РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР
УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 15
1.1 ПОНЯТИЯ «МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ», «МАЛЫЙ БИЗНЕС»,
«МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» 15
1.2 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . 25
1.3 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 37
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 46
2.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46
2.2 МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 56
2.3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 65
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 75
3.1 МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 75
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 86
3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 131
ПРИЛОЖЕНИЕ А 139
Одним из ключевых элементов устойчивого развития региональной экономики является развитие в ней малого предпринимательства, которое способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, обеспечению занятости населения, увеличению производства валового регионального продукта, росту реальных доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных и региональных бюджетов.
Направленность малого предпринимательства в сторону удовлетворения локальных потребностей в товарах и услугах обуславливается сравнительно небольшими масштабами деятельности, относительно неемкими рынками сбыта, ограниченностью ресурсов, а также иных специфических особенностей. Все вышеперечисленное опять же указывает на превалирование региональной направленности в процессе деятельности малого бизнеса.
Тенденция последних лет, отражаемая в постоянно растущем интересе к вопросу развития малого предпринимательства, обусловлена рядом обстоятельств. Субъекты малого предпринимательства обладают возможностью создания эффективного экономического базиса реализации производственного потенциала регионов, позволяют малому предпринимательству развиваться во всем множестве рыночных ниш, создают ощутимое количество новых рабочих мест, удовлетворяют потребности граждан, некоторым образом сглаживают проявления социальных конфликтов, которые связаны с процессами экономического преобразования общества.
В то же время, для старта малого бизнеса требуется значительно меньше вложений. Представители малого бизнеса зачастую не стремятся осуществлять рискованные мероприятия в погоне за получением больших доходов и крайне восприимчивы к мерам регулирующего и контролирующего воздействия, подвергаясь значительному влиянию со стороны даже малейших реформ.
Тем не менее, стоит заметить, что ввиду существования проблем, требующих внимательной проработки и их решения, потенциал малого предпринимательства в экономике Свердловской области реализуется в неполной мере.
По причине недостаточно проработанной нормативно-правовой базы отсутствует четкое разделение малых предприятий по различным категориям, включая разделение и по отраслевому признаку, для вновь появляющихся малых компаний не подразумевается применение налоговых льгот и преференций, вопрос улучшения взаимодействия малых предприятий между собой и интеграции с представителями крупного бизнеса в рамках региона слабо проработан, существуют препятствия на пути использования сложившейся ранее производственной и социальной инфраструктур, нет постоянных каналов сбыта продукции, низкая степень развития рыночной инфраструктуры.
Высокий интерес к проблеме развития малого бизнеса и низкая степень научной проработки особенностей, организационно-экономических условий существования малого предпринимательства и отсутствие четких методических рекомендаций определяет актуальность и значимость темы магистерской диссертации.
Кроме того, социально-экономическая значимость малого предпринимательства для региональной экономики, низкие показатели развития малого предпринимательства в Свердловской области, недостаточно эффективная поддержка малого предпринимательства в регионе также указывают на актуальность исследования.
Растущую значимость малого предпринимательства в экономическом и социальном планах необходимо сопровождать мерами государственной и интеграционной поддержки, в первую очередь на уровне региона. Последовательная реализация мер по содействию развитию предпринимательства формирует предпосылки к повышению производственно-инвестиционной активности малых предприятий, росту заинтересованности к сотрудничеству с ними со стороны крупных предприятий.
Существует огромное множество публикаций, в которых рассматривается малое предпринимательство, анализируется присущие ему особенности, включая: местный характер, инновационную роль в развитии экономики, важность и меры государственной поддержки и регулирования.
При этом мало внимания уделяется таким вопросам, как специфика региона в качестве деловой среды предпринимательской деятельности, вклад малого предпринимательства в региональный процесс воспроизводства, как основы перехода региона к устойчивому социально-экономическому развитию.
В малой степени проработаны проблемы саморазвития малого предпринимательства, взаимодействия субъектов хозяйствования, находящихся на разных уровнях относительно масштаба их деятельности. Таким образом, все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы исследования.
Стоит также заметить, что большинство современных исследований, посвященных малому бизнесу, в большинстве своем носят описательный характер: они сосредоточены на определении роли малого бизнеса в экономике страны и факторов его развития, обозначении проблем, необходимости государственной поддержки и регулирования.
