Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ СИНТОИСТСКИЕ СЕКТЫ И ИХ РОЛЬ В ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа №100528

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. Религиозные конфессии Японии 10
ГЛАВА II. Новые религиозные движения в мире и Японии 32
11.1 Новые религиозные движения в Японии 37
ГЛАВА II. Роль синтоистских сект в японском обществе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
Список использованных источников и литературы 72
Приложение 81


Религия является неотъемлемой частью человеческой жизни, и, следовательно, человеческой культуры. Зародилась она ещё в глубокой древности в форме анимизма, тотемных культов, фетишизма, магии. В одних регионах религия не ушла далеко от таких верований, в других же она выросла в мировой масштаб. Какие-то религии почти забыты, другие влияли на ход истории и на развитие культуры и искусства. Каждая страна и народ имеют свои характерные религиозные черты и устои. Конечно, в современном обществе религия уже не так сильна, как раньше, но по - прежнему занимает весомое место. Одновременно с этим, роль религии претерпевает изменения. Сегодня наблюдается подъём новых, зачастую синкретических, религий, объединяющих в себе элементы различных верований.
В некоторых странах, особенно западных, религию считают архаичным пережитком прошлого, ненужным «цивилизованному» человеку. Создаётся парадоксальная ситуация, когда отрицают потребность в религии, и одновременно к ней растёт интерес. Причиной этому во многом служит глобализация, технический прогресс, заинтересованность в первую очередь в материальных благах. В погоне за ними люди забывают о благах духовных, и рано или поздно начинают ощущать душевную пустоту. В то же время растёт популярность различных личностных тренингов, семинаров и лекций, посвящённых росту личности. Это указывает на то, что люди стали испытывать потребность и в духовном росте, заполнении пустоты. Есть несколько путей к росту, одним из которых является и религия. Этим можно объяснить увеличение её необходимости, и поспорить с тезисом о религии как признаке некоей отсталости и нецивилизованности.
На волне таких настроений в мире начало появляться огромное количество новых религиозных движений. В отличие от традиционных религий, твёрдо придерживающихся своих догматов, новые религии быстро подстраиваются под меняющиеся общественные запросы, стремясь как можно более удовлетворить их. Тем не менее, открытым остаётся вопрос о реальной роли и влиянии новых религий в обществе.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в Японии наряду с традиционными синто и буддизмом как нигде более существует почти неисчислимое множество новых религиозных движений, организаций и групп, подчас довольно влиятельных в общественной и политической жизни. Самым показательным примером такой организации можно назвать Сока Гаккай, «Общество созидания ценностей», имеющее собственную политическую партию Комэйто, «Партию чистой политики». Некоторые религиозные организации проводят свою деятельность не только в самой Японии, но и имеют отделения за её пределами - в Америке, Канаде, Бразилии, на Филиппинах и так далее.
Объектом исследования является духовная сфера японского общества.
Предмет исследования является современная религиозная ситуация в Японии.
Хронологические рамки охватывают промежуток от реставрации Мэйдзи до сегодняшнего времени. Нижняя граница обуславливается тем, что во время реставрации Мейдзи начинается активное появление новых религиозных движений.
Территориальные рамки - острова Японии.
Цель работы - изучить разнообразие религий в современном японском обществе; определить роль новых религиозных движений в японском обществе.
Согласно цели работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть общую религиозную ситуацию;
2. Выявить основные черты новых религиозных движений в мире;
3. Проанализировать новые религиозные движения Японии;
4. Выяснить, какое влияние оказывают новые религиозные движения на японское общество.
Методология. Для достижения поставленных задач были использованы различные методы. Для рассмотрения общей религиозной ситуации на территории Японии был использован историко-описательный метод. Для выяснения общих черт новых религиозных движений был использован историко-сравнительный метод. В исследовании роли новых религий в японском обществе был применён структурно-функциональный метод. Были использованы общенаучный и междисциплинарный подходы.
Источниковая база исследования включает в себя письменные источники, которые можно разделить на несколько типов. Это статистические материалы, законодательные акты, материалы сект, и веб-источники.
В исследовании была использована Конституция Японии 1947 г1, положениями которой закреплялось сегодняшнее положение японских новых религиозных движений.
