Глава 1. Движение Свидетелей Иеговы: история, особенности вероучения, структура 16
1.1. История и вероучение Свидетелей Иеговы 16
1.2. Структура, организация и практики Свидетелей Иеговы 23
Глава 2. Свидетели Иеговы на территории Свердловской области: история, структура численность, состав 35
2.1. История регионального сообщества Свидетелей Иеговы 35
2.2. Структура, численность и состав собраний Свидетелей Иеговы 45
Глава 3. Свидетели Иеговы в представлениях СМИ и общественном мнении населения Свердловской области 53
3.1. Свидетели Иеговы Свердловской области
как предмет интереса средств массовой информации 53
3.2. Образ Свидетелей Иеговы Свердловской области
в общественном мнении 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
Приложение 1 Залы Царства Свердловской области 105
Приложение 2 Частотные списки смысловых единиц 106
Приложение 3 Данные анкетирования студентов ВУЗов г. Екатеринбург • •••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••....••••••••••••••. 111
Приложение 4 Личный архив автора. Наблюдения 120
Приложение 5 Личный архив автора. Интервью 122
Приложение 6 Личный архив автора. Письмо с проповедью 130
Приложение 7 Г лоссарий 131
По данным сайта правительства Свердловской области на 01.01.2014 г. на территории региона действовало девять общин Свидетелей Иеговы . Но помимо зарегистрированных религиозных объединений, имеются не зарегистрированные (религиозные группы), количество которых близится к тридцати. Эти общины однообразны по своей истории возникновения, структуре и особенностям практик, что дает основание рассматривать их как часть единого феномена.
Общество Свидетелей Иеговы — международная религиозная организация позднепротестантского типа, возникновение которой связано с именем Чарлза Тейза Рассела, основавшего в 1870 г. в американском городе Аллегейн, штат Пенсильвания, кружок «Исследователей Библии». В 1881 г. было создано «Общество Сионской Сторожевой башни и трактатов», занимающееся изданием и распространением религиозной литературы. К началу XX в. филиалы Исследователей Библии появились в странах Европы, в Австралии и России. С 1931 г. Исследователи Библии стали называться Свидетелями Иеговы. Это самоназвание имеет библейский корень: «Вы мои свидетели,— говорит Иегова.. .»3.
Свидетели Иеговы имеют единую организационную структуру и практики, постоянно развивающееся вероучение, которое существенно отличается от вероучений прочих христианских деноминаций. Источником знаний о Боге Свидетели Иеговы признают только Библию и на практике используют различные ее издания, особое место среди которых занимает «Священное Писание - Перевод нового мира» . Свидетели Иеговы придерживаются унитарной доктрины: лишь Иегова является Богом-Творцом, Иисус Христос — его творением, сыном, а Святой Дух - действующей силой. Ключевым событием будущего, согласно их вероучению, является Армагеддон, после которого 144000 последователей Христа вознесутся на небо и станут его соправителями в Небесном Царстве, другие праведники останутся жить на земле вечно. Свидетели Иеговы ведут здоровый образ жизни. Особенностью вероучения и повседневных практик является и то, то кровь воспринимается как жизнь, данная Богом, поэтому последователи отказываются от ее употребления, в том числе в медицинских целях. Несение воинской службы считается противоречащим вере, и верующим самим предлагается принимать решение в этом вопросе.
Начальный период истории Свидетелей Иеговы в России изучен недостаточно, и отрывочные сведения позволяют предполагать, что первые последователи Исследователей Библии проявились в России в конце 1880-х г. В 1913 г. Исследователи Библии получили регистрацию на территории Финляндии, а после 1917 г. стали развиваться группы верующих и в других западных регионах страны.
В Советском Союзе Свидетели повергались преследованиям, и только в конце 1980-х гг. они получили возможность свободно исповедовать, проводить собрания и распространять свои убеждения. В 1990-1992 гг. Свидетели Иеговы прошли этапы регистрации в Минюсте РФ. В 2016 г. число посещающих богослужения близится к 300 тысяч человек (из них возвещателями являются более 175600)6, зарегистрированы 1 централизованная и 384 местных религиозных организаций , действуют более 2500 собраний и малых групп. Образовано свыше 350 религиозных групп на различных языках народов России, 137 групп состоят из глухих и слабослышащих.
