ВВЕДЕНИЕ
5
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СК 13
1.1 Сущность и содержание СК 13
1.2 Классификация СК-технологий 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО 26 ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ)
2.1 Структурно-функциональный анализ системы 26
дополнительного образования детей в социальной структуре Российской Федерации
2.2 Особенности развития дополнительного образования 37
детей муниципального образования город Екатеринбург
ГЛАВА 3
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ 52
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С
ПОМОЩЬЮ СК-ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 Конструирование программы социологического 52
исследования «Эффективная модель применения СК- технологий в развитии системы дополнительного
образования детей»
3.2 Анализ результатов социологического исследования 54
«Эффективная модель применения СК-технологий в
развитии системы дополнительного образования детей»
3.3 Описание эффективной модели развития 81
дополнительного образования детей с помощью СК- технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время исследование роли GR-технологий в процессе развития дополнительного образования детей является актуальным. Сегодня сфера дополнительного образования детей испытывает системный и содержательный кризис, так как существующие межведомственные преграды не способствуют его эффективному развитию и снижают результативность деятельности учреждений дополнительного образования. В связи с этим В. В. Путин предложил «вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства1 на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета». Первостепенное значение важно придавать созданию благоприятных условий со стороны органов власти и бизнеса для эффективного формирования, становления и развития учреждений дополнительного образования.
Так, в современных реалиях подтверждается приоритетность выстраивания взаимовыгодного сотрудничества между бизнес-сообществом, в том числе, коммерческими организациями, реализующими дополнительное образование детей, и государством.
В процессе разработки эмпирического исследования магистерской диссертации стоит учесть конкретный аспект - анализ применяемых GR- технологий в процессе развития системы дополнительного образования детей, анализ состояния системы дополнительного образования детей в настоящее время, а также основных проблем его развития.
Таким образом, целью магистерской диссертации является выявление возможности применения GR-технологий в сфере дополнительного
образования детей и определение основных ОЯ-технологий, выступающих в качестве инструмента развития системы дополнительного образования детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы ОЯ.
2. Провести анализ состояния системы дополнительного образования детей в современной РФ (на примере МО г. Екатеринбург).
3. Провести анализ применения ОЯ-технологий в процессе развития системы дополнительного образования детей на основе эмпирического исследования.
4. По результатам исследования составить эффективную модель применения ОЯ-технологий в процессе развития системы дополнительного образования детей.
Объектом исследования магистерской диссертации являются технологии ОЯ-деятельности.
Предмет - ОЯ-технологии, применяемые в процессе развития системы дополнительного образования детей.
Гипотезой-основанием исследования магистерской диссертации выступает следующее утверждение: повышение качества профессионального применения ОЯ-технологий в системе дополнительного образования детей обуславливает высокий уровень создания благоприятных условий для развития дополнительного образования детей. После доказательства гипотезы-основания необходимо доказать следующую: наиболее частое применение бизнесом и обществом в отношении взаимодействия с органами власти технологий частно-государственного партнерства в вопросе развития дополнительного образования детей, доказывает наибольшую эффективность данной технологии в процессе развития дополнительного образования.
В ходе написания магистерской диссертации была использована институциональная методология; структурно-функциональный анализ, позволивший рассмотреть власть и бизнес в процессе их взаимодействия; сравнительный метод, с помощью которого выявлены общие и специфические характеристики GR-технологий, особенности практики GR в сфере дополнительного образования детей; исторический анализ; структурный анализ; теория коммуникационного менеджмента; теория анализа коммуникативных механизмов и технологий GR; теория политических коммуникаций; теория социальной ответственности; метод кейс-стади; специальные методы и др. Кроме того, применялись следующие методы: поиск и сбор информации по теме исследования магистерской диссертации, анализ документов и источников, обработка данных, кабинетное исследование.
Степень разработанности проблемы магистерской диссертации. В настоящий период исследованию роли GR-технологий в процессе развития дополнительного образования детей уделяется недостаточное внимание. В большей степени исследователи и авторы научной литературы акцентируют внимание на широком применении GR-технологий в следующих отраслях: фармацевтика, телекоммуникации, автомобилестроение, нефтяная промышленность и т.д. Несмотря на это, проанализируем научную мысль в отношении изучения GR-деятельности в целом. В силу того, что GR является как способом взаимодействия между бизнесом и властью, так и функцией управления, деятельностью, развивающейся в современных реалиях, то изучение GR в зарубежной и отечественной науке идет по нескольким направлениям...
В результате магистерской диссертации выявлены возможности применения ОЯ-технологий в сфере дополнительного образования детей и определение основных ОЯ-технологий, выступающих в качестве инструмента развития системы дополнительного образования детей.
Кроме того, проанализированы теоретико-методологические основы ОЯ; проведен анализ состояния системы дополнительного образования детей в современной РФ (на примере МО г. Екатеринбург); проведен анализ применения ОЯ-технологий в процессе развития системы дополнительного образования детей на основе эмпирического исследования; по результатам исследования составить эффективную модель применения ОЯ-технологий в процессе развития системы дополнительного образования детей.
