Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РОЛИ КИНОЗРИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО КИНОПЛАКАТА)

Работа №100512

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы191
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ 14
1.1. Теория и модели коммуникации 14
1.2. Особенности социально-культурной коммуникации 25
1.3. Специфика социально-культурной коммуникации в виртуальном
пространстве 39
ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ КИНОЗРИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ 59
2.1. Кинозритель в современной культуре 59
2.2. Киноплакат как средство массовой коммуникации 80
2.3. Феномен альтернативного киноплаката 96
ГЛАВА III. ПРОЕКТ ГОРОДСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «КИНОКЛУБ: 24Х36» НА БАЗЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ДОМ МЕТЕНКОВА» 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 130
ПРИЛОЖЕНИЕ А 148
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 158
ПРИЛОЖЕНИЕ В 186
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 188

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что расширение области применения новых информационных технологий, начавшееся во второй половине XX века, символизировало начало цифровой революции, которая привела к смене социально-культурной сферы жизни общества, а также трансформации коммуникационной системы в целом. Свободный доступ в интернет, а также перенос множества социально-культурных практик в виртуальное пространство, изменяет повседневную жизнь индивида. Теперь коммуникация не ограничивается пространственно-временными рамками, а процесс получения нужной информации становится все быстрее. Кинематограф как важный элемент социально-культурной сферы каждого человека также претерпел определенные изменения. Появление новых каналов коммуникации способствовало изменению не только процесса кинопроизводства и трансляции, но и изменило самого зрителя. Увеличение степени участия кинозрителя в кинокоммуникационном процессе привело к тому, что произошла трансформация кинозрителя от пассивного потребителя до активного соавтора. Этот процесс хорошо заметет на примере такого нового феномена, как альтернативный киноплакат, анализу которого и посвящена данная работа.
Официальный киноплакат является средством массовой коммуникации, который сообщает потенциальному кинозрителю основные идеи создателей фильма. В создании фильма принимают участие разные акторы (бизнес, государство, творческие команды), каждый из которых заинтересован в трансляции своих идей в процессе массовой коммуникации. В связи с этим киноплакат полифункционален, так как выполняет все три основные функции массовой коммуникации: информационную, аргументационную и экспрессивную. Цифровая революция способствовала процессу упрощенного производства многих продуктов. Так, киноплакат стал создаваться методом фотоколлажа, собранного по характерным для определенного жанра клише. Потеря авторского почерка привела к тому, что информационная функция и аргументационная функция, подразделяемая нами на агитационную и коммерческую, стали доминировать над художественно-экспрессивной. Однако, ставшие классическими, оригинальные киноплакаты, которые были созданы художниками-графиками в XX веке, приобрели в современном мире особую символическую ценность, став предметом интереса не только коллекционеров, но и интернет-сообществ кинолюбителей. В связи с этим современные художники стали создавать художественные интерпретации образов киноленты в уникальном авторском стиле. Впоследствии данные киноплакаты стали называть альтернативными, ставя их в противопоставление с современными официальными киноплакатами.
И если изначально данная деятельность распространялась только в сетевых тематических сообществах, то сейчас она становится значимой частью популярной культуры, искусства и даже мирового художественного рынка: плакаты создаются по заказу частных лиц и профессиональных институций - художественных галерей, кинотеатров, фестивалей, а в последние несколько лет и киностудий.
Внимание традиционных культурных институций к подобным виртуальным феноменам отражает их интерес к новому типу зрителей и посетителей, потребности и интересы которых во многом определила современная виртуальная культура.
Таким образом, современное виртуальное пространство дает возможность каждому зрителю стать создателем. Это проявляется и в возможностях писать рецензии на фильмы, продолжать сюжеты любимых фильмов в фан-фиках, а также создавать альтернативные киноплакаты. Культура участия выражена в возможностях кинозрителей включаться в кинематографический процесс не только на стадии интерпретации сообщения, но трансляции новых смыслов.
Понимание того, как трансформируются социально-культурные практики кинозрителей в современной культуре, а также того, какие потребности у них формируются, является основополагающим фактором для дальнейшей разработки технологий работы с современной аудиторией в культурных институциях.
Степень научной разработанности проблемы
Изучением социологии кино и зрителя как активного медиапользователя занимались специалисты разной направленности.
Анализом социально-культурных практик кинозрителей занимались исследователи социологии кино: Жабский М.И. («Социология кино», «Кинематограф - зеркало или молот?»), Фохт-Бабушкин Ю.У. («Публика кино в России: социологические свидетельства 1910-1930 гг.»), Хренов Н.А. («Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс»), Лебедев Н.А. («Кино и зритель»), Евсеева Я. В., Ядова М. А. («Социология кино и театра: история и современность»), Джарви Я. («Towards a Sociology of the Cinema») и др.
Кинематограф в контексте медиакультуры рассматривали следующие исследователи теории медиа: Маклюен М. («Понимание Медиа: внешние расширения человека», «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего»), Фиске Дж. («Television Culture»), Холл С. («The Popular Arts»), Дженкинс Г. («Textual Poachers: Television Fans&Participatory Culture», Манович Л. («Язык новых медиа»), Гир Ч. («Digital Culture»), Кастельс М. («Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе»), Разлогов К.Э. («Искусство экрана: от синематографа до Интернета»), Кириллова Н.Б. («Медиалогия»), Галкин Д.В. («Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры»), Иоскевич Я. («Интернет как новая среда художественной культуры»).
Особенности интерпретации зрителями художественных произведений рассматривали следующие исследователи визуальной коммуникации: Барт Р («Сamera lucida. Комментарий к фотографии»), Лотман М.Ю. («Структура художественного текста», «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»), Кристева Ю. («Жест: практика или коммуникация?»), Круткин В.Л. («Визуальные медиа в социальном познании»), Штомка П. («Визуальная социология. Фотография как метод исследования»), Инишев И. («Иконический поворот в теориях культуры и общества»), Тарасова М.В. («Теория и практика диалога зрителя и художественного произведения»).
В аспекте проблематики данного исследования для нас представляют интерес работы, посвященные такому культурному явлению как киноплакат: Бабурина Н.И. («Плакат немого кино России 1900-1930 гг.», Снопков А.Е. («Афиши «Мосфильма»), Котомина А.А. («Образ смерти в советских киноплакатах»), Еременко Е.Д. («Фонд плаката киностудии «Ленфильм»), Майстат О.А. («Реклама советских фильмов 1920-х годов на европейском рынке (на примере Германии и Австрии)»), Мытарева К. («Современный польский киноплакат»), Серов С. («Польская школа плаката»), Славец Дж. («Art of the Modern Movie Poster: International Postwar Styleand Design Hardcover»), Быкова Е.В. (Цифровой коллаж в искусстве: художественные плакаты с неограниченными возможностями), Баричко Я.Б («Современные тенденции развития киноплаката»).
Киноплакат в данных исследованиях рассматривается в исторической перспективе как средство массовой коммуникации, направленное на привлечение кинозрителей. При этом исследователи отмечают киноплакат как особый жанр графического дизайна со своими особенностями относительно стиля художников и принадлежности к одной из национальных школ. Альтернативный киноплакат, как одна из форм творчества кинозрителей, почти не рассматривался в данных исследованиях.
Альтернативный киноплакат стал осмысляться в научном сообществе совсем недавно. Первым исследовать данный феномен стал коллекционер альтернативных киноплакатов Чойнаки М. («Alternative Movie Posters: Film Art from the Underground»). Каталоги с работами современных художников, стали выпускать также Галереи альтернативного киноплаката («Art of Mondo»). Однако в данных работах акцент делался на восприятии альтернативного киноплаката больше как вида графического дизайна, а его положение в системе социально-культурных коммуникаций рассматривалось в меньшей степени.
