РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭВРИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ПОСТУПЛЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ
Введение 3
1 Теоретические основы и специфика управления инновациями в сфере
среднего общего образования 11
1.1 Педагогические инновации как объект управления: теоретические аспекты 11
1.2 Механизмы управления и структурирования процесса профильного
профессионально-ориентированного обучения старшеклассников 16
1.3 Формирование инженерной школы как многовекторная менеджерская задача 19
2 Измерения уровня мотивации старшеклассников к поступлению в
технические ВУЗы: аналитическая оценка степени влияния катализирующих и сдерживающих факторов (социологическое исследование) 29
2.1 Оценка актуальности профессионального выбора старшеклассников в
пользу освоения инженерных специальностей 29
2.2 Портрет современного абитуриента технического ВУЗа 322
2.3 Сравнительный анализ мотивации профессионального выбора
учащимися профильного и непрофильного классов: оценка результативности профильного обучения
3 Разработка проекта по созданию инженерной школы как инновационной
формы профильного обучения и профессиональной ориентации старшеклассников 40
3.1 Характеристика муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 (предпроектный анализ) 40
3.2 Реализация инновационного проекта по созданию инженерной школы
путем взаимодействия внутреннего и внешнего контуров управления 455
3.3 Оценка результативности и рисков реализации проекта 62
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А 75
Приложение Б 82
Приложение В 96
Приложение Г 97
Приложение Д 100
Приложение Е 103
Наше исследование направлено на решение проблемы не столько педагогической, сколько глубоко социально и экономической.
Потребность в притоке инженерных кадров проявляется сегодня особенно остро: весьма значительная часть специалистов, закончивших технические вузы, не приходит на производство, реализуя свои знания и креативный потенциал в иных - непроизводственных сферах. Мы не говорим здесь о качестве технического образования - при всех издержках и объективных трудностях переходного периода оно продолжает оставаться высоким. Мы говорим здесь о весьма слабой профессиональной ориентации выпускников технических вузов работать в производственной сфере и в отсутствии у них яркого интереса - профессионально-эвристического, материального, карьерного - для того, чтобы выбрать именно производственную сферу, предоставляющую реальную возможность для профессионального и личностного роста. К тому же, как показали наши социологические исследования, получение технической специальности рассматривается родителями выпускников средних школ скорее, как запасной вариант (что называется, «во вторую очередь»), а получение рабочей специальности - как жизненная неудача.
Нашей ключевой рабочей гипотезой выступала идея о том, что существующее сегодня в рамках средней школы, так называемое профильное (углубленное) обучение старшеклассников, решает исключительно локальную сугубо методическую задачу, связанную с подготовкой к успешной сдаче профильного Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Не более того, речь идет, по сути, о банальном «натаскивании» для того, чтобы набрать достаточное количество проходных баллов. Между тем, мы ставим вопрос о качественной смене целевой парадигмы. Нынешние профильные физико-математические и информационные классы ставят целью подготовку будущих абитуриентов к поступлению в технические вузы путем успешной сдачи ЕГЭ, то мы предлагаем сконцентрироваться на цели, связанной с формированием устойчивого профессионального интереса старшеклассников к освоению технической специальности для последующей успешной карьеры в производственной сфере. Такая целевая установка и новая парадигма потребует создания принципиально новой структуры профильного образования и комплексного управленческого подхода. Так, цель, связанная с подготовкой к сдаче профильных ЕГЭ, ограничивалась созданием профильных классов и предоставлением дополнительных учебных часов для изучения базовых учебных дисциплин. И, напротив, цель, связанная с формированием устойчивого профессионального интереса старшеклассников к освоению инженерной профессии с последующей работой на производстве, требует кардинальных управленческих решений по расширению количество элементов, участвующих в реализации данного процесса, формированию новых зон ответственности, а также управленческой координации множества вновь появляющихся звеньев. Углубленные классы - это лишь один из элементов системы, решающей комплексную задачу. Профильные классы остаются. Мы же выделяем целый спектр дополнительных направлений педагогического и социального воздействия:
- взаимодействие с техническими вузами и выпускающими кафедрами;
- участие старшеклассников в профильных олимпиадах регионального и общероссийского уровней;
- целевые экскурсии в ведущие технические вузы, организованные совместно с отделами довузовской подготовки;
- демонстрация лучших образцов лабораторной и методической базы;
- проведение дополнительных занятий в вузовских аудиториях и лабораториях;
- посильное и в разумных пределах участие старшеклассников в проектной и исследовательской деятельности профильных кафедр;
- взаимодействие с производственными предприятиями, знакомство с работой конструкторских бюро и технологических отделов с возможностью посильного практического участия в реализации реальных технических проектов;
- участие в так называемых летних лагерях, организуемых ведущими вузами и объединяющих профессионально ориентированную и продвинутую молодежь.
