В последние десятилетия рынок образовательных услуг претерпевает большие изменения, и образовательные учреждения вынуждены подстраиваться под них. Эти изменения связаны прежде всего с ростом конкуренции среди вузов, увеличением требований, предъявляемыми целевыми группами к образовательным услугам. Поэтому высшие учебные заведения сегодня не могут обойтись без таких важных структурных подразделений, как отдел маркетинга и рекламы. Занимаясь продвижением образовательного учреждения, специалисты вынуждены постоянно корректировать маркетинговую и коммуникационную политики вуза.
Профессиональный и продуманный подход к средствам продвижения, планирование маркетинговой и коммуникационной деятельности, проведение маркетинговых исследований, эффективная организация рекламной деятельности являются одними из факторов успешного развития вуза на сегодняшний день. Эти мероприятия необходимы для того, чтобы задействовать как можно больше инструментов продвижения, которые будут давать эффект синергии, дополняя друг друга, а не дублируя одну и ту же информацию.
Особое значение в комплексе продвижения образовательных услуг имеет полиграфическая реклама. Это привычный, но действенный инструмент, который задействует как вербальные, так и визуальные элементы, позволяющие привлекать и удерживать внимание различных целевых групп. Ее можно чаще всего можно встретить на специализированных выставках, днях открытых дверей, презентациях деятельности вуза и т. д.
Одним из самых распространенных видов полиграфической рекламы, участвующих в комплексе продвижения образовательных услуг, является буклет. В связи с этим следует уделить особое внимание редакторской подготовке буклета.
Актуальность работы связана с тем, что редакторская подготовка рекламных буклетов вуза обеспечивает качество будущего издания, что, в свою очередь, влияет на эффективность рекламной коммуникации.
Объектом выпускной квалификационной работы являются буклеты направлений подготовки Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета.
Предмет: особенности редакторской подготовки рекламных буклетов направлений Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета.
Цель: на основе редакторского анализа вузовских буклетов Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета выработать рекомендации для усовершенствования буклетов вуза.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать буклет как вид издания;
2) выявить необходимые содержательные особенности буклетов вуза;
3) выявить визуально-полиграфические особенности буклета вуза;
4) проанализировать содержание буклетов УГИ УрФУ 2018 г.;
5) проанализировать визуально-полиграфическое исполнение буклетов УГИ УрФУ;
6) выработать рекомендации для усовершенствования буклетов вуза.
Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. В первой главе «Буклет вуза как вид издания» характеризуется буклет как вид издания, определяются структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности буклета вуза. На основе теоретических положений, изученных в первой главе, во второй главе «Редакторский анализ буклетов УГИ УрФУ» анализируются буклеты направлений подготовки УГИ УрФУ. По результатам анализа 47 буклетов предлагаются предложения по усовершенствованию буклетов УГИ УрФУ.
Список литературы содержит 63 наименования.
Проведенное исследование показало, что буклеты вуза должны проходить редакторскую подготовку для улучшения качества данного рода издания. В ходе работы охарактеризован буклет как вид издания, приведены его основные характеристики. На основе требований, предъявляемых к рекламному буклету высшего учебного заведения, и анализа буклетов направлений подготовки УГИ УрФУ, были сделаны следующие выводы.
Буклеты УГИ УрФУ соответствуют брендбуку УрФУ, выполнены в едином фирменном стиле. Буклеты УГИ легко узнать среди буклетов направлений подготовки других институтов по фирменным цветам. Буклеты отпечатаны в полноцветном формате на качественной плотной бумаге. Тексты буклетов разбиты на тематические блоки, основной посыл текстов - получение качественного высшего образования, уникальность обучения. В качестве примеров могут служить буклет направления «Издательское дело» (есть подписи фотографий, указано авторство фотографий, оптимальное соотношение текста и визуального ряда, отсутствие недочетов верстки); буклет образовательной программы бакалавриата «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии (указан год актуальности информации (2018), блоки информации представлены в вопросно-ответной форме, где вопросом является заголовок, а основной блок текста предлагает ответ на этот вопрос). В буклетах департамента «Международные отношения» удачно используется блок «Часто задаваемые вопросы».
В ходе анализа буклетов УГИ УрФУ были отмечены недочеты, которые стали основой для разработки предложений по усовершенствованию буклетов направлений подготовки УГИ УрФУ.
1. В буклетах направлений подготовки УГИ УРФУ следует использовать креативный заголовок.
2. Изображение на обложке буклета должно быть привлекательным, предпочтение стоит отдать в пользу фотографии, нежели картинки.
3. Рекомендуется использование небольших предложений в тексте буклета, исключающие большое количество перечислений, клише и канцеляризмов.
