ГЛАВА 1. Теоретико-методические основы международного маркетинга в российской и зарубежной экономической мысли 9
1.1. Обзор основных этапов развития научной мысли и практического опыта
применения маркетинга и маркетинговой стратегии 9
1.2. Система международной экономической интеграции, эволюция и
основные подходы, их влияние 21
1.3. Особенности международного рынка металлов, его тенденции
развития 29
ГЛАВА 2. Анализ маркетинговых стратегий российских металлургических предприятий: тенденции и перспективы развития (на примере ПАО
«Северсталь», ПАО «НЛМК» и ПАО «ММК») 42
2.1. Методики маркетингового анализа и выбора стратегии международного
маркетинга 42
2.2 Основные индикаторы эффективности маркетинговой стратегии
металлургического предприятия 56
ГЛАВА 3. Разработка и внедрение эффективной маркетинговой стратегии 69
3.1. Реализация социально ответственной политики предприятия как инструмент улучшения имиджа при реализации стратегии захвата
рынка 69
3.2. Инструментарий формирования благоприятной маркетинговой среды промышленного предприятия на основе совершенствования системы
взаимоотношений с поставщиками 78
3.3. Усиление рыночных позиций предприятия на основе формирования партнерских отношений в рамках регионального кластера 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
Актуальность темы исследования. На протяжении многих десятилетий промышленность является одной из основополагающих отраслей нашего государства. Именно промышленность, взаимодействуя с другими отраслями, оказывает большое влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние общества. Представители топ-менеджмента металлургических предприятий отмечают слабое развитие маркетинговой политики на предприятиях в современный период. Зачастую, в практической деятельности главы металлургических компаний в составе ключевых направлений политики завоевания международного рынка видят, в большинстве случаем, только процессы слияния и поглощения, но оставляют без должного внимания не менее важное направление своей деятельности, а именно маркетинговые стратегии. Актуальность диссертационной работы обусловлена и практической, и теоретической необходимостью изучения существующей маркетинговой деятельности на российских предприятиях, выявление преимуществ и недостатков, сущности, форм, видов, направлений международного маркетинга с последующей целью выработки дополнений и рекомендаций, разработки предложения по совершенствованию комплекса маркетинга и работы предприятия в целом.
Развитие транспаретных экономических отношений, процессы глобализации, ежедневно возрастающая конкуренция между организациями любого уровня и специфики, постоянное развитие и внедрение ресурсов Интернет в любые области жизни каждого человека, привели к необходимости обладания широким спектром знаний, умений и навыков для немедленного реагирования на изменения внешней среды организации. Для того, чтобы приобрести данные навыки необходимо изучить внешние и внутренние экономические, социальные, политические факторы, а также обладать хорошими знаниями в области маркетинга и понимать все сложности и его специфику на международном и внутреннем уровнях ведения бизнеса.
Российские металлургические предприятия, реализующие успешную внутреннюю деятельность, уже много лет предпринимают различные меры по усовершенствованию своей международной интеграции и путями вхождения в процессы международной конкурентоспособности. Главы крупнейших металлургических компаний стремятся понять тенденции мировых рынков и способы внедрения производимого ими товара на такие рынки.
Отечественные компании теряют огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы, пытаясь сочетать в своей деятельности и инновации, и старые, традиционные методы производства продукции, до сих пор часто не все руководители видят острую необходимость в развитии маркетинговых стратегий, особенно это касается рынков Business to Business (B2B). Изменения в мировой экономике за последние годы подтолкнули глав предприятий задуматься о пересмотре стратегических целей и методов достижения поставленных целей в соответствии с меняющейся маркетинговой средой, санкциями, экономическим кризисом в России.
Таким образом, можно прийти к выводу, что возникает необходимость совершенствования существующей маркетинговой стратегии, разработки новых методов и подходов к реализации международной интеграции. Новые методы должны быть ориентированы на успех и прибыль при входе на определенные привлекательные для предприятия рынки.