Иными словами, формируется новая структура, требующая актуализации управленческих механизмов, связанных с координацией, мониторингом и оценочным контролем. Кроме того, и об этом пойдет разговор ниже, наряду с внутренним контуром управления, должен сформироваться также и внешний управленческий контур, призванный координировать усилия внешних партнеров, которых мы будем активно привлекать к реализации нашего проекта по созданию инженерной школы.
Цель исследования - управленческий контроль и оценка результативности применяемых управленческих механизмов для разработки проекта по созданию инженерной школы как инновационной формы профильного обучения и профессиональной ориентации старшеклассников.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы управления инновационными процессами в сфере среднего общего образования в контекстах планирования, структурирования, координации, контроля и оценки, а также партнерского взаимодействия внутреннего и внешнего контуров управления;
- провести социологические исследования и измерения уровня мотивации старшеклассников к поступлению в технические вузы, проанализировать степень влияния катализирующих и сдерживающих факторов;
- разработать проект по созданию инженерной школы как наиболее эффективной инновационной формы профильного обучения и профессиональной ориентации старшеклассников.
Итак, предметом исследования выступают механизмы управления и структурирования процесса профильного профессионально-ориентированного обучения старшеклассников в инновационном формате инженерной школы.
Объект исследования - региональное образовательное учреждение сферы среднего общего образования.
Таковым выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (далее - МАОУ СОШ №10) с. Покровское, образовательная деятельность которого исследуется нами в контексте складывающейся системы профильного (углубленного) обучения старшеклассников как будущих абитуриентов технических вузов. При этом МАОУ СОШ № 10 с. Покровское, где уже осуществляется отбор и профильное обучение старшеклассников в рамках инженерной школы, рассматривается в качестве экспериментальной площадки по применению инновационных управленческих подходов к профессиональной ориентации. Управленческие усилия призваны эффективно скоординировать взаимодействие множества факторов, влияющих на процессы профессионального выбора старшеклассников в пользу освоения ими инженерных специальностей.
При написании диссертации использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Положения, содержащие элементы научной новизны:
- скорректировано понятие инженерной школы как инновационной формы профильного обучения и ориентации старшеклассников на поступление в технические вузы;
- изменен сам ракурс рассмотрения инженерной школы как принципиально новой образовательной структуры, формирование которой представляет собой многовекторную менеджерскую задачу, выходящую за рамки сугубо педагогического и методического воздействия;
- разработана организационная структура инженерной школы, включающая как внутренний, так и внешний контуры управления, формируемый путем выстраивания, оформления и координации партнерских отношений с заинтересованными субъектами (вузами, промышленными предприятиями, центрами довузовской подготовки);
- процесс формирования устойчивого профессионально-эвристического интереса старшеклассников к освоению технической специальности представлен как комплексная управленческая задача, требующая столь же комплексного ее решение путем координации множества направлений и трендов воздействия, выходящих за рамки внутреннего контура управления и формирующие внешний управленческий контур.
Практическая значимость представленной работы:
- апробированные нами в процессе проектирования управленческие подходы и алгоритмы могут применяться в учреждениях среднего профессионального образования при организации профильного обучения старшеклассников;
- предложенное нами детальное структурирование процесса формирования инженерной школы может быть использовано в качестве типового образца, предусматривающего необходимую коррекцию и адаптацию с учетом неизбежной специфики и особенностей конкретного образовательного учреждения;
- разработанная нами программа организационных мероприятий по реализации проекта инженерной школы, предусматривающая матрицу персональной ответственности и календарное планирование, выступает первоосновой для креативной управленческой деятельности, связанной с поиском дополнительных форм, привлечением новых партнеров и расширением внешнего контура управления.
Управленческие усилия, связанные с привлечением внешних партнеров для совместной профориентационной деятельности в инновационном формате инженерной школы, призваны сформировать у старшеклассников внутреннюю установку, определяющую профессиональный выбор в пользу освоения технической специальности. Выпускник школы должен почувствовать, что инженерная деятельность социально успешна и престижна, дает возможность для карьерного и личностного роста, в значительной мере реализует материальные потребности при условии профессиональной и креативной отдачи со стороны самого специалиста.