Свидетели Иеговы - значимое явление религиозного ландшафта Свердловской области. Эта международная организация часто характеризуется как «тоталитарная секта», в связи с этим возникает необходимость ее исследования. Поскольку сообщество Свидетелей Иеговы Свердловской области ранее не изучалось, актуальность и новизна данной работы определяется неисследованностью данного вопроса: изучение истории и современности общин Свидетелей Иеговы может восполнить пробел в исследованиях религиозного ландшафта региона.
Объект исследования — общины Свидетелей Иеговы Свердловской области как пример религиозного сообщества. Предмет исследования — история создания, состав и деятельность религиозных организаций и групп Свидетелей Иеговы.
Хронологические рамки магистерской работы охватывают период с 1990 г., то есть со времени появления первых религиозных групп Свидетелей Иеговы на Среднем Урале, по 2016 г.
Географические рамки работы совпадают с административными границами Свердловской области.
Степень изученности общества Свидетелей Иеговы в СССР и Российской Федерации достаточно значительна. В историографии СССР исследование протестантских сообществ, и Свидетелей Иеговы в частности, отличалось идеологизацией. Литература, преследовала цель разоблачения «сектанства» и преодоления религиозности в сознании людей, представляя религию элементом, не соответствующим социализму. В таких научно-популярных и просветительских изданиях, часто представлявших собой агитационные брошюры, постоянным атрибутом являлась лексика,
направленная на создание образа врага: «Религия на службе контрреволюции в Сибири», «Подлинное лицо «свидетелей Иеговы», «Свидетели иеговы» на службе империализма», «Секты, их вера и дела», «Какого бога они свидетели?», «Братья бруклинских апостолов» и так далее . Рассчитывая на массового читателя, авторы подавали информацию в тенденциозном виде, характерном для данного периода. Тем не менее, помимо изданий, носивших явно агитационный характер, в СССР существовали попытки научного изучения Свидетелей Иеговы. Здесь можно назвать труды А.Т. Москаленко и П.Л. Яроцкого , но и они наполнены соответствующей лексикой.
В 1990-х гг. исследователи смогли получить доступ к новым историческим источникам. Большую исследовательскую работу по данной теме проводит Российское объединение исследователей религии (РОИР) во главе с М.И. Одинцовым . Объединение издает сборники научных статей и источников «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты». В выпуске № 9 целый раздел посвящен истории и современности Свидетелей Иеговы в России . Раздел содержит статьи о региональной истории Свидетелей Иеговы в Сибири и Дальнем Востоке, экспертные заключения, юридические заметки и мемуары. В частности, в автобиографии В.Г. Гутшмидта повествуется о пребывании в лагерях Воркуты и Инты, где отбывали сроки более 70 Свидетелей Иеговы. На данный момент эта биография является первым упоминанием о Свидетелях Иеговы на Урале.
Исследованием конфессионально-государственных отношений занимается М.И. Одинцов. Вопросам вероисповедной политики и свободы совести посвящены его монографии и публикации источников «Совет министров СССР постановляет: «выселить навечно», «Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951-1985 гг.)», «Власть и религия в годы войны. (Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг)» и «Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985-1997 гг.».
Статьи, посвященные вопросам свободы совести в современной России, публикует Информационно-аналитический центр «СОВА» . В докладах Центра часто фигурируют Свидетели Иеговы, ставшие жертвами ксенофобии. Также в контексте правозащитной деятельности социальные аспекты общества Свидетелей Иеговы исследует А.В. Пчелинцев в монографии «Право не стрелять. Альтернативная гражданская служба».
