Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования языковой личности......….5
1.1. Определение языковой личности…5
1.2. Подходы к пониманию проблемы языковой личности……………………7
1.3. Структура языковой личности……9
Глава 2. Эмпирические основы исследования – анализ языковой личности…12
2.1. Биографические сведения о Екатерине Шульман…………...……………12
2.2. Анализ языковой личности……………………….……………………...…16
2.2.1. Взгляды Екатерины Шульман…16
2.2.2. Тематика и используемые жанры…17
2.2.3. Особенности стиля и композиции.18
2.2.4. Уникальные черты лексики и синтаксиса……………………………….22
2.2.5. Языковые средства выразительности………………………………..…..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных статей………………………29
Библиографический список………30
Интерес к языку как важной составляющей культуры этноса возник еще в древности, но только во 2-й половине XX в. ученые-гуманитарии стали исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы, как язык и мышление, национальный язык определенного этноса, язык и картина мира, языковая личность.
Исходя из этого, возникла проблема изучения языковой личности, которая является ядром мировоззрения. Именно эту проблему на примере Екатерины Шульман я рассмотрю в моей работе.
Объектом исследования являются публикации Екатерины Шульман в изданиях “Ведомости”, “Правмир” и “Такие дела”.
Предметом исследования выступают языковые и структурные особенности речи Екатерины Шульман.
Целью работы является исследование лексических и стилистических особенностей речи журналистки и факторов, которые повлияли на формирование языковой личности.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать трактовку такого понятия как языковая личность;
2. изучить структуру языковой личности;
3. исследовать биографические данные Екатерины Шульман, чтобы выявить факторы, повлиявшие на формирование ее языковых привычек;
4. дать характеристику выбранной языковой личности и выделить ее особенности.
Теоретической базой послужили научные труды исследователей Ю.Н. Караулова, Г.И. Богина, О.В. Ауловой, А.А. Пушкина и А.А. Леонтьева.
Эмпирической базой послужили материалы, опубликованные в таких изданиях, как “Ведомости”, “Правмир” и “Такие дела”.
Актуальным представляется лингвистическое описание языковой личности Екатерины Шульман, которую Институт русского языка им. А. С. Пушкина назвал "иконы языкового вкуса" нашего времени.
В своей работе мы рассматривали целостную языковую личность Екатерины Шульман.
В первой главе проведено теоретическое исследование такого понятия как “языковая личность”, а во второй представлены биографические сведения, влияющие на творчество журналистки, способствующие формированию. уникального стиля, область интересов и круг основных тем, освещаемых авторкой, стилевые и композиционные особенности, а также специфика языковых средств выразительности.
Основными приемами в творчестве исследуемой нами личности в ходе анализа выявлены: использование вводных слов и конструкций, цитирования, метафор, фразеологизмов, а также риторических вопросов.
Если говорить о жанрах, то Шульман предпочитает писать аналитику и колонки. Стиль публицистический. А круг ее профессиональных интересов сосредоточен вокруг политической и социальных тем.
1. Аулова О.В., Коробейникова Е.В. - Языковая личность в современном мире;
2. Богин Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности. - Калинин: Калининский ун-т, 1977. - 84с.
3. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. - Калинин, 1975
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.
5. Караулов Ю.Н. (Вступительная статья) // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - 216с.
6. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М.: Наука, 1965.
7. Пушкин А.А. Прагмалингвистические характеристики авторитарной языковой личности: Дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1991. - 236с.