Аккумулируют знания об альтернативных киноплакатах такие исследователи как: Баричко Я.Б. (« Феномен альтернативного киноплаката»), Zijlstra T. («The Return of the Movie Poster Art»), Tolson K.M. («Tease me: the postmodern movie trailer»), Pearson E.(«Resurrecting the one-sheet»), O'Meara J. («Reimagined Film Posters as Participatory Digital Paratexts»).
Отсутствие масштабных исследований в этой области, говорит о том, что альтернативный киноплакат является довольно новым и малоизученным явлением. Актуальность и низкая степень научной разработанности проблемы и обусловили выбор темы данного исследования, постановку цели и задач, определение теоретико-методологической базы исследования.
Объект исследования - кинематограф как система коммуникации.
Предмет исследования - коммуникативная роль кинозрителя в современной культуре.
Цель - проанализировать трансформацию коммуникативной роли кинозрителя в современной культуре на примере альтернативного киноплаката.
Задачи:
1. Проследить эволюцию моделей коммуникации.
2. Выявить особенности коммуникации в социально-культурной сфере.
3. Проследить трансформацию коммуникативной системы в результате цифровой революции.
4. Проанализировать социально-культурные практики кинозрителя с помощью анкетирования.
5. Охарактеризовать тип кинозрителя в современной культуре.
6. Выявить основные особенности функционирования киноплаката как средства массовой коммуникации.
7. Проанализировать феномен альтернативного киноплаката.
8. Разработать проект городского творческого лагеря для подростков «Киноклуб:24х36».
Теоретико-методологические основы исследования
Теоретической базой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и истории культуры, социологии, искусствоведения, таких как: Липман У., Бурдьё П., Парсонс Т., Бретон Ф., Пру С., Перельман Х., Бодрийяр Ж., Барт Р., Бахтин М.М., Лотман Ю.М., Кристева Ю., Якобсон Р.О., Пирс Ч., Соссюр Ф. де, Круткин В.Л., Штомка П., Инишев И., Холл С., Маклюэн М., Иннис Г., Ласуэлл Г., Маккуэйл Д., Томпсон Дж., Кириллова Н.Б., Разлогов К.Э., Кирия И.В., Гир Ч., Кастельс М., Галкин Д.В., Иоскевич Я.,Хэммет Ф., Фиске Дж., Дженкинс Г., Тайлор П.А., Манович Л. , Ширки К., Астафьева О. Н., Жабский М.И., Хренов Н.А..
Ключевыми методами исследования стали:
-комплексный подход - позволяющий сочетать различные предметные области, а также подходы и методы разных наук - педагогики, психологии, социологии, культурологии и др. - был применен при изучении коммуникативной роли кинозрителя;
- типологический метод - был использован при обобщении теоретических данных с целью классификации моделей коммуникации;
- историко-культурный подход - позволил рассмотреть кинематограф не только в общем контексте культуры, но и в динамике трансформации информационно-коммуникационной системы, в которой он существует;
- функциональный метод- дал возможность выявить особенности функционирования киноплаката как средства массовой коммуникации;
- семиотический подход-способствовал осмыслению знаков, символов и в целом языка киноплаката;
- метод структурного анализа - помог выявить структурные элементы коммуникационной системы кинематографа и степень их значения.
Эмпирической базой исследования выступили результаты проведенного социологического опроса, посвященного анализу социально-культурных практик современных кинозрителей и их отношения к киноплакату.
Методом исследования стало анкетирование жителей г. Екатеринбурга, проведенное на онлайн-площадке Google Forms. Выборка составила 300 человек.
Научная новизна работы состоит в следующих позициях:
1) проанализированы проблемы социально-культурной коммуникации в современной культуре;
2) дана характеристика новейшей информационно-коммуникационной системы, в которой существуют современные кинозрители;
3) проанализированы результаты социологического исследования, которые позволяют выявить основные характеристики форм поведения современных кинозрителей;
4) изучены особенности взаимодействия кинозрителей с информационными источниками, а также их восприятие на примере киноплаката;
5) исследована история и специфика феномена альтернативного киноплаката как особой формы участия кинозрителя в кинокоммуникационных процессах;
6) разработана концептуальная и содержательная составляющие проекта городского творческого лагеря для подростков «Киноклуб: 24х36» на базе Фотографического музея «Дом Метенкова».
Теоретическая значимость исследования:
1. Результаты работы позволяют расширить теоретические возможности исследования проблематики современных информационно-коммуникационных процессов в социально-культурной сфере.
2. Осуществлен анализ современной кинематографической системы, ее основных принципов и изменений, которые возникли в результе цифровой революции.
3. Предложен авторский методический вариант социологического исследования современных кинозрителей и их взаимодействия с кинематографической системой в целом.
Практическая значимость:
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы данной работы для дальнейшего изучения проблемы современных культурных потребителей, а также при разработке различных курсов и спецкурсов для студентов социально-гуманитарных специальностей.
Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут быть использованы работниками сферы кино, учреждениями, занимающимися междисциплинарными проектами, а также образовательными организациями в практике работы по формированию кинограмотности подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сетевая модель коммуникации позволяет рассматривать любой акт коммуникации как составную часть коммуникационной системы. В разных подходах к теории коммуникации определяющая роль отдается либо отправителю сообщения, либо каналу коммуникации, либо получателю сообщения.
2. Коммуникация представляет собой вид социальной активности, где сообщение выражено в знаково-символических формах, а степень влияния изменяется в зависимости от уровня коммуникации (микро-, мезо-, макро-).
3. В результате цифровой революции и формировании системы Web 2.0 каждый пользователь получил возможность наполнять глобальное информационное пространство, выбирая при этом, на каком уровне коммуникации он будет транслировать сообщения. Доступность информации и возможность мгновенной коммуникации трансформируют способ получения информации с индивидуального на коллективный.
4. Особенность поведения современной российской киноаудитории проявляется в слабой юридической проработанности деятельности виртуальных киноплощадок, где возможность распространения информации нелегальными путями влияет на социально-культурные практики кинозрителей.
5. Виртуальное пространство позволяет кинозрителю становиться со-автором фильма в процессе распространения средствами массовой коммуникации собственных паратекстов - рецензии, рисунки, видео и т.д. Однако в подобном формировании образа кинофильма участвует лишь малая часть кинозрителей, которые приобретают, таким образом, влияние над остальными.
6. Стремление отвечать запросам массовой аудитории привело к тому, что киноплакат стал собираться по клише, которые упрощают для зрителя процесс визуальной коммуникации. Это позволяет ему эффективно выполнять информационную функцию, но негативно влияет на его художественную ценность.
7. Символическая значимость альтернативных киноплакатов, которую они приобрели в среде кинолюбителей, позволила им повлиять на то, что искусство киноплаката вновь стало предметом интереса кинопроизводителей.
8. В основе движения альтернативного киноплаката лежит зрительский опыт и визуальная грамотность узкой группы кинозрителей. Проект «Киноклуб:24х36» направлен на формирование у подростков компетенций, которые позволят им обозначить свою значимость в кинематографическом процессе.
Апробация результатов исследования
Работа обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии и социально-культурной деятельности УрФУ. Результаты исследования были отражены в докладах на конференциях:
1. Анисимова П.Р. Киноплакат в эпоху цифровой революции // Третий международный молодежный конвент «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании». Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.
2. Анисимова П.Р. Альтернативный киноплакат как средство медиакультуры и трансформация роли зрителя// Научный семинар молодых ученых «Медиакультура и медиаобразование: реалии и перспективы». Екатеринбург, 22 ноября 2019 г.
