ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА
ТЕРРИТОРИИ
1.1 Теоретические подходы к анализу имиджа территории 7
1.2 Виды (типы) имиджа территории 15
1.3. Методы корректировки имиджа территории 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ42
2.1 Анализ имиджа города Красноуральска 42
2.2 Результаты практического исследования 58
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНЫЙ КРАСНОУРАЛЬСК» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Работа с имиджем территории - актуальная и перспективная деятельность, поскольку в современном мире информация о территории может распространятся разными способами. Имидж является конкурентным критерием территориальной привлекательности для различного вида аудиторий при выборе места, в котором они хотят жить, работать, строить бизнес и т. д. Необходимость в корректировке имиджа очевидна, так как территория должна иметь выгодные отличия от похожих на нее территорий с таким же набором ресурсов или расположением. В стране много городов с негативным или стихийно сложившимся имиджем, поэтому грамотная работа над созданием положительного имиджа для территории - важная задача для ее руководства, а также преимущество для населения, так как такая работа способна улучшить общее качество жизни на данной территории.
Для того, чтобы у территории появилась возможность привлечь внимание различных аудиторий, таких как туристы, инвесторы, жители и т.д., необходимо внимательно изучить все составляющие имиджа территории, дать правильную оценку и провести работу по планированию дальнейших мер, связанных с корректировкой имиджа территории.
Целью работы является: анализ методов и инструментов
корректировки неблагополучного имиджа города.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические подходы к анализу имиджа территории;
• изучить виды (типы) имиджа территории;
• выделить методы корректировки имиджа территории;
• проанализировать имеющийся имидж города Красноуральск;
— разработать программу корректировки имиджа города Красноуральск.
Объектом данного исследования является имидж города.
Предмет исследования: методы и инструменты корректировки
неблагополучного имиджа города Красноуральск.
В работе были использованы как общенаучные методы (анализ и систематизация данных), так и специальные: опрос (анкетирование), анализ документов, маркетинговый анализ, контент-анализ.
Степень изученности темы в литературе. Проблемой изучения имиджа в научной литературе занимаются многие авторы. Имидж территории является важным аспектом при продвижении территории, так как именно от него зависит то, насколько этот процесс будет эффективным. Доказано, что территории с неблагоприятным имиджем не привлекательны как для внешних целевых аудиторий, так и для внутренних. Более того, часто имидж территории не управляется и формируется стихийно. Стоит понимать, что стихийно сформированный имидж не всегда является желательным для территории, а его формирование и корректировка требуют системной и постоянной работы.
Изучением важности имиджа для территории в своих работах занимаются следующие авторы: И. С. Важенина, В. Л. Бозаджиев,
М. Р. Арпентьева, С. Анхольт, Д. В. Визгалов, Г. Н. Еремеев, Ф. Котлер, О. Г. Кузьмина и другие.
Изучением необходимости корректировки имиджа территорий занимаются следующие авторы: В. М. Шепель, Б. Ю. Эрдынеев,
И. С. Важенина, С. Г. Чувакова, А. Н. Тарасов и другие.
Работа состоит из введения, первой главы, в которой рассматриваются теоретические подходы к анализу имиджа территории, изучаются виды и типы имиджа, а также методы его корректировки, во второй главе проводится анализ имеющегося имиджа города Красноуральска, выделяются ее основные недостатки и достоинства, а также анализируются результаты опроса жителей города на предмет их понимания имиджа города Красноуральска, в третьей главе описывается проект, который необходим для корректировки стихийно сложившегося имиджа города, заключения, библиографического списка, а также из приложения с результатами проведенных исследований.
Основные результаты исследовательской работы были апробированы на CXVIII международная научно-практическая конференция «Молодой исследователь: вызовы и перспективы» и на LIV Международная научнопрактическая конференция «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», по результатам исследования были опубликованы обе статьи1.
Чтобы достичь цели данной работы было необходимо решить все поставленные данной целью задачи, а именно:
• рассмотрены теоретические подходы к анализу имиджа территории;
• изучены виды (типы) имиджа территории;
• выделены методы корректировки имиджа территории;
• проанализирован имеющийся имидж города Красноуральска;
• разработана программа корректировки имиджа города Красноуральска.
