Профориентационная работа со школьниками с РАС в виртуальной реальности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 9
1.1. Аналитический обзор основных понятий, использующихся в работе . 9
1.1.1. Расстройства аутистического спектра: исторический и
методологический аспекты 9
1.1.2. Профориентация и её основные характеристики, функции и
методологические принципы 14
1.1.3. Особенности технологии виртуальной реальности, эффекта
погружения и эффекта присутствия 18
1.1.4. Особенности и актуальность метода геймификации 24
1.2. Подходы к профориентации 25
1.3. Организация психолого-педагогического и профориентационного сопровождения школьников с расстройствами аутистического спектра .... 32
1.3.1. Особенности психолого-педагогического сопровождения
школьников с расстройствами аутистического спектра 32
1.3.2. Специфика профориентационного сопровождения школьников с
расстройствами аутистического спектра 37
1.4. Использование виртуальной реальности в диагностике и обучении
школьников с расстройствами аутистического спектра 44
Выводы по главе 1 50
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 52
2.1. Обзор методик, использующихся в процессе профориентационной
работы со школьниками 52
2.2. Обоснованность выбора технологии виртуальной реальности как
средства профориентационной работы со школьниками с расстройствами аутистического спектра 61
2.3. Проект профориентационного комплекса с использованием технологии
виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 64
2.3.1. Описание работы профориентационного комплекса с
использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 64
2.3.2. Описание работы профориентационной методики на примере двух
профессий 69
2.3.3. Особенности технической реализации проекта
профориентационного комплекса с использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 78
2.3.4. Реализация проекта профориентационного комплекса с
использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 80
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 9
1.1. Аналитический обзор основных понятий, использующихся в работе . 9
1.1.1. Расстройства аутистического спектра: исторический и
методологический аспекты 9
1.1.2. Профориентация и её основные характеристики, функции и
методологические принципы 14
1.1.3. Особенности технологии виртуальной реальности, эффекта
погружения и эффекта присутствия 18
1.1.4. Особенности и актуальность метода геймификации 24
1.2. Подходы к профориентации 25
1.3. Организация психолого-педагогического и профориентационного сопровождения школьников с расстройствами аутистического спектра .... 32
1.3.1. Особенности психолого-педагогического сопровождения
школьников с расстройствами аутистического спектра 32
1.3.2. Специфика профориентационного сопровождения школьников с
расстройствами аутистического спектра 37
1.4. Использование виртуальной реальности в диагностике и обучении
школьников с расстройствами аутистического спектра 44
Выводы по главе 1 50
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 52
2.1. Обзор методик, использующихся в процессе профориентационной
работы со школьниками 52
2.2. Обоснованность выбора технологии виртуальной реальности как
средства профориентационной работы со школьниками с расстройствами аутистического спектра 61
2.3. Проект профориентационного комплекса с использованием технологии
виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 64
2.3.1. Описание работы профориентационного комплекса с
использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 64
2.3.2. Описание работы профориентационной методики на примере двух
профессий 69
2.3.3. Особенности технической реализации проекта
профориентационного комплекса с использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 78
2.3.4. Реализация проекта профориентационного комплекса с
использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 80
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
Расстройства аутистического спектра, или РАС, характеризующиеся нарушениями в социальном взаимодействии, наличием стереотипий в поведении и другими проявлениями, в последнее время привлекают внимание многих исследователей и практиков педагогики, психологии и медицины в силу своей растущей распространенности.
Количество лиц с РАС в популяции увеличивается: оценки распространенности РАС колеблются от 0,07% до 1,8% [52; 41; 51], а по данным Всемирной организации здравоохранения, РАС имеется у 1 из 160 детей, то есть у 0,6% от всего детского населения Земли [39].
В связи с высокой распространённостью расстройств аутистического спектра среди детей, в 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [1], в статье 79, пункте 4 было закреплено право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [1]. А с 2016 года, согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ» от 2014 года [2], в российских общеобразовательных школах реализуется инклюзивное образование, согласно которому, школьники с ограниченными возможностями здоровья, а в частности - с расстройствами аутистического спектра, имеют право обучаться вместе с типично развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, инклюзия проявляется не только в образовании: на некоторых предприятиях государством введены квоты на определённое количество работников с ОВЗ.
В соответствии с этим встаёт вопрос о выборе школьниками с расстройствами аутистического спектра дальнейшей образовательной и профессиональной траектории, а также их профессионального самоопределения. Однако, крайне ограничено количество
профориентационных инструментов, доступных данной категории лиц и способных, с одной стороны, продемонстрировать их истинные возможности и способности к овладению профессиональными навыками, а с другой стороны, познакомить их с особенностями подходящих профессий и рынка труда в целом.