В историко-правовом русле написана работы Н.С. Гордиенко «Российские Свидетели Иеговы: история и современность» . Автор осветил проблему всесторонне и на основе богатой источниковой базы раскрыл различные стороны практик и общественной жизни Свидетелей Иеговы. Также попытка комплексного исследования протестантизма, в том числе организации Свидетелей Иеговы, в современной России была предпринята в совместном проекте Кестонского Института и российских религиоведов. Результатом работы стала энциклопедия «Современная религиозная жизнь России», второй том которой посвящен протестантским деноминациям. В работе освещены вопросы вероучения, структуры, состава и деятельности Свидетелей Иеговы, их интеграции в общество. В социально-философском аспекте организация Свидетелей Иеговы рассмотрена в работах С.И. Иваненко. Написанная на основе диссертационной работы монография «О людях, никогда не расстающихся с Библией» дает представление о структуре, практиках и истории Свидетелей Иеговы в советской России. В этой работе автор апологетически подходит к объекту своего исследования. Но, с другой стороны, в этом и заключается ценность этой монографии: рассчитанная на широкий круг читателей, она создает позитивный образ Свидетелей Иеговы, ярко выделяясь на фоне остальной научно-популярной и церковной литературы, в которой данные о верующих зачастую искажены. С.И. Иваненко также является автором нескольких статей и монографий по данной теме в свете движения антикультизма: «Свидетели Иеговы и их религиозная литература остаются одним из приоритетных объектов «противодействия экстремизму», «Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация».
Среди исследований по истории и современности Свидетелей Иеговы можно также назвать статью М.С. Шевченко «Современные проблемы государственно-конфессионального дискурса (на примере опыта судебных процессов против религиозной организации «Свидетели Иеговы» в Российской Федерации» , диссертацию белгородского исследователя Шилишпанова Р.В. «Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы»», где автор рассмотрел теоретические аспекты развития этой деноминации в социально-философском ключе, дал религиоведческий анализ и определил степень легитимности употребления к Свидетелям Иеговы таких понятий, как «новое религиозное движение», «тоталитарная секта», «новая религиозная организация деструктивного и оккультного характера».
Сами Свидетели Иеговы, уделяющие большую роль книжной культуре, так же начинают формировать свою историографию. В сети Интернет существуют ресурсы, хранящие литературу и источники по теме. Самым крупным таким сайтом является украинский ресурс «История Свидетелей Иеговы» . Основной своей задачей сайт ставит сбор исторических источников об единоверцах в СССР и публикацию научных статей. На данный момент добровольцы этого ресурса заняты созданием музея истории Свидетелей Иеговы в российском Вефиле в Санкт-Петербурге. Однако обобщающих научных работ российские Свидетели Иеговы пока не создали, их издания имеют мемуарный характер и относятся, скорее, к категории источников. Такой, к примеру, является книга О. Голько «Сибирский маршрут. Преследование религии в СССР. Рассказы, воспоминания, архивные документы, собранные учёным-архивистом, очевидцем описанных событий» . Основываясь на обширном материале, автор повествует о состоянии свободы совести в СССР.
Издательство Свидетелей Иеговы «Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов» тематические публикует популярные тексты, в том числе и по истории организации. «Свидетели Иеговы в России» - брошюра, освещающая вопросы по истории Свидетелей Иеговы в СССР, их современной жизни. Рассчитанная на массового читателя, она представляет собой образец саморефлексии Свидетелей Иеговы. «Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов» выпускает также ежегодники. Ежегодник 2008 г был посвящен российским Свидетелям Иеговы. В книге приведены статистические данные за 2007 г., воспоминания верующих о временах СССР, короткие исторические статьи, информация о прошедших конгрессах. Публикации этого издательства не могут считаться научными, они не имеют научно-справочного аппарата, авторы не предпринимают попыток критического осмысления.
Этим ограничивается список обобщающих публикаций о Свидетелях Иеговы. Следует также обозначить и региональные исследования. В Сибири и на Дальнем Востоке тему разрабатывают такие авторы, как С.М. Дударёнок , А.В. Жуков . Особо следует выделить диссертацию Л.И. Сосковец «Религиозные организации Западной Сибири в 1940-1960-е годы» , в которой истории Свидетелей Иеговы посвящен целый параграф. Несомненным достоинством этой работы является ее полная светскость: автор сохраняет научную непредвзятость мнения. На этих же позициях написана диссертация А.В. Горбатова «Государство и религиозные организации Сибири в 1940¬1960 гг.» , где автор показывает характер взаимодействий между религиозными организациями и государственными структурами и особенности конфессиональной ситуации в Сибири. Исследователь занимается и непосредственно общинами Свидетелей Иеговы.
