ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ
1.1 Бренд территории: понятие, этапы формирования 9
1.2 Позиционирование бренда территории: понятие, стратегии,
технологии и инструменты 21
1.3 Позиционирование территориального бренда в молодежной среде ... 29
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ БРЕНДА КРЫМ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ
2.1 Крым как объект территориального брендинга 35
2.2 Восприятие бренда Крым молодежной аудиторией 43
2.3 Анализ влияния блогов на восприятие бренда Крым молодежной
аудиторией 65
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ БРЕНДА КРЫМ ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ
3.1 Текущее информационно-коммуникационное позиционирование
бренда Крым органами власти 79
3.2 Анализ проблем позиционирования бренда Крым 97
3.3 Концепция позиционирования бренда Крым для молодежной
аудитории 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 112
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
В современном мире открытые границы между странами и доступность авиасообщения позволяют людям свободно перемещаться, легко менять место жительства и выбирать ту территорию, которая обладает лучшими ресурсами и предлагает лучшие условия жизни (условия отдыха), это заставляет территории конкурировать между собой. Стремление переезжать или уезжать временно, например, в зимнее время на заработки, особо актуально среди молодежного населения, в силу возраста, отсутствия семейных обязательств и желания изучить мир. Развитие процессов глобализации мировой экономики, выражающихся в свободном перемещении любых товаров, а также нематериальных ресурсов (информации), рост взаимовлияния национальных экономик, обусловленный ограниченностью ресурсов, также приводят к повышению конкурентной борьбы между субъектами мирового хозяйства и региональными экономиками.
Таким образом, сегодня конкуренция между территориями за человеческий капитал и инвестиции происходит не только на внутреннем рынке территорий (регионы и города одного государства, районы одного города), но и на международном.
В условиях постоянной конкуренции между территориями за привлечение ресурсов, бренд выступает дополнительным конкурентным преимуществом. Однако для успешного развития и победы над конкурентами недостаточно создать привлекательный территориальный бренд, необходимо заниматься позиционированием бренда в информационном пространстве. Цель позиционирования бренда территории - продвижение позитивного образа в информационном пространстве, обеспечение узнаваемости бренда, наделение влиянием определённой территории, обеспечение поступления финансовых и иных ресурсов на территорию.
Крым - новый субъект России, присоединившийся к ней 18 марта 2014 г., путем проведения референдума на территории Крыма. До 2014 года Крым входил в состав Республики Украины. Изменение геополитической ситуации Крыма требует от органов государственной власти формирования нового, позитивного бренда Крыма, с целью принятия территории Крыма российскими гражданами в качестве успешного, экономически привлекательного субъекта Российской Федерации и дальнейшего экономического развития региона.
Экономисты отмечают, что после присоединения Крыма к России необходимо создавать такие условия, которые удовлетворят потребности в получении человеческого капитала, так как человеческий капитал - один из главных факторов развития территории. Молодежь, в силу своей мобильности и качественного образования, может составить основу такого человеческого капитала, что позволяет говорить о необходимости привлечения на территорию Крыма молодежи. Поэтому мы в своей работе сфокусировались на наиболее перспективной аудитории - студенческой молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.
Принимая во внимание факт того, что процесс интеграции территории, её развитие во многом зависят от общественного мнения о данной территории, а правильное позиционирование способствует повышению привлекательности территории и, как следствие, притоку населения, необходимо выяснить отношение молодежи к территории Крыма. Выявление актуального позиционирования позволит определить существующие проблемы в позиционировании и предложить решения для реализации текущих проблем. Таким образом, тема настоящей работы является актуальной.
