ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД»: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» 13
1.1 Теоретические подходы к процессам цифровизации общества и
управления 13
1.2 Концепция «Умный город»: особенности реализации на различных
территориях 22
1.3 Нормативно-правовые основы цифровизации городской среды и
реализации концепции «Умный город» 31
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В
УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 43
2.1. Особенности цифровизации муниципальных образований на территории
Свердловской области, реализующих проект «Умный город» 43
2.2. Основные проблемы внедрения проекта «Умный город» и цифровизации
городской среды в Свердловской области 59
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» 67
3.1. Основные рекомендации по внедрению проекта «Умный город» на
различных территориях 67
3.2. Разработка проекта совершенствования процесса цифровизации
городской среды 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» 13
1.1 Теоретические подходы к процессам цифровизации общества и
управления 13
1.2 Концепция «Умный город»: особенности реализации на различных
территориях 22
1.3 Нормативно-правовые основы цифровизации городской среды и
реализации концепции «Умный город» 31
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В
УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 43
2.1. Особенности цифровизации муниципальных образований на территории
Свердловской области, реализующих проект «Умный город» 43
2.2. Основные проблемы внедрения проекта «Умный город» и цифровизации
городской среды в Свердловской области 59
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» 67
3.1. Основные рекомендации по внедрению проекта «Умный город» на
различных территориях 67
3.2. Разработка проекта совершенствования процесса цифровизации
городской среды 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
С точки зрения технологий цифровая трансформация городов основана на нескольких направлениях развития сферы информационных технологий - социальные коммуникации, большие данные и предсказательная аналитика, облачные технологии, искусственный интеллект, мобильность, «интернет вещей», технологии обеспечения кибербезопасности, цифровые платформы - эти технологии являются ключевыми для всего комплекса технологических решений «умных» городов.
Разворачивающаяся в мире цифровая трансформация затрагивает ключевые отрасли и сферы, которые, с одной стороны, как раз концентрируются в городах, а, с другой стороны, являются неотъемлемыми частями обеспечения его жизнедеятельности: современные производства, транспорт и мобильность, энергетика, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и сфера услуг, здравоохранение, образование, системы муниципального управления. Известно, что цифровые технологии дают самые дешевые способы для решения многих задач в области логистики, управления, коммуникаций, позволяют регионам компенсировать ресурсную недостаточность, повышать привлекательность жилой среды.
Понимание Правительством необходимости повсеместной городской цифровизации и конкретные шаги по внедрению элементов «умного» города становятся важными причинами, побуждающими субъектов цифровизации городских пространств работать над проектами в самых разных городах России. Задачи, с которыми сталкиваются города при проведении цифровизации своей территории осложняются территориальными различиями и цифровым неравенством территорий.
Цифровизация городского пространства приносить пользу не только крупным городам с развитой инфраструктурой, чьи жители обладают большим количеством цифровых компетенций, но и малым городам, которых на территории России большинство. Большие города традиционно обладают не только большим экономическим потенциалом, но и имеют опыт масштабных проектов в сфере цифровизации, больше возможностей для привлечения инвесторов, немаловажным является и отсутствие проблемы кадровой обеспеченности. Вместе с тем, администрации малых городов и сельских поселений не только имеют меньше финансовых возможностей, но и вынуждены решать инфраструктурные проблемы, самостоятельно готовить или привлекать кадры, способные обслуживать высокотехнологичное оборудование, а также прививать местным жителям набор необходимых цифровых компетенций.
В качестве одного из важнейших объектов управленческой деятельности по созданию «умного города» можно выделить развитие гражданского общества и местного самоуправления, создание «умного общества». Основными задачами данного направления будут являться: создание новых механизмов взаимодействия институтов власти и местного сообщества, формирование (по аналогии с электронным правительством) платформы для взаимодействия с горожанами посредством информационно-телекоммуникационных технологий, включение информационных ресурсов органов местного самоуправления в единое городское цифровое пространство.
Степень научной разработанности проблемы.