Статистические материалы представлены официальными документами Министерства культуры Японии, предоставляющие данные по количеству верующих, наставников и храмов каждой рассматриваемой секты, а также результаты социологических исследований по вопросу вероисповедания японцев. В данном исследовании были использованы данные за 1996 год , за 2009 год , и за 2015 год .
Главным источником данного исследования являются материалы сект и веб-источники. С помощью материалов сект, размещённых на их официальных сайтах, удалось выяснить, каких вероучений придерживается та или иная секта1, и какую они ведут общественную деятельность .
Веб-источники представляют собой поисковые запросы и мнения японцев о рассматриваемых в исследовании синтоистских сектах. Именно с их помощью удалось определить, как большинство японцев относятся к сектам, таким как Тэнрикё , Конкокё и Куродзумикё .
Важным источником стали сведения, полученные непосредственно от самих японцев широкого возрастного диапазона в ходе интервью, личных бесед и опроса аудитории, отражающих их мнение насчёт религиозных аспектов в современной Японии.
Степень изученности проблемы. Исследуемая тема в той или иной степени привлекала как зарубежных, так и российских авторов. Все работы можно разделить на следующие типы: общие исследования религии Японии, исследования по вопросу феномена новых религиозных движений в Японии, России и в западных странах, и исследования непосредственно японских сект.
Из общих исторических трудов можно выделить книгу «История Японии. XX век» , где упоминается о роли религиозных преобразований в общеисторическом контексте, и книгу «Хирохито и создание современной Японии» , в которой уделяется внимание религиозной ситуации после Второй мировой войны. Общую характеристику японским религиям даёт Васильев Л. С. в книге «История религий Востока»1.
Для составления общей картины развития синто был очень полезен двухтомный коллективный труд Л. М. Ермаковой, Г. Е. Комаровского и А. Н. Мещерякова «Синто. Путь японских богов» . В первом томе авторы подробно описали историю синто, изменения, коснувшиеся религии в связи с реформами Мэйдзи, и появление государственного синто. Второй том содержит основные тексты синто, включая «Основные принципы кокутай». О развитии синто пишет и А. Накорчевский .
Очень важной стала книга Китагава Дж. «Религия в истории Японии» , где автор подробно описывает развитие японской религии. Об истории развития религии пишет и профессор Суэки Фумихико . Также подробная характеристика японских религий даётся в книге «Японская цивилизация» . Современное положение религии, в особенности синто, описывается в сборниках под редакцией Э. В. Молодяковой «Японское общество: изменяющееся и неизменное» и «Национальная религия японцев. Синто» . Об отношении японцев к религии упоминает Юрген Бёрндт в книге «Лики Японии» . Об этом пишут также В. Пронников и И. Ладанов11. Интересно мнение по данному вопросу буддийского монаха немецкого происхождения Нёльке Мухо1, который размышляет на тему востребованности религии у японцев.
Общие аспекты новых религий описываются в учебном пособии Е. Э. Эгильского . Для того, чтобы понять причины всплеска популярности новых религий, их особенностях и проблемах дефиниции, была использована статья Сильвио Феррари . Подробные сведения на эту тему даются и в работе Айлин Баркер «Новые религиозные движения» . Об особенностях функционирования новых религий в обществе подробно описывает Е. Васильева , К. Михайлов и Е. Балагушкин .
Подробный обзор сектантского синто даёт Г. Светлов в статье «Новые религии Японии» , раскрывает особенности их появления и функционирования. Книга С. А. Арутюнова «Старые и новые боги Японии» рассматривает новые религиозные движения, классифицируя их на неосинтоистские, метабуддийские, организации религиозного согласия. Этим же проблемам посвящает свою книгу А. А. Ткачёва . Она пишет о взаимодействии новых религий с государственным синто, христианством, и о некоторых новых религиях. Также об общественном участии сект Японии пишет В. Горегляд11.
Важное место отводится сектам в книге «Боги, святилища, обряды Японии: энциклопедия синто» 1, которая представляет собой систематизированный труд, содержащий информацию практически по всем новым религиозным движениям.
Из японских авторов, затрагивающих тему новых религий, можно выделить Мураками Сигэёси, описывающий историю появления, развития сект, их деятельность и вероучения.
Подробные сведения об общественной деятельности синтоистских сект дают Инаба Кейсин и Сакураи Ёсихидэ в книге «Вклад религии в общество». Профессор университета Кокугакуин Иноуэ Нобутака в своей статье анализирует использование новыми религиями средств медиа для своей пропаганды.
