Введение 3
1 Структура финансирования здравоохранения Сингапура 7
1.1 Субсидии (Subsidies) 7
1.2 3М: Медисейв (Medisave), Медишилд (MediShield) и Медифанд
(Medifund) 12
1.3 Элдершилд (ElderShield) 24
2 Анализ расходов и финансирования здравоохранения в Сингапуре 29
2.1 Модели расходов на здравоохранение 29
2.2 Финансирование здравоохранения 38
2.3 Анализ механизмов систем здравоохранения в Сингапуре 44
3 Направления развития финансирования здравоохранения в Российской
Федерации 50
3.1 Проблемные аспекты финансирования национальной системы
здравоохранения 50
3.2 Перспективы использования зарубежного опыта финансирования в
национальной практике 64
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Приложения 101
На момент обретения независимости в 1965 г. (в статусе самоуправляемого государства в составе Британской империи - с 1959 г., в составе Федерации Малайзия - с 1963 г.) в Сингапуре действовала бюджетная система здравоохранения, организованная на принципах британской модели: бесплатная для населения медицинская помощь, оказываемая сетью государственных больниц. Практически сразу после получения статуса самоуправляемого государства правительство Сингапура признало бюджетную модель здравоохранения неэффективной и заявило о необходимости поэтапного перехода к преимущественно частному финансированию здравоохранения. Причинами смены модели стали:
• невозможность сохранять высокий уровень бюджетных расходов на здравоохранение в условиях догоняющего развития;
• низкий уровень заинтересованности населения в сохранении здоровья и выполнении врачебных рекомендаций;
• низкая эффективность государственных больниц (нерациональное расходование средств, низкий уровень пациентоориентированности).
В 1993 г. с учетом результатов первого десятилетия реформы был подготовлен программный доклад «Доступное здравоохранение», дополнивший Национальный план развития здравоохранения новыми направлениями, включая возможность прямого государственного вмешательства в случаях, когда рынок не способен сдерживать рост расходов. Меры государственного регулирования, использовавшиеся позднее в рамках обновленного плана развития, включали в себя:
• установление минимального соотношения коек различных классов;
• ограничение стоимости койко-дня;
• ограничение объемов подготовки студентов медицинских специальностей;
• обязательство больниц согласовывать с управляющей компанией приобретение дорогостоящего оборудования и расширение сфер деятельности, существенное увеличение тарифов.
В ответ на проблемы, связанные с ростом расходов на здравоохранение, из-за растущего спроса, наряду с финансированием медицинских услуг из бюджета, через страхование или платежи из карманов потребителей, появился новый источник финансирования - медицинские сберегательные (депозитные) счета Medisave, Medisave впервые появился в Сингапуре в 1984 году. Стимулом для разработки этого подхода в 1981 году была обеспокоенность Министерства здравоохранения Сингапура по поводу старения населения и необходимость мобилизации дополнительных внебюджетных ресурсов для оплаты ожидаемого увеличения расходов на здравоохранение.
Цель магистерской работы заключается в рассмотрении зарубежного опыта финансирования здравоохранения, а именно успешной системы здравоохранения в Сингапуре и разработки совокупности предложений по внедрению в практику здравоохранения Российской Федерации. Достижение поставленной цели диссертационного исследования обусловило необходимость решения следующих задач:
• рассмотрение и изучение структуры системы здравоохранения Сингапура;
• изучение особенностей регулирования финансирования
здравоохранения в стране;
• анализ динамики расходов на здравоохранение в Сингапуре;
• оценить преимущества и недостатки такой системы;
• сравнить систему здравоохранения Российской Федерации и Сингапура;
• дать рекомендации по улучшению качества и/ или доступности медицинских услуг для населения.
Предметом исследования являются совокупность медицинских накопительных счетов Сингапура, возникающих в ходе функционирования экономических отношений, которые играют основную роль в финансировании здравоохранения страны.