При рассмотрении темы брендинга мы опираемся на работы и концепции брендинга, сформулированные И. С. Важениной, Р. Д. Садриевой, а также используем общие методологические принципы товарного брендинга, изложенные в работах таких авторитетных зарубежных авторов, как С. Анхольт, Д. Аакер, Т. Гэд, Ф. Котлер, которые впоследствии были перенесены в территориальный брендинг, а также отечественных авторов Д. В. Визгалова, З. М. Макашевой и ее соавторов. Большое значение для нашего исследования имели работы, написанные специалистами в области территориального маркетинга, а именно в работах Ф. Котлера и его соавторов, а также отечественных авторов Д. В. Визгалова, A. П. Панкрухина, Т. В. Сачук, М. И. Самогородской и ее соавторов, B. Е. Реутова изложены теоретические основы маркетинга территорий, рассмотрены маркетинговые инструменты формирования и улучшения имиджа территории с целью привлечения на территорию представителей целевых аудиторий. Для определения понятий позиционирования, технологий и инструментов позиционирования мы обратились к работам Э. Райса и Дж. Траута, Г. Хулей и соавторов, Т. Амблера, Р. Р. Гайзатуллаина, Ю. В. Кудашовой. При разработке стратегии позиционирования мы опирались на стратегии, предложенные В. Ю. Пашкус, Д. В. Визгаловым, Дж. Кейганом и Кр. Вогелем. В работах Т. В. Мещерякова, Е. А. Ершова, М. С. Глущенко и других описаны технологии выбора территориальных брендов, способы их продвижения. При выборе подходящих средств и технологий брендинга, применяемых в молодежной аудитории, используем опыт А. А. Рукавишникова.
Предшествующие работы, посвященные проблемам Крыма, не исследовали вопросы позиционирования бренда территории в молодежной аудитории, не изучали то, как она воспринимает его и какие особенности нужно учитывать в данном случае. К этой теме мы и обращаемся в нашей работе: в ходе нашего исследования мы проверяем гипотезу о том, соответствует ли текущее позиционирование Крыма, создаваемое органами власти, действительному образу Крыма, сложившемуся в сознании молодежной аудитории. Проверка гипотезы позволит выявить существующие проблемы позиционирования бренда Крым. В результате анализа проблем позиционирования, мы разработали концепцию позиционирования территории Крыма для молодежной аудитории, направленную на изменение отношения молодежи к Крыму. Этому и посвящена наша исследовательская работа.
Цель нашего исследования: выявление проблем позиционирования бренда Крым в восприятии молодежной аудитории, разработка концепции позиционирования бренда Крым в молодежной аудитории, на основе проведенного исследования мнения молодежи и анализа текущего информационно-коммуникационного позиционирования бренда Крым органами власти.
Для достижения заявленной цели поставлены следующие основные задачи:
1) изучить и проанализировать теоретико-методологические основы территориального брендинга и его позиционирования;
2) определить характеристики Крыма в качестве объекта территориального брендинга;
3) выявить актуальное представление о Крыме у молодежи;
4) выявить текущее информационно-коммуникационное
позиционирование бренда Крым органами власти;
5) проанализировать проблемы позиционирования бренда Крым, предложить концепцию позиционирования бренда Крым для молодежной аудитории.
Объектом исследования выступает бренд Крыма, предметом исследования - позиционирование бренда Крым в молодежной аудитории.
Теоретическую основу исследования составили работы И. С. Важениной, определяющей понятия территориального бренда, соотношение понятий бренда, репутации и имиджа, Дж. Траута, определившего понятие позиционирования территории, Д. В. Визгалова, сформулировавшего стратегию позиционирования, положенную в основу нашей стратегии, а также работы И. С. Важениной и исследования А. А. Рукавишникова о позиционирования бренда.
Методологическую основу исследования составил системный подход. В соответствии с выбранным методологическим подходом, сбор эмпирического материала осуществлен методом неформализованного интервью, путем анкетирования, а также методом контент-анализа публикаций в СМИ, социальных сетях и интернет-сайтах. В ходе исследования была собрана следующая эмпирическая база: представления о Крыме в молодежной аудитории, мнения блогеров, пользователей социальных сетей, СМИ о Крыме, а также органов государственной власти. Перечисленные эмпирические методы позволяют сформировать наиболее полное представление о текущем информационно-коммуникационном позиционировании территории.
В соответствии с выбранной целью исследования, работа включает следующие составляющие: введение, три главы, заключение и библиографический список в количестве 63 источников.
Во введении мы раскрываем актуальность выбранной проблемы, определяем цели и задачи работы, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена освещению основных теоретических понятий в сфере брендинга. Во второй главе дана характеристика Крыму как объекту территориального брендинга, описаны основные результаты исследования, демонстрирующие отношение молодежной аудитории к Крыму, а также проведен анализ влияния блогов на восприятие бренда Крым молодежной аудиторией. Третья глава посвящена анализу информационно-коммуникационного позиционированию бренда Крым органами власти, а также практической работе с полученными данными: на основании результатов исследования мы предлагаем концепцию позиционирования бренда Крым в молодежной аудитории. В заключении мы подводим итоги проделанной работе, отмечаем наиболее важные результаты и делаем прогнозы о перспективности развития данной темы в дальнейшем, а также о возможных смежных сферах применения результатов нашего исследования.
