ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
СТРАТЕГИЙ КАРЬЕРЫ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Карьера женщин-руководителей: понятие и стратегии
1.2. Характеристика профессиональной карьеры женщин 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА) 33
2.1. Современная практика карьерных стратегий женщин-руководителей
социальных учреждений 33
2.2. Женский стиль руководства 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение 1 66
Приложение 2 78
Приложение 3 88
Приложение 4 95
Приложение 5 106
Основные тенденции изменения современного российского общества приводят к неизбежным трансформациям в сфере труда и занятости - увеличение числа женщин, которые стремятся построить карьеру, достигнуть высших должностных ступеней иерархи в профессии. Но в то же время на фоне беспрецедентного увеличения доли участия женщин и их значимости во всех публичных сферах жизни общества (политической, экономической) за последние десятилетия в трудовой сфере сохраняется гендерная асимметрия и диспропорция.
Опираясь на статистические данные, мы видим, что ситуация в сфере труда и занятости складывается следующим образом: в докладе ООН «Женщины мира 2015: Тенденции и статистика» говорится о том, что женщины в основном заняты в сфере услуг, особенно в образовании, здравоохранении, социальной работе и частных домохозяйствах . Кроме того, женщины зарабатывают в целом меньше мужчин по всем отраслям и профессиям, и их заработная плата составляет от 70 до 90% заработной платы мужчин. Россия соответствует мировым трендам и здесь согласно данным Росстата женщины также заняты преимущественно в сферах услуг, здравоохранения и образования.
Также в последние годы возрос интерес к феномену карьеры, стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера», который был присущ еще три десятилетия назад. Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию своего потенциала, своих возможностей. Карьера сегодня - это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение
известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.
Особняком в научной литературе, посвящённой изучению карьеры, стоят исследования, которые делают акцент на изучении женской карьеры (Е.В. Трофимова, Г.Г. Силласте, А.Е. Чирикова). Актуальность исследования женской карьеры в современном обществе обусловлена проникновением женщин в сферу управления, тем самым значительно повышается масштаб участия женщин в трудовой сфере. Но тем не менее при всем этом женщина, которая сегодня стремится сделать карьеру, часто сталкивается с негативным отношением со стороны общества, так представления о «женщине-матери» и «женщине-жене» остаются сегодня доминирующими в российской реальности. Поэтому изучение карьеры женщин-руководителей и их опыта в совмещении карьеры и семьи, как ролевого конфликта, является важным аспектом изучения социальными науками.
Актуален также и вопрос об изучении карьеры женщин-руководителей в сфере профессиональной социальной работы, так как при общем уровне женщин-руководителей по всем отраслям в 40%, в сфере социальной защиты этот показатель достигает 90%. В России в 2017 году в сфере образования 80% работающих были женщинами, в учреждениях культуры и искусства - 79%, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 81%. Соответственно в этих отраслях наблюдается более высокий показатель включенности женщин в управленческую деятельность. В этой связи возникает вопрос о том, является ли эта сфера привлекательной для женщин, той сферой, где они в полной мере могут реализовать свой личностный потенциал и раскрыть профессиональные и лидерские качества. Или эта самая доступная и низкоконкурентная сфера, которая не привлекает мужчин ввиду её низкой оплачиваемое™ и непрестижности в обществе.
Рассматривая карьеру как борьбу за достижение необходимого социального статуса, положения, актуальным вопросом также является анализ социальных факторов, существующих в современном обществе, которые оказывают влияние на особенности профессиональной карьеры женщин (должностной статус и скорость карьерного продвижения как объективные факторы) и специфические особенности в сфере профессиональной социальной работы.
Исследование особенностей современной карьеры женщин- руководителей может объяснить многие проблемы, которые существуют в обществе и на рынке труда, в частности в сфере профессиональной социальной работы, и также стать основой для разработки рекомендаций по их разрешению.
Объектом научной работы выступает карьера женщин-руководителей, предметом - особенности карьеры женщин-руководителей в сфере профессиональной социальной работы.
Целью магистерской диссертации является выявление специфики женской карьеры в сфере профессиональной социальной работы.
В соответствии с выдвинутой целью задачами работы являются:
1. Провести общий анализ понятия «карьера» и подходы к ее изучению;
2. Выявить актуальные проблемы женской карьеры;
3. Раскрыть и описать особенности женщин-руководителей в сфере профессиональной социальной работы на примере руководителей учреждений социальной защиты города Екатеринбурга;
4. Выявить и проанализировать стратегии карьеры женщин- руководителей в сфере профессиональной социальной работы.
