РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
1.1. Продовольственный рынок как экономическая категория и объект
муниципального регулирования 22
1.2. Роль продовольственного рынка в устойчивом развитии территории
муниципального образования 43
1.3. Правовое регулирование продовольственного рынка 52
1.4. Потенциал некоммерческого партнерства местных субъектов
муниципального продовольственного рынка 69
2. РАЗВИТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» ИПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МЕСТНЫХ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА 93
2.1. Динамика развития продовольственного рынка муниципального образования «город Екатеринбург» 93
2.2 Муниципальные меры поддержки развития продовольственного рынка105
2.3. Оценка интенциональных и организационных характеристик перспективного потенциала некоммерческого партнерства местных субъектов муниципального продовольственного рынка 119
3. СОЗДАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙИ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС «ЛОКАЛЕКАТЕРИНБУРГ» НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» ... 139
3.1 Разработка проекта «Создание и проектирование деятельности
некоммерческого партнерства местных производителей и локальных сетей «Стратегический Альянс «Локал Екатеринбург» на продовольственном рынке муниципального образования «город Екатеринбург» 139
3.2 Оценки рисков и эффективности проекта 185
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 198
ПРИЛОЖЕНИЕ А 213
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 218
ПРИЛОЖЕНИЕ В 222
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 223
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 224
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 251
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 257
ПРИЛОЖЕНИЕ И 261
ПРИЛОЖЕНИЕ К 262
На сегодняшний день вопрос о необходимости государственного и муниципального регулирования развития экономической сферы стоит очень остро. Изменения и новые преобразования в экономике обусловили необходимость поиска новых методов и механизмов государственного и муниципального регулирования рынка. Одной из важных, в том числе и экономических, проблем является развитие продовольственного рынка. От положения производственного рынка, ассортимента, уровня цен на продовольственные товары зависит и качество населения, конкурентное преимущество и устойчивое развитие территории муниципального образования.
Растущая продовольственная инфляция и сокращающиеся доходы населения привели к тому, что доля продовольствия в бюджетах домохозяйств в общероссийском формате достигла примерно 50 %. По данным Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, во II полугодии 2017 г. несетевая розница сообщила о падении спроса и продаж в натуральном выражении почти на четверть по сравнению с I полугодием . Прибыль несетевых магазинов сократилась в среднем на 27 %. Вместе с тем, для крупнейших российских ритейлеров - 2017 год стал рекордным по скорости роста доли на рынке. По оценке «1п1о1те-аналитики», на десятку крупнейших продавцов пришлось 24,3 % рынка против 21,6 % годом ранее.
Наличие большего количества региональных и федеральных ритейлеров поглощает муниципальный рынок продовольственных товаров и не оставляет сферы для реализации локальных местных сетей. Создание благоприятной сферы для функционирования продовольственного рынка на территории муниципального образования, поддержка «местных» является одной из главных задач его развития.
Актуальность темы исследования определяется изменениями и новыми преобразованиями в развитии муниципального продовольственного рынка, которые обуславливают поиск новых форм организации субъектов рынка, в целях удовлетворения потребностей населения. На сегодняшний день количество локальных сетей снижается, в то время как продовольственные сети более крупного масштаба (региональные и федеральные) растут и «занимают» нишу местного рынка. Наличие большего количества региональных и федеральных ритейлеров поглощает рынок и не оставляет сферы для реализации локальных сетей. Крупные локальные розничные сети увеличивают товарооборот на местном рынке, влияя на пополнения казны, а как следствие рост благосостояния города и региона. От положения продовольственного рынка, ассортимента, уровня цен на продовольственные товары зависит и качество населения, и конкурентное преимущество территории, и ее устойчивое развитие.
Тема развития розничного рынка освещена в работах Э. Додан и Д. Линдсей, К. Макконелла и С. Брю, О.В. Власовой и Е.Н. Киселева, Е.Б. Кононовой, В.С. Антонова, Н.В. Паньковой и С.В. Богатыревой. Э. Додан и Д. Линсдей понимают под рынком «любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом» . В определении К. Макконнелла и С. Брю рынок - это «инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».
В исследовательских работах О.С. Власовой представлена обобщенная и более развернутая формулировка понятия «рынок». С позиций системного подхода, рынок трактуется как «система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов». Рынок продовольственных товаров, по мнению автора, это «целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающую взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции».
В.И. Мурар и Р.Р. Ващенко в совместной работе «Роль потребительского рынка в развитии экономики муниципальных образований» рассматривают роль потребительского рынка в развитии экономики муниципальных образований и его структуру, обосновывая необходимость регулирования рынка органами местного самоуправления.
В научно-практическом пособии о теории и практике продовольственного рынка автора Л.Н. Усенко изложены теоретические подходы к развитию продовольственного рынка. Рассмотрен зарубежный опыт формирования агропромышленных систем в условиях рынка. Уделено внимание проблеме рыночных преобразований в АПК и необходимости государственного регулирования этого процесса.
Н.В. Панькова и С.В. Богатырева отмечают, что для эффективного развития бизнеса российские ритейлеры внедряют мировой опыт инновационных бизнес-технологий, основанный на применении полученных знаний в результате опыта функционирования крупнейших зарубежных ритейлеров в глобальном пространстве мирового розничного сектора; используют методологический аппарат, основанный на применении современных методов и моделей планирования.
Н.А. Бадал рассматривает и определяет роль индикаторов в формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования. В рамках исследований предлагается в качестве инструмента формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования использовать индикаторы, которые должны позволить осуществить качественную оценку состояния и динамики основных показателей социально-экономического развития территории.
Мосейко В.О, Фесенко В.В. и Богомолова И.В. рассматривают систему индикаторов устойчивого развития как инструмент управления муниципальным образованием. По мнению авторов, функции постоянного контроля за процессом проведения территориального развития призван выполнять мониторинг, включающий в себя сбор информации, проверка информации на достоверность, анализ и оценку, подготовку рекомендаций.
Е.П. Гусакова рассматривает факторы повышения конкурентного преимущества на торговой сети продовольственном рынке и их роль в повышении лояльности потребителей.
Состояние продовольственного рынка России как важнейшего фактора достижения продовольственной безопасности оценивается в работах Писковой Г.М. и Нуралиева С.У.
Функционирование и развитие локальных продовольственных рынков во многом определяется социально-экономическим положением муниципальных образований, в границах которых они локализованы. Существующая неравномерность размещения экономической активности в пространстве российских регионов обуславливает значительные межмуниципальные различия в плотности населения, уровне его жизни, территориальную неравномерность воспроизводственных и миграционных процессов и т.д. Авторы Кузьмина Н.Л. и Тонышева Л.Л. в своем исследовании рассматривают розничной торговли на локальном продовольственном рынке как фактор типологизации муниципальных образований в регионе.
В публикации Лукьяновой М.Н. в статье «Организационные механизмы развития инфраструктуры продовольственного рынка (на примере муниципальных образований России)» рассматривает вопросы развития инфраструктуры продовольственного рынка. В статье представлены исследования законодательных основы. практика местного самоуправления и существующие механизмы регулирования потребительского рынка продовольственных товаров на муниципальном уровне.
