификация инструментов стратегического развития
системы жилищно-коммунального хозяйства 42
2.2. Анализ комплексного использования программных и финансовых
инструментов реализации стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 54
2.3. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 68
2.4. Анализ использования некоммерческого партнерства в реализации стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 81
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 93
3.1. Рекомендации по совершенствованию инструментов реализации
стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 93
3.2. Развитие некоммерческого партнерства в сфере жилищно-коммунального
хозяйства на территории Свердловской области 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 122
ПРИЛОЖЕНИЕ А 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 138
Актуальность темы исследования. Стратегический подход получает все большее применение в современной системе государственного управления. В настоящее время возрастает значимость стратегического планирования как на уровне государственной власти, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий. Исключением не является такая важная отрасль жизнеобеспечения населения как жилищно -коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ). Данная отрасль является одной из главных частей территориальной инфраструктуры, а при правильном управлении и развитии со стороны государства может функционировать на высоком уровне.
Жилищные условия населения, доступность и качество жилищно-коммунальных услуг, наряду с условиями труда, состоянием окружающей среды, степенью развитости объектов социальной инфраструктуры, являются основными составляющими понятия «условия жизни», оказывающими непосредственное влияние на такую характеристику, как качество жизни. Эти факторы обуславливают более тщательный подход к планированию и реализации стратегии развития ЖКХ.
Несмотря на значимость данной сферы, многие направления ЖКХ находятся в удручающем состоянии: тарифная политика, изношенность инфраструктуры, содержание жилищного фонда и придомовых территорий, содержание и ремонт внутренних и внешних сетей, капитальный ремонт. Данные вопросы требуют тщательной проработки со стороны государственных органов. Их основной задачей в сфере ЖКХ является повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения, создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ.
Именно поэтому необходимо решать организационные, экономические, правовые и технические проблемы управления комплексом ЖКХ, что обуславливает отнесения стратегии развития данной отрасли к одному из ключевых направлений публичного управления. В связи с этим реализация и совершенствование инструментов стратегического развития в сфере ЖКХ требует всестороннего исследования.
Данные факторы обуславливают актуальность выбранной темы и направления исследования, которое ориентировано на формирование мероприятий по совершенствованию инструментов реализации стратегии развития ЖКХ Свердловской области.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, относящиеся к тематике исследования, нашли отражение в широком ряде работ отечественных и зарубежных авторов, таких как О. С. Виханский, Г. Б. Клейнер, А. И. Маленков, А. Чандлер, О. Б. Брагинский, Г. М. Татевосян, О. М. Писарева и многих других ученых, внесших большой вклад в исследование стратегического управления. Вместе с тем проработка реализации инструментов стратегии требуют дополнительного рассмотрения с учетом становления системы стратегического планирования в Свердловской области. Вышесказанное определило выбор темы исследования, его цель и поставленные задачи.
Объект исследования - стратегия развития системы жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Предметом исследования являются инструменты стратегического развития жилищно-коммунальным хозяйством Свердловской области.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию инструментов стратегического развития ЖКХ Свердловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие стратегии развития в сфере ЖКХ.
2. Проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКХ и стратегии ее развития.
3. Проанализировать зарубежный опыт управления жилищно - коммунальным комплексом.
4. Определить основные инструменты стратегического развития системой ЖКХ и классифицировать их.
5. Проанализировать эффективность применения инструментов стратегического развития системой ЖКХ Свердловской области.
6. Исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на стратегическое развитие сферы ЖКХ Свердловской области.
7. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию инструментов, направленных на реализацию стратегии развития ЖКХ Свердловской области.
Теоретико-методологические база исследования.
В процессе работы над диссертацией использован формально-юридический метод, рассмотрены федеральные законы и нормативные документы, которые имеют отношение к формированию стратегии ЖКХ Свердловской области, также базу составили фундаментальные и прикладные работы российских и зарубежных ученых в области стратегического планирования, программно-целевых методов планирования и управления.
