ГЛАВА 1. Особенности популяризации научных
знаний 8
1.1. Основные цели, функции, задачи и принципы популяризации 8
1.2. История популяризации науки в
России 18
ГЛАВА 2. Новые приемы и методы популяризации науки: медиапроекты,
посвященные науке 37
2.1. Современные проблемы популяризации науки 37
2.2. Новые формы популяризации науки: научно-популярные
медиапроекты 47
2.3. Анализ медиапроектов, посвященных науке 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
В нашей работе мы обратимся к вопросу о распространении научных знаний. Практика популяризации знаний насчитывает уже не одно столетие; появление и распространение этого явления сыграло важную роль в процессе развития общества и науки. Зачастую к теме популяризации относятся иронично, так как связывают ее с массовой культурой и термином «low culture», однако, на сегодняшний день популяризация науки и культуры является важной и многоаспектной темой. В нашем исследовании мы рассмотрим популярную культуру как средство распространения корректного научного знания для широкой аудитории.
Петр Леонидович Капица, известный физик-академик, большое внимание уделил популяризации науки и распространению научных знаний. Он провел тщательный анализ творчества большого количества ученых и в итоге пришел к заключению, что творческая работа в науке совершенно невозможна без участия широкой культурной общественности. Причиной успеха научной деятельности стала возможность распространения исследований среди большого числа людей.
Современное общество переживает значительные изменения, связанные с рядом экономических, технологических и социально - политических факторов. Главную роль в решении глобальных проблем современного общества играет наука, и ее значимость постоянно возрастает.
В связи с этим остро встают вопросы о положении науки в современном обществе: о том, как научное знание представлено в общественном сознании, о новых методах корректировки образа науки, а также методах противодействия распространению в обществе недостоверных знаний и квазинаучных теорий.
Актуальность данного исследования обусловлена стремительными трансформациями, которые в наши дни переживает популяризация научной информации.
Основными факторами трансформации общества является, прежде всего, появление и внедрение технологических инноваций, которые касаются методов распространения информации, а также переход к рыночной экономике, который произошел в России в конце XX века. Новые технологии являются одним из факторов обновления популяризаторской деятельности и в России, и за рубежом, а влияние рыночной экономики - это фактор, который отразился именно на отечественной популяризации науки.
В нашем исследовании мы будем опираться на суждение о том, что необходимо изучать процесс популяризации науки в контексте современного общества. Для этого мы рассмотрим новые теории о современном состоянии социума.
Объект исследования - медиапроекты, посвященные популяризации науки, которые являются новой формой популяризации научных знаний.
Предметом исследования являются специфические характеристики медиапроектов о науке, в контексте современного общества.
Степень изученности проблемы. Феномен популяризации стал объектом внимания отечественных исследователей в советское время (М. И. Хаскина , Н. Н. Маевский , А. В. Панков , Э. А. Лазаревич ). В наши дни популяризацию изучают такие деятели науки как: А. И. Акопов5, Ю. Д. Вяткина , А. Г. Ваганов , М.В. Загидуллина , И.Ю. Лапина , В.Л. Гинзбург , Е. Г. Константинова , Е. Е. Макарова , А. Л. Самсонов , В. И. Штепа , Н. В. Дивеева и др.
За рубежом также существует ряд известных популяризаторов науки (С. Хокинг , Ж-И. Кусто , М. Гарднер , Р.Фейнман и другие ).
Однако вопрос о трансформациях феномена популяризации науки под воздействием новых технологий и в контексте современного общества остается малоизученным и не рассматривался системно. Таким образом, была определена цель работы - рассмотреть медиапроект как средство популяризации науки в контексте современного общества.
Гипотеза: медиапроект - наиболее эффективная форма популяризации науки в современном обществе.
Цель исследования определяет его задачи:
1) определить феномен популяризации науки и рассмотреть историю его развития в России;
2) рассмотреть формы популяризации науки;
3) определить понятие медиапроект;
4) изучить и проанализировать современные медиапроекты ,
посвященные популяризации науки.