Научная новизна исследования определяется попыткой проанализировать действительное общественное положение синтоистских сект в Японии. Подобная тема привлекает внимание специалистов, но пока мало изучена, особенно в России.
Данная работа состоит из введения, основной части, которая делится на три главы, и заключения. Первая глава характеризует религиозную ситуацию Японии в целом. Во второй главе описывается феномен новых религиозных движений, особенности их функционирования в обществе. Третья глава посвящена анализу общественного положения сект, принадлежащих к сектантскому синто.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования в данной работе было изучить разнообразие религий в современном японском обществе и определить роль новых религиозных движений в японском обществе.
Проанализировав в ходе исследования комплекс источников, были сделаны следующие выводы:
Общая религиозная ситуация в Японии разнообразна. Наряду с традиционными религиями - синто, буддизмом и народными верованиями существует христианство, которое довольно популярно и занимает третье место по количеству верующих. В последние годы наблюдается увеличение мусульманского населения, но оно происходит по большей части за счёт живущих в Японии мусульман, а не самих японцев.
По вопросу отношения японцев к религии, почему их иногда называют «безрелигиозными», был сделан вывод, что это происходит по причине различий в понимании религиозности на Западе и в Японии.
Во второй половине XX в. по всему миру начали распространяться так называемые новые религиозные движения. Для их обозначения был принят именно это термин, имеющий нейтральную окраску, в отличие от термина «секта». Их массовое появление было вызвано изменениями в обществе, которые происходят гораздо чаще и интенсивнее, чем в прежнее время. Отличительными особенностями новых религиозных движений являются их гибкость, высокая приспособляемость к быстро меняющимся общественным потребностям, высокая степень иерархичности внутри организации. С другой стороны, степень жизнеспособности подобных сект остаётся под вопросом, так как большинство из них держится только на авторитете лидера- основателя.
В Японии новые религии, или син сюкё, стали появляться в последние десятилетия перед революцией Мейдзи. Это было обусловлено угнетённым положением народа, который пытался найти утешение в религии. Но традиционные религии не могли ответить на нужды населения, что стало причиной резкого появления сект. Зачастую они образовывались вокруг крестьян, которые якобы могли говорить от имени богов, и имели целительный дар. Бум новых религий пришёлся на 50-е гг. XX в, когда произошёл отток сельского населения в города, что повлекло разрушение традиционной системы семейной принадлежности к храмам, а народ был сломлен поражением в войне.
Новые религиозные движения Японии можно разделить на 4 вида: неосинтоистские; необуддийские, смешанные (синкретические) и движения межрелигиозного согласия. Были проанализированы вероучения тринадцати групп сектантского синто, или кёха синто, их место и роль в современном японском обществе.
Первые десять сект почитают богов синтоистского пантеона, суть их вероучений схожа. Они не играют существенной роли в обществе, количество верующих небольшое. Их можно разделить на следующие группы:
• Секты, вероучения которых максимально близки к классическому синто - Синто тайкё, Синрикё, Идзумо Оясиро кё.
• Секты, представляющие синтез синто и конфуцианства - Тайсэйкё и Синто сюсэй ха.
• Секты, имеющие в своей основе культ священных гор - Дзиккокё, Фусокё, Онтакэкё.
• Секты, отличительной чертой которых является акцент на ритуалы очищения - Синсюкё и Мисогикё.
Только три секты - Куродзумикё, Конкокё и Тэнрикё попадают в категорию непосредственно новых религий. Их особенность заключается в том, что они были образованы вокруг людей, ставших «одержимыми божествами». Они появились позже остальных сект, и их общественное участие гораздо шире, чем у остальных. Данные секты не участвуют в политике, а отдают предпочтение общественной деятельности - это разнообразные лекции, культурные, образовательные, развлекательные мероприятия. Большое внимание уделяется общественно полезному труду - волонтёрство, благотворительность, охрана окружающей среды. Но степень осведомлённости об этих сектах японцев, не занятых в религиозных сферах, очень мала. Они чаще знают о сектах, известных своими странными или опасными действиями. Большинство японцев не знают, чем занимаются секты синто, опасаются или видят в них прямую угрозу. Таким образом, в данный момент дать однозначную оценку роли синтоистских сект в обществе представляется затруднительным.