Для решения этих задач была проанализирована литература по тематике имиджа территории и возможных подходов к его корректировке и изменению. Также в работе проведено исследование, которое отражает имидж города, каким его видят жители. Мнение жителей города о его имидже достаточно важный показатель, так как если они считают его не удовлетворительным или отрицательным, то это сильно сказывается на их общей удовлетворенности качеством жизни в городе и ведет к таким последствиям, как, например, отток населения. Опрос показал, что имидж города в глазах населения не совсем удовлетворительный, что свидетельствует о необходимости его корректировки, так как есть основания утверждать, что имидж сложился стихийно и не имеет оснований быть негативным на данный момент. Для того чтобы это исправить в диссертации был разработан пример проекта, который направлен на работу с внешними и внутренними аудитория и содержит в себе ряд мероприятий, способных скорректировать имидж города в необходимом направлении.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и методологические основы работы с имиджем территории. Были описаны четыре основных методологических подхода, в рамках которых рассматривалась проблематика исследования. Выделены основные типы и виды имиджа территории, проанализировано из чего складывается комплекс имиджа, проанализирована связь имиджа территории и ее репутация, рассмотрены способы корректировки имиджа территории, а также делается вывод, что имидж оказывает большой эффект на восприятие территории всеми аудиториями - как внешними, так и внутренними, что очевидно доказывает необходимость и важность проведения работы над созданием позитивного и привлекательного имиджа.
Во второй главе работы был проанализирован имидж города Красноуральска при помощи анализа упоминаний его в новостных источниках сети Интернет, а также групп города в социальных сетях и прочих общедоступных источниках информации. Данный анализ показал, что в научных статьях и новостных блоках город показывают, как территорию с плохой экологией, что сразу превращает имидж города в экологически неблагополучный. Нужно отметить, что данные об экологических проблемах города являются достаточно устаревшими, но они актуальны для внутренних и внешних аудиторий города, так как другой информации попросту нет. Чтобы узнать, действительно ли жители уверены, что живут в городе с неблагополучным имиджем, было проведено исследование, заключающееся в проведение опроса жителей города на предмет их видения настоящего имиджа. Основными результатами исследования стало:
• большинство опрошенных считают, что в их городе есть проблемы с экологией;
• опрошенные не сталкивались с проблемами экологии лично, но когда-то слышали о них;
• для получения информации о городе жители в основном пользуются социальными сетями;
• половина опрошенных заинтересована в том, чтобы принять участие в экологических проектах города.
Исходя из результатов исследования в третьей главе работы был разработан проект по улучшению экологического имиджа города Красноуральска. Доказано, что основным заинтересованным лицом в данном процессе будет Администрация города Красноуральска, именно она обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы оказывать воздействие на решение данного вопроса.
Были определены основные стейкхолдеры, заинтересованные в разработке и реализации данного проекта:
• Администрация города;
• бизнес (малый, средний и крупный);
• жители территории.
В данном проекте основная ставка сделана на целевую аудиторию - молодежь, так как именно молодежь является будущим города и от их отношения к нему зависит будущее территории. Через молодежь можно воздействовать и на все остальные возрастные аудитории. Для того, чтобы мероприятия данного проекта были эффективными, необходимо сделать их более направленными, выделив несколько групп целевых аудиторий:
• школьники;
• студенты;
• работающая молодежь.
Для каждой из выделенных аудиторий были разработаны мероприятия, способные постепенно воздействовать на них, меняя образ неблагополучного экологического имиджа города на благополучный.
Работа с молодежью наиболее эффективна, так как молодежь является одним из важнейших человеческих ресурсов города, который полностью выстраивает ее будущее - молодежь. Это будущие профессионалы в различных областях производства, а также люди, создающие новые семьи. Грамотная работа с молодежью сегодня приведет к тому, что в будущем они смогут жить в своем родном городе и быть уверенными в благополучности его экологического имиджа.
Таким образом необходимо сделать вывод, что работа с имиджем является стратегически важной для территории, так как имидж — это ее основной конкурентоспособный ресурс в борьбе за остановку оттока населения, привлечение новых жителей, инвестиционные вложения. Работа с имиджем должна проводиться комплексно и охватывать работу не только с внутренними аудиториями, но и с внешними. В процесс корректировки имиджа территории должны быть вовлечены все заинтересованные в этом процессе стейкхолдеры, чтобы данный процесс охватывал как можно больше потенциальных аудиторий.
7. Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. / С. Анхольт. — М: Кудиц - образ, 2004. — 272с.
8. Бозаджиев В. Л. Роль стереотипов в создании и восприятии имиджа. / В. Л. Бозаджиев. — СПб.: Питер Пресс, — 2006. — 214 с.
9. Важенина И. С. Репутация территории: теория, методология, практика / И. С. Важенина // РАН, УрО, Институт экономики. — М.: ЗАО Экономика, 2007. — 202 с.
10. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. — М. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 768 с.
11. Визгалов Д. В. Брендинг города. /Д. В. Визгалов. — М.: Фонд ИЭГ, 2011. — 160 с.
12. Сэмпсон, Э. Бизнес-презентация: Творческие идеи для
блестящего выступления / Э. Сэмпсон. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. — 202 с.
13. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Р. Флорида. — М. : Классика-XXI, 2007. — 421 с.
14. Шепель В.М. Имиджелогия. / В. М. Шепель. — М.: Народное образование, 2005. — 576 с.
15. Anholt, S. Compétitive identity. The new brand management for nations, cities and regions / S. Anholt. — New York : Palgrave Macmillan, 2007. — 147 p...