В теоретико-методологической части магистерской диссертации нами были рассмотрены различные подходы к трактовке понятия ОЯ, рассмотрены основные ОЯ-технологии, позволяющие установить взаимодействие между бизнесом и государством. Их практическое применение напрямую определяет и характеризует ОЯ-деятельность.
Во 2 Главе данной магистерской диссертации проведен структурнофункциональный анализ системы дополнительного образования детей в социальной структуре Российской Федерации, а также рассмотрены особенности развития дополнительного образования детей муниципального образования город Екатеринбург. Так, негосударственные учреждения составляют 77 % от общего числа учреждений дополнительного образования детей города Екатеринбурга. Именно участие бизнеса в рамках финансирования различных институтов и программ дополнительного образования детей является в современной России источником создания эффективных условий для его развития.
Ввиду обозначенной проблемы проведено эмпирическое исследование с целью выявления возможностей применения ОЯ-технологий в сфере дополнительного образования детей и определения основных СЖ- технологий, выступающих в качестве инструмента совершенствования данной сферы. В процессе проведения эмпирического исследования магистерской диссертации был учтен конкретный аспект - анализ применяемых СЖ-технологий в процессе развития системы дополнительного образования детей, анализ состояния системы дополнительного образования детей в настоящее время, а также основных проблем его развития. Так, в 3 Глава посвящена конструированию программы социологического исследования «Эффективная модель применения ОЯ-технологий в развитии системы дополнительного образования детей», анализу результатов социологического исследования «Эффективная модель применения ОЯ- технологий в развитии системы дополнительного образования детей», а также описанию эффективной модели развития дополнительного образования детей с помощью ОЯ-технологий, построенной на основе результатов исследования.
Таким образом, эффективная модель применения СЯ-технологий в развитии системы дополнительного образования детей предполагает систематическое использование негосударственными учреждениями дополнительного образования детей в ходе взаимодействия с органами власти всех СЯ-технологий: частно-государственное партнерство, экспертное сообщество, медиа-рилейшнз и лоббизм. Тогда повышение качества профессионального применения ОЯ-технологий в системе дополнительного образования детей определит высокий уровень создания благоприятных условий для развития дополнительного образования детей. Кроме того, наиболее частое применение бизнесом и обществом в отношении взаимодействия с органами власти технологий частно-государственного партнерства в вопросе развития дополнительного образования детей, доказывает наибольшую эффективность данной технологии в процессе развития дополнительного образования.
В результате исследования, проводимого в рамках написания магистерской диссертации, выявлены возможности применения технологий ОЯ-деятельности и определены основные, наиболее эффективные, СЖ- технологии, выступающие в качестве инструмента развития дополнительного образования детей (на примере города Екатеринбурга). В том числе, доказаны гипотезы: с одной стороны, опрос экспертов показал, что только треть из них знакома и реализует в своей деятельности СЖ- технологии, а с другой стороны - именно повышение качества применения ОЯ-технологий в системе дополнительного образования детей обуславливает высокий уровень создания благоприятных условий для развития дополнительного образования детей.
В частности, выявлено, что наиболее эффективными ОЯ-технологиями на данный момент времени являются такие технологии, как частно-государственное партнерство, медиа-рилейшнз и экспертное сообщество.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - 2013. - Режим доступа: (дата обращения: 14.02.2016).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.06.2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - 2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 17.05.2016).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - 2009. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 04.04.2016).
4. О порядке формирования и использования целевого капитала
некоммерческих организаций: федер. закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - 2011. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/ (дата обращения: 04.03.2016).
5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) - Новосибирск: Норматика, 2014. - 348 с.
6. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21.07.2005
№ 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - 2014. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 17.05.2016).
7. О внесении изменений в Типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования детей: постановление
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 752 г.
[Электронный ресурс] // Российская газета. - 2005. - Режим доступа:
https://rg.ru/2006/12/12/obrazovanie-doc.html (дата обращения: 12.09.2014).
8. Концепция дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - 2015. - Режим доступа: минобрнауки.рф/проекты/дополнительное-образование- детей (дата обращения: 12.12.2015).
9. Кузнецова О. В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Комментарии Российского законодательства. - 2003. - Режим доступа:
http://kommentarii.org/garant_rebenka/index.html (дата обращения: 02.02.2016).
10. Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233. [Электронный ресурс] //
Российский общеобразовательный портал. - 2014. - Режим доступа:
http://zakon.edu.ru/catalog.asp7ob_noM2882 (дата обращения: 14.10.2015).
11. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительного образования / А. М. Абаев // Педагогика. - Москва, 2012. - № 4. - С. 61-67.
12. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в РЯ / Пер. с англ. / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс - СПб. : Питер, 2004. - 402 с.
13. Атаманчук Г. В. Новые знания, технологии и государственное управление : учебное пособие / Г. В. Атаманчук. - М. : Омега-Л , 2005. - 287 с.
14. Афанасьев М. П., Кривогов И. В. Модернизация государственных финансов / М.П. Афанасьев. - М. : ГУ-ВШЭ, 2006. - 439 с.
15. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. канд. пед. наук / В. А. Березина. - М., 2002. - 245 с...