В работе рассматриваются разные подходы к изучению карьеры, в частности, гуманистическая теория А. Маслоу, теория «Я-концепции» Д. Сьюпера.
Анализ карьеры будет проводиться с точки зрения подходов, которые рассматривают карьеру в широком смысле, связывая её с внутренними установками и биографией индивида, что позволит проследить за карьерным путём женщин-руководителей учреждений социальной защиты и описать трудности, с которыми они сталкивались.
Особенности женской карьеры в области профессиональной социальной работы исследованы в трудах Е.Р. Ярской-Смирновой, Г.Г. Силласте, Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников и пяти приложений.
На современном этапе развития общества, когда женщины активно внедряются в сферу деловой активности, карьера для них - это сложное и противоречивое явление. Он означает, что женщина, для того, чтобы реализовать себя, состояться в какой-либо сфере деятельности, должна достичь душевного и материального комфорта через высокий социальный и профессиональный статус и при этом достичь успехов в личной сфере.
В настоящей работе раскрыты социально-профессиональные особенности карьерно-успешных женщин различного возраста, занятых в сфере профессиональной социальной работы. Успешная карьера оказывает влияние на саму женщину, на ее личность, поскольку карьера отражает ее установку на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение. Для женщин-руководителей успех - это не факт занятия руководящего положения, а те возможности самореализации, которое дает это положение. В этом плане сфера социальный защиты предоставляет для женщин реальные возможности.
профессиональной социальной работы имеет свои отличительные характеристики. Во-первых, нет однозначной стратегии карьеры, которая характеризует данную область, все изученные карьерные стратегии респондентов уникальны и практически не имеют схожих черт. Объяснить это можно тем фактом, что социальная работы как профессия еще становилась в то время, когда респонденты пришли в нее.
Во-вторых, особые черты личности и заинтересованность в помощи людям - основные факторы продвижения по карьерной лестнице. Работа за идею. В связи с этим, женщины-руководители проявляют особые черты при управлении персоналом и сохраняют отношения с подчинёнными в рамках «семья на работе».
В сфере профессиональной социальной работы при низких заработных платах сохраняется заинтересованность именно женщин в работе в этой сфере в связи со стабильностью и возможностью совмещать семью и работу.
Для руководителя совмещение карьеры и семьи - сложный процесс, который постоянно нужно контролировать путем удержания баланса. Рабочий день руководителя в учреждении социальной защиты зачастую не нормирован и это создает определенные трудности в простаивании семейных отношений.
Также подтвердилась и другая гипотеза о том, что в социальной сфере подавляющее большинство работников женщины, потому что здесь они могут в большей степени раскрыть свои личностные качества и реализовать свои карьерные установки (на достижение статуса руководителя).
Существование гендерной асимметрии в сфере профессиональной социальной работы объясняется тем, что для женщин эта сфера привлекательна по нескольким причинам - стабильность, гарантированный соцпакет, возможность совмещать работу и семью (руководители-женщины, которых подавляющее большинство в этой сфере чаще идут навстречу в этом вопросе). А иногда эта один из немногих вариантов трудоустройства для женщин, у которых отсутствует опыт работы.
Удалось выявить некоторые стереотипные установки, на наш взгляд. Так, например, женщины в большинстве своем предпочитают демократический стиль руководства, в переговорах они выбирают стратегию - договариваться, а не «продавливать под свои интересы», они в большей степени ориентированы на выполнение конкретных задач и считают важным ориентироваться на личность, ее интересы, готовы идти на уступки ради общего дела.
Изучение опыта современных женщин-руководителей в сфере профессиональной социальной работы и их сложности в работе - это хороший предлог для того, чтобы обратить внимание государства на эту сферу для изменения отношения к данной сфере как второстепенной в обществе, не требующей особых квалифицированных кадров и поднятие престижа данной сферы.
Эти данные могут быть использованы руководителями организаций и специалистами по персоналу в их практической работе, а также применяться в практике консультирования женщин.
В связи с этим представляет интерес такое направление исследований, как изучение социально-психологического климата семей карьерно-успешных женщин, поскольку в таких семьях трансформируется традиционная роль жены и матери, возникают предпосылки для изменения самооценки, возможно, установок у мужчин, с которыми связана судьба преуспевающей женщины, возможен переход к эгалитарным семейным отношениям.