Возрождение профессионально-эвристического интереса креативной молодежи к освоению технической специальности уже не ограничивается так называемым «точечным» появлением профильных (углубленных) классов. Появляется принципиально новая форма профильного обучения и профессиональной ориентации старшеклассников, каковой как раз и выступает так называемая инженерная школа. А это уже целая система, требующая:
- управленческой координации множества элементов;
- применения проектного подхода;
- создания креативной проектной команды и распределения зон ответственности;
- оформления внешнего контура проектного управления путем заключения договорных отношений с множеством заинтересованных партнеров из числа ближнего окружения (вузами, предприятиями, центрами довузовской подготовки);
- а также нормативно-правового и финансово-экономического регулирования.
Таким образом, создание инженерной школы как принципиально новой образовательной структуры представляет собой многовекторную менеджерскую задачу, выходящую за рамки сугубо педагогического и методического воздействия.
Отсюда, представленная нами выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Магистерская диссертация выполнена на 103 страницах, в работе 12 таблиц, 3 рисунка, 6 приложений, 66 источников информации.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инновационного управления в сфере образования, а именно, поиска новых эффективных форм профильного обучения и профессиональной ориентации старшеклассников. В данной главе обосновывается актуальность применения инновационного формата инженерной школы. Между тем, применение формата инженерной школы требует перехода на новую управленческую парадигму, связанную с формированием внешнего контура управления и координации взаимодействия с внешними партнерами.
Вторая глава посвящена исследованию фактора мотивации старшеклассников в пользу выбора инженерных специальностей с последующей реализацией своего личностного потенциала в сфере производственной деятельности. В данной главе представлен портрет современного абитуриента технического ВУЗа. Кроме того, выявлены существенные различия в мотивации профессионального выбора среди учащихся профильных классов, с одной стороны, и классов непрофильных, - с другой. Управленческие усилия по организации профильного обучения в различных его формах оценивается как максимально эффективный механизм воздействия на формирование устойчивого профессионально-эвристического интереса к освоению инженерных специальностей.
В третьей главе представлен проект по созданию инженерной школы как принципиально новой формы профильного обучения старшеклассников.
В ходе работы над проектом выделено 3 этапа реализации, определены прогнозируемые результаты, описаны методы эффективности, критерии оценки эффективности реализации проекта.
Ожидаемым результатом от реализации проекта должна выступить система преемственности инженерного образования, структурирующая многочисленные элементы в рамках одной системы и координирующая подключение различных участников процесса на тех или иных этапах - вузов, колледжей, промышленных предприятий, отделов технической учебы, центров довузовской подготовки.
Проект в МАОУ СОШ № 10 может быть успешно реализован при условии комплексного управленческого подхода и формирования эффективной проектной команды.
По теме диссертации опубликовано 2 статьи, общий объем 0,6 печатных листов из них авторского текста 0,3 печатных листа.
Таким образом, в условиях развития национальной системы общего среднего образования инновационная деятельность приобретает значение, которое характеризуется системным экспериментированием, апробацией и применением инноваций в образовательном пространстве. К перспективным инновационным технологиям в управлении учебными заведениями отнесены такие, которые качественно меняют систему отношений между участниками учебно-воспитательного и управленческого процессов, систему информирования между ними, систему формирования в них глобального способа мышления. В связи с этим в современной системе образования актуальной проблемой остается качественная подготовка управленческих кадров и преподавательского состава к внедрению инновационных технологий.
Реформирование системы общего образования в направлении достижения новой цели, внедрения инноваций в управление современным образовательным учреждением позволит:
- преодолеть пассивность современных общеобразовательных школ;
- активизировать инновационную, творческую деятельность педагогических коллективов;
- раскрепостить творческий потенциал учащихся;
- создать условия для свободного развития интеллектуальных способностей личности, формирования у учащихся творческого, критического стиля мышления, ключевых гражданских компетенций.
Реализация предложенного проекта даст значительный импульс индивидуальному развитию школьников в области естественнонаучных предметов, формирующих целостную картину мира, обеспечит повышение числа обучающихся, поступающих на специальности естественнонаучного профиля.
Технологии интегративно-модульного конвергентного образования на основе совместной и индивидуальной, практической деятельности под руководством педагогов разовьет и обогатит личность школьника, нацелит на достижение высоких индивидуальных и коллективных результатов в процессе практической деятельности с максимальной степенью личной эффективности.
