Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование взаимосвязи здорового образа жизни и жизнестойкости современных студентов (на примере студентов департамента психологии)

Работа №100479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 7
1.1. Понятие здорового образа жизни 7
1.2. Формирование здорового образа жизни студентов 14
1.3. Здоровый образ жизни как личностный ресурс 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЖИЗНИСТОЙКОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 26
2.1. Жизнестойкость и ее компоненты 26
2.2. Жизнестойкость как личностный ресурс 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ 36
3.1. Организация и методы эмпирического исследования 36
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования 41
3.2.1. Описательная статистика 41
3.2.2. Сравнительный анализ 46
3.2.3. Корреляционный анализ 49
3.3. Интерпретация и обсуждение полученных результатов 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 93

В последние годы все чаще в СМИ, в научной и популярной литературе поднимается тема здоровья и здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), что благоприятно сказывается на росте интереса к проблемам ЗОЖ и увеличении числа людей, которые стараются изменить свою жизнь, приобщаясь к здоровому образу жизни [21; 27; 30; 40; 44; 64]. Однако стоит заметить, что в современном обществе интерес к ведению ЗОЖ преимущественно возникает в следствии ухудшения показателей здоровья. Это обусловлено спецификой современного общества, а именно высоким темпом жизни, при котором у человека не остается времени на себя и на поддержание собственного здоровья до появления явных негативных последствий, ведущих к снижению качества жизни.
Одной из наиболее уязвимых групп населения являются студенты. Это связано с возрастными особенностями, социально-психологическими характеристиками, отсутствием опыта реализации своих внутренних ресурсов. При этом студенты - это те, кто в ближайшем будущем будут составлять экономически активную часть населения, а также станут родителями и будут транслировать собственные убеждения новому подрастающему поколению.
На сегодняшний день здоровье современных российских студентов вызывает большую тревогу. Стоит отметить, что еще до поступления в учреждения профессионального образования здоровье молодых людей ослаблено под воздействием различных неблагоприятных факторов, а у 60­70% имеются хронические заболевания [25]. Процесс адаптации к обучению в ВУЗе влияет на показатели физического, психического и социального здоровья. В связи с этим возникает повод говорить о необходимости создания условий для формирования ЗОЖ студентов в процессе обучения как об эффективном способе поддержания здоровья населения.
В контексте проблематики выбора студентами здорового образа жизни актуальным становится изучение связи ЗОЖ с жизнестойкостью, поскольку в ситуации выбора жизнестойкость выступает фактором, определяющим готовность выбирать новую, непривычную ситуацию в противовес равнодушному, безразличному отношению к переменам. Иными словами, жизнестойкость, по-видимому, представляет собой один из ключевых параметров индивидуальной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции, одну из опорных переменных личностного потенциала [74], использование и пополнение которого, несомненно, связано с фактором здоровья и ведением здорового образа жизни.
В современных исследованиях изучается проблема связи жизнестойкости и здоровья, однако, жизнестойкость и здоровый образ жизни, в том числе студентов, на сегодняшний день в исследованиях представлены по отдельности, как самостоятельные, не взаимосвязанные феномены. Изучением вопросов здорового образа жизни занимаются такие исследователи как Лядова А.В., Лядова М.В., Чуклова Н.В., Бурзайкина М.И. и другие. Многочисленные исследования посвящены связи здорового образа жизни и психологических характеристик личности (Маратова А.М., Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., Воронина А.В., Литницкая Е.В. и другие). Изучением жизнестойкости занимаются такие исследователи как Сотниченко Д.М., Агапитова Е.С., Левина Н.А., Татьянченко Н.П., Овчарова Р.В. и другие.
Выявление связей между исследуемыми нами показателями позволит не только расширить знания об этих феноменах, но и более продуктивно использовать их потенциал, разрабатывая и применяя на практике комплексные коррекционно-развивающие программы, направленные на повышение жизнестойкости граждан, благодаря их сознательному выбору и следованию здоровому образу жизни. Именно поэтому данная тема, на наш взгляд, является актуальной и достойной внимания современных исследователей.