Однако и в России, и за рубежом было сделано не очень много в области методологии оценки влияния малого предпринимательства на экономический рост, взаимодействия хозяйственных структур с разными масштабами деятельности, определении потенциальных сфер приложения предпринимательского капитала и барьеров для саморазвития, проверки гипотезы об эффективности малых фирм на отдельных отраслевых рынках, разработки механизма законодательной, консалтинговой и образовательной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.
Тема магистерской диссертации определяет основную ее цель, которая заключается в исследовании механизмов развития малого предпринимательства в экономике Свердловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- определить роль малых форм предпринимательской деятельности в экономическом развитии;
- проанализировать современное состояние малого
предпринимательства в Российской Федерации и Свердловской области;
- провести оценку эффективности механизмов развития малого предпринимательства в регионе;
- сформировать предложения по совершенствованию механизмов развития малого предпринимательства.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство Свердловской области.
Предметом исследования являются механизмы развития малого предпринимательства в Свердловской области.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления, стратегического менеджмента и соответствующие материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций; нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие исследуемые вопросы.
Методологическая основа магистерской диссертации состоит из общенаучных методов исследования, методов стратегического анализа, статистических методов исследования, методов оценки экономической эффективности.
Научная новизна исследования.
1. Отдельно определены основные направления развития малого предпринимательства в Свердловской области.
2. Сформирован ряд практических рекомендаций социально-экономического характера по внедрению модели организации взаимодействия властных, крупных и малых предпринимательских структур в рамках реализации механизма государственного регулирования деятельности и поддержки малого бизнеса Свердловской области. В ходе работы было выяснено, что путем внедрения мер поддержки и организации механизма взаимодействия проектного комитета по направлению социально-экономической политики Свердловской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», специализированных микрофинансовых институтов и субъектов малого предпринимательства происходит достижение мультипликационного социально-экономического эффекта на уровнях малых предприятий, институтов микрокредитования, сектора государственного регулирования, результатом чего становится обеспечение устойчивого развития региона.
3. В ходе исследования была выработана система оценки заявлений претендентов на получение государственной поддержки, в основе которой лежит ранжирование малых предприятий с применением комплексного критерия оценки эффективности их деятельности, который включает в себя расчёт социально-экономических показателей, с помощью которых можно выявить наиболее перспективные субъектов малого предпринимательства для оказания им государственной поддержки с точки зрения целевых результатов. Новизна разработанной концепции комплексной оценки эффективности субъектов малого предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки, заключается в соотношении уровней экономической, социальной, бюджетной и инновационной составляющих в деятельности малых предприятий к объему выделяемых бюджетных средств, предназначенных для целей государственной поддержки. Такой подход можно охарактеризовать как универсальный системный инструмент анализа, дающий возможность в перспективе производить целостную оценку государственной поддержки.
4. Разработанный интегральный критерий эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, позволяющий преодолеть, по нашему мнению, недостатки существующих на сегодняшний день методик оценки эффективности. Данная методика предполагает следующее: результатом является совокупный уровень социально-экономических показателей предприятий, получающих поддержку, а затратами - совокупный объем бюджетных ассигнований на государственную поддержку, на основании чего можно количественно измерить эффективность государственной поддержки в целом. Особенностью такого инструмента оценки эффективности государственной поддержки малого бизнеса является способствование рациональному распределению бюджетных средств, и обоснованность и наглядность оценки эффективность государственной поддержки.
Значимость диссертационного исследования с теоретической точки зрения заключается в определении применимости и эффективности использования результатов данной работы в качестве базы дальнейших научных теоретических и прикладных разработок в разрезе механизмов развития малого предпринимательства в экономике региона. Основные положения и рекомендации диссертационной работы могут стать основой для совершенствования механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования результатов в практической деятельности в совершенствовании механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике. Методика оценки предприятий-заявителей на оказание государственной поддержки, может использоваться в процессе разработки Положений о конкурсных отборах субъектов малого предпринимательства на получение государственной поддержки.
Структура и объем работы. Структурно диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Рост экономическая и социальная значения малого предпринимательства для страны должен сопровождаться мерами государственной и интеграционной поддержки на уровне региона и страны в целом. В ходе реализации политики по поддержке развития предпринимательства формируются предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых предприятий.
Несмотря на свои скромные размеры, малые предприятия осуществляют следующие важные функции:
- социальную (обслуживание потребителей в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка);
- политическую (в условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы);
- экономическую (малые предприятия создают дополнительные рабочие места).