Публикации по теме исследования:
1. Анисимова П.Р. Киноплакат в эпоху цифровой революции / П.Р. Анисимова // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании. Материалы третьего международного молодежного конвента «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании»/ Под ред. И. В. Красавина. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. — С. 37-40.
2. Анисимова П.Р. Альтернативный киноплакат как средство медиакультуры и трансформация роли зрителя / П.Р. Анисимова // Материалы межвузовского научного семинара молодых ученых «Медиакультура и медиаобразование: реалии и перспективы» / Под ред. Н.Б. Кирилловой, И.Я. Мурзиной. — Екатеринбург: ООО «Институт образовательных стратегий», 2019. — С. 3-6.
Структура работы:
Работа состоит из ведения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во Введении определены актуальность, степень разработанности проблемы, выделены объект, предмет, цели и задачи исследования, а также определена теоретико-методологическая база исследования, степень научной разработанности, научная новизна и практическая значимость исследования.
В Главе I «Теоретические основы изучения коммуникации» рассматриваются коммуникативные модели и основные научные подходы в теории коммуникации; изучаются основные элементы коммуникационной системы в контексте социально-культурных практик, а также дается характеристика социально-культурной коммуникации в виртуальном пространстве.
В Главе II «Коммуникативная роль кинозрителя в современной культуре и ее трансформации» анализируются социально-культурные практики современных кинозрителей на материалах проведенного социологического исследования; изучаются особенности взаимодействия кинозрителей с информационными источниками, посвященными кинематографу; дается анализ такого средства массовой коммуникации как киноплакат; описывается изменение ценностных категорий в системе кинематографа; а также рассматривается трансформация поведения и запросов кинозрителей через феномен альтернативного киноплаката.
В Главе III «Проект городского творческого лагеря для подростков «Киноклуб: 24х36» на базе Фотографического музея «Дом Метенкова»» представлена разработанная программа творческого лагеря с кинопросмотрами, теоретическими лекциями и практическими занятиями, посвященными киноплакату как культурному феномену.
В Заключении подводится итог проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы трансформации коммуникативной роли кинозрителя в современной культуре.
Общий объем работы составляет 192 страницы. Библиографический список включает 155 наименований, в том числе на иностранном языке - 31.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Изучение теории коммуникации ведет свое начало с математических исследований передачи сообщений, которые впоследствии переносятся на общественную структуру. Современные представления о коммуникации рассматривают ее в качестве системы, где восприятие коммуникационного акта изменяется от линейной модели с четким распределением ролей участников коммуникации, целей и стратегий к моделям более сложным - цикличным, включающим процесс интерпретации, обратную связь, при этом связанными с другими коммуникативными актами, которые вытекают одни из другого, или проходят параллельно. Различные исследователи сосредотачивают свое внимание на разных элементах коммуникации, считая, что именно они являются теми, кто регулирует коммуникацию. Первая группа исследователей считает, что доминирующая роль принадлежит тем, кто транслирует сообщение, говоря при этом, что роль получателя пассивна. Данная точка зрения характерна для исследователей критической теории. Вторая группа исследователей сосредотачивает свое внимание на том, что элементом способным повлиять на весь характер коммуникации является канал передачи сообщения. Данная точка зрения характерна для представителей медиа детерминированного подхода. Третья группа исследователей пишет о том, что именно получатель информации контролирует весь процесс, потому что главным фактором является процесс интерпретации сообщения. Данная точка зрения характерна для представителей семиотического подхода. Внимание ко всем трем составляющим позволит комплексно изучить любую систему коммуникации.
2. Коммуникация представляет собой «вид социальной активности, которая затрагивает производство, передачу и получение символических форм». Рассматривая коммуникацию как акт, который побуждает к действию, мы можем ввести понятие символической власти. Символическая власть - это ресурс культурных институций, который они формируют за счет средств коммуникации. Владение данными ресурсами обеспечивает возможность контроля и власти.
При этом социально-культурные коммуникации выражены в знаково-символических формах, которые в свою очередь формируют концептуальную картину мира каждого индивида. Знание языка, который представляет собой знаково-символическую систему, обеспечивает возможность эффективной коммуникации, подразумевающую грамотный процесс кодирования сообщения при отправке, и декодирования и интерпретации при получении.
Передача символических значений в процессе коммуникации происходит на разных уровнях: микроуровне, на котором коммуникатор интерпретирует содержание сообщения; на мезоуровне, где происходит коммуникация и передача смыслов сообщения между индивидами и внутри групп; и на макроуровне, где происходит трансляция сообщения от узкого круга коммуникаторов в неопределенной аудитории, что выражается в массовой коммуникации. На сегодняшний день самым популярным типом коммуникации на мезо- и макроуровне является медиатизированная коммуникация, в которой индивид отделяет себя от реального мира, используя посредника в коммуникативных практиках.
В процессе эволюции медиа формируют новые возможности расширяющие понятие коммуникации. Охарактеризовать медиатизированную коммуникацию можно за счет ее основных атрибутов: степень фиксации сообщения, компетенции при кодировании и декодировании сообщений, степень репродуцируемости сообщения, которая влияет на степень коммодификации, степень удаленности в пространстве и времени.
3. Трансформацию информационно-коммуникационных систем, начавшуюся во второй половине XX века, принято называть цифровой революцией или четвертой информационной революцией. Первые три информационные революции, так же были связаны с изобретением новых каналов связи, которые впоследствии повлияли не только на способы обработки информации, но и систему ценностей, и стиль жизни людей.
В виртуальном пространстве формируется новый стиль коммуникации, который характеризуется такими особенностями, как глобальность, общедоступность, интерактивность, фрагментарность, смешение личных и публичных пространств, конвергентность, трансмедийность.
Каждый пользователь получил широкий доступ к информации и глобальным формам коммуникации. Возможность пользователей самим наполнять информационное пространство приводит к формированию некого «коллективного разума». А способ получения информации переходит с индивидуального уровня на коллективный. При интерпретации сообщения в виртуальном пространстве, мы можем сразу обсудить его с другими пользователями, либо сравнить их интерпретацию со своей. На одной медиа площадке происходят коммуникации на разных уровнях (микро-, мезо-, макро), что позволяет индивиду участвовать в процессах коммуникации без пространственно-временных, статусных и других ограничений, что впоследствии приводит к расширению круга «слабых» связей.
Возможность быть транслятором массовой коммуникации получает каждый индивид, так что этот процесс перестает быть институционализированным, а становится более персональным. При этом массовая коммуникация все также является ресурсом власти для людей с большим символическим капиталом.
Массовая коммуникация в новой информационно-коммуникативной среде ориентирована на целевую аудиторию, которая теперь становится не суммой цифр в отчете, а приобретает особый характерный портрет в виртуальном пространстве. Рецепиенты массовой коммуникации получают возможность быстро отреагировать на сообщение и высказать свое мнение публично.
Главными проблемами, мешающими комфортному существованию пользователя в данной информационно-коммуникационной сети, стали информационные шумы, появляющиеся в связи неконтролируемым потоком информации, которые пытаются всячески заполучить внимание пользователя. К этому можно добавить отсутствие своевременного медиаобразования, из-за чего пользователю самому приходится разбираться с новыми нормами и ценностями, принятыми в современной культуре, которая включает как виртуальное, так и физическое пространство.
В связи с этим мы можем констатировать, что для эффективной коммуникации и комфортного существования в современной культуре индивиду необходимо обладать определенными знаниями и способностями: 1) необходимо владеть всеми типами языков культуры (естественный язык, искусственный язык, метаязык, вторичный язык); 2) необходимо знание современных форм медиа, а также наличие компетенций по их потреблению и созданию; 3) необходимо знание основных текстов культур (национальной, глобальной и т.д.) на разных уровнях (обыденном, любительском, профессиональном); 4) необходимо смысловое понимание значений и текстов культуры, осознание их ценностного значения.
