ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 10
1.2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
1.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЙ ДОХОДОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ 44
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ 44
2.2 АНАЛИЗ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,
АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФТС РОССИИ, В ДОХОД ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2017-2019 ГГ 53
2.3 АНАЛИЗ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ВЗЫСКАНИЯЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И
ПЕНЕЙ ЗА 2017-2019 ГГ 59
2.4 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОВЕДЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФТС РОССИИ ЗА 2017-2019 ГГ 62
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГОКОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ . 76
3.1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ 76
3.2 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ФТС В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
В настоящее время вопросы формирования институциональной структуры обеспечения финансовой безопасности входят в число стратегических приоритетов государственной политики, что свидетельствует о достигнутом в обществе консенсусе относительно значительной роли России в мировой финансовой системе. Актуальность данного вопроса также обусловлена тем, что оптимизация структуры органов государственной власти является одним из первоочередных направлений деятельности российского государства для повышения эффективности и результативности деятельности. Особое внимание в данном процессе отводится реформированию системы органов государственного финансового контроля.
Исполнение функций государства должно обеспечиваться наличием стабильных и постоянных источников формирования финансовых ресурсов, позволяющих покрывать расходы государства, так как финансы проникают во все сферы общественной и государственной жизни. Цель формирования доходов федерального бюджета непосредственно связана с удовлетворением общественных потребностей, которые обусловлены задачами и функциями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и возложенными государством на уполномоченные им органы. Благодаря рекомендациям ИНТОСАИ в 1992 году был внедрен внутренний контроль в государственный сектор. Это позволило увидеть множество проблем, возникающих в ходе работы государственных органов, а разработка мер по предотвращению нарушений позволили сократить и снизить эти проблемы. Снижение внутренних проблем направлено на повешение эффективности работы государственного сектора, также появляется двусторонняя связь между уровнями государственного финансового контроля, что помогает сформировать целостную систему взаимодействия органами власти друг с другом и с обществом.
В Российской Федерации в течение последних лет создается единая система государственного финансового контроля, объединяющая внутренний и внешний контроль во взаимной увязке с горизонтальными и вертикальными связями различных контролирующих субъектов на основе единой методологической и методической базы. Активно развивающимся направлением государственного финансового контроля выступает контроль в сфере таможенных правоотношений, в рамках которых происходит отслеживание финансовых потоков, обусловленных перемещением товаров и физических лиц через таможенную границу Российской Федерации, прежде всего - в связи с выполнением обязательств перед бюджетной системой.
Развитие государственного финансового контроля, осуществляемого таможенной службой при исполнении функции администратора доходов бюджета, опирается как на имеющиеся организационные резервы, так и на новые, современные формы организации и обеспечения финансового контроля. К ним можно отнести работу на основе системы анализа и управления рисками, внедрение электронного декларирования и единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности.
Ввиду специфики выполняемых таможенными органами функций оценка их деятельности сконцентрирована, с одной стороны, на выявлении закономерностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а с другой стороны, на анализе результатов, получаемых при администрировании доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей.
Целью исследования является совершенствование механизма государственного финансового контроля на примере Федеральной таможенной службы России путем анализа деятельности по ключевым направлениям работы, оценки показателей эффективности и выявлению основных проблем.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- определить понятие, сущность и задачи финансового контроля, ознакомится с главными функциями органов государственного контроля и рассмотреть методологию оценки эффективности результатов деятельности;
- оценить эффективность работы Федеральной таможенной службы России за 2017-2019 гг. по результатам анализа перечисления таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС, в доход федерального бюджета, взысканию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней и оценке проведенного государственного финансового контроля;
- выявить основные проблемы деятельности ФТС России за 2017¬2019 гг. и предложить возможные пути решения.
Объектом исследования является Федеральная таможенная служба.
Предметом исследования является экономические отношения, возникающие в процессе деятельности таможенных органов по вопросам формирования доходов бюджета, а также результаты деятельности в сфере государственного контроля (надзора).
Методы исследования: теоретические и эмпирические, в том числе сравнение, анализ, оценка и др.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Развитие государственного финансового контроля, осуществляемого таможенной службой при исполнении функции администратора доходов бюджета, опирается как на имеющиеся организационные резервы, так и на новые, современные формы организации и обеспечения финансового контроля. К ним можно отнести работу на основе системы анализа и управления рисками, внедрение электронного декларирования и единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности.
Целью диссертации была разработка предложений по совершенствованию механизма государственного финансового контроля на примере Федеральной таможенной службы России путем анализа деятельности по ключевым направлениям работы, оценки показателей эффективности и выявлению основных проблем.
