Введение …3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Современные концепции социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
Краткие выводы по первой главе 21
Глава 2. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности 23
2.1. Развивающая предметно-пространственная среда детского cада как фактор социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Художественная деятельность детей дошкольного возраста как средство социально-нравственного воспитания 31
Краткие выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Глоссарий…………………………………………………………………………45
Приложение 47
Интерес ученых к процессу формирования культуры поведения, начиная с дошкольного возраста, объясняется признанием дошкольного детства периодом начальной социализации личности.
Поэтому главная цель дошкольного образования – создать благоприятные условия для личностного становления детей, обеспечить их сбалансированное развитие, согласованность в жизни основных тенденций к самореализации, саморазвития и самосохранения, формирования жизненной компетентности, развития ценностного отношения к миру природы, культуры, людей, самих себя. В самостоятельный аспект выделяется формирование начал духовности с первых лет жизни в направлениях закладывания основ культуры межличностного общения, моральной, гражданской, художественно-эстетической, семейно-бытовой, правовой, интеллектуальной, экологической, религиозной культуры.
Следовательно, социальная значимость, недостаточная разработка указанной проблемы и практическая потребность в ее реализации вызвали выбор темы исследования.
Объект исследования: социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная деятельность как средство социально-нравственного воспитания.
Цель исследования: стало изучение теоретических аспектов социально- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать современные концепции социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать развивающую предметно-пространственную среду детского cада как фактор социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить возможности художественной деятельности детей дошкольного возраста как средства социально-нравственного воспитания.
Гипотеза исследования. Нами высказано предположение, что процесс социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условиях:
–учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
– включение информации о нормах и правилах нравственного поведения в процесс организации разных видов детской деятельности;
– целенаправленное социально-нравственного воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности;
– расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений и способов выполнения норм и правил нравственного поведения.
Теоретические основы исследования. Психолого-педагогический аспект проблемы социально-нравственного воспитания человека раскрыты в трудах К.А. Альбухановой-Славской, И. Беха, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Р.Рубинштейна и др. Особенностям организации процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы Л.В. Артемовой, С.А. Козловой, Л.В. Новоселовой, Т.И. Пониманской и др.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследование.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и других специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социально-нравственного поведения. Конкретными нравственными формами поведения дошкольников являются: моральные поступки и моральные действия; моральная оценка; моральная самооценка; нравственные представления; нравственные отношения дошкольников к сверстников, других людей, к формам поведения, к труду и его результатам, к окружающей природе, к поручениям воспитателя, родителей; моральная саморегуляция и моральная позиция.
Возрастными предпосылками становления нравственных форм поведения являются особенности развития у них когнитивной сферы (особенности восприятия и осознания, памяти, мышления и воображения), самосознания (самооценки, самоконтроль), побудительной (мотивы поведения, привычки), и эмоциональной сферы (эмоциональная впечатлительность, эмпатия). В этом возрасте формируются первые нравственные представления и оценки, они получают первичное представление о смысле морального поведения, о социальных последствиях поведения; увеличивается количество информации о возможных намерениях партнера; углубляется понимание связи между особенностями поведения и реакцией на нее партнеров; возникает соответствие поведения социальным, моральным стандартам. Развитие нравственных форм поведения происходит путем накопления опыта нравственных (и безнравственных) действий и поступков; увеличение количества ситуаций, которые ребенок наблюдает, в которых конструирует новые формы поведения. Основой данного процесса выступает внутренний план действий.
2. Анализ теоретических исследований свидетельствует, что в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста внимание следует уделить процессу формирования умения соблюдать нормы культуры поведения, которое проявляется в наличии представлений о нормах и правилах морального поведения, владении способами выполнения норм и правил морального поведения, желании выполнять нормы и правила культуры поведения, умении реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
3. Педагогическими условиями эффективного социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определены: учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; включение информации о нормах и правилах нравственного поведения в процесс организации разных видов детской деятельности; целенаправленное социально-нравственного воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности; расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений и способов выполнения норм и правил нравственного поведения.
4. Большую роль в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста имеет художественная деятельность. Художественная деятельность призвана пробудить в душе каждого ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ему творить мир. Именно старший дошкольный возраст является для ребенка сенситивным к восприятию, осознанию прекрасного, формированию художественного вкуса, творческих способностей, нравственных качеств, чувств и убеждений.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)
1. Абдуллаева Н.А. Современные проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Наука и образование состояние, проблемы, перспективы развития. 2021. С. 16-20.
2. Амонова Н. Воспитание социально-нравственных качеств школьников // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 233-235.
