Введение 4
Глава 1. Учебное пособие как вид издания 6
1.1. Определение учебного пособия 6
1.2. Требования к структуре и содержанию учебной книги 13
1.3. Язык и стиль учебной книги 30
Глава 2. Пособия по компьютерной верстке: структура и содержание 36
2.1. Концепции пособий по компьютерной верстке 36
2.2. Структурно-содержательные особенности пособий по компьютерной
верстке 61
2.3. Рекомендации для подготовки учебного пособия по компьютерной
верстке 80
Заключение 87
Библиографический список 89
Много лет подряд учебные издания занимают лидирующие места как по количеству выпущенных книг и брошюр, так и по общему тиражу. Среди причин массового издания учебной литературы специалисты называют повышение престижа высшего образования, увеличение количества вузов, появление новых направлений подготовки, не обеспеченных методическими разработками, введение государственных экзаменов и т. д. [Бажухина, 2010: 176]. Однако изменения в социальном и экономическом развитии страны, дифференциация наук, появление новых научных направлений приводят к быстрому устареванию информации в учебниках и учебных пособиях, выпущенных в прошлые годы. Кроме этого, становление рыночной системы повлекло за собой увеличение требований к системе образования и качеству образовательных услуг: специалисты должны не просто владеть научными и профессиональными знаниями, но и уметь применять получение знания на практике, самосовершенствоваться.
Таким образом, роль учебной книги, использующейся в процессе подготовки будущих специалистов в вузе, повышается. Литература должна соответствовать требованиям времени, современному уровню развития науки, технологий и культуры, а также стимулировать студента на самостоятельную деятельность. Особенно это касается дисциплин, которые непосредственно направлены на получение практических навыков, например, работа в настольных издательских системах, программах компьютерной верстки.
Этим обусловлена актуальность работы, в которой рассмотрены основные требования, предъявляемые специалистами к структуре, содержанию, языку и стилю учебной книги, а также предложены рекомендации для авторов и редакторов по разработке учебного пособия по компьютерной верстке.
Объектом исследования стали пособия по компьютерной верстке.
Предмет исследования - структурно-содержательные особенности пособий по компьютерной верстке.
Цель магистерской диссертации - на основе редакторского анализа разработать рекомендации для учебного пособия по верстке.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) определить учебное пособие как вид издания;
2) выявить структурно-содержательные особенности учебной книги с точки зрения исследователей и читательской аудитории;
3) проанализировать пособия по компьютерной верстке;
4) сформулировать рекомендации для учебного пособия по верстке.
Материалом для исследования послужили шестнадцать изданий о компьютерной верстке, собранные методом сплошной выборки начиная с 2000 года выпуска. При отборе материала также учитывался критерий доступности издания для студентов (книгу можно приобрести в магазине, взять в библиотеке или на кафедре).
Полученные результаты могут быть использованы в работе автора и редактора над учебным пособием не только по компьютерной верстке, но и по любой другой теме.
Материалы по теме диссертации были представлены на II Международной научно-практической конференции «Язык. Текст. Книга» (г. Екатеринбург, 2019).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе учебное пособие характеризуется как вид издания, представлен обзор литературы о требованиях к содержанию, структурным элементам, языку и стилевому оформлению учебной книги. Во второй главе проанализированы структурно-содержательные особенности пособий по верстке, представленных на рынке, а также предложены рекомендации для редактора и автора по подготовке учебного пособия по компьютерной верстке.
Вопросы подготовки качественной вузовской учебной литературы, которая бы соответствовала современным требованиям к учебному книгоизданию, приобрели сегодня особую актуальность. Именно учебная книга во многом определяет уровень подготовки специалистов и является главным источником теоретической и практической информации в процессе обучения. Для решения этих вопросов необходимо не только привлечение квалифицированного и грамотного авторского коллектива, но и соблюдение и учет особенностей учебных изданий издательствами и редакционно-издательскими отделами вузов, выпускающими учебную литературу, а также потребностей читателей. Подготовка рекомендаций для авторов и редакторов, которым должно соответствовать учебное пособие по компьютерной верстке, и было целью данного исследования.