Основные результаты исследования были представлены на V Международной научно-практической конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, а также на XVII Международной конференции молодых ученых «Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики» Института экономики Уральского отделения РАН, по материалам исследования опубликованы две статьи в сборниках указанных научно-практических конференций .
Результатом нашей работы стал проведенный анализ текущих проблем позиционирования бренда Крым в молодежной аудитории. В результате проведенного исследования нами было выявлено, что текущее позиционирование органами власти присоединения Крыма к России, направленное на создание положительного отношения к факту присоединения Крыма, не соответствует представлениям молодежи, геополитический конфликт, сложившейся вокруг Крыма, формирует негативный образ Крыма в сознании молодежи, и выступает одним из факторов, сдерживающих молодежь от переезда в Крым или выбора Крыма в качестве места отдыха. Вторая проблема позиционирования заключается в том, что существующий уровень представлений молодежи о Крыме, как о туристическом месте пляжного отдыха, не соответствует текущему позиционированию бренда Крым, в качестве успешного туристического региона, и как следствие, не способствует притоку молодежи на территорию Крыма.
Таким образом, текущее позиционирование бренда Крыма органами власти не способствует достижению целей, стоящих перед территорией Крыма.
Мы достигли цели нашего исследования, в соответствии с которой, мы выявили проблемы позиционирования бренда Крым в восприятии молодежной аудитории и предложили концепцию позиционирования бренда Крым в молодежной аудитории, направленную на изменение отношения молодежи к Крыму.
Достижению цели способствовало поэтапное решение поставленных в начале работы задач. Мы изучили и проанализировали теоретико-методологические основы территориального брендинга и его позиционирования, определили характеристики Крыма в качестве объекта территориального брендинга, выявили актуальное представление о Крыме у молодежи, выявили текущее информационно-коммуникационное позиционирование бренда Крым органами власти, для выявления проблем позиционирования провели сравнительный анализ позиционирования бренда Крым органами власти и существующих представлений молодежи о Крыме.
Финальным этапом нашей работы стала разработка концепции позиционирования бренда Крым для молодежной аудитории. При разработке концепции мы опирались на результаты исследования ценностных ориентиров молодежной аудитории, наиболее распространенных каналов коммуникации, а также учитывали невозможность изменения объективной реальности. Предлагаемая концепция позиционирования направлена на изменение отношения молодежи к Крыму, с учетом выявленных проблем позиционирования.
Результаты нашей работы позволяют сделать заключение о целесообразности дальнейшей работы по проведению исследования мнения молодежной аудитории, как наиболее перспективной, экономически активной группы населения, направленного на выявление факторов и причин формирования негативного образа территории Крыма, связанного с внешними обстоятельствами, не контролируемыми органами власти, такими как геополитический конфликт, в целях принятия эффективных мер, направленных на изменение отношения целевой аудитории к территории, сформированного под влиянием указанных обстоятельств.
Научно-практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения результатов исследования органами государственной власти, туристическими агентствами при позиционировании бренда Крым в молодежной аудитории.
1. Закон города Севастополя «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя» от 30 апр. 2014 г. №6-ЗС // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. - 2014. - 30.04.2014. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.05.2020).
2. Закон Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» от 26 дек. 2016 г. // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. - 2016. - 26.12.2016. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.05.2020).
3. Закон Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 29 мая 2014 года №5-ЗРК // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. - 2014. - 21.05.2014. - Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.05.2020).
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально¬экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» от 30 янв. 2019 г. № 63 30.01.2019 // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. - 2019. - 30.01.2019. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.05.2020).
5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии
развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20 сент. 2019 г. № 2129-р // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. - 2019. - 23.09.2019. - Режим доступа:
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.05.2020).
6. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20 сент. 2019 г. № 2129-р // Официальный интернет-портал правовой
информации : сайт. - 2019. - 23.09.2019. - Режим доступа:
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.05.2020).
7. Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. - 2014. - 21.03.2014. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.05.2020).
Учебники и учебные пособия
8. Макашева З. М. Брендинг : учеб. пособие / З. М. Макашева, М. О. Макашев. - СПб. : Питер, 2011. - 288 с. - 18ВП 978-5-94807-039-1.
9. Панкрухин А. П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А. П. Панкрухин. - Москва : Омега- Л, 2006. - 656 с. - 18ВП 5-98119-461-8.
10. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг: теории и практика : учебник / Т. В. Сачук. - Москва : Инфра-М. Высш. образ-е. Бакалавриат, 2017. - 583 с. - 18ВП 978-5-16-012156-7.
Книжные издания
11. Аакер Д. Создание сильных брендов : пер. с англ. - 2-е изд. / Д. Аакер. - Москва : Изд. дом Гребенникова, 2008. - 440 с. - 18ВП 978-5-93890-031-8.
12. Анхольт С. Бренд Америка: мать всех брендов : пер. с англ. / С. Анхольт, Д. Хильдрет. - Москва : Добрая книга, 2010. - 232 с. 18ВП 978-5-98124-405-6.
13. Визгалов Д. В. Брендинг города. / Д. В. Визгалов. - Москва : Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с. - 18ВП 978-5-8130-0157¬4.
14. Визгалов Д. В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов. - Москва : Фонд «Институт экономики города», 2008. - 110 с. - 18ВИ 971-5-8130-0129¬1.
15. Визгалов Д. В. Денис Визгалов: Пусть города живут / Д. В. Визгалов ; сост. М. Губергриц, Н. Замятина, М. Дедовский. - Москва : Сектор, 2015. - 272 с. - 18ВИ 978-5-9905530-4-0.
16. Гэд Т. 4Д брендинг взламывая корпоративный код сетевой экономики : пер. с англ. - 2-е изд. исп. / Т. Гэд ; под ред. Г. Ивашевская, И. Дюков. - СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003. - 228 с.- 18ВИ 5-315-00017-6.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга краткий курс : пер. с англ. / Ф. Котлер. - Москва : изд. дом Вильямс, 2007. - 656 с. 18ВИ 978-5-8459-0376-1.
18. Огилви Д. Огилви о рекламе : пер. с англ. / Д. Огилви. - Москва : Эксмо, 2006. - 232 с. 18ВИ 5-699-02340-2.
19. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. - СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2005. - 390 с. 18ВИ: 5-315-00027-3.
20. Стась А. Р. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды. / А. Р. Стась. - Москва : Группа ИТД, 2009. - 208 с. - 18ВИ: 978-5-94833-084-6.
21. Траут Дж., Райс Т. Позиционирование: битва за умы : пер. с англ. / Дж. Траут, Т. Райс. - Спб. : Питер, 2019. - 320 с. 18ВИ: 9785446111336.
22. Хулей Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование : пер. с англ. / Г. Хулей, Дж. Сондрес, Н. Пирси. - Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2012. - 800 с. 18ВИ: 966-8644-16-6.
Диссертации
23. Григорьев Д. В. Маркетинг территорий в Курортном регионе : спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : автореферат дис. ... канд. экон. наук / Григорьев Дмитрий Владимирович ; Костромской гос. тех. ун-т. - Кострома, 2005. - 23 с.
24. Кудашова Ю. В. Позиционирование региона в политическом пространстве современной России : спец. 23.00.02 «политические институты, процессы и технологии» : автореферат дис. ... д-ра полит. наук / Кудашова Юлия Владимировна ; Моск. гос. уи-т им. М. В. Ломоносова - МГУ. - Москва, 2011. - 48 с.
Сборники материалов конференций
25. Голицина С. Е. Позиционирование территории Крыма: проблема привлечения человеческого капитала / С. Е. Голицина // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы V Международн. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 22-36 апреля 2019 г. - Екатеринбург, 2019. Т. 2. С. 166-168.
26. Голицина С. Е. Социальные сети как новый инструмент формирования бренда территории / С. Е. Голицина // Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики : материалы XVII Междунар. конф. молод. уч. Екатеринбург, 11-12 марта 2020 г. - Екатеринбург, 2020.