В европейской части России изучение Свидетелей Иеговы также активно и имеет как теоретическую, так и практическую ориентацию. На полевых материалах основана статья А.С. Астаховой «Деятельность общины в новом религиозном движении (на примере Свидетелей Иеговы, Общества сознания Кришны и Церкви Христа в Казани)» : автор рассматривает практические аспекты деятельности общин. Интересной с точки зрения социологии, истории, этнологии и политологии является экспертный доклад за 2015 г. «Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Приволжском федеральном округе» : авторы на примере субъектов Российской Федерации освещают этническую, религиозную, миграционную ситуацию, затрагивают проблематику Свидетелей Иеговы.
В Уральском регионе исследование сообщества Свидетелей Иеговы, к сожалению, развито не достаточно. Можно выделить лишь несколько работ по данной теме. Прежде всего, это диссертация пермского исследователя Д.В. Горюнова «Социальная концепция религиозного объединения «Свидетели Иеговы»» , в которой автор раскрывает социальную концепцию, картину мира и институциализацию Свидетелей Иеговы. Исследование никак не привязано к материалам Пермской области и носит теоретический характер. Кратко затрагивает проблему статья С.В. Рязановой и П.Ф. Сироткина «Провинциальный протестантизм: варианты эволюции (Пермский край)» , где авторы критически рассматривают деятельность Свидетелей Иеговы в контекста меняющего религиозного ландшафта региона.
Большую работу по изучению сообщества провели оренбургские исследователи В.В., Амелин, Д.Н. Денисов и К.А. Моргунов в справочнике «Религии Оренбургского края» , второй том которого Свидетелям Иеговы посвящена отдельная глава. Авторы, пытаясь сохранить исследовательский нейтралитет, разносторонне освещают историю и современное состояние этой деноминации в Оренбуржье, приводят материалы прессы и архивные документы.
Кроме попыток научного осмысления сообщества Свидетелей Иеговы существуют и иные. К примеру, екатеринбургский философ и сотрудник Института развития образования Свердловской области П.Е. Суслонов является автором многочисленных публикаций, в том числе и учебно-методических для сотрудников внутренних органов. Свидетели Иеговы в этих трудах представляются как потенциально неблагонадежные и вредные с точки зрения общественной безопасности. Понятно, что автор не ставит своей задачей глубоко изучить это сообщество.
Таким списком, несмотря на высокий интерес к теме, история создания, состав и формы деятельности общин Свидетелей Иеговы на Урале остаются неизученными. В связи с этим проблематика Свидетелей Иеговы в Свердловской области остается неизученной. Отсюда вытекает цель данной работы — изучение истории возникновения, состава и деятельности сообщества Свидетелей Иеговы Свердловской области в конце XX начале XXI вв. Конкретные задачи исследования:
1. реконструировать историю возникновения отдельных собраний Свидетелей Иеговы;
2. определить численность прихожан, их половозрастной, социальный, этнический состав;
3. изучить устройство и внутренние структуры собраний, формы деятельности, в том числе духовные и бытовые практики;
4. исследовать внешнюю деятельность собраний и взаимодействия с обществом;
5. рассмотреть образ Свидетелей Иеговы в общественном мнении
6. выявить и каталогизировать материалы, связанные с историей и деятельностью собраний.
Наше исследование не предполагают определения места Свидетелей Иеговы в каких-либо классификациях: являются ли Свидетели Иеговы новым религиозным движением, деноминацией или даже сложившейся конфессией. Поэтому мы рассматриваем эту религиозную традицию как одно из поздних направлений протестантизма и, исходя из этого, анализируем ситуацию, возникшую в обществе вокруг Свидетелей Иеговы.