В исследовании автора Зинчук Г.М. утверждается, что основой прорывов в экономическом развитии являются новации. Автор отмечает, что в силу нововведений возрастают и изменяются потребности населения, полноценное удовлетворение которых во многом зависит не только от появления качественно новых товаров, но и от новых способов их реализации, новых методов стимулирования спроса и т.д. Эффективность развития рыночной инфраструктуры рынка продовольственных товаров также невозможно без соответствующих нововведений.
Дохолян С.В и Вартановой М.Л. в исследовании, посвященном организации и развития продовольственного рынка факторов по формированию продовольственного рынка, можно распределить на несколько групп.
Исследований по искомой проблематике достаточно много. Все они исследуют значимость продовольственного рынка для социально-экономического развития муниципального образования. Вместе с тем, практически отсутствуют исследования, связанные с отражением роли и значения некоммерческого сектора в развитии продовольственного рынка муниципального образования. Как правило, вопросы привлечения некоммерческих организаций в качестве государственных и/или муниципальных мер поддержки рассматриваются в сфере социальных услуг населению1. В бизнес-сообществе практика создания и функционирования некоммерческих партнерств, объединяющих вместе организации розничной или оптовой торговли успешно распространена, но на федеральном и региональных уровнях (БСК-Кнз, Союз независимых сетей России). Муниципальные практики интеграции субъектов муниципального продовольственного рынка существуют лишь за рубежом. Вместе с тем, ситуация, складывающаяся на муниципальных рынках продовольственных товаров, при которой присутствие федеральных торговых сетей на муниципальных продовольственных рынках все больше вытесняет местных производителей и локальные торговые сети, с необходимостью требует новых механизмов и мер поддержки организации и развития продовольственных рынков на муниципальном уровне.
Объектом магистерской диссертации является развитие продовольственного рынка муниципального образования.
Предмет - потенциал некоммерческого партнерства в развитии продовольственного рынка муниципального образования.
Цель магистерской диссертации - оценка потенциала некоммерческого партнерства в развитии продовольственного рынка муниципального образования и разработка проекта по созданию стратегического партнерства местных производителей и локальных сетей в развитии продовольственного рынка муниципального образования «город Екатеринбург».
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотреть продовольственный рынок как экономическую категорию и объект муниципального регулирования;
- выявить роль продовольственного рынка в устойчивом развитии территории муниципального образования;
- осуществить анализ нормативно-правового обеспечения регулирования продовольственного рынка;
- раскрыть потенциал стратегического некоммерческого партнерства как
механизма интеграции местных субъектов муниципального продовольственного рынка и организационный инструмент его развития;
- оценить состояние продовольственного рынка муниципального образования «город Екатеринбург»
- осуществить анализ муниципальных мер поддержки развития продовольственного рынка;
- оценить интернациональные и организационные характеристики перспективного потенциала некоммерческого партнерства местных субъектов продовольственного рынка МО «город Екатеринбург»;
— разработать проект «Создание и проектирование деятельности некоммерческого партнерства местных производителей и локальных сетей «Стратегический Альянс «Локал Екатеринбург» на продовольственном рынке муниципального образования «город Екатеринбург»;
— оценить риски и эффективность проекта.
Теоретико-методологической основой исследования потенциала некоммерческого партнерства субъектов муниципального продовольственного рынка является системная методология, интегрирующая в себе методологии социального маркетинга, социального управления, социального проектирования, интитуционального подхода и субъект- объектную парадигму.
Информационная база исследования - федеральные, региональные, муниципальные законодательные и нормативные акты, целевые программы в сфере продовольственного рынка и мер поддержки его развития, данные отечественных и зарубежных исследований, органов статистики, официальных сайтов органов власти, результаты маркетингового исследования и экспертного опроса субъектов продовольственного рынка МО «город Екатеринбург».
Методы эмпирического исследования: анализ документов, анализ статистических данных, вторичный анализ данных, экспертный опрос, календарное, сетевое, ресурсное планирование.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в теоретико-методологическом и эмпирическом исследовании потенциала некоммерческого партнерства субъектов муниципального продовольственного рынка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рынок как экономическая категория является теоретическим выражением определенных общественных отношений. Рынок продовольственных товаров является целостной динамической системой рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающей взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции. Особенность продовольственного рынка состоит в том, что на нем реализуются товары первой жизненной потребности — продовольствие, имеющее важнейшее жизненное значение. Поэтому продовольственный рынок попадает в сферу не только экономических и социальных интересов.
Муниципальное регулирование потребительского продовольственного рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развития продовольственной торговли и общественного питания. Механизмы регулирования потребительского продовольственного рынка муниципального образования разрабатываются профильными подразделениями городских Администраций. В основном, данные механизмы регулирования направлены на предприятия пищевой промышленности. Так их развитие является показателем уровня обеспеченности населения качественными и безопасными продуктами питания. Однако, для того реализации этой задачи необходимо регулирование и поддержка посредника - то есть продавца (продовольственного магазина). Эффективных примеров мер регулирования и поддержки этого субъекта продовольственного рынка очень мало. Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан, такие как: союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей; общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать помощь в их работе, реализовывать формы общественного контроля над потребительским продовольственным рынком.
2. Обеспечение населения муниципального образования качественной и экологически чистой пищевой продукцией местного производства способствует реализации главного принципа устойчивого развития территории удовлетворении человеческих потребностей и стремлений, обеспечивающих динамичное развитие территории. Повышение «жизнеспособности» местных производителей и торговых сетей на муниципальном продовольственном рынке является одним из значимых факторов его сбалансированного и гармоничного развития.
3. Развитие потребительского продовольственного рынка на государственном и муниципальном уровнях регулирует Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Все субъекты потребительского продовольственного рынка производители (предприятия пищевой промышленности); продавцы (продовольственные сети) и потребители (покупатели, население) действуют в совместном правовом поле, их взаимодействие регулируется разными законами и нормативно-правовыми актами. Участниками потребительского продовольственного рынка могут быть организационно-правовые формы объединения, такие как ассоциации производителей, союзы продовольственных сетей и различные некоммерческие партнерства. Некоммерческое партнерство — это разновидность ассоциаций (союзов), представляющее собой добровольное объединение «юридических лиц и (или) граждан, созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей».
4. Потенциал некоммерческого партнерства можно определить, как совокупность ресурсов, возможностей и способностей некоммерческого партнерства как совокупного субъекта для осуществления заявленных им общественных полезных целей и защиты общих, в том числе
профессиональных интересов, а также направленных на преобразование условий и характеристик институциональной среды. Объединение субъектов продовольственного рынка в лице местных производителей и локальных торговых сетей для обеспечения потребителей высококачественной, безопасной продукцией собственного производства, защиты интересов местных производителей и продавцов, решения социально-экономических, экологических, конкурентных, инновационных территориальных проблем определяет сущность и особенности некоммерческого партнерства местных субъектов продовольственного рынка муниципального образования.
Концептуальную основу создания партнерства обеспечивает концепция «Efficient consumer response» (далее - ECR). Основная идея ECR заключается в необходимости партнерского сотрудничества производителей и торговых с целью рационально и эффективно организовать цепочку создания ценности, ориентированную на потребности клиента. В отличие от европейской практики успешные практики объединения местных производителей и ритейлеров отсутствует.