4. Взаимодействие кинозрителей происходит не только с фильмом- текстом, но и сопровождающими его информационными ресурсами - паратекстами. Характеризуя канал передачи сообщения в системе кинокоммуникации, мы выделили три основные площадки для знакомства и с самим фильмом, и с сопровождающими его паратекстами: кинотеатр, где просмотр фильма превращается в событие, телевидение, которое обладает нерегулируемой программой вещания, и Интернет, благодаря которому кинозритель имеет возможность самостоятельно выбирать фильмы и время просмотра.
Современные российские кинозрители в среднем потребляют от 2 до 5 фильмов в месяц. Наиболее популярной площадкой просмотра является Интернет. И если практика просмотра фильма в Интернете в большинстве своем проходит в одиночестве, то поход в кинотеатр остается коллективной практикой, куда зрители собираются в количестве двух и более человек. Посещение кинотеатра связывается больше с определенным событием в жизни человека: встреча с друзьями, посещение тематического фестиваля, премьера фильма и т.д. Тем самым кинозрители обозначают не только важность получения информации, но и контекста, в котором это происходит.
Стоит оговориться, что Интернет является самой популярной площадкой для просмотра фильмов, в том числе в связи с тем, что каждый кинозритель может найти фильм в свободном доступе. Данная практика является нарушением авторских прав большинства фильмов, поэтому в этой области ведется серьезная работа. Возможно, что результаты подобных исследований через три года могут существенно измениться в связи с тем, что кинозрителям придется покупать подписку на специализированные сервисы, где они смогут легально просмотреть фильмы.
5. Процесс кинокоммуникации проходит на трех этапах: до просмотра, во время просмотра, после просмотра фильма. Положительный эффект от коммуникации на каждом этапе способствует более активным действиям на следующем. Первый положительный эффект приведет к просмотру фильма, второй к рекомендациям фильма знакомым и поиску новой информации, которая впоследствии привет к процессу коммуникации с другим фильмом. Эффект, полученный в результате непосредственной коммуникации с фильмом-текстом, может быть оформлен в паратекст — рецензию, видео, рисунок и т.д. И раз теперь каждый кинозритель получил шанс распространить свой продукт средствами массовой коммуникации, то паратексты, созданные кинозрителями, можно сопоставить с паратекстами, созданными в рамках официальных кампаний по продвижению фильма. Кинозритель, таким образом, становится со-автором.
Ценность данного творчества довольно-таки высока, потому что особое значение для кинозрителей имеют рекомендации знакомых и профессиональных критиков. Причем, если кинозрители сами предпочитают делиться мнениями о фильмах со знакомыми в большей степени в рамках интраперсональных коммуникаций, то формировать образ фильма в открытом доступе виртуального пространства и выходить на уровень массовой коммуникации, решаются не все. Большая часть опрашиваемых не ставит оценку фильму на специализированных сайтах, хотя все то же большинство ориентируется на нее при выборе фильма. Еще меньшая часть зрителей создает более сложенные информационные продукты, связанные с кинофильмом. Это свидетельствует о том, что возможности виртуального пространства, позволяющие транслировать идеи каждого зрителя вне зависимости от его профессионального статуса, используют далеко не все.
Киноаудиторию мы можем условно поделить на обывателей, любителей и профессионалов. Потенциальной киноаудиторией являются абсолютно все, т.к. каждый из респондентов ответил, что смотрит как минимум по одному фильму в месяц. Разделение на обывателей, любителей и профессионалов мы провели за счет определения интереса кинозрителей к специализированным информационным источникам по кинематографу и их активности после просмотра фильма. Стоит отметить, что, по нашему мнению, грань между профессионалами и любителями стирается, т.к. кинозритель может вести активную деятельность по анализу фильмов, публиковать свое мнение и читать специализированную литературу, однако это не будет его основной сферой деятельности на профессиональном уровне. При этом продукты кинолюбителя по качеству могут ничем не отличаться от тех, которые произвели профессионалы. Так что профессионалов и любителей мы разделяем в зависимости от их принадлежности к профильным институциям и профессиональному киносообществу в целом.
В связи с полученными результатами мы можем отметить, что большинство кинозрителей можно причислить к кинолюбителям, которые постоянно потребляют информацию, связанную с кинематографом, однако лишь малая часть из них сама транслирует подобную информацию. Пользователи получили возможность участвовать в процессах массовой коммуникации, однако используют лишь ее малый процент. В данном случае важно понимать, что ориентация только на оценки и мнение других людей становится препятствием в развитии критического мышления и повышения уровня грамотности кинозрителей.
Решением данной проблемы могут стать образовательные проекты. В виртуальном пространстве они реализуются за счет подробных обзоров, сосредоточенных не на оценочных суждениях, а на подробном анализе специфики кинофильмов.
б.Киноплакат как средство массовой коммуникации отражает традиционную для официальной рекламы кинофильма однонаправленность коммуникации. При создании киноплаката производители преследуют свои собственные цели, но для успешной их реализации им необходимо кодировать сообщения в соответствии с представлениями кинозрителей. Данный процесс отражен в теории вскрытого черного ящика, когда мы имеем представления, на какие рычаги нужно нажимать, чтобы получить нужный эффект от коммуникации. Следовательно, киноплакат должен включать те символы, которые смогут отразиться в концептуальной картине мира каждого индивида.
Взаимодействие кинозрителя с киноплакатом происходит в контексте визуальной коммуникации. Для полноценного анализа киноплаката кинозритель должен понимать все три составляющие изображения - tabula, pictura, imago. Без непосредственного знакомства с фильмом кинозритель не сможет до конца понять все значения киноплаката. Однако, устоявшиеся шаблоны в создании киноплакатов, позволяют кинозрителям расшифровывать их при этом, не смотря фильм. Особенно это касается современных киноплакатов, выполненных в технике фотоколлаж, которые составляются по клише. Большинство кинозрителей считывают жанр фильма, прежде всего, по эмоциональному содержанию, цветовому решению и графическим приемам. Поэтому для кинозрителя не составляет труда считать жанр и основные посылы фильма, и в связи с этим сделать свой выбор.
Наше исследование показывает, что при выборе фильма кинозрители в большей степени ориентируются на актерский состав и жанр фильма, что говорит об эффективности современных киноплакатов в отношении привлечения публики и более удобной ориентации в информационном пространстве.
Однако собранность киноплаката по клише негативно влияет на оригинальную составляющую его художественной стороны и исключает киноплакат из сложившейся в ХХ веке традиции авторских киноплакатов. Одной из рефлексий на данный процесс упрощения стал альтернативный киноплакат, который распространяется в просторах интернета и существует вне коммерции, вне идеологии официальных кинопроизводителей.
7. Движение, связанное с созданием и распространением альтернативного киноплаката, реализуется, в первую очередь, фанатскими сообществами в медиапространстве, где поклонники кино, прежде являющиеся только зрителями-потребителями, сегодня создают новые произведения визуального творчества, связанные с их любимыми фильмами.
Альтернативный киноплакат создавался как оммаж к творчеству определенного режиссера или художника. Получив широкое распространение подобные киноплакаты стали составлять фонд паратекстов к фильму, становясь при этом более символически значимыми текстами, чем официальные киноплакаты к фильмам. Внимание киностудий к популярности феномена альтернативного киноплаката выражается в постепенном возращении авторского киноплаката в кинотеатры, что свидетельствует не только о культуре соучастия, но и о реальных влияниях кинозрителей на кинематографический процесс. Именно запросы и ожидания аудитории оказались одним из решающих факторов для разработки новых элементов киноязыка, трансформации коммуникационной системы кино в целом и вывод ее на новый уровень.
