Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный интеллект, альтруизм и эмпатия у студентов психологических факультетов (Методы психологической помощи населению, Московский государственный психолого-педагогический университет)

Работа №100651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: студенты-психологи МГППУ .
Выборка: 39 человек (возраст от 18 до 50).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального интеллекта, эмпатии и альтруизма у студентов психологов 7
1.1. Теоретический анализ эмоционального интеллекта в психологии 7
1.2. Особенности изучения эмпатии в контексте современных исследований 12
1.3. Подходы к понятию альтруизма в психологической науке 19
1.4. Профессиональная специфика психологической деятельности 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта, эмпатии и альтруизма у студентов психологов. 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 33
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования эмоционального интеллекта, эмпатии и альтруизма у студентов психологов 35
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список литературы 48
Приложения 55

Цель исследования – изучить особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта, эмпатии и альтруизма у студентов-психологов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта.
2. Исследовать состояние изучения эмпатии в современной психологии.
3. Изучить понятие альтруизма в отечественной и зарубежной науке.
4. Выделить теоретические аспекты профессионально значимых качеств психолога.
5. Выявить особенности эмоционального интеллекта, эмпатии и альтруизма у студентов-психологов.
6. Выявить корреляционные связи между изучаемыми показателями в выборке
Гипотеза исследования состоит в том, что компоненты эмоционального интеллекта у студентов-психологов связан с компонентами эмпатии и альтруизма.
Теоретико-методологические основания исследования представлены теорией эмоционального интеллекта и эмпатии Д. Гоулмана, концепцией эмоционального интеллекта В.В. Бойко; структурой эмпатии Люсина, а также структурного исследования альтруизма В. Эфроимсона.
Методы исследования. Исследование проводится в несколько этапов: анализ и интерпретация описательных статистик, подсчет корреляции между шкалами с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1.Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
2. Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко;
3.Шкала альтруизма (Ф. Раштон) – сокращенный вариант.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по теме эмпатии, эмоционального интеллекта и альтруизма у студентов-психологов позволяет говорить, что данные феномены являются значимыми в процессе профессионализации психологов, однако нет оснований утверждать, что они являются устойчивой структурой, компоненты которой взаимосвязаны друг с другом.
Можно говорить о том, что вероятно ввиду одной точки приложения, эмпатия и эмоциональный интеллект имеют стойкие, обширные связи, местами пересекаясь аспектами, однако альтруизм в силу вероятно не до конца понятной и разработанной методологии не выявил устойчивых связей в структуре эмоциональной сферы личности респондентов.
Вероятно, для дальнейших исследований по этой теме необходимо сформировать более структурированные и психологически обоснованную структуру альтруизма чтобы дифференцировать его место в системе профессионально значимых черт у студентов-психологов.
Таким образом, данное исследование имеет актуальные свежие результаты, которые в дальнейшем могут быть использованы в прикладном значении.
Также, было подтверждено, что существует некоторые пробелы вероятно в образовательном формате подготовки психологов, который состоит в низком уровне внутриличностного эмоционального интеллекта у респондентов, а также в недостаточно высоком уровне идентификации и контроля экспрессии.