Сформированный по типу комбинированной лаборатории кабинет значительно расширит возможности реализации индивидуальных образовательных запросов в области естественных наук.
Природную потребность личности в практической деятельности и узнавании нового удовлетворит естественнонаучная парадигма освоения мира с использованием математического аппарата и современных цифровых технологий. Освоение педагогами принципов совместного и согласованного проектирования рабочих программ по естествознанию и предметам естественного цикла позволит создать единую ветвь естественнонаучного направления.
Участниками и партнерами проекта станут: МАОУ СОШ № 10, профильные организации высшего и среднего профессионального образования, (кафедры физико-математических, химико-биологических предметов, факультеты инженерно-технических специальностей), образовательные организации города Нижнего Тагила, родители обучающихся, общественность муниципалитета, Совет школы.
Значительные выгоды от реализации проекта получат все заинтересованные стороны проекта.
1. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Вступила в силу для СССР 15.09.1990.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
3. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 № 78-ОЗ.
4. Указ Губернатора Свердловской области «О комплексной
программе «Уральская инженерная школа» от 6.10.2014 № 453-УГ.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.
6. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 от 26.12.2019 № 312 (новая редакция).
7. Абрамов Ф.А. Проект Инженерной школы для старшеклассников.
1Ж1. : https://infourok.ru/proekt-inzhenernoy-shkoli-dlya-starsheklassnikov-448578
(дата обращения: 06.04.2020).
8. Анисенко А.В. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению. // Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С., Егоров Е.Е. / Мир наук. 2016. №4. Т. 6. НКЕ : https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-v-sisteme-sovremennyh-podhodov-k-obucheniyu (дата обращения: 14.09.2020).
9. Анкудинова И.А Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждении // Анкудинова И.А., Селукова Т.А., Семкин А.Г. иРЕ :https://urok.1sept.ru/articles/579320 (дата обращения: 17.03.2020).
10. Банникова Л.Н. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы
нового времени (издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 15-06¬
07007). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
11. Банникова Л.Н., Вишневский Ю.Р. Формирование инженерной
элиты индустриального региона: социологический анализ (издание
осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 15-06-07007). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013.
12. Беляева Ж.В. Обучение обучающихся основной школы
естественнонаучным методам познания на основе междисциплинарных связей биологии, химии и физики. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. 2015. 1ЖЕ : http://cdo.mpgu.edu/wp-content/uploads/2015/06/dissertatsiya-
Belyaevoy-ZHV.pdf (дата обращения: 06.04.2020).
13. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в
образовании. РОНО 2019. 1ЖЕ :
https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zumala/vypusk-16-sentabr- 2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v- obrazovanii (дата обращения: 23.03.2020).
14. Боронина Л.Н. Инженерное образование сегодня и завтра: социологический анализ. 1Жк : https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenemoe- ovrazovanie-segodnya-i-zavtra-sotsiolog (дата обращения: 23.03.2020).
15. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. М.: Проспект. 2017. 320 е.
16. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных
процессов как фактор управления качеством начального общего образования. 1Жк: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kontrolno-otsenochnyh-
()гоке (дата обращения: 06.04.2020).
17. Воровщиков С.Г., Родионова Т.К. Как правильно разработать образовательный проект и провести учебное исследование: дидактико-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся. М.: «5 за знания». 2017. 67 с.
18. Глинских И.А. Опыт реализации проекта «Инженерная школа на
базе общеобразовательной школы». URL : ййрз://фгос-
игра.рф/пе’№з/т1егууи/1472-ору1-геа117а1зп-ргоек1а-т7Йепешауа-зйко1а-па-Ьаге- obshcheobrazovatelnoj-shkoly(дата обращения: 15.03.2020).
19. Гришина И.В., Волков В.Н., Курцева Е.Г. Самооценка
общеобразовательного учреждения по критериям модели Total Quality Management как новый ресурс управления. URL :
https://docviewer.yandex.ru/view/88962000/?page=1&*=y355cCD% (дата
обращения: 06.04.2020).
20. Громов В. Мы обучаем студентов специально для работы на нашем предприятии // Генеральный директор. 2020. № 3.
21. Гурков И. Кто виноват, что выпускники вузов никому не нужны, — сами вузы или работодатели? // Генеральный директор. 2020. № 7.
22. Гусейнова С. Т. Современные педагогические инновации на уроке.
URL : http://ext.spb.гu/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/9368-sovгemeппye-
pedagogiches (дата обращения: 17.03.2020).
23. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2015. 176 с.