В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи:
- рассмотрены теоретические основы финансового контроля, органы государственного контроля, а также методология оценки эффективности результатов деятельности;
- изучены функции и виды контрольных мероприятий деятельности ФТС России;
- проведен анализ внутреннего и внешнего контроля ФТС России в 2017-2019 гг. по основным направлениям деятельности;
- выявлена основная проблема деятельности контрольного органа в анализируемый период, а также предложен возможный путь решения;
- обобщены выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
В первой главе было рассмотрено понятие финансового контроля, его принципы и задачи в государственном секторе, а также функции, которые лежат на субъектах государственного контроля. Рассмотренная методология оценки эффективности деятельности органа финансового контроля, предложенная С. П. Опенышевым и В.А. Жуковым, позволила выделить следующие основные критерии оценки: результативность, действенность, экономичность, интенсивность и динамичность деятельности/жёсткость контроля.
Во второй главе проведен анализ деятельности ФТС России за последние три года. В ходе работы была изучена структура таможенных органов России и ряд полномочий ФТС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе". Был проведен анализ эффективность работы ФТС России по результатам перечисления таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС, в доход федерального бюджета, взысканию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней и оценке деятельности таможенной службы как контрольного органа.
В третьей главе была выявлена проблема роста нарушений законодательства Таможенного союза и законодательства РФ участниками ВЭД в работе ФТС России на конец анализируемного периода. И предложены следующие мероприятия, направленные на снижение числа нарушений участниками ВЭД:
- повышение эффективности профилактических мероприятий для предотвращения нарушений участников ВЭД на 15%;
- увеличение эффективности механизма досудебного обжалования;
- повышение штрафных санкций в 3 раза для участников ВЭД, допустивших нарушения.
Таким образом, таможенные органы осуществляют взимание таможенных платежей, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции. Кроме того, на таможенные органы возложена обязанность по перечислению в федеральный бюджет денежных средств, которые включают также штрафы, проценты, недоимки и другие платежи, что является результатом применения административных наказаний и финансово-правовых санкций. В настоящее время фискальная и регулирующая функция таможенных органов как субъекта, администрирующего таможенные платежи, значительна для формирования доходной части федерального бюджета РФ при этом важным моментом должна оставаться работа, направленная на пресечение нарушений участниками ВЭД.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (действующая редакция)
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" введен Федеральным законом РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 08.06.2020, действующая редакция)
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации» введен
Федеральным законом от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 01.04.2020,
действующая редакция)
4. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
5. Федеральный закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (действующая редакция)
6. Федеральный закон Р "О Счетной палате Российской
Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ (действующая редакция)
7. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от
25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция)
8. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (действующая редакция)
9. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (в ред. от 24.06.2019, действующая редакция)
10. Указ Президента РФ от 08.06.2004 N 729 "Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации" (в ред. от 25.07.2014, действующая редакция)
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (действующая редакция)
12. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" (действующая редакция)
13. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе" (в ред. от 03.06.2019, действующая редакция)
14. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О
Федеральном казначействе" (в ред. от 15.06.2019, действующая редакция)
15. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об
утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (в ред. от
15.04.2020, действующая редакция)
16. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О
Министерстве финансов Российской Федерации" (в ред. от 15.05.2020, действующая редакция)
17. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 10.02.2018, действующая редакция)
18. Приказ ФТС России от 30.08.2019 N 1373 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57025, действующая редакция)
19. Приказ ФТС России от 01.12.2016 N 2256 "Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности"(в ред. от 13.03.2020, действующая редакция)
20. Приказ ФТС России от 20 декабря 2018 г. № 2077 «Об
утверждении форм отчетов, Порядка заполнения форм отчетов, представления отчетности, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами» (действующая редакция)
21. Приказ ФТС России от 28 января 2019 г. № 131 «Об
утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению ФТС России государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (действующая редакция)
22. "Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по интеллектуальной собственности" (утв. ФТС России N 01-69/0012, Роспатентом 06.06.2019) (действующая редакция)
23. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. - М.: Магистр, Инфра-М, 2015. - с. 544
24. Ахмедзянов Р.Р., Смирнова С. И. Электронное декларирование как направление повышения качества оказываемых таможенных услуг // Форум молодых ученых. 2018. № 10 (26).
25. Безденежных А.О. Особенности управления в таможенных органах // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 324-328.
26. Бовкун Д.В. Взимание таможенных платежей и их роль в формировании доходной части бюджета России // В сборнике: Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум Электронный сборник статей по материалам V студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 85
27. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ: моногр. / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер, 2017. - С. 432
28. Болдырев Ю. Формирование внешнего государственного финансового контроля в РФ: вопросы истории, организации и методологии // Рос. экон. журнал. - 2017. - N 5-6. - С.25
29. Богомолова А. В., Будяк И.С. Роль таможенных платежей в структуре бюджета Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2018. № 5-1 (21). С. 569-574.
30. Волкова А. А., Акбашева Э.Р. Государственный финансовый контроль в России // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 22 (39). С. 51-52.
31. Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: Финансовый контроль, 2018. - 269с.
32. Горбунова О. Н. Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 2016 — С. 400
33. Грачева Е. Ю. Финсовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М.: Проспект, 2013 — С. 576
34. Ильин А. Ю. Правовая доктрина финансового контроля /под ред. А. Ю. Ильина, М. А. Моисеенко // Финансовое право. — 2014. — № 4. — С. 14-23.