Альтернативный киноплакат представляет собой феномен, который отражает отношение кинозрителей к массовой коммуникации в целом. В основе этого движения лежит зрительский опыт и визуальная грамотность кинозрителей, которые расшифровали схемы клише, по которым строятся современные киноплакаты, а также сопоставили их в исторической перспективе с работами других художников-графиков, которые работали в жанре киноплаката. В связи с этим мы опять же актуализируем проблему грамотности кинозрителей в расшифровке образов культуры. Особо актуальной эта проблема является для подростков, которые погружены в переполненное информационное пространство, но еще не обладают необходимыми инструментами для комфортного в нем существования. Представляется, что изучение особенностей информационно-коммуникативных систем на примере кинематографа может стать отличной возможностью для решения проблемы грамотности кинозрителя.
8. Формат творческого лагеря для подростков «Киноклуб: 24х36», который предполагает критический анализ произведений кинокультуры, создание своих собственных арт-исследований и постоянное обсуждение увиденного друг с другом, приведет к формированию креативного мышления, способности к критическому анализу визуальной среды и уверенности в выражении своего собственного мнения.
В результате «Киноклуб:24х36» станет уникальным инструментом формирования в подростках кинограмотности, навыков коммуникации, анализа, осмысления, формулировки выводов, проектного и творческого мышления.
Таким образом, изменившаяся коммуникационная система повлияла на формирование новых потребностей у индивидов, которые по иному воспринимают свободу, культурную самоидентификацию, проблемы самореализации и взаимоотношения с культурой в целом. Требования относящиеся к доступности информации, ее быстрого производства и получения, а также постоянной включенности в коммуникативную систему формируют новый тип зрителя, которому не достаточно лишь получить информацию. Зритель хочет быть включен в процесс коммуникации не только в виртуальном пространстве, но и в реальном. Для того чтобы оставаться актуальными участниками социально-культурных коммуникативных процессов, институциям необходимо вырабатывать новые технологии работы с новым типом зрителя.



1. «Письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ N 25-01- 35/05-АБ от 6 июня 2006 г. Ст. 5, 6, 7.
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция от 30.09.2017).
3. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 28.11.2015 (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Ст. 3, 12.
4. Устав МБУК «Музей истории Екатеринбурга» от 24.07.2015 (утв. Распоряжением Управления культуры Администрации города Екатеринбурга от 24.11.2015 N 410/46/37). Ст. 2.1., 2.2., 2.5.
Однотомные издания, монографии и др.:
5. Бабурина Н.И. Плакат немого кино России 1900-1930 гг. / Н.И. Бабурина. — Бельгия: Арт-родник, 2001. — 192 с.
6. Барт Р. 8/2 / Под ред. Г. К. Косикова. — Москва: Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. — Москва: Советский писатель, 1963. — 363 с.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — Москва: Искусство, 1979. — 424 с.
9. Близнец И. А. Авторское право и смежные права: учеб.пособие / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. — Москва: Проспект, 2009. — 416 с.
10. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / Ж. Бодрийяр. — Москва: Культурная революция, 2006. — 272 с.
11. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: учеб.пособие / С.В. Бориснёв — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.
12. Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. — Москва: Аст, 2019. — 288 с.
13. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 288 с.
14. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания / Н.Н. Гончарова. — Тула: Издательство ТулГУ, 2012. — 90 с.
15. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / Г.Дженкинс. — Москва: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019. — 384 с.
16. Домнин Л. Н. Элементы теории графов: учеб. Пособие / Л.Н. Домнин. — Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. — 243 с.
17. Жабский М.И. Кинематограф - зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика / М.И. Жабский. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. — 536 с.
18. Жабский М.И. Социология кино / М.И. Жабский. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020. — 512 с.
19. Зеленский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации / С.А. Зеленский. — Москва: Издательско-торговый Дом «СКИФИЯ», 2018. — 470 с.
20. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О. Н. Астафьева, Л. Б., Зубанова, Н. Б. Кириллова, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова и др. // отв. ред. Н. Б. Кириллова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - 292 с.
21. Карасик В. И. Языковые концепты как измерения культуры / В.И. Карасик
— Волгоград: Перемена, 2008. — 386 с.
22. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего / М. Коул.
— Москва: Когито-Центр,1997. — 590 с.
23. Кастельс М. - Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.Кастельс. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.
24. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие / В. Б. Кашкин. — Москва: Флинта, 2013. — 175 с.
25. Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента / Н.Б.
Кириллова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета,
2014. - 184 с.
26. Кириллова Н.Б. Медиалогия / Н.Б. Кириллова. — Екатеринбург: Академический проект, 2015. — 424 с.
27. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева. — Санкт- Петербург: РХГИ, 2001. — 330 с.
28. Лебедев Н.А. Кино и зритель / Н.А. Лебедев. — Москва: Искусство, 1967. — 54 с.
29. Липман У. Общественное мнение / У. Липман. — Москва: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
30. Лотман М.Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / М.Ю. Лотман / М.Ю. Лотман. — Таллин: Издательство «Ээсти Раамат», 1973. — 135 с.
31. Луман Н. Власть / Н. Луман. — Москва: Праксис, 2001. — 256 с.
32. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. — Москва: REFL-book, 1994. — 368 с.
33. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. — Москва: Кучково поле, 2018. — 464 с.
34. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. — Москва: Академический проект, 2005. — 496 с.
35. Мытарева К. Современный польский киноплакат / К. Матырева. — Москва: Искусство, 1968. — 146 с.
36. Мюнклер Г. Империи. Логика господства над миром. От Древнего Рима до США / Г. Мюнклер. — Москва: Кучково поле, 2015. — 400 с.
37. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. — Москва: Аванти Плюс, 2004. — 378 с.
38. Несбит Д. Мегатренды / Д.Несбит —Москва: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 380 с.
39. Охочинский В.К. Плакат. Развитие и применение / В.К. Охочинский. — Ленингарад: Издательство Академии художеств, 1926. — 92 с.
40. Пищальникова В.А. Общее языкознание / В.А. Пищальникова. —Москва: Издательский центр «Академия», 2009. — 340 с.
41. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. — Москва: Рефл-бук, 2001. — 656 с.
42. Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К.Э. Разлогов. — Москва: РОССПЭН, 2010. — 287 с.
43. Реклама: внушение и манипуляция: Медиа-ориентированный подход: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2001. — 746 с.
44. Саид Э. Культура и империализм / Э.Саид. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2012. — 736 с.
45. Саймон Н. Партиципаторный музей / Н. Саймон. — Москва: GaragePro,
2017. — 358 с.
46. Снопков А.Е. Афиши «Мосфильма» / А.Е. Снопков, А.Ф. Шклярук. — Москва: Контакт-Культура, 2012. — 189 с.
47. Серов С. Польская школа плаката / С. Серов, К. Дыдо. — Москва: Almamater, 2007. — 300 с.
48. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 432 с.
49. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности / Е.Е. Тартута. — Санкт- Петербург: Типография Издательства СПбГУ, 2007. — 147 с.
50. Фохт-Бабушкин Ю.У. Публика кино в России: социологические свидетельства 1910-1930 гг. / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — Москва: Канон, 2013. — 220 с.
51. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас. — Москва: Наука, 2001. — 130 с.
52. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. — Москва: Медиум, 1997. — 310 с.
53. Хренов Н.А. О комплексном изучении кино / Н.А. Хренов. — Москва, Искусство,1979. — 175 с.