На сегодняшний день наиболее активно исследуются следующие вопросы:
- какие структурные компоненты включает в себя концепция «умный город»;
- базовые проблемы и риски реализации концепции «умный город» в России;
- приоритетные направления управленческих воздействий, способствующих созданию и развитию «умных городов».
Управленческие воздействия, способствующие созданию и развитию «умных городов» рассматривают К. Харрисон, Р. Холл, Т. Бакиси, Г. Партридж, А. О. Веселова, А. Н. Хацкелевич, Л. С. Ежова.
Проблемам цифровизации посвящены работы А. И. Коваленко, М. С. Баландиной, С. М. Плаксиной, Н. А. Журавлевой, С. А. Александрова.
Территориальный анализ упоминается в исследованиях А. Н. Александрова, А. А. Соколова, Д. В. Трошева, Л. М. Пучковой, A. А. Артемьевой.
Изучением структурных компонентов «умного города» занимается множество ученых, такие темы в своих работах рассматривают B. П. Куприяновский, Д. Е. Намиот, С. А. Синягов, Е. В. Пахомов, Н. Н. Ярош, В. Г. Халин, Г. В. Чернова.
Базовые проблемы и риски реализации концепции «умный город» в России представлены в публикациях С. В. Кортова, А. Э. Крайновой, Р. С. Хайретдиновой, Н. Э. Штомпеля
Объект исследования - реализация концепции «Умный город».
Предмет - особенности цифровизации городской среды в рамках концепции «Умный город» и ее внедрения на территории Свердловской области.
Цель - осуществление анализа особенностей цифровизации городской среды в рамках концепции «Умный город» и ее внедрения на территории Свердловской области и разработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы и нормативно-правовые основы процессов цифровизации общества и управления, внедрения концепции «Умный город».
2. Изучить особенности реализации концепции «Умный город» на разных территориях .
3. Осуществить территориальный анализ особенностей цифровизации муниципальных образований на территории Свердловской области, реализующих проект «Умный город».
4. Определить основные проблемы внедрения проекта «Умный город» и цифровизации городской среды в Свердловской области.
5. Разработать рекомендации и предложить проект совершенствования процесса цифровизации и внедрения умного города.
Теоретическая база исследования базируется на системном и деятельностном подходах, концепции информационного общества. Системный подход позволил раскрыть особенности цифровизации общественных отношений и системы управления, выделить цель, определить субъектов, реализующих данные изменения, их функции и взаимоотношения с другими участниками.
Внедрение концепции «Умный город» также рассмотрено с позиций системного подхода - как целостное направление деятельности ответственных и вовлеченных субъектов для достижения общей цели - повышения качества жизни жителей городов и достижений их устойчивого функционирования. Деятельностный подход раскрывает особенности усилий субъектов реализации процесса цифровизации и внедрения проекта «Умный город», их нормативную, кадровую, организационную и финансовую обеспеченность на осуществление подобной деятельности.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения таких методов исследования, как анализ теоретических и нормативно-правовых документов, анализ статистических данных. Проведено социологическое исследование с использованием метода вторичного анализа данных и анализа документов. При проектировании применены календарное, сетевое, ресурсное планирование.
Информационная база исследования состоит из данных государственной статистики по муниципальным образованиям Свердловской области, аналитических отчетов и открытых данных по результатам деятельности органов публичной власти разного уровня по внедрению проектов цифровизации городской среды, а также нормативно-правовых документов, регулирующих общественно-государственные отношения в выбранной сфере.
Научная новизна работы заключается в осуществлении территориального анализа особенностей реализации концепции «Умный город» в муниципальных образованиях Свердловской области.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что цифровизация городского пространства является процессом внедрения систем информатизации в хозяйственную деятельность города и использования информационных технологий для повышения качества управления городскими ресурсами, увеличения эффективности деятельности государственных и муниципальных служб в городах, повышения конкурентоспособности городов, при ориентации инновационного развития на человека. Основной целью цифровизации городского пространства является его развитие, повышение эффективности деятельности людей в его рамках, а также развитие и привлечение конкурентоспособного человеческого капитала. Наиболее важными субъектами цифровизации являются органы государственной и муниципальной власти, а также коммерческие и некоммерческие организации.