История и современное состояние общин Свидетелей Иеговы Свердловской области отчасти отразилась в сети Интернет. Кроме того, данные об отдельных собраниях встречаются в виде публицистических заметок и информации о судебных процессах на светских и религиозных сайтах РПЦ . Подавляющее большинство таких публикаций носит уничижительный характер, предвзято представляя образ Свидетеля, и требует серьезной критики источника во время работы с ним. Для реконструкции этого образа был проведен анализ содержания текстов СМИ за 1999-2016 гг., имеющих информационные порталы в сети Интернет, для выявления смысловых единиц - слов, представляющих те или иные черты Свидетелей Иеговы. Были исследованы региональные и российские новостные порталы «66.Ру», «Ньюс.Ру», «Ведомости Урал», «Вести.Ру», «Вечерние Ведомости», «Е1», «Европейско-азиатские новости», «Интерфакс-Урал», ИТАР-ТАСС, «Новый Регион», «ПолитСовет», «Портал Кредо», «Регион-Информ», «Север96», «Урал.Ру», новостные сайты городов Свердловской области, а также доклады общественных объединений и документы государственных комиссий, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. Частотные списки упоминаний помещены в Приложение к данной работе.
В конфессиональной прессе самих Свидетелей Иеговы, на сайтах «Свидетели Иеговы в России. Официальный сайт» и «Свидетели Иеговы наблюдают мир» хранится информация о судебных процессах и инцидентах в Свердловской области.
Следующими важными для исследования опубликованными источниками стали книги и материалы периодической печати: «Сторожевая башня», «Пробудитесь!», «Священное Писание - Перевод Нового мира», «Внимайте себе и всему стаду» и «Пасите Божье стадо» . Эти источники оказались полезными в рассмотрении структуры общин, их практик и взаимодействий с обществом. Также ценную помощь оказал официальный сайт Свидетелей Иеговы , на котором публикуются последние новости из жизни общества, актуальная религиозная литература, статистические данные и краткая информация об отдельных собраниях.
Поставленные задачи предполагают комплексное исследование проблемы, но в ситуации скудного количества исторических источников, первейшей потребностью стало создание репрезентативной источниковой базы. Для этого были использованы методы полевых исследований. В связи с недоверием информантов было решено не проводить массового анкетирования членов собраний и отказаться от фото-видео- съемки: подобные попытки воспринимались как очередное покушение на свободу совести, что во многом осложняло проведение полевых исследований. Поэтому в ходе работы были собраны наблюдения богослужений и интервью в свободной форме с членами собраний. Кроме того, для изучения представлений о Свидетелях Иеговы была разработана специальная анкета и роздана для заполнения студентам нескольких ВУЗов Екатеринбурга.
Таким образом, было изучено 10 собраний, проведено 23 интервью и бесед (опрошено 9 мужчин и 14 женщин в возрасте от 10 до 56 лет), сделано 24 наблюдения и получено 40 анкет. Всего собрано 87 единиц документов, относящихся к истории и современности собраний Свидетелей Иегова Свердловской области. Все собранные текстовые материалы заархивированы в форме личного архива автора (далее ЛАА), распределены по фондам и описям:
• наблюдения — Фонд 1.Опись 1.; Ф.2.Оп.1.; Ф.3.Оп.1.; Ф.4.Оп.1.
Ф.5.Оп.1.; Ф.6.Оп.1.; Ф.7.Оп.1.; Ф.8.Оп.1.; Ф.9.Оп.1.; Ф.10.Оп.1.;
• интервью и беседы — Фонд 1.Опись 2.; Ф.2.Оп.2.; Ф.3.Оп.2.; Ф.4.Оп.2. Ф.5.Оп.2.; Ф.6.Оп.2.; Ф.7.Оп.2.; Ф.8.Оп.2.; Ф.9.Оп.2.; Ф.10.Оп.2.; Ф.11. Оп.2.;
• анкеты — Ф.12.Оп. 1.
Каждому делу присвоен порядковый номер и пронумерованы листы дел. Материалы хранятся в личном архиве автора и доступны для исследователей по предварительной договоренности. С частью текстов, не содержащих личной информации, которую информанты не пожелали публиковать, можно ознакомиться в приложении к данной работе. Имена и названия учреждений в текстах зашифрованы.