27. Захарова А. В. Имажинальная география и брендинг территорий: интерпретация понятий / А. В. Захарова // Геопространство в социальном и экономическом дискурсе : сб. материалов Восьмой Междунар. науч. конгр., 10-20 апр. 2012 г. - Новосибирск, 2012. Т. 1.
28. Вирина Н. Е. Экономические особенности развития туризма в Республике Крым в свете геополитических событий 2014 года / Н. Е. Вирина // Проблемы развития общества в условиях неопределенности: экономические, социальные и управленческие аспекты : сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 нояб. 2014 г. - Волгоград, 2014. - С. 36¬38.
29. Григорьева М. О. Этапы формирования бренда территории / М. О. Григорьева, Г. Н. Хадиуллина // Молодые лидеры - 2017 : сб. матер. Седьмой Междунар. заочн. конкурса науч.-исслед. работ., 16 окт. 2017 г. - Казань. - С. 212-218.
30. Реутов В. Е. Маркетинг территории в стратегии социально-экономического развития Республики Крым / В. Е. Реутов // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: Вызовы и возможности : сб. науч. статей по матер. Междунар. науч.-практ. конф., 20-26 окт. 2016 г. - Симферополь, 2017. - С. 293-296.
31. Родин А. В. Развитие человеческого капитала в регионе / А. В. Родин, В. В. Мартояс // Лучшая научно-исследовательская работа 2017 : экономика, политика, социология и право : сб. ст. победителей Седьмой Междунар. науч.-практ. конкурса, 10 апр. 2017 г. - Пенза, 2017. - С. 147-151.
32. Рябых Д. Позиционирование УЗ. Брэндинг / Д. Рябых // Материалы конференции «ВганйзРот! 2002» : Первая Междунар. конф. ВганйзРот!, 17-18 окт. 2002 г. - Киев, 2002. - С. 15-19.
33. Самогородская М. И. Маркетинг территории как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона / М. И. Самогородская, С. А. Самогородская // Государственная и муниципальная служба в России: опыт, проблемы, перспективы развития : сб. матер. Девятой Междунар. науч.-практ. конф., 28 окт. 2016 г. - Воронеж, 2016. - С. 153-159.
Периодические издания
34. Василенко И. А. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / И. А. Василенко, Е. В. Василенко, В. Н. Ляпоров, А. Н. Люлько // Научный журнал «Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование». - 2012. - № 4. - С. 66-78.
35. Важенина И. С. О сущности бренда территории / И. С. Важенина // Научный журнал «Экономика региона». - 2011. - № 3. - С. 18-22.
36. Важенина И. С. Формирование имиджа и репутации территории: основные технологии и инструменты / И. С. Важенина // Научный журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». - 2011. - №20 (113). - С. 6-14.
37. Габидуллина Э. В. Брендинг как один из инструментов развития территорий / Э. В. Габидуллина, С. Д. Галиуллина, Т. А. Суслова, В. О. Корнева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2016. - № 4 (18). С. 110-118.
38. Гайзатуллин Р. Р. Региональное развитие и модель позиционирования территорий / Р. Р. Гайзатуллин // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2 (200). - С. 156-164.
39. Глущенко М. С. Инструменты формирования бренда малых территорий / М. С. Глущенко, А. В. Мордовин // Таврический научный обозреватель. - 2015. - №4 (декабрь). - С. 29-34.
40. Ершов Е. А. Методы продвижения сайтов в Интернете / Е. А. Ершов, В. В. Лобачев // Системный анализ в науке и образовании. - 2011. - № 4 (14). - С. 44-48.
41. Кудашова Ю. В. Понятие «позиционирование» в теории политического маркетинг-менеджмента / Ю. В. Кудашова // ВестникБашкирского университета. - 2010. - Т. 15. - №1. - С. 138-142.
42. Кудлай А. А. Коммуникативная эффективность и бренд-политика Крыма / А. А. Кудлай, Р. П. Сторожук // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 6-2 (46). - С. 98-101.
43. Мещеряков Т. В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории / Т. В. Мещеряков // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2(30). - ПРЕ: http://www.m- есоношу.гн/аг1:.рНр?нЛгЙ4=2663 (дата обращения: 10.02.2020).