24. Дума Е. А. Уровни сформированности инженерного мышления // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 143-144.
25. Жарова М.В. Менеджмент в образовании : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2016. 977 с.
26. Зуев П. В., Кощеева Е. С. Использование компьютерного моделирования при обучении физике // Педагогическое образование в России. / Сегшапу : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2012. №12. URL : https://cybeг1eпiпka.гu/aгtic1e/п/гazvitie-metapгedmetпyh-uпiveгsa1пyh-uchebпyh- deystviy-pгi-koшp1eksпoш-ispo1zovaпii-uchebпogo-fizicheskogo-ekspeгiшenta- ¡Азе«ег (дата обращения: 20.03.2020).
27. Зуев П. В., Кощеева Е. С. Повышение качества образовательного процесса в современной информационной среде // Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы: материалы международной научной конференции / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2012. С. 44-49.
28. Казьмина С. Система внутришкольного управления. URL :
https://pandia.ru/text/78/448/88676.php(дата обращения: 17.03.2020).
29. Концепция современного естествознания - фундаментальная
дисциплина в системе высшего образования. URL :
http : //www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a10 .html (дата обращения :
02.02.2020).
30. Концепция развития естественнонаучного образования в Уральском федеральном округе. Горизонт 2025. URL :http://urfu.ru(дата обращения: 02.02.2020).
31. Крылов Е.В., Крылов О.Н. Преждевременное развитие - вред интеллекту? // Аккредитация в образовании. 2010. № 6 (41). С. 90-92.
32. Кулакова С.Ф. Организация профильного обучения
старшеклассников в процессе изучения дисциплин естественно-
математического цикла. 2006. URL :
https://www.dissercat.com/content/organizatsiya-profilnogo-obucheniya- starsheklassnikov-v-protsesse-izucheniya-distsiplin-este (дата обращения:
04.10.2020).
33. Кузькин Н.П. Инновации в управлении современной школой. 2004.
URL : https : //www. dissercat. com/content/innovatsii-v-upravlenii- sovremennoi-
shkoloi (дата обращения: 04.10.2020)
34. Курчатовский проект конвергентного образования. URL : http://habrahabr.ru/company/softline/blog/256703/(дата обращения: 02.02.2020).
35. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-24.
36. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л.Г. Логинова. М.: Мегаполис. 2018. 388 с.
37. Мескон М., Федоури Ф. Основы менеджмента (Management). М.: Дело, 1997. С. 704. URL : https://socioline.ru/pages/mmeskon-malbert-fhedouri- osnovy-menedzhmentam(дата обращения: 02.10.2020).
38. Муратов В. Мы поддерживаем конкурсы среди студентов в вузах Сибири и Урала // Генеральный директор. 2018. № 6. С. 35-38.
39. Огороднова Л. М., Кресс В. М., Похолков Ю. П. Инженерное образование и инженерное дело в России: проблемы и решения // Инженерное образование: Журнал ассоциации инженерного образования в России. 2012. № 11. С. 18-24. URL : www.aeer.ru(дата обращения: 20.09.2020).
40. Песелис А. А. Создание инновационных элементов системы ранней
профориентации школьников. URL :
https://docviewer.yandex.ru/view/88962000/?*=MPi1lFIDt%2BTNxq3c (дата
обращения: 02.10.2020).
41. Песоцкий Ю. Присваивать квалификацию выпускникам вузов должны независимые профессиональные ассоциации // Генеральный директор. 2020. № 3. С. 28-31.
42. Попов А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый. 2015. № 17. URL : https://moluch.ru/archive/97/21721/(дата обращения: 22.11.2020).
43. Патрахина Т.Н., Вялкова К.С. Профориентационная работа в ВУЗе: проектный подход учащихся // Концепт. 2018. №4. С. 271-281.
44. Проект Концепции развития естественно-научного образования в Ямало-Ненецком автономном округе URL : http://www.yamaledu.org/(дата обращения: 02.02.2020).
45. Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров. // Государственные вести, 2011. URL : http://www.gosnews.ru/ business_and_ authority/news/643 (дата обращения: 15.04.2020).
46. Реализация конвергентного подхода в управлении и формировании
инновационного развития профессиональных образовательных организаций. ПКЬ :
ййр://’№№№.шрг.ги/йотатз_йа1:а/111ез/7ита1_19/Аг1:етеу%201.А..рйГ#раде=3&7ОО т=аи!о,-274,519 (дата обращения: 02.02.2020).