Свидетели Иеговы, определяя себя христианами, отрицают свое родство с протестантизмом. Вследствие этого, организация и структура их собраний имеет отличия от структуры протестантских церквей. Для обозначения должностей и форм поклонения Свидетели Иеговы разработали особые названия, которые необходимо иметь в виду. С этой целью автором данного исследования был составлен глоссарий, содержащие более 100 официальных и неформальных понятий и терминов, которые Свидетели Иеговы используют в своей практике. С глоссарием можно ознакомиться в Приложении 7 к работе.
Собрания Свидетелей Иеговы в Свердловской области, как и во всем мире, представляют собой регистрированные религиозные организации и не регистрированные - религиозные группы. Исследования проводились в основном в религиозных организациях, количество которых поставлено на учет и адреса которых находятся в свободном доступе на официальном сайте Свидетелей Иеговы. Но кроме них существуют еще и изолированные группы, точное число которых на данный момент не выявлено. На практике выполнить это проблематично, поскольку Свидетели Иеговы - динамично развивающаяся организация, число общин которой с каждым годом растет, дополняя уже освоенное поле для исследования.
Свидетели Иеговы представляют собой значимое явление религиозного ландшафта Свердловской области. Столь крупная международная религиозная организация на Среднем Урале оказалась ранее неисследованной. Изучение ее региональной специфики представляется особенно важным в свете сложившегося вокруг нее образа «тоталитарной секты». В связи с этим были исследованы история и современное состояние собраний Свидетелей Иеговы Свердловской области в период 1990-2016 гг. Решением проблемы недостаточного количества исторических источников по теме стало создание источниковой базы посредством проведения полевых исследований.
В ходе работы удалось установить, что развитие сообщества Свидетелей Иеговы в Свердловской области проходило в несколько этапов. С начала 1990¬х гг. до 2004 г. наблюдались активный рост общин, регистрация религиозных организаций, увеличение числа верующих. В это время на фоне идеологического противостояния с православной общественностью проводились массовые мероприятия и успешные проповеднические кампании.
В период 2004-2008 гг. наметилось обострение отношений с православными активистами и общественными деятелями вследствие ликвидации религиозной организации в Москве, что знаковым событием для борцов с «сектами». С 2008 г. на Свидетелей Иеговы обратили внимание властные структуры. Если до этого времени инциденты случались лишь с православной общественностью и на конфессиональной почве, то в этот период причиной недоверия к Свидетелям стали подозрения в экстремизме, реализовавшиеся в ряде судебных разбирательств, комиссий и правонарушений в адрес верующих. Тем не менее, собрания продолжили расти, и на сегодняшний день на территории Свердловской области действуют как минимум 17 общин, которые объединяют около тридцати отдельных собраний и порядка 3 тысяч человек. В целом, динамика численности собраний Свердловской области соотносима с тенденциями роста сообщества Свидетелей Иеговы по стране в целом.
В ходе исследования были определены численность и некоторые аспекты состава общин. Эта часть работы была сопряжена с трудностями, выразившимися в недоверии к исследованиям со стороны членов собраний. В связи с эти данные о составе носят ориентировочный характер.
Самые крупные общины Свердловской области сложились в Екатеринбурге, Верхней Пышме и Нижнем Тагиле, их численность, в общей сложности, превышает 1500 человек. Каждая крупная община объединяет несколько собраний, и в одном собрании состоят около ста человек. В небольших собраниях населенных пунктов области численность членов может не превышать 40 человек. Половозрастной состав всех собраний практически одинаков. Основную возрастную группу, около 50%, представляют люди 40-60 лет. Примерно 2/3 собрания составляют женщины. В крупнейших общинах области высок процент молодежи - не менее 30% от отдельно взятого собрания.
Большинство верующих являются уроженцами Екатеринбурга и областных населенных пунктов, поэтому подавляющая часть собраний функционирует на русском языке. Кроме русскоязычных существуют также татарское, киргизское, таджикское, китайское, английское, армянское собрания. Распространяется литература на азербайджанском языке. Профессиональный состав оказался очень разнообразным: верующие задействованы в промышленности, бизнесе, образовании, юриспруденции, медицине и других сферах преимущественно гуманитарной направленности. Не менее 30% членов являются пенсионерами. Исходя из материалов интервью, среди членов собраний основную массу составляют бывшие атеисты и лица, ранее индифферентные к религии.