54. Хренов Н.А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс / Н.А. Хренов. — Москва: Аграф, 2007. — 496 с.
55. Черных А. И. Социология массовых коммуникаций: учеб. Пособие / А.И. Черных. — Москва: ГУ ВШЭ, 2008. — 451 с.
56. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. — Москва: Издательско+торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 592 с.
57. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон — Москва: Издательство иностранной литературы, 1963. — 829 с.
58. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация; Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р.О. Якобсон. — Москва: Прогресс, 1985. — 340 с.
59. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций / И.П. Яковлев. — Санкт-Петербург: Азбука, 2006. — 240 с.
Статьи из сборников, альманахов, журналов и газет:
60. Астафьева О. Н. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах / О.Н. Астафьева // Вестник Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Серия: Теория культуры и философия науки. — 2007. — № 776. — С. 120 -133.
61. Баричко Я.Б. Феномен альтернативного киноплаката / Я.Б. Баричко // Вестник культуры и искусств. — 2018 — №1 (53) — С.102 - 108.
62. Баричко Я. Б. Современные тенденции развития киноплаката / Я. Б. Баричко // Экономический вектор (Санкт-Петербург). — 2015. — № 4(3). — С. 135 -138.
63. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания / Н.Н. Гончарова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. —
2012. — №2. — С. 396 - 405.
64. Иоскевич Я. Интернет как новая среда художественной культуры / Я. Иоскевич // Экранная культура. Теоретические проблемы : сб. статей / Отв. ред. К. Э. Разлогов. — 2012. — С. 308 - 320.
65. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности / Г.С. Кнабе // Вопросы философии.
— 1989. — № 5. — С. 29-53.
66. Котомина А.А. Образ смерти в советских киноплакатах / А.А. Котомина // Альманах Археология русской смерти. — 2016. — №2. — С. 85-116.
67. Лассуэлл Г. Язык власти / Г.Лассуэлл // Политическая лингвистика. — 2006.
— № 20. — С. 264-279.
68. Майстат О.А. Реклама советских фильмов 1920-х годов на европейском рынке (на примере Германии и Австрии) / О.А. Майстат // Кино и капитал. Альманах Центра исследований экономической культуры. —Санкт- Петербург: Издательство Института Гайдара, 2019. — С. 294-314.
69. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. Новые медиа и «умные вещи»: как новые технологии актуализируют различие между общением и коммуникацией? / А.В. Резаев, Н.Д. Трегубова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2019. — № 1. — С. 25-44.
70. Розин В. М. Интернет - новая информационная технология, семиозис, виртуальная среда / В.М. Розин // Влияние Интернета на сознание в структуру знания. — 2004. — С. 4 - 16.
71. Серебренников А.В. Эстетико-коммуникативные элементы кинопроизведения как инструмент формирования аудитории кинематографа / А.В. Серебренников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. — 2007. — № 43(1). - С.301 - 311.
72. Соколова Н.Л. От «наивного» искусства к фан-арту / Н.Л. Соколова // Вопросы культурологии. — 2010. — № 3. — С. 114-116.
Электронные ресурсы:
73. Амирова Д. Р. Запорожец О. И. Маркетинг в социальных сетях [Электронный ресурс] / Д.Р. Амирова // Научный журнал E-Scio. — 2019. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sotsialnyh-setyah- 1 (дата обращения: 31.04.2020).
74. Барт Р. Сamera lucida. Комментарий к фотографии [Электронный ресурс] /
Р. Барт // Библиотека Гумер. Международная коллекция современной мысли. — 1997. — Режим доступа:
https://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php (дата
обращения: 20.03.20).
75. Бартунов С., Коршунов А. Идентификация пользователей социальных сетей
в Интернет на основе социальных связей [Электронный ресурс] / С. Бартунов, А. Коршунов // Исследование закономерностей и тенденций развития самоорганизующихся систем на примере веб-пространства и биологических сообществ. — 2018. — Режим доступа:
http://web.iis.nsk.su/files/identifikatciia_polzovatelei_sotcialnykh_setei.pdf(дата обращения: 10.05.2020).
76. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин // Электронная библиотека Инфолио. — 2016. — Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/bahtinZ1.html(дата обращения: 12.04.2020).
77. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Электронный ресурс] /
М.М. Бахтин // Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. — 2012. — Режим доступа: https://www.fedordostoevsky.ru/pdf/bakhtin_ppd.pdf(дата обращения: 14.03.2020).
78. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости. [Электронный ресурс] / В. Беньямин // Библиотека кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — 2014. — Режим доступа:
https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru(дата обращения: 13.03.2020).
79. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. [Электронный ресурс] / Ф.Бретон, С. Пру // Актуальные вопросы массовой информации и политических коммуникаций. — 2017. — Режим доступа: http://www.ysu.am/files/10- 1540795473-.pdf(дата обращения: 06.04.2020).
80. Бурдьё П. Социальное пространство и символическая власть. [Электронный ресурс] / П. Бурдьё // THESIS— 1993. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/346/925/1231/2_2_3bourd.pdf(дата обращения: 16.04.2020).
81. Быкова Е.В. Цифровой коллаж в искусстве: художественные плакаты с неограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Е.В. Быкова // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. —
2018. — Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-kollazh-v- iskusstve-hudozhestvennye-plakaty-s-neogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 04.06.2019).
82. Галкин Д.В. Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой
культуры. [Электронный ресурс] / Д.В. Галкин // Библиотека кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета Томского государственного университета. — 2014. — Режим доступа:
http: //huminf.tsu.ru/e-j urnal/magazine/3/gal .htm (дата обращения : 19.04.2020).
83. Грановеттер М. Сила слабых связей. [Электронный ресурс] / М. Грановеттер // Экономическая социология. — 2009. — Режим доступа: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204981/ecsoc_t10_n4.pdf (дата обращения: 17.05.2020).
84. Гудова Ю.В. Культура империи, имперская культура и культурный
империализм [Электронный ресурс] / Ю.В. Гудова //Эстетика и философия культуры. — 2017. — Режим доступа:
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/48950/1/iuro-2017-164-19.pdf (дата
обращения: 08.01.2020).
85. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология: введение в феноменологическую философию[Электронный ресурс] / Э. Гуссерль //Вопросы философии. — 1992. — Режим доступа: http://philosophy1.narod.ru/www/html/library/husserl/01/00.html (дата
обращения: 12.05.2020).
86. Еременко Е.Д. Фонд плаката киностудии «Ленфильм» [Электронный
ресурс] / Е.Д. Еременко // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2004. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/fond-plakata-kinostudii-lenfilm (дата
обращения: 31.05.2019).
87. Зализняк А.А. Языковая картина мира [Электронный ресурс] / А.А. Зализняк// Энциклопедия Кругосвет. — 2016. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/YAZIKOVAYA_K ARTINA_MIRA.html (дата обращения: 01.05.2020).
88. Игошена Т.О. Плакат социальной рекламы в системе обучения дизайнеров
рекламы и графики: проектирование с использованием метода решения кентавр-проблемы (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург) [Электронный ресурс] / Т.О. Игошена // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/plakat-sotsialnoy-reklamy-v-sisteme-obucheniya- dizaynerov-reklamy-i-grafiki-proektirovame-sispolzovaniem-metoda-resheniya- kentavr (дата обращения: 24.04.2019).
89. Инишев И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества. [Электронный ресурс] / И.Инишев // Журнал «Логос». — 2012. — Режим доступа: http://www.logosjournal.ru/arch/23/art_123.pdf(дата обращения: 28.05.2020).
90. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. [Электронный ресурс] / Э.Кассирер //Книги по антропологии. —
2013. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/kassirer-e/opyt-o- cheloveke-vvedenie-v-filosofiyu-chelovecheskoy-kultury(дата обращения: 15.04.2020).
