ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 9
1.1. Аналитический обзор основных понятий, использующихся в работе . 9
1.1.1. Расстройства аутистического спектра: исторический и
методологический аспекты 9
1.1.2. Профориентация и её основные характеристики, функции и
методологические принципы 14
1.1.3. Особенности технологии виртуальной реальности, эффекта
погружения и эффекта присутствия 18
1.1.4. Особенности и актуальность метода геймификации 24
1.2. Подходы к профориентации 25
1.3. Организация психолого-педагогического и профориентационного сопровождения школьников с расстройствами аутистического спектра .... 32
1.3.1. Особенности психолого-педагогического сопровождения
школьников с расстройствами аутистического спектра 32
1.3.2. Специфика профориентационного сопровождения школьников с
расстройствами аутистического спектра 37
1.4. Использование виртуальной реальности в диагностике и обучении
школьников с расстройствами аутистического спектра 44
Выводы по главе 1 50
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 52
2.1. Обзор методик, использующихся в процессе профориентационной
работы со школьниками 52
2.2. Обоснованность выбора технологии виртуальной реальности как
средства профориентационной работы со школьниками с расстройствами аутистического спектра 61
2.3. Проект профориентационного комплекса с использованием технологии
виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 64
2.3.1. Описание работы профориентационного комплекса с
использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 64
2.3.2. Описание работы профориентационной методики на примере двух
профессий 69
2.3.3. Особенности технической реализации проекта
профориентационного комплекса с использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 78
2.3.4. Реализация проекта профориентационного комплекса с
использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра 80
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
Расстройства аутистического спектра, или РАС, характеризующиеся нарушениями в социальном взаимодействии, наличием стереотипий в поведении и другими проявлениями, в последнее время привлекают внимание многих исследователей и практиков педагогики, психологии и медицины в силу своей растущей распространенности.
Количество лиц с РАС в популяции увеличивается: оценки распространенности РАС колеблются от 0,07% до 1,8% [52; 41; 51], а по данным Всемирной организации здравоохранения, РАС имеется у 1 из 160 детей, то есть у 0,6% от всего детского населения Земли [39].
В связи с высокой распространённостью расстройств аутистического спектра среди детей, в 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [1], в статье 79, пункте 4 было закреплено право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [1]. А с 2016 года, согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ» от 2014 года [2], в российских общеобразовательных школах реализуется инклюзивное образование, согласно которому, школьники с ограниченными возможностями здоровья, а в частности - с расстройствами аутистического спектра, имеют право обучаться вместе с типично развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, инклюзия проявляется не только в образовании: на некоторых предприятиях государством введены квоты на определённое количество работников с ОВЗ.
В соответствии с этим встаёт вопрос о выборе школьниками с расстройствами аутистического спектра дальнейшей образовательной и профессиональной траектории, а также их профессионального самоопределения. Однако, крайне ограничено количество
профориентационных инструментов, доступных данной категории лиц и способных, с одной стороны, продемонстрировать их истинные возможности и способности к овладению профессиональными навыками, а с другой стороны, познакомить их с особенностями подходящих профессий и рынка труда в целом.
На данный момент в мировой практике профориентационной работы активно используются компьютерные технологии, а также начинают использоваться технологии виртуальной реальности. Стоит отметить, что компьютерные технологии, лежащие в основе виртуальной реальности, с каждым годом развиваются всё быстрее, соответственно улучшается качество самой виртуальной реальности, а использование такой недостижимой ранее технологии становится доступным для широких слоёв населения. Не так давно виртуальная реальность стала активно внедряться в деятельность педагогов, психологов и реабилитологов, и исследования, начавшиеся в начале этого века, подтверждают эффективность использования этой технологии в работе с лицами с РАС.
Кроме того, использование такой современной технологии, как виртуальная реальность, в большей степени соответствует проектируемому рынку профессий, к которому необходимо готовить современных школьников, например, в соответствии с Атласом новых профессий.
Всё вышеперечисленное подтверждает, что работа по проектированию профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра в виртуальной реальности является крайне актуальной.
В связи с этим можно выделить следующие проблемы:
1) Несоответствие использующихся в настоящее время методов профориентации современному и будущему рынкам труда;
2) Отсутствие доступных профориентационных методик для лиц с ОВЗ и в частности - с РАС;
3) Несмотря на выделение государственных квот на вакансии для лиц с ОВЗ, отсутствие эффективной помощи лицам с ОВЗ, и с РАС - в частности, в их профессиональном самоопределении...
Целью данной работы была разработка проекта профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего технологию виртуальной реальности.