2. Одним из целенаправленных проектов цифровизации городской среды выступает концепция (проект) «Умный город». Основными этапами его реализации выступает создание физической инфраструктуры, цифровой инфраструктуры, цифровых платформ и на последнем этапе - создание «цифрового двойника» города. Наиболее распространенным для территорий РФ является вариант внедрения в городскую среду индивидуальных интеллектуальных услуг, которое чаще всего носит инициативный характер. Вторым вариантом становятся прототипы умных городов - инфраструктурные площадки (Иннополис, Сколково, Инноград и пр.).
Выявлена прямая зависимость между экономическим потенциалом территории, высоким уровнем бюджетной обеспеченности и эффективностью реализации подобных проектов. Для внедрения «умных» технологий в России наиболее привлекательными являются сферы, где преимущества их использования очевидны.
3. Проблемная ситуация с внедрением проекта «Умный город» на территориях Свердловской области заключается в отсутствии федеральной поддержки реализации основных направлений, а также в отсутствии спроса на цифровизацию городской среды среди самих жителей. Установлено, что несмотря на территориальные различия муниципальных образований, участвующих в реализации внедрения проекта «Умный город», они имеют схожие проблемы его внедрения: недофинансирование, выход за пределы планов и графиков, нежелание органов местного самоуправления взаимодействовать с федеральными структурами.
4. В ходе проведенного анализа городской среды муниципальных образований Свердловской области было выявлено, что город Екатеринбург в большей степени подходит для внедрения концепции «умный город», чем другие города области, жители обладают значительным объемом знаний о процессе цифровизации территории города, а также отмечают ее положительное влияние на городскую среду.
5. Были предложены рекомендации по совершенствованию реализации концепции «Умный город» на основе цифровизации городской среды в рамках муниципальных образований Свердловской области. Также в рамках работы над проблемой исследования был разработан проект вовлечения горожан в процесс принятия решений по дальнейшему направлению процесса цифровизации городского пространства.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта, который может быть реализован органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области совместно с исполнительными органами государственной власти. Выводы и рекомендации в работе направлены на совершенствование процесса взаимодействия местных органов власти с горожанами в сфере цифровизации городского пространства. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки содержания дисциплин «Государственное и муниципальное управление», «Социология управления», «Электронное правительство», «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления» и др.
Личный вклад магистранта состоит в:
- непосредственном участии в получении исходных данных и научных исследованиях,
- в обработке и интерпретации эмпирических данных, выполненных лично автором,
- в личном участии в апробации результатов исследования,
- в подготовке основных публикаций по выполненной работе,
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Структура работы построена исходя из логики решения поставленных задач и достижения основной цели диссертационного исследования.
Апробация результатов диссертации. Результаты диссертационного исследования подготовлены для внедрения в практику деятельности администраций муниципальных образований г. Екатеринбург, Каменск- Уральский, а также Полевского и Новоуральского городских округов.
Основные положения магистерской диссертации прошли апробацию в ходе:
1. Опубликования статьи в журнале «Молодой ученый» (№8 (298), февраль 2020 г.). Для обеспечения информационно-публицистической деятельности подготовлена статья на тему: «Цифровизация городского пространства в стратегических планах развития городов Свердловской области» (находится в печати).
2. На конференции «XIV Сорокинские чтения» (г. Москва, 17-18.02.2020). Подготовлена статья на тему «Цифровизация городского пространства и проект «умный город» в оценках населения» (сборник находится в печати).
Разворачивающаяся в мире цифровая трансформация затрагивает ключевые отрасли и сферы, которые, с одной стороны, как раз концентрируются в городах, а, с другой стороны, являются неотъемлемыми частями обеспечения его жизнедеятельности: современные производства, транспорт и мобильность, энергетика, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и сфера услуг, здравоохранение, образование, системы муниципального управления. Известно, что цифровые технологии дают самые дешевые способы для решения многих задач в области логистики, управления, коммуникаций, позволяют регионам компенсировать ресурсную недостаточность, повышать привлекательность жилой среды.