4. Для каждого из буклетов текст должен быть уникальным, даже если это буклеты одного департамента.
5. Стоит также отказаться от размещения полного учебного плана в буклете.
6. Такие жанры, как «Сообщение о сроках и формах обучения» и «Сообщение об условиях поступления» следует включить в качестве обязательных в буклетах вузов.
7. Предлагается включать в текст буклетов императивные
конструкции.
8. Все фотографии должны быть хорошего качества, отражать образовательную услугу в одном из аспектов, пройти этап цветокоррекции при необходимости, соответствовать общей цветовой гамме. Фотографии не должны создавать негативные ассоциации.
9. Изображения должны нести смысловую нагрузку, быть аргументом в пользу рекламируемого объекта.
10. Предлагается в обязательном порядке подписывать фотографии во избежание возникновения вопросов.
11. При отборе иллюстративного материала предлагается сделать выбор в пользу качественной фотографии, подходящей по смыслу, нежели картинки.
12. При использовании чужих фотографий необходимо соблюдать авторское право. Предлагается выразить благодарность фотографам и участникам фотосессий в подписи в буклете (как в примере буклета направления подготовки «Издательское дело»).
13. Текст необходимо располагать таким образом, чтобы в процессе разворачивания буклета читатель получал информацию по степени важности: сначала главное, потом детали и подробности.
14. При верстке буклета информацию следует расположить так, чтобы не нарушалась логика повествования: читатель не должен переворачивать буклет, чтобы найти продолжение того блока, который он уже начал читать.
15. При наличии блока «Часто задаваемые вопросы» следует кратко ответить на 5-7 вопросов или подсказать, где можно найти ответ на вопрос.
16. При верстке буклета следует грамотно использовать свободное пространство. С одной стороны, буклет не должен быть перегружен текстом, с другой стороны - не должно оставаться пустых страниц.
17. Во избежание недочетов буклетов редактору следует более тщательно проверять текст на наличие ошибок и опечаток.
Данные предложения могут быть применены при разработке новых буклетов авторами-составителями и редакторами рекламных буклетов направлений подготовки УГИ УрФУ. Таким образом, цель
исследовательской работы достигнута.
1. Аверьянова О. В. Рыночные инструменты как фактор повышения конкурентоспособности образовательных услуг / О. В. Аверьянова. - Санкт- Петербург: Астерион, 2014. - 154 с.
2. Баженова Е. А. Рекламный текст с позиций речеведения / Е. А. Баженова // Стилистика сегодня и завтра. Материалы конференции. Часть I. - Москва: Факультет журналистики МГУ, 2014. - 282 с.
3. Барановский А. И. Управление маркетингом непрерывного многоуровневого образования / А. И. Барановский. - Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2007. - 218 с.
4. Баталова О. С. Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика / О. С. Баталова // Молодой ученый. - 2010. - № 7. - С. 83-85.
5. Белякова Н. Ю., Рождественская Е. С. Неценовые факторы конкуренции: рекламная деятельность вузов / Н. Ю. Белякова, Е. С. Рождественская // Вестник Герценовского университета - 2008. - С. 28-37.
6. Бернадская Ю. С. Текст в рекламе : учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама» /
Ю. С. Бернадская. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 288 с.
7. Буклеты, виды буклетов, печать буклетов // Официальный сайт
Школы рекламиста. - Режим доступа: https://bit.ly/2wC1Uxo (дата
обращения: 11.03.19).
8. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. - Москва: изд-во «Наука», 1993. - 172 с.
9. Гончаренко Е. В. Рекламный информационный буклет
факультета как РЯ - инструмент / Е. В. Гончаренко // XI Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых . Томск, 05-06 апреля 2012 г. - 2012. - С. 14-15 - Режим доступа:
https://bit.ly/2MrpAiU (дата обращения: 11.03.19).
10. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Режим доступа: https://bit.ly/1zMIiVV (дата обращения: 15.12.2018).
11. Григорьева Е. Г. Образовательная услуга как объект экономического анализа / Е. Г. Григорьева. - Режим доступа: https://bit.ly/2GurXhG (дата обращения: 15.12.18)
12. Дементьев В. В. Теория речевых жанров изд / В. В. Дементьев. - Саратов: изд-во «Знак», 2010. - 469 с.
13. Денисова Н. В. Жанровая организация рекламного буклета вуза / Н. В. Денисова // Язык и культура. - 2009, № 1. - С. 12-20.
14. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования / Р. Джапарова // Маркетинг. - 2005. - № 4. - С. 55-65.
15. Егина Е. Б. Буклеты. Виды буклетов. Печать буклетов / Е. Б. Егина // Школа рекламиста. - Режим доступа: https://bit.ly/2wC1Uxo (15.01.19)...