Информационную базу исследования составили: федеральные и региональные (Свердловская область) нормативно-правовые акты в сфере стратегического планирования и жилищно-коммунального хозяйства, данные Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, официальные документы органов государственной власти регионального уровня, монографии и периодические издания трудов отечественных и зарубежных авторов, в том числе представленные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», результаты экспертного опроса представителей в сфере жилищного самоуправления Свердловской области.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, анализ теоретических источников, сравнительный анализ, экспертный опрос, анализ статистических данных, позволяющий обеспечить обоснованные и достоверные выводы по результатам исследования, календарное, сетевое и ресурсное планирование.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию инструментов стратегического развития отрасли ЖКХ региона на основе согласования процессов разработки федеральных и региональных государственных программ и бюджетов, инвестирования в отрасль, развития некоммерческого партнерства в части развития жилищного самоуправления.
Положения, выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Сформулировано определение понятия «стратегия», под которым
нами понимается долгосрочный план действий, определяющий концептуальные направления развития отрасли, итоговые плановые показатели эффективности, инструментарий, обеспечивающий сбалансированное и планомерное достижение итоговых показателей по достижению стратегических целей. Сфера жилищно-коммунального хозяйства была определена как разносторонняя отрасль национального хозяйства, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их проживания.
2. Анализ нормативных правовых актов позволил нам сделать вывод, что на федеральном и региональном уровнях приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации закона Свердловской области о стратегическом развитии региона на долгосрочный период, в частности утверждена Стратегия в сфере ЖКХ.
3. Проанализирован зарубежный опыт управления и развития сферы ЖКХ, а это позволило выявить, что в ряде европейских и азиатских стран активно применяется механизм ГЧП, который способствует развитию и привлечению инвестиций в данную отрасль, также активно применяется инструмент привлечения населения в управление многоквартирными домами.
4. В ходе изучения научной литературы и нормативных правовых актов нами было выявлено, что к наиболее эффективным инструментам реализации стратегии развития ЖКХ относятся: государственные программы, представляющие собой план мероприятий, региональный бюджет, государственно-частное партнерство, которое реализуется посредством концессионных соглашений, а также некоммерческое партнерство, которое представляет собой объединение собственников жилья для управления жилищным фондом.
5. Сделан вывод о необходимости совершенствования механизма разработки и реализации государственных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также эффективного применения финансовых инструментов для их реализации. В процессе стратегического планирования сфера жилищно-коммунального хозяйства сталкивается с комплексом финансовых проблем: региональные и местные финансы характеризуются дефицитом, высокой дотационной зависимости, неустойчивости и слабой прогнозируемости относительно любых стратегий и программ долговременного характера, большая часть бюджета региона направлена на поддержание социальной сферы.
6. Определено, что государственно-частное партнерство мог бы быть эффективным инструментом для развития отрасли, но его развитие недостаточно продуктивно по следующим причинам: объекты ЖКХ в настоящее время являются заведомо убыточными, недостаточная инвестиционная способность частного сектора экономики, заключение концессионного соглашения на короткий промежуток времени. Исключение указанных препятствий возможно при увеличении срока заключения концессионных соглашений с ресурсоснабжающими компаниями, предоставлении им налоговых преференций, обеспечении здоровой конкуренции при заключении соглашений.
7. Установлено, что некоммерческое партнерство в части объединения собственников жилья, признается одним из наиболее эффективных способов управления в сфере ЖКХ, однако данная форма управления является далеко не самой популярной среди граждан и не поддерживается со стороны органов власти.
8. На основании выявленных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства разработаны рекомендации по совершенствованию инструментов реализации стратегии развития данной отрасли. В частности, разработка и реализация государственных программ в жилищно-коммунальной отрасли при значительном участии средств федерального и регионального бюджетов; создание условий для увеличения потенциала государственно-частного партнерства; внесение изменений в закон о стратегии развития региона с целью развития жилищного самоуправления на территории Свердловской области.