Степень разработанности проблемы. Концепция маркетинга, глобального маркетинга, интеграции и глобализации широко освещены в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Маркетинг и маркетинговые стратегии изучены по работам таких авторов как: Ансофф И., Армстронг Г., Акулич М. В., Альтшуллер И., Друкер П., Дэвис С.М., Делягин М.Г., Гречков В.Ю., Григорьев М.Н., Иванов Л., Котлер Ф., Кретов И.И., Карпова С.В., Крылова Г.Д., Левитт Т., Ламбен Ж.Ж., Манн И., Муртузалиева Т.В., Мазур П., Макнейл Р., Ноздрева, Портер М., Р.Б., Соколов В.М., Соколова М.И., Сергеев. А.Ю., Симон Х., Хант С.Д., Цахаев Р.К., Чумпитас Р., Шулинг И., Широковских Л.Л. Что касается степени разработанности теории интеграции, были рассмотрены работы таких авторов как: Аджич С., Бабкин А.В., Бабкина Н.И., Венаблс Э., Кругман П., Липатов В.А., Мирус Р., Рыльска Н., Рой О.
Цель исследования: формирование научно-практических рекомендаций по разработке и внедрению эффективной маркетинговой стратегии предприятия в условиях выхода металлургического предприятия на внешние рынки.
Указанная цель определила ряд следующих задач:
1. Изучить теоретико-методические основы международного маркетинга и процессов интеграции, роль маркетинговой стратегии в составе функциональных стратегий, используемых предприятиями для выхода и адаптации на зарубежных рынках.
2. Определить основные элементы маркетинговых стратегий российских металлургических предприятий и факторы, влияющие на их активность на зарубежных рынках (на примере ПАО «Северсталь», ПАО «Новолипецкий МК», ПАО «Магнитогорский МК»), выбрать наиболее привлекательное предприятие для дальнейшей работы.
3. Разработать маркетинговую стратегию для выбранного
металлургического предприятия, и инструментарий для ее внедрения с учетом особенностей современных процессов экономической интеграции и международного регулирования рынков металлопродукции.
Объектом магистерской диссертации являются металлургические предприятия, осуществляющие выход и адаптацию на внешних рынках в условиях экономической интеграции.
Предметом является организационно-управленческие отношения, возникающие при формировании маркетинговой стратегии металлургического предприятия.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга, стратегического маркетинга и в области международной интеграции, экспансии зарубежных рынков, ежегодные отчеты предприятий и новости промышленной области.
Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы исследуемых предприятий, материалы годовых отчетов, официальных сайтов, новостных лент, а также собственные эмпирические исследования автора, на базе промышленной организации бизнеса.
Методы исследования включают теоретический анализ, синтез, системный подход к проектированию управленческой деятельности.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том что, во- первых, сформирована система мер по реализации социально-ответственной политики предприятия с целью улучшения имиджа при реализации стратегии захвата рынка. Во-вторых, разработан комплекс мероприятий по улучшению маркетинговой среды предприятия на основе совершенствования системы взаимоотношений с поставщиками с целью снижения рисков и повышения эффективности деятельности предприятия. В-третьих, разработан алгоритм по формированию регионального кластера и выстраивания системы партнерских отношений с его участниками для усиления общей рыночной позиции.
Основные научные и практические результаты, обладающие научной новизной, выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Изучена эволюция научной мысли в областях маркетинга, стратегического маркетинга, интеграции, изучена теория зарубежной и отечественной мысли, рассмотрены практические результаты применения различных форм стратегического маркетинга и интеграции.
2. Определены основные элементы маркетинговых стратегий российских металлургических предприятий и факторы, влияющие на их активность на внутренних и зарубежных рынках (на примере ПАО «Северсталь», ПАО «Новолипецкий МК», ПАО «Магнитогорский МК»).
3. Предложена система мер по реализации социально-ответственной политики предприятия как элемент имиджа предприятия на региональном и международном рынках.
4. Разработан алгоритм формирования регионального кластера, системы взаимоотношений в его рамках и согласования рыночных позиций участников.
5. Разработан комплекс мероприятий по совершенствованию системы взаимоотношений с прямыми поставщиками для улучшения маркетинговой среды.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования выработанных в магистерской диссертации рекомендаций по развитию маркетинговой стратегии на предприятиях металлургического комплекса.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав (первая и третья глава содержат по три параграфа, а вторая - два параграфа), заключения, списка литературы, основной текст работы изложен на 100 страницах, содержит 7 таблиц и 9 рисунков.
Проведенные исследования позволили сформулировать ряд выводов и положений, раскрывающих научную новизну работы и ее практическую значимость.