На данный момент в мировой практике профориентационной работы активно используются компьютерные технологии, а также начинают использоваться технологии виртуальной реальности. Стоит отметить, что компьютерные технологии, лежащие в основе виртуальной реальности, с каждым годом развиваются всё быстрее, соответственно улучшается качество самой виртуальной реальности, а использование такой недостижимой ранее технологии становится доступным для широких слоёв населения. Не так давно виртуальная реальность стала активно внедряться в деятельность педагогов, психологов и реабилитологов, и исследования, начавшиеся в начале этого века, подтверждают эффективность использования этой технологии в работе с лицами с РАС.
Кроме того, использование такой современной технологии, как виртуальная реальность, в большей степени соответствует проектируемому рынку профессий, к которому необходимо готовить современных школьников, например, в соответствии с Атласом новых профессий.
Всё вышеперечисленное подтверждает, что работа по проектированию профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра в виртуальной реальности является крайне актуальной.
В связи с этим можно выделить следующие проблемы:
1) Несоответствие использующихся в настоящее время методов профориентации современному и будущему рынкам труда;
2) Отсутствие доступных профориентационных методик для лиц с ОВЗ и в частности - с РАС;
3) Несмотря на выделение государственных квот на вакансии для лиц с ОВЗ, отсутствие эффективной помощи лицам с ОВЗ, и с РАС - в частности, в их профессиональном самоопределении...
Количество лиц с РАС в популяции увеличивается: оценки распространенности РАС колеблются от 0,07% до 1,8% [52; 41; 51], а по данным Всемирной организации здравоохранения, РАС имеется у 1 из 160 детей, то есть у 0,6% от всего детского населения Земли [39].
В связи с высокой распространённостью расстройств аутистического спектра среди детей, в 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [1], в статье 79, пункте 4 было закреплено право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [1]. А с 2016 года, согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ» от 2014 года [2], в российских общеобразовательных школах реализуется инклюзивное образование, согласно которому, школьники с ограниченными возможностями здоровья, а в частности - с расстройствами аутистического спектра, имеют право обучаться вместе с типично развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, инклюзия проявляется не только в образовании: на некоторых предприятиях государством введены квоты на определённое количество работников с ОВЗ.
В соответствии с этим встаёт вопрос о выборе школьниками с расстройствами аутистического спектра дальнейшей образовательной и профессиональной траектории, а также их профессионального самоопределения. Однако, крайне ограничено количество
профориентационных инструментов, доступных данной категории лиц и способных, с одной стороны, продемонстрировать их истинные возможности и способности к овладению профессиональными навыками, а с другой стороны, познакомить их с особенностями подходящих профессий и рынка труда в целом.
На данный момент в мировой практике профориентационной работы активно используются компьютерные технологии, а также начинают использоваться технологии виртуальной реальности. Стоит отметить, что компьютерные технологии, лежащие в основе виртуальной реальности, с каждым годом развиваются всё быстрее, соответственно улучшается качество самой виртуальной реальности, а использование такой недостижимой ранее технологии становится доступным для широких слоёв населения. Не так давно виртуальная реальность стала активно внедряться в деятельность педагогов, психологов и реабилитологов, и исследования, начавшиеся в начале этого века, подтверждают эффективность использования этой технологии в работе с лицами с РАС.
Кроме того, использование такой современной технологии, как виртуальная реальность, в большей степени соответствует проектируемому рынку профессий, к которому необходимо готовить современных школьников, например, в соответствии с Атласом новых профессий.
Всё вышеперечисленное подтверждает, что работа по проектированию профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра в виртуальной реальности является крайне актуальной.
В связи с этим можно выделить следующие проблемы:
1) Несоответствие использующихся в настоящее время методов профориентации современному и будущему рынкам труда;
2) Отсутствие доступных профориентационных методик для лиц с ОВЗ и в частности - с РАС;
3) Несмотря на выделение государственных квот на вакансии для лиц с ОВЗ, отсутствие эффективной помощи лицам с ОВЗ, и с РАС - в частности, в их профессиональном самоопределении...
Целью данной работы была разработка проекта профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего технологию виртуальной реальности.
В первой главе был произведён анализ литературы на темы расстройств аутистического спектра, профориентации, технологии виртуальной реальности и геймификации. Были подробно изучены и описаны особенности психолого-педагогического и профориентационного сопровождения детей с РАС. Также был произведён подробный анализ исследований по теме использования технологии виртуальной реальности в работе с лицами с расстройствами аутистического спектра.
