1 Теоретические основы налога на добавленную стоимость 5
1.1 История возникновения НДС 5
1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость 12
1.3 Роль НДС в налоговых системах зарубежных стран 18
1.4 Проблемы взимания и перспективы совершенствования НДС... 27
2 Анализ существующей практики применения НДС в России и за
рубежом 30
2.1 Роль НДС в формировании доходов бюджета РФ 30
2.2 Анализ практики применения налоговых ставок в РФ и в
зарубежных странах 43
2.3 Анализ изменения налогового законодательства по НДС в РФ...48
3 Основные направления совершенствования НДС в РФ 60
3.1 Переход к применению единой ставки НДС 18% в РФ 60
3.2 Разработка перечня социально значимых товаров, подлежащих субсидированию из бюджета при переходе на единую ставку....66
Заключение 69
РЕФЕРАТ
Данная выпускная квалификационная работа состоит из 77 листов, 8 таблиц, 7 рисунков и 60 библиографических источников.
Актуальность работы заключается в том, что налог на добавленную стоимость является одним из основных федеральных налогов и играет значительную роль в формировании доходной части бюджета, так в период снижения доходов федерального бюджета страны, поступления от НДС растут.
Целью работы является изучение проблем взимания и разработка направлений совершенствования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
- изучение истории возникновения НДС;
- рассмотрение основных элементов налога;
- анализ роли НДС в доходной части консолидированного и федерального бюджетов;
- изучение практики применения НДС и уровня ставок НДС в зарубежных странах;
- рассмотрение проблем взимания и перспектив совершенствования НДС.
Научная новизна исследования:
- предложен переход к применению единой ставки НДС в размере 18% в РФ;
- разработан перечень социально значимых товаров, подлежащих датированию из бюджета при переходе на единую ставку 18%. Практическая значимость исследования состоит в увеличении
поступлений в бюджет налога на добавленную стоимость.
Экономическая эффективность предлагаемых мер по совершенствованию НДС может значительно упростит систему налогообложения и снизит затраты в процессе взимания НДС, также это положительном образом скажется на доходной части бюджета страны.
Актуальность работы заключается в том, что налог на добавленную стоимость является одним из основных федеральных налогов и играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии нашего государства.
Налог на добавленную стоимость получил широкое распространение в современном мире. Несмотря на то, что НДС является относительно новым налогом, он используется в качестве основной формы косвенного налогообложения в большинстве государств в разных частях света и находящихся на различных этапах экономического развития.
Целью работы является изучение проблем взимания и разработка направлений совершенствования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
- изучение истории возникновения НДС;
- рассмотрение основных элементов налога;
- анализ роли НДС в доходной части консолидированного и федерального бюджетов;
- изучение практики применения НДС и уровня ставок НДС в зарубежных странах;
- рассмотрение проблем взимания и перспектив совершенствования НДС.
Объектом исследования является налог на добавленную стоимость.
Предметом исследования является место НДС в доходах бюджетной системы РФ.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку теоретических основ налогообложения в целом и НДС в частности, внесли такие ученые как И.А. Майбуров, С.В. Барулин, Г.А. Волкова, О.В. Врублевская, Л.И. Гончаренко, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, А.Б. Паскачев, Г.Б. Поляк, М.В. Романовский, А.М. Соколовская, Д.Г. Черник, В.Г. Князев, и другие
Научная новизна исследования:
- предложен переход к применению единой ставки НДС в размере 18% в РФ;
- разработан перечень социально значимых товаров, подлежащих датированию из бюджета при переходе на единую ставку 18%.
Практическая значимость исследования состоит в увеличении поступлений в бюджет налога на добавленную стоимость.
Структура и объем диссертационной работы. Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В работе в ходе проведенного анализа было установлено, что налог на добавленную стоимость является одним из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира. Указанный налог обеспечивает устойчивые поступления доходов в государственный бюджет, а также не вызывает значительных искажений в производстве и потреблении товаров и услуг.
Налог на добавленную стоимость имеет более широкую базу обложения, т.к. им облагаются не только розничные продажи, но и все непроизводственные покупки предприятий, в которых предприятия выступают конечными потребителями, в т.ч. работы, выполненные самим предприятием для собственных нужд, техника взимания НДС обеспечивает сбор налога на всех стадиях производства.
