Введение 3
1 Теоретические основы финансирования медицинской помощи 7
1.1 Финансовые отношения участников и субъектов в системе обязательного
медицинского страхования 7
1.2 Финансовый механизм обязательного медицинского страхования 15
1.3 Экономические аспекты качества медицинской помощи и медицинского
обслуживания в системе обязательного медицинского страхования 21
2 Медико-экномическая экспертиза как основной способ оценки эффективности расходования средств обязательного медицинского страхования
28
2.1 Организационно-экономическая модель качества медицинской помощи в
системе обязательного медицинского страхования 28
2.2 Анализ финансовых показателей медико-экономической экспертизы, проведенной в Горнозаводском Управленческом Округе Свердловской области
38
3 Совершенствование финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования в целях повышения уровня качества медицинской помощи 49
3.1 Анализ проблематики финансирования различных мероприятий по совершенствованию контроля и улучшению качества медицинской помощи .. 49
3.2 Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования в целях повышения уровня качества медицинской помощи 54
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 69
Актуальность темы исследования.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1].
Введение обязательного медицинского страхования стало одним из важнейших аспектов реформы здравоохранения, проводимой в России, оно направлено на решение вопросов оказания медицинской помощи населению в современных условиях. Обязательное медицинское страхование призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам РФ равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет страховых взносов и платежей в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования.
Переход от государственной системы медицинской помощи к системе медицинского страхования в нашей стране осуществляется в чрезвычайно сложных экономических и социальных условиях. Согласно современной концепции основной объем медицинской помощи предоставляется населению по медицинскому полису в рамках Программы государственных гарантий, в которой определен перечень оказываемых застрахованным гражданам видов медицинской помощи, условия и порядок её предоставления. В непрерывном процессе реформирования здравоохранения чрезвычайно важное значение приобретают вопросы обеспечения безопасности и надлежащего качества медицинской помощи в условиях выраженного дефицита ресурсов. Необходим комплексный подход в решении вопросов качества: обеспечение доступной и качественной медицинской помощи при наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов в медицинской организации.
Одним из новшеств Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являлось введение законодательной ответственности за организацию и проведение контроля качества медицинской помощи, в том числе и обязанности для граждан - заботиться о сохранении своего здоровья. Соответственно, и медицинские организации, должны самостоятельно выстраивать полноценный самоконтроль за своей деятельностью.
Цель исследования.
Основной целью исследования является оценка медико-экономической экспертизы как основной способ эффективности расходования средств обязательного медицинского страхования и изучение основных проблем финансирования различных мероприятий по улучшению контроля и качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Задачи исследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть финансовые отношения участников в системе обязательного медицинского страхования;
• определить экономические аспекты качества медицинской помощи;
• провести анализ дефектов медико-экономической экспертизы, проведенной в Горнозаводском Управленческом округе, и штрафных санкций, примененных к медицинским организациям;
• оценить результативность проведения первичных и повторных медикоэкономических экспертиз;
• представить стратегические пути решения для обеспечения финансовой устойчивости в целях повышения уровня качества медицинской помощи. Исследование проведено в рамках магистерской программы «Финансовые риски и страхование».
Объект исследования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе реализации современного контроля над качеством медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования в Свердловской области.
Т еоретико-методологическая основа.
Теоретико-методологической основой работы являются материалы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теории экономики и финансов, оплате медицинской помощи, организации медицинского страхования, особенностям работы скорой медицинской помощи, законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
В ходе проведения исследования применялись аналитический, логикоструктурный подходы, использовались статистические методы обработки и представления информации и сравнительно-экономический анализ.
Информационная база.
Информационную базу исследования составили отчетные документы Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации,Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения Свердловской области, монографические материалы, публикации др.
Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях и результатах:
• выявлены и описаны особенности финансового механизма обязательного медицинского страхования;
• определены экономические аспекты качества медицинской помощи;
• проведен анализ дефектов медико-экономической экспертизы, проведенной в Горнозаводском Управленческом округе, и штрафных санкций, примененных к медицинским организациям;
• дана оценка результативности проведения первичных и повторных медико-экономических экспертиз;
• представлены стратегические пути решения для обеспечения финансовой устойчивости в целях повышения уровня качества медицинской помощи;
• сформулированы рекомендации и пути решения проблем финансирования мероприятий по улучшению контроля и качества медицинской помощи.
Практическая значимость.