1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2002. С. 127. 1
2. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 1. с. 71 - 75.
3. Андреев П.В. Развитие представлений об альтруизме и взаимопомощи в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ. 2007. №3.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
5. Анохина А.С., Токарева О.А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2.
6. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Москва, 2016. 6
7. Бердникова И.А. Взаимосвязь внутриличностного эмоционального интеллекта и самопринятия студентов вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с. 4
9. Болотникова Е.Н. Эгоизм и альтруизм в проекции заботы // Философия и общество. 2017. №2 (83).
10. Бражникова А.Н., Зюзя А.А. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №6. 8
11. Бруннер Е.Ю., Иванова В.И. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2
12. Волкова Е.А., Ежова Ю.М., Варшавер Н.В. Эмпатия как один из факторов успешной врачебной деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №48. 13
13. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С.107–114.15
14. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. с. 25 - 26.
15. Гидлевский А.В., Здриковская Т.А., Зотов Р.А. Необходимость альтруизма // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2013. №1.
16. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом // Педагогика и психология образования. 2013. № 1. с. 80 - 87.
17. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет): Автореф. дис. … канд. психол наук.. Краснодар, 2003. 17
18. Горева А.Д. Научная интерпретация понятия "эмпатия" в современной отечественной и зарубежной литературе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №3. 18
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с анг. А.П. Исаевой. М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
20. Гоулман Д. Эмпатия зарождается в душе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psixologiya.org/socialnaya/emocionalnyjintellekt/1802-empatiya-zarozhdaetsya-v-dushe.html (дата обращения: 20.01.2020). 19
21. Гришина А.В., Исаева О.М., Савинова С.Ю. Эмоциональный интеллект студентов - HR-менеджеров // Вестник Мининского университета. 2018. №2 (23).
22. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 22 с.
23. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара, 2001. С.486-490.
24. Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2007. №4. 23
25. Жданова Л.Г., Арнгольд С.А. Особенности проявлений эмпатии у медицинских работников // АНИ: педагогика и психология. 2014. №3 (8). 24
26. Жилина Э.В. Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. №1. 21
27. Журавлева М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга // Вестник московского университета2013. № 3.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. Вузов. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
29. Каменева Г.Н., Кудряшова М.И. Самооценка и альтруистические установки студентов // Вестник ГУУ. 2014. №6.
30. Кашуба И.В. Эмпатия как элемент общения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6-1. 29
31. Кириллова Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2.
32. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. … канд. психол. Наук. М., 2015. 26 с.
33. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов, 2016. 26
34. Колосунин И.А., Савочкина М.Г., Родин О.В., Токарева Н.Г. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности // Образовательный вестник «Сознание». 2017. №12. 30
35. Коновалова Л.А. Проективная составляющая взаимодействия психолога-консультанта и клиента // Ярославский педагогический вестник. 2006. №4. 27
36. Кораблина Е.П., Коргожа М.А. Своеобразие подготовки современных психологов-консультантов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. №3-4. 29
37. Костригин А.А. Личность психолога-консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций // Вестник ННГУ. 2014. №1-2. 31
38. Лаверычева И.Г. Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. №160.
39. Лазуто К.О., Махин С.А. Половозрастные особенности взаимосвязи между личностной эмпатией, альтруизмом и эгоизмом // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2016. №4. .
40. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология. 2016. №3 (16).
41. Левит Л.З., Шевалдышева Е.З. Эгоизм и альтруизм: «Антагонисты» или «Братья»? // Вестник ЧелГУ. 2014. №4 (333).
42. Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Омск, 2005. 220 с.: ил. 34
43. Леонтьев А.Н. Образ мира [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. М., 2007. С. 251-261. 35
44. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278)
45. Маджаева С.И. Эмпатия как лингвоэкологический фактор профессии врача // Известия ВГПУ. 2019. №1 (134). 35
46. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб, 1997. 231 c. 36
47. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988. 520 с.
48. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. М.: Мир, 1982. 360 с.
49. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. … канд. психол. наук. Курск, 2011. 27 с.
50. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 1(81).
51. Моисеева А. Д., Жедунова Л. Г. Предикторы жизнеспособности психологов-консультантов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №4. 38
52. Монина Г.Б. Развитие эмоционального интеллекта // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2009. №2 (24).
53. Набережнева М.А. Психологические условия развития рефлексивной культуры практического психолога образования // Материалы III Всероссийского съезда психологов 25–28 июня 2003 г.102. 40
54. Нефедов И.А., Нефедова И.Г. Психологические аспекты профессионального развития психолога-консультанта // АНИ: педагогика и психология. 2016. №4 (17). 45
55. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. СПб. Изд-во СПБГУ. 1993.С. 20–26. 46
56. Полищук Ю.И., Летникова З.В. Диагностическое и терапевтическое значение врачебной эмпатии в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. №3. 51
57. Полянский А.И., Быковская Л.И. Эмоциональный интеллект и коммуникативные способности современных студентов // Горизонты гуманитарного знания. 2019. №4.
58. Прыгин Г.С., Каюмов А.Т. Проявление социальных установок: «Альтруизм-эгоизм», «Процесс-результат», «Свобода-власть», «Труд-деньги» у автономных и зависимых студентов (гендерный аспект) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. №2.
59. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва, 2016. 50
60. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер Ком, 1999. 416 с. 55
61. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 57
62. Рудакова О.А. Эмоциональный интеллект в структуре личности будущего психолога // Гуманитарные науки. 2020. №1 (49).
63. Руднева М.В. Житейские и научные представления о личности психолога-консультанта // Вестник РХГА. 2013. №2. 56
64. Сизикова М.В. Особенности самоактуализации психолога-консультанта в процессе профессиональной деятельности // Акмеология. 2016. №4 (60). 59
65. Сизикова М.В. Эмпатия как фундаментальное измерение работы психолога-консультанта // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №9. 60
66. Ситаров В.А., Пашкова О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7.
67. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, 1982. 488 с.
68. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия // PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие». URL: http://www.psylib.org.ua/books/ solvs01/txt03.htm. (дата обращения: 04.03.2021).
69. Спенсер Г. Синтетическая философия. К.: НикаЦентр, 1997. 512 с.
70. Субботина Т.Н., Садовникова А.С., Еськова Е.С. Анализ эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров // Научный вестник ЮИМ. 2020. №1.
71. Сысоева Т.А., Овсянникова В.В. Скорость переработки эмоциональной информации как коррелят эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 160–171.
72. Тарасова Е.В. Личностные качества психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-3. 62
73. Тарасова Е.В. Профессиональные качества личности психолога-консультанта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-3. 63
74. Троицкая Е.А. Особенности взаимосвязи эмпатии и невротизации личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. №3 (774). 68
75. Фахрутдинова И.Р. Экспериментальное исследование преодоления страха у начинающих психологов-консультантов // E-Scio. 2019. №12 (39). 64
76. Федоров И.В. Предположения о респонзивной природе эмпатии // СПЖ. 2014. №53. 70
77. Чувакова О.А., Чуваков Г.И., Манойлова Г.С. О профессиональной социализации, адаптации и эмпатии медицинских сестёр в детском хосписе // Вестник НовГУ. 2016. №5 (96). 72
78. Эфроимсон В. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10. С. 193–213.
79. Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health / J.V. Ciarrochi, F.P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. 2002. V. 32. P. 197 - 209.
80. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. N 2. Р. 265–274.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