В ходе написания работы, было дано определение налога на добавленную стоимость, дана краткая историческая справка о развитии налогообложения этим налогом, нормативно-правовое регулирование, рассмотрены элементы налога: налогоплательщики, объекты
налогообложения, операции которые не признаются объектом налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставке налога.
В рамках исследования была приведена характеристика роли НДС в доходной части консолидированного и федерального бюджетов РФ, в ходе чего был сделан вывод, что НДС играет существенную роль в формировании федерального бюджета и является самым собираемым налогом.
Основными источниками пополнения доходной части консолидированного бюджета РФ являются такие налоги, как НДС, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Благодаря совершенствованию методов налогового администрирования и тщательной аналитической работе налоговых органов сохраняется положительная тенденция по поступлениям НДС. Удельный вес поступлений НДС в консолидированный бюджет за рассматриваемый период растет и занимает первое место среди всех налоговых поступлений, так в 2015 году на долю НДС приходится 20% от общей суммы налоговых доходов бюджета.
Увеличение собираемости налога связано с внедрением так называемой автоматизированной системы контроля (АСК НДС).
Если говорить о роли НДС в федеральном бюджете страны, можно сказать, что его доля в общей сумме ненефтегазовых поступлений сократилась. Такое изменение произошло в следствии увеличения поступления от налога на прибыль, ввозных таможенных пошлин и прочих ненефтегазовых поступлений.
Проведя анализ задолженности по налогам, стоит отметить, что наибольший удельный вес по задолженности перед бюджетом РФ приходится на налог на добавленную стоимость, он составляет 62% от общей суммы задолженности, и с 2013 года этот показатель имеет тенденцию к росту.
В структуре начисленного НДС по налоговым ставкам видно, что наибольшая сумма начислений приходится на ставку 18%, в общей сумме ее доля составляет 95%.
В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.
Анализируя НДС в зарубежных странах можно сказать, что в различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15% до 25%.
Почти все страны применяют более низкие ставки НДС на товары (услуги), потребление которых важно для низкодоходных групп, и более высокие, чем стандартные ставки, на отдельные блага и предметы роскоши, потребляемые в основном высокодоходными категориями населения.
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.
Исходя из проведенного в работе анализа теоретических основ взимания налога на добавленную стоимость, возможно сформулировать рекомендации по реформированию системы НДС в Российской Федерации.
- необходимо установить единую ставку НДС 18%;
- необходимо разработать перечень социально значимых товаров, производителям которых будут выдаваться дотации для сдерживания цен.
Переход к единой ставке НДС упростит ведение налогового учета, отчетности, облегчит процедуры аудита и налоговой проверки, а также упростит налоговое администрирование;
Для налогоплательщиков применение единой ставки упростит процедуры ведения книги покупок, книги продаж, составления счетов- фактур;
Также наличие единой ставки упростит форму налоговой декларации, исчезнет необходимость раздельного учета покупок и продаж, облагаемых по разным ставкам, сократится число ошибок, допускаемых налогоплательщиком, в связи с необходимостью выбора ставки НДС по имеющемуся объекту налогообложения;
Единая ставка позволит пресечь применение всевозможных схем, основанных на применении различных ставок НДС.
Весомым недостатком перехода к единой ставке является тот фактор, что могут повыситься цены на некоторые социально значимые товары, такие как молоко, яйца, хлеб, некоторые детские товары. Это, в свою очередь, негативно отразится на слабозащищенных слоях населения.
Предложение установить единую ставку НДС на уровне 18% даст положительный результат для государства, так доходы бюджета могут увеличиться на 1703 млрд руб.
Дополнительная сумма дохода положительным образов повлияет на малообеспеченные слои населения, которые пострадают при отмене пониженной ставки НДС 10%.
Следует признать, что в настоящее время в обществе сложилось устойчивое мнение относительно несовершенства и неэффективности механизмов взимания НДС. Возможное установление единой ставки НДС - это первый шаг его совершенствования, последующими шагами должны стать: усиление собираемости косвенных налогов; упрощение налогового администрирования, и в результате - сокращение масштабов уклонения от уплаты налогов.
В заключение стоит сказать, что налоговая система должна стимулировать развитие экономики, а не заставлять уходить предприятие в «тень».