Процессный подход позволяет рассмотреть структуру потенциала некоммерческого партнерства в темпоральной динамике: в преддверии его создания и уже действующего некоммерческого партнерства. Потенциал уже действующего партнерства можно определить, как достигнутый потенциал, потенциал партнерства в преддверии его создания - как перспективный. Структура перспективного (прогнозного) потенциала некоммерческого партнерства включает интенциональный потенциал, индикатором которого являются готовность стейкхолдеров к объединению и созданию некоммерческого партнерства; и организационный потенциал, индикаторами которого являются востребованность объектов ЛТС, лояльность потребителей, конкурентоспособность, общие потребности и интересы местных сетей. Структуру потенциала действующего некоммерческого партнерства местных производителей и ЛТС на продовольственном рынке муниципального образования можно представить в виде подпотенциалов, сформированных на основе группировки целевых и функциональных задач некоммерческого партнерства - правовой потенциал, экономический, социальный, ресурсный, управленческий, образовательный, информационный.
5. Оценка состояния продовольственного рынка муниципального образования «город Екатеринбург» позволяет квалифицировать его как рынок продовольственных товаров высокой и средней степени переработки; по степени ограничения конкуренции и исходя из количественных параметров отнести к полиполии, основной характеристикой которой является неограниченное количество производителей и продавцов. Вместе с тем, основными тенденциями развития продовольственного рынка является неуклонное снижение количества малых предприятий пищевой промышленности, увеличение доли сетевых объектов на розничном торговом рынке, вытеснение федеральными и региональными сетями местных (локальных) торговых сетей.
6. За организацию и внедрение мер поддержки развития продовольственного рынка в муниципальном образовании «город Екатеринбург» ответственно структурное подразделение Администрации города Екатеринбурга «Комитет товарному рынку Администрации города Екатеринбурга». Одной из стратегических задач Комитета является повышение самообеспеченности города продукцией местного производства на основе координации деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности по обеспечению населения города продуктами питания. Комитет сотрудничает с подведомственными ему учреждениями и организациями: «Екатеринбургским центром развития предпринимательства». МКУ «Центр организации выставок и ярмарок», Ассоциацией «Товароведы-Менеджеры Екатеринбурга», некоммерческими организациями, выражающих интересы субъектов потребительского рынка в сферах общественного питания, торговли, сельскохозяйственного производства и производства. Также Комитет участвует в проектах Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. К основным методам поддержки субъектов продовольственного рынка относятся информационные, образовательные и финансовые.
На территории муниципального образования реализуется ряд стратегических программ в рамках «Стратегического плана развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года». В целях обеспечения населения качественными и безопасными продуктами питания программы предусматривают интенсивное развитие современного местного производства продуктов питания и создание равных условий конкуренции на городском потребительском рынке для всех хозяйствующих субъектов». Однако меры поддержки в основном ориентированы на местных производителей - фермеров и представителей агропромышленного комплекса. Поддержка местных торговых сетей не производится.
7. Маркетинговое исследование показало, что, несмотря на большой выбор объектов торговли пищевыми продуктами, предоставляющих широкие и доступные для жителей крупного города возможности удовлетворения потребностей в продуктах питания, небольшие магазины местных торговых сетей сохраняют свою востребованность, необходимый уровень конкурентоспособности, высокую лояльность со стороны целевых аудиторий. Главная особенность ЛТС - клиентоориентированность. Объекты локальных торговых сетей функционируют в условиях жесткой конкуренции с федеральными и региональными продуктовыми сетями. Все магазины- конкуренты находятся в шаговой доступности от потребителей, и также как локальные торговые сети позиционируются как магазины у дома». Этот факт практически нивелирует изначальную общую специфику объектов ЛТС как «домашних магазинов». Способы выживания локальных торговых сетей: внедрение категориального менеджмента и объединение локальных сетей с местными производителями, позволяющее сетям снизить собственные издержки и получить доступ к более низкой закупочной цене Перспективная ориентация на уникальность каждой сети может расширять институциональные возможности наращивания потенциала сети, но порождать институциональные риски формирования некоммерческого партнерства, внутренние противоречия между субъектами муниципального продовольственного рынка. Преодоление этих противоречий возможно на основе готовности местных субъектов к кооперации и созданию межсетевого некоммерческого партнерства; применения дополнительной мотивационной программы локальных торговых сетей в момент инициации партнерства; расширения функций некоммерческого партнерства: от закупочной деятельности к полной структуре достигнутого потенциала; применения проектных технологий, оптимизирующих процесс создания и функционирования на продовольственном рынке муниципального образования «город Екатеринбург» некоммерческого партнерства местных производителей и локальных торговых сетей.
8. В целях повышения эффективности взаимодействия местных производителей и продавцов на муниципальном продовольственном рынке Екатеринбурга, создания равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов предлагается проект по созданию и проектированию деятельности некоммерческого партнерства (далее - НП) местных производителей и локальных сетей «Стратегический Альянс «Локал Екатеринбург». Организационно-правовая межсетевого некоммерческого партнерства - ассоциация (союз). Учредителем НП выступит Комитет по товарному рынку в лице Администрации города Екатеринбург. Высшим органом НП является общее собрание его членов. В состав некоммерческого партнерства «Стратегический альянс «Локал Екатеринбург» будут входить локальные продовольственные сети и местные производители. Основные задачи НП выделены в соответствии со структурой достигнутого потенциала НП. Проект включает в себя три этапа: создание НП, проектирование деятельности НП и продвижение эффектов НП. Первое направление включает в себя проведение Форума местных производителей и локальных сетей и организацию круглых столов. Непосредственно создание НП предполагает подготовку учредительных документов; согласование со стороны инициативной группы; проведение общего собрания членов НП; подача документов в Управление Министерства юстиции по субъекту РФ для юридической (правовой) экспертизы и принятия решения о регистрации НП. Проектирование деятельности включает в себя три целевых установки: бенчмаркинг; проектирование деловых коммуникаций и продвижение субъектов НП (организация совместных промо-акций, совместных ярмарок); технологическое обеспечение деятельности НП (проектирование собственных стандартов, организация онлайн сервиса «Е.КАТ»). Продвижение эффектов деятельности НП - третий этап проекта, который включает в себя организацию информационной кампании по средствам Департамента информационной политик Администрации города Екатеринбург; при помощи участников НП и по каналам СМИ. Команда проекта - 5 человек. Менеджер проекта - Южакова А.И. Сроки реализации проекта: 27 июня 2019 г. - 30 марта 2020 г. Критический путь проекта составляет 174 дня. Общая стоимость проекта составляет итого + 20% = 845 205,24 рублей. Источники финансирования делятся между Финансовым Департаментом Администрации города Екатеринбург и участниками некоммерческого партнерства, в зависимости от этапа и направления реализации проекта.