47. Рубанов В.А. Проекты во сне и наяву, или о Русской системе подготовки инженеров // Независимая газета. 2012. № 25. С.41-47.
48. Садков Д. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих // Генеральный директор. 2017. № 11. С. 15-18.
49. Садовская И. Л. Методы обучения: новая концепция. иРЕ :
ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/те1:о4у-оЬисйешуа-поуауа-коп1дер1ыуа (дата
обращения: 20.07.2020).
50. Сенашко В. С., Вострикова Н. А. О преемственности среднего и высшего математического образования // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: материалы Международной конференции. Плоцк (Польша). 2006. С. 283-297.
51. Сикорская Г.А. Повышение качества современного школьного образования. Анализ изменений педагогической системы при переходе к профильному обучению. 2008. иРЕ : ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/апа117- 17тепешу-ре4адод1сйезкоу-81з1:ету-рп-регейо4е-к-ргоШпоти-оЬисйешуи/у1е’№ег (дата обращения: 20.09.2020)
52. Синицын Е. С. Формирование инженерного мышления в школе // Развитие физико-математического мышления у учащихся и студентов. Новосибирск : НГХА, 2011. С. 44-49.
53. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл.
иРЕ : ййрз://4осу1е’№ег.уапбех.ги/у1е’№/88962000/?раде=1&*=рл (дата
обращения: 02.02.2020).
54. Судоргина Л.В. Формирование инженерной элиты российского
общества в инновационном образовательном учреждении // Судоргина Л.В., Чернышенко Е.Г., Запевалова Т.В. иРЕ : ййр://ю.пюз.ги/агйс1ез2/55/2/Гогш1гоуаше-т7Йепегпоу-е1йу-гозз1узкодо- оЬзйсйез1уа-у-1нпоуасюппош-оЬгагоуа1:е1пош (дата обращения: 20.07.2020).
55. Тасимова А.Д. Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе. ИВЕ : ййрзГ/шиИшгок.ги/Шез/хзрокоуате- тпоуа!дюппукй-оЬгагоуа1:е1пукй-1:екЬп.й1:ш (дата обращения: 05.06.2020).
56. Терехин В. Мы проводим агитационную работу в учебных заведениях // Генеральный директор. 2007. № 3. С. 18-23.
57. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. О понятии инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 94-98.
58. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. // ГЕ8Т1УАГ.18ЕРТЕМВЕК-Ки. ИВЕ : ййр://ГезЙуа1.1зер1ешЬег.ш/агйс1ез/508067/ (дата обращения: 10.06.2020).
59. Харченко Н. И. Образование - это индустрия, направленная в
будущее. ИВЕ : ййрз://пзрог1а1.ги/зЬко1а/а4ш1шз1:пгоуаше-
зЬко1у/11Ьгагу/2016/01/17/зо (дата обращения 03.03.2020).
60. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и
предметных компетенций. Эйдос. ИВЕ :
ййр://’№№№.е14оз.ш/)оигпа1/2005/1212.й1:ш (дата обращения: 10.06.2020).
61. Чиганов А.С. Начала инженерного образования в школе. ИВЕ : ййрз://суЬег1етпка.ш/агйс1е/п/пасйа1а-1п7Йепегподо-оЬгагоуашуа-у-зЬко1е (дата обращения: 02.02.2020).
62. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. // Шамова
Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. М.: Владос, 2002. ИВЕ :
ййрз://пазйаисйеЬа.ги/у58944/шамова_т.и.,_третьяков_п.и.,_капустин_н.п._упра вление_образовательными_системами (дата обращения: 15.04.2020).
63. Шаромов Ю. Ю. Современные информационные технологии и ИТ- образование. ИВЕ : ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/з1з1еша-апаП7а-1-Шадпозйк1- ге/нЕаФ (дата обращения: 15.04.2020).
64. Ямбург А.Е. Педагогика нон-фикшн. // Национальный
психологический журнал. 2013. №4(12). ИВЕ : http://npsyj.ru/pdf/npj_no12_2013/npj_no12_2013_11-19.pdf(дата обращения 20.09.2020).
65. Ямбург Е.Я. Школа для всех. // Московский Комсомолец. 2015. №7.
ЦРЕ : https://www.livelib.ru/author/218224-evgenij-yamburg (дата обращения
16.09.2020).
66. Яминский А. В. Инженерная элита России: понятие, концепция и школа совершенствования. ИРЕ : https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya- elita-rossii-ponyatie-kontseptsiya-i-shkola-sovershenstvovaniya (дата обращения 03.03.2020).