9. Вопрос развития жилищного самоуправления в Свердловской области не решен - отсутствует единая информационная структура, предоставляющая субъектам полный перечень мер по всем возможным категориям и инструментам стимулирования деятельности в сфере самостоятельного управления жилым фондом. Аргументировано расширение полномочий общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части контроля реализации мероприятий, необходимых для развития некоммерческого партнерства. Реализация данного предложения снизит риск возможного возникновения напряжения в управлении жилищным фондом.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти Свердловской области при реализации стратегического плана развития отрасли ЖКХ. Представленный в работе проект по развитию некоммерческого партнерства может быть принят во внимание Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области для целей развития жилищного самоуправления.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка литературы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования магистерской диссертации докладывались автором на научно-практических конференциях:
1. Масягина А. В., Кузнецова Е. В. Реализация государственно¬
частного партнерства на территории Свердловской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. В. Масягина, Е. В. Кузнецова // «Экономическая безопасность в условиях цифровой экономики: трансформация векторов
и подходов»: материалы I науч.-практ.конф. - Екатеринбург: РАНХиГС, 2019.
- С.40-47.
2. Масягина А. В., Кузнецова Е. В. Концессионные соглашения как инструмент привлечения инвестиций в систему жилищно-коммунального хозяйства / А. В. Масягина, Е. В. Кузнецова // Весенние дни науки ВШЭМ: сбор. доклад. междунар. конф. студ. и молод.учен.- Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2019. -С.403-406.
3. Масягина А. В., Кузнецова Е. В. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области: проблемы и пути решения / А. В. Масягина, Е. В. Кузнецова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы IV Международн. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 23-24 апреля 2018 г. : в 2-х т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, - 2018. Т. 2. - С. 90-95.
Жилищные условия населения, доступность и качество жилищно-коммунальных услуг, наряду с условиями труда, состоянием окружающей среды, степенью развитости объектов социальной инфраструктуры, являются основными составляющими понятия «условия жизни», оказывающими непосредственное влияние на такую характеристику, как качество жизни. Эти факторы обуславливают более тщательный подход к планированию и реализации стратегии развития ЖКХ.
Несмотря на значимость данной сферы, многие направления ЖКХ находятся в удручающем состоянии: тарифная политика, изношенность инфраструктуры, содержание жилищного фонда и придомовых территорий, содержание и ремонт внутренних и внешних сетей, капитальный ремонт. Данные вопросы требуют тщательной проработки со стороны государственных органов. Их основной задачей в сфере ЖКХ является повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения, создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ.
Именно поэтому необходимо решать организационные, экономические, правовые и технические проблемы управления комплексом ЖКХ, что обуславливает отнесения стратегии развития данной отрасли к одному из ключевых направлений публичного управления. В связи с этим реализация и совершенствование инструментов стратегического развития в сфере ЖКХ требует всестороннего исследования.
Данные факторы обуславливают актуальность выбранной темы и направления исследования, которое ориентировано на формирование мероприятий по совершенствованию инструментов реализации стратегии развития ЖКХ Свердловской области.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, относящиеся к тематике исследования, нашли отражение в широком ряде работ отечественных и зарубежных авторов, таких как О. С. Виханский, Г. Б. Клейнер, А. И. Маленков, А. Чандлер, О. Б. Брагинский, Г. М. Татевосян, О. М. Писарева и многих других ученых, внесших большой вклад в исследование стратегического управления. Вместе с тем проработка реализации инструментов стратегии требуют дополнительного рассмотрения с учетом становления системы стратегического планирования в Свердловской области. Вышесказанное определило выбор темы исследования, его цель и поставленные задачи.
Объект исследования - стратегия развития системы жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Предметом исследования являются инструменты стратегического развития жилищно-коммунальным хозяйством Свердловской области.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию инструментов стратегического развития ЖКХ Свердловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие стратегии развития в сфере ЖКХ.
2. Проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКХ и стратегии ее развития.
3. Проанализировать зарубежный опыт управления жилищно - коммунальным комплексом.
4. Определить основные инструменты стратегического развития системой ЖКХ и классифицировать их.
5. Проанализировать эффективность применения инструментов стратегического развития системой ЖКХ Свердловской области.
6. Исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на стратегическое развитие сферы ЖКХ Свердловской области.
7. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию инструментов, направленных на реализацию стратегии развития ЖКХ Свердловской области.
Теоретико-методологические база исследования.
В процессе работы над диссертацией использован формально-юридический метод, рассмотрены федеральные законы и нормативные документы, которые имеют отношение к формированию стратегии ЖКХ Свердловской области, также базу составили фундаментальные и прикладные работы российских и зарубежных ученых в области стратегического планирования, программно-целевых методов планирования и управления.
Информационную базу исследования составили: федеральные и региональные (Свердловская область) нормативно-правовые акты в сфере стратегического планирования и жилищно-коммунального хозяйства, данные Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, официальные документы органов государственной власти регионального уровня, монографии и периодические издания трудов отечественных и зарубежных авторов, в том числе представленные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», результаты экспертного опроса представителей в сфере жилищного самоуправления Свердловской области.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, анализ теоретических источников, сравнительный анализ, экспертный опрос, анализ статистических данных, позволяющий обеспечить обоснованные и достоверные выводы по результатам исследования, календарное, сетевое и ресурсное планирование.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию инструментов стратегического развития отрасли ЖКХ региона на основе согласования процессов разработки федеральных и региональных государственных программ и бюджетов, инвестирования в отрасль, развития некоммерческого партнерства в части развития жилищного самоуправления.
Положения, выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Сформулировано определение понятия «стратегия», под которым
нами понимается долгосрочный план действий, определяющий концептуальные направления развития отрасли, итоговые плановые показатели эффективности, инструментарий, обеспечивающий сбалансированное и планомерное достижение итоговых показателей по достижению стратегических целей. Сфера жилищно-коммунального хозяйства была определена как разносторонняя отрасль национального хозяйства, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их проживания.
2. Анализ нормативных правовых актов позволил нам сделать вывод, что на федеральном и региональном уровнях приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации закона Свердловской области о стратегическом развитии региона на долгосрочный период, в частности утверждена Стратегия в сфере ЖКХ.
3. Проанализирован зарубежный опыт управления и развития сферы ЖКХ, а это позволило выявить, что в ряде европейских и азиатских стран активно применяется механизм ГЧП, который способствует развитию и привлечению инвестиций в данную отрасль, также активно применяется инструмент привлечения населения в управление многоквартирными домами.
4. В ходе изучения научной литературы и нормативных правовых актов нами было выявлено, что к наиболее эффективным инструментам реализации стратегии развития ЖКХ относятся: государственные программы, представляющие собой план мероприятий, региональный бюджет, государственно-частное партнерство, которое реализуется посредством концессионных соглашений, а также некоммерческое партнерство, которое представляет собой объединение собственников жилья для управления жилищным фондом.
5. Сделан вывод о необходимости совершенствования механизма разработки и реализации государственных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также эффективного применения финансовых инструментов для их реализации. В процессе стратегического планирования сфера жилищно-коммунального хозяйства сталкивается с комплексом финансовых проблем: региональные и местные финансы характеризуются дефицитом, высокой дотационной зависимости, неустойчивости и слабой прогнозируемости относительно любых стратегий и программ долговременного характера, большая часть бюджета региона направлена на поддержание социальной сферы.
6. Определено, что государственно-частное партнерство мог бы быть эффективным инструментом для развития отрасли, но его развитие недостаточно продуктивно по следующим причинам: объекты ЖКХ в настоящее время являются заведомо убыточными, недостаточная инвестиционная способность частного сектора экономики, заключение концессионного соглашения на короткий промежуток времени. Исключение указанных препятствий возможно при увеличении срока заключения концессионных соглашений с ресурсоснабжающими компаниями, предоставлении им налоговых преференций, обеспечении здоровой конкуренции при заключении соглашений.
7. Установлено, что некоммерческое партнерство в части объединения собственников жилья, признается одним из наиболее эффективных способов управления в сфере ЖКХ, однако данная форма управления является далеко не самой популярной среди граждан и не поддерживается со стороны органов власти.