9. Основной риск проекта - неготовность участия в создании НП представителей локальных торговых сетей. Для нейтрализации риска на этапе инициирования проекта будет запущена мотивационная программа, стимулирующая субъектов продовольственного рынка к участию в проекте (мероприятия форума, мастер-классы, инструменты бенчмаркинга и продвижения проекта). Основным критерием эффективности проекта является достижение целевых векторов муниципальной программы «Развитие рынка товаров и услуг»: удовлетворение разнообразных потребностей населения; интенсивное развитие современного местного производства продуктов питания; развитие инфраструктуры реализации потребительских товаров местного производства на базе повышения эффективности взаимодействия производителей и торговых организаций города; создание равных условий конкуренции на городском потребительском рынке для всех хозяйствующих субъектов.
Практическая значимость работы. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в деятельности Администрации МО «город Екатеринбург», субъектов и экспертов муниципального продовольственного рынка. Разработанный автором проект был представлен членам Общего собрания некоммерческого партнерства Ассоциации «Товароведы-Менеджеры Екатеринбурга». Проект был высоко оценен всеми экспертами, отмечена высокая практическая значимость в реализации. Ключевыми вопросами в ходе обсуждения проекта стали реальная заинтересованность возможных участников некоммерческого партнерства, результаты объединения и механизм работы. В качестве важного комментария была отмечена необходимость реализации проекта в ближайшее время. Все присутствующие эксперты высказались о возможности реализации механизма проекта не только на продовольственном рынке. Также эксперты поделились своим опытом реализации некоторых схожих аспектов деятельности в поддержку развития потребительских сетей. Некоторые результаты проекта планируется внедрить в план деятельности Ассоциации на 2020 год.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в деятельности Администрации МО «город Екатеринбург».
Апробация результатов исследования. Материалы ВКР отражены в двух публикациях автора: Сидоренко А. И. Сетевое некоммерческое партнерство как инструмент развития продовольственного рынка муниципального образования «город Екатеринбург» / А. И. Сидоренко, Л. Н. Боронина // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-4 апреля 2018 г.: в 2-х т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — Т. 2. — С. 20-25; Южакова А. И. Сетевое некоммерческое партнерство как инструмент развития продовольственного рынка муниципального образования «город Екатеринбург» / А. И. Южакова, Л. Н. Боронина // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г.: в 2-х т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — Т. 2. — С. 25-30.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Рынок как экономическая категория является теоретическим выражением определенных общественных отношений. Рынок продовольственных товаров является целостной динамической системой рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающей взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции. Особенность продовольственного рынка состоит в том, что на нем реализуются товары первой жизненной потребности — продовольствие, имеющее важнейшее жизненное значение. Поэтому продовольственный рынок попадает в сферу не только экономических и социальных интересов.
2. Муниципальное регулирование потребительского продовольственного рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развития продовольственной торговли и общественного питания. Механизмы регулирования потребительского продовольственного рынка муниципального образования разрабатываются профильными подразделениями городских Администраций. В основном, данные механизмы регулирования направлены на предприятия пищевой промышленности. Так их развитие является показателем уровня обеспеченности населения качественными и безопасными продуктами питания. Однако, для того реализации этой задачи необходимо регулирование и поддержка посредника - то есть продавца (продовольственного магазина).
Эффективных примеров мер регулирования и поддержки этого субъекта продовольственного рынка очень мало. Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан, такие как: союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей; общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать помощь в их работе, реализовывать формы общественного контроля над потребительским продовольственным рынком.
3. Обеспечение населения муниципального образования качественной и экологически чистой пищевой продукцией местного производства способствует реализации главного принципа устойчивого развития территории удовлетворении человеческих потребностей и стремлений, обеспечивающих динамичное развитие территории. Повышение «жизнеспособности» местных производителей и торговых сетей на муниципальном продовольственном рынке является одним из значимых факторов его сбалансированного и гармоничного развития.
4. Развитие потребительского продовольственного рынка на государственном и муниципальном уровнях регулирует Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Все субъекты потребительского продовольственного рынка производители (предприятия пищевой промышленности); продавцы (продовольственные сети) и потребители (покупатели, население) действуют в совместном правовом поле, их взаимодействие регулируется разными законами и нормативно-правовыми актами. Участниками потребительского продовольственного рынка могут быть организационно-правовые формы объединения, такие как ассоциации производителей, союзы продовольственных сетей и различные некоммерческие партнерства. Некоммерческое партнерство — это разновидность ассоциаций (союзов), представляющее собой добровольное объединение «юридических лиц и (или) граждан, созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей».
5. Потенциал некоммерческого партнерства можно определить, как совокупность ресурсов, возможностей и способностей некоммерческого партнерства как совокупного субъекта для осуществления заявленных им общественных полезных целей и защиты общих, в том числе профессиональных интересов, а также направленных на преобразование условий и характеристик институциональной среды. Объединение субъектов продовольственного рынка в лице местных производителей и локальных торговых сетей для обеспечения потребителей высококачественной, безопасной продукцией собственного производства, защиты интересов местных производителей и продавцов, решения социально-экономических, экологических, конкурентных, инновационных территориальных проблем определяет сущность и особенности некоммерческого партнерства местных субъектов продовольственного рынка муниципального образования.
6. Концептуальную основу создания партнерства обеспечивает концепция «Efficient consumer response» (далее - ECR). Основная идея ECR заключается в необходимости партнерского сотрудничества производителей и торговых с целью рационально и эффективно организовать цепочку создания ценности, ориентированную на потребности клиента. В отличие от европейской практики успешные практики объединения местных производителей и ритейлеров отсутствует.
7. Процессный подход позволяет рассмотреть структуру потенциала некоммерческого партнерства в темпоральной динамике: в преддверии его создания и уже действующего некоммерческого партнерства. Потенциал уже действующего партнерства можно определить, как достигнутый потенциал, потенциал партнерства в преддверии его создания - как перспективный. Структура перспективного (прогнозного) потенциала некоммерческого партнерства включает интенциональный потенциал, индикатором которого являются готовность стейкхолдеров к объединению и созданию 192
некоммерческого партнерства; и организационный потенциал, индикаторами которого являются востребованность объектов ЛТС, лояльность потребителей, конкурентоспособность, общие потребности и интересы местных сетей. Структуру потенциала действующего некоммерческого партнерства местных производителей и ЛТС на продовольственном рынке муниципального образования можно представить в виде подпотенциалов, сформированных на основе группировки целевых и функциональных задач некоммерческого партнерства - правовой потенциал, экономический, социальный, ресурсный, управленческий, образовательный, информационный.
8. Оценка состояния продовольственного рынка муниципального образования «город Екатеринбург» позволяет квалифицировать его как рынок продовольственных товаров высокой и средней степени переработки; по степени ограничения конкуренции и исходя из количественных параметров отнести к полиполии, основной характеристикой которой является неограниченное количество производителей и продавцов. Вместе с тем, основными тенденциями развития продовольственного рынка является неуклонное снижение количества малых предприятий пищевой промышленности, увеличение доли сетевых объектов на розничном торговом рынке, вытеснение федеральными и региональными сетями местных (локальных) торговых сетей.
