ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБОВ
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И ФИТНЕС-АЭРОБИКИ КАК ВИДА
СПОРТА 8
1.1 Особенности образовательного процесса в клубах по месту
жительства 8
1.2 Структура и модель учебного занятия в клубах по месту жительства 11
1.3 Воспитание личности ребенка в клубах по месту жительства.... 19
1.4 Современные тенденции развития фитнес-аэробики как вида
спорта 22
1.5 Общие положения системы соревнований по фитнес-аэробике.. 34
1.6 Особенности подготовки спортсменов в фитнес-аэробике 42
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 62
2.1 Методы исследования 62
2.2 Организация исследования 63
ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ В КЛУБЕ ПО
МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
На современном этапе развития России приоритетными направлениями являются образование и укрепление здоровья населения. Это обусловлено демографическим спадом и ухудшением здоровья населения, что делает реальной угрозу сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора дальнейшего развития общества.
В течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья.
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни, достижения спортивного результата. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение фитнес - аэробики в систему дополнительного образования.
Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта, активно набирающий популярность во всем мире. Несмотря на относительную простоту и доступность, фитнес-аэробика - сложнокоординированный, эстетический, командный вид спорта, требующий хорошей физической подготовленности спортсменов. Благодаря развитию системы дополнительного образования, в т.ч. клубов по месту жительства, в бесплатном доступе для детей существует большой выбор спортивных, художественных, музыкальных и др. направлений, которых с каждым годом становится больше и разнообразней. Фитнес-аэробика начинает вводиться в клубы по месту жительства, поэтому на данный момент практически отсутствует методическое обеспечение тренировочного процесса.
Актуальность определяется необходимостью достижения высокого уровня выступления спортсменов (возрастной категории 7 - 10 лет) в соревнованиях и фестивалях и недостаточно существующего научнометодического обеспечения по фитнес-аэробике в клубах по месту жительства.
Объект исследования: процесс подготовки спортсменов по фитнес- аэробике в клубе по месту жительства.
Предмет исследования: начальная подготовка спортсменов в фитнес- аэробике в клубе по месту жительства.
Цель: разработать программу начальной подготовки спортсменов в фитнес-аэробике в клубе по месту жительства.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать и апробировать программу начальной подготовки спортсменов в фитнес-аэробике в клубе по месту жительства.
3. Выявить эффективность разработанной программы начальной подготовки спортсменов в фитнес-аэробике в клубе по месту жительства.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная программа начальной подготовки спортсменов по фитнес-аэробике в клубе по месту жительства будет способствовать достижению высоких спортивных результатов.
Теоретическая основа исследования состояла в изучении следующей литературы:
• федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта фитнес-аэробика;
• теории и основных положений в области изучения аэробики (В.Е. Борилкевич, К. Купер, Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева и др.);
• исследованиям, раскрывающим сущность, содержание, структуру педагогического образования (Э.Д. Днепров, Е.П. Ильин, Н.Ф. Радионова и др.);
• основным положениям теории физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.С. Выготский, Ю.Д. Железняк, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и др.);
• исследованиям в деятельности учреждений дополнительного образования (А.Б. Фомина, Т.Б. Соломатина, О.Л. Петренко, Б.В. Куприянов и др.).
Новизна исследования заключается в разработке программы начальной подготовки спортсменов в фитнес-аэробике и обоснована методика её применения с учетом особенностей организации работы с детьми в клубе по месту жительства.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена прикладностью и отражена в задачах исследования, реализованных в ходе обобщения опыта и результатов экспериментальной работы:
• определены пути внедрения фитнес-аэробики в систему дополнительного образования детей младшего школьного возраста, позволяющие повысить уровень физической подготовленности, способствовать их физическому развитию, приобщению к систематическим занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.
• дает возможность педагогам дополнительного образования спортивной направленности использовать результаты исследования в практической деятельности.
1. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по теме исследования, выявили, что практически отсутствует научнометодическое обеспечение начальной подготовки спортсменов в фитнес- аэробике в клубе по месту жительства.