Говоря об актуальности данной темы, стоит также обратить внимание на то, что для студентов-психологов тема здорового образа жизни и жизнестойкости является особенно значимой, так как ведение здорового образа жизни, повышение жизнестойкости способствуют профилактике профессионального выгорания, увеличению ресурсов будущих специалистов.
Объект исследования: Здоровый образ жизни и жизнестойкость Предмет исследования: Связь здорового образа жизни и жизнестойкости студентов
Цель исследования: Исследование связей между показателями здорового образа жизни и жизнестойкости у студентов
Гипотеза исследования: Существует прямая связь между показателями здорового образа жизни и жизнестойкости.
Первой дополнительной гипотезой стало предположение о том, что компоненты профиля здорового образа жизни (ответственность за здоровье, физическая активность, питание, духовный рост, межличностные отношения, управление стрессом) связаны с эрудированностью студентов в вопросах здорового образа жизни.
Второй дополнительной гипотезой стало предположение о том, что имеется прямая связь между эрудированностью студентов в вопросах здорового образа жизни и их субъективной оценкой своего образа жизни и соматического здоровья.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблемам здорового образа жизни и жизнестойкости.
2. Подобрать методики, направленные на оценку ведения здорового образа жизни и определение показателей жизнестойкости.
3. Провести диагностику респондентов с использованием комплекса методик.
4. Провести сравнительный анализ показателей студентов, проявляющих и не проявляющих интерес к ЗОЖ.
5. Провести корреляционное исследование, направленное на изучение связи здорового образа жизни и жизнестойкости студентов.
Методики исследования:
В связи с целями и задачами исследования нами были использованы 4 методики:
1) Тест «Субъективная оценка ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ».
2) Опросник «Профиль здорового образа жизни — ПроЗОЖ» (Health Promoting Lifestyle Profile — HPLP-II).
3) Авторский опросник эрудированности в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ).
4) Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой).
При обработке полученных данных использовались следующие методы математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена, критерий различий Манна-Уитни.
В исследовании приняли участие студенты первого-четвертого курсов, обучающихся по направлениям «Клиническая психология» и «Психология», в количестве 100 человек (из них 87 человек - девушки, 13 человека - юноши). Возраст участников исследования от 18 до 22 лет.
Исследование проводилось в марте 2020 года. Опросы и измерения проводились в течение двух недель. Исследование занимало в среднем 30 минут.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель нашей выпускной квалификационной работы заключалась в исследовании связей между показателями здорового образа жизни и жизнестойкости у студентов. Здоровый образ жизни Всемирной организацией здравоохранения определяется как поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне. Жизнестойкость Мадди и его коллегами определяется как особая личностная диспозиция человека, обусловленная наличие у него резервов эффективного совладания с трудностями [74].
В ходе исследования были проанализирована зарубежная и отечественная литература по вопросам здорового образа жизни и жизнестойкости; подобраны методики, направленные на оценку ведения студентами здорового образа жизни и определения показателей их жизнестойкости; проведено эмпирическое исследование с использованием комплекса методик. Полученные данные обработаны с применением методов математической статистики. Проведен сравнительный анализ исследуемых показателей у студентов, проявляющих интерес к ЗОЖ, и у студентов, его не проявляющих; корреляционное исследование, направленное на изучение связи здорового образа жизни и жизнестойкости студентов.
Основная гипотеза исследования о том, что существует прямая связь между показателями здорового образа жизни и жизнестойкости, подтвердилась: корреляционный анализ показал наличие значимых прямых связей между субъективной оценкой своего образа жизни и соматического здоровья, профилем здорового образа жизни и его составляющими (ответственность за здоровье, физическая активность, питание, духовный рост, межличностные отношения, управление стрессом), эрудированностью студентов в вопросах здорового образа жизни и жизнестойкостью.