В первой части магистерской диссертации была подробно рассмотрена проблема видо-типологического определения понятия «учебное пособие», определены границы между учебником и учебным пособием, выделены отличительные черты последнего. Кроме этого, большая часть посвящена обзору литературы о требованиях к содержанию учебной книги, структурных элементах, композиции и конструировании текста, его дидактической обработке, видах и формах учебных изданий, особенностях языка и стилевого оформления с точки зрения специалистов. Также выявлены важнейшие содержательные компоненты учебных изданий с точки зрения читателей.
Во второй части исследования были проанализированы структура и содержание шестнадцати пособий по компьютерной верстке с целью проверить, соблюдаются ли в них выявленные в первой части критерии качества учебной книги. На основе этого анализа, учитывая требования специалистов, потребности и ожидания читателей, а также специфику учебного пособия как вида издания, были сформулированы рекомендации по подготовке учебного пособия по компьютерной верстке.
Результаты исследования будут использованы при создании учебного пособия по компьютерной верстке по заказу кафедры Издательского дела УрФУ. Кроме этого, они могут в дальнейшем применяться для подготовки современных, качественных и интересных для читателя учебных изданий по любой дисциплине.
1. Андреева В. А. Особенности художественно-технического редактирования вузовской учебной книги // Текст. Книга. Книгоиздание. - 2014. - № 2 (6). - С. 114-117.
2. Антонова С. Г. Современная учебная книга: создание учебной литературы нового поколения: учебное пособие / С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина. - Москва : Агентство «Издательский сервис», 2001. - 288 с.
3. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков, О. В. Коланькова, Б. В. Ленский, Н. З. Рябинина, В. И. Соловьев - Москва : Издательство МГУП, 2002. - 468 с.
4. Бажухина Ю. В. Учебная книга как предмет книговедческого исследования: к постановке вопроса // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2010. - № 5. - С. 176-184.
5. Бозиев Р. С. Учебная книга в системе источников знания и средств подготовки учителя [Электронный ресурс] / Р. С. Бозиев. - Режим доступа: https://bit.ly/2C4f3lv (дата обращения: 05.01.2019).
6. Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов: учебное пособие / П. Г. Буга. - 2-е изд. - Москва : Изд-во МГУ, 1990. - 80 с.
7. Буковецкая О. А. Готовим в печать журнал, книгу, буклет, визитку / О. А. Буковецкая. - Москва : Издательсво «НТ Пресс», 2005. - 313 с.
8. Буковецкая О. А. Основы допечатной подготовки / О. А. Буковец- кая. - Москва : НТ Пресс, 2005. - 159 с.
9. Вейсова Л. И. // Университетская книга: информационно-аналитический журнал. - 2015. - № 2. - Режим доступа: https://bit.ly/2UChM0J (дата обращения: 05.01.2019).
10. Викторова С. А. Проблема жанрового определения учебных изданий // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Т. 1. - С. 278-281.
11. Волкова Л. А. Технология обработки текстовой информации. Технологический дизайн. В 2 ч. Ч. 2. Компьютерная обработка текста / Л. А. Волкова, Е. Р. Решетникова ; под. ред. Л. А. Волковой. - Москва : МГУП, 2007. - 344 с.
12. Гиленсон П. Г. Справочник художественного и технического редакторов / П. Г. Гиленсон. - Москва : Книга, 1988. - 528 с.
13. Глозман Е. С. Теоретические основы создания учебников для общеобразовательной школы // Наука и школа. - 2010. - № 6. - С. 29-31.
14. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Введ. 2004-07-01. - Москва : Изд-во стандартов, 2004. - 166 с.
15. ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения. - Введ. 2004-07-01. - Москва : Изд-во стандартов, 2004. - Режим доступа: http://bit.ly/1zMIiVV (дата обращения: 05.01.2019)...