Глава 1. Речевой портрет блогера как объект лингвистического исследования 8
1.1. Языковая личность и аспекты речевого портретирования 8
1.2. Интернет-коммуникация и проблемы изучения виртуальной личности блогера 17
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Лингвокогнитивная специфика речевого портрета блогера Е. Ройзмана 30
2.1. Теоретические предпосылки исследования когнитивного уровня 30
2.2. Лингвокогнитивный анализ блога Е. Ройзмана 33
2.2.1. Оппозиция правда - ложь в блоге Е. Ройзмана 33
2.2.2. Оппозиция свои - чужие в блоге Е. Ройзмана 38
2.2.3. Оппозиция помощь обществу - антисоциальная деятельность в блоге
Е. Ройзмана 43
Выводы по 2 главе 59
Глава 3. Прагматическая специфика речевого портрета блогера Е. Ройзмана 61
3.1. Теоретические предпосылки исследования прагматического уровня 61
3.2. Лингвопрагматический анализ блога Е. Ройзмана 67
3.2.1. Кооперативные стратегии речевого поведения в блоге Е. Ройзмана 67
3.2.2. Конфликтные стратегии речевого поведения в блоге Е. Ройзмана 77
Выводы по 3 главе 84
Глава 4. Стилистическая специфика речевого портрета блогера Е. Ройзмана 85
4.1. Теоретические предпосылки исследования вербально-семантического уровня 85
4.2. Речевая манера блогера Е. Ройзмана 88
Выводы по 4 главе 100
Заключение 102
Список использованной литературы 104
Десять лет назад блоги как интернет-явление были малоизвестны и только начинали приобретать популярность. Сейчас блоги стали настолько значимым фактом российской жизни, что, оперативно реагируя на происходящие в стране и мире события, оказывают влияние на состояние общества и языка. При этом блогосфера до сих пор остается недостаточно изученным явлением, хотя в последнее время всё большее число исследователей обращается к изучению интернет-коммуникаций [Белинская, Жичкина 2000, Горный 2004, Волохонский 2007, Данилов 2011, Боярских 2012, Шалина 2012, Лутовинова 2013, Гермашева 2014, Кочеткова, Тубалова 2014, Кудряшов, Калашникова 2015]. Таким образом, изучение блогов является весьма актуальным направлением научных исследований в области лингвопрагматики, лингвостилистики и лингвокультурологии.
Блог (от английского слова weblog — «веб-журнал») — это сетевой дневник одного или нескольких авторов (также называемых блогерами), состоящий из записей, представленных в обратном хронологическом порядке. Совокупность блогов принято называть блогосферой.
Считается, что первый блог был создан в 1997 году главой компании Userland Software. Он назывался Scripting News и рассказывал о новинках в области компьютерных технологий. Этот блог, как и многие последующие, ввиду их информационной наполненности, принято считать одной из форм «авторского проекта». Авторы сетевых дневников обычно используют интернет-пространство, чтобы рассказать о том, «что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в интернете, связывая комментарии гиперссылками с источником» [Современный медиатекст 2011: 306]. В центре внимания, таким образом, оказывается
личность пользователя сети. Возможно, поэтому блогосфера приобрела огромную популярность за последние несколько лет как новая информационно-коммуникативная среда, которая требует внимательного лингвистического изучения. Обращение к подобному источнику материала обусловливает актуальность исследования.
Большая часть блогосферы создается блогерами-любителями, непубличными персонами, которые решились озвучить своё мнение о происходящем вокруг. «Все интересные события моментально находят отклики в миллионах пользовательских интернет-журналах по всему миру. Читатель получает возможность с той или иной степенью объективности понять, что же на самом деле происходит» [Современный медиатекст 2011: 308]. Такие блогеры, распространяя информацию, не испытывают значительного давления: они не ощущают ответственности за её
достоверность.
По-другому дело обстоит тогда, когда собственный блог заводят публичные персоны, чье мнение значимо для общества. По статистическим данным, самыми популярными блогами становятся сетевые дневники профессиональных журналистов, писателей, общественных деятелей. В пространстве интернета журналисты могут высказать не только точку зрения редакции, но и свою собственную, писатели и общественные деятели могут раскрыться для своих читателей с неожиданной стороны. Подобные блогеры, очевидно, «претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками» [Калмыков, Коханова 2005: электр. ресурс].
Объектом данного исследования являются блог известного уральского общественного деятеля Евгения Ройзмана. Предмет исследования — когнитивная, прагматическая и стилистическая специфика речевого портрета блогера, работающего на благо социума.