Собрания Свердловской области подчиняются Управленческому центру в поселке Солнечное под Санкт-Петербургом. Местные собрания рассмотрены как локальное сообщество, которое, в свою очередь, является частью единого всемирного. Вследствие этого структура собраний стандартна: установлено членство, управляется собрание советом старейшин. Оплачиваемое духовенство отсутствует, тем не менее, существует группа полновременных служителей, которые находятся на попечении общины. Зал Царства также содержится всем собранием на пожертвования, которые носят нерегулярный характер. Залы Царства крупных населенных пунктов испытывают большую нагрузку: не хватает помещений, чтобы удовлетворить духовные нужды верующих Екатеринбурга, Верхней Пышмы и Нижнего Тагила.
Еженедельные встречи и учебные занятия во всем мировом сообществе Свидетелей Иеговы проходят по стандартному образцу, они лишены какого - либо ритуализированного наполнения. В общине Екатеринбурга по мере набора слушателей также функционируют языковые школы.
Помимо коллективных практик у Свидетелей Иеговы существуют и индивидуальные: крещение и ежегодное причастие. Особенность Свидетелей в том, что приступать к причастию имеет право лишь ограниченный круг лиц - «помазанники».
Практики, направленные на внешнее, крайне ограничены: пожалуй, среди них можно назвать только конгрессы, предназначенные для сплочения сообщества, проповедь и помощь муниципальным властям в организации субботников. Своей главной задачей Свидетели Иеговы видят проповедь. До 2014 г. возвещатели Свердловской области активно практиковали классическую ее форму - «от двери к двери». На данный момент в регионе она приостановлена из-за частых проявлений религиозной нетерпимости. Но, поскольку проповедь понимается как основная задача христианина, Свидетели Иеговы приняли на вооружение новую форму: служение с тележками и стендами для религиозных книг и журналов, которые выставляются в людных местах. Таким образом, Свидетели в Свердловской области проповедуют только тем, кто заинтересуется литературой.
Помимо истории собраний Свердловской области, их деятельности, состава и структур, посредством анализа материалов средств массовой информации и данных анкетирования было изучено общественное мнение, сложившееся в регионе вокруг Свидетелей Иеговы.
Установлено, что очень значимой в формировании представлений о Свидетелях в регионе оказалась роль СМИ и православного духовенства, которое приглашалось в качестве экспертов по данному вопросу. Таким образом, фразеология, описывающая Свидетелей Иеговы в светских онлайн- СМИ Свердловской области, восходит к фразеологии церковной. Православная Интернет-пресса однозначно именует Свидетелей Иеговы опасной «тоталитарной сектой», которую необходимо запретить. Зачастую за такими формулировками следуют и светские авторы, не придавая критики словам борцов с «сектами».
При анализе светской прессы было выделено несколько аспектов, в контексте которых освещается проблема: это численность и деятельность сообщества, образ Свидетеля Иеговы, влияние на личность, переливание крови, конгрессы, народные акции протеста, суды, действия полиции и прокуратуры, а также взаимодействие с властью и альтернативная гражданская служба. Практически во всех публикациях на эти темы употребляется лексика с негативной коннотацией. Интересно, что употребление слова «секта» в светской прессе на 4% превышает частотность его использования в православных СМИ.
Как показало исследование контента форума «Е1», пользователи сети Интернет чаще всего видят в Свидетелях Иеговы объект для применения агрессии и грубой иронии. Исходя из контекста сообщений, оставленных на форуме, большинство пользователей не имели качественных контактов со Свидетелями Иеговы. В связи с этим была сделана гипотеза о том, что на восприятие сообщества влияет степень знакомства с его членами. Гипотеза была подтверждена в ходе анализа данных анкетирования, проведенного среди студентов ВУЗов г. Екатеринбург. Оказалось, что группа респондентов, которая имеет самую близкую степень знакомства со Свидетелями (респонденты изучали с ними Библию или Свидетели есть среди родственников и друзей), наиболее положительно относится членам этого сообщества, поскольку лишена большинства стереотипов, сложившихся в сознании респондентов, не знакомых со Свидетелями лично.