Во второй главе были проанализированы наиболее популярные профориентационные методики, использующихся в отечественных общеобразовательных школах, а также современные компьютерные тесты, использующиеся в профориентационных центрах и высших учебных заведениях. Также во второй главе был обоснован выбор технологии виртуальной реальности для профориентации школьников с РАС и описан проект нашего профориентационного комплекса. Была описана работа профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего в себя методику в виртуальной реальности и другие методы (анкетные опросы, метод беседы, изучение истории развития ребёнка с РАС) в развёрнутом и кратком видах. Была описана сама методика в виртуальной реальности на примере двух профессий, подходящих для лиц с расстройствами аутистического спектра: сити-фермер и библиотекарь. Были описаны особенности технической реализации проекта, а также этапы реализации в жизнь проекта профориентационного комплекса с использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра.
В ходе работы было выявлено, что проблема профориентации детей с расстройствами аутистического спектра актуальна во всём мире и требует активных действий по её решению. Также в ходе аналитического обзора эмпирических исследований было выявлено, что технология виртуальной реальности является эффективной и перспективной технологией в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, проблема профориентации детей с РАС может быть решена с помощью создания профориентационной методики с использованием технологии виртуальной реальности в рамках целого профориентационного комплекса.
На данный момент разработка проекта профориентационного комплекса находится на первом этапе: «разработка теоретико -методологической базы для методики», но в скором времени перейдёт ко второму этапу: «разработка прототипа методики в виртуальной реальности (несколько профессий) на базе Лаборатории Нейротехнологий Департамента психологии УрФУ».
Таким образом, можно сделать вывод, что цель работы - разработка проекта профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего технологию виртуальной реальности - была достикнута.
На разработку проекта до его финального этапа может потребоваться достаточно большое количество времени и ресурсов, так как проект является междисциплинарым (так как включает в себя множество этапов и большое количество работы специалистов различных сфер: педагогика, психология, 1Т и дизайн), сложным и ресурсозатратным, а в следствии этого - долгосрочным. Но, тем не менее, реализация этого сложного и долгосрочного проекта может стать шагом в сторону решения проблемы профориентации лиц с расстройствами аутистического спектра и в целом их включённости в общественную жизнь.
В первой главе был произведён анализ литературы на темы расстройств аутистического спектра, профориентации, технологии виртуальной реальности и геймификации. Были подробно изучены и описаны особенности психолого-педагогического и профориентационного сопровождения детей с РАС. Также был произведён подробный анализ исследований по теме использования технологии виртуальной реальности в работе с лицами с расстройствами аутистического спектра.
Во второй главе были проанализированы наиболее популярные профориентационные методики, использующихся в отечественных общеобразовательных школах, а также современные компьютерные тесты, использующиеся в профориентационных центрах и высших учебных заведениях. Также во второй главе был обоснован выбор технологии виртуальной реальности для профориентации школьников с РАС и описан проект нашего профориентационного комплекса. Была описана работа профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего в себя методику в виртуальной реальности и другие методы (анкетные опросы, метод беседы, изучение истории развития ребёнка с РАС) в развёрнутом и кратком видах. Была описана сама методика в виртуальной реальности на примере двух профессий, подходящих для лиц с расстройствами аутистического спектра: сити-фермер и библиотекарь. Были описаны особенности технической реализации проекта, а также этапы реализации в жизнь проекта профориентационного комплекса с использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра.
В ходе работы было выявлено, что проблема профориентации детей с расстройствами аутистического спектра актуальна во всём мире и требует активных действий по её решению. Также в ходе аналитического обзора эмпирических исследований было выявлено, что технология виртуальной реальности является эффективной и перспективной технологией в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, проблема профориентации детей с РАС может быть решена с помощью создания профориентационной методики с использованием технологии виртуальной реальности в рамках целого профориентационного комплекса.
На данный момент разработка проекта профориентационного комплекса находится на первом этапе: «разработка теоретико -методологической базы для методики», но в скором времени перейдёт ко второму этапу: «разработка прототипа методики в виртуальной реальности (несколько профессий) на базе Лаборатории Нейротехнологий Департамента психологии УрФУ».
Таким образом, можно сделать вывод, что цель работы - разработка проекта профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего технологию виртуальной реальности - была достикнута.
На разработку проекта до его финального этапа может потребоваться достаточно большое количество времени и ресурсов, так как проект является междисциплинарым (так как включает в себя множество этапов и большое количество работы специалистов различных сфер: педагогика, психология, 1Т и дизайн), сложным и ресурсозатратным, а в следствии этого - долгосрочным. Но, тем не менее, реализация этого сложного и долгосрочного проекта может стать шагом в сторону решения проблемы профориентации лиц с расстройствами аутистического спектра и в целом их включённости в общественную жизнь.
Подобные работы
- СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПУТЁМ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018