91. Кастельс М. Власть коммуникации. [Электронный ресурс] / М.Кастельс // Издательский дом Высшей школы экономики. — 2017. — Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/e030/433a720c7894fd072f7e2718a6d9fc7f11fb. pdf (дата обращения: 13.05.2020).
92. Каримов Р.Н. От линейных моделей коммуникаций к сетевым - эволюция и
синтез [Электронный ресурс] / Р.Н. Каримов //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — 2018.— Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ot-lineynyh-modeley-kommunikatsiy-k-setevym- evolyutsiya-i-sintez(дата обращения: 08.05.2020).
93. Кинопостер как произведение искусства: Графические дизайнеры, которые
сделали афиши для фильмов объектом внимания. [Электронный ресурс] // Новости Look at me. — 2011. — Режим доступа:
http: //www.lookatme .ru/mag/live/experience-news/147907-15-luchshih- dizaynerov-sozdayuschih-kinopostery (дата обращения 07.03.2019).
94. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации [Электронный ресурс] / Н.Б. Кириллова // Информационный портал Evartist. — 2012. — Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text23/0034.htm(дата обращения: 19.05.2020).
95. Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа [Электронный ресурс] / И.В. Кирия, А.А. Новикова // Издательство Высшей школы экономики. — 2018. — Режим доступа: https://vk.com/doc-170872143_474953982(дата обращения: 05.05.2020).
96. Кодекс производства кинофильмов 1930-го года. [Электронный ресурс] //
Журнал «Сеанс» — 2017. — Режим доступа:
https://seance.ru/articles/hays_code/ (дата обращения: 09.05.2020).
97. Колотов А.А. Паратекстуальный подход в современном литературоведении [Электронный ресурс] / А.А. Колотов // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире. — 2016.
— Режим доступа:https://docplayer.ru/26951951-Paratekstualnyy-podhod-v- sovremennom-literaturovedenii.html (дата обращения: 25.12.2019).
98. Кошетарова Л.Н. Рекламный образ в контексте эстетического смыслообразования [Электронный ресурс] / Л.Н. Кошетарова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. —Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reklamnyy-obraz-v-kontekste-esteticheskogo- smysloobrazovaniya (дата обращения: 18.12.2019).
99. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман [Электронный ресурс] / Ю. Кристева // Диалог. Карнавал. Хронотоп.— 2000. — Режим доступа: https://zar-literature.ucoz.ru/magistratura/kristeva_ju-bakhtin-slovo- dialog_i_roman.pdf(дата обращения: 11.04.2020).
100. Кристева Ю. От одной идентичности к другой [Электронный ресурс] / Ю.
Кристева // Библиотека Гумер. — 2013. — Режим доступа: https://www. gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/krist/otodn.php (дата
обращения: 28.04.2020).
101. Кристева Ю. Жест: практика или коммуникация? [Электронный ресурс] / Ю. Кристева // Избранные труды: Разрушение поэтики. — 2004. — Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/g/Gesture.html (дата обращения: 08.04.2020).
102. Круткин В.Л. Визуальные медиа в социальном познании: о разработке учебного курса [Электронный ресурс] / В.Л. Круткин // Электронный архив Казанского федерального университета. — 2013. — Режим доступа: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/30203/viscom2014-501- 508.pdf;jsessionid=FCEB539B6750860BAFCA137E120A597B?sequence=-1 (дата обращения: 23.03.2020).
103. Лассуэл Г. Техника пропаганды в мировой войне. [Электронный ресурс] / Г. Лассуэл // Информационный портал «Cardkit». — 2013. — Режим доступа: https://cardkit.ru/sites/default/files/page/files/tehnika_propagandi_v_mirovoy_vo yne_file.pdf (дата обращения: 17.04.2020).
104. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. [Электронный ресурс] /
Д.С. Лихачев // Площадь Д.С. Лихачева. — Режим доступа: http: //www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/ocherk_po_philos/13. pdf (дата
обращения: 18.03.2020).
105. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. [Электронный ресурс] / Ю.М. Лотман // Культура письменной речи. — 1996. — Режим доступа: http://gramma.ru/BIB/?id=4.26(дата обращения: 10.04.2020).
106. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. [Электронный ресурс] /
Ю.М. Лотман // Книгосайт — 2005. — Режим доступа: https://adview.ru/wp- content/uploads/2015/09/Yu_M_Lotman_Struktura_Teksta.pdf (дата
обращения: 06.05.2020).
107. Лукман Т. Аспекты теории социальной коммуникации. [Электронный ресурс] / Т. Лукман // Социологическое обозрение. — 2007. — Режим доступа: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/23/1211186868/6_3_1 .pdf (дата обращения: 05.03.20).
108. Манович Л. Язык новых медиа. [Электронный ресурс] / Л. Манович. — 2018. — Режим доступа: https://vk.com/doc-186158874_517872645(дата обращения: 29.04.2020).
109. О’Рейли Т. Что такое Web 2.0? [Электронный ресурс] / Т. О’Рейли // История виртуального пространства. — 2016. — Режим доступа: http://old.computerra.ru/think/234100/(дата обращения: 10.05.2020).
110. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. [Электронный ресурс] / Т. Парсонс. // Информационный портал «Соционлайн». — 2007. — Режим доступа: https://socioline.ru/pages/tparsons- ponyatie-obschestva-komponenty-i-ih-vzaimootnosheniya (дата обращения: 16.03.2020).
111. Пейнетьер Д. Живучесть пиратства и его последствия для творчества, культуры и устойчивого развития. [Электронный ресурс] / Д. Пейнетьер // Цифровая библиотека «UNESDOC». — 2005. — Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000139651_rus (дата обращения: 20.05.2020).
112. Рассуждения о цензуре в российском кино. [Электронный ресурс] //
Информационный портал для профессионалов кинобизнеса. — 2019. — Режим доступа: https://www.proficinema.ru/questions-
problems/articles/detail.php?ID=279179 (дата обращения: 16.05.2020).
113. Рейтинговая система MPAA. [Электронный ресурс] // Кинопоиск. — 2015. — Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/mpaa/ (дата обращения: 14.05.2020).
114. Розин В. М. Интернет - новая информационная технология, семиозис, виртуальная среда. [Электронный ресурс] / В.М. Розин // Институт философии Российской Академии наук. — 2004. — Режим доступа https://iphras.ru/page48296943.htm (дата обращения: 05.05.2020).
115. Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии.
[Электронный ресурс] / О.В. Сергеева // Журнал социологии и визуальной антропологии. — 2008. — Режим доступа:
http: //ecsocman.hse.ru/data/2010/09/03/1214990144/09_Sergeeva.pdf (дата обращения:13.05.2020).
116. Серебренников А.В. Эстетико-коммуникативные элементы кинопроизведения как инструмент формирования аудитории кинематографа [Электронный ресурс] / А.В. Серебренников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Режим доступаhttps://cyberleninka.ru/article/n/estetiko-kommunikativnye- elementy-kinoproizvedeniya-kak-instrument-formirovaniya-auditorii- kinematografa (дата обращения: 04.05.2020).
117. Словарь основных понятий отечественной теории медиа. [Электронный ресурс] // Отечественная теория медиа. — 2019. — Режим доступа: https://gipp.ru/overview/ekspertnye-obzory/zhurfak-mgu-slovar-osnovnykh- ponyatiy-teorii-media/(дата обращения: 06.05.2020).
118. Степанов Б. «Осевое время» культурных исследований: дискуссия о культурном популизме. [Электронный ресурс] / Б.Степанов //Laboratorium: Журнал социальных исследований. — 2017. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osevoe-vremya-kulturnyh-issledovaniy- diskussiya-o-kulturnom-populizme(дата обращения: 01.05.2020).