35. Исакова А. А. Совершенствование системы администрирования таможенные платежей [Текст] // А. А. Исакова // XII Международная научно-практическая конференция Молодых Налоговедов «Актуальные проблемы налоговой политики» - 2020
36. Ковалева Э. Р. Государственный финансовый контроль: учебное пособие Издательство: Познание, 2014 - С. 510
37. Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / А.О. Кожанова // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 223
38. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник — Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — С. 720
39. Нечаев А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А. С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. М.: Инфра-М, 2017. - С. 266
40. Немирова Г.И. Таможенные платежи как фактор развития экономического потенциала России. / Г.И. Немирова, З.А. Ильсаев. // Экономика и социум. - №3. - 2015. - С. 29-33.
41. Опенышев С.П. Жуков В.А. Теоретические и методологические основы оценки эффективности государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2001. № 1.
42. Остроумов Н. В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования. / Н. В. Остроумов. // Юридическая наука. - №1. - 2013. - С. 74
43. Попова В.Е. Основы организации системы государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 618-619.
44. Поспелов А.И., Мещерякова Е.В. Проблемы таможенных платежей в Российской Федерации // Студенческий. 2019. № 1-3 (45). С. 87¬90.
45. Рамазанова Б.К. Научные подходы к экономико-правовой природе налогов // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3. С. 249-251.
46. Решеткина М.А. Основные проблемы государственного финансового контроля в РФ // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 32-1. С. 22-24.
47. Химичева Н. И. Финансовое право: учебник / отв. ред. — Ф59 5"е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА"М, 2012. — С.129
48. Ялбулганова А. А. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование / под ред. А. А. Ялбулганова. — М.: Библиотечка РГ, 2014. — С. 176
49. Официальный сайт ФТС России / Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. НЕЕ: http://customs.ru/activity/programmy-razvitiya/razvitie-2020(дата обращения: 17.03.2020)
50. Официальный сайт ФТС России / Стратегия развития ФТС
России до 2020 года. URL: http: //customs .ru/activity/pro grammy-
razvitiya/strategy(дата обращения: 17.03.2020)
51. Официальный сайт ФТС России / Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. URL: http://customs.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693(дата обращения: 17.03.2020)
52. Официальный сайт ФТС России / Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: http://customs.ru/activity/results/itogovve-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/175571(дата обращения: 17.03.2020)
53. Официальный сайт ФТС России / Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России В 2017 году. URL: http://customs.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/88684(дата обращения: 17.03.2020)
54. Официальный сайт ФТС России / Отчет об исполнении основных
показателей работы таможенных органов Российской Федерации в 2019 году. URL: http://customs.ru/activity/results/svedeniya-o-vvpolnenii-osnovnvx-
pokazatelej-raboty-/2019-god(дата обращения: 17.03.2020)
55. Официальный сайт ФТС России / Сведения о взыскании (погашении) задолженности по таможенным платежам и пеням. URL: http://customs.ru/activity/results/statistika-pogasheniya-zadolzhennostej-po-uplate-tamozhennyx-platezhej-i-penej(дата обращения: 17.03.2020)
56. Официальный сайт ФТС России / Ежегодный сборник
"Таможенная служба Российской Федерации". URL:
http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii(дата обращения: 17.03.2020)
57. Официальный сайт ФТС России / Итоги деятельности
таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. URL: http: //customs .ru/activity/results/ito gi-deyatel -no sti-
tamozhennyx-organov-po-osushhestvleniyu-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska-tovarov(дата обращения: 17.03.2020)
58. Официальный сайт ФТС России / Результаты внутренних и
внешних проверок. URL: http: //customs .ru/activity/results/rezul -taty-
proverok/rezul-taty-vnutrennix-proverok(дата обращения: 17.03.2020)
59. Официальный сайт ФТС России / Стратегия развития ФТС
России до 2030 года. URL: http: //customs .ru/activity/pro grammy-
razvitiya/strategy(дата обращения: 17.03.2020)
60. Официальный сайт ФТС России / Доклад Федеральной таможенной службы об осуществлении таможенными органами государственного контроля (надзора) и его эффективности. URL: http://customs.ru/activity/kontrol-naya-deyatel-nost-/doklad-federal-noj-tamozhennoj-sluzhby-ob-osushhestvlenii-tamozhennymi-organami-gosudarstvennogo-kontrolya-%28nadzora%29-i-ego-effektivnosti
(дата обращения: 17.03.2020)
61. Официальный сайт ФТС России / Выявленные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации. URL: http://customs.ru/activity/kontrol-naya-deyatel-nost-/profilaktika-narushenij-obyazatel-nyx-trebovanij/vyyavlennye-sxemy-ukloneniya-ot-uplaty-tamozhennyx-poshlin,-nalogov-i-inyx-platezhej,-vzimanie-kotoryx-vozlozheno-na-tamozhennye-organy-rossijskoj -federaczii(дата обращения: 17.03.2020)