Поставленные задачи возможно решить лишь в рамках комплексного подхода, который предполагает сочетание различных методов исследования: анализа, наблюдения, сравнения, структурно-функционального метода, аналогии, классификации.
Эмпирическая база исследования основана на ряде современных материалов научно-популярных СМИ, электронных и традиционных. Всего проанализировано более 30 журналов, 20 интернет-сайтов и 15 зарубежных и российских телеканалов.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе типологии современных форм популяризации науки. Это позволяет принять участие в развитии типологического метода научного познания.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использовать собранные материалы и выводы в подготовке курсов лекций в профильных учебных заведениях, в практической деятельности государственных и общественных учреждений, которые занимаются научной популяризацией, а также в процессе разработки концепций научно¬популярных медиапроектов.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе мы даем определение популяризации науки и рассматриваем историю развития отечественной популяризации научного знания.
Во второй главе мы обращаемся к роли популяризации науки в современном мире, изучаем понятие формы популяризации, обращаемся к понятию медиа и медиапроекта. А также изучаем самые известные отечественные медиапроекты и анализируем их.
В заключении мы формулируем выводы, а также намечаем перспективы для дальнейшего исследования нашей темы.
В списке литературы содержится 90 наименований.
Данная работа была посвящена исследованию феномена популяризации науки и его современной формы - медиапроекта. Наше исследование показало, что популяризация науки продолжает трансформироваться под воздействием новых технологий и развивающегося информационного общества. Изменения популяризации науки были описаны в основном на отечественном материале, однако можно утверждать, что подобные трансформации характерны для феномена популяризации научного знания в широком масштабе.
В нашем исследовании мы опирались на идею о том, что необходимо изучить современное состояние общества для последующей разработки программ процесса популяризации науки. Таким образом, мы рассмотрели общество потребления и упомянули общество впечатлений. И в итоге соединили концепции общества потребления и информационного общества. Окружающий мир человека изменился, увеличились потоки получаемой информации, возник феномен «шума», увеличилась скорость переключения с одного материала на другой, сеть Интернет делает большое количество информации доступной, вне зависимости от географического положения. Там где есть Интернет, мы можем обратиться к информации со всего мира. И в соответствии с происходящими изменениями трансформируется человеческое восприятие. Появляется защитный механизм, который контролирует поток приходящих данных, отсеивая ненужную информацию. Этот механизм называется фильтры восприятия, и он влияет на то, как мы видим окружающую реальность, полностью игнорируя какую-то ее часть. В контексте информационно-потребительского общества и изменений в процессах восприятия информации, научно-популярный продукт должен характеризоваться краткостью, актуальностью, яркими примерами , размещением в цифровом формате и, не прекращающимся потоком, все новых и новых материалов. Для привлечения аудитории, помимо характерной подачи информации, необходимо использование современных методов коммуникации, например, социальных сетей, использование традиционных форм популяризации - публичных лекций,
Подтверждением нашей гипотезы о том, что медиапроекты являются, на сегодняшний день, самой успешной формой популяризации науки, служит ряд факторов, которые мы исследовали в ходе нашей работы. Анализируя современное состояние общества, мы выяснили основные характеристики, которыми должен обладать научно-популярный продукт, для его эффективного распространения. Медиапроекты мы определили как логически выстроенную последовательность информационных поводов, которые являются этапами. Эти поводы выстроены в соответствии с общей тематикой и концепцией, а также от их воздействий ожидается определенная реакция публики, чаще всего положительная. В медиапроектах используются современные технологии, для их распространения, а успешнее всего становятся те материалы, которые самораспространяются. Продукт, созданный в рамках медиапроекта, учитывает особенности восприятия современного общества, так как одной из целей является получение ответной реакции. Таким образом, медиапроекты успешно используют большинство характеристик эффективной популяризации науки.