Понимание Правительством необходимости повсеместной городской цифровизации и конкретные шаги по внедрению элементов «умного» города становятся важными причинами, побуждающими субъектов цифровизации городских пространств работать над проектами в самых разных городах России. Задачи, с которыми сталкиваются города при проведении цифровизации своей территории осложняются территориальными различиями и цифровым неравенством территорий.
Цифровизация городского пространства приносить пользу не только крупным городам с развитой инфраструктурой, чьи жители обладают большим количеством цифровых компетенций, но и малым городам, которых на территории России большинство. Большие города традиционно обладают не только большим экономическим потенциалом, но и имеют опыт масштабных проектов в сфере цифровизации, больше возможностей для привлечения инвесторов, немаловажным является и отсутствие проблемы кадровой обеспеченности. Вместе с тем, администрации малых городов и сельских поселений не только имеют меньше финансовых возможностей, но и вынуждены решать инфраструктурные проблемы, самостоятельно готовить или привлекать кадры, способные обслуживать высокотехнологичное оборудование, а также прививать местным жителям набор необходимых цифровых компетенций.
В качестве одного из важнейших объектов управленческой деятельности по созданию «умного города» можно выделить развитие гражданского общества и местного самоуправления, создание «умного общества». Основными задачами данного направления будут являться: создание новых механизмов взаимодействия институтов власти и местного сообщества, формирование (по аналогии с электронным правительством) платформы для взаимодействия с горожанами посредством информационно-телекоммуникационных технологий, включение информационных ресурсов органов местного самоуправления в единое городское цифровое пространство.
Степень научной разработанности проблемы.
На сегодняшний день наиболее активно исследуются следующие вопросы:
- какие структурные компоненты включает в себя концепция «умный город»;
- базовые проблемы и риски реализации концепции «умный город» в России;
- приоритетные направления управленческих воздействий, способствующих созданию и развитию «умных городов».
Управленческие воздействия, способствующие созданию и развитию «умных городов» рассматривают К. Харрисон, Р. Холл, Т. Бакиси, Г. Партридж, А. О. Веселова, А. Н. Хацкелевич, Л. С. Ежова.
Проблемам цифровизации посвящены работы А. И. Коваленко, М. С. Баландиной, С. М. Плаксиной, Н. А. Журавлевой, С. А. Александрова.
Территориальный анализ упоминается в исследованиях А. Н. Александрова, А. А. Соколова, Д. В. Трошева, Л. М. Пучковой, A. А. Артемьевой.
Изучением структурных компонентов «умного города» занимается множество ученых, такие темы в своих работах рассматривают B. П. Куприяновский, Д. Е. Намиот, С. А. Синягов, Е. В. Пахомов, Н. Н. Ярош, В. Г. Халин, Г. В. Чернова.
Базовые проблемы и риски реализации концепции «умный город» в России представлены в публикациях С. В. Кортова, А. Э. Крайновой, Р. С. Хайретдиновой, Н. Э. Штомпеля
Объект исследования - реализация концепции «Умный город».
Предмет - особенности цифровизации городской среды в рамках концепции «Умный город» и ее внедрения на территории Свердловской области.
Цель - осуществление анализа особенностей цифровизации городской среды в рамках концепции «Умный город» и ее внедрения на территории Свердловской области и разработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы и нормативно-правовые основы процессов цифровизации общества и управления, внедрения концепции «Умный город».
2. Изучить особенности реализации концепции «Умный город» на разных территориях .
3. Осуществить территориальный анализ особенностей цифровизации муниципальных образований на территории Свердловской области, реализующих проект «Умный город».
4. Определить основные проблемы внедрения проекта «Умный город» и цифровизации городской среды в Свердловской области.
5. Разработать рекомендации и предложить проект совершенствования процесса цифровизации и внедрения умного города.
Теоретическая база исследования базируется на системном и деятельностном подходах, концепции информационного общества. Системный подход позволил раскрыть особенности цифровизации общественных отношений и системы управления, выделить цель, определить субъектов, реализующих данные изменения, их функции и взаимоотношения с другими участниками.