9. За организацию и внедрение мер поддержки развития продовольственного рынка в муниципальном образовании «город Екатеринбург» ответственно структурное подразделение Администрации города Екатеринбурга «Комитет товарному рынку Администрации города Екатеринбурга». Одной из стратегических задач Комитета является повышение самообеспеченности города продукцией местного производства на основе координации деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности по обеспечению населения города продуктами питания. Комитет сотрудничает с подведомственными ему учреждениями и организациями: «Екатеринбургским центром развития предпринимательства». МКУ «Центр организации выставок и ярмарок», Ассоциацией «Товароведы-Менеджеры Екатеринбурга», некоммерческими организациями, выражающих интересы субъектов потребительского рынка в сферах общественного питания, торговли, сельскохозяйственного производства и производства. Также Комитет участвует в проектах Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. К основным методам поддержки субъектов продовольственного рынка относятся информационные, образовательные и финансовые.
10. На территории муниципального образования реализуется ряд стратегических программ в рамках «Стратегического плана развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года». В целях обеспечения населения качественными и безопасными продуктами питания программы предусматривают интенсивное развитие современного местного производства продуктов питания и создание равных условий конкуренции на городском потребительском рынке для всех хозяйствующих субъектов». Однако меры поддержки в основном ориентированы на местных производителей - фермеров и представителей агропромышленного комплекса. Поддержка местных торговых сетей не производится.
11. Маркетинговое исследование показало, что, несмотря на большой выбор объектов торговли пищевыми продуктами, предоставляющих широкие и доступные для жителей крупного города возможности удовлетворения потребностей в продуктах питания, небольшие магазины местных торговых сетей сохраняют свою востребованность, необходимый уровень конкурентоспособности, высокую лояльность со стороны целевых аудиторий. Главная особенность ЛТС - клиентоориентированность. Объекты локальных торговых сетей функционируют в условиях жесткой конкуренции с федеральными и региональными продуктовыми сетями. Все магазины- конкуренты находятся в шаговой доступности от потребителей, и также как локальные торговые сети позиционируются как магазины у дома». Этот факт практически нивелирует изначальную общую специфику объектов ЛТС как «домашних магазинов».
12. Способы выживания локальных торговых сетей: внедрение категориального менеджмента и объединение локальных сетей с местными производителями, позволяющее сетям снизить собственные издержки и получить доступ к более низкой закупочной цене. Перспективная ориентация на уникальность каждой сети может расширять институциональные возможности наращивания потенциала сети, но порождать институциональные риски формирования некоммерческого партнерства, внутренние противоречия между субъектами муниципального продовольственного рынка. Преодоление этих противоречий возможно на основе готовности местных субъектов к кооперации и созданию межсетевого некоммерческого партнерства; применения дополнительной мотивационной программы локальных торговых сетей в момент инициации партнерства; расширения функций некоммерческого партнерства: от закупочной деятельности к полной структуре достигнутого потенциала; применения проектных технологий, оптимизирующих процесс создания и функционирования на продовольственном рынке муниципального образования «город Екатеринбург» некоммерческого партнерства местных производителей и локальных торговых сетей.
13. В целях повышения эффективности взаимодействия местных производителей и продавцов на муниципальном продовольственном рынке Екатеринбурга, создания равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов предлагается проект по созданию и проектированию деятельности некоммерческого партнерства (далее - НП) местных производителей и локальных сетей «Стратегический Альянс «Локал Екатеринбург». Организационно-правовая межсетевого некоммерческого партнерства - ассоциация (союз). Учредителем НП выступит Комитет по товарному рынку в лице Администрации города Екатеринбург. Высшим органом НП является общее собрание его членов В состав некоммерческого партнерства «Стратегический альянс «Локал Екатеринбург» будут входить локальные продовольственные сети и местные производители. Основные задачи НП выделены в соответствии со структурой достигнутого потенциала НП. Проект включает в себя два этапа: создание НП и проектирование деятельности НП. Первое направление включать в себя проведение Форму местных производителей и локальных сетей и организацию круглых столов. Непосредственно создание НП предполагает подготовку учредительных документов; согласование со стороны инициативной группы; проведение общего собрания членов НП; подача документов в Управление Министерства юстиции по субъекту РФ для юридической (правовой) экспертизы и принятия решения о регистрации НП. Проектирование деятельности включает в себя три целевых установки: бенчмаркинг; проектирование деловых коммуникаций и продвижение субъектов НП (организация совместных промо- акций, совместных ярмарок); технологическое обеспечение деятельности НП (проектирование собственных стандартов, организация онлайн сервиса «Е.КАТ») и продвижение деятельности некоммерческого партнерства и его эффектов. Команда проекта - 5 человек. Менеджер проекта - Южакова А.И. Сроки реализации проекта: 27 июня 2019 г. - 30 марта 2020 г. Критический путь проекта составляет 174 дня. Общая стоимость проекта составляет итого + 20% = 845 205,24 рублей. Источники финансирования - финансовый департамент Администрации города Екатеринбург и средства участников НП.
14. Основной риск проекта - неготовность участия в создании НП представителей локальных торговых сетей. Для нейтрализации риска на этапе инициирования проекта будет запущена мотивационная программа, стимулирующая субъектов продовольственного рынка к участию в проекте (мероприятия форума, мастер-классы, инструменты бенчмаркинга и продвижения проекта). Основным критерием эффективности проекта является достижение целевых векторов муниципальной программы «Развитие рынка товаров и услуг»: удовлетворение разнообразных потребностей населения; интенсивное развитие современного местного производства продуктов питания; развитие инфраструктуры реализации потребительских товаров местного производства на базе повышения эффективности взаимодействия производителей и торговых организаций города; создание равных условий конкуренции на городском потребительском рынке для всех хозяйствующих субъектов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. Закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ГК РФ) (ред. От 16.12.2019). - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: йИрз://погшайу.коп1иг.ги/Сосишеп1?шоСи1е1С= 1 &с1осшнеп11с1=230919
2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распор. Правительства Российской Федерации от 17 нояб. 2008 г. N 1662-р - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: ййр://есопошу.доу.ги/ш1пес/асйУЙу/зес1юпз/з1та1ед1ср1апптд/сопсер1/тСехСосз
3. О введении ответственности за несоблюдение требований к маркировке пищевой продукции [Электронный ресурс]: федер. Закон от 31 декабря 2014 года №521-ФЗ. - Доступ из официального сайта Правительства РФ. - Режим доступа: йИр://доуегпшеп1.ш/асйУЙ1ез/зе1ес1юи/525/21096/
4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]: пост. Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. - Доступ из официального сайта Правительства РФ. - Режим доступа: йИр://доу.дагап1.ги/8Е881ОК/Р1ГОТ/шат.й1ш
5. О государственной стратегии Российской Федерации по охране
окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 04. Фев. 1996 № 236 - Доступ из справочной системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.coпsu1taпt.гu/docuшeпt/coпs_doc_LAW_3079/
6. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: федер. Закон
от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. От 03.07.2016) - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.coпsu1taпt.гu/docuшeпt/coпs_doc_LAW_305/
7. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. Закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. От 27.12.2019) - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/70c0a8cdc34b8e2d7e 7ef698488d51acc556dc7e/
8. О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации [Электронный ресурс]: пост. Правительства Рос. Федерации от 12.10.1998 № 1190 № 1190 - Доступ из онлайн журнала «Главбух». - Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_901718816_ZA026G63EC
9. О некоммерческие организациях [Электронный ресурс]: федер.
Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. От 19.12.2016) - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
10. О предоставлении субсидий на транспортировку
сельскохозяйственной и продовольственной продукции [Электронный ресурс]: пост. Правительства РФ от 15 сентября 2017 года №1104 - Доступ из официального сайта Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/docs/29305/
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. От 03.07.2016), (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.08.2016) - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
12. О расширении номенклатуры отдельных видов молока и молочной
продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции [Электронный доступ]: пост. Правительства РФ от 27 октября 2016 года № 1094. - Доступ из официального сайта Правительства РФ. - Режим доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
13. О решениях по вопросу создания единой системы обеспечения
безопасности и прослеживаемости животных, растений, продукции животного и растительного происхождения [Электронный ресурс]: поруч. Правительства от 31 окт. 2018 года №ДМ-П11-54пр - Доступ из официального сайта Правительства РФ. - Режим доступа:
http://government.ru/orders/selection/401/34642/
14. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (последняя редакция). - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64936/
15. О свободе торговли [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 29 янв. 1992 № 65 - Доступ из онлайн журнала «Главбух». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288/
16. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: феред. Закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. От 03.07.2016), (с изм. И доп., вступ. В силу с 15.07.2016) - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
17. Об изменении правил продажи молочных продуктов [Электронный ресурс]: пост. Правительства РФ от 28 января 2019 года №50. - Доступ из официального сайта Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/docs/35531/
18. Об изменениях в правовом регулировании вопросов возврата торговым сетям не проданных продовольственных товаров поставщикам [Электронный ресурс]: федер. Закон от 28 ноября 2018 года №446-ФЗ. - Доступ из официального сайта Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/activities/selection/525/35028/
19. Об общих принципах организации местного самоуправления
[Электронный ресурс]: федер. Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 27.12.2019) - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
20. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Рос. Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/
21. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 30 янв. 2010 г. N 120 - Доступ из онлайн газеты «Российская газета». - Режим доступа: https://rg.ru/2010/02/03/prod-dok.htm
22. Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения [Электронный ресурс] : пост. Правительства РФ от 15 июл. 2010 г. № 530 (с изменениями и дополнениями 21.03.2016 г.) - Доступ из справ. -правовой системы «Гарант» - Режим доступа: https://base.garant.ru/12177401/
23. Об утверждении правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: пост. Правительства РФ от 09.04.2016 № 291 (ред. От 29.06.2017) - Доступ из Электронного фонда правовой и нормативно-
http://docs.cntd.ru/document/420348219
24. Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] распор. Правительства РФ от 29 июн. 2016 года№ 1364-р - Доступ из официального портала Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/docs/23604/
25. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 1 февраля 2010 года № 537 - Доступ из официального портала Правительства Р. - Режим доступа:http://kremlin.ru/events/president/news/6752
26. «Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита
штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области» [Электронный ресурс]: пост. Постановление Правительства Свердловской области от 02.08.2012 № 834-ПП (ред. От 16.08.2018) - Доступ официальный сайт Министерства
агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области https: //mcxso. midural. ru/uploads/
27. Стратегический план развития МО «город Екатеринбург» до 2020 года: Направление 4 - Развитие рынка товаров и услуг [Электронный ресурс]: пост. Гор. Думы города Екатеринбурга от 26 окт. 2010 г. № 67/30 - Доступ из Официального сайта Администрации города Екатеринбурга - Режим доступа: http: //www.ekburg.ru/
28. О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» [Электронный ресурс]: пост. Администрации города Екатеринбург от 08.08.2013 № 2781 - Доступ из Официального сайта Администрации города Екатеринбурга - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429009239
29. Об определении направлений предоставления субсидий предприятиями АПК [Электронный ресурс]: пост. Администрации города Екатеринбурга от 28 фев.2017 № 258 - Доступ из Официального сайта Администрации города Екатеринбург. - Режим доступа: https://xn-- 80acgfbsl 1 azdqr.xn--p 1 ai/
30. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]: пост. Администрации города Екатеринбурга от 08 авг. 2013 г. № 2781 - Доступ из правовой системы «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации» - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429009239
31. Муниципальная программа «Развитие рынка товаров и услуг в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017-2020 годы [Электронный ресурс]: пост. Администрации города Екатеринбурга от 31 окт. 2016 г. № 2167 (с изменениями на 11 марта 2019 года) - Доступ из Официального сайта Администрации города Екатеринбурга - Режим доступа :http://docs.cntd.ru/document/429069323
32. Устав МКУ «Центр организации выставок и ярмарок» [Электронный ресурс]: распор. Администрации города Екатеринбурга от 15 март. 2015 г. - Доступ из Официального сайта Администрации города Екатеринбурга - Режим доступа : https://xn--80acgfbsПazdqr.xn--p1ai/
33. Устав Фонда «Екатеринбургский центр развития
предпринимательства» [Электронный ресурс]: распор. Правления Фонда Протокол № 2 от 12 март. 2010 г. - Доступ из Официального сайта Администрации города Екатеринбурга - Режим доступа : http://ekbiznes.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-deyatelnosti/osnovnye-svedeniya/
34. Устав Ассоциации «Товароведы-Менеджеры» Екатеринбурга: решение очередного общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Общество товароведы-Менеджеры Екатеринбурга» Протокол № 1-15 от 27 янв. 2016 г. - 5 с.
35. ECR-Rus [Электронный ресурс] / Об ECR // - Режим доступа: http: //ecr-all. org/russia/
36. Агаларова Е. Г. Потенциал территории и его роль в развитии
экономики региона: теоретический аспект [Электронный ресурс] / Е.Г.
Агаларова, Л.А. Банникова // Молодой ученый. — Казань, 2013. — № 12 -211-213 с. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8543/
37. Антонов В. С. Развитие теории рынка и рыночных отношений в
экономической науке [Электронный ресурс] / В. С. Антонов // Основы теории рыночной экономики - 2016. - 1-18 с. - Режим доступа:
http: //deadbeef, narod.ru/work/docs/eko/10.htm#04
38. Ассоциация компаний розничной торговли [Электронный доступ] / - Режим доступа:http://www.acort.ru/assotsiatsiya/tseli-i-zadachi/
39. Бадал Н.А. Роль индикаторов в формировании стратегии
социально-экономического развития муниципального образования [Электронный ресурс] / Н.А. Бадал // Журнал «Политика и экономика». - Санкт-Петербург, 2016. - 12 с. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-indikatorov-v-formirovanii-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnogo-obrazovaniya
40. Банникова Л.Н. Воспроизводство кадров для инновационной экономики: компаративный анализ: монография [Электронный ресурс] / Л. Н. Банникова, Л. Н. Боронина, Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, Е. О. Нидергаус, А. С. Жилин, И. И. Шолина; под общ. Ред. Докт. Социол. Наук, Л. Н. Банниковой // Изд-во Урал.ун-та - Екатеринбург, 2019. - 147 с.
41. Бегун Т.В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов [Электронный ресурс] / Т.В. Бегун // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Пермь, декабрь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — № 4 - 158-163 с. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3117/
42. Белова Ю. Развитие продовольственного рынка в условиях глобализации [Электронный ресурс] / Ю. Белова, Е.Г. Коваленко - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2010. - 14 с. ISBN - Режим доступа: http://www.znanium.com
43. Боронина Л. Н. Основы управления проектами: учебное пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук // Издательство Уральского университета М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. — Екатеринбург, 2015. — 1-50 с.
