Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Работа №100539

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и прикладные аспекты финансирования инфраструктурных
проектов 6
1.1 Обоснование необходимости развития городской транспортной
инфраструктуры 6
1.2 Методы, принципы и формы финансирования крупных
инфраструктурных проектов 14
1.3 Теоретические и правовые аспекты законодательства в сфере
финансирования инфраструктурные проектов 56
2 Моделирование форм финансирования проекта строительства
екатеринбургского метрополитена 68
2.1 Сравнительный анализ облигационного и кредитного вариантов финансирования проекта строительства екатеринбургского метрополитена 68
2.2 Анализ финансовых показателей Екатеринбургского метрополитена 75
3 Оптимальная модель коллективного финансирования проекта строительства второй линии метрополитена 80
Заключение 96
Список используемой литературы 100

Актуальность исследования определяется растущими потребностями Екатеринбурга в разгрузке наземного дорожного движения и оптимизации городского пространства. Муниципальной программой «Развитие Екатеринбургского метрополитена» и Генеральным планом развития муниципального образования «город Екатеринбург», также определена потребность в развитии екатеринбургского метрополитена.
Цель работы: Проанализировать возможные способы финансирования проекта строительства метрополитена и предложить наиболее жизнеспособную модель финансирования проекта строительства второй линии метрополитена.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие ключевые задачи:
- изучить существующие модели финансирования
- рассмотреть современные способы финансирования инфраструктурных объектов;
- проанализировать и выбрать оптимальные методы финансирования, в условиях существующих ограничений.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является совокупность экономических отношений, возникающих при финансировании крупных транспортных инфраструктурных объектов, в частности - процесс финансирования строительства второй линии метрополитена.
Объектом исследования является Екатеринбургский метрополитен.
Научная новизна заключается в предложении авторской модели финансирования строительства Екатеринбургского метрополитена.
Практическая значимость исследования заключается возможности применения авторских разработок при поиске источников и формирования структуры финансирования строительства Екатеринбургского метрополитена.
Теоретическая значимость состоит в группировке и систематизации существующих моделей финансирования крупных городских дорожно-транспортных объектов и в предложении авторской модели финансирования Екатеринбургского метрополитена, а также было проведено экономическое обоснование выбора источника привлечения заемных денежных средств.
Информационно-эмпирическую базу работы составили труды ученых- экономистов, изучающих проблемы в области государственно-частного партнерства: Варнавский В.Г., Шевёлкина К.Л., Юзвович Л.И. и др. А также Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно правовые акты Центрального банка Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации; Постановления Министерства Финансов Свердловской области; официальные статистические данные.
Методологический инструментарий: в работе применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовался сравнительно-экономический анализ, а также статистические методы обработки информации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 64 источника.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрывается практическая значимость, представляется информационно-эмпирическая база и методологический инструментарий исследования.
В первой главе рассмотрен достигнутый прогресс и текущее положение дел в вопросе финансирования строительства второй линии метрополитена, описываются планируемые характеристика проекта.
Рассмотрены современные способы финансирования крупных инвестиционных проектов. Особое внимание уделяется изучению разных форм концессионных соглашений в третьем пункте первой главы.
Во второй главе проведен сравнительный анализ облигационного займа и банковского кредита, как способа финансирования строительства объекта публичной стороны, анализ способов финансирования и выбор наиболее подходящих способов в существующих экономических условиях.
В третьей главе представлена оптимальная и наиболее жизнеспособная модель финансирования. В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе было рассмотрено актуальное состояние процесса строительства первого участка второй линии екатеринбургского метрополитена. На данный момент в виду условий ограниченного финансирования все остановилось на разработке проектной документации, но судя по новостям, власти намерены продолжать работу в этом направлении, сейчас, насколько известно, ведется обсуждение и поиск способов финансирования проекта, не исключены варианты облигационного займа и привлечения инвестора.
На основании этого в пунктах 1.2-1.3 были рассмотрены современные методы и формы организации финансирования подобных крупных инфраструктурных объектов. В частности, были рассмотрены теоретические вопросы сущности, преимущества и недостатки следующих моделей финансирования:
- бюджетное финансирование;
а. ассигнования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
б. федеральные целевые программы;
в. субфедеральные облигации.