Внедрение концепции «Умный город» также рассмотрено с позиций системного подхода - как целостное направление деятельности ответственных и вовлеченных субъектов для достижения общей цели - повышения качества жизни жителей городов и достижений их устойчивого функционирования. Деятельностный подход раскрывает особенности усилий субъектов реализации процесса цифровизации и внедрения проекта «Умный город», их нормативную, кадровую, организационную и финансовую обеспеченность на осуществление подобной деятельности.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения таких методов исследования, как анализ теоретических и нормативно-правовых документов, анализ статистических данных. Проведено социологическое исследование с использованием метода вторичного анализа данных и анализа документов. При проектировании применены календарное, сетевое, ресурсное планирование.
Информационная база исследования состоит из данных государственной статистики по муниципальным образованиям Свердловской области, аналитических отчетов и открытых данных по результатам деятельности органов публичной власти разного уровня по внедрению проектов цифровизации городской среды, а также нормативно-правовых документов, регулирующих общественно-государственные отношения в выбранной сфере.
Научная новизна работы заключается в осуществлении территориального анализа особенностей реализации концепции «Умный город» в муниципальных образованиях Свердловской области.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что цифровизация городского пространства является процессом внедрения систем информатизации в хозяйственную деятельность города и использования информационных технологий для повышения качества управления городскими ресурсами, увеличения эффективности деятельности государственных и муниципальных служб в городах, повышения конкурентоспособности городов, при ориентации инновационного развития на человека. Основной целью цифровизации городского пространства является его развитие, повышение эффективности деятельности людей в его рамках, а также развитие и привлечение конкурентоспособного человеческого капитала. Наиболее важными субъектами цифровизации являются органы государственной и муниципальной власти, а также коммерческие и некоммерческие организации.
2. Одним из целенаправленных проектов цифровизации городской среды выступает концепция (проект) «Умный город». Основными этапами его реализации выступает создание физической инфраструктуры, цифровой инфраструктуры, цифровых платформ и на последнем этапе - создание «цифрового двойника» города. Наиболее распространенным для территорий РФ является вариант внедрения в городскую среду индивидуальных интеллектуальных услуг, которое чаще всего носит инициативный характер. Вторым вариантом становятся прототипы умных городов - инфраструктурные площадки (Иннополис, Сколково, Инноград и пр.).
Выявлена прямая зависимость между экономическим потенциалом территории, высоким уровнем бюджетной обеспеченности и эффективностью реализации подобных проектов. Для внедрения «умных» технологий в России наиболее привлекательными являются сферы, где преимущества их использования очевидны.
3. Проблемная ситуация с внедрением проекта «Умный город» на территориях Свердловской области заключается в отсутствии федеральной поддержки реализации основных направлений, а также в отсутствии спроса на цифровизацию городской среды среди самих жителей. Установлено, что несмотря на территориальные различия муниципальных образований, участвующих в реализации внедрения проекта «Умный город», они имеют схожие проблемы его внедрения: недофинансирование, выход за пределы планов и графиков, нежелание органов местного самоуправления взаимодействовать с федеральными структурами.
4. В ходе проведенного анализа городской среды муниципальных образований Свердловской области было выявлено, что город Екатеринбург в большей степени подходит для внедрения концепции «умный город», чем другие города области, жители обладают значительным объемом знаний о процессе цифровизации территории города, а также отмечают ее положительное влияние на городскую среду.
5. Были предложены рекомендации по совершенствованию реализации концепции «Умный город» на основе цифровизации городской среды в рамках муниципальных образований Свердловской области. Также в рамках работы над проблемой исследования был разработан проект вовлечения горожан в процесс принятия решений по дальнейшему направлению процесса цифровизации городского пространства.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта, который может быть реализован органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области совместно с исполнительными органами государственной власти. Выводы и рекомендации в работе направлены на совершенствование процесса взаимодействия местных органов власти с горожанами в сфере цифровизации городского пространства. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки содержания дисциплин «Государственное и муниципальное управление», «Социология управления», «Электронное правительство», «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления» и др.