Теоретической и методологической базой послужили положения и опыт зарубежных специалистов в области финансирования здравоохранения. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы зарубежных экономистов: Уильяма А. Хазелтина, Абесинхея Т., Лим Джуди и др. Информационной базой исследования служат нормативные акты и статистические материалы Министерств Здравоохранения Сингапура и Российской Федерации, научные публикации, материалы периодических изданий, сети Интернет по тематике исследования, годовые отчеты и формы финансовой отчетности анализируемого объекта.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций в раскрытии сущности финансирования здравоохранения, а также рассмотрения опыта Сингапура в условиях нашей страны. В ходе выполнения магистерской диссертации получены следующие результаты:
1. Сформулированы основные методологические положения анализа эффективности затрат на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях, согласно которым инструментарий оценки эффективности здравоохранения должен удовлетворять критерию доступности статистической информации и характеризоваться сравнительной простотой расчёта; оценка эффективности здравоохранения должна затрагивать не только экономический, но и социальный аспекты, а также быть функциональной и прозрачной, при всем этом формула должна быть понятна широкой общественности...
В Сингапуре построена высокоразвитая эффективная экономика, равновесно интегрированная в мировую по регионам, в силу этого устойчивая. В политике и экономике Сингапур сочетает широкое международное сотрудничество с опорой на собственные силы. Система здравоохранения сочетает все экономические, политические и социальные плюсы и все потенциальные, заложенные в самой системе, минусы. Опыт Сингапура в построении, в том числе, развитого здравоохранения, востребован в АТР, Америке и Европе, и, безусловно, полезен в России.
Надо отметить, что Сингапур достиг впечатляющих успехов в области здравоохранения, и при этом показывает одни из лучших показателей экономической эффективности финансирования здравоохранения. В организации системы здравоохранения в Сингапуре можно выделить следующие важные особенности:
• персонализация расходов на медицинские услуги для поощрения заботы о своем здоровье и повышение ответственности за свое будущее;
• сокращение избыточного потребления за счет использования соплатежей со стороны потребителей;
• активная роль и регулирование процесса оказания медицинских услуг со стороны государства для предотвращения избыточного потребления (за счет предложения со стороны врачей);
• поддержка нуждающихся со стороны государства и повышение справедливости за счет субсидирования услуг;
• повышение устойчивости и независимости системы здравоохранения благодаря накоплению значительных финансовых ресурсов;
• дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования в экономическое развитие страны. (Средства на счетах Medisave в 2015 году составляли 75,9 млрд долл. - в 10 раз превышают бюджет на здравоохранение Сингапура).
Правительство Сингапура, несмотря на ключевые принципы индивидуальной ответственности и использования сооплаты, предотвращает чрезмерное потребление медицинских услуг, соглашается с тем, что рыночные механизмы, даже в сочетании с механизмами сокращения спроса, такими как сооплата, недостаточны для достижения эти цели. Четко говорится, что в секторе здравоохранения предложение имеет тенденцию создавать свой собственный спрос, тем самым увеличивая расходы на здравоохранение. Поэтому правительству необходимо вмешаться, чтобы предотвратить чрезмерное потребление, уменьшить ненужный спрос и, в конечном итоге, контролировать расходы. Действия правительства в этой области включают положения о внедрении технологий и специальных стандартов в государственных больницах.
Количество врачей и больничных коек, включая их распределение по стране, также находится под жестким контролем. Кроме того, Министерство здравоохранения регулирует цены на медицинские услуги в государственных больницах, которые являются основными поставщиками стационарной помощи.
Что же касается здравоохранения в России, то в последние годы стало очевидно, что проблемой российского здравоохранения является не только недостаток выделяемых средств, но и низкая эффективность использования этих средств. Существующая система финансирования не соответствует возросшим потребностям населения и не способна преодолеть складывающийся в сфере здравоохранения дефицит бюджета.
Большинство развитых стран уже начало реформы, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств в здравоохранении (в том числе за счет снижения административных расходов на осуществление оплаты медицинской помощи). Центром новой системы финансирования медицинского обеспечения становится пациент, принимающий на себя свою долю ответственности за сохранение здоровья. Активное участие пациента в лечении и, что еще более важно, участие в профилактических мероприятиях и поддержании здорового образа жизни, является значительно более эффективным, чем дальнейшее совершенствование специализированной медицинской помощи, ориентированной на лечение запущенных случаев заболеваний.
Превращение пациента в самостоятельного участника системы здравоохранения проявляется также в изменении форм оплаты медицинской помощи - теперь не пациент сохраняет жесткую прикрепленность к определенной больнице, а финансовые ресурсы закрепляются за пациентом. Тем самым формируется конкурентный механизм, основанный на праве свободного выбора пациентом медицинской организации и врача, и одновременно механизм контроля качества.