Цель исследования — комплексное описание речевого портрета блогера - общественного деятеля. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать теоретическое описание ключевых терминов исследования: языковая личность, речевой портрет.
2. Осуществить анализ речевого портрета блогера в рамках лингвокогнитивного подхода.
3. Осуществить анализ речевого портрета блогера в рамках лингвопрагматического подхода.
4. Осуществить анализ речевого портрета блогера в рамках стилистического подхода.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы — описательный и классификационный, а также специальные методы исследования — лингвокогнитивный, лингвопрагматический и лингвостилистический анализ текста.
Материалом исследования послужил блог Евгения Ройзмана «Сила в правде» (ведется под ником roizman). Данный блог, который ведет основатель фонда «Город без наркотиков», в данный момент — мэр города Екатеринбурга, был выбран для исследования как имеющий высокий рейтинг среди блогов русскоязычного сектора блог-платформы LiveJournal: по данным LiveJournal, имеет больше 2500 читателей. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» от 05.05.2014 приравнивает блогеров, в чьих дневниках фиксируется больше 3000 индивидуальных посещений в день, к СМИ [Федеральный закон от 05.05. 2014 № 97-ФЗ], и администрация LiveJournal в России приняла
решение закрыть доступ к рейтингам, для того чтобы обойти закон. Таким образом, на данный момент популярность блогера в ЖЖ можно определить только по тому, есть ли у него 2500 читателей, меньше или больше.
Блогер roizman актуален для изучения как региональный автор, чьей деятельностью интересуются не только в родном городе, но и далеко за его пределами. В блоге Евгений Ройзман освещает некоторые культурные и политические события Екатеринбурга и России, а также результаты собственной общественной деятельности. Речевой портрет данной языковой личности уже становился предметом изучения, но обычно на материале устных выступлений [Еремина, Потысьева 2005, Никифорова 2015]. Новизна данного исследования состоит в конструировании речевого портрета на материале блога, ранее изученного в речежанровом аспекте [Данилов 2011].
Для описания речевого портрета важны установки, с которыми автор блога и его читатели взаимодействуют с виртуальным дневником. Важнейшая из таких предпосылок, которая актуализируется, когда речь идет о блоге Евгения Ройзмана, заключается в том, что это блог публичного человека, видного уральского общественного деятеля. Общественная деятельность - работа, связанная с обслуживанием политических, культурных, профессиональных и других нужд общества, направленная на удовлетворение материальных и духовных нужд коллектива [БТС 2014: электр. ресурс]. В законодательстве Российской Федерации нет нормативного определения понятия общественный деятель, однако в рамках юриспруденции исследователями отмечается, что в ряды общественных деятелей можно включить руководителей и видных функционеров «политических партий, других общественных организаций, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения» [Бриллиантов, Курганов 2011: 416], также к общественным деятелям можно отнести широко известных, влиятельных представителей средств массовой информации, культуры, науки, образования. Таким образом, общественный деятель - человек, решающий проблемы общества в социальной сфере, в сферах политики, культуры и науки. Деятельность Евгения Ройзмана в качестве одного из основателей фонда «Г ород без наркотиков» и мэра города Екатеринбурга, отраженная в блоге, во многом, очевидно, будет определять все аспекты речевого портрета блогера.
Нами были проанализированы записи указанного блога за 2005— 2016 годы, посвященные общественной деятельности блогера. В работе принято точное цитирование дневниковых записей с сохранением языковых особенностей оригинала.
Содержание исследования отражено в 11 публикациях, материалы были представлены на 5 всероссийских и международных конференциях и 2 научных семинарах.
Структура работы, в которой представлены введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы, обусловлена принятой моделью описания.
Данное исследование посвящено изучению актуальной проблемы описания речевого портрета блогера - общественного деятеля.
В ходе исследования нами были определены ключевые термины и выбраны направления исследования. Языковая личность вслед за Ю.Н. Карауловым определяется как «человек в его способности воспринимать и порождать речь (дискурс), владеющий системой языка и использующий ее для достижения в процессе коммуникации тех или иных неречевых и речевых целей» [Караулов 1987: 56]. При этом речевой портрет понимается как один из жанров описания языковой личности. Речевой портрет блогера - общественного деятеля описывается и анализируется в стилистическом, лингвокогнитивном и лингвопрагматическом аспектах. В качестве материала используются записи блога Евгения Ройзмана, известного общественного деятеля, мэра города Екатеринбурга (пишет под ником го1/шан).