Первая дополнительная гипотеза исследования, а именно, предположение о том, что компоненты профиля здорового образа жизни (ответственность за здоровье, физическая активность, питание, духовный рост, межличностные отношения, управление стрессом) связаны с эрудированностью студентов в вопросах здорового образа жизни, также была частично подтверждена в ходе проведения исследования: эрудированность студентов в вопросах ЗОЖ связана с общим профилем ЗОЖ и с такими его составляющими, как питание и межличностные отношения.
Вторая дополнительная гипотеза исследования, в которой говорится о том, что имеется прямая связь между эрудированностью студентов в вопросах здорового образа жизни и их субъективной оценкой своего образа жизни и соматического здоровья, была доказана частично. Данная связь проявляется только на выборке в целом и подвыборке юношей
В исследовании также были получены данные, требующие проверки на других выборках, например, установлено, что с возрастом показатели жизнестойкости студентов повышаются, а ответственность за здоровье, напротив, становится ниже. Следовательно, проблемы взаимосвязи здорового образа жизни и жизнестойкости требуют дальнейшего изучения.
По результатам проведенной работы можно рекомендовать применять полученные нами данные в практической деятельности психологов, клинических психологов, диетологов, специалистов в вопросах здорового образа жизни, способствуя улучшению качества жизни студентов.
Здоровый образ жизни способствует улучшению качества жизни студентов. С целью приобщения студентов к здоровому образу жизни и, соответственно, повышения их жизнестойкости администрации вуза можно рекомендовать следующее:
1. Оптимизации графика обучения студентов, с учетом принципов здорового образа жизни.
2. Пересмотр меню в университетской столовой, с учетом принципов правильного питания.
3. Включение в учебную программу студентов лекций и практических заданий о здоровом образе жизни.
4. Создание электронных ресурсов для студентов, с информацией о здоровом образе жизни и базы данных о специалистах в сфере здорового образа жизни для оперативного поиска необходимых конкретному студенту консультантов.
5. Представление студенческой скидки в спортивные магазины, в магазины здорового питания и так далее.
Следует отметить, что данный список не окончательный. Помимо общих принципов и правил ЗОЖ существуют индивидуальные для каждого человека. Ежедневно появляется новая информация, связанная с вопросами ЗОЖ, и именно возможность доступа к достоверной информации о здоровье, оперативного нахождения необходимых для данного человека специалистов, дает наибольшее количество ресурсов для перспективного, своевременного, результативного и гармоничного развития собственного образа жизни, собственного здоровья.


1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.
2. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть 2. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; СевКавГТУ, 2009. - С. 11-16.
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 1. - С. 3-19.
4. Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
5. Березина Т. Н. Здоровый образ жизни как фактор индивидуальной продолжительности жизни // Психология обучения. 2017. № 6. С. 143-155.
6. Бобрецова С. В., Плаксин В. А. Здоровый образ жизни: теория и практика // Медсестра. 2010. № 7. С. 31-33.
7. Бутенко А. П. Образ жизни: проблемы и суждения. М.: Политиздат, 1978. 34 с.
8. Василенко В. А. Ценность и ценностное отношение // Проблема ценностей в философии. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 40-46.
9. Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте // Вестник ЯГУ. 2009. Т. 6. № 4. С. 103­108.
10. Васильева О. С., Журавлева Е. В. Здоровый образ жизни - стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. - 1999. - № 2. - С. 23-31.
11. Вербина Г. Г. Психология здоровья: курс лекций. - Чебоксары: Чуваш. гос. университет им. И.Н. Ульянова, 2006. - 158 с.
12. Вербина Г. Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста. - Чебоксары: Чуваш. гос. университет им. И.Н. Ульянова, 2012. - 562 с.
13. Вербина Г. Г. Эмоциональная сфера личности. - Чебоксары: Чуваш. гос. университет им. И.Н. Ульянова, 2013. - 278 с.
14. Виленский М. Я., Авчинникова С. О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 4-7.
15. Воскресенский Б. А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. - М., 1987. - С. 39...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