Личный вклад магистранта состоит в:
- непосредственном участии в получении исходных данных и научных исследованиях,
- в обработке и интерпретации эмпирических данных, выполненных лично автором,
- в личном участии в апробации результатов исследования,
- в подготовке основных публикаций по выполненной работе,
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Структура работы построена исходя из логики решения поставленных задач и достижения основной цели диссертационного исследования.
Апробация результатов диссертации. Результаты диссертационного исследования подготовлены для внедрения в практику деятельности администраций муниципальных образований г. Екатеринбург, Каменск- Уральский, а также Полевского и Новоуральского городских округов.
Основные положения магистерской диссертации прошли апробацию в ходе:
1. Опубликования статьи в журнале «Молодой ученый» (№8 (298), февраль 2020 г.). Для обеспечения информационно-публицистической деятельности подготовлена статья на тему: «Цифровизация городского пространства в стратегических планах развития городов Свердловской области» (находится в печати).
2. На конференции «XIV Сорокинские чтения» (г. Москва, 17-18.02.2020). Подготовлена статья на тему «Цифровизация городского пространства и проект «умный город» в оценках населения» (сборник находится в печати).
Разнообразие мнений о структуре не идет на пользу разработке единой теоретической концепции, описывающей «умный город» и его особенности. Множество существующих определений, предложенных авторами по всему миру, приводят к излишне расширенной трактовке понятия «умный город». Возникающие на пути цифровизации городского хозяйства проблемы могут вылиться в отставание России в сфере цифровизации экономики, которая является приоритетным направлением экономического развития, что подтверждается национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации».
В свою очередь, принятие новых нормативно-правовых актов осложняется не только общей изменчивостью гражданского и административного законодательства, но и отсутствием устоявшейся судебной практики по схожим правоотношениям, а также сформировавшимися ранее административными барьерами. При всей сложности законодательной деятельности по вопросу нормативно-правового регулирования внедрения концепции «умного города», существует необходимость дальнейшей работы в этой сфере, вызывающаяся не только технологическим развитием страны, но и все более активным внедрением цифровых технологий в управление городским хозяйством и вовлечения в него городского населения.
По результатам исследования городов Свердловской области, только Екатеринбург можно признать городом, оптимально подходящим для внедрения концепции «умный город». Всестороннее социально-экономическое развитие, высокий уровень жизни, образовательные возможности привлекают сюда жителей Свердловской области и сопредельных регионов. Бизнес оценил удачное положение города не только как места притяжения людей, но и крупного торгового хаба. Большое количество высококвалифицированных специалистов позволяет инновационным компаниям развиваться, не заботясь о кадровом голоде, а поддержка инновационной деятельности правительством региона и администрацией города позволяет развиваться, несмотря на административные барьеры. Несмотря на то, что по совокупности положительных показателей в части экономического роста, финансовых и человеческих ресурсов Екатеринбург является одним из наиболее перспективных городов для получения максимального эффекта от внедрения элементов «Умного города», население все ещё в недостаточной степени осведомлено о ключевых преимуществах и возможностях концепции. Остальные же исследованные города области подходят в куда меньшей степени по ряду причин, среди них: отсутствие достаточных объемов государственного финансирования, снижение долей социально-экономических показателей городов в общих показателях Свердловской области, а также отставание в сфере цифровизации городской среды.
По результатам исследования, мы пришли к выводу о необходимости повсеместного распространения информации о выгодах использования современных технологий цифровизации городской среды, организации семинаров и мероприятий, направленных на повышение осведомленности населения, а также организацию дискуссионных площадок и общественных слушаний по теме внедрения элементов концепции «умного города», одновременно с выработкой новой стратегии по привлечению бизнеса к внедрению цифровых технологий.
Наиболее эффективным решением проблемы будет являться вовлечение горожан в процесс принятия решений. Наиболее предпочтительной и экономически эффективной схемой мы считаем организацию семинаров с последующими дискуссиями по теме внедрения элементов концепции «умного города». Таким образом, можно будет не только подключить горожан к разработке дальнейшего пути развития городского пространства, но и повысить уровень их компетенции, необходимой для принятия эффективных решений.