В первой главе был произведён анализ литературы на темы расстройств аутистического спектра, профориентации, технологии виртуальной реальности и геймификации. Были подробно изучены и описаны особенности психолого-педагогического и профориентационного сопровождения детей с РАС. Также был произведён подробный анализ исследований по теме использования технологии виртуальной реальности в работе с лицами с расстройствами аутистического спектра.
Во второй главе были проанализированы наиболее популярные профориентационные методики, использующихся в отечественных общеобразовательных школах, а также современные компьютерные тесты, использующиеся в профориентационных центрах и высших учебных заведениях. Также во второй главе был обоснован выбор технологии виртуальной реальности для профориентации школьников с РАС и описан проект нашего профориентационного комплекса. Была описана работа профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего в себя методику в виртуальной реальности и другие методы (анкетные опросы, метод беседы, изучение истории развития ребёнка с РАС) в развёрнутом и кратком видах. Была описана сама методика в виртуальной реальности на примере двух профессий, подходящих для лиц с расстройствами аутистического спектра: сити-фермер и библиотекарь. Были описаны особенности технической реализации проекта, а также этапы реализации в жизнь проекта профориентационного комплекса с использованием технологии виртуальной реальности для школьников с расстройствами аутистического спектра.
В ходе работы было выявлено, что проблема профориентации детей с расстройствами аутистического спектра актуальна во всём мире и требует активных действий по её решению. Также в ходе аналитического обзора эмпирических исследований было выявлено, что технология виртуальной реальности является эффективной и перспективной технологией в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, проблема профориентации детей с РАС может быть решена с помощью создания профориентационной методики с использованием технологии виртуальной реальности в рамках целого профориентационного комплекса.
На данный момент разработка проекта профориентационного комплекса находится на первом этапе: «разработка теоретико -методологической базы для методики», но в скором времени перейдёт ко второму этапу: «разработка прототипа методики в виртуальной реальности (несколько профессий) на базе Лаборатории Нейротехнологий Департамента психологии УрФУ».
Таким образом, можно сделать вывод, что цель работы - разработка проекта профориентационного комплекса для школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего технологию виртуальной реальности - была достикнута.
На разработку проекта до его финального этапа может потребоваться достаточно большое количество времени и ресурсов, так как проект является междисциплинарым (так как включает в себя множество этапов и большое количество работы специалистов различных сфер: педагогика, психология, 1Т и дизайн), сложным и ресурсозатратным, а в следствии этого - долгосрочным. Но, тем не менее, реализация этого сложного и долгосрочного проекта может стать шагом в сторону решения проблемы профориентации лиц с расстройствами аутистического спектра и в целом их включённости в общественную жизнь.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 1.05.2020)
2. Приказ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/b903f8ab3dee1dc5e0835ee9f10b59a9/download/ 1256/ (дата обращения: 1.05.2020)
3. Аверьянова С. Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников / С. Ю. Аверьянова // Научный диалог. - 2013. - № 8 (20): Педагогика. - С. 120-130.
4. Айсина Р. М. Применение виртуальных компьютерных технологий для развития социально-коммуникативных навыков у детей с РАС: зарубежный опыт / Р. М. Айсина // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно - практической конференции, 22-24 ноября. - 2017. - Т. 22. - С. 17-22.
5. Алтухов В. В. Современные подходы к профориентации: опыт практического применения / В. В. Алтухов, Е. А. Орлова, А. Г. Серебряков // Психология и школа. - 2007. - №. 4. - С. 101-111.
6. Болдина М. А. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении / М. А. Болдина, Е. В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. - №. 1 (165). - C. 7-17.
7. Величковский Б. Б. Психологические факторы возникновения чувства присутствия в виртуальных средах / Б. Б. Величковский // Национальный психологический журнал. - 2014. - №. 3 (15). - C. 28-35.
8. Гребенникова В. М. Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / В. М. Гребенникова, Н. И. Никитина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №. 9-3. - С. 30-34.
9. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов / Е. Л. Григоренко // Москва: Издательство «Практика», 2018. - 280 с.
10. Зеер Э. Ф. Методология профессионально-ориентационной деятельности / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - №. 3. - С. 10-12.
11. Зеер Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова // М.: Академический проект, 2015. - 192 с.
12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
13. Коротков Н. А. Возможное решение проблемы информации на основе классификации свойств объекта физической реальности по критерию Н. Винера / Н. А. Коротков // V Рос. философский конгресс: Материалы. - 2009.
- Т. 1. - С. 336-337.
14. Литвиненко И. Л. Система управления профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью в РФ / И. Л. Литвиненко, Л. Д. Киянова, А. В. Герасимов // Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия. - 2018. - С. 4-12.
15. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с...