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы: предпринимательская деятельность обладает как преимуществами, так и недостатками. Малый и средний бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. Малое и среднее предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, улучшению качества товаров и услуг. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
Малое предпринимательство как специфический сектор экономики наиболее подвержен влияниям внешней среды, одновременно являясь наиболее гибкой хозяйствующей единицей, не требующей сложных управленческих систем, способной быстро реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей в условиях рыночной экономики. Именно малое
предпринимательство способствует созданию конкурентной среды, противодействуя монополизации различных сфер экономики. Развитие малого предпринимательства в России носит циклический характер, что связано с противоречивым отношением государства к данной группе хозяйствующих субъектов экономики. Различных причин неэкономического характера приводят к низкому уровню развития малого и среднего предпринимательства в РФ, среди них можно выделить следующие: бюрократизм, недостаточно проработанная нормативно-правовая база и т.д. Сфера взаимодействия с государством заключает в себе большую часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России сегодня.
В качестве основной проблемы российского малого предпринимательства можно выделить непродуманность и несистемный характер именно государственной политики, игнорирование негативных воздействий среды на деятельность малых предприятий. Так, государственной власть должна непосредственно и активно воздействовать на существующие барьеры, и принимать меры по их ликвидации. В процессе работы малых предприятий во главу угла ставится фактор государственного отношения к ним, что выражается в степени поддержки, уровне заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.
Если ранее среди проблем российского предпринимательства четко выделялся вопрос выживания, то сегодня малое предпринимательство сталкивается с необходимостью решения проблем гораздо более высокого порядка, включая: несовершенство налоговой системы; административные барьеры; нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний; нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Такие аспекты, как высокая степень риска и неустойчивость на рынке делают малый бизнес непривлекательным для кредитных организаций. Среди других проблем также стоит выделить и отсутствие квалифицированных кадров, и такую проблему внутреннего характера, как низкая квалификация и недостаточная правовая грамотность самих руководителей малых предприятий.
Наряду с вышеперечисленным отмечают и отрицательное воздействие на малые предприятия таких явлений, как: недостаток четкого регулирования любых взаимоотношений в бизнесе; нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования; слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
При разработке механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства важно:
- не приводить в противоречие интересы государства и малого и среднего бизнеса;
- способствовать установлению связей малого и крупного бизнеса;
- особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса;
- особое внимание уделить кластерной политике;
- осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Развитие малого и среднего предпринимательства - важная экономическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого и среднего предпринимательства. Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством.
Реализация предложенных мер государственного воздействия, представленных в главе 3 данной работы, позволит создать условия для эффективного функционирования малых предприятий в России. Методические рекомендации по совершенствованию системы поддержки МСП (по развитию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности):
рекомендации по совершенствованию административного регулирования, формированию конкурентных условий, развитию системы налогообложения предпринимательской деятельности и развитию финансовой поддержки малых и средних предприятий.
Говорить об эффективности государственной поддержки малого предпринимательства невозможно без создания системного механизма, который мог бы задействовать социально-экономический, бюджетный и инновационный потенциалы малых предприятий, что позволило бы эффективно распределять бюджетные средства. Так, схематика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства может быть выражена, как совокупность следующих взаимодействующих элементов: звено управляющего воздействия, цели и задачи, формы и методы государственной поддержки, систему критериев оценки процесса реализации проектов, претендующих на оказание государственной поддержки, и в то же время позволяет оценить государственную поддержку малого предпринимательства в целом.
Системный механизм оценки эффективности государственной поддержки малого бизнеса, разработанный в ходе исследования, включает в себя: организацию осуществления государственной поддержки, финансовое обеспечение программ поддержки и мероприятий, предусмотренных в их рамках, оценку эффективности государственной поддержки с помощью интегрального критерия эффективности государственной поддержки, задействующего экономические, социальные, бюджетные и инновационные показатели деятельности малых предприятий.
В основе осуществления комплексного подхода к оценке эффективности государственной поддержки лежит разработанный нами интегральный критерий, который, в свою очередь, обладает рядом преимуществ:
• позволяет производить количественную оценку ключевых составляющих сферы малого предпринимательства, являющихся функциональные доминанты данного сектора национальной экономики;
• располагает комплексом информации необходимой для проведения оценки эффективности;
• представляет критерии в интегрированном виде и характеризуется наглядностью, что является необходимым условием для комплексной оценки органами государственной власти, ответственных за оказание поддержки малому бизнесу;
• демонстрирует высокий уровень сопоставимости данных при сравнительном анализе оценки эффективности в разрезе как деятельности предприятий, так и государственной поддержки, что крайне важно в современных условиях ведения предпринимательской деятельности, характеризующихся высокой конкуренцией и ориентированностью на результат.
Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что предлагаемый нами системный универсальный инструмент оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства легко адаптируется к системному реформированию и модернизации в целях перехода к цифовизации экономики как концептуальному базису развития национальной экономики на ближайшее десятилетие. В связи с чем необходимо применять комплексный подход на основе программно-целевого метода повышения эффективности реализуемых мер государственной поддержки малого бизнеса.
Рост интереса со стороны органов государственной власти к вопросу оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства может привести к возможным изменениям в методиках её оценки, что открывает перспективную сферу для будущих исследований.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2012. - 720 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс] : от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // Консультант Плюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/
6. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015) [Текст]// «Российская газета», № 1, 10.01.2007г.
7. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции». [Текст]// «Российская газета», №162, 27.07.2006 г.
8. Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015) [Текст]// «Российская газета», № 253, 30.12.2009 г.
9. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
10. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015) [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008 , № 52 (ч. 1), ст. 6249.
11. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) [Текст]// «Российская газета», № 164, 31.07.2007 г.
12. Федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014) [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 01.07.2013, № 26, ст. 3207.
13. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015) [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
14. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) [Текст]// «Российская газета», № 80, 12.04.2013 г.
15. Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 178 (ред. от 23.07.2012) «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства» [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 24.03.2008, № 12, ст. 1138.
16. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 753 (ред. от 23.09.2014) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 20.10.2008, № 42, ст. 4825.
17. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/
18. Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [Текст]// «Российская газета», № 105, 17.05.2008 г.
19. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года N 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/
20. Постановление Правительства Свердловской области от 17 ноября 2014 г. N
1002-1111 "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]//Система ГАРАНТ. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/20953184/#ixzz6NSd9EMFh
21. Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 года №10-ОЗ (ред. от 11.02.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 22.01.2008) [Электронный ресурс]// ТЕХЭКСПЕРТ. - Режим доступа:http://docs.cntd.rU/document/819034515
22.Закон Свердловской области от 15 июня 2009 года № 31-ОЗ (в ред. от 20.03.2015) "Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 26.05.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
23.Закон Свердловской области от 21 ноября 2012 года № 87-ОЗ (ред. от 28.10.2015) "О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области и установлении налоговой ставки при ее применении для отдельных категорий налогоплательщиков" (принят
Законодательным Собранием Свердловской области 13.11.2012) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
24. Абрютина М. С. Экономика предприятия [Текст]. - М.: Дело и сервис, 2004.
- 528 с.
25. Акулов, А. О. Роль малого бизнеса в модернизации экономики региона [Текст]/ А. О. Акулов // Региональная экономика: теория и практика. - 2013.
- № 44. - С. 34-43.
26. Ангел, О. В. Малое предпринимательство в современной России: конкуренция, планирование, финансы, риски : монография [Текст]/ О. В. Ангел [и др.]; под ред. Е. Н. Кравченко. - Москва : Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2015. - 280 с.
27. Артемьев, Н. В. Формирование механизма декриминализации малого бизнеса современной России : монография [Текст]/ А. В. Артемьев, Ю. В.
Латов, Ю. Г. Наумов. - Москва : Академия управления МВД РФ, 2014. - 156 с.
28. Березнев, С. В. Развитие малого предпринимательства как инструмент повышения эффективности экономики регионов с высокой концентрацией монопрофильных муниципальных образований [Текст]/ С. В. Березнев, Т Ф. Мамзина // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 42. - С. 2-9.
29. Блудов А. М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской
деятельности: вопросы адаптации. [Текст]// Социальноэкономические
явления и процессы . 2011 - №3-4- С. 12-14.
30. Блудов А. М. Направления развития государственной политики регулирования предпринимательской деятельности в современных экономических условиях. [Текст]// Социально-экономические явления и процессы. 2010. №3. - С.55.
31. Буров В. Ю. Основы предпринимательства [Текст]: учеб. пособие : [в 3 ч.] / В.Ю.Буров ; Забайкал. гос. ун-т.- Изд. 2-е, доп. и перераб. - Чита : ЗабГУ, 2016. 18ВИ 978-5-9293-1662-3Часть 1.- Чита : ЗабГУ, 2016.- 257 с.18ВИ 978¬5-9293-1663-0
32. Вебер М. Избранные произведения [Текст]. - М.: Прогресс, 1990 - С. 189211.