Основной целью проекта являлось вовлечение населения в принятие управленческих решений в сфере цифровизации городских пространств. В соответствии с поставленной целью в проекте был выполнен анализ фактического состояния дел в сфере цифровизации, выявлена проблема исследования, установлены причины ее возникновения и разработаны алгоритмы решения.
В заключительной части работы была произведена прогнозная оценка проекта. Проект является некоммерческим, в связи с чем экономическая эффективность не рассчитывалась. В случае успешной реализации проекта возможно его масштабирование не только на решение проблем общественного участия в реализации направлений концепции «умный город», но и на иные сферы деятельности. Таким образом, цель проекта следует считать достигнутой.
В свою очередь, принятие новых нормативно-правовых актов осложняется не только общей изменчивостью гражданского и административного законодательства, но и отсутствием устоявшейся судебной практики по схожим правоотношениям, а также сформировавшимися ранее административными барьерами. При всей сложности законодательной деятельности по вопросу нормативно-правового регулирования внедрения концепции «умного города», существует необходимость дальнейшей работы в этой сфере, вызывающаяся не только технологическим развитием страны, но и все более активным внедрением цифровых технологий в управление городским хозяйством и вовлечения в него городского населения.
По результатам исследования городов Свердловской области, только Екатеринбург можно признать городом, оптимально подходящим для внедрения концепции «умный город». Всестороннее социально-экономическое развитие, высокий уровень жизни, образовательные возможности привлекают сюда жителей Свердловской области и сопредельных регионов. Бизнес оценил удачное положение города не только как места притяжения людей, но и крупного торгового хаба. Большое количество высококвалифицированных специалистов позволяет инновационным компаниям развиваться, не заботясь о кадровом голоде, а поддержка инновационной деятельности правительством региона и администрацией города позволяет развиваться, несмотря на административные барьеры. Несмотря на то, что по совокупности положительных показателей в части экономического роста, финансовых и человеческих ресурсов Екатеринбург является одним из наиболее перспективных городов для получения максимального эффекта от внедрения элементов «Умного города», население все ещё в недостаточной степени осведомлено о ключевых преимуществах и возможностях концепции. Остальные же исследованные города области подходят в куда меньшей степени по ряду причин, среди них: отсутствие достаточных объемов государственного финансирования, снижение долей социально-экономических показателей городов в общих показателях Свердловской области, а также отставание в сфере цифровизации городской среды.
По результатам исследования, мы пришли к выводу о необходимости повсеместного распространения информации о выгодах использования современных технологий цифровизации городской среды, организации семинаров и мероприятий, направленных на повышение осведомленности населения, а также организацию дискуссионных площадок и общественных слушаний по теме внедрения элементов концепции «умного города», одновременно с выработкой новой стратегии по привлечению бизнеса к внедрению цифровых технологий.
Наиболее эффективным решением проблемы будет являться вовлечение горожан в процесс принятия решений. Наиболее предпочтительной и экономически эффективной схемой мы считаем организацию семинаров с последующими дискуссиями по теме внедрения элементов концепции «умного города». Таким образом, можно будет не только подключить горожан к разработке дальнейшего пути развития городского пространства, но и повысить уровень их компетенции, необходимой для принятия эффективных решений.
Основной целью проекта являлось вовлечение населения в принятие управленческих решений в сфере цифровизации городских пространств. В соответствии с поставленной целью в проекте был выполнен анализ фактического состояния дел в сфере цифровизации, выявлена проблема исследования, установлены причины ее возникновения и разработаны алгоритмы решения.
В заключительной части работы была произведена прогнозная оценка проекта. Проект является некоммерческим, в связи с чем экономическая эффективность не рассчитывалась. В случае успешной реализации проекта возможно его масштабирование не только на решение проблем общественного участия в реализации направлений концепции «умный город», но и на иные сферы деятельности. Таким образом, цель проекта следует считать достигнутой.
Подобные работы
- Информационные технологии в управлении городской средой
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