8. На основании выявленных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства разработаны рекомендации по совершенствованию инструментов реализации стратегии развития данной отрасли. В частности, разработка и реализация государственных программ в жилищно-коммунальной отрасли при значительном участии средств федерального и регионального бюджетов; создание условий для увеличения потенциала государственно-частного партнерства; внесение изменений в закон о стратегии развития региона с целью развития жилищного самоуправления на территории Свердловской области.
9. Вопрос развития жилищного самоуправления в Свердловской области не решен - отсутствует единая информационная структура, предоставляющая субъектам полный перечень мер по всем возможным категориям и инструментам стимулирования деятельности в сфере самостоятельного управления жилым фондом. Аргументировано расширение полномочий общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части контроля реализации мероприятий, необходимых для развития некоммерческого партнерства. Реализация данного предложения снизит риск возможного возникновения напряжения в управлении жилищным фондом.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти Свердловской области при реализации стратегического плана развития отрасли ЖКХ. Представленный в работе проект по развитию некоммерческого партнерства может быть принят во внимание Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области для целей развития жилищного самоуправления.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка литературы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования магистерской диссертации докладывались автором на научно-практических конференциях:
1. Масягина А. В., Кузнецова Е. В. Реализация государственно¬
частного партнерства на территории Свердловской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. В. Масягина, Е. В. Кузнецова // «Экономическая безопасность в условиях цифровой экономики: трансформация векторов
и подходов»: материалы I науч.-практ.конф. - Екатеринбург: РАНХиГС, 2019.
- С.40-47.
2. Масягина А. В., Кузнецова Е. В. Концессионные соглашения как инструмент привлечения инвестиций в систему жилищно-коммунального хозяйства / А. В. Масягина, Е. В. Кузнецова // Весенние дни науки ВШЭМ: сбор. доклад. междунар. конф. студ. и молод.учен.- Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2019. -С.403-406.
3. Масягина А. В., Кузнецова Е. В. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области: проблемы и пути решения / А. В. Масягина, Е. В. Кузнецова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы IV Международн. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 23-24 апреля 2018 г. : в 2-х т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, - 2018. Т. 2. - С. 90-95.
Стратегия развития ЖКХ Свердловской области на всех уровнях представляет собой систему долгосрочных целей и задач, определяющих ее развитие и выбор наиболее эффективных путей для ее достижения. Основная цель стратегии развития ЖКХ заключается в том, что она способствует реализации качественного предоставления коммунальных услуг. Инструменты реализации стратегии развития ЖКХ разработаны в соответствии с действующим законодательством, но они требуют более детальной проработки. При разработке стратегических документов в рамках региона следует учитывать большое разнообразие региональных особенностей, связанных с административными, нормативно-правовыми, климатическими отличиями и размерами территорий, а также необходимо наличие высокой заинтересованности соответствующих структур на каждом уровне для эффективной реализации инструментов развития данной сферы.
Полученные результаты исследования можно охарактеризовать следующими выводами.
1. На этапе анализа научной литературы по проблематике было выявлено, что развитие стратегического планирования в рамках нашей страны происходило весьма активно и динамично, сопровождалось появлением и развитием различных моделей и концепций, которые каждый раз становились более результативными предыдущих, таким образом, была изучена история развития и становления стратегического планирования. Выделены и проанализированы основные определения термина «стратегия», которые были даны учеными и исследователями разных стран.
2. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в настоящее время в правовой системе Российской Федерации разработаны необходимые документы стратегического планирования развития отрасли ЖКХ. Соответствующие документы приняты и в рамках регионального законодательства Свердловской области. Вместе с тем, указанные документы сами по себе не могут способствовать развитию сферы ЖКХ в отсутствие их реализации.
3. В магистерской диссертации был проанализирован зарубежный опыт управления и развития сферы ЖКХ, что позволило выявить: в ряде европейских и азиатских стран активно применяется механизм ГЧП, который способствует развитию и привлечению инвестиций в данную отрасль. Было выявлено, что зарубежные эксперты являются приверженцами обязательного самоуправления в многоквартирных домах, так как основной целью данного направления является повышение заинтересованности собственников в выработке грамотных решений по содержанию и эксплуатации жилых домов, вовлечение их в процесс принятия решений по управлению домом.