44. Вахрамеев М.А. Основные аспекты определения понятия Устойчивое развитие АПК [Электронный ресурс] / М.А. Вахрамеев // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал - Москва, 2015. - 15 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty- opredeleniya-ponyatiya-ustoychivoe-razvitie-apk
45. Власова О. В. Рынок продовольственных товаров как экономическая категория [Электронный ресурс] / О. В. Власова, Е. Н. Киселева, Е. Б. Коннова // Онлайн библиотека. - 2017. - 1-7 с. - Режим доступа: http : //www.plam.ru/bislit/rynok_prodovolstvennyh_tovarov/p2. php
46. Государственная статистика ЕМИСС [Электронный ресурс] / Количество объектов розничной торговли Свердловской области - Режим доступа:https://www.fedstat.ru/indicator/43269
47. Гусакова Е.К. Собственная торговая марка как фактор повышения конкурентно способности торговых сетей [Электронный ресурс] / Е.К Гусакова // - Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/sobstvennaya-torgovaya-marka-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-torgovyh-roznichnyh-setey
48. Дохолян С.В. Основные факторы организации и развития
продовольственного рынка региона в современных условиях [Электронный ресурс] / С.В. Дохолян М.Л. Вартанов // Журнал «Российское предпринимательство». - 2017 - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-organizatsii-i-razvitiya-prodovolstvennogo-rynka-regiona-v-sovremennyh-usloviyah.
49. Европейская хартия местного самоуправления [Электронный ресурс] - Доступ из правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/Консультант Плюс
50. Зборовский Г. Е. Социология управления / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина // Учебник - Москва, 2008 - 86 с.
51. Зотова В. Б. Система муниципального управления [Электронный
ресурс] / В. Б. Зотова // Муниципальное регулирование потребительского рынка - понятие и виды. - 2018. - 1-10 с. - Режим доступа:
http : //referatwork.ru/Municipalnoe_upravlenie/section-6-8. html
52. Ищенко Н. А. Крупнейшие продовольственные сети существенно
нарастили долю рынка [Электронный ресурс] / Н. А. Ищенко // Ведомости Москва, 2015. - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/12/25/622565-seti-narastili-dolyu
53. Как зарегистрировать СТМ? [Электронный ресурс] / Retail.ruРитейлеру и поставщику // - Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/kak- zaregistrirovat-stm/
54. Как создать закупочный кооператив [Электронный ресурс] / Обзор
периодической прессы - Режим доступа:
http://pressmedia.ru/stat_cat.php7idM36
55. Калиева О.М. Роль концепции холистического маркетинга в формировании регионального продовольственного рынка / О.М. Калиева, А.С.Степанов, О.В. Фролова // Научный журнал «Теория и практикаобщественного развития». - 2013. - №5. 282-283 с.
56. Киоскеры и фермеры Урала объединяются против сетей-гигантов [Электронный ресурс] / Электронный журнал Деловой квартал // - Екатеринбург, 2015. - Режим доступа:https://ekb.dk.ru/news/kioskery-i-fermery-urala-ob-edinyayutsya-protiv-setey-gigantov-236961199
57. Киселева Е. К. Рынок продовольственных товаров Рынок
продовольственных товаров как экономическая категория [Электронный ресурс] / Е. К. Киселева - Режим доступа: https://www.e- reading.club/bookreader. php/130717/Vlasova%2C_Kiseleva%2C_Konnova_- _Rynok_prodovol%27stvennyh_tovarov.html (дата обращения 10.05.2017).
58. Количество продовольственных сетей России [Электронный ресурс] / - Информационное агентство Infoline-аналитика. - Санкт-Петербург,
2017. - Режим доступа:https://infoline.spb.ru/
59. Кострова Ю.Б. Анализ продовольственного рынка России [Электронный ресурс] / Ю.Б. Кострова // Монография. Издательство Санкт- Петербургского университета управления и экономики. - Санкт-Петербург,
2016. - 184 с. - Режим доступа:https://www.spbume.ru/file/pages/76/kostrova.pdf
60. Кузьмина Л.Н. Типологизация муниципальных образований региона по уровню развития розничной торговли на локальных продовольственных рынках [Электронный ресурс] / Л.Н. Кузьмина, Л.Л. Тонышева // Журнал «Российское предпринимательство». - Москва- 2017. - 1-7 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZtipologizatsiya- munitsipalnyh-obrazovaniy-regiona-po-urovnyu-razvitiya-roznichnoy-torgovli-na- lokalnyh-prodovolstvennyh-rynkah
61. Куимов В.В. Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров регионов Сибири [Электронный ресурс] / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко и др. // - Красноярск, 2015. -Режим доступа: http://www.znanium.com.
62. Лескова Ю.Г. Ассоциации (союзы) и некоммерческие
партнерства: новые подходы к правовому статусу [Электронный ресурс] / Ю.Г. Лескова // - Самара, 2016. - Режим доступа:
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwiselawyer.ru%2Fpoleznoe%2F59070-associacii-soyuzy-nekommercheskie-partnerstva-novye-podkhody-pravovomu.
63. Лукьянова М.Н. Организационные механизмы развития инфраструктуры продовольственного рынка (на примере муниципальных образований России) [Электронный ресурс] / М.Н. Лукьянова // Журнал
«Грамота» № 10 (65). - Тамбов, 2015 - Режим доступа:
http://scj ournal.ru/articles/issn_1993-5552_2012_10_41 .pdf.
64. Лысенко Н. Н. Анализ факторов социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО «Томаринскийго»): монография [Электронный ресурс] / Н.Н. Лысенко // ИНФРА-М. - Москва,
2017. - Режим доступа: http://www.znanium.com.
65. Макеев В.А. Тенденции развития методов социального
управления организацией [Электронный ресурс] / В.А. Макеев. // Власть. - Москва, 2009. - №11, 61-63 с. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-metodov-sotsialnogo-upravleniya-organizatsii.
66. Максимова-Кулиева Е.А. Развитие инфраструктуры
продовольственного рынка [Электронный ресурс] / Е.А. Максимова-Кулиева, А.С. Левашова // - Пермь, 2016. 4 с. - Режим доступа:
http://www.vectoreconomy.rU/images/publications/2018/6/economic_theory/Maksi mova-Kulieva_Levashova.pdf
67. Маркетинговые исследования рынков России [Электронный ресурс] / аналитическая компания «TebizGroup». - Москва, 2018. - Режим доступа: http://tebiz.ru/.
68. Матвеев В.В. Формирование и условия эффективного функционирования регионального продовольственного рынка [Электронный ресурс] / В.В. Матвеев // Вестник Удмуртского университета. Серия 2. Экономика и право, Вып. 1. - 2013 - Режим доступа: http://www.znanium.com
69. Мельникова Т.Ф. Формирование социально ориентированного маркетинга на рынке продовольственных товаров: Монография / Т.Ф.Мельникова // - Оренбург, 2014. - 38-39 с.