Лингвокогнитивный анализ позволяет выделить важные для блогера аксиологически осмысленные ментальные оппозиции (правда - ложь, свои - чужие, помощь обществу - антисоциальная деятельность), проследить, как изменяются эти оппозиции во времени. До назначения на пост мэра данные оппозиции ярко проявлялись в записях блога, определяли четкое деление мира блогером на добро и зло. Необходимо отметить, что больше вербальных репрезентаций получали члены оппозиций, оцениваемые языковой личностью негативно. С 2014 года противопоставления постепенно теряют актуальность, так как акцент смещается на положительные члены заявленных оппозиций, а негативные оказываются на периферии, что дает возможность говорить об изменениях в концептосфере языковой личности, репрезентированной в текстах блога.
Лингвопрагматический анализ отражает динамику речевого поведения Евгения Ройзмана в блоге: после назначения на пост мэра и затухания конфликта с областной властью стратегии конфликтного речевого поведения, активно используемые ранее, вытесняются стратегиями кооперативными. После назначения на пост мэра roizman акцентирует внимание на работе, проделанной им в этой должности. Для данного блогера принципиально важно отметить собственную открытость и честность, определить себя как защитника справедливости, борца с коррупцией и патриота.
Характеристика индивидуальной речевой манеры блогера была связана с выявлением ключевых примет стиля автора. Отмечены константные стилистические особенности (частотность построения текстов- повествований, ироническая тональность, использование экспрессивных синтаксических структур — неполных и нераспространенных простых предложений, «аскетизм» визуального стиля блога). Подвижными оказались предпочтения автора в употреблении сниженной лексики: от активного их использования Е. Ройзман приходит к точечному их внедрению в текст.
Таким образом, комплексное описание языковой личности блогера Евгения Ройзмана в трех аспектах позволило подтвердить, что единицы всех уровней интерпретаций актуализируют представление о блогере как неравнодушном общественном деятеле, работающем на благо жителей столицы Урала.
В одной работе невозможно осветить все направления, связанные с исследованием и описанием речевого портрета блогера в сетевом дневнике. Перспективой исследования может стать описание коммуникативного взаимодействия блогера с массовой аудиторией с помощью системы комментариев.
Научные источники
1. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация:
монографическое издание / ред. К. Ф. Седов. — Москва : Лабиринт, 2007. — 320 с.
2. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов- Алексеев // Русская речь. Новая серия. - 1928. - Вып. 2. - С. 28-44.
3. Асташова О. И. Речевой портрет политика как динамический феномен : дис. ... канд. филол. наук / О. И. Асташова ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 245 с.
4. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. - 2000. - С. 395-428.
5. Бердяев Н. Судьба России [Электронный ресурс] / Н. Бердяев. - 1990.
- Режим доступа: http://aldebaran.ru/author/berdyaev_nikolayi/
кшда_8^Ьа_го88п/ (дата обращения: 19.04.2016)
6. Бирюкова Е. О. Индивидуальный речевой портрет говорящего в телевизионном дискурсе / Е. О. Бирюкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - Т. 11, 31-3. - С. 29-33.
7. Бирюкова Е. О. Языковая личность в контексте языковой игры (на материале российских ток-шоу) : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е. О. Бирюкова ; Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда, 2012. - 23 с.
8. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дисс. .д-ра филол. наук / Г. И. Богин ; Ленинградск. гос. ун-т. - Ленинград : [б. и.], 1984. - 31 с.
9. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И. Н. Борисова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. — 408 с.
10. Боярских Е. Этикет Живого Журнала / Е. Боярских // Неклассические письменные практики современности. — Великий Новгород, 2012. — С. 94-99.
11. Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Комментарий к уголовному
кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред.
A. В. Бриллиантова. - Москва : Проспект, 2011. - 416 с.
12. Верещагин Е. М. Речевые тактики «призыва к откровенности»: еще одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения / Верещагин Е. М., Ратмайр Р., Ройтер Р. // Вопросы языкознания. - 1992. - №6. - С. 82-93.
13. Виноградов В. В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов - Москва : Наука, 1980. - 360 с.
14. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика /
B. В. Виноградов. — М. : Изд.-во Академии Наук СССР, 1963. — 253 с.
15. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете. / Т. Ю. Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 63-67.
16. Винокур Т. Г. Речевой портрет современного человека / Т. Г. Винокур // Человек в системе наук. - Москва : Наука, 1989. - С. 361-370.
17. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов [Электронный ресурс] / В. Л. Волохонский. — 2007. — Режим доступа: http://volokhonsky.ru/internet/volokhonsky.pdf (дата обращения: 10.04.2016)
...