Практическая значимость заключается в возможности использования описанной методики в других субъектах Российской Федерации, что позволит обоснованное использование и распределение финансовых ресурсов, стимулировать медицинские организации к мобилизации внутренних резервов, повысить эффективность способа оплаты медицинской помощи, совершенствовать организации и управления медицинских организаций и повысить качество медицинских услуг.
Апробация и внедрение результатов исследования.
По результатам теоретических и практических исследований по теме диссертации опубликовано 5 статей в рецензируемых журналах и сборниках. Материалы по совершенствованию контроля качества медицинской помощи используются при подготовке экспертов медицинских и страховых организаций.
Структура работы.
Диссертация изложена на 86 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, главы, отражающей программу и методику исследования, трех глав результатов собственных исследований, заключения, выводов, предложений для внедрения результатов исследования в практику здравоохранения. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 3 рисунками. Указатель литературы содержит 60 источников.
В результате проведенной работы цель исследования была достигнута.
Вся система медицинского страхования создается ради основной цели гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. На сегодняшний день все участники системы ОМС нацелены на повышение качества бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.
Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путем дополнительного страхования.
Главной задачей Территориального Фонда Обязательного Медицинского Страхования является обеспечение реализации Обязательного Медицинского Страхования на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.
В ходе работы проанализировано экономическое содержание медицинского страхования, в том числе и его обязательной формы обязательного медицинского страхования, рассмотрено его значение как экономической категории в финансовом регулировании социальных процессов, описаны современные методы финансирования социальных процессов в обязательном медицинском страховании. Таким образом, выполнена задача по обобщению научных взглядов и нормативно-правовых документов по Теоретико-методологическим аспектам финансового регулирования социальных процессов обязательного медицинского страхования.
В работе представлена информация о современном финансовом механизме обязательного медицинского страхования. Также рассмотрены экономические аспекты качества медицинской помощи и финансовые отношения участников в системе обязательного медицинского страхования. Кроме того, в работе проведен анализ финансовых показателей медикоэкономической экспертизы, на примере Горнозаводского Управленческого округа Свердловской области, с целью оценки эффективности расходования средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, выполнена задача по анализу состояния нарушений и финансовых санкций, примененных к медицинским организациям.
С целью решения задачи финансовой устойчивости в системе обязательного медицинского страхования, для повышения уровня качества медицинской помощи рассмотрены основные пути повышения результативности работы медицинских организаций, что безусловно приведет к улучшению качества медицинской помощи
Таким образом, все поставленные задачи решены, цели достигнуты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. - 25.12.1993 г. - № 237 (ред. от 25.12.1993 ).
2. Федеральный Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1 (принят ГД ФС РФ 28.06.1991) (ред. от 24.07.2009).
3. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 .07.2009 № 212-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.07.2009), (ред. от 02. 2014).
4. Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» от 30.11. 2011 № 354-ФЗ (принят ГД ФС РФ 30.11.2011), (действующая редакция).
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1), (ред. от 07.12.2011).
6. Закон Свердловской области «Об охране здоровья граждан свердловской области» от 21.11.2012 № 91-ОЗ (принят Законодательным Собранием Свердловской области 21.11.2012), (действующая редакция).
7. Постановление Правительства Свердловской области от 25 декабря
2014г. №1207-пп «О Территориальной программе государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (в ред. от 07.10.2015г. №909-пп, от 28.12.2015г. №1210-ПП).
8. Постановление Правительства Свердловской области от 24 декабря
2015г. №1195-пп «О Территориальной программе государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2016 год» (В редакции Постановления Правительства СО от 20 сентября 2016г. №678-1111).
9. Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря
2016г. №955-пп «О Территориальной программе государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 18.10.2017г. №775-1111).
10. Постановление Правительства Свердловской области от 21 декабря 2017г. №1006-пп «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
11. Постановление Правительства РФ «О порядке распределения,
предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования» от 05.05.2012 №462
(утверждено Правительством Российской Федерации, действующая редакция).
12. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от
21.12.2012 №1342н «Об утверждении порядка выбора гражданином
медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий».
13. Приказ ТФОМС СО от 13.09.2013 №347 «О порядке организации и проведения повторного контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи в системе ОМС Свердловской области».
14. Приказ ТФОМС СО от 10.04.2017 №146 «Об утверждении Порядка работы и взаимодействия медицинских организаций и ТФОМС Свердловской области по осуществлению расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис ОМС, по видам, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования».
15. Приказ Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования
от 01.12.2010 №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»...