- иностранные инвестиции;
- заемные источники финансирования - банковское кредитование;
- государственно-частное партнерство
а. бюджетное со-финансирование;
б. концессионные соглашения;
в. инфраструктурные (концессионные) облигации;
г. инфраструктурная ипотека;
д. механизм отложенных налоговых платежей;
е. проектное финансирование;
Также были рассмотрены аспекты существующего законодательства РФ в области финансирования крупных инфраструктурных проектов, также в процессе работы были проанализированы существующие бюджетные ограничения.
В первом пункте второй главы был проведен сравнительный анализ. Так как во всех выбранных моделях предполагается использование таких источников финансирования как облигационный займ и/или банковское кредитование то появляется вопрос выбора, какой источник целесообразней использовать для финансирования объекта?
Для определения ставки и параметров облигации, было сделано следующее:
- были взяты последние актуальные выпуски 2016-2017 гг. субфедеральных облигаций, их ставки были скорректированы (уменьшены) на разницу ключевой ставки в момент размещения и размера ключевой ставки сейчас;
- из полученных значений было рассчитано среднее значение ставки выплат по купонам.
В процессе анализа выяснилось, что при ставке облигаций в 8,94 % с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга сроком обращения 5 лет, выгоднее взять банковский кредит со ставкой не больше 17 %.
Во втором пункте второй главы был проанализирован отчет о финансовых результатах деятельности Екатеринбургского метрополитена, который показал, что потоков, генерируемых проектом недостаточно, для обеспечения финансирования со стороны частного инвестора.
В третьей главе были проанализированы вышеописанные способы и формы финансирования. Основные тезисы результатов проведенного анализа:
а. В условиях отсутствия финансирования из федерального и регионального бюджета, для реализации проекта остается искать и привлекать к участию в строительстве частного инвестора.
б. Необходима разработка более выгодного предложения для потенциальных инвесторов, так как срок окупаемости инвестиций на строительства первого участка второй линии метрополитена, по примерным расчетам составляет 54 года (без учета расходов на эксплуатацию и т.д.), существуют разные способы заинтересовать инвестора, например:
- передача в аренду/собственность земельных участков, прилегающих к территории будущего метрополитена, которые можно использовать в коммерческих целях (После запроса в администрацию Екатеринбурга, я получил ответ, что общая площадь земельных участков, прилегающих к территории строительства, которые можно использовать в коммерческих целях составляет 32 500 кв.м.);
- предоставление налоговых льгот;
- со-финансирование строительства государством;
- предоставление банковских и государственных гарантий;
- предоставление гарантий по минимальной доходности проекта и т.д.
В результате сравнения вышеуказанных моделей предлагается использовать модель проектного финансирования участием не одного инвестора, а нескольких(пула) крупных организаций инвесторов из Свердловской области, так как:
- модель сочетает в себе большинство характеристик остальных моделей финансирования;
- модель предполагает больше возможностей и комбинаций форм финансирование, например, выпуск, созданной проектной организаций инфраструктурных облигаций;
- так как бюджет проекта для одного регионального инвестора очень крупный, то привлечение нескольких участников СПО позволит распределить нагрузку, в соответствие с возможностями участника;
- наличие разных организационно правовых форм в составе пула региональных инвесторов, позволяют участникам СПО использовать методы привлечения инвестиций удобным для них способом;
- доходность проекта будет складываться из нескольких источников.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон: принят Гос. Думой 31 июля 1998 г. : по состоянию на 25 марта 2017 г. - Москва: Эксмо-Пресс, 2017 - 432 с.
2. Федеральный закон Российская Федерация «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой: по состоянию на 3 июля 2016 г. - Москва: Юрайт, 2017 - 62 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой: по состоянию на 1 мая 2017 г. - Москва: Проспект, 2017 - 16 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 № 136-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой: по состоянию на 14 июня 2012 года г. - Оренбург: ОГУ, 2014 г. - 36 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О банке развития» от 20 апреля 2007 г. № 82-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой: по состоянию на 3 июля 2016 г. - Москва: Кнорус, 2016 - 91 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 июля 2015 г. № 224-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой по состоянию на 15 апреля 2016 г. - Новосибирск: Норматика, 2016 - 48 с.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой по состоянию на 1 января 2017 г. - Москва: Проспект, 2017 - 53 с.
8. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 08 декабря 1995 г. № 7-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой по состоянию на 19 декабря 2016 г. - Москва: Омега-Л, 2017 - 52 с.
9. Федеральный закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой по состоянию на 5 апреля 2016 г. - Москва: Проспект, 2016 - 48 с.
10. Федеральный закон Российской Федерации «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой по состоянию 11 октября 2002 г. - Москва: Кнорус, 2016 - 76 с.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» от 23 ноября 2005 г. № 694.
12. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)
13. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. (Министерство экономического развития Российской Федерации).
14. Положение Банка России «О допуске ценных бумаг к
организованным торгам» от 24 февраля 2016 г. № 534-П.
15. Генеральный план развития муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года (Екатеринбургская городская дума решение от 6 июля 2004 года № 60/1) г.Екатеринбург.
16. Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 г. N 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
17. Закона Свердловской области от 6 декабря 2018 года № 144 -03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»
18. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2013
№ 3734 «Об утверждении Муниципальной программы Развитие
Екатеринбургского метрополитена» на 2014 - 2021годы»
19. Приказ Министерства финансов Свердловской области «Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций Свердловской области 2016 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга» от 03.08.2016 № 269
20. Постановление Администрации города Екатеринбурга
Свердловской области «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие Екатеринбургского метрополитена" на 2014 - 2020 годы» от 28 октября 2016 г. № 2144.
21. Алексий П. В. Гражданское право: учебник / П. В. Алексий, Н. Д. Эриашвили, С. А. Борякова, Н. А. Волкова ; под ред. М. М. Рассолова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 917 с.
22. Алибеков Б. И. Оптимальное размещение и развитие сортировочных станций транспортного комплекса региона / Б. И. Алибеков // Транспорт: наука, техника, управление. - 2012. - № 2. С. 36-41.
23. Алпатов А. А. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. - Москва: Альпина Паблишерз, 2016. - 196 с.
24. Антонова К. А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России: автореферат / К. А. Антонова - Москва, 2012. - 22 с.
25. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики//В. Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 9. С. 41-50.
26. Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство: учебное пособие / В.Г. Варнавский. - Москва: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2013. - 38 с.
27. Гостева Н. А. Механизм концессии и другие виды инструментов государственно-частного партнерства при создании и развитии инфраструктурных особых экономических зон / Н. А. Гостева. - Москва: Издательство Финансовый университет, 2012. - 146 с.
28. Зеленкова Н. М. Деньги. Кредит. Банки : учебник / Н. М. Зеленкова, Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили ; под ред. Е. Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 783 с.
29. Казанцев А. К. Государственно-частное партнерство в научноинновационной сфере / А. К. Казанцев, Д. А. Рубвальтер. - Москва: Инфра-М, 2013. - 330 с.
30. Кузнецов Б. Т. Инвестиции : учебное пособие / Б. Т. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 623 с.
31. Куликов А. Ю. Использование инструментов государственно- частного партнерства / А. Ю. Куликов // Вестник СамГУ. - 2012. - № 10 (101). с. 56-63.
32. Маренков Н. Л. Рынок ценных бумаг в России : учебное пособие / Н. Л. Маренков, Н. Н. Косаренко. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Флинта, 2013. - 122 с.
33. Матраева Л. В. Иностранные инвестиции : учебник / Л. В. Матраева, Ю. М. Филатова, С. Г. Ерохин. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 248 с.
34. Мнацаканян А. Г. Особенности взаимодействия государственных и негосударственных финансов в проектах государственно-частного партнерства на региональном уровне / А. Г. Мнацаканян, В. В. Генне // Изв. Калинингр. гос. университета. - 2011. - № 22. С. - 8-23.
35. Никитенко С. М. Партнерство бизнеса, власти и науки: состояние и перспективы / С. М. Никитенко, Е. В. Гоосен, С. В. Ковригина. - Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2012. - 353 с.