1. Развитие современной концепции стратегического маркетинга происходило весьма активно и динамично, сопровождалось постоянным появлением и развитием различных моделей и концепций, которые были более продуктивны и результативны предыдущих концепций. В данной магистерской диссертации автором были проанализированы научные концепции и модели стратегического маркетинга. Была изучена история развития, и становления данной научной мысли, которая демонстрировала систематические колебания и видоизменения в зависимости от эпохи и отдельно взятой страны. Было выявлено, что более новые теории маркетинга и маркетинговой стратегии являются более продуктивными и применительными к реалиям современного мира и в частности металлургическому сектору экономики. Для современного стратегического маркетинга свойственны две отличительные черты: во-первых, это сосредоточение на потенциале конкретно взятой компании и стремление максимально реализовать существующий потенциал, трансформируя слабые стороны предприятия в ее преимущества, предприятие, имеющее маркетинговую ориентацию постоянно стремиться к реализации данного потенциала, к созданию новых форм преимуществ перед конкурентами. Во-вторых, это постоянный мониторинг и анализ рыночной ситуации, и определение своего положения на этом рынке, оперативное реагирование на любые риски и угрозы исходящие извне для благосостояния предприятия и как итог максимальная минимизация факторов внешней среды на внутреннее состояние бизнеса.
2. Проведен обзор теории маркетинга и теории стратегического маркетинга, определены основные определения, понятия, теории, виды, типы, проанализированы самые основные определения термина «маркетинг, которые были даны различными учеными и исследователями. Рассмотрено историческое становление применения теории маркетинга на практике различными предпринимателями по всему миру.
3. В магистерской диссертации проанализированы результаты и выводы научной мысли в области интеграционных процессов. Также, рассмотрены виды, типы, классификация интеграционных процессов, влияние этих процессов на внутреннюю ситуацию в Российской Федерации, а также внутри металлургической отрасли. Заключено, что влияние носит благоприятный характер, а также сделан вывод, что исторически процессы интеграции постоянно трансформируются и совершенствуются, но это никак не исключает применение более ранних способов интеграции.
4. В результате изучения теории маркетинга, маркетинговой стратегии, интеграционных процессов заключено, что эти научные мысли и концепции находятся в тесной взаимосвязи между собой, необходимо рассматривать их в комплексе. Выходя на международную арену, всегда необходимо учитывать не только прямых конкурентов, прорабатывать комплекс-маркетинг, но и проявлять достаточное внимание политическим, экономическим, социальным аспектам, часто необходимо брать в расчет культурные и религиозные аспекты при работе с иностранными коллегами.
5. Для изучения взять три крупных российских предприятия осуществляющих деятельность в области черной металлургии, а именно: ПАО «Северсталь», ПАО «НЛМК», ПАО «ММК». Была предпринята попытка выявить на данных предприятиях маркетинговые структуры и какую-либо маркетинговую деятельность, было заключено, что все три предприятия прикладывают усилия для развития бизнеса в ногу со временем, учитывая современных тенденции металлургического мира, но все-таки пока назвать их деятельность действительно маркетинговой не представляется возможным в полной мере. Каждое предприятие предпринимает те или иные шаги для реализации новых программ по совершенствованию процесса производства продукции, по развитию лояльности своих подчинённых, по сохранению здоровья персонала, по достижению низкого уровня травм, связанных с рабочим процессом, но все это пока функционирует как разрозненные программы и акции, которые не совсем находят отклик у персонала и у части руководителей. У подобного рода акций и программ нет постоянства и четкой системы, часто, принятые к исполнению распоряжения не находят понимая у персонала за счет малой образованности работников в области маркетинга.
6. Рассмотрены три предприятия и сделан выбор в пользу ОАО «ММК» для дальнейшего более детального рассмотрения. Выбор автора можно объяснить тем, что именно ОАО «ММК» имеет, по мнению автора, наилучшую маркетинговую стратегию, имеет более глубокий опыт работы на международной арене, имеет максимальный потенциал и возможности для того, чтоб внедрить в свою деятельность предложенные автором рекомендации.
7. Проведен анализ финансовой, инновационной, инвестиционной, маркетинговой деятельности предприятия ОАО «»ММК». Выявлены следующие проблемы: дефицит финансовых ресурсов, снижение финансовых показателей, отток населения, а в частности молодежи не желающей работать на производстве, то есть потеря кадров и человеческого капитала. Слабая компетентность руководства в вопросах зарубежного опыта, малый опыт в оптимизации организационных структур, неправильная трактовка зарубежного опыта при выходе на международную арену, часто, полное копирование иностранных моделей международной интеграции, которые не могут дать гарантию на аналогичный успех в условиях российской действительности. Перебои в работе цехов из-за модернизации одних производственных площадок и устаревшего оборудования на других площадках, состояние бизнеса на внутреннем и внешнем рынке находится в сильной зависимости от весьма нестабильной политической обстановки. На ведение бизнеса за рубежом также оказывают немалое влияние такие факторы как уровень заработной платы, курсы валют в которой осуществляются сделки и платежи по обязательствам, транспортные расходы, инфляция и ставки банковского процента, налоговое и таможенное законодательство, налогообложение, и вообще общий уровень экономического развития.