70. Мерзляков В.В. Задачи и вопросы по экономике / В.Ф. Мерзляков
// Издательство «Просвещение». - Москва, 2017. - 14-18 с. - Режим доступа: http ://www.nvtc.ee/e-oppe/Kurt/ekonomika/ 6 .html
71. Министерство АПК и потребительского рынка СО [Электронный ресурс] // - Екатеринбург, 2020. - Режим доступа:
https: //mcxso.midural .ru/article/show/id/213
72. Молочный апокалипсис. Местных фермеров выдавливают конкуренты из соседних регионов [Электронный ресурс] / Электронный журнал Деловой квартал. - Екатеринбург, 2018 - Режим доступа:
https://ekb.dk.ru/news/apokalipsis-kakoy-to-mestnyh-molochnyh-fermerov- vydavlivayut-konkurenty-iz-sosednego-regiona-237101137
73. Мосейко В.О. Система индикаторов устойчивого развития как
инструмент управления муниципальным образованием [Электронный ресурс] / В.О. Мосейко, В.В. Фесенко, И.В. Богомолова // Журнал «ВестникВолгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика.
Экология«. - Волгоград, 2017. - 5-7 с. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-indikatorov-ustoychivogo-razvitiya-kak-instrument-upravleniya-munitsipalnym-obrazovaniem
74. Муниципальное регулирование потребительского рынка [Электронный ресурс] // Пандия: сетевой журн. - 2010. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/241/45581.php.
75. Муниципальное регулирование потребительского рынка [Электронный ресурс] // Пандия: сетевой журн. - 2010. - 1-14 с. - Режим доступа: http : //pandia.ru/text/78/241/45581.php
76. Мурар В.И. Роль потребительского рынка в развитии экономики муниципальных образований [Электронный ресурс] / В.И. Мурар, Р.Р. Ващенко // Журнал «Научные записки молодых исследователей». - 2017. - 26-29 с. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-potrebitelskogo-rynka-v-razvitii-ekonomiki-munitsipalnyh-obrazovaniy
77. Нуралиев С. У. Продовольственный рынок: проблемы
становления и перспективы развития / С. У. Нуралиев // Изд-во Волгогр. Гос. Ун-та. - Волгоград, 2015. - 280 с.
78. Отчет Итоги развития товарного рынка 2018 год / Комитет по товарному рынку Администрация города Екатеринбург // - Екатеринбург,
2018. - 1-20 с.
79. Отчет Меры принимаемые по защите потребительского рынка города от некачественных товаров, предоставляющих угрозу жизни и здоровью граждан // - Екатеринбург, 2017. - 1-30 с.
80. Ошуркова Т.Г. Потребительский рынок [Электронный ресурс] / Т.Г. Ошуркова // Информационный сервис «Центр управления финансами». -
2018. - 1-10 с. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/potrebitelskiy- гупок.рйр
81. Панкова Н.В. Глобальный рынок розничной торговли: основные
тренды, адаптационные технологии бизнеса [Электронный ресурс] / Н.В. Панкова, С.В. Богатырева // Журнал «Управление экономическими системами: электронный научный журнал» - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyy-rynok-roznichnoy-torgovli-osnovnye-trendy-adaptatsionnye-tehnologii-biznesa
82. Петросян Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: учеб. Пособие [Электронный ресурс] / Д.С. Петросян // ИНФРА-М., - Москва, 2017. - Режим доступа:http://www.znanium.com.
83. Писарев С.Л. Государственное регулирование
продовольственного рынка в современных странах / [Электронный ресурс] // С.Л. Писарев // Государственное научное учреждение Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им А.А. Никонова. - Москва, 2017. С. 14. - Режим доступа :http://www.vniiesh.ru/documents/document_9710
84. Писков Г.М. Состояние продовольственного рынка России и его
роль в обеспечении продовольственной безопасности страны [Электронный ресурс] / Г.М. Писков // Журнал 2016 « Вестник Волгоградского
государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология». - Волгоград, 2017. - 4-6 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie- ргодоуо181уепподо-гупка-го88п-1-едо-го1-у-оЬе8ресНепп-ргодоуо181уеппоу- Ье/оразпозЕ-зЕапу
85. Полянская Ю. В. Сетевые войны: местные предприниматели против торговых сетей [Электронный ресурс] / Ю. В. Полянская // - Москва, 2018 - 15 с. - Режим доступа : ййр://к-нга18к.ги/Ь88/пошега/2011/07/02.
86. Помощь бизнесу Классификация рынков [Электронный ресурс] / -
Казань, 2011. - 20 с. - Режим доступа:
ййр://Ь1зйе1р.ш/Ьизтезз/есопош1сз/к1аззШкас1уа-гупкоу-йру-1-у1бу-гупкоу- з1з1еша-з1гик1ига-1-1п1газ1гик1ига-гупка
87. Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственное управление [Электронный ресурс] / В.Л. Романов // - Режим доступа: ййрз://’№№№.Шззегса1.сош/соп1еп1/зо1з1а1пауа-зашоогдаш7а1ыуа-1-доз^агз1уепное-иргау1еше
88. Рудник Б.Л. Привлечение НКО к оказанию услуг социальной
сферы [Электронный ресурс] / Б.Л. Рудник, Е.В. Куштанина, В.В. Романова В.В. // Журнал «Привлечение НКО к оказанию услуг социальной сферы». - Санкт-Петербург, 2017. - 1-10 с. - Режим доступа:
ййрз://удши.йзе.ги/ба1а/2017/07/10/1170866184
89. Савосина Е.С. Концепция социально ориентированного маркетинга как эффективный инструмент управления развитием рынка продовольственных товаров / Е.С. Савосина // Новая перспектива. - 2016. - 82-85 с.
90. Свердловские ритейлеры заморозили систему совместных закупок
[Электронный ресурс] / Электронный журнал Деловой квартал // - Екатеринбург, 2014. - Режим доступа:
http://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/1/13/Supermarkt.jpg
91. Смирнов Э.А. Теория организации. / Э.А. Смирнов // Учебное пособие Государственный Университет Управления. - Москва, 2003. С.178¬190.
92. Союз Независимых Сетей России [Электронный ресурс] / Миссия // - Режим доступа: http://russretail.info/missia_and_zadachi.html
93. Союз Независимых Сетей России [Электронный ресурс] /
Независимые сети России. - Режим доступа:
http://russretail .info/missia_and_zadachi.html
94. Тарасова Н.П. Индексы и индикаторы устойчивого развития [Электронный ресурс] / Н.П. Тарасова, член-корр. РАН, проф., Кручина Е. Б., к.э.н // Устойчивое развитие: природа-общество-человек. - 2016. -1-7 с. - Режим доступа: http: //cawater-info. net/ecoindicators/pdf/tarasova_kruchina. pdf
95. Федотова Л.С. Тенденции развития регионального рынка продовольственных товаров в современных условиях [Электронный ресурс] / Л.С. Федотова // Вестник Удмуртского университета. Серия 2. Экономика и право, Вып. 1. - 2018. 1-10 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com
96. Филипп К. Основы маркетинга [Электронный ресурс] / Ф. Котлер // - 1-20 с. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5091/5092
97. Чиркова И.А. Роль потребительской кооперации в развитии продовольственного рынка региона [Электронный ресурс] / И.А. Чиркова // Вестник Удмуртского университета. - Ижевск, 2015. - 30-35 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com