Карьера женщины скажется и на становлении личности ее детей: с одной стороны, успехи матери в осуществлении карьеры имеют для детей социализирующее значение, учат их относиться к человеку (независимо от его пола) как к индивидуальности, обладающей свободой выбора, что позволит им определять свою жизненную стратегию без оглядки на принадлежность к гендеру. С другой стороны, недостаток материнского внимания, ее эмоциональной включенности во взаимоотношения с детьми может сказаться на их личностном развитии, осложнять взаимоотношения с матерью или другими людьми в более зрелом возрасте. В этой связи в ходе исследования появилась проблема, которая может стать дальнейшим продолжением данного исследования - это карьера детей, чьи матери были руководителями, занимали управленческие должности, были ориентированы на карьеру.
1. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. - 2002. - № 5. - С. 60-75.
2. Бурчакова М.А. Гендерная асимметрия в сфере труда в России // М.А. Бурчакова, В.В. Хожемпо / Вестник РУДН, 2015. - №1. - с. 28-36.
3. Гончаров В.И. Менеджмент: учеб.пособие / В.И.Гончаров. - Мн. : Мисанта, 2003. - 624 с.
4. Грищенко А. Первые женщины менеджеры / А. Грищенко // Управление персоналом. — 2011. — № 5. — С. 6-10.
5. Долгушина Т.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Т.Н. Долгушина / Современная школа. - 2015. - С 103
6. Ефимова В. Гендерная дискриминация на российском рынке труда: формы правления, факторы, результаты // Вестник института экономики РАН.
- 2013. - №5. - С.70.
7. Жарких Н.Г. Мотивация карьерной ориентации // Н.Г. Жарких / Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. - Орёл: изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». - 2014 - №4(60). - 361 с.
8. Женщины и мужчины России. 2018: Стат.сб./ Росстат. - М., 2018. - С. 71.
9. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. - С. 442.
10. Здравомыслова Е.А. Проблемы баланса заботы и занятости - синдром
поколения «сэндвич» (9 октября 2013 г.) // 2-я Национальная конференция по старению. Режим доступа: Бйр://2013.адешд-1Ьгит. огд/р-
content/uploads/2014/10/Zdravomyslova.pdf (дата обращения: 05.05.2020).
11. Исупова О.Г. Материнская карьера: дети и трудовые стратегии // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 185-194 (дата обращения: 05.05.2020).
12. Исупова О.Г., Женщины на государственной службе в России: карьера, семья, репродуктивные намерения // О.Г. Исупова, В.В. Уткина / Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - №6. - 69-88 с.
13. Кашина М. А. Женщины на российской государственной гражданской службе: феминизация и воспроизводство гендерной пирамиды // Женщина в российском обществе. - Вып. № 2. - 2009.
14. Киенко Е. В. Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности // Е.В. Киенко, И. С. Морозова / Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - №3. - 69-73 с.
15. Колбасин В.Н. Педагогические условия формирования карьерных ориентаций у женщин, занятых в социальной сфере // В.Н. Колбасин / Современные исследования социальных проблем, 2018. - №11. - с. 128-136.
16. Колесникова А.А. Образ современной женщины-руководителя // А.А. Колесникова / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. Том 6 №6, Часть 2. - С.243.
17. .Коростылева Н. . Гендерное распределение в системе государственной гражданской службы // Н Коростылева / Г осударственная служба. - 2015. - №5 (97).
18. Котоманова О.В. Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины // О.В. Котоманова / Вестник Бурятского государственного университета. - №5. - 2013. - С. 102-106.
19. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
20. Кошарная Г.Б. Проблемы карьерного роста женщин в России и зарубежных странах // Кошарная Г.Б., Тарханова Е.С. / Общественные науки. Социология, 2017 - №2. - с. 126-133.
21. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета,1999 С. 87.
22. Маврина И.А. Эффективность социального учреждения как следствие профессиональных устремлений его сотрудников // И.А. Маврина, В.Н. Колбасин / Профессиональное образование в России и за рубежом, 2018. - №4. - с. 177-181.
23. Марарица Л.В. Феномен гендерного неравенства как фактор карьерного капитала женщины: постановка проблемы // Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Гуриева С.Д. / Психология человека в образовании, 2019 - №1. - с. 44-52.
24. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П. В. Шеметова. -М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. -312 с. (дата обращения: 20.04.2019).
25. Маслоу А. Г. Мотивация и личность; пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с. (дата обращения: 20.04.2019).
26. Макклелланд, Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007 665 с.
27. Мельникова Н.Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика // Н.Н. Мельникова / Вестник ЮУрГУ, 2016. - №3. - с. 76-86.
28. Мусина-Мазнова Г.Х. Зарубежные и отечественные подходы к изучению понятия «карьера» // Г.Х. Мусина-Мазнова / Вопросы психологии и воспитания. - Москва. - 2016. - 98-105 с.
29. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с. - С. 13. (дата обращения: 20.04.2020).
30. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022
годы [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/6fbee78a-1500964810.pdf (дата
обращения: 20.04.2020).
31. Невежина М.В. Гендерная дискриминация в сфере труда: опыт борьбы на международном уровне // М.В. Невежина / Журнал зарубежного законодательтва и сравнительного правоведения, 2018. - №3. - с. 187-192.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // ИТИ Технологии, 2008.
- С. 645
33. Ожигова Л. Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии (на материале педагогической профессии): дис. канд. психол. наук [Текст] / Л. Н. Ожигова. - Краснодар, 2000.
34. Пачколина Е.Н. Исследование социально-психологических барьеров, препятствующих построению карьеры современных женщин // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2013. - С.25.
35. Приложение (в разрезе субъектов Российской Федерации) к сборнику «Женщины и мужчины России. 2016» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B16_50/Main.htm(дата обращения: 16.04.2020).
36. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие / М. : Академия, 2008. -С 85. (дата обращения: 16.04.2020).
37. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2018 - 694 с.
38. Роткирх А., Темкина А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Российский гендерный порядок: социологический подход. - СПб.: ЕУСПб, 2007 - 169—200 с.
39. Рощин С.Ю. Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике // С.Ю. Рощин, С.А. Солнцев.
— М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 52 с.
40. Савинская О.Б. Баланс работы и семьи: стратегии совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающими матерями в Москве// Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Том XVI. - № 2 (67).
41. Свергун О. Управление персоналом: гендерный подход / О. Свергун // Справочник по управлению персоналом. — 2012. — № 6. — С. 21-25.
42. Ситникова В.В. Кадровая феминизации профессии социальная работа // Инновационная наука / №4. - 2017. - С 187.
43. Соколова А.С. Профессиональна карьера и подходы к ее исследованию отечественными и зарубежными авторами // А.С. Соколова / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №3. - 99-108 с.
44. Сокор Е.М Проблема ролевого конфликта карьерно-ориентированных
женщин в современном обществе [Электронный ресурс] // Е.М. Сокор, Е.Н Жорникова / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-
rolevogo-konflikta-karierno-orientirovannyh-zhenschin-v-sovremennom- obschestve (дата обращения: 25.05.2019).
45. Ткач Д. А. Профессиональная карьера современной молодежи : дис. ... канд. социол. наук // Д. А. Ткач. — Саратов,2004. — С. 71.
46. Трофимова Е.В. Особенности профессионального становления женщины-руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности / Под. ред. Ю.В. Синягина, И.В. Калинина. Ульяновск, 1997.
47. Ушаков Д.В. Проблема понятия профессионально-статусной самореализации // Вестник КемГУ. - 2016. - №2. - С. 43.
48. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления / Т.П.Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2011. — № 2. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.cfin.ru/ press/management/2011-2/hohlova.shtml (дата обращения: 2504.2019).
49. Цариценцева О. П., Чеховская М. Н. Социально-демографические характеристики женщин, ориентированных на карьеру разного типа // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 1. С. 152-163. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-152-163.
50. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / А.Е. Чирикова. — М. : Институт социологии РАН. — 2010. — 30 с.
51. Чиркова А. Существует ли женский стиль руководства и какой он // Социологические исследования . -2010.
52. Чернова Ж.В. Баланс семьи и работы: политика и индивидуальные стратегии матерей // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3. С. 295-308 (дата обращения: 05.05.2020).
53. Шевелева А.М. Профессиональная карьера: психологические аспекты и гендерный подход / А.М. Шевелева. — М. : Юрайт, 2012 — 132 с.
54. Эксакусто Т.В., Чередниченко М.О. Особенности ценностных и карьерных ориентаций женщин с разной гендерной идентичностью // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8362(дата обращения: 26.03.2019).
55. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социол. исслед. - 2001. - № 5. - С.89.
56. Reskin B. Rethinking Employment Discrimination // Social Stratification. Class, Race and Gender in Sociological Perspective 4th Ed / Ed. by D. B. Grusky. Boulder: Westview press, 2014. P. 849-857.
57. Super D. The Psychology of Careers: An introduction to vocational development / D. Super. - New York: Harper. - 1957.
58. The World's Women 2015: Trends and Statistics. New York: United Nations,
Department of Economic and Social Affairs, Statistics Division. Sales No. E.15.XVII.8. P.87. // URL:
http ://unstats .un.org/unsd/gender/downloads/WorldsWomen2015_report.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
59. Dawn M.D. Integrated motherhood: beyond hegemonic ideologies of motherhood / Journal of Marriage and Family. Vol 78/- P. 180-196. (дата обращения: 05.05.2020).