119. Тумбинская М.В.Обобщенный алгоритм распространения
таргетированной информации в системах социальных сетей. [Электронный ресурс] / М.В. Тумбинская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/obobschennyy-algoritm-rasprostraneniya- targetirovannoy-informatsii-v-sistemah-sotsialnyh-setey(дата обращения: 18.04.2020).
120. Хогарт Р. Культуры: мертвые и живые [Электронный ресурс] / Р.Хогарт // Так что же такое культурные исследования? — 2017. — Режим доступа: http://www.logosjournal.ru/arch/23/art_120.pdf (дата обращения: 20.12.2019).
121. Черных А.И. Власть и политика в эпоху медиадемократии [Электронный
ресурс] / А.И. Черных // Политическая теория и политический анализ. — 2010. — Режим доступа:
https://www. hse.ru/data/2010/08/06/1222088973/WP14_2010_04_fff.pdf (дата обращения: 06.05.2020).
122. Шестакова И.Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее
уже наступило. [Электронный ресурс] / И.Г. Шестакова // Научно¬технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. — 2019. — Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/novaya- temporalnost-tsifrovoy-tsivilizatsii-buduschee-uzhe-nastupilo (дата обращения: 10.04.2020).
123. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика. [Электронный ресурс] / Р.О. Якобсон // Структурализм: за и против. — 1975. — Режим доступа: http://docplayer.ru/29346295-Roman-yakobson-lingvistika-i-poetika.html(дата обращения: 19.04.2020).
Работы на иностранных языках:
124. Berger J. Keeping a Rendezvous / J. Berger. — New York: Vintage International,1992. — 256 p.
125. Castells M. Networks of Outrage and Hope / M. Castells. — Chichester: Polity, 2012. — 200 p.
126. Chojnacki М. Alternative Movie Posters: Film Art from the Underground / M. Chojnacki. — Pennsylvania: Schiffer Publishing, 2013. - 207 р.
127. Gere C. Digital Culture / C. Gere. — London:Reaktion Books, 2008. — 224 p.
128. Falk J.H. Identity and the museum visitor experience / J.H. Falk. — London, Routledge, 2009. — 301 p.
129. Fiske J. Television Culture / J. Fiske. — London: Routledge Classics,1987. — 353 p.
130. Hall S. The Popular Arts / S.Hall. — Durham: Duke University Press Books, 2018. — 432 p.
131. Hammet F. Virtual Reality / F. Hammet. — New York: Straus Ed, 1993. — 213 p.
132. Innis H.A. The bias of communications and monopolies of power. [Электронный ресурс] / H.A. Innis // Media studies. — 2016.—Режим доступа: http://www.media-studies.ca/articles/innis.htm(дата обращения: 28.04.2020).
133. Jarvie I. C. Towards a Sociology of the Cinema / I.C. Jarvie. — London: Routledge, 1970. — 232 p.
134. Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans & Participatory Culture. Studies in culture and communication / H. Jenkins. — New York: Routledge, 1992. — 256 p.
135. Jowett G. Film: The Democratic Art / G. Jowett. — Boston: Focal Press, 1977. — 157 p.
136. King E. A Century of Movie Posters from silent to art house [Электронный
ресурс] / E.A. King — 2015. — Режим доступа:
http://www.anothercleveridea.com/wordpress/wpcontent/uploads/2015/09/risdmo vie.pdf(дата обращения: 03.04.2019).
137. League T. Art of Mondo / T. League. — Ostin: Insight Editions, 2017. — 356 p.
138. McQuail D., Windahl S. Communication Models for the Study of Mass Communication / D. McQuail, S. Windahl. — London: Routledge, 2013. — 510 p.
139. McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory [Электронный ресурс] /
D. McQuail — 2015. — Режим доступа:
https://pdfs.semanticscholar.org/d4ed/cb4d5cabcfa3b9a0a156ee3f7eff313427b7.p df (дата обращения: 13.05.2020).
140. Nash R. 21 popular movie poster clichés [Электронный ресурс] / R. Nash // Design Bomb. — 2016. — Режим доступа:https://designbump.com/21-popular- movie-poster-cliches (дата обращения: 2.02.2018).
141. Offen K. The visual culture of empire [Электронный ресурс] / K. Offen //
Journal of Historical Geografy. — 2014. — Режим доступа:
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0305748814000899 (дата обращения: 07.05.2019).
142. O'Meara J. Reimagined Film Posters as Participatory Digital Paratexts
[Электронный ресурс] / J. O’Meara // Idma Journal — 2016. — Режим доступа: http://www.idmaajournal. org/2016/01 /reimagined-film-posters-as-
participatory-digital-paratexts/ (дата обращения: 2.02.2018).
143. Owen J. Take two: The World of Alternative Movie Posters. [Электронный ресурс] / J. Owen // Alternative movie posters. — 2018. — Режим доступа: https://www.amexessentials.com/alternative-movie-posters/ (дата обращения: 22.03.2019).
144. Pearson E. Resurrecting the one-sheet [Электронный ресурс] / E. Pearson // Intensitie: The Journal of cult media. — 2013. — Режим доступа: https://intensitiescultmedia.files.wordpress.com/2014/02/e-pearson-resurrecting- the-one-sheet.pdf, (дата обращения: 2.02.2020).
145. Perelman Ch. The Social Contexts of Argumentation / Ch. Perelman. — NewYork: IJPA, 1963. — 155 p.
146. Salavetz J. Art of the Modern Movie Poster: International Postwar Style and Design Hardcover / J. Salavetz. — New York: Chronicle Books, 2008. 516 p.
147. Shannon C. The Mathematical Theory of Communication [Электронный ресурс] / C. Shannon // The Bell System Technical Journal. — 1948. — Режим доступа:
http: //people.math.harvard.edu/~ctm/home/text/others/shannon/entropy/entropy.p df (дата обращения: 02.03.2020).
148. Schramm W. How Communication Works. Process and Effects of Mass Communication. / W. Schramm. — Urbana: University of Illinois Press, 1954. — 301 p.
149. Shirky C. Here Comes Everybody [Электронный ресурс] / C. Shirky // The Power of Organizing Without Organizations. — 2008. — Режим доступа: https://vk.com/doc-56859703_209238289(дата обращения: 03.05.2020).
150. Taylor P.A. Hackers / P.A. Taylor — London: Routledge, 1999. — 216 p.
151. Thompson J. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media / J. Thompson. — Stanford: Stanford University Press, 1995. — 322 p.
152. Thomas V. The Polish School of Poster Art [Электронный ресурс] / V.
Thomas // Posters From the University of Northampton's Osborne Robinson Collection. — 2016. — Режим доступа: http://nectar.northampton.ac.Uk/3984/3/Thomas20113984.pdf(дата обращения: 25.05.2019).
153. Tolson K.M. Tease me: the postmodern movie trailer [Электронный ресурс] /
K.M. Tolson. — 2010. — Режим доступа:
https://shareok.org/bitstream/handle/11244/9539/Tolson_okstate_0664M_11110. pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 19.04.2019).
154. Worsnop C. Screening Images: Ideas for Media Edications / C. Worsnop. — Mississauga, Ontario: Wright Communications, 1999. — 240 p.
155. Zijlstra T. The Return of the Movie Poster Art [Электронный ресурс] / T. Zijlstra // A Comparison of Hollywood Poster Design and its Contemporary Opposing Force. — 2015. — Режим доступа:http://www.twanzijlstra.nl/wp- content/uploads/2016/01/movie-poster-art.pdf (дата обращения: 25.12.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