Источники
1. Конституция Японии 1947 г. // Конституции зарубежных государств / Сост. проф. В.В. Маклаков. М.: Издательство БЕК. 2000 г. 584 с.
Статистика
2. ^^^^ W2 1 Ш^—^L^ (Сюкё: нэнкан хэйсэй нидзюити
сюппан - Бункатё:. Религиозный ежегодник. Выпуск 2009 года. Департамент культуры). URL:
http : //www. bunka. go . jp/shukyouhouj in/nenkan/pdf/h21 nenkan. pdf (дата
обращения 03.05.2016).
3. ^^^^ W2 7 Ш^ — ^L^ (Сюкё: нэнкан хэйсэй нидзюсити
сюппан - Бункатё:. Религиозный ежегодник. Выпуск 2015 года. Департамент культуры). URL:
http : //www. bunka. go .jp/tokei hakusho shuppan/hakusho nenj ihokokusho/s hukyo nenkan/pdf/h27nenkan.pdf (дата обращения 02.05.2016).
4. ^^^^ ^^ 8 Ш^—^ÏL^ (Сюкё: нэнкан хэйсэй хати сюппан -
Бункатё:. Религиозный ежегодник. Выпуск 1996 года. Департамент культуры). URL:
http : //www. bunka. go .jp/tokei hakusho shuppan/hakusho nenj ihokokusho/s hukyo nenkan/pdf/h08nenkan.pdf (дата обращения 03.05.2016).
5. ж^^^^5^^ ^^ 2 6 ^^{L^ (Сюкё токэй тёса кэкка.
Хэйсэй нидзюрокунэн - Бункатё. Результаты статистического опроса в области религии. 2014 год. Департамент культуры). URL: http : //www. bunka. go . jp/tokei hakusho shuppan/tokeichosa/shumu/pdf/h26 kekka.pdf (дата обращения 04.05.2016).
Материалы сект
6. â®|ÆÂ®^®WJte (Сирохато. Сэйтё но иэ но гэкканси. Белый
голубь. Ежемесячный журнал Сэйтё-но-иэ) URL:
http : //www.hidokeilife.com/s/shirohato/ (дата обращения 06.05.2016).
7. ^^^^ЖЖ (Оомото кокай кодза. Публичные лекции Оомото) URL: http : //www. oomoto. or.jp/j apanese/cn269/koukaikouza kameoka. html (дата обращения 03.05.2016).
8. ^ ^ ^ R (Оомото кё:си. Учение Оомото) URL:
http : //www.oomoto .or. j p/j apanese/teachings/aim.html (дата обращения
02.05.2016).
9. W^^^o И^Ж^й (Синто тайкё. Ёндай синдзё ёги. Синто
тайкё. Четыре великих религиозных принципа). URL: http : //www. shinto-
taikyo. org/shoukai/yondai shingi yougi/yondai shingi yougi tentoku. htm (дата обращения 11. 12.2015).
10. Ш/ШФЖЖ^^о ^S^ (Ассоциация сектантского синто. Синрикё) URL: http : //kyoharen.jp/ (дата обращения 03.05.2016).
11. ^ ^ I ^ S ^ ( Осиэ Тэнрикё. Учение Тэнрикё) URL:
http://www.tenrikyo.or.jp/followers/?page id=26 (дата обращения
02.05.2016).
П.^ЖЖй^ШЖ^ОЖ [^^^^] (Э ни укабидэта кокоро но кагэ
[Конко синбун]. Образ души, отразившийся на рисунке (Газета Конкокё)) URL: http://web-konkokyo.info/data/n1401432347 (дата
обращения 06.05.2016).
13. <£> ÉÍ Ж Ъ ^ (Мэзасу моно. К чему мы стремимся) URL: http : //www.izunome.j p/izunome/obj ect/ (дата обращения 02.05.2016).
14. VA ^ Ъ M В (Фонд Идзумо) URL:
http : //www. izumooyashiro. or.jp/zaidan/izumozaidansyui. html (дата
обращения 03.05.2016).
15. ШШ^^^©^М^^Й (Идзумо оясиро кё но кёсо то кёги.
Основатели и вероучение Идзумо оясиро кё) URL:
http : //www. izumooyashirokyo. or.jp/300 kyoso-kyo gi. html (дата
обращения 03.05.2016).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