3. Андреева Л.Д., Соколова Т.Д. Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы // Наукосфера. 2021. № 3-2. С. 93-99.
4. Арутюнян М.А., Литвинова Д.Д., Мамедова А.Т. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества. 2019. С. 21-23.
5. Балл Г.А. Категория «личность» в исторической психологии / Г.А. Балл // Историческая психология: истоки и современное состояние: монография / Под ред. И.Н. Коваля, В.И. Подшивалкиной, О.В. Яремчук.- Одесса: ОНУ им. И.И. Мечникова, 2012.- С. 48-53.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Лайда, 2012. 208 с.
7. Бородина О.М., Михайлова Е.В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию родного края // В сборнике: Троица образования: педагог - обучающийся - родитель. 2019. С. 63-64.
8. Буре, Р. С. Воспитание гуманных чувств и отношений: учебно-наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. – СПБ,: Детство-пресс, 2014. 24 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 199 с.
10. Горопаха Н.М. Педагогические условия осознания нравственной
ценности правил поведения детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992.-16с.
11. Гудкова О.В. Роль этикета в социально-нравственном воспитании дошкольников // Экономика и социум. 2018. № 11 (54). С. 1353-1358.
12. Дворецкая Т.Н. Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). С. 189-192.
13. Дубинина Д.Н. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой // В сборнике: Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе. 2018. С. 37-40.
14. Дубровская Е.А., Козлова С.А., Юрина Н.Н., Казакова Т.Г., Курочкина И.Н., Куликова Ю.С. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: Учебник и практикум. М.: АСТ, 2017. 229 с.
15. Закирова Т.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Технологии образования. 2020. № 4 (10). С. 10-12.
16. Запорожец А.В. Психология: учеб. пособие для дошкольных пед. училищ. М.: Учпедгиз, 1953. 188 с.
17. Зеленская О.В. Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях. 2019. С. 154-156.
18. Зырянова С.М., Каратаева Н.А., Киселева Г.М., Кружевских О.В., Лашкова Л.Л., Шанц Е.А. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. 231 с.
19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. - 146с.
20. Каримова Л.М., Валеев Р.Э. Духовно-нравственное воспитание детей // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2 (36). С. 264-266.
21. Колокольцева М.А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников: учебное пособие. М.: Перо, 2019. 128 с.
22. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. — Мн.: Изд-во «Нар. Асвета», 1984.
23. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005. - 160 с.
24. Комарова И.А. Современные подходы к проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Актуальные вопросы дошкольного образования. 2020. С. 11-28.
25. Коротаева Е.В. Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Мир детства и образование. 2020. С. 25-29.
26. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» 2010 – 144с.
27. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Детство-Пресс, 2010. 224 с.
28. Мардашова Р.С., Хуззятова А.Х. Социально-нравственное воспитание дошкольников // В сборнике: Стимулирование инновационного развития общества в стратегическом периоде. 2018. С. 52-54.
29. Мартынова В.А., Трубицына М.В. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Социальные отношения. 2021. № 4 (39). С. 41-47.
30. Махалова Т.В. Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей в детском саду // Технологии образования. 2020. № 4 (10). С. 26-27.
31. Нейфельд А.А. Развивающая предметно - пространственная среда как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования. 2019. С. 130-132
32. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. – 88с.
33. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды дошкольном учреждении. – М.: Наука, 2015. – 211 с.
34. Попова Т.И., Дудорова М.Н. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 82-89.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 540 с.
36. Русанова Н.Н. Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности // В сборнике: Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. 2019. С. 129-134.
37. Семенова Е.В. Укрепление и обогащение духовно-нравственного здоровья дошкольников посредством художественно-творческой деятельности // В сборнике: Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы. 2020. С. 354-367.
38. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. М.: АСТ, 2009. 576 с.
39. Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 10 (27). С. 10-13.
40. Таратенко О.А., Белоусова П.Э. Современные условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-педагогическое образование. 2021. № 6 (30). С. 73-78.
41. Тихонова А.И., Чалдышкина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // В сборнике: Дошкольное детство: теория, методология, практика. 2019. С. 43-46.
42. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Сб. нормативных образовательных документов Минобрнауки РФ. М.: МФЦ, 2017. 340 с.
43. Чердынцева С.Н. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности // В сборнике: VII Сахалинские рождественские образовательные чтения. Нравственные ценности и будущее человечества. материалы конференции. 2018. С. 49-52.
44. Чугаева И.Г., Вусик А.И. Возможности этической беседы в социально-нравственном воспитании младших школьников // В сборнике: Мир, открытый детству. 2021. С. 254-258.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2019. 384 с.
46. Ясвин,В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с