8. Проведен анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность промышленного предприятия в условиях российской и международной действительности, многочисленные санкции и антидемпинговые соглашения стран ЕС, проанализированы риски, с которыми сталкивается предприятие, даны рекомендации по обходу этих рисков или их урегулирования. Проанализированы основные инструменты стратегического управления, в результате было заключено, что изученные матрицы на практике дают малую результативность.
9. Изучена деятельность предприятия ОАО «ММК» в условиях антироссийских санкций и антидемпинговых соглашений, рассмотрены преимущества данного региона, позитивные достижения последних двух лет и как итог автором были даны рекомендации по усовершенствованию работы предприятия и города Магнитогорска в целом. Руководствую предприятия рекомендуется заняться развитием кластеризации данного региона, привлечь в компаньоны соседствующие предприятия. Совместными усилиями преодолеть существующие проблемы и выстраивать мощные, доверительные отношения как между собой, так и с иностранными корпорациями, которые, в последствии, помогут создать город-кластер подобно Кремниевой долине, родине всемирно известных компаний Intel, AMD, Oracle, Apple, Cisco, Yahoo!, eBay (США), Кластер Cosmetic Valley - в числе которого 600 предприятий, является лидером в области производства косметики во всем мире (Франция), Калужский фармацевтический кластер, Инновационный центр Сколково, который уже прозвали Российской кремниевой долиной и тд.
10. Предприятию ОАО «ММК» предлагается заняться
совершенствованием образовательного процесса в городе Магнитогорске, а именно создать единый университет на базе существующих в городе учебных заведений, рекомендуется взять в расчет колледжи, техникумы, университеты. Создание объединенного университета и стандартизация процесса обучения, постоянные экскурсии на производство, привлечение иностранных преподавателей, создание условий для участия в международных соревнованиях, олимпиадах, форумах, заграничных стажировок и программ обмена студентов, поможет предприятию создать профессионалов с высоким уровнем конкурентоспособности, привлечь иностранных студентов и профессионалов на работу и учебу в город Магнитогорск. Это разовьет лояльность кадров к предприятию, сделает учебные заведения и город в целом более привлекательным для молодого поколения.
[1] Карпова С.В.: Современные направления маркетинга: теория, методология, практика. - М. 2011. 544 с.
[2] Dr. Roger J. Best, Market-Based Management. 2014. Р.42
[3] Муртузалиева Т.В., Цахаев Р.К.: Маркетинг: учебник. М. 2013. 550 с
[4] Cateora P., Ghauri P. International marketing. Edinburgh Business School.
[5] В.Б. Лукин, Н.М. Белоусова,В.А. Богомолова и др. Маркетинг: учебное пособие; под общ. ред. В.Б. Лукина ; Моск. гос. ун-т печати. — М. : МГУП, 2013. — 251 с.
[6] Котлер Ф.: Маркетинг от А до Я : 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. М. 2013. 213 с.
[7] Mazur Laura: Conversations with Marketing Masters - Gardners Books. 2007
[8] Американская Маркетинговая Ассоциация. URL:
https://www.ama.org/Pages/default.aspx
[9] Друкер П.: Задачи менеджмента в XXI веке. менеджмента в XXI веке - М. 2004. - 272 с.
[10] Манн И.: Маркетинг на 100%: ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу. М.; 2007. 246 с.
[11] Муртузалиева Т.В., Цахаев Р.К.: Маркетинг: учебник. М. 2013. 550 с
[12] Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии. М. 2001. 96 с.
[13] Гречков В.Ю. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И.: Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу - М.,
2000. 568 с
[14] Григорьев М.Н. Маркетинг : учебник / 3-е изд. перераб. и доп. — М., 2011. — 448 с.
[15] Cateora P., Ghauri P. International marketing. Edinburgh Business School.
[16] Levitt Theodor «Marketing Myopia», Harvard University Press, 1964.
...