Исследование общественного мнения показало, что среди молодого поколения жителей Свердловской области уровень ксенофобии достаточно высок. Причины ее формирования в поверхностном знакомстве со Свидетелями Иеговы и религией вообще, в неудачном опыте общения во время кампаний, во влиянии СМИ, которые предлагают образ «сектанта»-врага.
Данная работа является лишь началом в изучении такого непростого объекта, как региональное сообщество Свидетелей Иеговы. Надеемся, что она поможет приоткрыть до сих пор неизученную тему и станет одним из первых шагов к исследованию такой важной составляющей религиозного ландшафта Свердловской области.
Неопубликованные источники
Материалы личного архива автора:
Ф.11. Оп.1. Д.1. 2Л. Из воспоминаний автора о Свидетелях Иеговы в г. Ирбит во 2 пол. 1990-х гг. 05.10.2014.
Ф.1. Оп.2. Д.2. 1.Л. Интервью с возвещателем Анастасией М., г.
Екатеринбург, 05.11.2014.
Ф.1. Оп.2. Д.4. 2.Л. Интервью с возвещателем Галиной С., г. Екатеринбург, 15.11.2015.
Ф.11. Оп.2. Д.2. 1.Л. Интервью с возвещателем Дмитрием Н. Екатеринбург, 17.04.2015.
Ф.3. Оп.2. Д.1. 2.Л. Интервью с возвещателем Павлом И., г. Первоуральск, 21.03.2015.
Ф.11. Оп.2. Д.5. 1.Л. Интервью с возвещателем Ю. из армянской группы.
14.10.14.
Ф.11. Оп.2. Д.1. 1.Л. Интервью с некрещеным возвещателем К.Н. 21.06.2015.
Ф.3. Оп. 2. Д.2. 2.Л. Интервью с общим пионером Михаилом С. 20.11.2015.
Ф.11. Оп.2. Д.5. 1.Л. Интервью с пионером Александром В. Екатеринбург. 20.11.2014.
Ф.1.Оп.1. Д.3. 2.Л. Наблюдение. Действия членов собрания после
богослужения. 12.03.2016.
Ф.1. Оп.1. Д.1. 3.Л. Служение Нижнеисетского собрания, г. Екатеринбург, 04.10.2014.
Ф.2. Оп.1. Д.1. 3.Л. Служение Северного собрания, г. Екатеринбург,
17.05.2015.
Ф.8. Оп.1. Д.1. 3.Л. Служение Центрального собрания, г. Нижний Тагил,
20.12.2014.
Ф.1. Оп.2. Д.5. 1.Л. Интервью с членом собрания Марией Б. 12.03.2016.
Ф.1. Оп.2. Д.3. 1.Л. Интервью возвещателем Мариной А. 22.11.2014.
Ф.11. Оп.2. Д.3. 2.Л. Интервью с возвещателем 1. 20.12.2014.
Ф. 1. Оп. 2. Д. 4. 3.Л. Интервью с И., 17.02.2015.
Ф.11. Оп.2. Д.2. 1.Л. Интервью с возвещателем П.А. 21.03.2015. Нижний Тагил.
Ф.7. Оп.2. Д.1. 1.Л. Интервью с возвещателем Ольгой Н. 20.11.2015.
Ф.5. Оп.1. Д.1. 2.Л. Наблюдения богослужения Восточного собрания.
Екатеринбург. 28.11.2015.
Ф.1. Оп.1. Д.3. 3.Л. Наблюдения богослужения Нижнеисетского собрания. Екатеринбург. 12.03.2016.
Ф.3. Оп.2. Д.2. 2.Л. Интервью с возвещателем Андреем Ф. 17.02.2016.
Ф.4. Оп.2. Д.2. 2.Л. Интервью с возвещателем Алексеем Р. 14.03.2015.
Ф.1. Оп.2. Д. 2. 1.Л. Интервью с возвещателем Марией Р. 17.04.2015.
Опубликованные источники:
1. Внимайте себе и всему стаду [Текст] Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1992. - 158 с.
2. Гутшмидт, В.Г. Вера, обретенная дорогой ценой. Автобиография [Текст] / В.Г. Гутшмидт // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. - Выпуск 9. - СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2011. - С. 81-99.
...