ВВЕДЕНИЕ
5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИТЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
8
1.1 Содержание физического воспитания студенческой
молодежи
8
1.2 Анатомо-физиологические особенности юношеского
возраста
28
1.3 Фитнес - технологии в процессе физического воспитания студентов
34
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
46
2.1 Методы исследования
46
2.2 Организация исследования
46
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА УрФУ РАЗНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
49
3.1 Результаты сравнительного анализа физической
подготовленности студентов 1 курса УрФУ разных спортивных специализаций
49
3.2 Рекомендации с использованием фитнес-технологий по
развитию физических качеств студентов разных спортивных
специализаций 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Физическому воспитанию студенческой молодежи всегда придавалось большое значение, как одной из главных составляющих всестороннего и гармоничного развития молодого человека. Занятия физической культурой способствуют укреплению и поддержанию здоровья, формированию моральных и волевых качеств, которые нередко приходится проявлять в процессе учебной деятельности. Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания [19]. От эффективности решения данной задачи во многом зависит здоровье нации. В последнее время тема студенческого здоровья приобретает особую актуальность. Экономическое и политическое положение в нашей стране, к сожалению, дестабилизирует молодое поколение, в студенческой среде растет наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя и т.п. Вместе с тем,студенты — это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, их здоровье и благополучие являются залогом здоровья всей нации. В сложных условиях, молодежь нуждается в направленной поддержке государства, как нельзя лучше такую поддержку может оказать эффективное использование возможностей физической культуры и спорта для укрепления здоровья и гармоничного, всестороннего развития личности, воспитания патриотизма. Так, для достижения поставленных целей в 2014 году Президент РФ В.В. Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне», главной целью которого - охватить все население страны общим спортивным движением, особенно это касается студенческой молодежи [50]. Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80% [38].
Любая сознательная и целенаправленная деятельность человека предполагает учет ее результатов. Одной из форм такого учета являются нормативы. Они выполняют важную роль в физическом воспитании, определяя его направленность и желательный уровень физической и спортивной подготовленности. Объективная оценка физической подготовленности учащихся проводится на основании сравнивания результатов измерений, полученных в процессе исследования, с оценочными нормативами, разработанными с учетом гендерных различий и специфики направленности подготовки в вузе. Актуальность работы заключается в необходимости поддержания оптимального уровня физической подготовленности и недостаточным проведением
мониторинга, позволяющего определить влияние занятий разными видами спорта на эффективное развитие физических качеств.
Объект исследования - процесс физического воспитания студентов.
Предмет исследования - сравнительный анализ физической
подготовленности студентов УрФУ разных спортивных специализаций.
Цель - провести сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов 1 курса УрФУ разных спортивных специализаций.
Задачи исследования
1. Анализ научно-методической литературы по теме магистерской диссертации.
2. Путем проведения сравнительного анализ выявить уровень развития физических качеств студентов 1 курса УрФУ разных спортивных специализаций и определить готовность их к сдаче нормативов комплекса ГТО.
3. Разработать рекомендации по развитию физических качеств у студентов разных спортивных специализаций с использованием фитнес-технологий.
Новизна - на сегодняшний день не изучались вопросы уровня физической подготовленности студентов 1 курса УрФУ и готовность их к сдаче нормативов ГТО.
Практическая значимость - специалисты в области ФК могут использовать предложенные рекомендации по развитию физических качеств с использованием фитнес - технологий.
По результатам исследования можно сделать вывод, что в целом уровень развития физических качеств студентов 1 курса УрФУ соответствует нормативным тестам ВФСК «ГТО». Имея объективную информацию физической подготовленности можно моделировать уровень развития физических качеств студентов с учетом индивидуальных особенностей и в итоге управлять учебным процессом.
ВЫВОДЫ
1. Имеющиеся литературные данные по изучению физической подготовленности студентов показывают на отсутствие единой апробированной методики обследования. Давно выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных двигательных качеств и сбора материала, которые помогут послужить отправными данными для оценки физической подготовленности людей разных возрастных групп.
2. Сравнительный анализ физической подготовленности студентов 1 курса УрФУ разных спортивных специализаций показал средний уровень, подтверждающий тестами ВФСК «ГТО». Большая часть нормативов выполнена на бронзовый и серебряный знак отличия.
3. С целью повышения развития физических качеств, отражающих в целом уровень физической подготовленности студентов, рекомендуется дополнить содержания учебно-тренировочных занятий различными направлениями фитнеса: стрейчинг, йога, пилатес, кроссфит, интервальная тренировка, элементы классической аэробики и функционального тренинга.