44. Оборин М. С. Особенности развития и оценки механизма управления предприятиями санаторно-курортного комплекса Республики Крым на этапе интеграции в экономику России / М. С. Оборин, О. В. Прохорова // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 2. - С. 565-576.
45. Петренко А. В. Брендинг территории (на примере Республики Крым) / А. В. Петренко // Вопросы экономики и управления. - 2017. - № 1 (8). - С. 52-54.
46. Пашкуса В. Ю. Подходы к стратегическому позиционированию территорий в соответствии с матрицей конкурентоспособности / В. Ю. Пашкуса, Н. А. Пашкусь, М. В. Пашкусс // Научный журнал «Региональная экономика: теория и практика». - 2015. - №44. - С. 35-44.
47. Рукавишников А. А. Позиционирование бренда для молодежи / А. А. Рукавишников // Журнал «&.Стратегии» .- 2008. - № 5.
48. Садриев Р. Д. О понятии «бренд» и роли бренда в деятельности компании / Р. Д. Садриев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007 г. - № 1. - С. 58-67.
49. Цёхла С. Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым / С. Ю. Цёхла, Е. А. Полищук // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 20. - С. 2721-2734.
50. Хамидова О. М. О необходимости разработки маркетинговой концепции развития Республики Крым в рамках ФЦП / О. М. Хамидова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-2 (85). - С. 241-245.
51. Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship / N. B. Ellison, D. M. boyd // Journal of Computer - Mediated Communication. - 2007. - V. 13 (1). - P. 210-230.
Электронные ресурсы удаленного доступа
52. Батуева Т. Хочешь привлечь инвестора - подчеркни свое отличие! / Т. Батуева // Губернский. Деловой журнал. - Режим доступа: http://gubernskiy.rU/archive/2009/3/1737(дата обращения 01.05.2019).
53. Данные опроса ВЦИОМ «Каждому возрасту - свои сети» 12.02.2018. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691(дата обращения: 10.02.2020).
54. Данные опроса ВЦИОМ «Жизнь без интернета: рай или
апокалипсис?» 06.05.2019. - Режим доступа:
ййрз://’№сюш.ги/тбех.рйр?1б=236&шб=9681 (дата обращения: 10.02.2020).
55. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Республики Крым. - Режим доступа: https://iiitur.rk.gov.ru/ru(дата обращения: 17.05.2020).
56. Официальный сайт Президента Российской Федерации в сети Интернет. - Режим доступа: Ьйр://кгеш1т.ги/ (дата обращения: 17.05.2020).
57. Официальный сайт Правительства Российской Федерации в сети Интернет. - Режим доступа: ййр://доуегишеи1.ги/ (дата обращения: 17.05.2020).
58. Официальный сайт Правительства Республики Крым в сети Интернет, 23.04.2018. - Режим доступа: https://гk.gov.гu/гu/stгuctuгe/940 (дата обращения: 17.05.2020).
59. Официальный сайт Ростуризма в сети Интернет. - Режим доступа: https://www.гussiatouгisш.гu/ (дата обращения: 17.05.2020).
60. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН Л/КЕ8/68/262 о территориальной целостности Украины, 27 марта 2014 г. - Режим доступа: https://иews.uи.oгg/гu/stoгy/2014/03/1240241#.Uzhe8Kh_u9 (дата обращения: 17.05.2020).
61. Сергеева Ю. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование. WebCaиape / Ю. Сергеева. - 2018. - Режим доступа: https://www.web-caиape.гu/busiиess/socia1иye-seti-v-2018-godu-g1oba1иoe- iss1edovaиie/ (дата обращения: 10.02.2020).
62. Шишлов И. Ю. Использование понятий имидж, репутация, бренд специалистами по рекламе и РЯ / И. Ю. Шишлов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2017. - Т. 5. - № 4 (20). - Режим доступа: Ьйр://’№№№.шауп7.ги/аг0с^/2007/1/4716.Ь1ш1 (дата обращения: 20.01.2020).
63. Morgan N. Destination Branding: Creating the Unique Destination Proposition / Nigel Morgan, Annette Pritchard, Roger Pride // Oxford, UK, Butterworth Heinemann Ltd. - 2002. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5% D1 %82%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%BC%D0%B5%D1 %81 %D1 %82#ci te_note-:0-1 (дата обращения 20.01.2020).