33. Головецкий, Н. Я. Роль малого бизнеса в модернизации экономики России [Текст] / Н. Я. Головецкий, Б. Н. Головецкий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 8. - С. 42-50.
34. Гончарова, О. Ю. Публичное управление развитием малого предпринимательства: концепция, механизм, оценка результативности : монография [Текст]/ О. Ю. Гончарова. - Ростов-на-Дону : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2016 - 304 с.
35. Горфингель В.Я., Поляк Г.Б., Предпринимательство [Текст]. Учебник Горфинкель В.Я. - М.: Юнити- Дана, 2010 - С. 112-117.
36. Дадаханова, Р. Р. Современное состояние малого предпринимательства в России [Текст] / Р. Р. Дадаханова, Р. Ф. Мухаметлатыпов // Молодой ученый.
- 2013. № 5. - С. 359-360.
37. Добындо, М. Н. Развитие предпринимательства как предпосылки устойчивой инновационной трансформации региональной экономики [Текст]/ М. Н. Добындо // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 13. - С. 55- 62.
38. Королев, Д. А. Актуальные проблемы развития малого бизнеса на современном этапе развития экономики России [Текст]/ Д. А. Королев // Общество: социология, психология, педагогика. - 2013. - № 1. - С. 42-46.
39. Кулакова, Т. В. Государственное стимулирование модернизации промышленности: микроэкономический подход [Текст]/ Т. В. Кулакова, М. А. Моисеева // Журнал экономической теории. - 2012. - № 3. - С. 162-168.
40. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 320 с.
41. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы [Текст]. - СПб.: Бизнесс-пресса, 1999. - 608 с.
42.Организация предпринимательской деятельности [Текст]/ Под ред. А. С. Пелиха А.С. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - 336 с.
43. Орлова Н. Я. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России и за рубежом [Текст]. -М.: Сфера, 2011 - С.62.
44. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей [Текст]. - М.: Дело, 1997. - 672 с.
45. Трубникова, Л. С. Инновационное позиционирование субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики [Текст]/ Л. С. Трубникова, С. А. Медведев // Экономические исследования. - 2013. - № 4.
- С. 12-15.
46. Устойчивое экономической развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления [Текст]/ Под ред. В.В. Попкова. - М.: Экономика, 2012. - С.34-38.
47. Ушакова, О. А. Возрастание роли малого промышленного бизнеса в модернизации экономики [Текст]/ О. А. Ушакова // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2. - С. 177-181.
48. Франовская Г. Н. Малый бизнес: учебное пособие для вузов [Текст]/ Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. ун-т". - Воронеж : Изд.- полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2007. - 204 с. : ил., табл.; 20 см.; 18ВИ 978-5-9273-1179-8
49. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха [Текст]. М.: Прогресс-универс, 1991 - С.16.
50. Хисамутдинов И.А. Основы экономики и теории рынка [Текст]. М.: ИнфраМ - 2010 - С.19-23.
51. Царев, В.Е., Вершинина, Д.А. [Текст] / В.Е. Царев, Д.А. Вершинина // Молодой ученый. - 2015 - №24. - С. 610-614.
52. Цукерман, В.А. Роль малых предприятий при переходе регионов Севера на инновационный путь развития [Текст]/ В. А. Цукерман, Е. С. Горячевская // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 34. - С. 33-41.
53. Широков Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. [Текст]/ Б. М. Широков. — М.: Финансы и статистика, 2012 - С.19-32.
54. Аналитический центр Исследовательское подразделение медиахолдинга
Эксперт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.acexpert.ru/news/costoyalos-zasedanie-soveta-po-razvitiyu-malogo-i- .Ыш1, свободный.
55. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.na1og.ru/, свободный.
56. Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://szn- ura1.ru/, свободный.
57. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.шinfin.ru, свободный.
58. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asi.ru/investclimate/rating/, свободный.
59. Помощь бизнесу - Микрофинансирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bishelp.ru, свободный.
60. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sofp.ru/, свободный.
61. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: информационно-статистический сайт. - Москва, 1999-2020. - Режим доступа: http://www.gks.ru
62. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/, свободный.
63. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.nalog.ru/rn66/,свободный.