4. При анализе научной литературы и нормативной правовой базы на уровне Российской Федерации и Свердловской области были классифицированы инструменты стратегического развития сферы ЖКХ, к которым относятся: государственные программы как наиболее эффективный способ реализации стратегии при условии эффективного и достаточного финансирования из средств федерального бюджета; механизм привлечения инвестиций в данную отрасль, к которым, в первую очередь, относятся концессионные соглашения; привлечение населения к жилищному самоуправлению. Заключено, что существующие инструменты требуют дальнейшей детальной проработки.
5. Согласно Стратегии развития ЖКХ Свердловской области мероприятия государственных программ и распределение бюджетных средств призваны способствовать реализации задач Стратегии, но государственные программы в сфере ЖКХ на уровне Свердловской области характеризуются довольно большим количеством дублирующих подпрограмм, неэффективной методикой их оценки и подчинением федеральным целевым программам. Бюджет региона не первый год является дефицитным, расходы превосходят доходы, а основные средства направляются на обеспечение социальной сферы и на проекты, которые приводят к новым расходным обязательствам. На действующие государственные программы ЖКХ средства выделяются не в полном объеме, что приводит к их невыполнению, в вязи с этим данная отрасль должна переориентироваться на альтернативные источники финансирования, что обеспечит ее стабильное и устойчивое развитие.
6. Одним из способов привлечения финансовых ресурсов в отрасль является инструмент ГЧП. Данный инструмент в последние годы активно применяется в сфере ЖКХ, но для необходимого объема привлечения средств следует принять меры, которые будут стимулировать поступления инвестиций: увеличение срока заключения концессионных соглашений; получение доступа к бюджетному софинансированию капитальных затрат, особенно в малых городах; тарифное регулирование; гарантии доходности проектов по концессионным соглашениям.
7. Некоммерческое партнерство также определено как потенциально успешный инструмент управления жилищным фондом. Анализ зарубежного опыта, экспертного интервью и опрос респондентов по вопросу жилищного самоуправления позволили сделать вывод, что ТСЖ является эффективной формой управления МКД, а также регулирования отношений между собственниками общего имущества. Образование и увеличение эффективных ТСЖ позволит наладить диалог между гражданами, органами государственной власти и предприятиями ЖКХ. Увеличение потенциала использования такого инструмента возможно при предоставлении таким субъектам методической помощи со стороны органов власти.
8. На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию инструментов стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Наиболее эффективным представляется разработка и реализация государственных программ в жилищно-коммунальной отрасли при значительном участии средств федерального и регионального бюджетов; создание условий для увеличения потенциала государственно-частного партнерства; внесение изменения в закон о стратегии развития региона с целью развития жилищного самоуправления на территории Свердловской области.
9. Важным этапом в написании работы стал проект по расширению полномочий общественного контроля в сфере ЖКХ в части реализации мероприятий, необходимых для развития некоммерческого партнерства. Проект представляет собой формирование комиссии при Общественном совете Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, которая будет осуществлять методическую и консультативную помощь в создании новых ТСЖ и функционировании действующих. Данный проект позволит наладить диалог между гражданами и органами государственной власти, а также развитию активной гражданской позиции в части управления жилищным фондом.
Полученные результаты исследования можно охарактеризовать следующими выводами.
1. На этапе анализа научной литературы по проблематике было выявлено, что развитие стратегического планирования в рамках нашей страны происходило весьма активно и динамично, сопровождалось появлением и развитием различных моделей и концепций, которые каждый раз становились более результативными предыдущих, таким образом, была изучена история развития и становления стратегического планирования. Выделены и проанализированы основные определения термина «стратегия», которые были даны учеными и исследователями разных стран.
2. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в настоящее время в правовой системе Российской Федерации разработаны необходимые документы стратегического планирования развития отрасли ЖКХ. Соответствующие документы приняты и в рамках регионального законодательства Свердловской области. Вместе с тем, указанные документы сами по себе не могут способствовать развитию сферы ЖКХ в отсутствие их реализации.