Целью работы было исследовать медиапроекты, в контексте современного состояния общества, и выяснить , насколько они эффективны на сегодняшний день. В соответствии с поставленной целью, мы поставили четыре задачи и выполнили их в ходе исследования. В работе представлено две главы. В первой главе мы исследовали феномен популяризации науки, сформулировали определение, выяснили ряд характеристик, разделили на новые и традиционные формы, а также на медийные и оранизационно - событийные категории. Определили ряд проблем популяризации, которые подробнее рассмотрели во второй главе нашей работы. В нашем исследовании мы рассматривали, прежде всего, новые медийные формы популяризации науки, так как на наш взгляд они наиболее эффективны в контексте современного общества. Также в первой главе мы обратились к истории развития популяризации в России. Рассмотрели трансформации форм популяризации от печатных изданий до появления новых технологий, таких как диафильмы, телепередачи и др.
Во второй главе мы подробнее рассмотрели понятие формы популяризации и связали эти трансформации с состоянием общества. Теории общества потребления и информационного общества показали как изенилось социальное поведение индивидов, на что они ориентируются, как воспринимают информацию. Учитывая новые данные, мы приступили к рассмотрению медиапроектов, как самой эффективной популяризации науки на наш взгляд. А также выяснили, что самой актуальной проблемой популяризации является научная корректность материалов о науке и решить эту проблему возможно за счет привлечения к работе ученых и необходимой, в рамках порталов и разделов о науке, должности научного редактора. Исследование медиапроектов подтвердило наше гипотезу, а также определило возможности дальнейших исследований.
Перспективой дальнейшего исследования является дальнейшая классификация новых форм популяризации науки. Определение возможных целей использования различных форм популяризации. Это позволит систематизировать использование каждой формы популяризации в соответствии с задачами, которые стоят перед организациями, заинтересованными в распространении научного знания. Также дальнейшее развитие теории общества впечатлений может открыть новые пути исследования популяризации науки в контексте современного состояния общества.
Интернет источники:
1) Dic.academic.ru. [Электронный ресурс]: словарь. 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf7ruwiki/597719 (дата обращения 15.05.2016).
2) Gazeta.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание. URL: http://www.gazeta.ru/science/ (дата обращения 25.05.2016).
3) Izvestia.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание.URL: http://izvestia.ru/rubric/24 (дата обращения 25.05.2016).
4) Kommersant.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание.URL: http://www.kommersant.ru/nauka (дата обращения 25.05.2016).
5) Klnran.ru. [Электронный ресурс]: комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных данных. 2014. URL: http://klnran.ru/ (дата обращения 10.05.2016).
6) Lenta.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание.URL: https://lenta.ru/rubrics/science/ (дата обращения 25.05.2016).
7) Mir24.tv. [Электронный ресурс]: сайт телеканала Мир 24.URL: http://mir24.tv/news/Science (дата обращения 25.05.2016).
8) Mk.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание.URL: http://www.mk.ru/science/ (дата обращения 25.05.2016).
9) Naked-science.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание.URL: http://naked-science.ru/ (дата обращения 25.05.2016).
10) NeuroScienceRu. [Электронный ресурс]: интернет-издание. URL: https://telegram.me/NeuroScienceRu (дата обращения 25.05.2016).
11) Nkj.ru. [Электронный ресурс]: интернет версия науч.-поп. журнала.URL: http://www.nkj.ru (дата обращения 25.05.2016).
12) Popmech.ru. [Электронный ресурс]: интернет версия науч.-поп. журнала.URL: http://www.popmech.ru/science/ (дата обращения 25.05.2016).
13) Postnauka.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание. URL:
http://postnauka.ru/ (дата обращения 25.05.2016).
14) Ria.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание.URL: http://ria.ru/science/ (дата обращения 25.05.2016).
15) Strf.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание.URL: http://strf.ru/ (дата обращения 25.05.2016).
16) Zoom.ru. [Электронный ресурс]: интернет-издание. URL: http://zoom.cnews.ru/rnd/ (дата обращения 25.05.2016).
Источники литературы:
17) Алексеева И. Ю. Что такое общество знаний? - М.: Когито-Центр, 2009.
18) Баренбаум И. Е. История книги [Электронный ресурс]: учебник. - М.: Книга, 1984. URL: http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook032/01/index.html7part- 016.htm (дата обращения 11.05.2016)
...