Отчасти, эти механизмы уже воплощены в российском законодательстве в сфере охраны здоровья граждан, но в условиях хронической недостаточности тарифов, конкуренция за прикрепленное население не сможет развиться до уровня, способного оказывать влияние на поведение поставщиков медицинских услуг. Соплатежи и, в частности, медицинские счета могут дать реальное наполнение данному механизму.
Наконец, медицинские счета являются дополнительным источником средств для дефицитной системы здравоохранения. Немаловажно, что такое увеличение финансирования является неинфляционным и стимулирует улучшение качества медицинской помощи в отличие от простого увеличения тарифов. В отличие от соплатежей из личных средств населения, МСС в большей степени соответствует принципам социальной справедливости.
Таким образом, внедрение медицинских счетов в российском здравоохранении будет способствовать выполнению трех ключевых задач:
1. Создание экономического стимула для изменения отношения людей к сбережению собственного здоровья (полная информация о цене услуги, прозрачность ценообразования и оплаты, передача контроля за расходами непосредственно пациенту);
2. Обеспечение реальных прав пациента путем обеспечения его платежеспособности (расширение возможностей свободного выбора медицинской организации и конкретного специалиста, формирование накопительного социального капитала);
3. Формирование экономически эффективных механизмов привлечения дополнительных средств в сферу здравоохранения (увеличение финансовых ресурсов на душу населения, снижение инфляционного риска, развитие реального платежеспособного спроса и, как следствие, повышение качества услуг).
1. Страница онлайн-анкеты экспертного опроса РАНХиГС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.publicserv.ru (дата обращения 02.01.2019)
2. Шейман И.М., Шишкин С.В. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи: доклад Государственного университета - Высшей школы экономики: к X Международная научная конференция ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества (Москва, 7-9 апреля 2009 г.). М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2016.
3. Улумбекова, Г.Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения// Вестник Росздравнадзора 2014 №2 - С. 33-38
4. Томсон С., Осборн Р., Сквайрз Д., Юн М. Международный профиль систем здравоохранения / Томсон С., Осборн Р., Сквайрз Д., Юн М. // Нью Йорк.
• Фонд Содружества. — 2016.
5. Российский статистический ежегодник - 2014 г. [Электронный ресурс].
• Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main.htm. (дата обращения
08.01.2019)
6. Правительственные расходы на здравоохранение. Факты о
сингапурском здравоохранении, Министерство здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. moh. gov. sg/content/moh_web/home/statistics/Health_F acts_Singapore/ Healthcare_Financing.html. (дата обращения 28.12.2018)
7. Отчет о проверке Счетной палаты «Об оптимизации здравоохранения, культуры, образования и социальных услуг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ach.gov.ru/press_center/news/21297. (дата обращения 02.01.2019)
8. Отчёт Министерства здравоохранения Российской Федерации “Об
итогах работы министерства здравоохранения российской федерации в 2014 году и задачах на 2015 год”, Москва, апрель 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rosminzdrav. ru/ministry/61 /22/stranitsa-979/doklad-ob-itogah-raboty-min isterstvazdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-v-2014-godu-i-zadachah-na-2015-go d. (дата обращения 05.01.2019)
9. Наша система здравоохранения. Факты. Министерство
здравоохранения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http : //www. moh. gov. sg/content/moh_web/home/our_healthcare_system. html. (дата обращения 10.01.2019)
10. Ли Куан Ю Из третьего мира - в первый. История Сингапура (1965-2000). Москва: МГИМО. 2 издание. 2000 Глава 7: Справедливое общество, а не «государство благосостояния». С. 93-106.
11. Котова Ю.Н. “Оценка эффективности функционирования региональной системы здравоохранения” автореферат дисс. канд. экон. н., Рязань 2014 - С.24.
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] . - Режим доступа: economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs.
13. Каграманян, И.Н. О кадровом обеспечении системы здравоохранения Российской Федерации // Образование и подготовка медицинских кадров, 2014. - С. 277-280
14. Исследование “Здравоохранение: ситуация, проблемы и возможности (в т.ч. госпрограмма)” проведено сотрудниками РАНХиГС, руководитель исследования к.с.н. Калмыков Н.Н. Опрос проводился в марте 2015 года среди 143 экспертов.
15. Интернет ресурс: Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs. (дата обращения 14.12.2018)...