36. Осипов В. С. Актуальные проблемы институциональной экономики: Теория и практика : учебное пособие / В. С. Осипов, И. И. Смотрицкая. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 127 с.
37. Родионов И. И. Проектное финансирование / И. И. Родионов, Р. Н. Божья-Воля. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. - 338 с.
38. Сайфуллин Р. И. Неинституциональный подход к определению сущности государственно-частного партнерства / Р. И. Сайфуллин // Вестник АГТУ. Серов: Экономика. - 2012. - № 2. С. - 27-31.
39. Фиоктистов К. С. Тенденции взаимодействия власти и бизнеса в отечественной экономике / К. С. Фиоктисов. - Москва: Московская школа экономики, 2012. С. - 18-20.
40. Шевёлкина К. Л. Государственно-частное партнерство в области развития транспортной инфраструктуры / К. Л. Шевёлкина // Автотранспортное предприятие. - 2012. - № 7. С. - 35-38.
41. Шевёлкина К. Л. Направления развития ГЧП в инфраструктурных проектах / К. Л. Шевёлкина // Инвестиции и инновации в реальном секторе российской экономики: состояние и перспективы: монография под ред. д.э.н., проф. Е. Б. Тютюкиной. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. С.- 133-139.
42. Шевёлкина, К.Л. Нормативно-правовая база государственно¬частного партнерства: федеральное и региональное законодательство / К. Л. Шевёлкина // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 4. С. 134-140.
43. Юзвович Л. И. Инвестиции : учебник для вузов / под ред., Л. И. Юзвович, С. А. Дегтярева, Е. Г. Князевой. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 543 с.
44. Готовность регионов к ГЧП / А. Васильева // ГЧП Журнал. - 2014. - №1. С. 15-17.
45. Швелидзе Д. А. Особенности иностранного участия в российских проектах государственно-частного партнерства // Научные записки молодых исследователей. 2016.
46. Поляков Н. А. Опыт и перспективы финансирования инфраструктурных проектов в Российской Федерации // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2010. №1.
47. Плаксин В. К. Зарубежный опыт финансирования ГЧП // Инновационная наука. 2019. №5.
48. Фрейдина И. А. Международный опыт финансирования инфраструктурных проектов // Экономическая политика. 2017. №4.
49. Будущее транспортной инфраструктуры [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.uncm.ru/Page304.html
50. Екатеринбург Он-Лайн Е1 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //www.e1.ru/news/spool/news_id-397652.html
51. Интернет газета Znak [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.znak.com/2016-12-26/kuyvashev_2_uyu_ochered_metro_v_ekaterinburge_mogut_otdat_pod_upravlenie_chastnoy_kompanii
52. Информационный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ekburg.ru/news/24/27399-aleksandr-yakob-dal-start-proektirovaniyu-vtoroy-linii-metropolitena
53. Информационный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ekburg.ru/news/24/27244-finansirovanie-stroitelstva-metro-v-ekaterinburge-v-tsifrakh/
54. Ассоциация метро [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://asmetro.ru/
55. Информационный портал 66.ру [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://66.ru/news/politic/225119/
56. Западный скоростной диаметр [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://nch-spb.com/about/
57. «Ведомости» — ведущее деловое издание России [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2011/08/09/vtb_vyhodit_na_dorogu
58. ТАСС -государственное информационное агентство [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://tass.ru/ekonomika/812117
59. Интернет газета RG.RU[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/12/rossiia-vpervye-s-2014-goda-poluchit-zaem-ot-banka-s-zapadnym-kapitalom. html
60. Веб-сайт lecap.ru[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lecap.ru/upload/iblock/285/2854a4513aefcbb754c2e5ce2d55a5e6.pdf
61. Информационный портал researchgate.net[Электронный ресурс] -
Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/316112600_Gosudarstvenno-castnoe_partnerstvo_v_metro_opyt_Londona
62. Веб-сайт docplayer.ru[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docplayer.ru/26911585-Proekt-rekonstrukcii-i-razvitiya-aeroporta-pulkovo.html
63. Веб-сайт ecfor.ru[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2019/02/aktualnye-sposoby-finansirovaniya-infrastrukturnyh-proektov.pdf
64. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://gks.ru/folder/55693


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