2. Разработана программа начальной подготовки спортсменов в фитнес-аэробике в клубе по месту жительства. Данная программа учитывала особенности организации работы с детьми и включала: отбор, теоретический раздел, практический раздел, контрольный раздел. Особенностью практического раздела программы по ОФП является включение в занятия подвижных игр, спортивных эстафет с целью сохранения мотивации и интереса к занятиям фитнес-аэробикой.
3. Эффективность разработанной программы начальной подготовки спортсменов в фитнес-аэробике в клубе по месту жительства подтверждена положительной динамикой показателей физической подготовленности детей и составил прирост в следующих тестах: поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек - 16,9 %; сгибание рук в упоре лежа на полу - 50 %; прыжок в длину с места - 4,4 %; наклон вперед стоя на скамье - 29,5 %; прыжки вверх подтянув колени к груди за 10 сек - 14,1 %. При обработке результатов тестирования по t-критерию Стьюдента достоверными являются: поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек, наклон вперед стоя на скамье, прыжки вверх подтянув колени к груди за 10 сек; недостоверными являются: сгибание рук в упоре лежа на полу и прыжок в длину с места. Так же необходимо отметить успешные выступления команды на соревнованиях и фестивалях различного уровня.
1. Анохина, И. А. Ритмическая гимнастика как средство дефицита двигательной активности студенток : дисс. ... канд. пед. наук / И. А. Анохина. - Малаховка, 1992. - 171 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. - Москва : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Беляева, А. А. История и методология о физической культуре и спорте : курсовая работа / А. А. Беляева. - Екатеринбург, 2014. - 41 с.
4. Богомолов, А. П. Психологическая подготовка гимнастов /
A. П. Богомолов, К. С. Каракашьянц, Е. Г. Козлов. - Москва : Физкультура и спорт, 1974. - 79 с.
5. Борилкевич, В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» /
B. Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. -
C. 45-47.
6. Борилкевич, В. Е. Фитнес - современное понятие в мировом оздоровительном движении / В. Е. Борилкевич // Термины и понятия в сфере физической культуры : материалы международного конгресса. / СПбГУФК ип. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2006. - С. 33-35
7. Буданова, Г. П. 90 лет государственной системе дополнительного образования детей / Г. П. Буданова. // Вестник образования России. - 2008. - № 13. - С. 27-39.
8. Булатова, М. М. Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании : учебник для студентов вузов / М. М. Булатова, Ю. А. Усачев. - Киев : Омега-Пресс, 2003. - С. 342-378.
9. Виноградов, П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта : современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / П. А. Виноградов. - Челябинск : УрГАФК, 2005. - 289 с.
10. Волохов, А. В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений / А. В. Волхов. // Дополнительное образование. - 2004. - № 3. - С. 9-13.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с.
12. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2004. - 512 с.
13. Горбунов, В. А. Тренировочно - соревновательная деятельность спортсменов в аэробике / В. А. Горбунов. // Вестник спортивной науки. -
2008. - № 2. - С. 8-13.
14. Горшков, В. Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В. Е. Горшков, В. А. Какузин, А. В. Починкин. - Малаховка : МОГИФК, 2006. - 68 с.
15. Гостев, Р. Г. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы : Физическая культура и спорт в Российской Федерации / Р. Г. Гостев, С. И. Гуськов. - Москва : Импульс-Принт, 2004. - 438 с.
16. Днепров, Э. Д. Ушинский и современность / Э. Д. Днепров. - Москва, 2008. - 224 с.
17. Есаков, С. А. Возрастная анатомия и физиология : курс лекций / С. А. Есаков. - Ижевск : УдГУ, 2010. - 196 с.
18. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. / Ю. Д. Железняк. - Москва : Академия, 2001. - 270 с.
19. Жуков, М. Н. Подвижные игры / М. Н. Жуков. - Москва : Академия, 2012. - 180 с.
20. Иваницкий, А. В. Ритмическая гимнастика на ТВ / А. В. Иваницкий. - Москва : Советский спорт, 1989. - 53 с...