3. В магистерской диссертации был проанализирован зарубежный опыт управления и развития сферы ЖКХ, что позволило выявить: в ряде европейских и азиатских стран активно применяется механизм ГЧП, который способствует развитию и привлечению инвестиций в данную отрасль. Было выявлено, что зарубежные эксперты являются приверженцами обязательного самоуправления в многоквартирных домах, так как основной целью данного направления является повышение заинтересованности собственников в выработке грамотных решений по содержанию и эксплуатации жилых домов, вовлечение их в процесс принятия решений по управлению домом.
4. При анализе научной литературы и нормативной правовой базы на уровне Российской Федерации и Свердловской области были классифицированы инструменты стратегического развития сферы ЖКХ, к которым относятся: государственные программы как наиболее эффективный способ реализации стратегии при условии эффективного и достаточного финансирования из средств федерального бюджета; механизм привлечения инвестиций в данную отрасль, к которым, в первую очередь, относятся концессионные соглашения; привлечение населения к жилищному самоуправлению. Заключено, что существующие инструменты требуют дальнейшей детальной проработки.
5. Согласно Стратегии развития ЖКХ Свердловской области мероприятия государственных программ и распределение бюджетных средств призваны способствовать реализации задач Стратегии, но государственные программы в сфере ЖКХ на уровне Свердловской области характеризуются довольно большим количеством дублирующих подпрограмм, неэффективной методикой их оценки и подчинением федеральным целевым программам. Бюджет региона не первый год является дефицитным, расходы превосходят доходы, а основные средства направляются на обеспечение социальной сферы и на проекты, которые приводят к новым расходным обязательствам. На действующие государственные программы ЖКХ средства выделяются не в полном объеме, что приводит к их невыполнению, в вязи с этим данная отрасль должна переориентироваться на альтернативные источники финансирования, что обеспечит ее стабильное и устойчивое развитие.
6. Одним из способов привлечения финансовых ресурсов в отрасль является инструмент ГЧП. Данный инструмент в последние годы активно применяется в сфере ЖКХ, но для необходимого объема привлечения средств следует принять меры, которые будут стимулировать поступления инвестиций: увеличение срока заключения концессионных соглашений; получение доступа к бюджетному софинансированию капитальных затрат, особенно в малых городах; тарифное регулирование; гарантии доходности проектов по концессионным соглашениям.
7. Некоммерческое партнерство также определено как потенциально успешный инструмент управления жилищным фондом. Анализ зарубежного опыта, экспертного интервью и опрос респондентов по вопросу жилищного самоуправления позволили сделать вывод, что ТСЖ является эффективной формой управления МКД, а также регулирования отношений между собственниками общего имущества. Образование и увеличение эффективных ТСЖ позволит наладить диалог между гражданами, органами государственной власти и предприятиями ЖКХ. Увеличение потенциала использования такого инструмента возможно при предоставлении таким субъектам методической помощи со стороны органов власти.
8. На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию инструментов стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Наиболее эффективным представляется разработка и реализация государственных программ в жилищно-коммунальной отрасли при значительном участии средств федерального и регионального бюджетов; создание условий для увеличения потенциала государственно-частного партнерства; внесение изменения в закон о стратегии развития региона с целью развития жилищного самоуправления на территории Свердловской области.
9. Важным этапом в написании работы стал проект по расширению полномочий общественного контроля в сфере ЖКХ в части реализации мероприятий, необходимых для развития некоммерческого партнерства. Проект представляет собой формирование комиссии при Общественном совете Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, которая будет осуществлять методическую и консультативную помощь в создании новых ТСЖ и функционировании действующих. Данный проект позволит наладить диалог между гражданами и органами государственной власти, а также развитию активной гражданской позиции в части управления жилищным фондом.
Подобные работы
- Направления совершенствования муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства (Уральский государственный экономический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ НА
ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления эксплуатацией жилищного фонда (на примере ООО «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление № 1» г. Магнитогорск)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗУБЫТОЧНЫХ ТАРИФОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Авторефераты (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2014 - ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ ОТ БИЗНЕСА К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



